Зонирование территории
Зонирование территорий
Зонирование территорий
Зонирование территории — это ее разграничение с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования.
Особое распространение зонирование территории получило в западноевропейских странах, США и Канаде, где зоны определяют основные направления развития землепользования на перспективу.
Зонирование территории осуществляют на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.
Решения по зонированию территории принимают, исходя из следующих основных принципов в комплексной ее организации:
ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию;
установления научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий и местностей с ценным историко-культурным наследием и создания необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры;
четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного, природоохранного назначения и урбанизированных территорий с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования;
охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
рационального использования природных ресурсов; обеспечения наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства.
В состав земель поселений, например, могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым;
общественно-деловым;
производственным;
инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным;
сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Материалы по зонированию территории изготавливают в составе текстовой и графической частей.
В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и т. п.
Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из установленных зон.
Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть:
для территории субъектов Российской Федерации — 1: 100 ООО… 1:250 ООО;
административных районов — 1: 250 ООО… 1: 50 ООО;
территории муниципальных образований, находящихся в границах административных районов, — 1: 10 ООО… 1: 25 000.
Схемы зонирования поселений в соответствии с градостроительными требованиями в зависимости от размера территории утверждают постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления.
Размещают объекты промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и рекреакционного строительства, объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, устанавливают режимы использования территорий, планируют использование земель в соответствии с установленными зонами.
Изменение форм собственности на землю, куплю, продажу и аренду земельных участков, установление платы за землю осуществляют, соблюдая требования зонирования территорий и режим использования земель.
Зонирование представляет собой деятельность по разделению территории муниципального образования на зоны, с установлением для каждой из них правового режима градостроительного использования — градостроительного регламента; градостроительное зонирование материализуется в правилах землепользования и застройки.
Функциональное зонирование земель, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации, устанавливает категорию земель, но не регламентирует целевое использование земель и земельных участков, и. поэтому, не позволяет создавать условия для устойчивого развития территорий муниципальных образований, требуя большей детализации. Эта задача решается в процессе территориального зонирования земель муниципальных образований.
Территории муниципальных образований предназначены прежде всего для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности проживающего на этих территориях населения.
Управление территориями муниципальных образований, обеспечение их рационального развития возможно только в случае профессионально выполненного территориального зонирования. Для этого в каждом муниципальном образовании должен быть разработан и утверждён специальный градостроительный документ — правила землепользования и застройки. Этот документ является нормативным актом муниципального уровня, то есть разрабатывается, согласовывается и утверждается под непосредственным контролем органов местного самоуправления, без участия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Порядок разработки, согласования и утверждения правил землепользования и застройки, их содержание, устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки обязательно должны содержать: зонирование территория градостроительный землепользование
- * порядок их применения;
- * карту градостроительного зонирования, то есть графическое изображение территориальных зон на топографической подоснове соответствующего масштаба;
- * градостроительные регламенты.
Зонирование как способ правового воздействия на земельные отношения изначально начал применяться в градостроительной деятельности для регулирования застройки населенных пунктов. Считается, что впервые он был применен в США, где зонирование территорий стало осуществляться на местном уровне и заключалось в подразделении различных видов землепользования и установлении их общественно значимых параметров путем выделения на территории административных единиц целевых зон землепользования, установления в их границах соответствующего правового режима и контроля за его соблюдением. Еще в 1924 г. для распространения зонирования и обеспечения единообразия статутного права Департамент торговли США разработал и издал модель уполномочивающего закона штата по зонированию (Standart State Zoning Enabling Act). Через год 11 штатов приняли уполномочивающие статуты по зонированию, а в начале 30-х годов XX в. большинство штатов наделили местные органы самоуправления, главным образом городских поселений, полномочиями по зонированию. Нормативные акты местных органов самоуправления по зонированию (ордонансы) были обращены непосредственно к частным лицам и устанавливали их права и обязанности по использованию находящейся в границах данной зоны земельной собственности. В ордонансе приводится исчерпывающий перечень разрешенных в данной зоне видов землепользования (от строительства завода до размещения рекламных щитов). Все виды землепользования делятся на разрешенные по праву и условные, осуществляемые только при получении специального разрешения администрации. За нарушение правового режима зон устанавливается юридическая ответственность в виде денежного штрафа или лишения свободы на срок от нескольких дней до одного года. Таким образом, с помощью зонирования в США стал устанавливаться конкретный правовой режим земельных участков в населенных пунктах, за нарушение которого предусматривалась юридическая ответственность.
В дальнейшем, помимо урбанистического зонирования (в городских населенных пунктах), стало развиваться сельскохозяйственное и экологическое зонирование.
Но в России, начиная с советского периода, зонирование территорий стало не самостоятельным способом установления правового режима земель, а, как правило, дополнительным по отношению к делению земель на категории. Действующее законодательство предусматривает в основном зонирование территорий для дифференциации правового режима земель отдельных категорий, например: населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и др.; а также для установления специальных правовых режимов определенных территорий в целях выполнения специальных функций (охранных, экологических и др.) в виде зон с особыми условиями использования.
Земельный кодекс РФ устанавливает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1).
В настоящее время отсутствует общее правовое регулирование деятельности по зонированию территорий, как и единая законодательная терминология в данной сфере. В разных нормативных правовых актах, прежде всего в федеральных законах и законах субъектов РФ, термин «зонирование» применяется по отношению к разным объектам для достижения различных целей.
Например:
- — в ЗК РФ, как было показано выше, предусмотрено зонирование территорий для уточнения правового режима земель без установления видов, оснований и порядка такого зонирования;
- — нормы ГрК РФ регулируют деятельность по градостроительному зонированию территорий поселений, в результате которого в границах поселений устанавливаются территориальные зоны с определенными видами разрешенного использования земельных участков.
Вывод
В заключение необходимо сказать о том, что острота, сложность и комплексность вопросов зонирования территорий требуют осторожно подходить к правовой регламентации соответствующих отношений. Однако это обстоятельство не должно расцениваться как оправдание «законодательного долгостроя». От того, насколько оперативно и грамотно в РФ будут внедрены современные подходы к определению правового режима земель, прямо зависит проблема формирования цивилизованных механизмов управления земельными ресурсами. Мировая практика показывает, что на современном этапе лучше зонирования территорий нет способа обеспечить рациональное использование и охрану земель.
Список используемой литературы
Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее использования
Дифференциация территории города на структурные зоны, обладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типологическими особенностями, — свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип выделения территорий города, выполняющих однотипные функции.
На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифференциации во времени и пространстве основных функций жизнедеятельности человека: работы, жилища и отдыха. Это нашло свое отражение В методике функционального зонирования территорий, которая в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* предполагает деление города на три основные зоны: селитебную, производственную, ландшафтно-рекреационную (рис. 1.1). В единое целое эти зоны связывает система транспорта.
Селитебная зона (зона расселения населения) — территориальное пространство, предназначенное для реализации бытовых функций населения. В ней размещаются жилищный фонд, общественные здания и сооружения, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.
Основными элементами селитебной территории являются:
— жилые микрорайоны и кварталы;
— участки учреждений и предприятий обслуживания внемикрорайонного значения;
— зеленые насаждения общего пользования внемикрорайонного
значения;
-улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.
Производственная зона предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры
Рисунок 1.1 – Функциональные зоны города
сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений. В составе производственной зоны обычно выделяют подзоны (районы):
— промышленные;
— научные и научно-производственные;
— санитарно-защитные;
— коммунально-складские.
Промышленное производство часто создает неблагоприятные санитарно-гигиенические и экологические условия как на самой территории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение предприятий в жилых кварталах или в зонах обслуживания населения.
С целью защиты населения города от производственных выбросов между промышленным районом и жилой застройкой формируется санитарно-защитная зона. При размещении промышленных предприятий важными являются санитарно-гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на размер санитарно-защитных зон, условия формирования промышленных районов и всей структуры города.
Коммунально-складская зона формируется для размещения складов торговых организаций; предприятий по обслуживанию транспортных средств (трамвайных депо, троллейбусных и таксомоторных парков, парков уборочных машин и др.); предприятий бытового обслуживания (например, фабрик-прачечных и фабрик химической чистки); снабженческо-сбытовых баз и складов материально-технического снабжения.
Ландшафтно-рекреационная зона — зона, в которой находятся места массового отдыха населения, крупные массивы зелени, курортные территории и районы охраняемого ландшафта.
Городская территория включает в себя также прочие земли,где размещают питомники, кладбища, отдельные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего транспорта, полигоны по обезвреживанию бытовых отходов, земли для ведения сельского хозяйства и др.
В чистом виде перечисленные функциональные зоны, особенно селитебные и производственные, создаются редко. В большинстве видов тип зоны формируется по преимущественному размещению объектов определенного функционального значения. При формировании этих зон запрещается предусматривать в них объекты, содержимое размещение которых не допускается санитарно-гигиеническими и противопожарными и техническими правилами.
При проектировании городов важное значение имеет правильное взаиморазмещение функциональных зон. Например, селитебная зона должна занимать в городе наиболее благоприятные участки – сухие, повышенные, хорошо инсолирумые, приближенные к зеленым ивам и водоемам. По отношению к промышленной зоне селитебные территории следует располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.
Коммунально-складские районы желательно приближать к прошенным районам города, используя неудобные и ограниченно пригодные для строительства земли и санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Ландшафтно-рекреационную зону целесообразно формировать на участках, имеющих естественное озеленение и водоемы, с учетом возможности обеспечения их удобными транспортными связями.
Особая роль при этом отводится пригородной зоне как территории, предназначенной в значительной мере для отдыха населения. Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью. Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивают подобные транспортные связи с общегородским центром, жилыми и промышленными районами. Грузовые железнодорожные станции размещают за пределами селитебной территории.
Правильное функциональное зонирование территорий по сравнению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества. Экономические заключаются в возможности экономии городских территорий, в уменьшении расхода средств на строительство инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий. Социальные преимущества проявляются в сохранении и уменьшении нагрузки на природную среду города, в улучшении условий проживания населения за счет повышения удобств при пользовании транспортом и объектами культурно-бытового обслуживания.
Градостроительная практика конца XX — начала XXI вв. показала, что реальный процесс функционирования крупных развивающихся городов не укладывается в рамки «классического» функционального зонирования.
Во-первых, в настоящее время наблюдается, а в будущем ожидается еще более резкое увеличение занятости населения в сфере управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам. Поэтому становится все труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной зоне города. Она охватывает и промышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города. Жилые кварталы быстро насыщаются сетью учреждений обслуживания; объекты деловой застройки постепенно внедряются в состав жилой застройки.
Во-вторых, догматическое применение функционального зонирования территории города породило спальные районы и вымирающие к вечеру промышленные зоны. При этом наблюдается отрицательная реакция населения обособленных жилых кварталов на замкнутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функционирующих мест города.
Жесткий функционализм, некогда явившийся новаторским прорывом к пониманию города как целостной социально-экономической системы, в настоящее время претерпевает явный кризис. Построение функциональной структуры города на основе однозначно фиксированной в пространстве схемы «работа — жилище — отдых» представляется в настоящее время многим специалистам недопустимым анахронизмом, особенно в крупных и крупнейших городах.
Основная тенденция развития современного градостроительства состоит в отказе от функционального зонирования территории общегородского центра и четкого определения границ функциональных зон, переходе к созданию многофункциональных комплексов, которые несут все функции, присущие городу: жилье, работа, отдых, общественное обслуживание.
Основные виды зонирования территории города.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной противопожарной службы
Кафедра: «Экологическая безопасность»
Дисциплина: «Мониторинг среды обитания»
Реферат
на тему:
«Функциональное деление территорий городов. Требования к качеству почв и земель в зависимости от функциональной принадлежности урбанизированных территорий»
Выполнил:курсант учебной группы 2615
рядовой гражданской защиты
Тасбулатов Р-Ж.Д.
Проверил:Начальник кафедры экологической безопасности
кандидат биологических наук,
подполковник внутренней сл.
Наместникова О. В.
Москва 2018
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Основные виды зонирования территории города…………………………..4
3.Функциональное деление территорий городов……………………………..6
4. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв территории населенных мест………………………………………………………………..10
5. Оценка качества почвы………………………………………………………11
6. Рекомендации по использованию почв…………………………………….14
7.Заключение……………………………………………………………………
8. Список литературы…………………………………………………………..
Введение
Зонирование территории города позволяет создать продуманное и удобное для жизни пространство, рационально поделенное на части. Сегодня на функциональные зоны делят все города в мире. Проводя зонирование территории города, специалисты всегда учитывают ее тип и назначение и именно эту информацию берут за основу при разделении.
Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее использования
Дифференциация территории города на структурные зоны, обладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типологическими особенностями; — свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип выделения территорий города, выполняющих однотипные функции.
Под зонированием земель поселений понимается деление земель городских и сельских поселений по их целевому использованию и функциональному назначению, согласно которому правовой режим использования земель определяется принадлежностью к той или иной функциональной зоне, а также деление земель в пределах функциональных зон на территориальные зоны (подзоны) с установлением разрешенного использования земельных участков в пределах каждой из них.
Целью зонирования земель поселений является:
1. определение общих принципов и порядка дифференциации земель поселений для установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков (земельно-имущественного комплекса);
2. создание условий для устойчивого развития территории на основе Генерального плана, улучшения качества окружающей среды и сохранения объектов культурного наследия;
3. создание предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации правовых условий для планировки территорий;
Основные виды зонирования территории города.
I. Градостроительное зонирование – это разработка обязательных к выполнению требований относительно функционального использования, застройки и создания ландшафта в планировочных районах и кварталах во всех городских зонах. По ГК РФ, градостроительное зонирование – это деление территорий Московской области на зоны. Зонирование территории города выполняют, чтобы выделять участки и устанавливать для них градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования красными линиями обозначают границы, формируя отдельные зоны. Красные линии в узком понимании – это границы застройки. В более широком – границы общих территорий и участков земли (действующие в данный момент, запланированные, изменяемые, заново выделяемые). На данных территориях и участках могут находиться линии связи и электропередачи (включая линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные линии и аналогичные объекты (далее именуются линейными). У красных линий должен быть определенный юридический статус, соответствующий юридическому статусу генплана как закона развития городской территории. При прохождении красной линии (линии, ограничивающей застройку; линии застройки, полос отвода железных дорог) через участок земли последний делят на два участка. Этим двум участкам присваивается разный юридический статус, разный разрешенный режим использования и разные кадастровые номера. Когда выполняется зонирование территории города, выделяют: функциональные зоны (выделяют участки с примерно одинаковым функциональным назначением); строительные зоны (плотность застройки на каждом участке едина, как и высота объектов); ландшафтные зоны (территории делятся в зависимости от вида и назначения природных зон).
II. Функциональное зонирование территории города. У каждой выделенной зоны – свое функциональное назначение. На функциональных участках могут располагаться природные, жилые, производственные и общественные объекты. Функциональное зонирование территории города ставит перед собой главную задачу – сохранять баланс интересов физических и юридических лиц, распоряжающихся и пользующихся той или иной зоной. Любое городское пространство условно можно поделить на следующие территории:
1. Селитебная территория является частью планировочной структуры городского пространства, куда входят: жилые районы и микрорайоны; общественно-торговые центры, улицы, проезды, магистрали; объекты озеленения. Селитебная зона может служить местом для размещения отдельных промышленных и коммунальных объектов, не предполагающих создания санитарно-защитных участков.
2. Производственная территория, также выделяемая при зонировании. На ней обычно размещают предприятия в сфере промышленности и подобные объекты, научные учреждения и сопутствующие им опытные производства, коммунально-складские объекты, пути пригородных и внегородских сообщений, сооружения внешнего транспорта.
3. Ландшафтно-рекреационная территория. Служит местом для размещения водоемов, городских лесов, лесопарков и лесозащитных зон, земель сельхозназначения и других территорий, соединяющихся с парками, скверами, садами и бульварами на селитебных территориях и образующих открытые пространства. Функции территорий определяют Земельный и Градостроительный кодексы РФ. Государственный земельный кадастр включает в себя информацию о границах функциональных зон. Каждый участок наделен индивидуальным кадастровым номером. Существует также кадастр градостроительных документов со сведениями о сооружениях, зданиях, инженерных коммуникациях и т. д. На основе выделенных в генплане территорий с разным функциональным назначением и ограничениями на пользование разрабатывают правила для каждой. При этом выделяют следующие зоны: жилые, где располагаются социальные, коммунально-бытовые, жилые объекты с разным количеством этажей, стоянки для автомобилей, гаражи и другие сооружения, связанные с проживанием людей; общественно-деловые, созданные для размещения медицинских, культурных, торговых учреждений, объектов общепита, предпринимательства, профобразования, деловых, финансовых и иных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность людей; производственные, в которых находятся производственные учреждения с разными нормативами влияния на внешнюю среду. Производственные зоны служат также местом для размещения складских, коммунальных, транспортных и объектов оптовой торговли; инженерной и транспортной инфраструктуры, в которых размещают промышленные, коммунальные и складские объекты, сооружения, транспортные коммуникации; рекреационные – это территории, где располагаются городские леса, скверы, парки, пруды, пляжи, водохранилища и другие зоны туристического назначения, а также участки, подходящие для отдыха, занятий спортом и физкультурой.сельскохозяйственные зоны, в которых размещены сельскохозяйственные угодья, объекты сельскохозяйственного назначения, садоводческие объекты и дачи; специальные и иные зоны с особым научным, природоохранным, эстетическим и другим ценным значением; в данную категорию также входят территории, где располагаются кладбища, объекты захоронения ТБО, скотомогильники, военные объекты.
III. Строительное зонирование. Для каждой зоны устанавливают пределы и плотность застройки. Это могут быть участки малоэтажной застройки с высотой объектов не более 15 м, среднеэтажной (не больше 35 м) и многоэтажной (более 35 м). IV. Ландшафтное зонирование. Относительно каждой зоны устанавливают пределы участков застройки, естественных и искусственных покрытий. К естественным относят растения и водные участки, к искусственным – вымощенные зоны. Каждая планировочная зона включает в себя строительную, ландшафтную и функциональную территорию. Выполняя зонирование территории города, специалисты уделяют повышенное внимание разделению пространства с функциональной точки зрения.
Принципы зонирования территории промышленного предприятия
Территорию промышленного узла следует разделять на зоны общественного центра, площадок предприятий и общих объектов вспомогательных производств и хозяйств.
По функциональному использованию на площадке предприятия могут быть выделены следующие зоны:
- • предзаводская (размещается за пределами ограды или условной границы предприятия);
- • производственная;
- • подсобная;
- • складская.
Деление на зоны допускается уточнять с учетом конкретных условий строительства.
Предзаводская зона служит для размещения заводских вспомогательных зданий, лабораторий научно-исследовательских подразделений, проходных, стоянок транспорта предзаводской площади (табл. 21.2).
Таблица 21.2
Размеры предзаводских зон предприятий
Примечание. При трехсменной работе предприятия следует учитывать численность работающих в первой и во второй сменах.
Предзаводскую зону предприятия следует размещать со стороны основных подъездов и подходов работающих на предприятии (в увязке с градостроительными требованиями). Открытые площадки для стоянки легковых автомобилей проектируют в соответствии с главой СНиП 2.07.01-89.
Проходные пукты предприятий следует располагать на расстоянии не более 1,5 км друг от друга, а в северной строительно-климатической зоне – не более 1 км. Расстояние от проходных пунктов до входов в санитарно-бытовые помещения основных цехов, как правило, не должно превышать 800 м (в климатических подрайонах IA, 1Б, ΙΓ и ПА – 300 м, а в IV климатическом районе – 400 м). При больших расстояниях от проходных до наиболее удаленных саиитарно-бытовых помещений на площадке предприятия надлежит предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт.
Производственная зона служит для размещения производственных основных и вспомогательных цехов. На площадках промышленных предприятий следует предусматривать минимально необходимое число зданий. Производственные вспомогательные и складские помещения следует объединять в одно или несколько крупных зданий Размещение отдельно стоящих зданий допускается только при технико-экономическом обосновании или технологической необходимости.
Расстояния между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий и сооружений и не менее величин, соответствующих противопожарным требованиям.
Подсобная зона предназначена для размещения энергетических объектов и инженерных коммуникаций.
Складская зона служит для размещения складов и транспортных зданий. Пожарные депо надлежит располагать на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования. При этом выезды из депо должны быть расположены так, чтобы выезжающие пожарные машины не пересекали основных потоков транспорта и пешеходов.
Взаимное расположение зон должно соответствовать характеру связей между ними. Здесь особое внимание уделяется организации передвижения людских и грузовых потоков. Людские потоки изолируют от грузовых, а их пересечение организуется в разных уровнях.
Выработан определенный порядок расположения зон: предзаводская – производственная – складская – подсобная.
На крупных предприятиях часто практикуется зонирование по вертикали:
- • наземная зона – пути движения людей и грузов;
- • надземная зона – здания;
- • подземная зона – склады и некоторые цеха.
На предприятиях со сложной структурой пути движения людей могут быть организованы во всех трех зонах с использованием пешеходных тоннелей и пешеходных галерей.
Схема транспорта промышленного узла должна предусматривать:
- • совмещение транспортных сооружений и устройств для различных видов транспорта (например, совмещенные автомобильные и железнодорожные мосты и путепроводы);
- • использование сооружений и устройств, проектируемых для других целей (например, дамб водохранилищ и плотин), под земляное полотно и искусственные сооружения железных и автомобильных дорог;
- • возможность последующего развития схемы внешнего транспорта.
Статья 12. Проектное функциональное зонирование территории. Мероприятия по оптимизации функционального зонирования
Статья 12. Проектное функциональное зонирование территории. Мероприятия по оптимизации функционального зонирования
Генеральный план — это документ долгосрочного стратегического планирования. Масштабы его прогнозируемого, планируемого развития определяются масштабами роста объемов строительства жилья, производственных и иных объектов. Масштабы предполагаемого строительства, реконструкции определяются посредством функционального зонирования. Разработанное в составе Генерального плана зонирование базируется на выводах комплексного градостроительного анализа, учитывает сложившуюся планировочную структуру города, особенности использования существующих земель.
Функциональное зонирование территории города является одним из основных инструментов регулирования градостроительной деятельности. Зонирование устанавливает рамочные условия использования городской территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности в части функциональной принадлежности, плотности и характера застройки, ландшафтной организации территории (Приложение 1. Генеральный план. (Основной чертеж) М 1:25000).
К основным функциональным зонам, выделенным в Генеральном плане городского округа — город Камышин, относятся:
— жилые зоны — зоны застройки домами различных строительных типов в соответствии с этажностью и плотностью застройки: зоны застройки много и малоэтажными жилыми домами, зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
— общественно-деловые зоны — зоны, предназначенные для размещения объектов делового, общественного, коммерческого назначения, объектов здравоохранения и социальной защиты, объектов высшего и среднего профессионального образования, объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
— производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур — зоны производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду и зоны размещения объектов транспорта и инженерной инфраструктуры;
— зоны сельскохозяйственного использования — зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные угодья, объекты дачного хозяйства, садоводства;
— зоны рекреационного назначения — городские парки, скверы, бульвары; лесопарки, зоны отдыха и туризма, спортивные комплексы и сооружения;
— зоны специального назначения — кладбища, полигоны твердых бытовых отходов (далее по тексту — ТБО) и др.;
— зоны перспективного градостроительного развития — зоны жилой застройки, общественно-деловой застройки, производственных объектов;
— зоны прочих городских территорий — озеленение специального назначения, прочие городские территории.
При разработке предложений по проектному функциональному зонированию территорий в Генеральном плане предусматривается:
— преемственность в функциональном назначении сложившихся территориальных зон, если это не противоречит нормативным требованиям экологической безопасности, эффективного и рационального использования территорий;
— размещение нового жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры на экологически безопасных территориях с предварительным комплексом работ по инженерной и инфраструктурной подготовке территории;
— реконструкция и модернизация территорий, освоение новых свободных территорий;
— развитие системы городских центров;
— увеличение площади рекреационных зон в структуре территории города, формирование спортивных и парковых зон, организация рекреационных зон вдоль реки Камышинки, Волгоградского водохранилища;
— формирование линейных общественно-деловых зон вдоль главных магистралей, увеличение многофункциональных зон;
— изменение функционального назначения ряда производственных объектов и развитие на этих территориях жилых, производственно-деловых и коммерческих функций;
— резервирование территорий для перспективного градостроительного развития.