Заповедник определение
Что такое заповедник ??
Как работают поперечно полосатые мышцы, расположенные в стенках мочевыводящих путей. Произвольно или не произвольно??? Больная Т., 27 лет, направлена в МГК по поводу бесплодия в 5-летнем браке. Выяснено, что у женщины никогда не было менструаций. При обследовании обнар ужено: рост 142см, вес 50 кг, короткая шея с крыловидными складками. Искривление ключиц и позвоночника. На лице, туловище и конечностях большое количество пигментированных родинок, Низкий рост волос на шее сзади. Молочные железы недоразвиты, соски ихрезко втянуты. Половое оволосение скудное. Интеллект не нарушен. При гинекологическом обследовании определяется очень маленькая, недоразвитая матка. Дерматоглифика с грубыми патологическими знаками. Половой хроматин (тельца Барра) в буккальном соскобе не обнаружен, В родословной случаев низкорослости и бесплодия не известно. ответить на во письменно.1.Какой диагноз можно поставить женщине?2.Какой можно ожидать у нее кариотип?3.Какие признаки являются решающими в постановке диагноза?4.Составить план беседы о роли МГК в планировании здоровой семьи Помогите по биологии учебник пономарев СРОЧНО !!!! 1. Характеристики группы проводящих тканей Цветковых. 2. Характеристики группы основных тканей Цветковых. Проблемные задания: 3. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растений, когда их рост замедляется? Пожалуйста, срочно надо! 1. Определите среду и место обитания растения или животного, предложенного вам для исследования (кактус, крот, белый медведь , , лягушка, аист, осётр). 2. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Полученные данные занесите в таблицу. 3. Сделайте вывод Види кісток: а)Довгі ,короткі , б)нерухомі ,напіврухомі, рухомі в)відвідні, привідні, г) тонкі ,середні ,широкі Речовина слини, яка знешкоджує мікроорганізми -це а) вмілаза б) муцин в) лізоцим г)мальтаза Тканина, яка утворює скелет людини: а)епітеліальна, б)сполучна, в)основна, г)м’язова Допоможіть будьласка …. Помогите пожалуста!!!
Значение слова «Заповедник»
В словаре Ожегова
ЗАПОВЕДНИК, -а, м. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Государственный лесной з. Бобровый з. Пушкинский з. Музей-з.
В словаре Ефремовой
Ударение: запове́дник м.
- Неприкосновенный участок земли или водного пространства, где сохраняются и оберегаются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники и т.п.
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
заказник, сафари, заповедчик, резерват
В словаре Энциклопедии
участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 1994) ок. 90 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности. См. также Биосферный заповедник, Национальный парк.
В словаре Синонимы 4
заказник, резерват, сафари
В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня
запове́дник,
запове́дники,
запове́дника,
запове́дников,
запове́днику,
запове́дникам,
запове́дник,
запове́дники,
запове́дником,
запове́дниками,
запове́днике,
запове́дниках
Похожие слова
Заповедный Заповедность Заповедные лета
Основные типы особо охраняемых природных территорий
Согласно Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» (статья 3), к природно-заповедному фонду Украины принадлежат:
— природные территории и объекты — природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища;
— искусственно созданные объекты- ботанические сады, дендрологические парки, зоологические сады, парки-памятники садово-паркового искусства.
Как отмечалось ранее, среди наиболее эффективных форм охраны биологического разнообразия особое место принадлежит природным заповедникам, представляющим типичные зональные ландшафты. На этих ценных природных территориях строго охраняются разнообразные экосистемы, редкие и исчезающие виды растений и животных. На Украине государственные заповедники выступают в роли региональных научно-исследовательских и организационных центров по охране природы, в которых основным направлением научных исследований является постоянное слежение за динамикой экосистем региона с целью контроля, оценки и прогноза состояния природной среды.
Природные заповедники- это природоохранные, научно-исследовательские учреждения общегосударственного значения, которые создаются с целью сохранения в природном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучения природных процессов и явлений, которые происходят в них, разработки научных мер охраны окружающей природной среды, эффективного использования природных ресурсов и экологической безопасности.
Функции природных заповедников:
— сохранение природных комплексов и объектов на их территории;
— проведение научных исследований и наблюдений за состоянием окружающей природной среды;
— разработка на основе научных исследований природоохранных рекомендаций;
— распространение экологических знаний;
— содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области окружающей природной среды и заповедного дела.
Природные заповедники издавна считаются эталонами природы. Поэтому, при их организации все охраняемые территории и объекты изымаются из хозяйственного использования с целью сохранения генофонда растений и животных. Эта особенность заповедников позволяет использовать их для природоохранных, эстетических, а также для научных исследований по селекции, генетике, ботанике и другим наукам.
Интересно то, что впервые эталонным участкам было отведено должное внимание в лесном хозяйстве, где они получили название «нормальных насаждений». Кроме того, заповедники использовались для эталонирования почв. С помощью исследований определяли скорость утраты гумуса у почв и другие физико-химических свойства. Это позволило установить направление современных почвенных процессов. И в настоящее время значимость заповедных биогеоценозов трудно переоценить. Тем более, что они являются объектами для исследования связей между видами и других наблюдений. Так, в 40х годах ΧΧ в А.Н.Формозов предложил вести программу «Летописи природы». Она предусматривает регистрацию систематизированных наблюдений за динамикой природных процессов. В результате, накапливаются многолетние непрерывные наблюдения, на основе которых рассчитываются средние многолетние сроки тех или иных явлений и составляются фенологические прогнозы. До настоящего времени работы по ведению «Летописи природы» считаются главным направлением научной работы всех природных заповедников.
Структура и содержание летописи природы (для природных и биосферных заповедников и национальных парков):
1. Общие сведения (территориальная структура и функциональное зонирование).
2. Научные полигоны (пробные площадки).
3. Абиотическая среда (климат, гидрология, рельеф).
4. Растительный мир (флора, растительность.)
5. Животный мир (инвентаризация фауны, количество фоновых видов животных, экологический мониторинг фоновых и редких видов и сообществ).
6. Сохранение видов растений и животных, природных сред, которые занесены в действующие для Украины международные списки (сохранение видов флоры и фауны, природных сред).
7. Календарь природы (ведение календаря природы, феноклиматическая периодизация года).
8. Антропогенное влияние.
9. Анализ результатов и перспективы научных исследований (с обязательной разработкой природоохранных рекомендаций).
10. Участие в выполнении международных конвенций.
11. Особенности текущего года.
Каждый том «Летописей природы» утверждается директором природно-заповедного учреждения, в котором сохраняется оригинал тома, а копии до 1 мая текущего года посылаются в орган, в подчинении которого находится природно-заповедное учреждение, а также в Министерство охраны окружающей природной среды.
Кроме «Летописей природы», природно-заповедные учреждения сосредотачивают свою научную деятельность на разработке специальных тем, связанных с изучением научных основ охраны, возобновления и использования биоразнообразия, а также особо ценных природных комплексов и объектов. В этой связи, огромное значение придается особенностям размещения заповедников в разных природных зонах или горных регионах, а также размерам территории. Вокруг заповедников предусматривается установление охранных зон с защитным режимом охраны от влияния хозяйственной деятельности на окружающих территориях. Эти зоны называются, охраннымиили буфернымии служат своеобразным буфером, гасящим вредные влияния хозяйственной деятельности человека. Земли охранных зон, как правило, остаются в пользовании хозяйственных организаций (прежних пользователей), но хозяйственная деятельность на них ведется таким образом, чтобы не наносить ущерба природе заповедников.
Согласно статьи 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины», на территории природного заповедника запрещается любая хозяйственная деятельность, которая противоречит целевому назначению заповедника, нарушает природное развитие процессов и явлений или создает угрозу вредного влияния на его природные комплексы или объекты.
В природных заповедниках применяется абсолютно-заповедный режим охраны биоты и объектов неживой природы. Следовательно, самовольное посещение заповедников запрещено. Однако, при наличии письменного разрешения администрации природного заповедника на его территории могут находиться заинтересованные лица, но только на участках, ограниченных разрешением. На основную территорию могут быть допущены работники НИИ, и даже студенты ВУЗ, при условии выполнения ими исследовательских работ, утвержденных научным советом заповедника и согласованных с ведомством, которому подчиняется заповедник. На основной территории разрешено также проведение научных экскурсий специалистов в ограниченных размерах (дабы не причинять беспокойство животных и не провоцировать изменение их поведенческих особенностей). Кроме того, в местах посещений могут изменяться химизм и плотность почвы, а также видовой состав растительности, биологическая продуктивность биоценозов. Как следствие, заповедник теряет свое назначение эталона природы в качестве хранителя естественного течения процессов в природных экосистемах.
Безусловно, в основе функционирования природного заповедника лежит научная работа по различным направлениям, таким как, флористика, ботаника, лесоведение, почвоведение, охотоведение, экология. В давние времена, заповедание начиналось с поресурсной охраны природы, однако, в последствие, огромное количество научных работ доказали необходимость комплексной охраны. В это понятие входит изучение природно-территориального комплекса, в целом, а, значит, сочетание исследований: биоценотических и территориальных. На протяжении многих лет организация комплексных стационарных исследований является основным принципом изучения природы заповедников. Результаты многолетних исследований позволяют разрабатывать рекомендации по охране и рациональному использованию компонентной структуры многих ландшафтов. Эти данные публикуются в периодических изданиях и монографиях.
На сегодняшний день в Украине насчитывается 17 природных заповедников, 6 из них в Крыму:
Горганы (Ивано-Франковская область, 1996 г. образования),
Днепровско-Орельский (Днепропетровская область, 1990 г.),
Еланецкая степь (Николаевская область. 1996 г.),
Казантипский (АР Крым, 1998 г.),
Каневский (Черкасская область, 1923 г.),
Крымский (АР Крым,1923 г.),
Луганский (Луганская область, 1936 г.),
Медоборы (Тернопольская область, 1990 г.),
Мыс Мартьян (АР Крым, 1973 г.),
Опукский (АР Крым, 1998 г.),
Полесский (Житомирская область, 1968 г.),
Ровенский (Ровенская область, 1999 г.),
Расточье (Львовская область, 1984 г.),
Украинский степной: (Донецкая область, 1925 г.; Сумская, 1937),
Черемский (Волынская область, 2001 г.),
Карадагский (АР Крым, 1979 г.).
Ялтинский горно-лесной заповедник (АР Крым, 1973 г.).
Каждый из вышеперечисленных природных заповедников, по-своему, уникален. Так, например, Крымский природный заповедник, история которого насчитывает более 70 лет. Расположен он в центральной части гряды Крымских гор. Общая площадь составляет 44175 га. Под охраной находится более 1200 видов растений, обитает 200 видов позвоночных животных.
Помимо горно-лесной части (34563 га) в состав Крымского природного заповедника входит филиал «Лебяжьи острова» (9612 га).
«Лебяжьи острова» — орнитологический заповедник международного значения и представляет собой группу островов в мелководном Каркинитском заливе Черного моря общей площадью 57 га. Самый большой остров имеет длину около 3,5 км. Благоприятные условия (мелководье, достаток растительной и животной пищи в воде) привлекают на острова большое количество водоплавающих птиц (лебедей-шипунов, лебедей-кликунов, уток, куликов, цаплей, чаек), которые находятся здесь под охраной. Их количество составляет более 230, из них 18 — занесены в Красную книгу.
ЗАПОВЕДНИК
Смотреть что такое «ЗАПОВЕДНИК» в других словарях:
-
ЗАПОВЕДНИК — участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно исследовательские учреждения,… … Большой Энциклопедический словарь
-
ЗАПОВЕДНИК — не измененные или малоизмененные человеком природные комплексы, которые навсегда исключаются из хозяйственного использования (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде эталонов природы, ожраны представителей животного и… … Экологический словарь
-
заповедник — заказник, сафари, заповедчик, резерват Словарь русских синонимов. заповедник сущ., кол во синонимов: 11 • божелесье (2) • … Словарь синонимов
-
ЗАПОВЕДНИК — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК … Юридическая энциклопедия
-
ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, территория, иногда включающая внутренние воды и дельты рек, отведенная под изучение и охрану живой природы, естественной среды или геологических особенностей ландшафта. В Великобритании насчитывается несколько сотен заповедников.… … Научно-технический энциклопедический словарь
-
ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, заповедника, муж. (офиц.). Заповедная территория, т.е. находящаяся под особой охраной, под запретом (с целью сберечь редкие породы растений, животных и т.п.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, а, муж. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Государственный лесной з. Бобровый з. Пушкинский з. Музей з. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
-
ЗАПОВЕДНИК — «ЗАПОВЕДНИК», Россия, ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА/КУЛЬТУРА, 1999, цв., 122 мин. Телеспектакль. По мотивам произведения Сергея Довлатова. Записанный и смонтированный спектакль Театра им. Моссовета, который начинал ставить М.Зонненштраль, а после его… … Энциклопедия кино
-
заповедник — ЗАПОВЕДНИК, а, м. Шутл. о каком л. месте (заведении), где много консервативно настроенных людей (обычно о старых большевиках, коммунистах), напр., о санаториях … Словарь русского арго
-
заповедник — Охраняемая территория или акватория, на которой поддерживается в естественном состоянии весь природный или историко архитектурный комплекс и ведутся научные исследования [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя… … Справочник технического переводчика
10 ответов на вопрос — Зачем нужны заповедники и национальные парки?
1. Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира.
2. В заповедниках и национальных парках охраняются участки, имеющие большого значение для сохранения культурного наследия.
3. Охранный режим заповедников и национальных парков обеспечивает чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые ресурсы.
4. Природа заповедников и национальных парков является хранилищем естественного генетического материала (видовое биологическое разнообразие).
5. Сохранение здоровой среды для жизни людей.
6. Заповедники и национальные парки вносят существенный вклад в развитие науки, экологическое просвещение населения, в развитие гражданского общества.
7. Биосферные модели, создаваемые на базе заповедников и национальных парков, демонстрируют возможность развития человечества в гармонии с природой.
8. Привлечение средств для экономики районов, прилегающих к заповедникам и национальным паркам, в первую очередь, развитие экологического туризма, экологических троп и маршрутов, а также инициация программ, сочетающих интересы общества и природы.
9. Территория заповедников и национальных парков — места, где люди могут приобщиться к ценностям первозданной природы, духовным ценностям своей нации и всего человечества.
10. Сети заповедников и национальных парков и система образования – эффективное партнерство для формирования экологической культуры общества.
Статья «Заповедники и национальные парки – история экологического просвещения на ООПТ в России»
Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»
Статья «Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках»
В.М. Захаров, директор Центра экологической политики
Экоцентр Заповедники – всё о национальных парках и заповедниках России, экологическое просвещение и образование.
Для получения подробной информации о программах экоцентра связывайтесь
по телефону 8(495) 626-28-57
или перейдите на сайт Экологического просветительского центра Заповедники
Заповедники и национальные парки России – история экологического просвещения в России.
Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»
Когда была принята в 94-м году целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков. На экологическое просвещение этой программы не было предусмотрено ни копейки. Но в программе строка о развитии экологического просвещения была, и было указано, что это направление должно развиваться при поддержке регионов. Больше других указаний не было. Во всех практически регионах не менее 90 процентов и национальные парки, и заповедники, и местные заказники, и природные парки, проявив активность, получили, в том числе финансовую поддержку от своих властей на эту работу.
Яркие учителя, директора школ, директора заповедников и национальных парков, просвещенцы, даже не являющиеся директорами или заместителями руководителей. Они начинают действовать, когда у них есть на что сослаться. Это серьезный аргумент. Это рекомендательное письмо, с которым ты можешь прийти, не я придумала это все, это рекомендует наша власть делать. А дальше зависит от нашей пробивной силы. Естественно, не каждому удастся, но 90 процентов, 80 процентов сделает. Это уже результат.
С момента выхода Федерального закона об особо охраняемых природных территориях (1995 г.), экологическое просвещение стало обязательной составляющей в деятельности государственных природных заповедников и национальных парков. Была создана Концепция работы этих организаций, подготовлены специалисты. Действовавшая Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных заповедников и национальных парков (1994) способствовала тому, что власти многих российских регионов также активно помогали развитию эколого-просветительской работы на федеральных особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
С 1996 по 2002 годы в период реализации проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации» выделялись крупные гранты на развитие общественной поддержки ООПТ. Более десяти заповедников и национальных парков успешно реализовали модельные школьные проекты, благодаря которым значительно укреплена материальная и организационно-методическая база эколого-просветительской работы со школьниками. Появились визит-центры, новые музеи природы, развивалась сеть экологических троп, просветительских маршрутов. Сегодня все это является необходимой, неотъемлемой частью работы по экологическому просвещению.
Значителен вклад в наращивание эколого-просветительского потенциала на ООПТ зарубежных и международных благотворительных программ и фондов. Например, благодаря финансовой поддержке Института устойчивых сообществ и Агентства США по международному развитию была получена возможность тиражирования удачных примеров работы ООПТ с населением. Способствовали развитию экологического просвещения в заповедниках и национальных парках малые гранты Службы рыбы и дичи США. Ряд проектов, поддержанных Фондом МакАртуров, Фондом Ноу Хау, Фондом национальных парков и другими организациями, также были успешными и вносили свой вклад в формирование в обществе понимания важной роли охраняемых территорий в сохранении биоразнообразия и природного наследия.
Многочисленные методические разработки специалистов ООПТ широко используются в регионах в системе образования. Например, факультативная учебная программа для средней школы «Мир заповедной природы» (Экоцентр «Заповедники», 2001 г.), которая предусматривает изучение школьниками охраняемых природных территорий России и мира, их вклад в сохранение биоразнообразия, а также участие школьников в природоохранных проектах. Программа рекомендована Российской Академией образования для использования в школах России. Экопросветители заповедников и национальных парков внедряют ее в школах, с которыми сотрудничают.
В заповедной системе появилась целая плеяда ярких, талантливых специалистов, которые становятся основателями «школы заповедных просветителей». Вот только несколько имен — это Алла Гудым (Водлозерский Национальный парк), Ольга Хохрякова (Лазовский заповедник), Александр Егоров (Воронинский заповедник), Марина Зюзина (Национальный парк «Плещеево озеро»), Александр Губернаторов (Национальный парк «Самарская лука»), Ирина Цветкова (Себежский Национальный парк), Наталья Мех (Астраханский заповедник), и другие, чей опыт сегодня широко используется в системе ООПТ.
С 2000 года начало развиваться детское и молодежное Движение «Друзья заповедных островов», которое родилось на учебных семинарах Экоцентра «Заповедники». Теперь оно объединяет коллективы добровольных помощников ООПТ. Ребята, объединенные в кружки юных натуралистов, фольклорные коллективы, молодежные экологические театры, отряды юных рейнджеров, школьные лесничества. Помогают сохранять природное и культурное наследие в заповедниках и национальных парках.
Сеть государственных природных заповедников и национальных парков, включающая большинство регионов России, превратилась в своеобразный сетевой эколого-просветительский институт, способный играть заметную роль в формировании экологической культуры населения Российской Федерации. Свою лепту вносят и региональные охраняемые территории, особенно природные парки, многие заказники. Например, республиканские заказники в Татарстане, природные парки Камчатки. В эколого-просветительские программы этих ООПТ включаются школьники, студенческая молодежь, и, даже, малыши из детских садов. У заповедных территорий появилось немало партнеров и единомышленников, которые оказывают и моральную, и реальную практическую помощь. Среди них школьники и студенты, учителя и журналисты, представители региональных властей, бизнеса. Полагаем, что во многом благодаря активной «просветительской политике» федеральной системы ООПТ заповедники и национальные парки все-таки живы, хотя их жизнь в «эпоху перемен» нелегка.
Появился у ряда государственных природных заповедников и национальных парков новый опыт сотрудничества с населением, а также опыт реализации социально-значимых программ, направленных на улучшение жизни местных жителей. Подобные программы помогают учесть интересы местного населения при принятии природоохранных решений, повышать уровень жизни населения, бороться с бедностью. А значит, защищают природные ресурсы охраняемых территорий, помогают им приобрести новых сторонников. Успешны проекты, реализованные Центром охраны дикой природы совместно с Катунским заповедником, национальными парками «Угра» и «Смоленское поозерье». В рамках этих проектов созданы фонды микрокредитования населения для развития дружественного природе бизнеса на охраняемых территориях и сопредельных с ними землях. Например, оказана поддержка для развития пчелиного хозяйства на Алтае (Катунский заповедник), семейных гостиниц (на территории Национального парка «Угра»).
Значительный опыт совместной работы с местными жителями при реализации проектов сохранения культурного ландшафта, восстановления памятников истории и культуры, развития туризма, народных и художественных промыслов, социальной реабилитации населения накоплен в Кенозерском национальном парке. Таким образом, в системе российских заповедников и национальных парков начал формироваться новый опыт участия в социально-экономическом развитии российских регионов. Изучение этого опыта, тиражирование через учебные семинары, дальнейшее его развитие, наряду с повышением эффективности просветительской работы будет способствовать лучшему пониманию обществом не только роли ООПТ, но и необходимости разумного и бережного отношения к природе, ее ресурсам.
Выбравшись из экономического кризиса, российские ООПТ оказались в кризисе новом, кризисе государственного управления системой ООПТ. Он произошел, когда в систему государственного управления пришли новые люди, к сожалению, не знакомые с заповедным делом, не знающие и не понимающие роли ООПТ. Можно находить различные причины происходящего. Но, объективно, в систему приоритетных ценностей большинства наших сограждан все еще не входят уникальные территории, хранящие природное и культурное достояние страны. Почему во многих развитых странах для государственных деятелей немыслимо «забыть», например, о национальных парках. Потому что общество о парках знает, они нужны людям, они вносят значительный вклад в развитие общества и с этим нельзя не считаться. Нам еще предстоит немало поработать, чтобы в «сферу влияния» заповедных идей попали те, кто сегодня и в ближайшем будущем будут определять пути развития страны, регионов. Это задача «заповедных просветителей», всех работников системы ООПТ. Нам нужны новые, современные обучающие программы для экологического просвещения людей, от которых уже сегодня зависит судьба российской природы.
Особо охраняемые природные территории, получив необходимую государственную поддержку, будут способны в полной мере реализовать свой просветительский потенциал и станут реальными очагами формирования культуры, в первую очередь, экологической, в российских регионах.
Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках В.М. Захаров, директор Центра экологической политики
Не только на собраниях экологов, но и на конференциях, где обсуждаются современные проблемы экономического развития, природопользования и энергетики, все чаще звучат слова озабоченности низким уровнем экологической культуры в российском обществе. Это проявляется и в быту (стихийные свалки вокруг населенных пунктов, мусор у домов, поведение людей во время отдыха на природе и др), и на уровне принятия решений, причем как в отдельных небольших поселений, так и при реализации проектов, затрагивающих интересы огромных регионов. Как изменить ситуацию? Учитывая масштабы нашей страны, различия в условиях и уровне жизни людей разных регионов, проживающих в селах, больших и малых городах, результатов можно добиться при хорошо организованной, планомерной, ориентированной на самые широкие круги населения просветительской работе и при наличии ее государственной поддержке. Работа, в которой будут учитываться возможности, особенности, интересы и проблемы всех участников этого процесса, как со стороны потенциально «обучаемых», так и тех, кто включается в ряды «экологических просветителей». Разумеется, ведущую роль в этом процессе должна играть система образования. Значительный вклад могут внести (и уже вносят) сетевые природоохранные организации, в первую очередь сети особо охраняемых природных территорий – федеральная и региональные. Объединение усилий работников охраняемых природных территорий и учителей дают поразительные результаты. Многолетний опыт Экоцентра «Заповедники» по подготовке специалистов в области экологического просвещения для заповедников, национальных и природных парков, организации взаимодействия ООПТ и школ это подтверждает. Вот только один пример. Башкирский заповедник, вокруг него 18 сельских школ. Все школы являются партнерами заповедника. Специалисты заповедника – носители экологических знаний, инициаторы просветительских программ, сам заповедник – база проведения детских экологических экспедиций, очаг экологической культуры. Учителя используют в своей работе возможности, которые предоставляет им заповедник
И все-таки закончу я теми детскими движениями, которые сегодня развиваются. Я думаю, что все-таки наша школа не заполняет пока ту брешь, которая образовалась с ликвидацией пионерской организации. Постепенно где-то еще элементы движений развиваются, они становятся важны там, где есть энтузиасты. Какой-то широкой программы нет. И хорошо бы эту нишу заполнять именно формированием экологической культуры, потому что здесь соединено все: воспитание патриотизма, поскольку наша природа, ее красота и разнообразие, чем нельзя не гордиться. Это формирование гражданской активности. То есть решается сразу несколько задач именно при развитии таких движений.
Наше движение немножко, может быть, моложе, движение “Друзей заповедных островов”. Есть скаутские движения, которые, может быть, меньше масштабно и могут быть наполнены экологической составляющей серьезно. И такие примеры есть в регионах. Я думаю, что государственная поддержка этих движений и более широкая поддержка их на уровне системы образования, мне кажется, это серьезный элемент формирования экологической культуры. А также в обучении работников муниципальных образований, которые находятся рядом с охраняемыми природными территориями. Модели, которые были нами, отработаны, показывают, что обучающие программы для муниципальных образований очень важны, они дают реальный результат. У нас появляются соратники по внедрению эколого-ориентированных программ, по эколого-просветительской работе с местным населением. Когда говорят, что работа образовательная эффективна только как работа на будущее, работа с детьми и молодежью. С этим нельзя ни согласиться. Но чтобы изменять ситуацию в обществе уже сегодня, чтобы все шире вовлекать в разного рода эколого-образовательные программы молодежь, нужна поддержка взрослых, в первую очередь лиц принимающих решения на всех этажах власти. Взрослое население, как показывает опыт, часто активно откликается и не безнадежно, тогда, когда они видят в этом пользу. И через вот эту пользу для себя, для семьи, для своего городка или села. Они приобщаются к экологической культуре, которая становится им необходима.
Вот поэтому мне кажется, что, используя возможности Общественной палаты, желательно запустить программы. Пропагандистскую работу, используя СМИ, сетевые организации, систему образования и опыты, и библиотеки, и сети неправительственных организаций. И СМИ в широком масштабе. Плюс потенциал ярких, известных людей, известные лица, деятелей, артистов для популяризации и запуска, может быть, программ-конкурсов, какие проводятся иногда и сейчас. Но это не стало массовым и престижным, как “Чистое село”, “Чистота, здоровье поселка”. Ведь у нас визитная карточка почти любого поселения, особенно на Северах, а у нас Севера – большая часть России, это помойка. И в этой помойке живут люди и вырастают дети. Окружают почти любое село вот эти вот разрушенные, грязные, неэстетичные территории. Отсутствие культуры работы с мусором, несомненно.
Мне кажется, что сработать могла бы социальная реклама, с лицами известных людей, которые именно к этому призывают, общероссийские конкурсы, когда примеры прекрасных сел и деятельности муниципальных или районных администраций достойны того, чтобы они были прославлены на всю страну.
Мне кажется, что это должно получать отклик, тем более что сегодняшняя реклама по телевизору действительно работает, ее повторяют, ее заучивают детишки, и порой она становится элементом тостов, застолий и так далее. Почему не внедрить это, используя возможности, которые, мне кажется, могут быть.
Затем есть еще очень хорошие примеры, их не так много, но они есть, это развитие дружественного природе бизнеса. Мне кажется, что программы под таким условным лозунгом “Охранять природу выгодно” нужно тоже тиражировать, показывать, они должны звучать и на уровне регионов, и на уровне центра. Такие программы есть. Это и устойчивое сельское хозяйство, работа фермеров, работа в целом районов, которые принимают подобные программы. Примеры таких программ есть. Я думаю, что вот этот механизм, если его запустить, он должен дать и начать работать широко в обществе.
Мне очень понравилось, когда культура экологическая становится понятной людям, когда она переходит на бытовой уровень, в анекдоты, в тосты, в шутки и становится престижным для властей и для участников процесса, для тех же местных жителей. Примеры вот таких конкурсов. Которые проводили наши просвещенцы в своих селах, в Башкирии, в Татарстане, показывают. Что народ откликается и соревнование внутри деревни продолжается и тогда, когда все конкурсы закончились. Это становится каким-то элементом жизни. Взрослые с удовольствием играют, тем более, они видят и результат.
И, конечно, я не могу не согласиться с Витольдом Альбертовичем по поводу подготовки людей – экологических просвещенцев. Действительно, те, кто занимается экологическим просвещением с широким кругом людей, не только студентами, не только школьниками, с разными категориями людей, должны иметь специальную подготовку, специальную базу. И я полагаю, что примеры, которые мы имеем, видно, что каждый такой человек становится катализатором процесса там, где он начинает работать. И когда люди получают такую подготовку, и затем мы имеем таких людей во многих регионах, во многих районах и так далее, то вот эта сеть и круги вокруг этих катализаторов начинают распространяться очень широко. Поэтому мне кажется, что это серьезно.