Закон яровой, что это?
Пакет Яровой вступил в силу. Что изменится для нас и как не сесть за репост?
1 июля россияне пристально следили за футболом, а потом безудержно праздновали выход в четвертьфинал Чемпионата мира нашей футбольной сборной. В этот день наверняка многие из нас эмоционально обсуждали прошедшую игру, но многие ли задумались, что эти разговоры были записаны? Ещё полгода наши крики, всхлипы, слова гордости и благодарности будут храниться на серверах мобильных операторов – даже если мы забудем о них на следующий день.
Всё дело в том, что в один день с матчем с испанцами произошло другое, менее заметное событие: в силу вступила заключительная часть нашумевшего когда-то «пакета Яровой». Почему этот закон породил волну недовольства, перевернёт ли он российский интернет (а может, всю российскую жизнь) и что теперь нужно знать перед отправкой сообщения – обо всём этом расскажем в нашем материале.
Что положили в этот «пакет»?
Впервые о законе Яровой заговорили ещё в апреле 2016 года. Тогда депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая и ныне подзабытый сенатор от той же партии Виктор Озёров внесли на рассмотрение в парламент пакет поправок, якобы призванных защитить граждан от терроризма. Некоторые положения законопроекта оказались настолько радикальными, что были убраны из окончательной редакции: например, предлагалось лишать гражданства осуждённых за терроризм и запретить выезд из страны людям, которые не погасили судимость по статьям за экстремизм.
Законопроект вызвал огромный общественный резонанс. Петиция против его принятия на портале change.org собрала более 600 тысяч подписей, а на официальном сайте РОИ меньше чем за месяц были набраны 100 тысяч голосов, необходимые для рассмотрения обращения Открытым правительством. По стране прошла серия протестных митингов, а эксперты интернет-отрасли заявляли о настоящей катастрофе, которая ждёт рунет в случае принятия закона. Обычные пользователи не остались в стороне – злополучный пакет стал поводом для издевательских видео и множества мемов.
Не шурши!
Тем не менее, закон прошёл 3 чтения в Госдуме, получил одобрение Правительства и Совета Федерации, а 7 июля того же года пал последний бастион – его подписал российский президент Владимир Путин. Большая часть поправок вступили в силу меньше чем через 2 недели – 20 июля. В их числе:
- Уголовное наказание за «недоносительство», оправдание терроризма в соцсетях, «склонение» к массовым беспорядкам, введение статьи за «международный терроризм»;
- Увеличение сроков наказания по «экстремистским» статьям, уменьшение возраста ответственности по ним до 14 лет;
- Проверка перевозчиками любых посылок на наличие запрещённых предметов;
- Запрет миссионерства для незарегистрированных организаций и запрет проповедей вне церквей, кладбищ и других специально предназначенных мест;
- Предоставление так называемых «ключей шифрования» данных силовым структурам по решению суда.
Наиболее жаркие споры разгорелись касательно пункта о хранении трафика пользователей. Изначально планировалось хранить звонки, сообщения, метаданные о них (то есть информацию о совершённых звонках и сообщениях) и весь интернет-трафик в течение 3 лет. Однако выяснилось, что это требование неисполнимо – в мире нет таких вместительных серверов, Россия не производит достаточно электричества для их питания, а затраты на реализацию оценивались в пять триллионов рублей (для сравнения – в 2015 году вся интернет-отрасль заработала 1,7 триллиона рублей, а доход федерального бюджета России составил 14,7 триллионов рублей). В итоге было решено:
- С 1 июля 2018 года хранить все телефонные звонки, СМС-сообщения и метаданные о них в течение полугода;
- С 1 октября того же года операторам связи хранить переписку, видео- и аудиофайлы и персональные данные пользователей в течение месяца. Ежегодно срок хранения необходимо увеличивать минимум на 15%, постепенно доведя его до полугода.
Как закон Яровой повлияет на нашу жизнь?
Но что же сулит новый закон обычным людям, как мы с вами? В первую очередь, говоря о нём, вспоминают о подорожании интернета. Первые подтверждения появились уже в июне этого года: большинство российских провайдеров подняли расценки в среднем на 10%. Операторы преподнесли это завуалированно: дескать, не только цены повышаем, но и скорость на вашем тарифе. Учитывая, что хранилища данных по закону нужно будет увеличивать ежегодно, такие индексации, видимо, станут привычными. Кроме того, нужно быть готовыми к постепенному удорожанию или отмене безлимитных тарифов: всё-таки операторам влетает в копеечку именно объём нашего трафика.
Прогнозировалось и существенное подорожание почтовых пересылок. По расчётам «Почты России», оснащение всех её 42 тысяч отделений специальными рентгеновскими установками для требуемого досмотра посылок обошлось бы в полтриллиона рублей. В качестве компромиссного варианта перевозчик предлагал принимать все посылки в открытом видео, однако это всё равно не решило бы проблемы доставки товаров из-за границы: никто же не будет (или хотя бы не должен) вскрывать коробку с отправленным из Китая телефоном. В итоге положение о досмотре отправлений действует уже два года, а внутренние правила пересылки ни «Почты России», ни других частных компаний существенно не поменялись. Фактически норма закона просто не исполняется.
Однако подорожание услуг – далеко не единственное негативное следствие «пакета Яровой». В июне российская компания МФИ-софт (ранее она производила оборудование для Роскомнадзора) представила расценки на сертифицированные дата-центры для операторов. Стоимость сервера, позволяющего хранить трафик 7-8 тысяч абонентов, оценили в 37 млн. рублей. Фактически это несколько годовых доходов, собранных с таких абонентов. И если крупные федеральные операторы, имеющие другие источники дохода, ещё могут найти эти деньги, то небольшим региональным провайдерам просто негде одномоментно взять такую сумму. Зарубежные аналоги оборудования по закону использовать тоже нельзя. Фактически это может означать разорение небольших провайдеров и монополизацию рынка, при которой крупные операторы будут скупать у локальных их абонентскую базу. Подобный сценарий сделает наш интернет на шаг ближе к китайскому: несколько крупных операторов гораздо легче контролировать, особенно если вдруг понадобится отключить российский сегмент интернета от мирового.
Наконец, закон Яровой отразился на работе некоторых сервисов на территории России. Теперь любая компания, использующая в работе своего приложения какой-либо протокол шифрования, должна будет по решению суда предоставить органам безопасности некий «ключ», который позволит получить доступ к переписке и другим данным пользователя. Именно это положение закона стало поводом для блокировки в России мессенджера Telegram (кстати, не забудьте подписаться на наш «заблокированный» канал). Причем представители сервиса даже были готовы предоставить ФСБ саму переписку подозреваемых в терроризме, но спецслужбам были нужны именно «ключи». В общем, продолжение истории вы знаете.
Так, и что теперь делать?
Не стоит обольщаться, будто бы закон Яровой нужен только для обеспечения нашей безопасности. Борьба с экстремизмом понимается нашими силовиками уж очень широко. К примеру, мать-одиночка Екатерина Вологженинова получила год обязательных работ за посты «Вконтакте», поддерживающие украинских военных. Инженер Андрей Бубеев был приговорён к двум годам и трём месяцам колонии-поселения за два репоста оппозиционных статей. А блогера Руслана Соколовского, игравшего в храме в Pokemon Go, и вовсе внесли в список террористов и экстремистов, заблокировав все его банковские счета. В общем, есть повод подумать о том, как не оказаться в подобной ситуации.
Ещё во время обсуждения законопроекта Яровой многие провайдеры говорили о бесполезности переданных данных – мол, 80% трафика в сети всё равно зашифровано, и он будет только занимать место. Это чистая правда. Большинство современных сайтов (и наш в том числе) работают по защищённому протоколу https. Если вы зайдёте на такой сайт, провайдер сможет узнать только о факте подключения к нему – и всё. То, что вы читаете именно эту статью, а не выбираете ребёнку самокат, никто не узнает.
Но если вы хотите, чтобы никто не знал даже, на какие сайты вы заходите, а весь ваш трафик был зашифрован, вам стоит воспользоваться VPN. В этом случае товарищ майор увидит только, как вы подключились к серверу где-нибудь в Нидерландах или в Гонконге. Помимо шифрования трафика VPN имеет и другое важное преимущество – он позволит вам пользоваться заблокированными в России сервисами и сайтами (Telegram, опять же). Самих VPN-сервисов на рынке чрезвычайно много, большинство их весьма недорогие, а некоторые и вовсе бесплатные; об их видах и особенностях мы ещё расскажем вам в отдельной статье (очень скоро).
Однако VPN не спасёт вас, если ФСБ потребует доступ к вашим данным у посторонней компании, а не у провайдера. Так называемые «Организаторы распространения информации» из реестра Роскомнадзора тоже должны хранить ваши данные в течение полугода. В этом списке есть:
Если вы пользуетесь какими-то продуктами из реестра ОРИ, будьте готовы к тому, что по решению суда ваши файлы и переписки окажутся в руках спецслужб. Возможно, вам стоит использовать эти сервисы аккуратнее и не доверять им какую-то личную информацию; это касается и разговоров по телефону и SMS. Либо имеет смысл отказаться от таких ресурсов в пользу тех, которые ещё не находятся в реестре: Google, Facebook, Viber и других.
Ваша переписка будет в полной сохранности, если вы пользуетесь мессенджером с end-to-end шифрованием: такая технология позволяет передавать данные на телефон собеседника в обход серверов компании. Эта функция реализована, например, в WhatsApp, секретных чатах Telegram и звонках «Вконтакте».
В общем, госпожа Яровая и российские власти сильно повышают нашу интернет-грамотность и даже прививают важную привычку: в интернете тоже нужно предохраняться. За это, наверное, даже стоит их поблагодарить. А мы, кстати, расскажем ещё много интересного и полезного о технологиях в России и во всём мире, так что подписывайтесь на канал Дзен, Telegram-канал и рассылку Inspector Gadgets!
«Закон Яровой» — что это простыми словами
С 1 июля 2018 года в силу вступил так званый «Закон Яровой». Среди граждан Российской Федерации это сразу же вызвало волну негатива и осуждения. Однако, не смотря на это, власти не отменили принятия данного закона, а совсем, наоборот – в 2019 году он потерпел новых доработок. До сих пор, можно пронаблюдать протесты и митинги относительно этого закона. Что же так пугает граждан Российской Федерации? Для чего этот закон необходим государству? Ответы на эти вопросы мы и рассмотрим детальнее.
Разработка и принятие закона
Как известно, ежегодно на территории Российской Федерации проходят множество террористических актов. Власти страны были обеспокоены таким положением. И, дабы усилить контроль над группой лиц, имеющих отношения к террористическим актам и увеличить меру наказания этой категории людей, Ирина Яровая совместно с депутатами партии «Единая Россия» (а именно, Алексеем Пушковым, Виктором Озеровым и Надеждой Герасимовой) подала соответствующий законопроект в апреле 2016 года. Тринадцатого мая того же года данный законопроект был принят Государственной Думой Российской Федерации, а позже, седьмого июля подписан президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. В 2016 году законопроект получил множество поправок, после чего, в 2018 году он вступил в силу.
Суть «Закона Яровой»
Согласно, вступившего в силу закона, все операторы сотовой связи и компании интернет провайдеров обязаны будут хранить все данные своих клиентов в течение шести месяцев. Под данными подразумевается: текстовые и голосовые сообщения, видеофайлы, фото-файлы и другая электронная информация, принадлежащая клиенту. То есть, можно быть уверенным, что все сообщения и звонки, исходящие от физического лица или передаваемые ему, будут храниться в серверах, куда в любой момент могут получить доступ правоохранительные органы.
Итак, прочитав данный закон, можно с легкостью представить себе следующую ситуацию: над неким физическим лицом по каким-либо причинам навис статус участника террористического акта. Мы еще не знаем, имеет ли данное физическое лицо связь к этим ужасающим событиям. Но дабы убедиться в этом и доказать вину данного физического лица органы полиции имеют полное право обратиться к оператору сотовой связи, или к интернет-компании, и прочитать все его переписки (файлы, отправленные ним/ему). И только после подобного вторжения в жизнь физического лица, мы сможем узнать, виновен ли он в чем-то. Конечно, правоохранительные органы не станут беспричинно изучать все личные файлы обычного гражданина, однако все читатели этой статьи должны знать о новых возможностях спецслужб.
Теперь отвлечемся от закона, и вспомним о нашей Конституции. Статья 23 Конституции Российской Федерации гласит: каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Но видимо, официальные власти Российской Федерации решили закрыть глаза на эту статью Конституции и принять вышеупомянутый законопроект.
Граждане страны были возмущены таким вторжением в их частную жизнь и в общественности начал нарастать бунт.
Далее, последовала реакция операторов сотовой связи, которые заявили, что у них нет серверов необходимой мощности, для хранения такого объема информации. А по предварительным подсчетам, на закупку новой техники и замены старой понадобится около шестидесяти миллиардов рублей.
Тогда стал актуальным вопрос, где же взять такую сумму. И результат еще больше удивил общественность – компании операторов сотовой связи решили повысить оплату за их услуги, и именно за эти вырученные деньги установить серверы. Помимо всего, такое хранение информации может быть опасным и не выстоять хакерских атак. Однако вопрос с серверами разрешился положительно. В 2017 году отечественная компания взялась разработать и испытать новые системы. По их словам, все прошло успешно.
Что же, мы рассмотрели законопроект в общих чертах.
Теперь, давайте по пунктам во всем разберемся. «Закон Яровой» имеет второе название «Пакет Яровой», который состоит из двух законопроектов. Первый законопроект вносит в уголовный кодекс Российской Федерации три новых состава преступления, такие как: не информирование о террористическом акте, задействование в экстремизме и совершение международных террористических актов.
Второй законопроект включает в себя те правила, о которых мы писали ранее. Согласно ему, интернет-компании и операторы сотовой связи должны предоставить правоохранительным органам: имя, фамилию, отчество, дату рождения, паспортные данные, адрес, аудио- и видео-файлы, адрес электронной почты, текст сообщений и список родственников клиента.
12.04 власти РФ подписали указ о том, что операторы сотовой связи обязаны хранить аудио- и видео-файлы, текстовые и другие сообщения своего клиента в течение тридцати суток. После чего, операторы должны делать объем хранения больше на пятнадцать процентов в год.
Данный закон затронул и религиозные организации. Согласно ему, есть установленный список мест, где является допустимым деятельность проповедников. Подобные мероприятия не допускаются в жилых помещениях (это не касается богослужений), а также, все проповедники обязаны иметь при себе документы с разрешением на подобную деятельность.
Ну и последний пункт законопроекта – запрет на использование несертифицированных средств шифрования. За нарушения данного закона физическое лицо обязано заплатить штраф суммой от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Общественное недовольство
Как писалось ранее, общественность была возмущена данным законом. Но все протесты начались не после подписания законопроектов, а еще на этапе их создания.
В митингах не было задействовано огромное количество людей. Возможно, граждане страны тогда еще не знали всех тонкостей закона, возможно, они думали, что до его подписания дело не дойдет, а возможно большинство людей не видели проблемы в этом законе.
Итак, все началось в 2016 году, когда 12.04 Совет при Президенте РФ по правам человека вынес отрицательный вердикт по данным законопроектам.
23.06 того же года председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов А. В. Смирнов создал петицию, обращенную к Президенту Российской Федерации, с просьбой не подписывать данный закон. Петиция была размещена на официальном сайте организации и А. В. Смирнов попросил присоединиться и подписать ее каждого.
Видимо, всех этих усилий было мало, так как закон все равно был подписан. Но народ все равно не отчаивался, и уже на следующий день после того, как закон был подписан, появилась новая петиция. На этот раз, ее создала Российская общественная инициатива с целью отменить данные законопроекты. Это произвело настоящий фурор, ведь всего за один день петиция набрала десять тысяч подписей, а меньше, чем через месяц – сто тысяч подписей, после чего петиция могла пойти на рассмотрение.
Шестнадцатого августа петиция ушла на рассмотрение к М. Абызову, который является министром по вопросам Открытого правительства. Однако вся эта эпопея с петицией не дала положительного результата. Девятнадцатого января следующего года экспертная комиссия вынесла вердикт, согласно которому, об отмене «Пакета Яровой» не может быть и речи. Они объяснили это тем, что считают не целесообразным в то время, когда в стране совершается множество террористических актов, отменять закон, помогающий властям бороться с нависшей угрозой.
Возможно, в чем-то они были правы, но тогда граждане так не посчитали и решили переходить от слов к делу – вместо петиций они решили устраивать митинги. Но эти протесты должны были быть узаконены, именно по этому, Леонид Волков, который является главой организации «Общество защиты интернета», уведомил мэрию столицы о проведении митинга двадцать шестого июля недалеко от здания Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В начале власти столицы одобрили проведение данного митинга в это время в назначенном месте. Однако позже перенесли акцию протеста на площадь Яузские ворота. Позднее мэрия передумала и вовсе отменила митинг, объяснив это тем, что в ново назначенном месте должно было пройти другое мероприятие. Тогда Л. Волков оспорил данное решение в Тверском суде и получил неудовлетворительный результат. Двадцать шестого июля ряд митингов все же прокатился по стране. В Новосибирске в акции протеста взяли участие двести человек, в Екатеринбурге – сто пятьдесят человек, в Волгограде – восемьдесят, в Уфе – семьдесят, в Кургане – двадцать, и в Барнауле – десять человек. Несмотря на все митинги, «Закон Яровой» все же вступил в силу.
А.Н. Асеев
Хранение с отсрочкой: как операторы начали выполнять «закон Яровой»
Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.
Что предписывает «закон Яровой»
Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.
В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило постановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.
Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
По словам Сергея Солдатенкова, это «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.
Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.
По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».
Дорогая скорость
В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС оценила необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, «МегаФон» — в 35–40 млрд руб., «ВымпелКом» — в 45 млрд руб.
По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.
Законопослушные иностранцы
Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.
В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» противоречит требованиям GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.
Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.
Федеральный закон от 06.07.2016 г. № 374-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности
Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года
Статья 1
1) в статье 5:
а) часть 2 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5) устанавливает порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта.»;
б) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;
в) дополнить частью 41 следующего содержания:
«41. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.»;
г) в части 5 слова «частью 4» заменить словами «частями 4 и 41»;
2) дополнить статьей 52 следующего содержания:
«Статья 52. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;
3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 — 19 настоящего Федерального закона.»;
4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;
5) в статье 24:
а) в части 1 слова «2821 — 2823 и 360» заменить словами «2821 — 2823, 360 и 361»;
б) в части 2 слова «2821 — 2823 и 360» заменить словами «2821 — 2823, 360 и 361».
Статья 2
1) в части пятой статьи 14 второе предложение исключить;
2) в статье 15:
а) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:
«Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам федеральной службы безопасности.»;
б) части четвертую — шестую считать соответственно частями пятой — седьмой.
Статья 3
1) в статье 6:
а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания:
«15. Получение компьютерной информации.»;
б) часть четвертую после слов «со снятием информации с технических каналов связи,» дополнить словами «с получением компьютерной информации,»;
2) в статье 8:
а) абзац первый части второй после слов «оперативно-розыскных мероприятий» дополнить словами «(включая получение компьютерной информации)»;
б) в части десятой цифры «8 — 11» заменить цифрами «8 — 11, 15».
Статья 4
Статью 6 Федерального закона от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2011, № 50, ст. 7366) дополнить частью третьей следующего содержания:
«Служба внешней разведки Российской Федерации вправе получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей информационные системы и (или) базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу таких систем и (или) баз данных органам внешней разведки.».
Статья 5
Статья 6
1) часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:
«К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее — конструктивно сходные с оружием изделия). Конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия.»;
2) часть шестую статьи 16 изложить в следующей редакции:
«При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий запрещается использовать основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, в том числе снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного.».
Статья 7
«8. Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, по согласованию с органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму.».
Статья 8
1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью,» дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность»;
2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:
«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.»;
3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.»;
4) дополнить главой III1 следующего содержания:
«Глава III1. МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 241. Содержание миссионерской деятельности
1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:
в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
в местах паломничества;
на кладбищах и в крематориях;
в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.
Статья 242. Порядок осуществления миссионерской деятельности
1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.
2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241 настоящего Федерального закона.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:
от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.
6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к сове
«Пакет Яровой»: обзор поправок к федеральным законам
В июле 2016-го года были приняты два федеральных закона, направленных на усиление борьбы с терроризмом и получивших известность как «пакет Яровой». Вопреки распространенному мнению, «пакет Яровой» заключается не только и не столько в наложении обязательств на операторов связи и интернет-провайдеров по хранению в течение определенного срока информации пользователей. Он также вносит изменения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и длинный список других федеральных законов – «О противодействии терроризму», «О связи», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О внешней разведке» и т. д.
1. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Большая часть положений вышеуказанных законов вступила в силу с 20 июля 2016-го года. Однако поправки, касающиеся требований к хранению информации пользователей (текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей) операторами связи и интернет-провайдерами, вступают в силу с 1 июля 2018-го года.
«Полиграф.Медиа» подготовило структурированный материал о том, какие именно изменения уже имеют место быть, а какие российских граждан ждут в ближайшем будущем вследствие принятия вышеуказанных законов.
Кратко: основные изменения
Изменения по ФЗ №375 (все вступили в силу с 20 июля 2016-го года)
- Появились новые составы преступлений (ст. 205.6 «Несообщение о преступлении»; ст. 361 «Акт международного терроризма»).
- К составу статьи 205.2 – публичный призыв и оправдание терроризма – добавилась пропаганда терроризма.
- Ужесточилось наказание за совершение террористического акта за счет увеличения низшего предела срока лишения свободы до 10 лет.
- Увеличение низшего предела или увеличение максимального срока лишения свободы по отдельным составам преступлений (например, ст.282 – возбуждение ненависти или вражды и унижение человеческого достоинства, ст. 282.1 – организация экстремистского сообщества).
Изменения по ФЗ №374
- Внесены поправки в большое количество федеральных законов: ФЗ «О федеральной службе безопасности», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О внешней разведке», ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «О связи», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и т.д. (с 20 июля 2016-го года).
- ФСБ и служба внешней разведки получили возможность безвозмездно получать от госорганов и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд или фонд социального страхования) всю необходимую информацию, включая имеющиеся базы данных зарегистрированных лиц (с 20 июля 2016-го года).
- В оперативно розыскные мероприятия (ОРМ) включили «получение компьютерной информации» (с 20 июля 2016-го года).
- Законодатель рекомендовал операторам почтовой связи использовать рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру, а также другие устройства для обнаружения пересылаемых в почтовых отправлениях предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение (с 20 июля 2016-го года).
- Установлены требования для операторов связи и интернет-провайдеров по срокам хранения текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей, а также информации о фактах приема этих данных (6 месяцев/3 года — для операторов связи; 6 месяцев/1 год – для интернет-провайдеров) – с 1 июля 2018-го года.
Подробно: обзор изменений законодательства по «пакету Яровой»
ФЗ №375 – изменения с 20 июля 2016-го года
Они коснулись действующего Уголовного кодекса РФ. В новой редакции особое внимание уделено преступлениям террористической и экстремистской направленности, а также преступлениям, тесно связанным с терроризмом (например, организация и участие в незаконном вооруженном формировании).
Так, появились новые составы преступлений:
- «Несообщение о преступлении» (ст. 205.6);
- «Акт международного терроризма» (ст. 361).
К составу статьи 205.2 – публичный призыв и оправдание терроризма – добавилась пропаганда терроризма. Совершение этих действий через Интернет также влечет за собой уголовную ответственность.
Ужесточилось наказание за совершение террористического акта за счет увеличения низшего предела срока лишения свободы до 10 лет (ст. 205).
Такой же логике законодатель последовал относительно других составов преступлений, увеличив в них низший предел или увеличив максимальный срок лишения свободы (ст.282 – возбуждение ненависти или вражды и унижение человеческого достоинства, ст. 282.1 – организация экстремистского сообщества).
ФЗ №374 – изменения с 20 июля 2016-го года
Данные изменения коснулись одновременно большого количества федеральных законов.
- Так, в частности, согласно поправкам, внесенным в ФЗ «О федеральной службе безопасности», ФСБ получила возможность безвозмездно получать от госорганов и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд или фонд социального страхования) всю необходимую информацию, включая имеющиеся базы данных зарегистрированных лиц.
- Изменения в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагают, что в оперативно розыскные мероприятия (ОРМ) включили «получение компьютерной информации». Если правоохранительным органам становится известно о преступниках или о факте преступления (совершенного ранее, совершаемого в данный момент или готовящегося), а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, то данные органы вправе получить всю необходимую компьютерную информацию о вышеперечисленных лицах, преступлениях или событиях в рамках ОРМ. Такая информация может быть защищена тайной переписки. Поэтому помимо наличия у силовиков информации о преступниках и преступлениях, правоохранителям будет необходимо заручиться решением суда. Если же конкретный случай не терпит отлагательств (может привести к крайне тяжким последствиям, например, к смерти человека), и у силовиков нет времени на получение решения суда, то правоохранители самостоятельно и сразу осуществляют необходимые оперативные действия, а в течение 24 часов уведомляют об этом суд.
- Дополнения в ФЗ «О внешней разведке» аналогичны поправкам, внесенным в ФЗ «О федеральной службе безопасности». Так, служба внешней разведки также получила возможность безвозмездно получать от госорганов и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд или фонд социального страхования) всю необходимую информацию, включая имеющиеся базы данных зарегистрированных лиц.
- В поправках в ФЗ «О почтовой связи» законодатель рекомендовал (читай, обязал) операторам почтовой связи использовать рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру, а также другие устройства для обнаружения пересылаемых в почтовых отправлениях предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение. К таким предметам и веществам, согласно статье 22 ФЗ «О почтовой связи» относится огнестрельное оружие, наркотические вещества, ядовитые животные и растения и т.д. Исчерпывающий перечень изложен в вышеуказанной статье.
«Пакет Яровой»: что изменится с 1 июля 2018-го года
Поправки в ФЗ «О связи» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» представляют на сегодняшний день особый интерес, поскольку они вступают в силу с 1 июля 2018-го года.
Основные изменения в ФЗ «О связи» состоят в следующем:
Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:
- информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи – в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
- текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи – до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
Аналогичные поправки внесены в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации:
- информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;
- текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
Очевидно, что для реализации вышеуказанных поправок ФЗ «О связи» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требуются огромные финансовые затраты. Закон может иметь очень негативные последствия для многих операторов связи и интернет-провайдеров, вплоть до их банкротства. Для потребителей услуг на сегодняшний день перспективы также совсем не радужные. По сообщениям СМИ, российские интернет-провайдеры планируют повысить цены на свои услуги на 8-10% в связи с расходами на исполнение вышеописанных поправок. О предстоящем повышении цен на свои услуги сообщали и многие операторы связи.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо результативное взаимодействие между государством и представителями рынка услуг связи, совместный поиск такого пути реализации требований к хранению данных, который не приведет к разорению операторов и потребителей услуг. Меры по борьбе с терроризмом и защита своих граждан являются важной функцией государства, но ее осуществление не должно останавливать развитие бизнеса.
Новости по теме
-
Воронежца оштрафовали на 100 тыс. рублей за уклонение от службы в армии
09.06.2020, 13:10
-
Фонд капремонта: то, что вы хотели знать, но боялись спросить
09.06.2020, 12:03
-
В Воронеже экс-замдиректора подозревается в продаже поддельных дипломов
05.06.2020, 13:46
-
Движение маломерных судов по воронежским водоемам разрешено со 2 июня
04.06.2020, 09:12
-
В Воронежской области осудили подростка-насильника, убившего 17-летнюю девушку
03.06.2020, 17:30
-
Верховный суд: неустойку по ОСАГО нельзя снижать просто так
03.06.2020, 11:07