Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Венские конвенции

05.05.2020 by admin

Содержание

  • Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)
  • Венское соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти
  • Виды международных договоров в области таможенного дела
  • Конвенции международные
  • Венская конвенция о праве международных договоров
  • Заключение и вступление договоров в силу
    • Заключение договоров
    • Оговорки
    • Вступление в силу договоров и их временное применение
  • Соблюдение, применение и толкование договоров
    • Соблюдение и применение договоров
    • Толкование договоров
    • Договоры и третьи государства
  • Поправки к договорам и изменение договоров
  • Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
    • Недействительность договоров
    • Прекращение договоров и приостановление их действия
    • Процедура
    • Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
  • Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки

Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.)

  • Часть I. Введение (ст.ст. 1 — 5)
    • Статья 1. Сфера применения настоящей Конвенции
    • Статья 2. Употребление терминов
    • Статья 3. Международные соглашения, не входящие в сферу применения настоящей Конвенции
    • Статья 4. Настоящая Конвенция не имеет обратной силы
    • Статья 5. Договоры, учреждающие международные организации, и договоры, принятые в рамках международной организации
  • Часть II. Заключение и вступление договоров в силу (ст.ст. 6 — 25)
    • Раздел 1: Заключение договоров (ст.ст. 6 — 18)
      • Статья 6. Правоспособность государств заключать договоры
      • Статья 7. Полномочия
      • Статья 8. Последующее подтверждение акта, совершенного без уполномочия
      • Статья 9. Принятие текста
      • Статья 10. Установление аутентичности текста
      • Статья 11. Способы выражения согласия на обязательность договора
      • Статья 12. Согласие на обязательность договора, выраженное подписанием
      • Статья 13. Согласие на обязательность договора, выраженное путем обмена документами, образующими договор
      • Статья 14. Согласие на обязательность договора, выраженное ратификацией, принятием или утверждением
      • Статья 15. Согласие на обязательность договора, выраженное присоединением
      • Статья 16. Обмен ратификационными грамотами и документами о принятии, утверждении или присоединении или депонирование таких грамот и документов
      • Статья 17. Согласие на обязательность части договора и выбор различных положений
      • Статья 18. Обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления договора в силу
    • Раздел 2: Оговорки (ст.ст. 19 — 23)
      • Статья 19. Формулирование оговорок
      • Статья 20. Принятие оговорок и возражения против них
      • Статья 21. Юридические последствия оговорок и возражений против оговорок
      • Статья 22. Снятие оговорок и возражений против оговорок
      • Статья 23. Процедура, касающаяся оговорок
    • Раздел 3: Вступление в силу договоров и их временное применение (ст.ст. 24 — 25)
      • Статья 24. Вступление в силу
      • Статья 25. Временное применение
  • Часть III. Соблюдение, применение и толкование договоров (ст.ст. 26 — 38)
    • Раздел 1: Соблюдение договоров (ст.ст. 26 — 27)
      • Статья 26. Pacta sunt servanda
      • Статья 27. Внутреннее право и соблюдение договоров
    • Раздел 2: Применение договоров (ст.ст. 28 — 30)
      • Статья 28. Договоры не имеют обратной силы
      • Статья 29. Территориальная сфера действия договоров
      • Статья 30. Применение последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу
    • Раздел 3: Толкование договоров (ст.ст. 31 — 33)
      • Статья 31. Общее правило толкования
      • Статья 32. Дополнительные средства толкования
      • Статья 33. Толкование договоров, аутентичность текста которых была установлена на двух или нескольких языках
    • Раздел 4: Договоры и третьи государства (ст.ст. 34 — 38)
      • Статья 34. Общее правило, касающееся третьих государств
      • Статья 35. Договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств
      • Статья 36. Договоры, предусматривающие права для третьих государств
      • Статья 37. Отмена или изменение обязательств или прав третьих государств
      • Статья 38. Нормы, содержащиеся в договоре, которые становятся обязательными для третьих государств в результате возникновения международного обычая
  • Часть IV. Поправки к договорам и изменение договоров (ст.ст. 39 — 41)
    • Статья 39. Общее правило, касающееся поправок к договорам
    • Статья 40. Внесение поправок в многосторонние договоры
    • Статья 41. Соглашения об изменении многосторонних договоров только во взаимоотношениях между определенными участниками
  • Часть V. Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров (ст.ст. 42 — 72)
    • Раздел 1: Общие положения (ст.ст. 42 — 45)
      • Статья 42. Действительность и сохранение договоров в силе
      • Статья 43. Обязательства, имеющие силу на основании международного права, независимо от договора
      • Статья 44. Делимость договорных положений
      • Статья 45. Утрата права ссылаться на основание недействительности или прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия
    • Раздел 2: Недействительность договоров (ст.ст. 46 — 53)
      • Статья 46. Положения внутреннего права, касающиеся компетенции заключать договоры
      • Статья 47. Специальные ограничения правомочия на выражение согласия государства
      • Статья 48. Ошибка
      • Статья 49. Обман
      • Статья 50. Подкуп представителя государства
      • Статья 51. Принуждение представителя государства
      • Статья 52. Принуждение государства посредством угрозы силой или ее применения
      • Статья 53. Договоры, противоречащие императивной норме общего международного права (jus cogens)
    • Раздел 3: Прекращение договоров и приостановления их действия (ст.ст. 54 — 64)
      • Статья 54. Прекращение договора или выход из него в соответствии с положениями договора или с согласия участников
      • Статья 55. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступлении договора в силу
      • Статья 56. Денонсация договора или выход из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него
      • Статья 57. Приостановление действия договора в соответствии с положениями договора или с согласия участников
      • Статья 58. Приостановление действия многостороннего договора по соглашению только между некоторыми участниками
      • Статья 59. Прекращение договора или приостановление его действия, вытекающие из заключения последующего договора
      • Статья 60. Прекращение договора или приостановление его действия вследствие его нарушения
      • Статья 61. Последующая невозможность выполнения
      • Статья 62. Коренное изменение обстоятельств
      • Статья 63. Разрыв дипломатических или консульских отношений
      • Статья 64 Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens)
    • Раздел 4: Процедура (ст.ст. 65 — 68)
      • Статья 65. Процедура, которой следует придерживаться в отношении недействительности договора, прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия
      • Статья 66. Процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения
      • Статья 67. Документы об объявлении договора недействительным, о прекращении договора, о выходе из него или о приостановлении его действия
      • Статья 68. Отзыв уведомлений и документов, предусмотренных статьями 65 и 67
    • Раздел 5: Последствия недействительности или прекращения договора или приостановления его действия (ст.ст. 69 — 72)
      • Статья 69. Последствия недействительности договора
      • Статья 70. Последствия прекращения договора
      • Статья 71. Последствия недействительности договора, противоречащего императивной норме общего международного права
      • Статья 72. Последствия приостановления действия договора
  • Часть VI. Прочие постановления (ст.ст. 73 — 75)
    • Статья 73. Случаи правопреемства государств, ответственности государства и начала военных действий
    • Статья 74. Дипломатические и консульские отношения и заключение договоров
    • Статья 75. Случай государства-агрессора
  • Часть VII. Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация (ст.ст. 76 — 80)
    • Статья 76. Депозитарии договоров
    • Статья 77. Функции депозитариев
    • Статья 78. Уведомления и сообщения
    • Статья 79. Исправление ошибок в текстах или в заверенных копиях договоров
    • Статья 80. Регистрация и опубликование договоров
  • Часть VIII. Заключительные статьи (ст.ст. 81 — 85)
    • Статья 81. Подписание
    • Статья 82. Ратификация
    • Статья 83. Присоединение
    • Статья 84. Вступление в силу
    • Статья 85. Аутентичные тексты
  • Приложение

Венская Конвенция
о праве международных договоров
(Вена, 23 мая 1969 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

См. подписанную 21 марта 1986 г. Венскую конвенцию о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями

Государства — участники настоящей Конвенции, учитывая важнейшую роль

договоров в истории международных отношений, признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественной строе,

отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,

напоминая о решимости народов Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом,

подтверждая, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,

договорились о нижеследующем:

Венское соглашение стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти

ИА Neftegaz.RU. Соглашение об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и 11 странами не-ОПЕК было подписано 10 декабря 2016 г. в г. Вене в секретариате ОПЕК.
Это соглашение неофициально называется Венским соглашением.
Объединение подписавших Венское соглашение стран неформально называют ОПЕК+.

Сопредседательствовал на подписании эпохального соглашения Его превосходительство А. Новак (так его называют в странах ОПЕК).

Власти РФ успешно выступили координатором стран не-ОПЕК, которые добывают ныне около 60 % годовой добычи нефти в год, и ОПЕК — около 40%.

Справедливо говорить о том, что неопределенность на рынке нефти в мире случилась в 2011 г. с инспирированной Западом арабской революции в Ливии и жестокого убийства М. Каддафи, после чего добыча нефти в Ливии упала почти на 1 млн баррель/сутки нефти.
Тогда цены на нефть сделали гэп наверх, начались саудовско — иранские споры о цене на нефть в интервале 100 -150 долл США/барр.
Саудиты в паре с властями США стали играть на понижение, доведя цены на нефть до 40-50 долл США/барр.
Это было логично.
Саудовская Аравия имеет запасы нефти порядка 266 млрд барр, низкую себестоимость добычи, может стремительно нарастить добычу или сократить, поэтому оказывает наибольшее влияние на мировые цены на нефть.
Но государственная прибыль Саудовской Аравии на 85 % формировалась от экспорта нефти, а госбюджет формировался при цене нефти около 80 долл США/барр, близкой к равновесной ( 70 долл США/барр).
Но золото-валютных резервов (ЗВР) у Саудовской аравии не хватало, бюджет затрещал, и в 2015 г. шейхи пересмотрели стратегию влияния на рынок, отвернувшись от американцев.
Необходимость ребалансировки рынка случилась еще в 2014 г. после падения цен на нефть, но только после 2015 г., когда шейхи опомнились, стало возможным говорить о совместных действиях по восстановлению рынка нефти.
Именно тогда начали развиваться отношения властей РФ и Саудовской аравии.
Несколько не входящих в ОПЕК экспортеров нефти сделали рост добычи нефти, снизив долю ОПЕК в общемировой добыче нефти на 40%.
Раздраженная ОПЕК ответила ростом объемов экспорта нефти.
Рынок стало еще больше лихорадить.

Подписанию соглашения предшествовала долгая подготовка:

  • сентябрь 2016 г. — в Алжире страны ОПЕК впервые анонсировали желание снизить объем добычи нефти с 33,24 млн барр/сутки до 32,5 млн барр/сутки,
  • октябрь 2016 г. — в рамках Международного энергетического конгресса в г. обсуждался механизм взаимодействия стран ОПЕК и не-ОПЕК,
  • ноябрь 2016 г. — анонсирован срок начала снижения добычи — 1 января 2017 г,
  • 28 ноября 2016 г. саудиты отказались встречаться со странами не-ОПЕК,
  • 29 ноября 2016 г. — ночной разговор А.Новака с главой Минэнерго саудитов Х. аль-Фалихом, где сторонам удалось договориться.

Предполагалось, что на встречу 10 декабря 2016 г. из 14 добывающих нефть стран не-ОПЕК лишь 4, но приехали на подписание 11 министров из Азербайджана, Бахрейна, Брунея, Экваториальной Гвинеи, Казахстана, Малайзии, Мексики, Омана, России, Судана и Южного Судана.

Из ОПЕК во встрече участвовали министры из Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Катара, Нигерии, Алжира, Эквадора, Ливии, Габона и Венесуэлы.

Общемировое сокращение добычи нефти странами ОПЕК и не — ОПЕК составит 1,7-1,8 млн барр/сутки, в тч ОПЕК — 1,2 млн барр/сутки, как и договорились 30 ноября на 171 встрече, и не — ОПЕК — 558 млн барр/сутки.

Россия снизит добычу на 300 тыс барр/сутки за 1 полугодие 2017 г, в тч на 200 тыс барр/сутки — в 1 квартале 2017 г.

Страны не — ОПЕК будут сокращать добычу с уровня октября 2016 г.

Венское соглашение позволило восстановить ценовую ситуацию на нефтяном рынке и обеспечить балансировку спроса и предложения.
Для контроля за соблюдением условий Венского соглашения создана группа мониторинга по выполнению условий Венского соглашения, куда вошли 5 стран ОПЕК и 2 — не- ОПЕК, включая РФ и Оман.

В ноябре 2017 г. ОПЕК пригласила еще 20 стран к сотрудничеству ОПЕК+:

  • Норвегия,
  • латиноамериканские страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия,
  • страны Африки: Бенин, Камерун, Чад, Конго, Демократическая республика Конго, Египет, Гана, Кот-д`Ивуар, Нигер, Мавритания, ЮАР,
  • Индонезия, которая приостановила свое членство в ОПЕК в 2016 г,
  • страны СНГ — Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.

Камерун, Нигер и Колумбия отказались приехать, а Египет и Бразилия отказались присоединяться к Соглашению.
Туркменистан и Узбекистан обещали присутствовать на встрече.
В ноябре 2017 г. Соглашение было продлено до конца 2018 г.
В декабре 2018 г в рамках Соглашения договорились о снижении добычи нефти на 1,2 млн барр./сутки в 2019 г. (из них 228 тыс. барр./сутки для России). 5 декабря 2019 г. по рекомендации JMMC страны ОПЕК+ в 1м квартале 2020 г. согласовали дополнительное снижение добычи нефти в рамках Венского соглашения еще на 500 тыс. барр./сутки до 1.7 млн барр/сутки (в т.ч. 300 тыс. барр./сутки для России).
Российским архитекторам Венского соглашения удалось добиться хороших условий для нефтяников РФ.
В октябре 2018 г. Россия установила исторический рекорд по объему добычи нефти и газового конденсата (11,41 млн барр./сутки).
Этот пиковый объем, а не среднемесячный объем добычи, который был ниже) удалось утвердить эталоном для базового уровня снижения добычи нефти в России.
Нефтяникам РФ в 2019 г. удалось нарастить добычу нефти и выполнить условия Венского соглашения.
Резерва для безболезненного сокращения добычи нефти в России в 1 квартале 2020 г. не оставалось, но было принято решение об исключении газового конденсата из расчета квот по добыче нефти.
Китайская экономика — 15% мирового ВВП, оказывает чрезвычайное влияние на ребалансировку рынка нефти в мире.
Последствия эпидемии коронавируса 2019-nCoV в Китае в 2020 г:

  • авиаперевозки сократились не только в Китае, но и в Китай;
  • активность в Китае упала, что приведет к последующему резкому падению спроса на нефть,
  • снижение активности на мировых рынках,
  • индекс CSI 300 упал 4% за неделю, индекс Шанхайской биржи — на 3%, Dow Jones — на 1%, NASDAQ — на 2%,
  • цена сорта нефти Brent — упала на 10%.

Эпидемия внесла коррективы в налаженную систему ребалансировки рынка нефти, так устраивающую власти РФ
6 февраля 2020 г. эксперты Технического комитета ОПЕК+ (JTC) рекомендовали сократить добычу нефти на 600 тысяч барр/сутки, начиная со 2 квартала 2020 г.
Власти РФ ныне не торопились продлять Венское соглашение.
6 марта 2020 г. министры стран ОПЕК и не-ОПЕК в г. Вена не договорились о продлении соглашения, что ставит крест на перспективах соглашении ОПЕК на период после 1го квартала 2020 г.
Россия не поддержала предложение ОПЕК о дополнительном ограничении добычи, посчитав его размер избыточным.
С 1 апреля 2020 г. все обязательства по сокращению добычи прекратили действовать.
Подписание новой версии Венского соглашения — апрель 2020 г.

  • 2 апреля 2020 г. (9 шаабан 1441 г. по хиджре) Саудовское агентство печати распространило заявление саудитов о необходимости внеочередной встречи стран ОПЕК+.
  • 3 апреля 2020 г. стало известно, что встреча ОПЕК+ пройдет 6 апреля 2020 г. в формате телеконференции.
  • встреча перенесена на 9 апреля 2020 г.
  • власти США и Канада угрожают ввести пошлины на импортируемую нефть, если Россия и аравийцы не договорятся
  • попытка властей РФ привлечь к снижению добычи власти США провалилась.
  • от участия в телеконференции отказались власти США и Канады.
  • 9 апреля участники телеконференции ОПЕК+ почти договорились снизить добычу на 10 млн барр/сутки, но помешала позиция Мексики.
  • 10 апреля 2020 г.утром президент Мексики заявил, что 250 тыс барр/сутки квоты снижения добычи Мексики выберет США, ему Д. Трамп телефонировал. От Д.Трампа нет официального подтверждения слов президента АМЛО, но желание достичь нового соглашения велико, и страны ОПЕК+ верят на слово.
  • 10 апреля 2020 г. надежды на то, что на телеконференции удастся убедить G20 дополнительно снизить добычу на 5 млн барр/сутки не оправдалась, США и Канада отказались, а страны Европы больше говорили о перспективах декарбонизации мировой экономики.

Схема сокращения предполагается следующая:
Базой для определения объема сокращения остался октябрь 2018 г., но это не касается Саудовской Аравии и России, которые договорились:
При молчаливой поддержке властей США власти Мексики согласились на снижении только 100 тыс барр/сутки вместо 400 тыс барр/сутки.
Мексиканская тяжелая нефть нужна американским НПЗ вместо однотипной венесуэльской.
В итоге новая версия Венского соглашения на момент подписания 12 апреля 2020 г. выглядит так:

  • 9,7 млн барр./сутки в течение мая-июня 2020 г.
  • 8 млн барр./сутки до конца 2020 г.
  • 6 млн барр./сутки до мая 2021 г.

Соглашение вступило в силу 1 мая 2020 г.
На данный момент нет очевидных победителей в противостоянии 3ки лидеров добычи нефти: США, РФ, Саудовской Аравии.
После восстановления рынка перспективнее кажутся позиции саудитов, потому что им технологически легче будет восстановить добычу нефти.
Как в 2014 г, американцам уже не удастся закрыться финансовой подушкой безопасности, сланцевые компании еще не расплатились за помощь 2014 г.
В РФ консервация и повторное освоение скважин будет достаточно трудоемко и дорого.
Если смотреть более глобально, то проиграли страны, сидящие на нефтяной игле, — Россия и Саудовская Аравия.
Американцы с диверсифицированной экономикой опять выкрутятся.
Позиция Европы указывает на тренд развития мировой экономики: декарбонизация, отказ от высокоуглеродной энергетики.

Виды международных договоров в области таможенного дела

В международном таможенном праве существует два вида таможенных конвенций: универсальные и специальные.

Универсальные международные таможенные конвенции – это многосторонние международные договоры, которые содержат наиболее общие международно-правовые таможенные нормы, регулирующие важнейшие вопросы таможенного дела. Они направлены на регулирование международных таможенных отношений, представляющих интерес для всех государств. Кроме того, универсальные международные таможенные конвенции по составу государств-участников имеют наибольшее представительство и носят многосторонний характер.

К числу важнейших многосторонних международных таможенных конвенций можно отнести:

  • – Киотскую конвенцию;
  • – Конвенцию о ГС;
  • – Конвенцию АТА;
  • – Конвенцию МДП;
  • – Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров (Женева, 2 декабря 1972 г.);
  • – Конвенцию о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.);
  • – Международную конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.);
  • – Конвенцию о создании Совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950 г.);
  • – Конвенцию о создании международного союза публикации таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.).

На основе положений приведенных таможенных конвенций государства организуют широкое международное сотрудничество по различным аспектам осуществления таможенного дела.

Универсальные международные таможенные конвенции есть результат многостороннего взаимодействия государств и в то же время средства обеспечения их взаимодействия на широкой основе по таможенным вопросам. Например, на основе Конвенции о ГС государства обеспечивают сопоставимость информации о ввозимых и вывозимых товарах, создают единообразные национальные товарные номенклатуры, используемые в таможенных целях. Так, в России применяется ТН ВЭД СНГ, основанная на гармонизированной системе.

Еще один пример: на основе правил Конвенции, заключенной в Найроби, таможенные органы организуют международное сотрудничество по выявлению и пресечению международных каналов контрабанды наркотических и психотропных веществ, оружия и боеприпасов, алкоголя и табака, предметов антиквариата, а также иных нарушений таможенного законодательства.

Специальные международные таможенные конвенции – это международные договоры, объект и цель которых представляют интерес для небольшого круга государств. Специальные конвенции могут быть как многосторонними, так и двусторонними международными договорами.

К числу многочисленных специальных международных таможенных конвенций относятся:

  • – договоры о создании зон свободной торговли, таможенных союзов;
  • – договоры об определении общих направлений сотрудничества государств в таможенной сфере (соглашения о принципах таможенной политики, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, в которых устанавливаются формы и порядок сотрудничества, а также определяется организационный механизм его осуществления);
  • – договоры по согласованию правил таможенного оформления товаров, взаимного признания таможенных документов и таможенных обеспечений и т.д.

Если специальные международные таможенные конвенции, как правило, разрабатываются и принимаются самими государствами или в результате функционирования региональных интеграционных объединений, то общие, или универсальные международные таможенные конвенции принимаются в рамках деятельности международных организаций, имеющих мировое представительство своих государств-членов, т.е. всеобщих, потенциально рассчитанных на участие всех государств, организаций. Среди таких организаций главенствующее место занимает ВТАО.

Положения специальных таможенных конвенций разрабатываются с учетом универсальных соглашений и повторяют их установления.

Больше всего по количеству, конечно же, специальных таможенных конвенций. Например, только Россия заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (более 80) с Великобританией, Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Чехией, Словенией, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Югославией, Индией, Израилем, государствами СНГ.

Все названные конвенции наряду с другими не менее значимыми международными договорами составляют совокупность источников международного таможенного права.

Конвенции международные

Наибольшее значение имеют многосторонние К. м., которые являются как бы актами международно-правового законодательства (traitе́s-lois, law making treaties) и содержат нормы общего характера. К. м. этого типа можно подразделить на несколько групп. 1) К. м., устанавливающие правовой режим той или иной территории или какого-либо обязательства политического характера, связанные с ней (первая такая К. м. была включена в заключительный акт Венского конгресса 1814—15 (См. Венский конгресс 1814-15), содержавший постановление «Относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии»). 2) К. м. по морскому праву (См. Морское право). На Женевской конференции 1958 подписана целая серия К. м. по этому вопросу: Об открытом море; О территориальном море и прилежащей зоне; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране ресурсов открытого моря. К этой же группе относятся конвенции, касающиеся правового режима каналов международных (См. Каналы международные), рек международных (См. Реки международные) и проливов международных (См. Проливы международные), а также К. м. по конкретным вопросам морского судоходства: Об охране подводных телеграфных кабелей 1884; Об оказании помощи и спасении на море 1910; О режиме морских портов 1923; Об охране человеческой жизни на море 1960 и др. 3) К. м., устанавливающие правовой режим воздушного пространства и полётов воздушных судов: О международной гражданской авиации 1944; Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1944; О международном признании прав на воздушные суда 1948 и др. 4) Группа К. м., которая регламентирует вопросы, связанные с освоением космического пространства (см. Космическое право). 5) К. м., направленные на защиту прав человека, развитие политических, экономических и гражданских прав населения: международные Пакты о правах человека; О правовом положении беженцев 1951; О политических правах женщин 1952; О недопустимости дискриминации в области образования 1960; О ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 и др. 6) К. м. по вопросам борьбы с преступностью: Относительно рабства 1926; О борьбе с распространением порнографических изданий 1923; О борьбе с подделкой денежных знаков 1929; Единая К. м. о наркотических средствах 1961; О преступлениях и некоторых др. актах, совершенных на борту воздушного судна 1963; О борьбе с незаконным захватом 1817 воздушных судов 1970 и др. 7) К. м., связанные совместной борьбой государств с преступлениями против человечества: О предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948; О неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 и др. (см. также Военные преступники). 8) К. м. о законах и обычаях войны (См. Законы и обычаи войны) (см. также Гаагские конвенции, Женевские конвенции 1949). 9) К. м. по вопросам дипломатического и консульского права: Венская конвенция о консульских сношениях 1963; Конвенция о специальных миссиях 1969 (см. Также Консульское право). 10) К. м., посвященные Правовому положению международных организаций (См. Международные организации), их должностных лиц и сотрудников. 11) К. м. по вопросам мирного разрешения международных споров и конфликтов (наиболее подробно эти вопросы впервые были разработаны на Гаагских конференциях 1899 и 1907). 12) К. м., касающиеся условий труда, принимаются Международной организацией труда (См. Международная организация труда) (МОТ).

Венская конвенция о праве международных договоров

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года — международная конвенция, закрепляющая основополагающие международно-правовые нормы, относящиеся к заключению, вступлению в силу, применению, расторжению, толкованию и соблюдению межгосударственных договоров.

Конвенция была подготовлена Комиссией международного права ООН и подписана в Вене (Австрия) в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1980 году и к настоящему времени насчитывает 114 государств-участников.

Конвенция применяется к договорам, заключаемым между государствами в письменной форме. Договоры, заключаемые государствами с международными организациями и между последними, регулируются Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. Наряду с Конвенцией 1986 года и обычными нормами международного права, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года является важнейшим источником права международных договоров.

Заключение и вступление договоров в силу

Заключение договоров

Каждое государство имеет право заключать международные договоры, то есть обладает соответствующей правоспособностью.

Лицо, представляющее государство в целях принятия текста договора либо в целях выражения согласия на обязательность договора, должно иметь соответствующие полномочия либо в силу занимаемой должности считаться представляющим своё государство без предъявления полномочий. К последним относятся:

  • главы государств, главы правительств, министры иностранных дел;
  • главы дипломатических представительств (применительно к договорам с государствами, в которых они представляют своё государство);
  • представители государств на международных конференциях и в международных организациях (для целей принятия текстов международных договоров на такой конференции или в такой организации).

Текст договора принимается всеми государствами, участвовавшими в его подготовке, или двумя третями голосов на международной конференции, если таким же большинством не было принято иное.

Конвенция предусматривает следующие способы выражения согласия на обязательность для государств договора:

  • подписание;
  • обмен документами, образующими договор;
  • ратификация;
  • принятие;
  • утверждение;
  • присоединение;
  • другие способы, о которых условились государства.

В Конвенции описываются основные способы выражения согласия на обязательность договора и их особенности.Конвенция предусматривает также обязанность государств не лишать договор объекта и цели до его вступления в силу.

Оговорки

В Конвенции определяются условия, в которых государства могут делать оговорки к международным договорам при подписании, ратификации, утверждении или присоединении. Для этого необходимо, чтобы:

  • оговорки не запрещались прямо этим договором; или
  • входили в число разрешенных договором оговорок; и
  • не были несовместимы с объектом и целями договора.

В Конвенции также прописана процедура принятия оговорок и возражений против них, юридические последствия принятия оговорок и возражений против них и снятия оговорок и возражений против них.

Вступление в силу договоров и их временное применение

В качестве общего правила Конвенцией предусматривается, что договор вступает в силу в порядке и в дату, указанные в договоре или иначе согласованные договаривающимися сторонами. Кроме того, в ней предусматриваются иные условия вступления в силу, в том числе, условия временного применения договора или его отдельных условий.

Соблюдение, применение и толкование договоров

Соблюдение и применение договоров

Статья 26 Конвенции подтверждает основополагающий принцип договорного права «Pacta sunt servanda», означающий, что действующие договоры обязательны для участников и должны добросовестно соблюдаться.

Кроме того, общим правилом является то, что договоры не имеют обратной силы, то есть не применяются в отношении событий, которые имели место до вступления договора в силу. Кроме того, если иное не следует из договора, он действует в отношении всей территории договаривающихся государств.

Положения последующего договора имеют преимущественную силу перед положениями предшествующего договора с тем же кругом участников, за исключением случаев, когда в последующем договоре прямо предусмотрено преимущество положений предшествующего договора. Конвенция излагает также порядок применения положений предыдущего и последующего договора при несовпадении круга участников.

Толкование договоров

В Конвенции освещаются принципы и правила толкования международных договоров.В частности, указывается, что договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением его терминов в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Для целей толкования договора также учитываются:

  • относящиеся к договору соглашения, подписанные в связи с ним участниками договора;
  • документы, составленные участниками и принятые другими участниками в качестве относящихся к договору;
  • последующие соглашения участников относительно толкования договора или применения его положений;
  • последующая практика применения договора;
  • нормы международного права, действующие между участниками.

Кроме того, возможно обращение к дополнительным средствам толкования, например, подготовительным материалам и обстоятельствам заключения договора. В статье 33 устанавливаются принципы толкования договоров, два или более текстов которых являются аутентичными, то есть имеют преимущественную силу.

Договоры и третьи государства

В этой же части Конвенции излагаются принципы и положения, регулирующие правовые последствия заключения договоров для не участвующих в них государств (третьих государств). В качестве общего правила договор не создает прав и обязательств для третьих государств без их согласия на это.

При этом создание обязательства для третьего государства возможно только при наличии его письменного согласия на это. Согласие на приобретение по договору прав третьими государствами презюмируется до тех пор, пока не будут получены доказательства противного.

Отмена обязательств третьих государств по договору возможна только с согласия участников договора и самих третьих государств, которых это касается. Эти ограничения не относятся к случаям, когда договорные нормы становятся обязательными для государств в качестве обычной нормы международного права.

Поправки к договорам и изменение договоров

Правила, касающиеся внесения поправок в договоры, в том числе в многосторонние договоры, а также заключения соглашений об изменении договоров, излагаются в статьях 39-41 Конвенции. Допустимо соглашение об изменении положений многостороннего договора в отношениях между отдельными участниками, если это предусмотрено в договоре или не запрещается им, и если такое изменение не затрагивает прав и обязанностей остальных участников договора и не препятствует осуществлению объекта и целей договора. Участники соглашения обязаны уведомить остальных участников договора о своем намерении заключить такое соглашение и о его содержании.

Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров

Действительность договора может оспариваться только на основании применения положений Венской конвенции. Прекращение договора, его приостановление, денонсация или выход из него участника может осуществляться только на основании положений самого договора или Конвенции.

В статье 44 Конвенции излагаются принципы, относящиеся к делимости договорных положений. Так, участник может приостановить договор, выйти из него или денонсировать его только полностью, если только в самом договоре или ином соглашении участников не указано иное.

На основание недействительности договора, его прекращения, выхода из него или прекращения его действия можно ссылаться только в отношении договора в целом, за исключением случаев, когда:

  • такое основание касается только отдельных положений договора и эти положения отделимы от остального договора;
  • из договора вытекает или иным образом установлено, что принятие этих положения не составляло существенного согласия участника или других участников на обязательность договора в целом;
  • продолжение действия остального договора (без этих положений) не было бы несправедливым.

Делимость договоров (то есть сохранение в силе части его положений) не применяется к случаям, когда договор противоречит императивным нормам международного права, когда он был заключён в результате принуждения представителя государства или в результате применения государством силы или угрозы её применения.

Недействительность договоров

Государства не вправе ссылаться в качестве основания недействительности договора на нормы внутреннего права, касающиеся его компетенции заключать договоры, если только нарушение не было явным (очевидным) и не касалось нормы внутреннего права особого значения.

Государства вправе ссылаться на ошибку (касающуюся обстоятельства или факта, составляющих существенную основу его согласия на обязательность договора) как основание недействительности договора, если только такое государство не знало о таких факте или обстоятельстве или не способствовало их возникновению. Валидными основаниями недействительности договора являются обман или подкуп представителя государства.

Договоры, заключенные в результате угроз или действий против представителя государства, а также в результате применения силы или угрозы силой против государства, или противоречащие императивной норме международного права, являются ничтожными (то есть недействительными с момента заключения).

Прекращение договоров и приостановление их действия

Прекращение договора или выход из него участника могут иметь место в соответствии с положениями этого договора или по взаимному согласию его участников. При этом многосторонний договор не прекращается из-за того, что в результате выхода участников из него общее число участников стало меньше требуемого для вступления договора в силу.

Не допускается денонсация договора или выход из него, если такой возможности не предусмотрено в самом договоре, за исключением случаев, когда из намерения участников следовало, что денонсация или выход допускаются, или если допустимость денонсации или выхода подразумевается самим характером договора.

Равным образом приостановление договора допускается по самому договору или с согласия всех его участников. Для приостановления договора между отдельными его участниками требуется, чтобы оно не затрагивало права оставшихся и не противоречило объекту и цели договора.

В статье 59 излагается порядок прекращения или приостановления договора в связи с заключением последующего договора.

Основанием прекращения договора или приостановление его действия полностью или частично является его существенное нарушение другим участником (для двустороннего договора). Для многосторонних договоров правила устанавливаются в статье 60, при этом дается определение существенного нарушения договора, которое состоит в таком отказе от договора, который не предусматривается Конвенцией или нарушает положение, имеющее существенное значение для осуществление объекта и целей договора.

Ещё одним основанием прекращения договора является невозможность его выполнения, определенная в статье 61.

В статье 62 излагаются правила, применяемые в случае коренного изменения обстоятельств (так называемый принцип «Rebus sic stantibus»). На коренное изменение обстоятельств государства вправе ссылаться, если такие обстоятельства составляли существенную основу согласия государства на обязательность договора или если последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия обязательств, все ещё подлежащих выполнению по договору.

На коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться применительно к договорам, устанавливающим границу, и если коренное изменение обстоятельств являлось результатом нарушения этим участником обязательства по этому или иному договору.

Договор прекращается также вследствие возникновения новой императивной нормы международного права, которой он противоречит.

Процедура

В статье 65 излагается процедура, которой следует придерживаться в случае недействительности договора, прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия (порядок уведомлений других участников, сроки реакции других участников на уведомление и порядок разбирательства в случае возражений). В случае, когда связанные с этим споры между государствами не будут урегулированы в общем порядке в течение 12 месяцев с момента возражения, предписывается обращение к процедуре судебного разбирательства в Международном Суде ООН, международного арбитража или к процедуре разрешения споров, указанной в Приложении .

Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия

Положения договора, недействительность которого установлена Конвенцией, не имеют юридической силы. Конвенция, однако, предусматривает юридические последствия и обязанности участников в связи с действиями, совершенными на основании такого договора.

Прекращение договора освобождает участников от обязательств по нему, если только договором не предусмотрено иное, но не влияет на права, обязанности и юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Отдельно рассматриваются юридические последствия договора, противоречащего императивной норме международного права, и последствия приостановления действия международного договора.

Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация

Конвенция определяет порядок назначения депозитария (указанного в договоре хранителя текста договора, которым может быть определенное государство или Генеральный Секретарь авторитетной международной организации, например, ООН или специализированного учреждения ООН), определяет функции депозитария и порядок сообщения депозитарию уведомлений и сообщений. Устанавливается также порядок внесения изменений в текст договора в случае ошибки и, кроме того, порядок регистрации и опубликования договоров.

Примечания

  1. Статья 6 Венской конвенции о праве международных договоров
  2. Международное право. Учебник для вузов под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова. Глава 12. М., НОРМА—ИНФРА, 1999 г.
  3. Там же
  4. Статья 11 Венской конвенции
  5. И. И. Лукашук. Современное право международных договоров. М., ИГПАН, 2004 г. Т. I, Часть 7
  6. Статьи 21—23 Венской конвенции
  7. Статья 24—25 Венской конвенции
  8. Статья 28 Венской конвенции
  9. Статья 30 Венской конвенции
  10. И. И. Лукашук. Современное право международных договоров. М., ИГПАН, 2004 г. Т. I, Часть 10. Толкование договоров
  11. Статьи 31, 32 Венской конвенции
  12. Статьи 34—38 Венской конвенции
  13. А. Н. Талалаев. Право международных договоров: действие и применение договоров. М., 1985 г.
  14. Статья 50 Венской конвенции
  15. Статьи 49, 50 Венской конвенции
  16. Статьи 51—53 Венской конвенции
  17. Статьи 54, 55 Венской конвенции
  18. Статьи 56, 57 Венской конвенции
  19. Статьи 63, 64 Венской Конвенции
  20. Статья 70 Венской конвенции
  21. Статьи 71, 72 Венской конвенции
  22. Статьи 76—80 Венской конвенции

Литература

Ссылки

  • Текст Венской конвенции о праве международных договоров

Источники

Разновидности

Договор • Конвенция • Соглашение • Декларация • Меморандум • Пакт • Протокол • Статут • Хартия • Джентльменское соглашение

Процедура

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes