Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Централизованные финансы

08.05.2020 by admin

Содержание

  • 1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
  • Что такое централизованные и децентрализованные фонды денежных средств?
  • Централизованные и децентрализованные доходы
  • ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Составитель: А.Ю.Казанская
Финансы и кредит
Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007

Что такое централизованные и децентрализованные фонды денежных средств?

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

— государственный бюджет;

— внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные и децентрализованные доходы

С точки зрения порядка образования и использования государственные и муниципальные доходы можно подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные.

К централизованным относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодатель относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектом Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 Гражданского кодекса РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ.

В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от. участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах. В связи с происходящими преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, в правовом положении органов местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам. К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”2 от 27 декабря 1991 г., устанавливающий основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей.

В соответствии с законодательством систему государственных и местных доходов РФ можно оценивать как единую, что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням — федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов помимо законодательства РФ включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную (местную) собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственных и местных имуществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.

К финансовым ресурсам государства и административно-территориальных единиц, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими, банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов.

При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной единицы) в собственном смысле слова. Тем не менее, им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве при недостаточности поступления государственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.

К прочим доходам государства, составляющим незначительную величину, относятся доходы от государственного имущества (доходы от жилого фонда, лесной доход, выручка от реализации выморочного, бесхозного и конфискованного имущества, невостребованных грузов и почтовых отправлений, имущества ликвидированных предприятий, организаций и учреждений) и дохода от платных услуг государственных учреждений (сбор за проверку, клеймение и экспертизу мер и измерительных приборов, пошлины, сборы автоинспекторов и за другие

Децентрализованные финансовые ресурсы – это финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. Они находятся в их распоряжении, т.е. формируются микроуровне и используются на затраты по расширению производства.

За счёт их финансируются капитальные вложения, осуществляется расширение оборотных средств, техническое перевооружение производства и т.д. Они позволяют обеспечить денежными средствами процесс расширенного воспроизводства.

Децентрализованные финансовые ресурсы являются источником воспроизводства другого элемента ВВП – стоимости рабочей силы. За счёт децентрализованных финансовых ресурсов создаются целевые бюджетные фонды.

Следовательно, финансовые ресурсы субъектов хозяйствования – это совокупность собственных и привлечённых денежных средств, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для использования в его финансово-хозяйственной деятельности.

Формирование финансовых ресурсов субъектов хозяйствования осуществляется за счёт нескольких источников. Первоначально формирование собственных финансовых ресурсов происходит в момент учреждения субъекта хозяйствования, то есть когда образуется уставный фонд. Источниками образования уставного фонда в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования могут быть:

1. акционерный капитал в акционерном обществе;

2. паевые взносы членов трудового коллектива (потребительское общество, производственный кооператив);

3. отраслевые финансовые ресурсы (на предприятиях);

4. долгосрочный кредит (в организациях любой формы собственности);

5. бюджетные средства (на государственных предприятиях).

Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

На действующих предприятиях источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на следующие группы:

1. образуемые за счёт собственных средств;

2. мобилизуемые на финансовом рынке;

3. поступающие в порядке перераспределения.

Собственные средства хозяйствующих субъектов являются основным источником формирования децентрализованных финансовых ресурсов. В их составе основным источником являются амортизационные отчисления, за счёт которых восстанавливаются изношенные основные средства и приобретаются новые.

Сумма амортизационных отчислений включается в себестоимость продукции и тем самым переносится в цену продукции и возвращается на предприятие в виде выручки от реализации.

Предприятия обязаны накапливать сумму амортизационных отчислений, выделяя их из выручки за проданную продукцию, и формировать амортизационный фонд.

Амортизация начисляется ежемесячно и имеет постоянный непрерывный характер.

Величина годовых амортизационных отчислений определяется по нормам от стоимости объекта основных средств.

Расходуются средства амортизационного фонда на возмещение износа основных средств периодически, т.е. расход средств осуществляется в процессе их воспроизводства по истечении нормативного срока службы.

До этого момента амортизационные отчисления относительно свободны и могут использоваться как дополнительный источник финансовых ресурсов субъекта хозяйствования.

Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов субъекта хозяйствования является прибыль от основной и других видов деятельности.

Часть прибыли направляется в бюджет, а другая часть остается в распоряжении предприятия и используется на собственные нужды.

К числу собственных источников формирования финансовых ресурсов субъекта хозяйствования относят:

1. экономию от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом;

2. мобилизацию внутренних ресурсов в строительстве;

3. кредиторскую задолженность и др.

В последнее время важным источником формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования стали денежные средства, мобилизуемые на финансовом рынке.

В их состав включаются поступления от продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам, кредиты коммерческих банков, доходы от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Среди этой группы важное место занимают кредиты коммерческих банков. Они привлекаются практически всеми предприятиями и предоставляются банками на условиях платности, срочности и возвратности.

Ещё одним источником формирования финансовых ресурсов являются денежные средства, поступающие предприятиям в порядке перераспределения. Это суммы страховых возмещений по наступающим страховым рискам; финансовые ресурсы, поступающие от вышестоящих структур управления, а также формируемые на долевых началах и бюджетные субсидии.

К числу источников формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, поступающих в порядке перераспределения, относятся бюджетные ассигнования и субсидии.

Они выделаются предприятиям строго на определенный перечень затрат:

1. финансирование государственного заказа;

2. производство продукции, которая имеет общегосударственное значение;

3. строительство объектов, имеющих социальное значение.

Общую схему источников формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования можно представить в следующем виде:

Собственные средства:

1. прибыль от основной деятельности;

2. прибыль от реализации выбывшего имущества;

3. прибыль лот внереализационных операций;

4. амортизация;

5. экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом и мобилизация внутренних ресурсов в строительстве;

6. кредиторская задолженность;

7. паевые и иные взносы работников трудового коллектива.

Мобилизуемые на финансовом рынке:

1. продажа собственных ценных бумаг;

2. дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов;

3. кредит;

4. доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Поступающие в порядке перераспределения:

1. страховые возмещения по наступившим рискам;

2. финансовые ресурсы, поступающие от вышестоящих организаций (концерны, организации, отраслевые структуры);

3. финансовые ресурсы, формируемые на долевых началах;

4. бюджетные субсидии и ассигнования.

Использование финансовых ресурсов осуществляется субъектами хозяйствования по следующим основным направлениям:

a. финансирование текущих потребностей производственно-торгового процесса для обеспечения нормального функционирования производства и торговой деятельности субъектов хозяйствования;

b. внесение платежей в государственный бюджет;

c. внесение платежей по отчислениям от фонда заработной платы;

d. уплата страховых взносов страховым органам;

e. погашение задолженности коммерческим банкам по ранее взятым кредитам, а также уплата процентов за пользование кредитами;

f. капитальные вложения – формирование основных производственных фондов, в том числе их реконструкция, расширение и обновление;

g. строительство объектов непроизводственного назначения (жилые дома, детские сады и т.д.);

h. формирование внеоборотных фондов;

i. проведение природоохранных мероприятий;

j. инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке;

k. формирование фондов экономического стимулирования;

l. благотворительные цели;

m. осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Децентрализованные финансовые ресурсы, вложенные в производство и приносящие прибыль, образуют капитал. Он делится на собственный и заёмный.

Соотношение собственного и заёмного капитала образует финансовую структуру капитала. Она зависит от общего состояния экономики.

В развитой экономике чаще всего используют заёмный капитал, в переходной экономике субъекты хозяйствования стремятся использовать собственный капитал.

Необходимо иметь в виду, что финансовые ресурсы, которые направляются в объекты непроизводственной сферы, числящиеся на балансе предприятия, на создание резервных фондов и фондов потребления, капиталом не являются, т.к. не создают прибавочной стоимости.

Следовательно, понятие «финансовые ресурсы» шире понятия «капитал».

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Региональная экономика

Е.В. ГОРШЕНИНА, д.э.н, профессор, зав. кафедрой экономики Южного института менеджмента

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам, характеризующим источники финансовых ресурсов в регионе. Проведена оценка централизованных источников финансовых ресурсов региона (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды), а также децентрализованных — финансовых средств предприятий (прибыль и амортизационный фонд).

Ключевые слова: финансовые ресурсы региона, региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды, финансовые средства предприятий.

Регион-субъект РФ имеет в своём распоряжении финансовые ресурсы в виде денежных средств и финансовых активов. В результате взаимодействия поступления, расходов и распределения денежных средств, их накопления и использования образуются финансовые ресурсы региона. Источники финансовых ресурсов региона разнообразны. Так региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды образуют централизованную часть финансовых ресурсов, а средства предприятий — децентрализованную (рис.1).

Рисунок 1 — Источники финансовых ресурсов региона

Региональные органы государственной власти имеют полномочия к регулированию в полной мере лишь регионального бюджета, который и составляет основу региональных финансов. Нет рычагов к регулированию на региональном уровне финансов предприятий и формирования фондов социального развития. Из внебюджетных фондов поддаются косвенному контролю лишь региональные.

Совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов представляет собой бюджетную систему РФ.

Конституцией РФ и её субъектов закреплены и разграничены бюджетные и налоговые полномочия РФ. Полномочия субъектов РФ включают формирование и исполнение региональных бюджетов, создание бюджетной системы региона. Региональный бюджет является главной финансовой базой региональных органов государственной власти. Финансовая самостоятельность региона во многом определяется состоянием бюджета, формирование которого характеризуется нестабильностью. Например, в Краснодарском крае дефицит бюджета составил в 2014 г. 26876,1 млн рублей, в 2015 г. — 17136,5 млн рублей, а в 2016 г. дефицит сменился профицитом — 2442,6 млн рублей (табл. 2).

Таблица 2 — Бюджет Краснодарского края, в фактически действующих

ценах, млн руб.*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Доходы 232883,0 236840,6 263308,4

Расходы 259759,1 253977,1 260865,8

Профицит (+), дефицит (-) -26876,1 -17136,5 +2442,6

Доходная часть регионального бюджета формируется за счёт закреплённых (налоговых и неналоговых) и регулирующих источников дохода.

Закреплённые (собственные) налоговые доходы — это налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и др. (табл. 3). К собственным неналоговым доходам относятся доходы от реализации прав на имущество, доходы от государственной собственности или деятельности, прочие неналоговые доходы.

Таблица 3 — Структура доходов консолидированного бюджета Краснодарского Края, % *

2014 г. 2015г. 2016 г.

Доходы всего, из них 100 100 100

Налог на прибыль 18,1 15,7 17,7

НДФЛ 30,9 31,1 29,4

Налог на имущество 14,6 16,1 15,2

Безвозмездные поступления 14,2 15,6 12,8

Прочие 22,2 21,5 24,9

*Рассчитано по .

Структура доходов бюджета Краснодарского края в целом стабильна в динамке (табл. 3). Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета региона имеет НДФЛ — на уровне 30 %. Значительны доли налога на прибыль (15,7-18,1 %) и налога на имущество (14,6-16,1 %). Однако хроническая неплатёжеспособность некоторых предприятий делает проблематичным своевременное поступление налогов в бюджет, особенно налога на прибыль.

Регулирующие доходы — это поступления из федерального бюджета в виде трансфертов, межбюджетных ссуд и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетная зависимость территорий определяется долей федеральных бюджетных средств. Трансферты в виде субсидий, дотаций, субвенций передаются с целью регулирования доходов и расходов региона, осуществления целевых федеральных программ, федеральных программ по развитию регионов и составляют значительную часть регионального бюджета.

Внебюджетные фонды представляют собой образованную в рамках действующего законодательства РФ и региона, решений представительных органов местного самоуправления обособленную часть финансовых ресурсов, имеющих самостоятельные источники формирования. Внебюджетные фонды позволяют аккумулировать денежные средства с их дальнейшим целевым использованием. Они предназначены для финансирования комплекса мероприятий по решению социальных, экономических и общественно значимых задач.

Система внебюджетных фондов имеет три уровня: федеральный, областной (региональный) и местный. В регионах действуют все три уровня. Рассмотрим эти уровни на примере Краснодарского края.

Первый уровень представлен действующими структурными подразделениями следующих федеральных внебюджетных фондов:

— пенсионный фонд российской федерации;

— фонд социального страхования российской федерации;

— федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

— прочие внебюджетные фонды.

Второй уровень составляют региональные внебюджетные фонды:

— фонд развития территорий;

— фонд социальной поддержки населения;

— фонд администрации области;

— экологический фонд области;

— фонд развития жилищного строительства;

— иные фонды, имеющие собственные источники формирования.

Образование местных внебюджетных фондов, представляющих

третий уровень, находится в ведении представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Средства внебюджетных фондов используются на основе их организационной самостоятельности, поэтому регулированию и контролю со стороны региональных органов государственной власти подвергается только второй уровень внебюджетных фондов, да и то косвенно.

Эффективность деятельности внебюджетных фондов всех уровней напрямую зависит не только от своевременности поступления в них денежных средств, но и от возможностей фона удовлетворить потребности региона. Например, по Краснодарскому краю исполнение бюджета пенсионного фонда носит нерегулярный характер — в 2015 году бюджет имел с дефицит 189,9 млн рублей (табл. 4). Бюджет бюджета фонда социального страхования не исполняется систематически (табл. 5), а бюджета фонда социального страхования периодически имеет дефицит (табл. 6).

Таблица 4 — Исполнение бюджета пенсионного фонда Краснодарского

края, млн рублей*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Поступление 216412,0 236884,8 261311,2

Расходование 214406,4 237074,6 261180,8

Профицит (+), дефицит (-) +2005,6 -189,8 +130,4

Таблица 5 — Исполнение бюджета фонда социального страхования Краснодарского края, млн. рублей*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Поступление 15132,7 16080,9 17054,8

Расходование 15850,5 18375,4 20255,3

Профицит (+), дефицит (-) -717,8 -2294,5 -3200,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*Рассчитано по .

Таблица 6 — Исполнение бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования Краснодарского края, млн.

рублей*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Поступление 40567,3 45185,2 47422,5

Расходование 40863,8 45133,8 47415,3

Профицит (+), дефицит (-) -296,5 51,4 7,2

*Рассчитано по .

Финансовые средства предприятий — основная ячейка финансовой системы страны и региона. Преобладающая часть всех финансовых ресурсов сосредоточена именно на предприятиях и от их состояния зависит стабильность всей финансовой системы в целом.

Состояние финансов предприятий определяется как внутренними, так внешними факторами. Внутренние факторы — это отраслевая принадлежность, уровень рентабельности, конкурентоспособность продукции, состояние активов и их оборачиваемость активов и др. Однако наиболее негативное влияние на экономику предприятий оказывают внешние факторы: общий кризис в отраслях экономики, неблагоприятная налоговая и бюджетная политика государства, жесткая кредитная политика, сжатие спроса и кризис сбыта. В существующих условиях предприятиям чрезвычайно сложно обеспечить устойчивость своего финансового состояния и поддерживать необходимый уровень платёжеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Например, убыточные и неплатёжеспособные предприятия существуют во всех отраслях экономики Краснодарского края (табл. 7).

Таблица 7 — Удельный вес убыточных организация Краснодарского края по видам экономической деятельности (в % от общего числа

организаций)*

Годы

2014 2015 2016

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 17,4 14,1 14,3

Добыча полезных ископаемых 42,1 45,0 57,1

Обрабатывающие производства 27,1 26,7 26,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 43,1 47,0 42,2

Строительство 34,5 37,6 36,4

Оптовая и розничная торговля ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых 23,1 20,8 17,3

изделии и предметов личного пользования

Транспорт и связь 34,1 28,6 29,5

Финансовая деятельность 51,7 33,3 33,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 29,6 33,8 31,0

*Составлено по .

Следует отметить, что убыточность предприятий имеет стабильный характер и по некоторым видам экономической деятельности приближается к 50 % и даже превышает этот уровень (табл.7).

Важнейшей причиной сложного экономического состояния предприятий является замещение собственных (прибыль и другие источники) источников формирования оборотных средств заёмными (банковский и коммерческий кредит). В таких условиях собственные оборотные средства выпадают из кругооборота предприятий и направляются на погашение кредита, что отрицательно сказывается на величине прибыли. Прибыль — важнейший показатель деятельности предприятий и главный источник формирования средств предприятий, направляемых на развитие региональной инфраструктуры. Однако при постоянно снижающейся прибыли или её отсутствии формирование фондов социального развития на предприятиях становится невозможным и поэтому финансы предприятий фактически не участвуют в решении социально-экономических проблем региона.

Финансовая деятельность предприятий непосредственно связана с функционированием их основных производственных и оборотных средств (фондов). Амортизационные отчисления выступают формой финансовых отношений, осуществляющих оборот основных производственных средств. Амортизационные отчисления, прибыль и кредиты банка являются основными источниками финансирования воспроизводства основных производственных средств. Амортизационные отчисления сегодня

фактически потеряли свои экономические функции и не являются действенным источником финансовых средств, о чём свидетельствует высокий коэффициент физического износа основных фондов. Например, в Краснодарском крае высокую и очень высокую степень износа имеют основные фонды по всем видам экономической деятельности (табл. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 8 — Степень износа основных фондов по видам экономической

деятельности, в % на конец года*

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное 40,7 42,3 42,7

хозяйство

Добыча полезных ископаемых 63,3 65,4 68,3

Обрабатывающие производства 38,8 41,8 44,5

Производство и распределение электроэнергии, газа 33,6 36,5 37,5

и воды

Строительство 50,6 54,0 62,5

Оптовая и розничная торговля; ремонт 38,5 29,5 32,9

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделии и предметов личного пользования

Транспорт и связь 29,5 33,8 33,8

*Рассчитано по .

Современная ситуация такова, что основные источники финансовых средств Краснодарского края (бюджет, внебюджетные фонды, финансы предприятий) не могут обеспечить финансовую стабильность региона (табл. 2,4,5,7). Отсутствие финансовых средств негативно сказывается на инвестиционном процессе как инструменте распределения и использования финансовых ресурсов. Основные причины очевидны: неэффективность экономической политики федеральных и региональных властей, отсутствие стратегии реформирования предприятий, неэффективная региональная политика.

Список литературы

1. Горшенина Е.В. Региональные экономические исследования: теория и практика: Монография. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. — 204 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 1266 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. — М., 2016. — 1326 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 1402 с.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes