Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Таргетирование инфляции

05.05.2020 by admin

Содержание

  • Что такое инфляционное таргетирование?
  • Как происходит таргетирование инфляции?
  • Развивающиеся рынки: надо быть гибче?
  • Таргетирование инфляции: российская модель
  • Инфляционное таргетирование: за и против
    • МНЕНИЕ
  • Wiki-Словарь
  • Инфляционное таргетирование в России: контекст имеет значение
  • Глоссарий
  • Что такое политика таргетирования инфляции
    • Суть политики таргетирования инфляции
    • Политика таргетирования инфляции в России и ее применение
    • Политика таргетирования инфляции предусматривает ряд следующих действий
  • Таргетирование инфляции
    • Исходные требования для проведения таргетирования инфляции
    • Опыт развитых стран в развитии инфляционного таргетирования
    • Инфляция в России в 2012 году
    • Целевой уровень инфляции в разных разных странах за 2008 год
    • Источники статьи «Таргетирование инфляции»
    • Смотреть что такое «Таргетирование инфляции» в других словарях:
    • Книги

Инфляционное таргетирование — самый популярный монетарный режим, на который за последние три десятка лет перешли центробанки большинства развитых и развивающихся стран. Так утверждают экономисты. Объясняем простыми словами, что такое инфляционное таргетирование, как и зачем ЦБ таргетирует инфляцию и с какими выгодами и издержками это связано для российской экономики.

ЧИТАЙТЕ В СТАТЬЕ:

✔ Что такое инфляционное таргетирование?

✔ Как происходит таргетирование инфляции?

✔ Развивающиеся рынки: надо быть гибче?

✔ Таргетирование инфляции: российская модель

✔ Инфляционное таргетирование: за и против

✔ Таргетирование работает? — мнение экономиста

© При использовании материалов сайта и цитировании — ссылка с URL-адресом обязательна

Что такое инфляционное таргетирование?

Рост цен всегда был большой проблемой для экономических властей во всех странах. Из-за высокой инфляции растут цены на товары, обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала за рубеж, снижается инвестиционная привлекательность экономики. Это, в свою очередь, замедляет экономический рост, усиливает макроэкономическую неопределенность и заставляет население сильно нервничать. Ответом на эту проблему и стало распространение режима инфляционного таргетирования.

Инфляционное таргетирование — режим денежно-кредитной политики, при котором главной задачей центрального банка становится поддержание стабильно низких цен в экономике. На практике это означает, что когда экономике угрожает высокая инфляция, центробанки, как правило, начинают повышать процентную ставку. И наоборот, снижение инфляции — сигнал к смягчению денежно-кредитной политики, то есть снижению ставок.

Первой режим инфляционного таргетирования в начале 1990 г. ввела Новая Зеландия. Затем примеру новозеландского Резервного банка. последовали регуляторы Чили, Канады, Великобритании, Швеции и Финляндии.

Автором идеи инфляционного таргетирования считают шведского экономиста Кнута Викселля. Именно он в конце 1890-х годов впервые озвучил мысль о том, что главной целью политики центральных банков должны быть стабильные цены. Для XIX столетия концепция казалась довольно революционной: тогда считалось, что приоритетом регуляторов должен быть стабильный валютный курс с привязкой к цене золота. Викселль считал, что ЦБ должен контролировать в первую очередь инфляцию посредством процентных ставок: повышать ставку, если цены растут, и снижать ставку, если цены падают.

Развивающиеся страны начали активно применять таргетирование инфляции в конце 1990-х — начале 2000-х гг. В числе пионеров были Южная Корея, Бразилия, Колумбия, Таиланд, а также Польша и Чехия. Во второй половине 2000-х идею инфляционного таргетирования подхватили монетарные власти Индонезии, Румынии, Турции, Сербии, Ганы и Парагвая.


* В скобках указана официальная дата перехода на режим инфляционного таргетирования
** Страны, вошедшие в зону евро
Источники: Доклад Института Гайдара, данные по инфляции — tradingeconomics.com

Сейчас инфляционное таргетирование используют в общей сложности 36 стран, посчитали эксперты Института Гайдара, выпустившие в начале 2019 года доклад об особенностях перехода на таргетирование инфляции.

Как происходит таргетирование инфляции?

Центробанк прогнозирует динамику роста цен и сравнивает ее с целевыми показателями, которых желательно достичь. При этом ценовая стабильность не означает нулевую инфляцию, речь идет о наличии предсказуемо низкого темпа роста цен, который колеблется в узком коридоре. Разница между прогнозом и целью указывает, насколько регулятор должен скорректировать свою денежно-кредитную политику. В результате устанавливается плановый таргет по инфляции. В дальнейшем все действия монетарных властей по регулированию процентных ставок направлены на то, чтобы достичь этого показателя.

Развивающиеся рынки: надо быть гибче?

В развивающихся странах, по данным МВФ, режим инфляционного таргетирования стал вторым по популярности. Сейчас инфляцию таргетируют 25 развивающихся экономик. При этом классический вариант инфляционного таргетирования предполагает, что власти отказываются от таргетирования любых экономических показателей, кроме инфляции. В частности, валютного курса, уровня зарплат, уровня занятости и т. п. Проблема в том, что развивающиеся страны, чьи экономики сильно зависимы от доллара, а значит внешних шоков, сталкиваются с высокими курсовыми рисками, которые часто приводили к резкой и неуправляемой девальвации национальных валют. Поэтому, таргетируя инфляцию, развивающимся странам приходится быть гибче и допускать участие монетарных властей в процессе курсообразования, например, в виде валютных интервенций (как это делает ЦБ РФ в рамках бюджетного правила), сделок РЕПО в иностранной валюте, заключения операций «валютный своп». При этом официальные, декларируемые цели по динамике/уровню обменного курса отсутствуют.

Таргетирование инфляции: российская модель

Центробанк России официально перешел к режиму таргетированию инфляции в конце 2014 года. Таргет по инфляции был установлен на уровне 4%. Регулятор объявил, что намерен выйти на этот показатель к концу 2017 года, при том что в новейшей истории России годовой показатель инфляции ни разу не опускался ниже 6%. ЦБ и раньше публиковал прогнозные значения инфляции, но выйти на эти показатели практически никогда не удавалось, так как в приоритете у монетарных властей был контроль курса бивалютной корзины, а не показатели роста цен.


*Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
Источник: Банк России

Переход к политике повышения ставок ЦБ начал еще в середине 2014 года. В результате чего ключевая ставка выросла с 5.5% в марте 2014 года до 9.5% в ноябре 2014-го. Но завершать смену монетарного режима ЦБ пришлось в совсем жестких условиях: в результате кризиса, который случился в конце 2014 года, цены на нефть упали со $110 до $55 за баррель, а рубль подешевел вдвое. Регулятор принял радикальное решение повысить ключевую ставку до 17%, чтобы приостановить дальнейшую девальвацию рубля и неконтролируемый рост инфляции. По итогам 2014 года уровень инфляции в стране составил 11.4%.


Источник: Банк России

Несмотря на шоковую ситуацию в экономике, от таргета по инфляции ЦБ не отказался. Правда, за это решение пришлось заплатить: по итогам 2015 года спад ВВП составил 2.5%, а инфляция почти достигла уровня 13%. В следующие два года переломить инфляционный тренд регулятору все же удалось, благодаря высоким ставкам и ценой рецессии в экономике. В 2016 году инфляция составила уже 5.4%, а по итогам 2017 года — 2.5%. Это позволило ЦБ в 2017 году снова перейти к циклу снижения ставок, который продолжался вплоть до сентября прошлого года, когда регулятор впервые с декабря 2014 года снова поднял ключевую ставку из-за роста инфляционных рисков и опасений, связанных с волатильностью рубля.

Инфляционное таргетирование: за и против

Споры вокруг того, несет ли таргетирование инфляции больше пользы для экономики или скорее вред, ведутся столько же лет, сколько и существует этот монетарный режим.

Поклонники инфляционного таргетирования считают, что главный бонус, который получает любая экономика от таргетирования инфляции — это стабильность цен. Благодаря низкой инфляции у бизнеса, инвесторов и населения появляется больше уверенности в макроэкономической стабильности, горизонт планирования увеличивается, объемы кредитования растут, в экономике появляется больше длинных денег, у бизнеса и населения возникает больше стимулов к инвестициям, экономика начинает расти. Правда все это происходит не мгновенно, а в долгосрочной перспективе, по мере роста доверия к национальной валюте, денежным властям и той политике, которую они проводят.


Источник: Банк России

Скептики утверждают, что хотя дезинфляционные процессы и обещают выигрыш когда-то в будущем, он вряд ли перекроет те потери, которые несет экономика и реальный сектор в настоящем из-за роста процентных ставок и низкой доступности кредита. Это особенно актуально в ситуации с Россией: в случае усиления санкций, роста геополитической напряженности, нового кризиса на развивающихся рынках, высокой волатильности нефтяных цен и рубля Банк России может отложить переход к нейтральной монетарной политике и даже снова перейти к ужесточению ДКП. А значит режим ожидания положительных эффектов от таргетирования инфляции, в котором находится российская экономика и который (как утверждают экономисты) в среднем составляет 3-5 лет, может серьезно затянуться.

Кроме того, хотя инфляционное таргетирование сегодня все еще считается наиболее продвинутым монетарным режимом в мире, отдельные экономисты начинают высказывать робкие сомнения по поводу того, что именно за ним будущее. Так, в июне 2019 г. ФРС проведет конференцию, посвященную пересмотру параметров ДКП. Итогом этих обсуждений может стать повышение цели по инфляции, а возможно (хотя и маловероятно) и вовсе отказ от инфляционного таргетирования в пользу таргетирования денежной массы, ВВП или других показателей, подчеркнул, выступая в январе на Гайдаровском форуме старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Кононов: «Очевидно, что какие-то изменения в американской денежно-кредитной политике будут и скорее всего это приведет к тому, что инфляционный уровень как в Штатах, так и в мире в целом может несколько повыситься. Было бы здорово, если бы мы успели запрыгнуть на этот поезд. Не хотелось бы, чтобы Россия оказалась в ситуации, когда она наконец-то научилась таргетировать инфляцию в тот момент, когда все остальные перестали это делать».

МНЕНИЕ

Александр Исаков, главный экономист по России, ВТБ Капитал

— Как вы считаете, чем можно объяснить рост популярности такого монетарного режима, как таргетирование инфляции, к которому перешли практически все развитые и многие развивающиеся страны?

— Чтобы понять логику изменений денежно-кредитной политики, невероятно полезно прочитать одни за другими «Основные направления…» Банка России — это документ, в котором Центральный банк с 2000 года заявляет, каких целей и как он собирается достигать в ближайшие годы.

При внимательном чтении этих документов, на мой взгляд, достаточно наглядно видно, что логика развития денежно-кредитной политики состоит в постепенном осознании серьезных ограничений, связанных с тем, чего в принципе возможно достигнуть инструментами, имеющимися в распоряжении ЦБ.

Ранние «Основные направления…» чрезвычайно амбициозны: в них устанавливаются целевые траектории для денежной массы и отдельных ее компонент, задаются границы для валютного курса и ставок денежного рынка, определяются целевые уровни безработицы и инфляции. В тихое и спокойное время такая сложная конструкция с не вполне ясными приоритетами и путаницей целей и инструментов (стабильный валютный курс — это и есть цель политики? Или это инструмент для достижения низкой инфляции?) может какое-то время работать. Но любой сколько-нибудь значимый внешний шок становится ультиматумом: так что же важнее — стабилизировать уровень занятости или курс? Курс или ставки? Ставки или инфляцию?

В итоге по мере осознанного отказа от контроля за многочисленными индикаторами в основном в силу осознания невозможности их контролировать в принципе или необходимости для этого отказаться от целей, которые кажутся более важными, большинство центральных банков пришло к сравнительно простой схеме: главная цель — стабильность роста цен, главный инструмент — короткий ставки в национальной валюте.

— В чем, по-вашему, заключаются основные преимущества и недостатки инфляционного таргетирования в современных условиях?

— Преимущество состоит в том, что этот подход имеет одновременно ясную цель и достаточно мало жестких ограничивающих правил. Если мы посмотрим на пятилетнюю историю таргетирования в России, то оно началось с радикального отказа от операций Центробанка на рынке, перехода к «ритмичным покупкам» для пополнения резервов, а теперь таргетирование инфляции оказалось вполне совместимо с бюджетным правилом. Из-за гибкости подхода назвать недостатки непросто — текущий опыт не знает ни одного случая отказа центрального банка от инфляционного таргетирования.

— В чем особенности именно «российской модели» таргетирования инфляции? Насколько успешно, на ваш взгляд, регулятор осуществил переход на этот режим и управляет им последние годы?

— Думаю, что одной из особенностей инфляционного таргетирования в российских условиях является уровень волатильности инфляции. Эта волатильность объективно предопределена структурой потребительской корзины с высоким весом продовольствия, масштабом внешних шоков рынков сырья или потоков капитала на развивающиеся рынки.

Простой иллюстрацией этого является то, что нередко прогнозы роста цен на 1-2 месяца вперед даются с погрешностью ±0.3 п.п., это довольно много.

— Если сравнить российский опыт с опытом других стран, применяющих инфляционное таргетирование, чей пример (успех) кажется вам наиболее показательным?

— Это простой вопрос — пример Чешского Национального Банка. Этот центральный банк демонстрирует беспрецедентный уровень открытости, уделяет огромное количество времени популяризации своей деятельности и ведет фундаментальную научную работу, помогающую многим из нас, экономистов, лучше понять взаимосвязи и механику экономических процессов.

— Нужна ли российской модели таргетирования инфляции определенная корректировка, с вашей точки зрения? Если да, то в чем именно?

— Думаю, что сейчас основная корректировка требуется не в части принципов политики, а в части ее коммуникации. Объективные данные говорят о том, что уровень предсказуемости денежно-кредитной политики пока ниже, чем в странах, на которые нам бы хотелось равняться. Часть этой непредсказуемости объективная — мы уже говорили о структуре потребления, экономики. Но часть — вполне искусственная, которую можно снизить. На мой взгляд, этого возможно было бы достичь следующим образом: 1) повысить стандартны открытости в части аналитических инструментов Банка России — публиковать исходные расчеты, код расчетных моделей так, чтобы заинтересованные внешние наблюдатели могли бы с ними познакомиться, возможно, предложить свои наработки по их улучшению; 2) публиковать прогнозную траекторию или траектории ключевой ставки Банка России — так делает Банк Чехии и ряд других центральных банков, их опыт крайне положительно оценивается; 3) публиковать более подробно собственные прогнозы — сегодня, скажем, оценки инфляции доступны только на конец года, это создает неопределенность относительно того, что оказывается выше или ниже ожиданий ЦБ РФ в отдельные месяцы, а это в свою очередь создает неопределенность относительно решений ЦБ.

— Среди отдельных экономистов есть мнение, что инфляционное таргетирование в принципе не работает. Вы с ним согласны?

— Нет, принципиально не согласен. Можно по-разному оценивать природу замедления инфляции, которое мы наблюдаем последние годы — важно учитывать и серьезный вклад последовательной политики Минфина, и вклад изменений в принципы индексации регулируемых цен, и процессы, которые идут в сельском хозяйстве. Тем не менее, сложно оценивать данные за последние пять лет иначе, как подтверждение того, что таргетирование работает.

Самое важное!

✔ Инфляционное таргетирование — монетарный режим, при котором главной задачей монетарных властей становится поддержание стабильно низкого уровня цен в рамках официально озвученного таргета по инфляции. ЦБ контролирует инфляцию посредством процентных ставок: повышает ставку, если цены растут, и снижает ставку, если цены падают.

✔ Классический вариант инфляционного таргетирования предполагает, что власти отказываются от таргетирования любых экономических показателей, кроме инфляции. В частности, валютного курса, уровня зарплат, уровня занятости и т.п.

✔ Сейчас инфляционное таргетирование используют в общей сложности 36 стран, в том числе и Россия, которая перешла к таргетированию инфляции в 2014 году в период кризиса. Российский регулятор поставил цель достичь таргета по инфляции в 4% к концу 2017 года. Благодаря высоким ставкам ЦБ это удалось, но экономика в тот период находилась в рецессии.

✔ Поклонники инфляционного таргетирования считают, что стабильность цен, которой удается достичь с помощью этого монетарного режима, в долгосрочной перспективе обеспечивает макроэкономическую стабильность, способствует росту кредитования, инвестиций и экономики в целом.

✔ Критики инфляционного таргетирования ставят под сомнение саму способность центральных банков управлять инфляцией с помощью ставок. Кроме того, они полагают, что из-за роста процентных ставок и низкой доступности кредита экономика и реальный сектор несут большие потери в настоящем.

Wiki-Словарь

Доходчивый словарь терминов и определений облигационного рынка. Справочная база для российских инвесторов, вкладчиков и рантье

Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги в стране на длительный срок ВВП (валовый внутренний продукт) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства
Ключевая ставка — это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю в рамках аукционов РЕПО
Инфляционное таргетирование — режим денежно-кредитной политики, при котором главной задачей центрального банка становится поддержание стабильно низких цен в экономике

НАВЕРХ

✔ Спрос и предложение денег

✔ Что такое ключевая ставка ЦБ РФ и как она работает?

Инфляционное таргетирование в России: контекст имеет значение

Прошло уже несколько лет с тех пор, как ЦБ официально объявил о постепенном переходе к режиму инфляционного таргетирования. Однако до сих пор нет убежденности в том, насколько успешно этот проект реализовывался до последнего времени. Хотя ЦБ заявил о намерении отпустить рубль в свободное плавание достаточно давно, реализована данная мера была лишь в ноябре 2014 г. Момент перехода к плавающему рублю указывает на то, что основной мотивацией для подобного решения могло послужить снижение резервов ЦБ на $74 млрд с марта по ноябрь 2014 г., а не последовательность регулятора в реализации нового режима. Таким образом, до сих пор не понятно, до какой степени власти признали необходимость этого перехода и приняли издержки с ним связанные.

Режим инфляционного таргетирования вошел в моду еще с начала 1990-х годов. Реализация данной политики ассоциировалась с сильным ростом кредитования, что происходило в развитых экономиках в условиях снижения инфляции. Кредиты частным нефинансовым корпорациям на развивающихся рынках увеличились более чем на 15% ВВП с середины 1990-х до начала 2000-х, то есть в период, когда и осуществилась большая часть переходов на ИТ, создавая условия для кредитной модели роста.

В России есть все условия для того, чтобы аналогичным образом выиграть от перехода к ИТ. Розничное кредитование в России составляет всего 13% ВВП, включая практически несуществующий сегмент ипотечных кредитов (5% ВВП). Корпоративные кредиты составляют всего 41% ВВП, а совокупный долг компаний – около 60% ВВП. Обе цифры указывают на то, что в российской экономике сохраняется потенциал для функционирования с большим объемом кредита.

На первый взгляд, у России нет очевидных причин столкнуться с какими-либо сложностями при переходе к ИТ. Этот подход к монетарной политике доказал свою состоятельность не только в развитых странах (США или страны еврозоны), но и в малых открытых экономиках. Из 26 стран, которые перешли к ИТ, двенадцати удалось вдвое замедлить инфляцию с момента перехода на ИТ (рисунок 1).

Кроме того, цель по инфляции ЦБ не представляется слишком амбициозной. В настоящий момент она составляет 4% г/г. Не все страны используют точечные ориентиры (рисунок 2): некоторые таргетируют интервалы возможных темпов инфляции (так, в Австралии это 2-3% г/г в год), другие имеют как точечный ориентир, так и интервал (Мексика и Венгрия с системой 3% +/-1%). В любом случае ориентиры по инфляции в странах на развивающихся рынках тяготеют к 2-3%, а не к 4%, которых сейчас придерживается Россия.

Рис. 1. Инфляция до и после ИТ по странам

Источники: МВФ, Bloomberg, Альфа-Банк

Рис. 2. Точечные и интервальные цели по инфляции

Источники: МВФ, Bloomberg, Альфа-Банк

Однако в случае с России примечательным является уровень недоверия к способности ЦБ достигнуть целевой инфляции. Для примера, даже в свежем правительственном прогнозе предполагается, что целевой уровень 4% будет достигнут лишь в 2019 г., тогда как ЦБ ожидает достичь его уже в 2017 г. Речь идет об «улучшенном» прогнозе правительства: в предыдущей версии, опубликованной в середине апреля, предполагалось что инфляция сохранится на уровне около 5% и в 2019 г. Расхождение между монетарной и другими областями экономической политики только расширяется: предстоящие выборы, проблема плохих кредитов и отсутсвие структурных реформ идут вразрез с попытками монетарных властей двигаться в направлении глобальных стандартов политики ИТ.

Внешняя конъюнктура: переход к ИТ в России был несвоевременным

Во-первых, внешняя конъюнктура в момент перехода России к ИТ не была столь благоприятна как в случае перехода большинства развивающихся экономик. Инфляционное таргетирование вошло в моду в начале 1990-х годов, однако развивающиеся рынки в своем большинстве перешли на эту политику в конце 1990-х начале 2000-х. К примеру, Мексика, Бразилия и Чили перешли на ИТ в 1999-2001 гг., тогда как Польша и Чехия еще в 1997-1998 гг. Оставляя в стороне локальные кризисы, этот период характеризовался относительно высокими темпами роста глобальной экономики – в среднем на 4,2% в год в 1997-2007 гг. Иными словами, в период, когда произошло большинство переходов к ИТ, было легче нести сопряженные с этим издержки, обычно проявляющиеся в виде временного замедления экономического роста.

В этот же период два десятилетия наблюдалось ускорение притока капитала на развивающиеся рынки. Рост трансграничных банковских требований составил в среднем 13% г/г в 2001-05 против 2% г/г в 2013-15. Аппетит к риску, характерный для начала 2000-х, также играл на руку ИТ, поскольку сильный приток капитала способствовал укреплению национальных валют и помогал дезинфляции.

Рис. 3. Число переходв на ИТ в год

Источники: МВФ, Альфа-Банк

Рис. 4. Валюты развивающихся стран и индекс MSCI

Источники: Bloomberg, Альфа-Банк

Однако с тех пор глобальная конъюнктура стала неблагоприятной. По оценкам МВФ, мировая экономика растет в среднем на 3% в 2009-2016 гг., потоки капитала иссохли, а мировая торговля демонстрирует очевидные признаки замедления. Развивающиеся рынки сталкиваются с двойным риском оттока капитала и ослабления валют; в частности, в России, санкции создали дополнительные сложности для перехода на ИТ. Таким образом, мы считаем, что из-за глобальной конъюнктуры издержки, связанные с переходом к ИТ в России, будут выше, чем это представлялось изначально, и мы не рассчитываем на быстрое изменение этой ситуации. Фискальное доминирование и мягкие бюджетные ограничения – главный риск в случае с Россией

Хотя ЦБ пытается определять траекторию изменений ключевой ставки независимо, на практике он может сталкиваться с жесткими внутренними ограничениями. Залогом успешного перехода к ИТ является доминирование монетарной политики, тогда как бюджетная политика должна подстраиваться соответственно. Однако при доминирующей роли фискальной политики и ориентации бюджета на неинфляционные цели (такие как инвестиции в социальную сферу или импортозамещение), ЦБ, даже в теории, не сможет контролировать среднесрочную инфляцию.

Данная проблема – фискального доминирования – распространена среди развивающихся стран, взявших в последние десятилетия курс на ИТ. Например, Бразилия является примером неуспешного функционирования ИТ, и фискальная политика до сих пор доминирует над монетарной. Устойчиво высокие дефициты бюджета (сейчас это 10% ВВП) препятствуют стабилизации инфляции, несмотря на жесткость позиции центробанка этой страны. Рынки не ждут начала монетизации дефицитов: если бюджетная политика оказывается несостоятельной, возникает инфляция. В случае с Бразилией из-за слабости бюджетной политики инфляция ускорилась с менее 6% почти до 11%, хотя центробанк повысил ключевую ставку с 7,25% до 14,25% за последние три года.

На первый взгляд, бюджетная позиция России не является проблемой, как это было в некоторых странах-аналогах, по простой причине: суверенный долг России составляет всего 10% ВВП, а процентные выплаты – всего около 0,3 трлн руб., или 0,3% ВВП в год. Тем не менее, меньший в сравнении с этими странами объем средств на обслуживание долга предусматривает и то, что большая часть дефицита транслируется в спрос, усиливая инфляционное давление. Первичный дефицит находится на уровне 3,1% ВВП – почти 90% консолидированного дефицита бюджета (3,5%) за 2015 г. – и это один из самых высоких показателей среди развивающихся стран. Такая ситуация указывает на то, что фокус бюджетной политики в России направлен на поддержание спроса, что создает инфляционные риски и оказывает давление на антиинфляционную позицию ЦБ.

Хотя первичный бюджет был профицитным вплоть до 2013 г., другие индикаторы указывают на то, что бюджетные стимулы спроса все же были избыточными. Ненефтяной бюджетный дефицит составлял в среднем 10% последние пять лет, что указывает на то, что правительство постоянно перераспределяло нефтяные доходы по экономике и финансировало чрезмерно высокие социальные (21% ВВП на уровне консолидированного бюджета) и оборонные (4% ВВП) расходы и усиливало уязвимость бюджета к шокам цены на нефть. Эта проблема в России стала особенно очевидной после реализации нефтяного шока: ЦБ отреагировал на кризис повышением ключевой ставки (с 5,5% до 17% в 2014 г.), тогда как бюджет перешел к значительному дефициту на уровне 3,5% ВВП и нейтрализовал усилия ЦБ.

Рис. 5. Баланс бюджета (консолидированный) и первичный бюджетный баланс, % ВВП по странам

Источники: МВФ, Альфа-Банк

Рис. 6. Баланс бюджета (консолидированный) и первичный бюджетный баланс, % ВВП, 2015

Источники: МВФ, Альфа-Банк

Еще одним фактором, указывающим на проблему фискального доминирования в России, является высокий структурный дефицит бюджета. Этот индикатор отражает баланс бюджета, скорректированный на возможные циклические колебания доходов и расходов и рассчитанный в терминах потенциального объема ВВП. При общем размере дефицита России в 2015 г. на уровне 3,5% ВВП, ее структурный дефицит достиг 2,4% в этот период и, согласно МВФ, достигнет 4,3% в этом году. Несмотря на то, что замедление экономического роста в России носит структурный характер – и, следовательно, не требует проактивной бюджетной поддержки – правительство все еще преследует свои собственные цели, допуская сильный бюджетный дефицит. Иными словами, если раньше Россия с легкостью могла выдержать сравнение своей бюджетной позиции с другими развивающимися экономиками, устойчиво негативная динамика последних лет сильно ухудшила ее бюджетные перспективы.

Рис. 7. Структурный баланс бюджета и разрыв выпуска, % потенциального ВВП

Источники: МВФ, Альфа-Банк

Рис. 8. Структурный баланс бюджета, % потенциального ВВП по странам

Источники: МВФ, Альфа-Банк

В дополнение к наблюдаемым проблемам бюджета, мы также считаем проблемными два вопроса, связанные с мягкими бюджетными ограничениями. Один из них – это возникающая на горизонте проблема квазисуверенного долга. Хотя некоторые страны-аналоги учитывают долг госмонополий при расчете суверенного долга (Мексика включает долг государственной энергетической компании PEMEX в расчет суверенного долга), Россия не следует этой практике. По этой причине большая часть российского квазисуверенного долга часто остается незаметной. К примеру, квазисуверенный внешний долг России, по последним оценкам ЦБ, составляет почти 17% ВВП. Из них $88 млрд – это долг банковского сектора и $138 млрд – долг прочих секторов. Эти суммы включают долг только тех компаний, которые контролирует государство и не учитывают непрямые обязательства. На региональные обязательства приходится дополнительные 2,7 трлн руб. (3% ВВП). Таким образом, квазисуверенный долг в сочетании с суверенным долгом на уровне 10% ВВП могут составлять 40-45% ВВП, повышая риск для расходной части бюджета и, следовательно, инфляции.

Усложняет связь между бюджетом и инфляцией и работа естественных монополий. Из-за попытки вести контроль над бюджетными расходами естественные монополии создали специальные инвестиционные проекты, финансирование которых не основывается на межвременном бюджетировании. Таким образом, они получили пространство для того, чтобы перекладывать расходы по этим проектам на домохозяйства через повышение тарифов, что создает разовые, но регулярные скачки в инфляции. В качестве примера можно привести сектор ЖКХ, который должен профинансировать капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на сумму около 9 трлн руб. Получение бюджетных средств на этот проект маловероятно, однако соответствующая сумма может быть изъята напрямую у домохозйств. Примером является взнос на капремонт, введенный в России в 2015 г. для фондирования капитального ремонта в жилых домах. В 2015 г. под этот проект собрано примерно 97 млрд руб., то есть 0,3% годовых доходов домохозяйств.

Отсутствие устойчивой финансовая системы – риск для задач ЦБ в области ИТ

Устойчивая финансовая система – залог успешности политики ИТ. Возможно по этой причине руководство ЦБ сразу же после своего назначение приступило к чистке банковского сектора. Однако по двум причинам эта область остается проблемной. Первая связана с издержками отзыва банковских лицензий. Согласно оценкам, из 100 лицензий, отозванных в 2015 г., около 70 повлекло возбуждение уголовных дел, сигнализируя о злоупотреблениях в использовании банковских активов. Сейчас долг Агентства по страхованию вкладов (его ежегодные доходы составляют порядка 100 млрд руб.) перед ЦБ равен примерно 1 трлн руб. и пока неясно, получит ли ЦБ эту сумму к 2020 г., когда истекает срок погашения.

Во-вторых, существует проблема скрытых кредитов; она также вызывает опасения. По мнению некоторых экспертов, на балансах банков скрыто примерно 1 трлн руб. плохих долгов в дополнение к 3 трлн руб. просроченных кредитов, под которые зарезервировано 3,5 трлн руб. По нашей оценке, объем скрытых плохих кредитов может быть выше и достигать 2,4 трлн руб. Еще один индикатор ухудшения качества активов – это недавняя оценка Банком международных расчетов (БМР) коэффициента обслуживания долга в России (доля дохода нефинансовых корпораций, направляемая на обслуживание долга). Этот индикатор сильно вырос – в среднем до 14% в 2015 г. против 8% в 2010-2013 гг., также являясь тревожным сигналом с точки зрения ухудшения качества активов. Динамика этого коэффициента также сильно ухудшила позицию России среди стран-аналогов.

В-третьих, доля частных банков продолжает уменьшаться. На госбанки сейчас приходится 62% рынка корпоративных счетов против 55% в 2013 г. и 53% в 2011 г. Они также сильно увеличили свое присутсвие на рынке розничного кредитования – с 51% в 2013 г. до 58% в 2015 г. Таким образом, объем средств, которые привлекают и потенциально распределяют по нерыночным соображениям сильно вырос. В 2014-2015 гг. российское правительство направило 1,8 трлн руб. на докапитализацию российских банков, главным образом государственных.

Рис. 9. Коэффициент обслуживания долга в 2015 г., % по странам

Источники: КУАП, ЦБ РФ, Альфа-Банк

Рис. 10. Доля госбанков, % рынка

Источники: BIS, Альфа-Банк

Коммуникация ЦБ с рынком и независимость регулятора

Чтобы убедить рынок в серьезности своих намерений ЦБ важно было наладить и коммуникацию с рынком. Вне всякого сомнения, ЦБ сделал большой шаг вперед в этом направлении, придав своим сообщениям регулярный характер и представив ставку в качестве ориентира для рынка. Тем не менее, информирование ЦБ о своих приоритетах все еще может быть улучшено. В частности, мы считаем, что на комментарии ЦБ иногда оказывает влияние критика, направленная в адрес регулятора со стороны госчиновников (к примеру, советника президента по экономическим вопросам Сергея Глазьева) или просьбы со стороны высшего менеджмента госкорпораций.

Подобного рода давление на ЦБ может стоять за резким понижением ставки в 1П15, неоправданным, на наш взгляд, с точки зрения индикаторов инфляции. По этой причине, судя по всему, ЦБ указывал рынку на возможное понижение ставки в октябре-ноябре 2015 г. и вынужден был слишком сильно изменить риторику в январе в ответ на изменение цен на нефть, что было необязательно. Желание ЦБ продемонстрировать свою способность сотрудничать с правительством объяснимо с точки зрения проведения политики, однако для рынка это создает некоторую неопределенность. Недавнее обещание ЦБ понизить ставку на следующем заседании совета директоров – еще один пример такого подхода: мягкий комментарий мог вновь быть вызван реакцией на внешнюю критику, тогда как впоследствии повышение ставки ФРС или ухудшение динамики цен на сырье могут быть использованы в качестве обоснования отсроченного понижения ставки.

Денежная трансмиссия пока не функционирует

Еще один вопрос, на который предстоит ответить, связан с механизмом денежной трансмиссии – насколько хорошо он работает в России, т. е. до какой степени ЦБ контролирует инфляционный тренд. В конце 2014 г., когда мы впервые проанализировали каналы денежной трансмиссии (“Российская экономика крупным планом: денежная политика при плавающем курсе”), мы обобщили их до трех: (1) канал богатства; (2) канал обменного курса; и (3) кредитный канал. Учитывая, что в России канал богатства слаб, мы сосредоточили внимание на каналах обменного курса и кредитном.

Как показал опыт 2014-2015 гг., ни один из каналов во время кризиса не работал эффективно. Тогда как и мы, и рынок ожидали, что эффект переноса ослабления рубля на инфляцию достигнет 15-20%, на практике его масштаб составил 35-40%, указав на то, что все издержки, связанные с ослаблением рубля, полностью легли на плечи конечного потребителя.

Мы также выявили, что плохо функционировал и кредитный канал – особенно в части депозитов. Несмотря на то, что ЦБ начал повышать ставку с самого начала 2014 г., рост депозитов продолжал замедляться, демонстрируя слабую чувствительность этого инструмента к повышению процентной ставки. Анализ 2015 г. привел к аналогичному результату. Несмотря на сильное понижение ставки, рост корпоративных кредитов продолжал замедляться, а розничное кредитование продолжало снижаться; и, наоборот, рост рынка розничных депозитов ускорился с 12% г/г в среднем в 2014 г. до 18% в 2015 г.

Рис. 11. Рост корпоративного кредитования и ставки по корпоративным кредитам, % и % г/г

Источники: ЦБ РФ, Альфа-Банк

Рис. 12. Рост розничных депозитов и ставки по розничным вкладам, % и % г/г

Источники: ЦБ РФ, Альфа-Банк

Тот факт, что оба канала денежной трансмиссии пока еще функционируют слабо, указывает, что ЦБ следует подождать со смягчением политики и дождаться роста чувствительности рынка перед тем как снижать ставку.

Вывод

Хотя в последнее время инфляция замедлилась до уровней 7,3-7,4% г/г, мы считаем, что этот тренд не обязательно указывает на достижение целевой инфляции в ближайшее время. В краткосрочной перспективе наши опасения связаны со слабой трансмиссией денежной политики: эффект переноса в два раза превзошел наши ожидания, и канал процентной ставки все еще не проявляет чувствительности через кредитно-депозитный рынок. Что касается долгосрочной перспективы, мы считаем, что проблема фискального доминирования недооценена в России: умеренный дефицит бюджета и низкий уровень суверенного долга вводят в заблуждение. В реальности Россия имеет один из самых высоких первичных бюджетных дефицитов на развивающихся рынках; ненефтяной дефицит бюджета регулярно составляет примерно 10% ВВП; бюджетная политика носит более стимулирующий характер, нежели чем требуется с циклической точки зрения. Более того, проблема квазисуверенного долга и компромисс между ростом тарифов и бюджетной поддержкой могут усилить инфляционные риски. Вызывает опасения и банковский сектор, а именно постоянное усиление рыночной доли у госбанков и задолженность Агентства по страхованию вкладов перед ЦБ. Суммируя все эти опасения, можно сделать вывод о том, что попытки ЦБ улучшить коммуникацию с рынком являются важным, но не решающим шагом в направлении перехода к режиму инфляционного таргетирования. Мы подтверждаем свой, отличный от рынка прогноз по инфляции на уровне 8% в 2016 г. и на уровне 10% на будущий год и отмечаем, что экономическая обстановка в России неблагоприятна для проведения политики инфляционного таргетирования.

Глоссарий

Базовая инфляция

Индикатор инфляции, характеризующий наиболее устойчивую ее часть. Базовая инфляция измеряется на основе базового индекса потребительских цен (БИПЦ). Отличие БИПЦ от индекса потребительских цен (ИПЦ) состоит в исключении при расчете БИПЦ изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер (отдельные виды плодоовощной продукции, услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальных услуг, моторное топливо и так далее).

Валютизация банковских депозитов (кредитов)

Доля депозитов (кредитов) в иностранной валюте в общем объеме депозитов (кредитов) банковского сектора.

Денежная база

Сумма отдельных компонентов наличных денег и средств кредитных организаций на счетах и в облигациях Банка России в валюте Российской Федерации. Денежная база в узком определении включает наличные деньги в обращении (вне Банка России) и средства кредитных организаций на счетах по учету обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в валюте Российской Федерации. Широкая денежная база включает наличные деньги в обращении (вне Банка России) и все средства кредитных организаций на счетах и в облигациях Банка России.

Денежная масса

Сумма денежных средств резидентов Российской Федерации (за исключением органов государственного управления и кредитных организаций). Для целей экономического анализа рассчитываются различные денежные агрегаты (М0, М1, М2).

Денежная масса в национальном определении (денежный агрегат М2)

Сумма наличных денег в обращении вне банковской системы и остатков средств резидентов Российской Федерации (нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц) на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств, открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Индекс потребительских цен (ИПЦ)

Отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах преды­дущего (базисного) периода. Рассчитывается Федеральной службой государственной статистики. ИПЦ показывает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для потребления. ИПЦ рассчитывается на основе данных о фактической структуре потребительских расходов и поэтому является основным индикатором стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения: простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.

Индексы MSCI

Группа индексов, рассчитываемых Morgan Stanley Capital International. Рассчитываются индексы по отдельным странам (в том числе России), глобальные индексы (по различным регионам, по развитым странам и странам с формирующимися рынками) и «мировой» индекс.

Инфляционные ожидания

Ожидания экономических агентов относительно роста цен в будущем. Выделяют инфляционные ожидания компаний, населения, финансовых рынков, профессиональных аналитиков. На основе ожиданий хозяйствующие субъекты принимают экономические решения и строят свои планы на будущее (в том числе о потреблении, сбережениях, заимствованиях, инвестициях, ставках по кредитам и депозитам). Инфляционные ожидания оказывают влияние на инфляцию и по этой причине являются важным индикатором при принятии решений о денежно-кредитной политике.

Инфляция

Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также статью «Индекс потребительских цен (ИПЦ)»).

Ключевая ставка Банка России

Основной инструмент денежно-кредитной политики Банка России. Ставка устанавливается Советом директоров Банка России восемь раз в год. Изменение ключевой ставки оказывает влияние на кредитную и экономическую активность и в конечном итоге позволяет достигать основной цели денежно-кредитной политики. Соответствует минимальной процентной ставке на аукционах ­репо Банка России на срок 1 неделя и максимальной процентной ставке на депозитных аукционах Банка России на срок 1 неделя.

Кредитный дефолтный своп (Credit Default Swap, CDS)

Финансовый инструмент, который позволяет его покупателю в обмен на регулярную выплату премий (CDS-спред) его продавцу застраховаться от некоего кредитного события (например, дефолта) по финансовым обязательствам третьей стороны. Чем выше выплачиваемая премия, тем более рискованными считаются обязательства, в отношении которых был заключен кредитный дефолтный своп.

Ликвидность банковского сектора

Средства кредитных организаций, поддерживаемые на корреспондентских счетах в Банке России в валюте Российской Федерации главным образом в целях осуществления платежей через платежную систему Банка России и выполнения обязательных резервных требований.

Нейтральная ставка

Такой уровень ключевой ставки, при котором денежно-кредитная политика не способствует ни снижению, ни ускорению инфляции.

Нормативы обязательных резервов

Коэффициенты, значения которых могут находиться в интервале от 0 до 20%, применяемые к резервируемым обязательствам кредитной организации для расчета нормативной величины обязательных резервов. Устанавливаются Советом директоров Банка России.

Операции абсорбирования

Операции Банка России по привлечению ликвидности у кредитных организаций на возвратной основе. Могут быть в форме привлечения средств в депозит или размещения облигаций Банка России.

Операции рефинансирования

Операции Банка России по предоставлению ликвидности кредитным организациям на возвратной основе. Могут быть в форме кредита, ­репо или валютного свопа.

Платежный баланс Российской Федерации

Статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, произошедшие в течение отчетного периода.

Режим плавающего валютного курса

Режим валютного курса, при котором центральный банк не устанавливает ориентиров, в том числе операционных, для уровня или изменения курса, позволяя курсо­образованию происходить под влиянием рыночных факторов. При этом центральный банк оставляет за собой право осуществлять покупки иностранной валюты для пополнения международных резервов либо ее продажи в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Ставка RUONIA (Ruble OverNight Index Average)

Индикативная взвешенная руб­левая депозитная ставка овернайт российского межбанковского рынка. Отражает оценку стоимости необеспеченного заимствования банков с минимальным кредитным риском. Расчет ставки RUONIA осуществляется Банком России по методике, разработанной Национальной финансовой ассоциацией совместно с Банком России, на основании информации о депозитных сделках банков-участников между собой. Список банков — участников RUONIA формируется Национальной финансовой ассоциацией и согласовывается с Банком России.

Структурный дефицит / профицит ликвидности банковского сектора

Структурный дефицит — состояние банковского сектора, характеризующееся существованием устойчивой потребности у кредитных организаций в привлечении ликвидности в Банке России. Структурный профицит характеризуется формированием устойчивого избытка ликвидности у кредитных организаций и необходимостью для Банка России проводить операции по ее абсорбированию. Расчетный уровень структурного дефицита / профицита ликвидности представляет собой разницу между задолженностью по операциям рефинансирования и операциям абсорбирования избыточной ликвидности Банка России.

Таргетирование инфляции

Стратегия денежно-кредитной политики со следующими принципами: основной целью денежно-кредитной политики является ценовая стабильность, цель по инфляции четко обозначена и объявлена, в условиях режима плавающего курса основное воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки, решения по денежно-кредитной политике принимаются на основе анализа широкого круга макроэкономических показателей и их прогноза, при этом Банк России стремится создавать четкие ориентиры для населения и бизнеса, в том числе путем повышения информационной открытости.

Трансмиссионный механизм

Механизм влияния решений в области денежно-кредитной политики на экономику в целом и ценовую динамику в частности; процесс постепенного распространения сигнала центрального банка о сохранении или изменении ключевой ставки и будущей ее траектории от сегментов финансового рынка на реальный сектор экономики и в итоге на инфляцию. Изменение уровня ключевой ставки транслируется в экономику по различным каналам (процентному, кредитному, валютному, балансовому, каналу инфляционных ожиданий и другим).

Финансовая стабильность

Состояние финансовой системы, в котором не происходит формирования системных рисков, способных при реализации оказать негативное воздействие на процесс трансформации сбережений в инвестиции и реальный сектор экономики. В ситуации финансовой стабильности экономика более устойчива к внешним шокам.

Что такое политика таргетирования инфляции

Политика таргетирования инфляции – это совокупность мер, направленных на остановку роста цен, т.е. фактически она призвана остановить уровень инфляции в стране. Данная политика уравновешивает экономические показатели, необходимые для развития производства и одновременно предотвращающие незапланированный рост цен. Она была разработана для применения в развитых странах, где постоянное развитие производства и обеспечение занятости населения не могут в полной мере остановить инфляцию.

На данном этапе политика таргетирования инфляции в России дает хорошие результаты в свете сегодняшних событий и с учетом экономического кризиса, поэтому она будет применяться и в будущем для уравновешивания уровня инфляции и роста цен.

Суть политики таргетирования инфляции

С одной стороны, низкая инфляция ведет к увеличению доходов страны и всего населения, повышает возможности инвестирования для бизнеса. Экономисты со всех сил пытаются снизить ее уровень хотя бы на несколько десятых процента. Однако, оборотная сторона такого решения – это спад экономики страны. Как показала практика в России и более развитых странах, простое снижение инфляции вместо решения экономических проблем приводит к их усугублению.

Но в чем причина данной ситуации? Дело в том, что отсутствие инфляции или ее недостаточные показатели ведут к тому, что у предпринимателей и производителей пропадает стимул к конкуренции. То есть, они перестают развиваться и повышать качество продукции. Население перестает тратить деньги на качественный и дорогой товар, свободные деньги остаются невостребованными и начинают накапливаться. Останавливается финансовый оборот внутри страны.

Не удивительно, что многие начинают покупать товары и пользоваться услугами за рубежом, а значит – деньги просто уходят за границу. Чтобы как-то восполнить утечку и недостаток финансов, цены на низкокачественный товар все равно продолжают расти, что противоречит ожиданиям населения.

Именно для устранения либо предотвращения этого явления используется политика таргетирования инфляции. Ее суть заключается в том, чтобы определить необходимый показатель инфляции, которого необходимо достичь за год. При этом специалисты разрабатывают план, согласно которому в минимальные сроки будут достижимы все нужные показатели, в соответствии с которыми инфляция в стране не превысит необходимой нормы, но и не будет ниже указанной отметки.

Только реальная практика показывает, дает ли политика свои результаты, так как они могут быть видны только по истечении отчетного периода. Анализ результатов проводится посредством сравнения планируемых и фактических показателей.

В результате таргетирования создается плановая и контролируемая инфляция, стимулирующая развитие экономики страны. Специалисты определяют, каким именно должен быть показатель инфляции, и какими будут цели для его достижения.

Политика таргетирования инфляции в России и ее применение

На сегодняшний день данная политика в РФ определяет не только цели по инфляции, но также – способы достижения необходимых показателей. Основной причиной для перехода к данному типу планирования экономической ситуации в стране является плавающий курс рубля. Практика показывает, что постепенное внедрения политики таргетирования значительно улучшило инвестиционный климат в России и помогло решить ряд следующих проблем:

  • ослабленный трансмиссионный механизм, что проявляется в высоких спрэдах банков и низких показателях кредитования населения и бизнеса;
  • серьезное замедление роста экономических показателей в стране, начиная с 2012-го года;
  • образование естественных монополий;
  • прямая зависимость экономики страны от экспорта газа и нефти.

Практика показывает, что на данном этапе наблюдается эффективное решение только первой из этих проблем. Остальные задачи требуют серьезного вмешательства со стороны правительства и наличия ряда множества факторов, влияющих на снижение индекса потребительских цен в стране.

Тем не менее, стратегия таргетирования внедряется уже сейчас, так как реализуются многие меры по успешному выполнению программы Центрального Банка России.

Политика таргетирования инфляции предусматривает ряд следующих действий

  1. Прогноз инфляции, определение ее типа и причины;
  2. Установление необходимого достижимого уровня;
  3. Разработка различных мероприятий по контролю уровня цен;
  4. Публичное объявление со стороны ЦБ и его взаимодействие с остальными участниками рынка;
  5. Применение необходимых инструментов для реализации целей политики таргетирования;
  6. Проведение сравнения планового уровня и реальной ситуации после отчетного периода.

Если все предпринятые меры дали должные результаты, они будут применяться и в дальнейшем.

Таргетирование инфляции

Таргетирование инфляции (Inflation targeting) — это

Исходные требования для проведения таргетирования инфляции

Инфляционное таргетирование требует выполнения 2 условий. Первое условие — центрбанк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя ни в одной стране он не может быть полностью независим от правительства, банк должен, по крайней мере, располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целевого уровня инфляции. Для того чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа «фискального доминирования», то есть бюджетно-налоговая политика не должна оказывать никакого влияния на денежно-кредитную политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных заимствований у центробанка и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка с тем, чтобы он мог «поглотить» дополнительные выпуска государственных обязательств.

Кроме того, правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступления от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно-кредитной политики. На практике это может найти отражение в достаточно «безобидных» на первый взгляд действиях, например, в требовании правительства снизить процентные ставки для повышения налоговых сборов.

Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или курс валют. Например, если страна проводит политику фиксированного курса валюты, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности курса валют, центробанку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.

Однако неограниченная свобода действий центробанка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центробанком оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства.

Выполнив два основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще ряд мероприятий:

— разработать модель или методологию прогнозирования инфляции;

— установить количественные показатели инфляции на предстоящий период;

— заверить участников рынка, что инфляционные цели превалируют над всеми остальными;

— подобрать подходящий монетарный инструментарий, который позволит снизить инфляцию до целевых ориентиров;

— создать технические и институциональные предпосылки моделирования и прогнозирования внутренней инфляции;

— определить лаг между моментом применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию;

— исследовать степень эффективности отдельных монетарных инструментов.

Кроме того, определение целевого ориентира инфляции, или инфляционной цели включает: выбор типа индекса цен; постановку цели с точки зрения уровня цен или ставки инфляции; расчет динамики предстоящей инфляции; формулировку инфляционной цели как точечного значения или как диапазона колебаний; оговорку возможных отклонений от целевых значений или отказ от инфляционного ориентира в случае возникновения особых обстоятельств.

Опыт развитых стран в развитии инфляционного таргетирования

В начале 90-х годов 7 индустриально развитых стран решили перейти к инфляционному таргетированию. Первыми были Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999г. инфляционное таргетирование использует Центральный банк Европы. В свое время Европейский валютный институт ограничил число вариантов денежно-кредитной политики в Еврозоне двумя, а именно — определением целевых агрегатов денежной массы и инфляционным таргетированием. В настоящее время в Еврозоне используется комбинация денежного таргетирования, исходящего из установления ориентира денежной массы МЗ, и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен.

Причина такого выбора — неудачный опыт таргетирования денежных масс или поддержания фиксированного курса валюты. В Новой Зеландии и Канаде инфляционное таргетирование сначала использовалось для снижения темпов инфляции, которая в 80-е годы по меркам западных стран была у них достаточно высокой. Поскольку опыт борьбы с инфляцией оказался успешным, остальные пять стран переняли инструментарий инфляционного таргетирования, несмотря на то что темпы инфляции у них были сравнительно низкими. Отметим, что названные семь стран в отличие от Германии, Японии, Швейцарии и Соединенных Штатов Америки за последние тридцать лет не добились значительных успехов в борьбе с инфляцией. По мнению участников рынка, в то время их национальная денежно-кредитная политика испытывала ощутимый недостаток доверия. Поэтому, перейдя к инфляционному таргетированию, власти пытались не только снизить темпы инфляции, но и повысить авторитет своей экономической политики.

Инфляция в России в 2012 году

Инфляция в Российской Федерации, по предварительным данным, в 2012г. составит 6,6% по сравнению с 6,1% по итогам 2011г. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). В декабре 2012г. Росстат ожидает роста потребительских цен на 0,5% против 0,4% в декабре прошлого года. По данным Росстата, цены на продовольственные товары в декабре 2012г. по сравнению с ноябрем вырастут на 0,5%, цены на непродовольственные товары — на 0,9%, на услуги — на 0,4%.

Росстат отмечает, что окончательные данные об индексе потребительских цен в декабре 2012г., полученные на основе ежемесячной регистрации цен по полному перечню товаров и услуг (503 вида), будут предоставлены 9 января 2013г. Ранее сообщалось, что Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития (МЭР) РФ прогнозирует инфляцию в декабре 2012г. на уровне 0,5%. Соответствующая оценка содержалась в еженедельном мониторинге текущей макроэкономической ситуации по состоянию на 28 декабря 2012г., подготовленном ведомством. По итогам 2012г. МЭР ожидает инфляцию в Российской Федерации на уровне 6,5%. ЦБ (ЦБ) РФ прогнозирует этот показатель по итогам 2012г. на уровне 6,5-6,7%. Президент РФ Владимир Путин, выступая с обращением к Федеральному собранию РФ, заявил, что инфляция в стране в 2012г. составит 6,5%, при этом глава государства не исключил, что показатель может оказаться меньше.

Таргетирование инфляции (Inflation targeting) — это

Графики инфляции в Российской Федерации за 2008 — 2012 год:

Ниже представлены графики месячной и годовой инфляции в Российской Федерации, выраженные в % относительно предыдущего периода.

Уровень Месячной инфляции в Российской Федерации, %

Уровень Годовой инфляции в Российской Федерации, %:

Таргетирование инфляции (Inflation targeting) — это

Таблица месячной и годовой инфляции Российской Федерации с 1991 года по настоящее время:

Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции Российской Федерации с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.

Уровень инфляции в Российской Федерации, %:

Целевой уровень инфляции в разных разных странах за 2008 год

Ниже представлен список уровня инфляции в разных странах за 2008 год

— Россия — 8,5 %

— Британия — 2 %

— Страны зоны евро — 2 %

— Япония — 0 %

— Китай — 4,8 %

Целевой уровень инфляции в Российской Федерации и ряде зарубежных стран

— на 2013 год — 5 — 6 %

— на период 2014 — 2015 гг. — 4 -5 %

Динамика уровня инфляции в Российской Федерации:

Источники статьи «Таргетирование инфляции»

bank24.ru — Словарь экономических терминов

wikipedia.org — Свободная энциклопедия Вмкмпедия

managment.aaanet.ru — Библиотека менеджмента

o-kreditah1.ru/ — Библиотека займов

уровень-инфляции.рф — Уровень инфляции РФ

academic.ru — Словари и инциклопедии

raditio-ru.org — Русская энцикллопедия Традиция

your-hosting.ru — Толковый словарь

Энциклопедия инвестора. 2013.

Смотреть что такое «Таргетирование инфляции» в других словарях:

  • Таргетирование инфляции — (inflation targeting ) — один из методов ограничения темпов инфляции: установление плановой, целевой цифры снижения инфляции на следующий год (таргет в переводе означает цель) и соответствующие меры Центрального банка по сокращению… … Экономико-математический словарь

  • Таргетирование инфляционное — Инфляционное таргетирование комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий: Установление планового показателя инфляции на… … Википедия

  • Таргетирование — (Тargeting) Таргетирование это экономическая, налоговая и денежно кредитная политика государства по управлению основными хозяйственными показателями Таргетирование инфляции, денежное и валютное таргетирование, таргетирование рекламы, монетарное… … Энциклопедия инвестора

  • Таргетирование — TARGETING Использование определенных инструментов государственной экономической политики для достижения конкретных целей, например, снижения уровня инфляции или эффективного распределения социальной помощи. Также установление целевых показателей … Словарь-справочник по экономике

  • таргетирование — нацеливание (рекламы) || переход к режиму таргетирования инфляции (ЦБ РБ) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

  • таргетирование — нацеливание (рекламы) || переход к режиму таргетирования инфляции (ЦБ РБ) … Словарь иностранных слов под редакцией И. Мостицкого

  • Инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий: Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);… … Википедия

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

  • Рецессия — (Recession) Содержание >>>>>>>>> Рецессия это, определение это производительности, которое характеризует нулевой или отрицательный основной показатель внутренний валовый продукт, протекающий на протяжении полугода и более … Энциклопедия инвестора

  • Т — Таблица капитализации (capitalization table) Такса ( local price) Таксономия Таможенная декларация (Customs declaration) Таможенная очист … Экономико-математический словарь

Книги

  • Финансовая аналитика: проблемы и решения № 40 (322) 2016, Отсутствует. Научно-практический журнал – информационно-аналитическое издание, посвященное вопросам повышения эффективности управления финансами как на макро-, так и на микроуровнях экономики.… Купить за 750 руб электронная книга
  • Об инфляции «не по Кудрину», С. С. Сулакшин. В монографии проанализирована официальная российская государственная политика борьбы с инфляцией. Выявлено, что она носит не обоснованный по причинам инфляции ине адекватный по целям… Купить за 59.9 руб электронная книга

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes