Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Ст 285 ч 2

02.05.2020 by admin

Содержание

  • Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
  • Комментарий к статье 285.3 УК РФ
    • Консультации и комментарии юристов по ст 285.3 УК РФ
  • Превышение должностных полномочий – состав преступления
    • Превышение должностных полномочий ст 286 УК РФ с комментариями
    • Превышение должностных полномочий сотрудником полиции
    • Наказание за превышение должностных полномочий
    • Судебная практика по статье за превышение должностных полномочий
  • Комментарий к Ст. 285 УК РФ

Статья 285.3 УК РФ. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Полный текст ст. 285.3 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 285.3 УК РФ.

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

(Статья дополнительно включена с 5 июля 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 147-ФЗ)

Комментарий к статье 285.3 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти и осуществления ею государственных функций; дополнительный — отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства в сфере ведения единых государственных реестров;
2) объективная сторона: действия, выражаемые во внесении в соответствующий реестр недостоверных сведений, а равно действия по уничтожению любым способом или подлогу документов (если предусмотрено их обязательное хранение), на основании которых была внесена запись в тот или иной единый реестр или изменение в запись. Предмет преступления — различные единые государственные реестры (например, автомобильных дорог, объектов культурного наследия народов РФ, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, прав на воздушные суда и сделок с ними, мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, обеспечению доступа к нему, сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, физических лиц и организаций, объектов градостроительной деятельности, субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела, лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения);
3) субъект: ч.1 и 3 ст. 285.3 УК РФ — должностное лицо соответствующего государственного органа, ч.2 — группа лиц по предварительному сговору (несколько соисполнителей — должностных лиц соответствующего государственного органа, заранее договорившиеся совершить противоправные действия);
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла.

Преступление считается оконченным с момента внесения недостоверных сведений в реестр или факта уничтожения соответствующих документов.

К квалифицированным признакам данного состава относятся совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст. 285.3 УК РФ) или повлекшие тяжкие последствия (например, по аналогии с тяжкими последствиями в смысле ст. 285 это могут быть крупные аварии и длительная остановки транспорта или производственного процесса, иные нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего) (ч.3 ст. 285.3 УК РФ).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 10 — единый государственный реестр автомобильных дорог);
2) ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 15 — единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ);
3) ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 12 — единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
4) ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (гл.2 — государственные реестры);
5) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 22.2 — ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих);
6) акты Правительства РФ:
— постановление от 17.07.2012 N 724 «О ведении единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта»;
— постановление от 28.11.2009 N 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними»;
— постановление от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
— постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 438 и 439»;
— постановление от 18.02.98 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
7) иные подзаконные акты:
— приказ Минкомсвязи РФ от 23.11.2011 N 321 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по организации ведения единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, обеспечению доступа к нему и к реестру сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, физических лиц и организаций»;
— приказ Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— приказ Минтранса РФ от 20.05.2009 N 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог»;
— приказ Минэкономразвития РФ от 08.07.2010 N 284 «О порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
— приказ Госстроя РФ от 31.05.2001 N 120 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности»;
— приказ Минфина РФ от 28.04.2009 N 39н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела»;
— приказ Минфина России от 22.05.2012 N 66н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей».

3. Судебная практика. Как отмечают исследователи, практика применения ст. 285.3 УК РФ в судебно-следственной деятельности будет характеризоваться большой прецедентностью и многочисленными ошибками. Действительно, практике известны случаи, когда в суде обжаловались решения об отказе в возбуждении уголовных дел по ст. 285.3 УК РФ (см. например, кассационное определение Московского городского суда от 24.12.2012 N 22-14298, постановление Московского городского суда от 21.01.2013 N 4у/1-509/13, постановление Московского городского суда от 10.04.2013 N 4у/5-2481/13), но пока неизвестны случаи осуждения виновных в умышленном внесении изменении в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Консультации и комментарии юристов по ст 285.3 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 285.3 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Превышение должностных полномочий – состав преступления

В этом случае в виде объективной стороны всегда выступают права гражданина, гарантированные ему действующим профильным законом. Субъект — всегда должностное лицо (т.е. то, которое обладает специальными полномочиями). Что касается субъективной стороны, то она всегда выражается в совершении действий, выходящих за пределы должностной инструкции субъекта. При этом, косвенная вина в данном случае всегда исключается т.к. необходимо доказать факт именно осознанных действий. Объектом же может значится любое лицо, права какого нарушаются виновными действиями субъекта.

Превышение должностных полномочий ст 286 УК РФ с комментариями

В статье 286 УК РФ указываются все обстоятельства, которые должны присутствовать при превышении субъектом рабочих полномочий. Только здесь надо учитывать, что санкции за такое преступление будут более жесткими, если субъект занимает государственную должность. Это отмечено во второй части статьи УК РФ.

Важным критерием здесь также выступает и последующее лишение заниматься конкретной деятельностью (занимать пост). И это наказание идет в дополнение к штрафу и лишению свободы. Т.е. основными особенностями данной диспозиции значатся следующие элементы:

  • субъект должен занимать должность предусматривающую определенные полномочия (должна иметься инструкция);
  • действия должны вызывать существенное нарушение прав потерпевшего (таковыми могут значится граждане, государство или какая-либо организация);
  • умысел может иметь корыстный характер, или отсутствие такового.

С более подробными комментариями вы можете ознакомиться на профильном ресурсе «Консультант Плюс», где рассматриваемая статья УК РФ подвергается подробному анализу.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Случай с сотрудником полиции наиболее распространенный т.к. именно эти должностные лица наиболее часто контактируют с населением. Отметим, что УК РФ не разграничивает ситуации относительно должности преступника. Т.е. в каждом случае действуют одни и те же нормы и правила.

В большинстве случаев это самое превышение должностных полномочий при участии сотрудника полиции значится как ошибочное обвинение гражданина (обычно при задержании). Для того, чтобы установить этот факт, необходимо знать, какими именно полномочиями обладает каждый сотрудник полиции. Сделать это легко: достаточно ознакомиться с профильным законом «О полиции» (желательно с комментариями) и каждой его статьей, после чего будет ясно, нарушал ли сотрудник полиции инструкцию или нет. В любом случае гражданин имеет законное право обратиться в прокуратуру (единственный надзорный орган, на случай возникновения вопроса относительно того, куда жаловаться).

Наказание за превышение должностных полномочий

Если возвратиться к ранее рассмотренной статье 268 УК РФ (желательно с комментариями), то можно узнать и степенях/мерах ответственности. УК РФ определяет следующее:

  • максимальные санкции для негосударственных служащих по статье составляют наказание сроком до 4 лет колонии;
  • для государственных служащих — до 7 лет колонии;
  • применение оружия/насилия/тяжкие последствия — до 10 лет колонии.

Сроки давности при этом рассчитываются в следующем порядке: по первой части статьи — срок давности значится в размере 6 лет. По второму случаю срок давности значится в размере 10 лет, а по третьему — срок давности составляет 15 лет.

Судебная практика по статье за превышение должностных полномочий

Судебная практика по превышению должностных полномочий показывает, что если дело доводится до конца, и уголовное дело не содержит нарушений, то виновный, скорее всего, понесет наказание. Пусть и не самое максимальное. Дело в том, что многие граждане ошибочно считают, что доводить дело до суда бесполезно, т.к. вряд ли даже чиновника среднего звена будут судить по закону. Последняя судебная практика показывает совершенно обратное. Ознакомиться с ней можно на профильном ресурсе «Консультант Плюс».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

?xml:namespace>

?xml:namespace>

Октябрьский городской суд РБ в составе:

председательствующего судьи Ш.,

с участием государственного обвинителя Х.,

подсудимой Б.,

защитника Ш., представившего удостоверение №………….,

при секретаре Ф.,

а также потерпевших Т., М., Х.,

рассмотрев в особом порядке материалы уголовного дела в отношении

?xml:namespace>

Б.,

*** 1975 г.р., уроженки

с.С. А.

района О. области,

проживающей по адресу: г.

О., РБ, ***мкр., д.88, кв.**,

гражданки РФ, имеющей высшее

образование, разведенной, имеющей

несовершеннолетнего ребенка, работающей

МБОУ СОШ №**, не

военнообязанной, не судимой,

обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.3 ст.30-ч.1 ст.285 УК РФ,

?xml:namespace>

У С Т А Н О В И Л:

?xml:namespace>

Б., работая директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №** городского округа город О. Республики Башкортостан» (далее МБОУ СОШ №**), в соответствии с функциональными обязанностями, являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, использовала свои должностные полномочия вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности злоупотребила своими должностными полномочиями при следующих обстоятельствах.

Распоряжением главы администрации г. Октябрьского №**-л от ** мая 2008 г. Б. назначена на должность директора МБОУ СОШ №**.

** декабря 2008 г. директор Б., являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, незаконно из иной личной заинтересованности, выраженной в стремлении обеспечить школу канцелярскими и хозяйственными товарами за счет арендаторов, тем самым предстать перед своим руководством в образе дееспособного руководителя, способного справится с любой работой, сохранить за собой впоследствии должность директора школы, в нарушение главы второй Порядка оформления прав пользования имуществом городского округа город О. Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа город О. Республики Башкортостан от ** декабря 2005 г. №** (с изменениями и дополнениями от ** мая 2007 г.), согласно которому оформление аренды муниципального имущества городского округа город О. Республики Башкортостан производится через Комитет по управлению собственности Министерства Земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. О., ст. 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 г. №*** — ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов, и ч.4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №*** — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому сдача в аренду закрепленных за муниципальным учреждением объектов собственности возможна только после проведенной учредителем экспертной оценки последствий такого договора, незаконно из личной заинтересованности заключила договор с директором ТСК «П.» Л.., в котором указала ложные сведения о том, что директор МБОУ СОШ №** Б. предоставила помещение для занятий ритмикой в здании МБОУ СОШ №**, расположенного в ** микрорайоне г. О. РБ, для проведения занятий по хореографии на безвозмездной основе ТСК «П.», назначив педагогом М. В реальности директор МБОУ СОШ №** Б. по устной договоренности с М. получила от последней за предоставленное помещение в здании МБОУ СОШ №** по **** рублей за один месяц, а всего **** рублей — за январь, февраль и март 2009 г. Полученные денежные средства в размере **** рублей Б.. использовала по собственному усмотрению.

В результате противоправных действий Б., совершенных вопреки интересам службы при распоряжении имуществом городского округа город О. Республики Башкортостан, были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, муниципальному образованию — городской округ город Октябрьский причинен существенный материальный ущерб в размере **** рублей, и существенно нарушены права потерпевшей М., выразившееся в лишении ее возможности реализовать свои права на оформление прав пользования имуществом находящимся в собственности городского округа город О. Республики Башкортостан.

Кроме того, в результате преступных действий Б. существенно нарушены охраняемые законом интересы государства, направленные на обеспечении защиты конкуренции и гарантии прав ребенка на полноценное образование, воспитание, развитие, отдых и оздоровление.

Она же, Б., работая директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №** городского округа город О. Республики Башкортостан» (далее МБОУ СОШ №**), в соответствии с функциональными обязанностями, являясь должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, использовала свои должностные полномочия вопреки интересам службы из корыстной заинтересованности и совершила покушение на злоупотребление своими должностными полномочиями при следующих обстоятельствах.

Распоряжением главы администрации г. О. №**-л от 13 мая 2008 г. Б. назначена на должность директора МБОУ СОШ №**.

Директор Б., зная порядок предоставления в аренду помещений, расположенных в здании МБОУ СОШ №**, незаконно, умышленно, из корыстных побуждений в нарушение главы второй Порядка оформления прав пользования имуществом городского округа город О. Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа город О. Республики Башкортостан от ** декабря 2005 г. №** (с изменениями и дополнениями от ** мая 2007 г.), согласно которому оформление аренды муниципального имущества городского округа город О. Республики Башкортостан производится через Комитет по управлению собственности Министерства Земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. О., ст. 17.1. Федерального закона от ** июля 2006′ г. №*** — ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов и ч.4 ст. 13 Федерального закона от ** июля 1998 г. №*** — ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому сдача в аренду закрепленных за муниципальным учреждением объектов собственности возможна только- после проведенной учредителем экспертной оценки последствий такого договора, потребовала от Т. денежные средства в сумме **** рублей за предоставление помещения в аренду.

Противоправные действия Б. не были доведены до конца и законные интересы потерпевшей Т. на возможность реализации своих прав на оформление прав пользования имуществом находящимся в собственности городского округа город О. Республики Башкортостан нарушены не были, и охраняемые законом интересы государства, направленные на обеспечении защиты конкуренции и гарантии прав ребенка нарушены не были в связи с тем, что сотрудниками ОБЭП ОВД по г. О. в отношении Б. были проведены оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения ее в совершении преступления.

В соответствии с гл. 40 УПК РФ, на основании ходатайства Б. был применен особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Подсудимая Б. свою вину признала полностью, с предъявленным обвинением согласна.

Адвокат, государственный обвинитель, потерпевшие не возражают против проведения особого порядка судебного разбирательства.

Суд убедился в том, что данное ходатайство заявлено добровольно после консультации с защитником, при этом подсудимой разъяснены и она полностью осознает последствия постановления в отношении нее обвинительного приговора без проведения судебного разбирательства.

Таким образом, суд считает вину Б. доказанной и приходит к выводу о том, что подсудимая Б. своими умышленными действиями совершила:

преступление, предусмотренное ч.1 ст.285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями, то есть в том, что, являясь должностным лицом, использовала свои служебные полномочия вопреки интересам службы, из иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;

преступление, предусмотренное ч.3 ст.30-ч.1 ст.285 УК РФ- покушение на злоупотребление должностными полномочиями, то есть в том, что, являясь должностным лицом, совершила умышленные действия непосредственно направленные на использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, не доведенные до конца по независящим от нее обстоятельствам.

Ходатайство подсудимой и защитника о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием согласно ст.75 УК РФ не может быть удовлетворено, т.к. по уголовному делу подсудимой не возмещен ущерб и был заявлен прокурором гражданский иск. Также по второму эпизоду нет явки с повинной.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновной. Б. не судима, вину признала полностью, на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере не состоит.

Обстоятельствами, смягчающими ее наказание, являются явка с повинной, полное признание вины, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исправление подсудимой возможно без изоляции от общества и наказание должно быть назначено в виде штрафа с учетом ее материального положения.

Суд, рассмотрев заявленный прокуром гражданский иск, удовлетворяет его в полном объеме как доказанный материалами дела. ?xml:namespace>

На основании изложенного и руководствуясь ст.307, 308, 309 и 316 УПК РФ, суд

?xml:namespace>

П Р И Г О В О Р И Л:

?xml:namespace>

Б. признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285 и ч.3 ст.30-ч.1 ст.285 УК РФ и назначить ей наказание:

по ч.1 ст.285 УК РФ в виде штрафа в размере 8 000 рублей;

по ч.3 ст.30- ч.1 ст.285 УК РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В соответствии со ст.69 ч.2 УК РФ путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений окончательно назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде отменить по вступлении приговора в законную силу.

Взыскать с Б. денежные средства в размере 4500 рублей с перечислением указанных средств в доход муниципального образования «Городской округ город Октябрьский» в лице представителя –Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по г.Октябрьский.

Вещественные доказательства по уголовному делу три денежные купюры достоинством 1000 рублей каждая, с номерами ** 4992626, ** 7818824, **6765169, цифровой диктофон «O.», вернуть по принадлежности, копию свидетельства о внесении в реестр муниципального имущества №000089 от ** мая 2007 года, копию выписки из приказа №** от ** мая 2008 года, копию распоряжения №** л от ** мая 2008 года, трудовой договор от ** мая 2008 года, устав МБОУ СОШ №**, хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в Верховный суд РБ в течении 10 суток с момента его оглашения.

В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Комментарий к Ст. 285 УК РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст. 286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes