Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Среднее предпринимательство

16.04.2020 by admin

Содержание

  • Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть
  • Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе
  • Принципы формирования реестра
  • Критерии попадания в реестр
  • Как предпринимателю попасть в реестр самому
  • Понятие и значение малого и среднего предпринимательства

Единый реестр субъектов МСП: для чего он нужен и как в него попасть

Единый реестр субъектов МСП представляет собой открытую базу данных, с помощью которой можно убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым или средним предпринимателям.

Реестр, как системное решение, помогает снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упрощает поиск поставщиков.

Полезен реестр и для ведомств, которые могут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку до 31 декабря 2020 года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

В условиях распространения коронавируса меры поддержки бизнеса в большей степени будут ориентированы на компании из реестра МСП.

Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Также возможен поиск по списку ИНН.

Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • ИНН;
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

Сдать любые виды отчетности во все контролирующие органы

Узнать больше

Сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства обновляются ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, при этом используются данные ФНС по состоянию на 1 июля.

Налогоплательщик, нарушивший срок сдачи отчетности, попасть в реестр МСП не сможет. Непредставление отчетности — это причина, по которой сведения о таких ИП и компаниях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года. Важно также соблюдать сроки по представлению сведений о среднесписочной численности работников за прошедший год.

Какие сведения обновляются?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ), – в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!

Узнать больше

Критерии попадания в реестр

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год
  • до 15 человек (микропредприятия)
  • до 100 человек (малые предприятия)
  • 101–250 человек (средние предприятия)
Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 265:

  • 120 млн руб. (микропредприятия)
  • 800 млн руб. (малые предприятия)
  • 2 млрд руб. (средние предприятия)
Участие других организаций в уставном капитале

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25 %.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49 %.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Инновационная и интеллектуальная деятельность

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ. Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ.

Как предпринимателю попасть в реестр самому

С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию.

Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.

Понятие и значение малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»*(430) к субъектам малого и среднего предпринимательства (ст. 3).

В соответствии со ст. 4 указанного Закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год, определяемая с учетом работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству (с учетом реально отработанного времени), а также работников филиалов и представительств, не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: средней численностью работников или выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства может изменяться, только в случае если средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов становится выше или ниже указанных предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Определение категорий субъектов малого или среднего предпринимательства необходимо для оказания соответствующей государственной поддержки. Соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры указанных субъектов — получателей такой поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления.

В основном понятие малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные российским Законом о малом предпринимательстве, соответствуют международным стандартам. В зарубежном законодательстве также используются критерии численности персонала, объем оборота, величина активов, размер уставного капитала. Например, в Швеции критериями отнесения предприятий к малым и средним являются численность работников (до 200 человек), стадии роста предприятия (вновь созданное или уже действующее), отраслевая принадлежность (торговля, сельское хозяйство и т.д.), территория деятельности, характеристики владельцев и управляющих, некоторые другие критерии.

Не вызывает сомнений отнесение российским законодателем к субъектам малого и среднего предпринимательства крестьянских (фермерских) хозяйств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и нуждаются в государственной поддержке. Что же касается потребительских кооперативов, то в отношении них не вполне объяснима позиция российского законодателя, отнесшего их к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку потребительские кооперативы не являются предпринимателями, не отнесены в соответствии с ГК РФ к коммерческим организациям. Нет возражений против того, чтобы потребительским кооперативам оказывалась государственная поддержка, но они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Как показывает мировая практика, малое и среднее предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. В отдельных развитых странах субъекты малого предпринимательства по численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) занимают ведущую роль. В России развитию малого и среднего предпринимательства также придается важное значение, оно рассматривается как одно из направлений экономической реформы, способствующее развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

К сожалению, Россия еще отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах. Общепринято, что степень развития малого и среднего бизнеса в стране отражает уровень развития всей экономики. Обычно для оценки уровня развития малого и среднего бизнеса эксперты используют два основных индикатора: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес; доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса. Для сравнения: доля ВВП, которую занимает малый и средний бизнес, в России составляет 18%, тогда как в ЕС — 65%; доля активного населения, занятая в сфере малого и среднего бизнеса, в России составляет 22%, в США — 54%, в Японии — 65%*(431).

В Законе о малом предпринимательстве определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в России (ст. 6). Установлено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, организационных и иных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малом предпринимательстве.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

— обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);

— на основе увеличения количества субъектов малого предпринимательства увеличение доли производимых ими товаров (работ, услуг), формирование конкурентной среды в экономике России, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Законом о малом предпринимательстве определяются также основные принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства:

— разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между государственными органами и органами местного самоуправления и их ответственности в этой сфере;

— участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes