Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Социальный статус и роль

24.04.2020 by admin

Содержание

  • Социально-психологический статус, позиция и роли личности
  • Роль и статус личности в группе
  • Функции социальной роли
  • Функции социальной роли
    • Готовые работы на аналогичную тему
  • Взаимосвязь социальной роли и социального статуса
  • Что такое социальный статус
    • Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
    • Статус и социальные роли
    • Социальный статус и авторитет
  • Виды социальных статусов
    • Различные виды позиций в групповой иерархии
    • Социометрические статусы

Социально-психологический статус, позиция и роли личности

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имаготерапия (имаго — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус- это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус — это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус — это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус — это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции ,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный — тот статус, который появляется при рождении — национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов — прирожденных и приписываемых — сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус — он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные — (пассажир, сосед)

Основные — это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус — он проявляется в малых группах. Не основные — это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция — место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.

Роль и статус личности в группе

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 20

Характер и особенности взаимоотношений индивидов в процессе активного взаимодействия, деятельности и межличностного общения в группах анализируется в современной социальной психологии с использованием понятий «роль и статус». Введение в науку данных терминов в связи с разработкой категориального аппарата социальной психологии личности, как отмечал Н. Д. Левитов, дало возможность сделать целый ряд личностных качеств, объектом эмпирического исследования, переведя понятие «личность» в некоторые доступные экспериментальному исследованию «эквиваленты» — систему социальных и межличностных ролей.

Еще в 1936 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие «статус» и «роль». Статусон определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он выполняет роль.

Таким образом, роль обозначает реализованное поведение, ожидаемое от того или иного лица в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии его с другими членами.

Рассмотрение Р. Линтоном статуса и роли стало своего рода вехой в развитии западной социальной психологии. Работы Р. Линтона встретили одобрение буржуазных психологов, и теория роли как своеобразной модели (шаблона) поведения получила широкое развитие в трудах его последователей (Т. Сарбин, Н. Гросс, В. Мазон, А. Харе, Т. Ньюком).

Внимание и интерес к проблемам социализации личности, особенно к исследованию механизмов взаимодействия личности с обществом, привели социологов и психологов к необходимости более глубокого изучения влияния социальных и общественных факторов на поведение и самосознание личности. В связи с этим оказалось, что «роль» и «статус» как нельзя более удачно и адекватно могут быть использованы для описания и объяснения различных сторон того сложного процесса становления и развития личности в системе «личность — группа — общество», который и получил название «социализация личности».

(В социальной психологии под социализацией понимают сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации рассматривает, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизмы этого процесса и возможность целенаправленного управления им.)
Кроме того, было выявлено, что различные этапы формирования и динамики самосознания личности также могут быть объяснены и поняты в том социально-психологическом контексте, который связан с дефинициями понятий «роль» и «статус».

На дальнейшее развитие теории ролей, как «своеобразной модели поведения», «запрограммированной» на уровне социальной системы общества, оказали существенное влияние работы психологов и социологов СССР и других социалистических стран.

Оживление интереса к ролевой теории, наблюдаемое в настоящее время, безусловно, связано с серьезными теоретическими и экспериментальными исследованиями, выполненными за последние годы Е. А. Ануфриевым, Э. В. Беляевым, А. А. Бодалевым, И. С. Коном, Н. В. Новиковым, Б. Д. Парыгиным, Р. X. Шакуровым, Д. Н. Шалиным, Г. Гибшем, М. Форвергом, Я. Щепаньским и др. Именно их работы позволяют преодолеть упрощенческий подход к исследованию названных феноменов и дают возможность в свете марксистской методологии поставить и решить важнейшие проблемы социализации личности на подлинно научной основе. Ими были сделаны попытки описать поведение и взаимоотношения индивида с другими людьми в терминах выполняемых индивидом социальных ролей.

Роли, обусловленные на первый взгляд различными субъективными факторами, фактически «задаются», определяются характером и особенностями системы социальных отношений, существующих в данном обществе, — таков один из важнейших выводов марксистской социальной психологии, который мы находим в работах названных выше авторов.

Социальный статус характеризует позицию человека в обществе. Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения — вот составляющие социального статуса каждого индивида.

Своеобразными символами социального статуса индивида в глазах окружающих его людей может быть занимаемая им должность, звание, размер заработной платы, количество прочитанных книг или наличие личной библиотеки, величина занимаемой квартиры, доступ к источникам информации, проживание в определенном районе города и т. д. Естественно, что в условиях современного мира, разделенного противоположными общественными системами на две части, существует разная «цена» и разный «вес» этих символов в глазах представителей разных социальных групп и классов.

Так, в США положение человека в мире, его социальный статус определяется с точки зрения капиталистической идеологии следующими основными факторами: величиной дохода, этнической принадлежностью, родом занятий. Нетрудно заметить, что исходный принцип при выделении и подборе основных символов статуса, пропагандируемых и навязываемых средствами массовой информации капиталистических стран, игнорирует один из важнейших законов общественного развития, который в конечном счете и определяет позицию, сущность статуса человека в современном классовом мире, — отношение к средствам производства, степень участия в производстве материальных и духовных благ общества.

В противоположность капиталистическому миру в нашем социалистическом обществе, где граждане составляют единую историческую общность, престиж человека, совокупность его прав и обязанностей определяются в первую очередь тем местом, которое он занимает в общественном производстве, отношением к труду и товарищам, степенью участия в общественной работе. и общественно полезной деятельности. Символами статуса советского человека являются в первую очередь трудовые успехи и достижения, работа на самых трудных и ответственных участках (освоение целины, БАМ и т. д.), участие в общественных выборных органах, уровень образования, общественный престиж профессии, широта культурных и духовных запросов и интересов.

Личность пользуется большим или меньшим уважением и авторитетом, принимается или отвергается различными группами в зависимости от того, какое место занимают ее качества на «шкале ценностей», принятых в данной социальной среде.

Престиж — одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, которому он принадлежит, и общества в целом. Обретение или лишение престижа является одним из механизмов взаимосвязи общества с личностью. Основанием для обретения престижа служат обычно социально значимые характеристики индивидов: высокие моральные качества, участие в общественно полезных делах, достижения в тех или иных областях деятельности.

Присвоение общественного престижа обычно происходит на двух уровнях: официальном и неофициальном. В первом случае оно осуществляется определенными государственными или общественными учреждениями, сопровождается разработанным ритуалом и связано с присуждением официальных знаков престижа (орденов, званий, степеней и т. д.), во втором — престиж присваивается непосредственно социальной средой (например, коллективом, в деятельности которого личность принимает участие) и реализуется в повседневных житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду.

Естественно, что эти два уровня взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга во всех тех случаях, когда нормы, ценностные ориентации, социальные ожидания малых групп (микросреды) соответствуют ценностям общественной системы, общества в целом.

В классовых антагонистических обществах распределение престижа на официальном и неофициальном уровнях часто не совпадает, отражая противоречия между социальными ценностями различных общественных групп и классов. Для капиталистического общества характерны случаи, когда социально одобренное поведение на уровне микросреды с точки зрения государственных институтов считается отклоняющимся, т. е. противоречащим задачам, целям и ценностям государства. Так, ярлык «отклоняющееся поведение» был прикреплен к выдающимся общественным деятелям США Анджеле Дэвис и Мартину Лютеру Кингу. Они подвергались системе репрессий, несмотря на тот авторитет и любовь, которыми эти деятели пользовались среди широких слоев трудящихся.

Зная позицию, занимаемую личностью в структуре той или иной социальной группы, т. е. имея представление о ее социальном статусе, можно соотнести его с определенными стандартами (моделями) поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации.

Из-за сложности общественных отношений и в результате того, что деятельность каждого человека протекает в различных по своей структуре и целям коллективах, каждый индивид занимает в этих коллективах различные позиции: учитель (профессиональная позиция), отец (семейная позиция), депутат райсовета (общественно-политическая позиция), первая скрипка в самодеятельном оркестре, полузащитник в футбольной команде, член общества любителей книги — все это примеры различных позиций, которые могут быть присущи одному и тому же человеку в разных видах деятельности.

Роль есть социально-типическая система поведения (совокупность действий), выработанная в данном обществе для реализации тех прав и обязанностей личности, которые следуют из ее позиции, другими словами статуса (Р. X. Шакуров). Роль можно представить как механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение индивидов (А. Кречмар). Таким образом, социальные нормы можно рассматривать и под углом того, насколько они выступают по отношению к личности в качестве ролевых предписаний, как устойчивые регуляторы ее поведения.

Например, как пишет И. С. Кон, от учителя ожидают определенной профессиональной деятельности, с которой ассоциируются и некоторые личные качества (умение разбираться в характерах). Отцы бывают разные, но роль отца всегда предполагает его участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности за это. Подобные общие контуры социальной роли индивид воспринимает как нечто более или менее обязательное.

Г. Гибш и М. Форверг, рассматривая систему ролевых отношений в группах, обращают внимание на то, что роли, которые выполняет индивид, на первый взгляд могут показаться чем-то внешним по отношению к каждой конкретной личности. Своего рода «безличность» социальных ролей (взаимные права и обязанности как будто остаются теми же самыми независимо от того, кто, в частности, является действующим лицом) породила у некоторых зарубежных приверженцев «теории ролей» метафизические и механистические представления об обществе как совокупности различных социальных позиций (статусов) и о личности как конгломерате ролей.

На возможную опасность такого подхода указывает А. Н. Леонтьев: «Идея прямого сведения личности к совокупности ролей, которые исполняет человек, является… одной из самых чудовищных».

Однако, если рассматривать личность не только как объект, но и как субъект общественных отношений, как субъект деятельности (а именно такой подход и характерен для марксистской философии и психологии), если принять во внимание, что сложный процесс взаимодействия личности с обществом не является односторонним (личность, будучи по своей сущности совокупностью общественных отношений, оказывает обратное влияние на развитие общества), то опасения, что введение понятия роли ведет к депсихологизации индивида, отчуждению личности, оказываются излишними. Выполняя различные социальные роли, личность тем не менее не замыкается, не ограничивает себя узкими рамками конкретных ролевых ожиданий.
Естественно такое положение, когда роль становится «узкой» для личности, ее возможностей и способностей, и тогда под влиянием практики и опыта «исполнителей» меняются представления о предписанных шаблонах поведения.

Эти так называемые шаблоны (или модели) корректируются конкретной деятельностью личности и меняются, исходя из ее социального опыта.
Вот почему основные социальные роли (отца, учителя, директора, командира, ученика и т. д.) никогда не являются застывшими шаблонами поведения. Активная позиция личности, ее деятельность, общественная практика — причина того, что ролевые ожидания всегда носят конкретно-исторический характер и формируются под непосредственным влиянием личностного опыта индивидов.

Не случайно же об «исполнителях» социальных ролей часто судят по опыту их предшественников и в сравнении с ними. Однако нельзя не учитывать и того обстоятельства, что само выполнение в определенном направлении социальной роли формирует ее носителя.

Так, представителей некоторых профессий можно легко узнать по манере поведения, речи, дикции, внешнему виду и т. д. А. А. Бодалев показал, например, что люди разных профессий по-разному воспринимают внешний вид другого человека и по-разному оценивают в связи с этим его личностные качества. Более того, некоторые личностные качества могут в известной степени подвергаться деформации под влиянием стандартов и своеобразной инерции ролевого поведения. Вспомним, например, Каренина, драма которого усугублялась и тем, что и дома, в кругу семьи, он продолжал оставаться чиновником, «бюрократической машиной», привыкшей подавлять в себе все человеческое, живое, непосредственное.

Г. Гибш и М. Форверг подчеркивают, что, рассматривая взаимодействие роли и личности, необходимо иметь в виду, что личность должна привнести от себя в роль (учитывая установки и ценностные ориентации общества), что личность может привнести от себя в роль (исходя из ее личностных качеств и возможностей) и что получается на деле (как синтез первого и второго).

В своеобразной системе «личность — роль» роль «играется» хорошо, когда требуемые для ее выполнения черты и индивидуальные качества воспринимаются индивидом как личные (так называемый процесс интериоризации или принятия роли). Именно в этих случаях и происходит своеобразное «очеловечивание» роли.
Для окружающих людей и общества важно, чтобы ролевые требования и личностные качества индивида органически сочетались, находились в гармонии, а не противостояли друг другу. С этим обстоятельством связывается использование понятия «призвание». Употребление этого понятия относится к случаям, когда индивид получает возможность полностью раскрыть свою индивидуальность в выполнении именно данной роли (учителя, директора школы, отца и т. д.).
Каждый носитель роли должен овладеть своей ролью индивидуальным образом, имея в виду требования, предъявляемые обществом (группой) к уровню выполнения роли. Эти требования зависят от уровня развития коллективных отношений, и очевидно, можно предположить, что в группах низкого уровня развития, с одной стороны, или коллективе — с другой, существуют разные требования как к принятию роли, так и к уровню ее «исполнения».

В процессе межличностного общения, деятельности члены группы обычно выступают в двух качествах: как исполнители социальных ролей (отца, учителя, актера, врача, водителя, директора) и как участники группового взаимодействия.
В отличие от социальных (в американской литературе чаще употребляют — «конвенциальных») ролей, те права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. При ситуациях сотрудничества, например, предполагаются следующие роли, которые берет на себя личность: коллега, партнер, помощник, клиент, соратник. При распределении авторитета и власти — лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции — соперник, союзник, арбитр (Т. Шибутани).
В работах ряда советских психологов отмечено: то, как человек оценивает себя, зависит от его социально-психологического статуса. Эти исследования показали, что путь изменения самооценки личности связан с изменением статуса. Меняя свое положение в группе в результате активной общественно полезной деятельности, индивид изменяет свой ртатус, принимает на себя иную систему прав и обязанностей и вместе с этим меняет представление о самом себе, о своем месте и роли в процессе внутригруппового и межгруппового взаимодействия и деятельности.

Изучение ролевой структуры групп открывает перед исследователями возможность более глубокого анализа механизмов взаимосвязи личности с обществом, дает в руки учителей и воспитателей надежный инструмент познания как объективных, так и субъективных сторон взаимодействия отдельных индивидов между собой в рамках групп и общества.

Положение индивида в группе и особенности его взаимодействия с другими членами может быть описано, как мы видели, в контексте таких понятий, как «социальная и межличностная роль», «позиция» (социально-психологический статус), «ролевые ожидания». В этот контекст понятий входит и такая категория, как установка.

Вся наша жизнь – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

(В.Шекспир)

Понятие «личность» произошло от древнерусского слова «личина», т.е. – маска. Интересно, что понятие «персона» (так называют личность в романских языках) — это тоже маска актера древнегреческого театра. Таким образом, в понятии «личность» как бы фиксируется то, что человек хочет показать другим. Весьма важным для понимания сущности личности является понятие «социальная роль».

Социальная роль – это функция, социально одобренный образ поведения, сложившийся на основе исторически оформившихся в обществе норм, правил и ожидаемый от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Социальная роль, ее смысл, даже само ее наличие, порой, зависят от общественного устройства. Описывая личность через ее социальные роли, не обойтись без понятия «общество». Даже так называемые «вечные роли» — половая, национальная — имеют социальную, конкретно-историческую окраску. Сравните, например, социальную роль женщины в США и в Арабских Эмиратах; каково быть негром сегодня на Кубе и в ХIХ в. на юге Соединенных Штатов Америки. Большое влияние на личность оказывают профессиональные, так называемые, «родственные» роли, например, роль офицера, учителя или — матери, отца. Роли бывают постоянные (половая), длительные (профессия), кратковременные (зритель театра). От человека, выполняющего ту или иную социальную роль, ожидают соответствующего поведения. Эти ожидания – есть контуры социальной роли.

Каждый индивид выполняет множество социальных ролей. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительно то, что большое количество ролей: 1) обогащает личность, делает ее более многогранной, развитой; 2) дает большую стабильность личности, т. е.

делает ее более цельной и свободной от каждой роли. Отрицательно то, что множественность ролей приводит к ролевым конфликтам.

Конфликты бывают: межролевые, – заключающиеся в практической невозможности для личности выполнять каждую роль так, как сама личность считает необходимым (из-за отсутствия времени, сил); внутриролевые, — возникающие тогда, когда собственное понимание роли личностью существенно отличается от того, что от нее ожидают в конкретном обществе. Социальная роль весьма существенна для индивида, влияет на его личностные качества. Чтобы роль определяла поведение индивида, она должна быть усвоена, то есть интернализована. Интернализованная роль – это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношения к этому положению. В качестве примера можно привести изменение всех личностных характеристик героини пьесы Б. Шоу «Пигмалион» Элизы Дулитл в результате усвоения ею роли благовоспитанной девушки высшего света с правильной речью.

Структура личности

Предлагается два подхода к выявлению структуры личности. В основе первого лежит социальный фактор, когда все своеобразие личности зависит от общественного устройства; в основе второго — биологические особенности личности.

Социологизаторское объяснение структуры личности исходит из того, что определяющим фактором является материальная жизнь общества. Она формирует структуру социума, социальные роли индивида и его интересы, выступающие в виде осознанной потребности. Интересы лежат в основе мотивов, установок и жизненных ориентаций личности, которые и являются элементами личностной структуры. При этом: мотив – субъективный, эмоциональный источник поступка; установка – явление более устойчивое, включающее мысли, связанное с мировоззрением; ориентация – система установок, диктующая образ поведения.

Биологизаторское объяснение структуры личности содержится, например, в теории австрийского врача и философа З. Фрейда, утверждавшего, что личность состоит из трех элементов – Сверх-Я, Я и Оно.

Функции социальной роли

Функции социальной роли

В социологии функции указывают на то, какие последствия (для общества, отдельных его членов) имеют действия, совершенные тем или иным человеком.

Поведение личности, приоритеты и установки, выбор и эмоции определяются рядом факторов:

  • положением в обществе;
  • условиями среды;
  • видом осуществляемой деятельности;
  • внутренними качествами личности, духовным миром.

Вследствие того, что для удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди нуждаются друг в друге, между ними устанавливаются определенные взаимосвязи и взаимодействия. При этом каждый человек исполняет свою социальную роль.

В течение жизни индивид осваивает множество социальных ролей, которые часто вынужден играть одновременно. Это позволяет сделать сосуществование разных людей в одном обществе максимально комфортным и возможным.

Социальная роль выполняет ряд важных функций:

  1. Задает определенные правила игры: обязанности и нормы, права, сюжеты взаимодействия между ролями (начальник-подчиненный, начальник-клиент, начальник-налоговый инспектор и т.д.). Социальная адаптация подразумевает освоение и изучение правил игры – законов данного общества.
  2. Позволяет реализовать различные стороны своей личности. Разные роли (друга, родителя, начальника, общественного деятеля и т.д.) дают возможность человеку проявить различные качества. Чем больше ролей индивид освоит, тем более многогранной и богатой станет его личность, тем лучше он будет понимать других.
  3. Дает возможность проявить и развить потенциально заложенные в человеке качества: мягкость, жесткость, милосердие и т.д. Только в процессе исполнения социальной роли человек может обнаружить свои возможности.
  4. Позволяет исследовать ресурсы личных возможностей каждого человека. Учит использовать наилучшее сочетание качеств для адекватного поведения в той или иной ситуации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции социальной роли 460 руб.
  • Реферат Функции социальной роли 240 руб.
  • Контрольная работа Функции социальной роли 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Взаимосвязь социальной роли и социального статуса

Определение 1

Социальный статус – определенное положение индивида в социальной структуре общества, группы, связанное через систему прав и обязанностей с другими социальными положениями.

Социальный статус оказывает влияние на поведение личности. Зная социальный статус человека, можно предсказать, какие качества ему характерны, какие действия можно от него ожидать. Ожидаемое поведение индивида, связанное с его статусом, называют социальной ролью.

Определение 2

Социальная роль представляет собой образец поведения, который признан наиболее целесообразным для индивида данного статуса в обществе. Роль указывает, как именно нужно действовать в той или иной ситуации.

Любой индивид – отражение совокупности общественных отношений своего исторического периода.

Социальная роль и социальный статус в общении выполняют функции:

  • регулятивная функция — помогает быстро подобрать необходимый сценарий взаимодействия, не затрачивая при этом больших ресурсов;
  • адаптационная функция – позволяет быстро найти подходящую модель поведения при смене социального статуса;
  • познавательная функция – возможность узнать свой личный потенциал, осуществлять процессы самопознания;
  • функция самореализации – проявление лучших качеств человека, достижение желаемых целей.

Процесс обучения социальным ролям позволяет усваивать нормы культуры. Для каждого статуса данной роли характерны свои нормы и законы, обычаи. Принятие большей части норм зависит от статуса личности. Некоторые нормы принимают все члены общества. Те нормы и правила, которые допустимы для одного статуса, могут быть неприемлемы для другого. Социализация обучает ролевому поведению, позволяет индивиду стать частью общества.

Замечание 1

Из множества социальных ролей и статусов, предложенных индивиду обществом, он может выбрать те, которые наиболее полно помогут применить свои способности и реализовать планы. На принятие определенной социальной роли большое влияние оказывают биологические и личностные особенности, социальные условия. Любая социальная роль только намечает схему поведения человека, выбор путей исполнения роли индивид выбирает сам.

Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.

Что такое социальный статус

Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.

Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека

Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.

В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.

Статус и социальные роли

Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.

Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.

Социальный статус и авторитет

Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.

Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.

Виды социальных статусов

Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.

Различные виды позиций в групповой иерархии

Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.

  • Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
  • Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
  • Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
  • Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.

Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.

Социометрические статусы

Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.

Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:

  • Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
  • Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
  • Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
  • Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
  • Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.

Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes