Социально ориентированные некоммерческие организации
Социально ориентированные некоммерческие организации
Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Виды деятельности социально ориентированных НКО
Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:
1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;
2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;
3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.
Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными
Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:
1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).
2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.
Реестры СО НКО.
В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.
Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:
— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),
— местные администрации (муниципальные реестры),
В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.
Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.
Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.
Поддержка СО НКО.
В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.
В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.
В целях автоматизации деятельности органов государственной власти в области реализации государственной политики по поддержке СОНКО на федеральном и региональном уровнях, сбора и распространения сведений о лучших практиках деятельности СОНКО, информационного и методического сопровождения деятельности СОНКО на государственном уровне создана Единая автоматизированная информационная http://nko.economy.gov.ru/
Большое внимание информационной поддержке некоммерческих организаций уделяется общественной палатой Российской Федерации. Так, в Общественной палате Российской Федерации (http://oprf.ru) 9.12.2016 прошла IX конференция «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере», направленная на распространение эффективных технологий работы некоммерческих организаций и лучших практик их привлечения к оказанию услуг в социальной сфере. В рамках конференции эксперты обсудили проблемы, связанные с обеспечением доступа НКО к бюджетным средствам и выходом третьего сектора на рынок социальных услуг.
С материалами, освещающими тему доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, а также с примерами привлечения СОНКО к оказанию услуг в социальной сфере можно ознакомиться на Портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (http://nko.economy.gov.ru).
Некоммерческий сектор часто называют третьим сектором; другие два сектора – это государство и бизнес. В связи с этим под гражданским обществом подразумеваются неправительственные, некоммерческие объединения граждан.
Согласно российскому законодательству, некоммерческая организация (НКО) – это организация, у которой извлечение прибыли и распределение ее между участниками не является основной целью деятельности.
Под такое определение НКО подпадают совершенно различные типы организаций – наряду с общественными организациями, это и госкорпорации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты и прочие (всего около 20 организационно-правовых форм НКО).
«Все эти образования, в том числе какой-нибудь безвестный клуб любителей бабочек, являются формой социальной самоорганизации, основой гражданского общества», – отмечает директор по развитию Центра развития некоммерческих организаций Анна Клецина.
Все НКО – это организации гражданского общества?
Не совсем так. С одной стороны, выделить среди НКО именно неправительственные организации (у которых среди учредителей нет государственных структур) не представляется возможным. С другой стороны, деятельность НКО зачастую слабо отличается от коммерческих организаций.
Официальная классификация российских НКО, которая используется государством, и то, чем являются НКО на самом деле, – две разные вещи. К такому выводу пришел директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин, проанализировав устройство некоммерческого сектора в России (подробнее см. первую и вторую части исследования).
Большинство НКО, которые составляют основу гражданского общества, занимаются помощью людям (сиротам, малоимущим, людям с особыми потребностями, бездомным, тяжелобольным, заключенным и пр.), заботой о животных и экологии, оказанием социальных услуг, привлекают внимание к вопросам, которые затрагивают все общество. Ближе всего к этому типу организаций гражданского общества относятся социально ориентированные НКО (СОНКО). Всего в России в 2018 году было зарегистрировано 140 247 СОНКО.
Все НКО – это благотворительные организации?
Нет, благотворительные организации – это один из статусов, который может быть у НКО. Согласно закону, такие НКО обязательно должны иметь в своем названии слово «благотворительный» и могут быть созданы только в форме фондов, общественных организаций или учреждений (только если оно само учреждено благотворительной организацией).
Благотворительные организации не могут быть созданы государством или его субъектами.
При этом НКО могут заниматься благотворительной деятельностью, не будучи благотворительными организациями. Всего, согласно исследованию Фонда «Нужна помощь», в 2018 году в России действовало порядка 11 тысяч таких организаций.
Большинство благотворительных организаций занимаются фандрайзингом – собирают средства на свою деятельность от людей, компаний. Отдельного учета таких организаций в России не ведется. Чтобы хоть как-то разобраться с тем, кто работает в этом поле, сколько средств и на что собирает, Русфонд ежегодно проводит исследование и представляет базу фандрайзинговых организаций.
Фандрайзинговые платформы осуществляют сбор средств в пользу «проверенных», «честных» благотворительных фондов, прошедших строгую верификацию. Например, Нужна помощь, Добро.Mail.ru, Blago.ru, Сбербанк Вместе.
Все НКО должны быть зарегистрированы как юрлица?
Нет. НКО может действовать и без регистрации юрлица. Регистрацией НКО в качестве юрлиц занимается Министерство юстиции РФ.
В 2019 году Минюст разработал поправки к закону «Об общественных объединениях», которые обяжут регистрировать все НКО. Пока что эти поправки не приняты.
Где можно найти список всех НКО?
Информацию о зарегистрированных НКО можно посмотреть на сайте Минюста; здесь же можно ознакомиться с отчетами, которые все НКО обязаны ежегодно предоставлять.
Гораздо удобнее получить информацию обо всех российских НКО на портале Открытые НКО, который ведет АНО «Инфокультура». Здесь представлены более подробные сведения, включая отчеты, данные об учредителях, опыт получения госсредств и пр.
На какие средства живут НКО?
У НКО могут быть различные источники финансирования: пожертвования частных лиц, компаний или других НКО, членские взносы, государственные гранты (например, Фонда президентских грантов), субсидии, контракты и пр.
НКО, которые получают средства из иностранных источников, рискуют получить статус «иностранных агентов», если занимаются также «политической деятельностью», суть которой сформулирована очень широко. Минюст ведет реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента».
Могут ли НКО заниматься коммерческой деятельностью?
Нет. НКО могут заниматься только предпринимательской деятельностью (услуги и работы, реализация товаров), могут получать доход от инвестиций, целевых капиталов и пр. Однако вся прибыль должна идти на цели деятельности организации (прописаны в уставе), а не распределяться между участниками.
Платят ли НКО налоги?
Да, как и все юридические лица. Некоторые виды НКО (например, благотворительные фонды) имеют послабления.
Чем регулируется деятельность НКО?
Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», федеральным законом «О некоммерческих организациях», законом «Об общественных объединениях», Законом о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) и другими законодательными актами.
Законодательство в сфере некоммерческого сектора чрезвычайно запутано. Обращайтесь к профессионалам, например, – Ассоциации «Юристы за гражданское общество».
Социально-ориентированная деятельность в системе клубов по месту жительства. Субъект, объект, цели, задачи
Изменение требований государства и социума к системе образования России обусловили направления ее реформирования, в том числе системы дополнительного образования детей. Это касается и определения статуса учреждений дополнительного образования в ряду иных воспитательных организаций, финансирование образовательной деятельности, уточнения содержания, поиска методов, форм и педагогических технологий, адекватных новым требованиям к образованию: доступности, качества, эффективности.
А.В. Мудрик рассматривает учреждения дополнительного образования как воспитательные организации, так как их основной задачей является социальное воспитание определенных возрастных групп населения .
Функциональной особенностью учреждений дополнительного образования является создание условий для оптимального сочетания стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного само изменения человека через индивидуальный социальный опыт.
Организация социального опыта в учреждениях дополнительного образования детей через социальное окружение играет весьма существенную роль в развитии ребенка и его интеграции в общество и создает условия для развития воспитанников, ориентации их на духовные, гражданские, патриотические ценности, ценности профессиональной деятельности, социально приемлемые варианты проведения досуга.
Социально ориентированная деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.
Субъектом социально ориентированной деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы.
Нередко субъекта социально ориентированной деятельности отождествляют только с социальным педагогом. Это не совсем так.
В действительности социальный педагог, имеющий среднее специальное или высшее профессиональное социально-педагогическое образование, является основным субъектом социально ориентированной деятельности. На него возлагается ответственность организации социально-педагогической деятельности специалистов различного профиля, обладающих социально-педагогическими функциями в рамках целей и задач деятельности учреждения.
Субъект социально ориентированной деятельности, по сути, отражает ее коллективный характер и представляется как совокупность должностных лиц, функционально выполняющих социально-педагогическую работу. Кроме отдельных лиц, субъектом социально ориентированной деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. В то же время таким субъектом может быть и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между возникшими проблемами и ресурсами.
В социально ориентированной деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли посредника, мобилизатора, оценщика, брокера, активиста, диагноста, аниматора, катализатора, воспитателя и т.д. При этом способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист. Успешность его действий определяется его способностью выполнять эти роли и умением адаптироваться в нужный момент к каждой из них. В функциональном назначении любого социального педагога на первое место выдвигается его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением», «умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами».
Объектами социально ориентированной деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.
Социально ориентированная деятельность направлена на разрешение различных трудностей личности или группы, имеющих социально-педагогическое содержание:
проблемы самореализации;
проблемы формирования социальных потребностей и способностей;
ослабление или устранение девиантностей, зависимостей различной этимологии;
проблемы социальной, профессиональной, школьной дезадаптации;
проблемы различных уровней социализации личности;
проблемы формирования здорового образа жизни и другие;
проблемы социальных зависимостей (алкогольной, наркотической и т.д.) .
В качестве средств социально ориентированной деятельности могут рассматриваться совместная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума .
Как и любая другая, социально ориентированная деятельность имеет свои цели и результат. В объяснении цели следует учитывать ее интегративный характер, заключающийся в стремлении к единой цели двух равноправных составляющих этой деятельности и дополняющих друг друга: одной — ведущей, содержательной, второй — ее обеспечивающей, организационной. Поэтому целью социально ориентированной деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).
Главной целью социально ориентированной деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Конечным результатом социально ориентированной работы должно стать определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров — социальная активность личности. Последнее рассматривается как личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня .
Результат социально ориентированной деятельности можно рассматривать, прежде всего, как результат социального воспитания — сформированность социальной активности личности как интегративный результат активности самой личности, способной самостоятельно решить свои жизненные проблемы в текущий момент и на перспективу.
Таким образом, результат социально ориентированной деятельности можно рассматривать как сумму двух составляющих:
1) текущего результата в виде создания условий для реализации ресурсов, возможностей социума в интересах личностного развития, т.е. подготовительной работы специалистов для включения личности во взаимоотношения с социумом, с его ресурсами и возможностями;
2) конечного результата, проявляющегося в виде изменений в самой личности, в ее поведении, в ее качественных параметрах, в появлении у нее социальной активности в силу усвоения социального опыта и принятия его к руководству в своей жизнедеятельности .
Социально ориентированная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей можно представить как последовательную реализацию социально-педагогической функции трех уровней:
1) мотивация воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);
2) организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника;
3) ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструирование варианта собственной жизни, организация опыта самоопределения и конструирования варианта жизни.
Реализация трех компонентов социально-педагогической функции учреждения дополнительного образования затрагивает «жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» и создает здоровьесберегающую социально-психологическую образовательную среду, в которой осуществляется процесс социализации.
Таким образом, в учреждениях дополнительного образования детей социально-культурная функция реализуется через усвоение и воспроизведение ребенком социального опыта, ведет к формированию образа жизни, принятого в обществе, освоению различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой), что приводит к возникновению у ребенка убеждений, общественно одобряемых форм поведения, развитию духовного потенциала человека.
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. Преимущества предоставляются при осуществлении закупок, в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
КТО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
Субъекты малого предпринимательства (СМП) | ||||||
Хозяйственные общества | Хозяйственные товарищества | Хозяйственные партнерства | Производственные кооперативы | Крестьянские (фермерские) хозяйства | Потребительские кооперативы | ИП |
Соответствие п.1 ч.1.1 ст.4 Закона 209-ФЗ в части доли государства/муниципалитета, иностранных лиц и лиц, не являющихся СМСП | ||||||
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год – не более 100 чел. | ||||||
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей. | ||||||
Сведения о данных лицах должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Единый реестр СМСП ведет ФНС России https://ofd.nalog.ru |
КТО ОТНОСИТСЯ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:
Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) — некоммерческие организации осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнац. сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Хотя бы один из указанных видов деятельности должен быть в уставе
Преференции по Закону 44-ФЗ не распространяются на СОНО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования
ВАРИАНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ СМП И СОНО:
Вариант | Условия проведения закупки |
«Спецзакупки» | Проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП и СОНО |
СМП и СОНО — субподрядчики | Победитель закупки — поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся СМП или СОНО, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО |
КТО ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ЗАКУПКИ У СМП И СОНО:
Любые заказчики (п.7 ч.1 ст.3 Закона 44-ФЗ) по Закону 44-ФЗ.
Автономные учреждения и иные юридические лица, не являющиеся заказчиками, проводят закупки у СМП / СОНО только в случае, установленном ч.6 ст.15 Закона 44-ФЗ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНО:
Не менее 15% в год от следующей суммы:
СГОЗ – (закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства) — (закупки услуг по предоставлению кредитов) – (закупки у единственного поставщика, кроме п.25-25.3 ч.1 ст.93) – (закупки работ в области использования атомной энергии) – (закрытые способы закупок).
За неисполнение годового объема предусмотрена административная ответственность по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.
Может ли объем закупок у СМП / СОНО составить 0%? Да, может, если, например, заказчик в течение года все закупки осуществлял только у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ «СПЕЦЗАКУПОК» СРЕДИ СМП И СОНО:
№ п/п | Условие | Правило | Норма Закона 44-ФЗ |
1 | Предмет контракта | Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг | Ст.30 |
2 | НМЦК | Не более 20 млн. руб. | П.1 ч.1 ст.30 |
3 | Способ закупки | Конкурентные закупки – все способы.
Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – только по п. 25-25.3 ч.1 ст.93 |
Ч.4 ст.30 |
4 | Где указываются ограничения | В извещении об осуществлении закупки | Ч.3 ст.30
Ст.42 |
5 | Как в закупке подтверждается принадлежность к СМП / СОНО | Декларация участника закупки, которая представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Требовать от участника каких-либо дополнительных документов, подтверждающих его принадлежность к СМП или СОНО, заказчик не вправе. |
П.7 ч.6 ст.54.4
П.7 ч.5 ст.66 П.4 ч.9 ст.82.3 П.8 ч.9 ст.83.1 |
6 | Срок оплаты | Сокращенный срок оплаты — не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке | Ч.8 ст.30 |
7 | Обеспечение исполнения контракта | Устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. | Ч.6 ст.96 |
Не требуется предоставлять, если СМП / СОНО подтвердили добросовестность:
— исполнение в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов по Закону 44-ФЗ — без учета правопреемства — контракты из реестра контрактов в ЕИС без неустоек — контракты исполнены — сумма цен таких контрактов ≥ НМЦК в извещении |
Ч.6 ст.96 | ||
Срок возврата обеспечения – не более 15 дней с даты исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом | Ч.27 ст.34 | ||
8 | Антидемпинговые меры | Не применяются, если СМП / СОНО подтвердил добросовестность (см. предыдущий пункт) | Ч.6 ст.96 |
9 | Неустойка (штрафы, пеня) | Уменьшенный размер штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:
— 1 % цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. руб. и не менее 1 тыс. руб. Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта. |
П.4, 11 Правил, утв. ПП 1042. |
Размер пени устанавливается в стандартном порядке – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) | Ч.7 ст.34 Закона 44-ФЗ |
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СМП И СОНО В КАЧЕСТВЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ / СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ:
№ п/п | Условие | Правило | Норма Закона 44-ФЗ |
1 | Предмет контракта | Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг | Ст.30 |
2 | НМЦК | Нет ограничений | П.1 ч.1 ст.30 |
3 | Где указываются ограничения | В извещении об осуществлении закупки.
В контракте — с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта. Такой процент привлечения должен составлять не менее 5% от цены контракта. |
Ч.5, 6 ст.30
ПП 1466 |
4 | Обязательные условия контракта | Необходимо использовать типовые условия контрактов | Ч.7 ст.30
ПП 1466 |
5 | Неустойка | Штраф за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНО:
— 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом. Штраф начисляется однократно. |
Ч.6 ст.30
П.8 Правил, утв. ПП 1042. |
6 | Если сам победитель является СМП или СОНО | Он не должен привлекать субподрядчиков из числа СМП / СОНО.
В годовой объем включается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта. |
Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316 |
Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:
- наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
- место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
- ИНН соисполнителя (субподрядчика)
- дата заключения и номер контракта (при наличии)
- предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).
Срок – в течение 5 рабочих дней со дня предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации о заключении указанных договоров.
ОТЧЕТ О ЗАКУПКАХ У СМП И СОНО:
№ п/п | Условие | Правило |
1 | Форма отчета | Установлена постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238 |
Порядок размещения отчета | Отчет подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС.
Дата составления отчета = дата размещения отчета в ЕИС. Информация, содержащая государственную тайну, не указывается в отчете и не размещается в ЕИС. |
|
2 | Срок размещения отчета | До 1 апреля года, следующего за отчетным годом |
3 | Надо ли размещать «нулевой» отчет | Да, обязательно. |
4 | Как считается объем закупок, осуществленный у СМП, СОНО | По сумме заключенных контрактов в размере оплаты, произведенной в соответствующем году. Контракты, оплата по которым осуществлялась в предыдущем году, включаются в отчет предыдущего года, а по которым оплата осуществлялась в текущем году — в отчет текущего года.
С 1 января 2019 года в расчет объема закупок у СМП, СОНО включаются закупки у единственного поставщика, которые осуществлены на основании п. 25 – п.25.3 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО |
За неразмещение годового отчета предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 7.30 КоАП РФ: административный штраф на должностное лицо в размере 50 000 руб.
ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА ПО ЗАКУПКАМ У СМП И СОНО
Как Вы знаете, в ЕИС можно делать отчет по СМП автоматически. Но суммы у большинства госзаказчиков не сходятся, поскольку:
— в ЕИС для отчета используются планы оплат, а не фактические оплаты,
— СГОЗ считается не верно,
— не понятно, как считаются некоторые строки отчета, нет возможности скорректировать.
Поэтому рекомендуем проверить суммы в специальной программе:
1. Перейдите в программу «Эконом-Эксперт.OnLine».
2. Введите ИНН организации, чтобы данные по закупкам подгрузились из ЕИС.
3. Проверьте суммы контрактов с СМП.
4. Обратите внимание на другие функции, ведь доступ к демоверсии открыт на 3 дня!