Социалистическая страна
Социалистические страны после II Мировой войны.
Возникла новая группа социалистических стран: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Албания, Югославия, Болгария.
В Азии: КНР, КНДР, ВНР.
В Латинской Америке: Куба
В этих странах к власти пришли коммунистические и социал-демократические партии, т.к. буржуазные партии дискредитировали себя во время 2 Мировой войны сотрудничеством с фашистами.
Съезд Советов – высший орган, формирующий правительство.
С середины 80-х годов в социалистических странах Европы начинает действовать … от имени рабочих.
Создаются фронты соц
В ходе этих событий произошел переход от социалистических государств к либерально-буржуазным формам государственной власти.
Социалистические государства после создания блока НАТО в 1949 году, создают в 1955 году блок Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи.
Республика Куба
Независима с 1898 года от Испании в результате войны между Испанией и США.
Полную независимость получила в 1958 году после свержения диктатуры Батисты.
В 1952 году революционеры во главе с Фиделем Кастро начали борьбу за независимость. В результате Куба стала социалистическим государством.
Проведена национализация. Основная отрасль – сельское хозяйство.
Высший орган – Национальная Ассамблея, которую избирает из числа своих депутатов правительство – Государственный совет.
КНР
В XVII-XIX веках до Синьхайской революции была полуколонией Англии, Франции, США. Они вывозили природные богатства и эксплуатировали труд наемных рабочих, без налогов и пошлин.
После Синьхайской революции 1911 года началась борьба за господство.
Воспользовавшись ситуацией, большую часть Китая завоевала Япония.
В ходе 2 Мировой Войны союзниками Китая были США, Россия, Англия.
После 2 Мировой Войны Китаю предоставлено 1 из 5 мест постоянных членов Совета безопасности ООН.
Националистическая партия – Гоминьдан – лидер Чан КайШи
Коммунистическая партия Китая – лидер Мао Цзэдун
1 Октября 1949 года провозглашена кнр. Юридически оформлена к 1954 году.
Доводится до конца национально-освободительная борьба, осуществляется аграрная реформа, национализация банков, осуществляются социальные реформы.
Глава государства – председатель Мао Цзэдун
Председатель правительства – Чжоу Эньлай
В 50-е году осуществляется политика «большого скачка»: стремление форсировать экономический рост страны.
Создавались народные коммуны, где все средства производства общие.
Осуществление пролетарской культурной революции. Значительная часть интеллигенции отправлялась в деревни.
Все это вызывало недовольство в высших эшелонах власти.
После смерти Цзэдуна Центральный комитет положил начало осуществлению новой политики.
С 1978 года начинает отсчет мощное экономическое развитие. Ежегодный прирост производства 12-13 % (Дэн Сяопин)
В 1982 году принята новая редакция Конституции КНР. Вводится автономия для национальных районов, доминирует хайнская нация.
Структура политической системы:
Правящая партия – Коммунистическая партия во главе с секретарем и одновременно председателем КНР и Центрального военного совета.
Собрание народных представителей выбирает постоянный комитет, формирующий народное правительство.
Во главе – генеральный секретарь, он же член политбюро КПК.
Народ Вьетнама и Кореи после 2 Мировой Войны пытались определить свою судьбу. Началась национально-освободительная борьба и выбор пал в пользу социализма. США пытались противостоять приходу к власти социалистов.
Противостояние шло между Северной и Южной Кореей, Северным и Южным Вьетнамом.
И в Корее, и во Вьетнаме это закончилось гражданской войной. На стороне Южной Корее выступали США, на стороне Северной – Китай и СССР.
В 1976 году США потерпели поражение.
Социалистический лагерь
Смотреть что такое «Социалистический лагерь» в других словарях:
-
лагерь — , я, м. 1. Временное поселение, стоянка. * Пионерский лагерь. Воспитательно оздоровительное учреждение (работающее обычно летом) для пионеров и школьников. ◘ А вот что пишут ребята из пионерского лагеря со станции Товаркою. Маршак, т. 4 … Толковый словарь языка Совдепии
-
Лагерь — (англ. Camp, нем. Lager): Альпинистский лагерь (альплагерь) Военный лагерь расположение войск на отдых. Волонтёрский лагерь Детский лагерь Языковой лагерь или лингвистический лагерь Исправительно трудовой лагерь Концентрационный… … Википедия
-
Мировая система социализма — «Социалистический лагерь» и другие социалистические государства («Второй мир») во время холодной войны Социалистический лагерь идеологический и политический термин (политическое клише), использовавшийся в СССР и других социалистических странах… … Википедия
-
Радикализм и радикальная партия — Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Радикализм — I и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень) политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) есть принцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Союз Советских Социалистических Республик — Советский Союз/СССР/Союз ССР Союзное государство ← … Википедия
-
ХАНТИНГТОН — (Huntington) Сэмюэл Филипс (р. 1927) амер. политолог, исследователь аналитик, директор Ин та стратегич. исследований при Гарвард, унте. Учился в Йельском, Чикаг., Гарвард, ун тах. В 1970 основал журн. “Внешняя политика”, до 1977 был его… … Энциклопедия культурологии
-
Социалистические страны — в XX веке … Википедия
-
Радикализм — и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень)политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) естьпринцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводитьполитическое или иное мнение до его конечных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Польша — Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия
Социалистические страны
После Второй мировой войны появилась группа соцстран. Статья рассказывает о соцстранах ХХ века, об изменениях, произошедших после распада СССР, о современных социалистических странах.
С окончанием Второй мировой войны на территории Европы появились страны, заявившие о социалистическом пути развития. Эти страны освобождались от нацизма Красной армией, из них сформировался блок, получивший название «социалистический лагерь». В экономической сфере действовал Совет экономической взаимопомощи, армии объединились в Организацию Варшавского договора.
К социалистическим странам Европы постепенно присоединились некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Социалистические страны провозгласили однопартийную систему, государственную плановую экономику, главенство коммунистических партий.
Рис. 1. Социалистические страны ХХ века, карта.
Сегодня нет однозначной оценки деятельности коммунистических партий, экономическому развитию стран. Эксперты высказывают противоположные мнения, часто политизированные. Важно то, что в течение полувека существовала биполярная мировая система, что поддерживало ее стабильность.
Социалистические страны XXI века
После распада СССР все европейские соцстраны и бывшие советские республики отказались от идей социализма и вошли в состав ЕС и НАТО.
Посмотрим список социалистических стран 21 века:
- Китайская Народная Республика;
- Корейская Народно-Демократическая Республика;
- Социалистическая Республика Вьетнам;
- Лаосская Народно-Демократическая Республика;
- Боливарианская Республика Венесуэла;
- Республика Куба.
Наиболее успешная страна – Китай, его экономика стремительно развивается.
Рис. 2. Китай сегодня.
Общие особенности современных соцстран
Современные соцстраны имеют общие особенности: допускается деятельность нескольких партий, часть предприятий приватизирована, привлекаются иностранные инвестиции. Почти все страны испытывают внешнее давление в виде разнообразных санкций со стороны экономически развитых стран. Противники действующей власти имеют поддержку извне, используют любой предлог для организации беспорядков.
Рис. 3. Демонстрации в Венесуэле.
Для части стран существует угроза вторжения для свержения легитимной власти, поэтому руководители опираются на поддержку армии.
Несмотря на противостояние в сфере экономики, политики и дипломатии, постепенно формируется многополярный мир. Возможно, такая модель уменьшит риск глобальной войны, поможет слабым странам, позволит решить экологические проблемы.
Что мы узнали?
Мы узнали о существовании социалистических стран в мире, какие государства к ним относятся. Мы узнали о «социалистическом лагере» в ХХ веке, об особенностях современных соцстран.
Тест по теме
Оценка доклада
Список социалистических государств — List of socialist states
Это комбинированная карта всех стран, провозгласивших себя социалистическими государствами под любое определение в какой-то момент в их истории, цветом для ряда лет они сказали, социалист: Более 70 лет 60-70 лет 50-60 лет 40-50 лет 30-40 лет 20-30 лет Моложе 20 лет Нажмите на изображение для увеличения Этот список является неполным ; Вы можете помочь его расширения .
Ниже приведен список самопровозглашенных социалистических государств , то есть сказать, прошлые и нынешние государства , которые объявили себя социалистическими или в процессе строительства социализма . Самоидентификация является единственным критерием , используемым в списке, поэтому список включает в себя все страны , которые утверждали, что социалистическая, даже если их претензии являются спорными. Все страны , которые не заявляемые быть социалист исключены, даже в тех случаях , когда некоторые внешние наблюдатели считающихся эти страны , как социалист. Этот список включает в себя страны , которые устанавливают в своих конституциях , что они основаны на социализм, независимо от их экономической или политической системы. В результате, этот список лучше всего понимаются как список стран , которые явно претендуют на социалист и не отражает реальные экономические сами систем.
Большинство самопровозглашенный социалистических стран было марксистско-ленинские государствами, следуя модель Советского Союза или варианты народной демократии . Они разделяют общее определение понятия «социализма» , и они называют себя социалистическими государствами на пути к коммунизму с ведущей авангардной партией структурой. По этой причине они , как правило, называют » коммунистические государства «. В то же время, страны не-марксистско-ленинской категории представляют собой широкий спектр различных интерпретаций слова «социализм». Во многих случаях они не определяют , что они подразумевают под ней. Современные использования термина «социализм» широкие по смыслу и интерпретации.
Суверенное государство является другим объектом от политической партии , что правила , которые государство в любой момент времени, таким образом , страна может быть исключена путем социалистической партии , но без самой страны утверждает, что социалистические. Это произошло в обоих однопартийной и многопартийной политической системы. В частности, существуют многочисленные случаи социал — демократических и демократических социалистических партий победивших на выборах в либерально — демократических государств и правящими для ряда терминов , пока другая сторона не победит на выборах. Так , например, социал — демократическая партия Swedish получила большинство на выборах в Швеции с 1932 года, но страна не приняла социализм в качестве официальной идеологии. В этой статье не перечислить страны , которые не имеют конституционные ссылки на социализм, даже в тех случаях , когда социалистические Стороны регулируются эти страны за определенный период времени.
С другой стороны, страны , которые поддерживают конституционные ссылки на социализм всегда в списке, даже если эти страны управляются не-социалистических партий. Например, Индия является либеральной демократией, которая управлялась без социалистических партий во многих случаях, но перечисленная здесь , потому что Конституция Индии делает ссылки на социализм. Некоторые другие страны, такие как Венгрия, Польша и Хорватия , конституции , которые делают ссылки на их коммунистическое и социалистическое прошлое путем признания и осуждения, но не претендуя на социалист в настоящем.
Социалистический мир и страны социалистического содружества.
С приходом в октябре 1964 г. к управлению партией и страной Л.И. Брежнева внешнеполитическая линия СССР не претерпела кардинальных изменений. Идеологическим обоснованием внешней политики оставалась теория марксизмаленинизма, как удобное прикрытие естественных для страны — лидера коммунистического блока — традиционных имперских замыслов. Со второй половины 1960х гг. великодержавные, имперские амбиции СССР возросли, политическая деятельность приобрела всемирный характер, охватывая не только традиционные для России регионы Европы и Азии, но и ряд стран Африки и Латинской Америки. Вместе с тем довольно скоро обнаружились определенные изменения в приоритетах и конкретных целях внешней политики. В отличие от Н.С. Хрущева, который заявил на XX съезде КПСС, что «ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем был и остается генеральной линией внешней политики нашей страны, и потому задача № 1 внешней политики СССР — неуклонно проводить принцип мирного сосуществования», Л.И. Брежнев уже в докладе 6 ноября 1964 г. продемонстрировал другой подход. На первое место были поставлены задачи укрепления сплоченности социалистических стран, оказание поддержки национальноосвободительной борьбе народов Азии, Африки и Латинской Америки. И только после этого было сказано о необходимости и дальше проводить политику мирного сосуществования.
Такое изменение приоритетов внешнеполитических целей СССР означало, что для советского руководства главным стало расширение рамок социалистической системы. Добиться этого можно было укрепляя, прежде всего, единство социалистического лагеря (начиная с 1960х гг. все чаще именуемого социалистическим содружеством) и оказывая поддержку революционным силам в «третьем мире».
На расстановку приоритетов сильно влияло проявление и распространение конфликтов в социалистическом мире: Китай, Албания, Румыния уже находились в состоянии раскола с Москвой, в других социалистических странах существовала опасность отхода от «общих закономерностей социалистического строительства», а значит, угроза ослабления позиций СССР.
С именем Л.И. Брежнева связано появление доктрины «ограниченного суверенитета», как ее стали называть на Западе. Строго говоря, контуры этой доктрины были очерчены кремлевскими идеологами и политиками еще до прихода Л.И. Брежнева к власти. Она просматривалась в документах совещаний коммунистических и рабочих партий социалистических стран 1957 и 1960 гг., активно пропагандировалась советским руководством в период подготовки и осуществления в 1968 г. вторжения в Чехословакию с целью обоснования правомерности этой акции. Смысл «доктрины» — сохранить и укрепить блок социалистических стран. Признавалось, что имеются слабые звенья в социалистическом лагере, что сохраняется угроза реставрации капитализма изза объективных трудностей или ошибок субъективного характера, существует вероятность войны с империалистическим окружением, а следовательно, необходимость такой чрезвычайной акции, как военная помощь дружественных стран в защите социалистического суверенитета, завоеваний социализма. «Когда существует угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран», — так обосновывал эту доктрину Л.И. Брежнев. Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г. вновь подтвердило тезис: «Защита социализма — интернациональный долг коммунистов».
Были внесены коррективы и в понимание принципов мирного сосуществования и соревнования стран с различным общественным строем. Официально политика мирного сосуществования не отвергалась, однако отход от ее прежнего понимания был существенным: упор делался не на компромисс и сотрудничество, а на продолжение непримиримого соперничества противоположных систем. Мирное сосуществование стало рассматриваться не более как новая форма классовой борьбы. Господствующей стала мысль о том, что мирное соревнование между капитализмом и социализмом не может быть длительным, что это временная тактика по отношению к капитализму. Получила распространение идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем, настойчиво подчеркивалось, что в области идеологии не может быть компромиссов, что принцип мирного сосуществования не распространяется на сферу идеологии. Такие «уточнения» понадобились, чтобы оправдать поддержку «борцов против капитализма» в странах Запада и «третьего мира», а также обосновать преследования «инакомыслящих» внутри СССР и в странах социализма. Идеология конфронтации оставалась основой внешнеполитического курса.
В целом, внешнеполитическая деятельность брежневского руководства основывалась на идеологических схемах (по существу — мифах), придуманных в кабинетах кремлевских идеологов и закрепленных в заключительных документах партийных съездов. В их числе следует назвать утверждения о дальнейшем укреплении мировой социалистической системы, усилении ее воздействия на ход мирового развития, о том, что в современную эпоху главные направления исторического развития определяют мировая социалистическая система, силы, борющиеся против империализма за социалистическое переустройство общества. В то же время якобы произошло дальнейшее ослабление позиций капиталистической системы, углубился общий кризис капитализма, вступившего в свой третий этап. Эти выводы не соответствовали реальным процессам, происходившим в мире. Вера в эти и другие идеологические мифы порождала непомерные амбиции, сопровождалась постоянным стремлением расширить пределы социализма.
В отношении социалистических стран приоритетной оставалась задача устранения угрозы распада социалистического лагеря, сплочения его в политическом, военном, экономическом отношении, упрочения позиций Советского Союза. «Доктрина Брежнева» игнорировала такие демократические принципы отношений между народами и государствами, как уважение права каждого народа самостоятельно выбирать форму общественного устройства в своей стране, уважение суверенитета других стран. СССР попрежнему оставался «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Попрежнему происходило насаждение социализма советского образца в виде требования придерживаться апробированных в СССР «общих закономерностей социалистического строительства». За установленные рамки внутриполитические процессы в социалистических странах не должны были выходить. Если это происходило, то нависала угроза карательных мер, как случилось в Чехословакии.
Летом 1967 г. по инициативе писателейкоммунистов съезд писателей Чехословакии открыто выступил против руководства Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). А. Новотный вынужден был оставить руководство партией. КПЧ возглавил А. Дубчек, начавший демократическое обновление социализма в Чехословакии, стремясь придать ему «человеческое лицо». Новый лидер страны весной 1968 г. предпринял попытку вести самостоятельную политику, направленную на создание рыночных механизмов в экономике, демократизацию общества, рассчитывая путем сближения с западными державами уменьшить зависимость от СССР.
События в Чехословакии советское руководство воспринимало как угрозу завоеваниям социализма и влиянию Москвы. Лидеры соседних с Чехословакией Польши и ГДР не без оснований опасались, что коммунистический реформизм и демократическая стихийность распространятся на другие страны. Это существенно повлияло на выбор силового метода ликвидации «чехословацкого кризиса». В августе 1968 г. в Братиславе состоялась встреча руководителей странучастниц Варшавского договора. Они приняли заявление, в котором говорилось, что укрепление и защита завоеваний социализма во всех социалистических странах «является общим интернациональным долгом всех социалистических стран».
Политбюро ЦК КПСС приняло решение ввести войска ОВД в Чехословакию. Решение было одобрено руководителями ряда социалистических стран — ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии — на встрече в Москве 18 августа 1968 г. Формально ввод войск ОВД, которому был придан характер интернациональной акции, проводился «по просьбе чешских товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии началось массированное вторжение войск Советского Союза, Польши, ГДР, Венгрии, Болгарии. От президента Чехословакии Л. Свободы и министра обороны М. Дзура, заранее извещенных 0 планируемой операции, были получены гарантии, что чехословацкая армия не покинет казармы. Характерна фраза из телефонного разговора советского министра обороны А.А. Гречко с ■Г. Павловским, в то время главнокомандующим сухопутными в°йсками и зам. министра обороны СССР: «Передай Дзуру: если с их стороны будет хоть один выстрел, я его повешу на первой же осине». С помощью вооруженного вторжения «пражская весна» была остановлена. Утративший доверие советского руководства А. Дубчек был смещен, его сменил Г. Гусак, который пользовался полной поддержкой Москвы. Новые чехословацкие лидеры подписали в Москве секретный протокол, который узаконил пребывание иностранных войск в Чехословакии до окончания «нормализации» положения в стране, причем критерии «нормализации» не оговаривались.
Считалось, что военное вторжение в Чехословакию обошлось без человеческих жертв, поскольку при вводе войск боевых действий не велось. Однако в ходе передислокации и размещения советских войск (с 21 августа по 20 октября) в результате «недружественных» действий погибло 11 и было травмировано 87 советских военнослужащих. Кроме того, по другим причинам (аварии, небрежное обращение с оружием, болезни и др.) пострадало 85 человек. С 21 августа по 17 декабря 1968 г. погибли 94 и получили тяжелые ранения 345 граждан Чехословакии.
Неприкрытая агрессия против суверенного государства вызвала осуждение значительной части мирового сообщества, включая ряд крупнейших коммунистических партий. СССР и его союзники оказались в состоянии временной изоляции.
После «наведения порядка» в Чехословакии советское руководство уже не решалось на открытое военное вмешательство в дела социалистических стран. В условиях развивающейся в мире разрядки стали шире применяться другие способы сохранения влияния СССР в социалистических странах, а именно меры по усилению политической, экономической и военной интеграции Восточной Европы и СССР. В рамках Варшавского договора был подписан ряд межгосударственных договоров и соглашений. В 1969 г. был создан Политический консультативный комитет государствучастников ОВД, при котором в 1970 г. были образованы Комитет министров иностранных дел и Объединенный секретариат. Одновременно велось строительство Объединенных Вооруженных Сил, важную роль в их создании играл Политический консультативный комитет министров обороны государствучастников ОВД. СЭВ в 1971 г. принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 1520 лет.
По инициативе Москвы было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, распределения энергии, химического производства, производства вооружений. В итоге была обеспечена тесная экономическая и военная интеграция стран СЭВ и ОВД, усилился контроль СССР над экономической жизнью социалистических стран.
Усилия по углублению интеграции и сотрудничества социалистических стран имели определенные успехи. Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия создали объединенную энергосистему «Мир», действовал ряд крупных международных экономических организаций (Интерметалл, Организация сотрудничества железных дорог с общим парком грузовых вагонов, Институт по стандартизации, Международный банк экономического сотрудничества и др.). Осуществлялись крупные совместные экономические проекты: строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» протяженностью 4649 км, газопровода «Союз», по которому ежегодно поступало в социалистические страны из СССР 15,5 млрд куб. м. газа, космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. — 8,3 млн т. нефти, в 1975 г. — около 50 млн т., а к началу 1980х гг. — 508 млн т., причем по ценам, которые были значительно ниже мировых. Активно развивалось сотрудничество в военной сфере. В рамках ОВД практически ежегодно в 1970е — начале 1980х гг. проводились военные маневры, преимущественно на территории СССР, ГДР, Польши.
Однако политика Москвы, направленная на сплочение социалистических стран и усиление контроля над ними, наталкивалась на многочисленные трудности. Сложным оставалось внутриполитическое положение в Польше и Чехословакии, к началу 1980х гг. дистанцировались от Москвы не только Китай, Албания, но и Румыния, Югославия, КНДР, Вьетнам, осложнились взаимоотношения с Кубой, разногласия с которой по некоторым вопросам усилились еще в 19651968 гг. Куба упрекала СССР за недостаточную твердость в отстаивании революционных принципов на международной арене, СССР Кубу — в экспорте революции, волюнтаризме. Но разногласия не разрушали советскокубинского сотрудничества. В 1972 г. Куба вступила в СЭВ, более стабильными стали ее отношения с соцстранами, тогда же состоялся визит Ф. Кастро в СССР, в 1974 г. — ответный визит Л.И. Брежнева на Кубу. В 1960 — 1980 гг. американцам так и не удалось внести раскол в отношения СССР и Кубы.
В 1970 г. после резкого повышения цен в Польше вновь начались волнения трудящихся. Особенное упорство проявляли Рабочие балтийских портов. С кризисом начала 1970х гг.
польскому руководству удалось справиться самостоятельно. Однако недовольство политикой властей оставалось. В 19801981 гг антиправительственная борьба развернулась с новой силой! Массовые выступления трудящихся привели к созданию независимого профсоюза «Солидарность» — первой в социалистическом лагере массовой общественнополитической организации возникшей не по команде сверху, а по инициативе самих трудящихся. «Солидарность» возглавила выступления за политические свободы, демократизацию общества, повышение жизненного уровня народа и т.д.
Забастовки достигли апогея летом 1980 г. ПОРП возглавил генерал В. Ярузельский, который в декабре 1981 г. ввел в стране военное положение. Это остановило нарастание социальной нестабильности и предотвратило ввод советских войск для «наведения порядка». Благодаря экономической, политической, военной помощи СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 1980х гг. «Солидарность» превратилась во вполне реальную альтернативу власти коммунистов. Именно силы, поддерживавшие «Солидарность», привели к падению коммунистического режима в Польше, а ее лидер Лех Валенса стал первым президентом в постсоциалистической Польше, легко одержав победу на новых президентских выборах, состоявшихся в декабре 1990 г.
СССР находился в состоянии конфронтации с Китаем, а также Албанией, отношения с которой были разорваны еще в 1961 г. Обострение отношений с Китайской Народной Республикой началось еще в конце 1950х гг., после XX съезда КПСС, осудившего культ личности И.В. Сталина. Мао Цзэдун считал, что курс И.В. Сталина в принципе был правильным, заслуги вождя куда весомее, чем ошибки, что «Сталин был на 70% хорошим и на 30% плохим».
Немаловажную роль в возникновении и углублении разногласий сыграли личностные мотивы и образ действий лидеров — Н.С. Хрущева и Мао Цзэдуна. В 1961 г. Н.С. Хрущев отозвал всех советских специалистов из Китая (с 1950 по 1959 гг. в Китай было направлено 10 тыс. советских специалистов, в СССР приехало на учебу 20 тыс. китайцев). КПК объявила СССР классово враждебным Китаю, «социалимпериалистическим» государством, а советский режим стали называть в Китае «диктатурой крупной буржуазии», «диктатурой немецкофашистского типа, диктатурой гитлеровского типа». Венцом антисоветской истерии стал тезис, согласно которому КПСС предала социализм, а Советский Союз перестал быть социалистическим государством. Следует отметить, что даже в самый разгар полемики советская сторона не пыталась отлучить КНР от социализма не было и попыток представить Китай врагом номер один, хотя в 1970е гг. Китай фактически рассматривался как потенциальный противник. Вместе с тем советская критика также изобиловала навешиванием ярлыков, предвзятыми оценками, неоправданными обвинениями.
Китай и СССР, две крупнейшие мировые державы, вступили в дискуссию, а затем в ожесточенный конфликт, связанный с проблемами, значение которых далеко выходило за рамки двусторонних отношений. Прежде всего по вопросу о войне и мире, то есть о самой судьбе, гибели или выживании человечества. Это проявлялось в различии подходов сторон к разоружению, испытаниям и использованию ядерного оружия, путям и средствам сохранения мира, оценке перспектив мирового развития. В конфликт между СССР и КНР оказались втянутыми все без исключения социалистические страны, целый ряд стран «третьего мира», Движение неприсоединения, международные организации, в том числе ООН.
Следующий виток разногласий был связан с расхождением путей внутреннего развития СССР и Китая. Потерпев неудачу с «большим скачком» и «народными коммунами», Мао Цзэдун предпринял попытку ускорить развитие Китая посредством развязывания так называемой «культурной революции», продолжавшейся целое десятилетие. Считая, что в социалистических странах продолжается классовая борьба и сохраняется опасность реставрации капитализма, «культурная революция», по замыслу Мао Цзэдуна, должна была предотвратить эту опасность в Китае и одновременно политическими средствами мобилизовать трудовую активность масс. Во внешней политике усилилась линия на нагнетание международной напряженности: требовалось создать в стране атмосферу «осажденной крепости». При этом усиленно разыгрывалась антисоветская идеологическая карта.
Пекин выдвинул территориальные притязания к СССР, что придало советскокитайским отношениям чрезвычайную напряженность. В Китае стали считать, что договоры, заключенные в свое время между царской Россией и Китаем, определившие существующую линию границ, были неравноправными и несправедливыми, и потребовали возврата «своих» территорий. Нарастала напряженность на советскокитайской границе, кульмина
цией которого стал вооруженный конфликт на острове Даманском в марте 1969 г. Вооруженные столкновения имели место и в других приграничных районах. Военные акции были предприняты Пекином в целях закрепления проводимого в тот период антисоветского курса.
Раскол между СССР и Китаем вовлек в это противоборство все без исключения социалистические страны. Советскокитайские разногласия дали о себе знать в странах «третьего мира», повлияли на отношения КНР и СССР с западными странами. С 1970 г. Пекин в качестве главного инструмента налаживания сотрудничества с Западом использовал антисоветизм, провозгласил идею создания антисоветского альянса, стремился не допустить сближения СССР и США. Проблема отношений СССР И США занимала центральное место среди других глобальных советскокитайских разногласий. С 1979 г. Пекин выдвигал идею китайскоамериканского сотрудничества в борьбе против притязаний Москвы на доминирование в мире, призывал США, Японию и «третий мир» противодействовать советскому гегемонизму. Таким образом советскокитайские разногласия выдавались за разногласия между СССР и всем остальным миром.
Отношения СССР с Китаем стали быстро улучшаться после смерти Мао Цзэдуна и Л.И. Брежнева. «Культурная революция» провалилась. Руководство Китая вынуждено было искать иные пути укрепления страны. Был избран путь экономических реформ, внешней открытости как средства преодоления экономической отсталости Китая. В 1978 г. начал реализовываться курс на модернизацию страны. Это потребовало соответствующей перестройки внешней политики. Теперь Китай был заинтересован в спокойной, стабильной международной обстановке.
В 1982 г. в Москве было сделано заявление, что СССР относится к КНР как к социалистическому государству и готов договориться с ним на основе взаимного уважения интересов. В сентябре 1983 г. XII съезд КПК заявил об изменении внешнеполитической стратегии КНР: Китай отказался от линии на стратегическое партнерство с Западом и создание единого антисоветского фронта, провозгласил принцип самостоятельности и независимости внешней политики. Определяющее значение для отношений с СССР имело заявление КПК о том, что Советский Союз больше не рассматривается как социалимпериалистическое государство. Внешняя политика Китая перестала быть заидеологизированной, отпала необходимость маскировать защиту национальных интересов страны идеологическими лозунгами. Официальная нормализация отношений между КНР и Советским Союзом произошла в 1989 г.