СМП или сонко, что это?
Время чтения: 5 минут(ы)
Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.
Что это такое: расшифровка
СМП – по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.
Кто относится к этой категории?
Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.
Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?
В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:
- категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
- категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
- вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
- предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
- в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
- сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.
Условия
Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:
- суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
- средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
- для микропредприятий – до 15 человек;
- для малых предприятий – до 100 человек включительно;
- доя средних предприятий – до 250 человек включительно.
- выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
- для микропредприятий –120 миллионов рублей;
- для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
- доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.
Внимание: Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.
Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.
При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:
- услуг по кредитованию;
- для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
- у единственного поставщика;
- работ в области атомной энергетики;
- осуществляемые закрытыми способами.
Как проводится закупка: способы
Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:
- конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
- запроса: котировок или предложений;
- электронного аукциона.
Перечень закупок
Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.
Сроки оплаты
С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.
Для всех прочих контрактов срок остается неизменным и составляет 30 календарных дней со дня подписания документа о приемке.
Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.
Обеспечение контракта
Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.
Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года
Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?
Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.
В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.
С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:
- не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
- была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
- в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.
Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.
Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.
Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании – по кодам ОКДП. При этом:
- при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
- при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.
Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке – к примеру, у единственного поставщика.
Важно: Исключения из перечня делать можно.
К примеру, если Заказчиком в перечень был внесен код ОКДП, объединяющий несколько различных позиций, но Заказчик не готов скупать их все у СМП, то в перечне можно сделать сноску с указанием конкретных позиций, исключаемых из списка.
Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.
Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.
Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства – документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.
В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.
По итогам проведения подобных закупок срок подписания контракта не должен превышать двадцати рабочих дней с момента принятия решения о его заключении. Исключение составляют случаи, когда для заключения договора требуется одобрения органа управления или действия Заказчика обжалуются в ФАС или суде. В таких случаях контракт должен быть подписан в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего документа, предусматривающего его заключение. Минимального срока на подписание договора не установлено.
Максимальный срок перевода средств в счет оплаты по договору (отдельному этапу), заключенного в результате проведения закупки только среди предприятий со статусом СМП, составляет 30 календарных дней с момента исполнения обязательств.
Таким образом, для субъектов среднего и малого предпринимательства законодательство предусматривает особые условия участия в торгах. Именно поэтому Заказчикам следует особенно внимательно следить за исполнением требований государства в отношении СМП, прописанных в Законах 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от типа проводимых закупок.
Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку: 0 0
Участие СОНКО в закупках по 44-ФЗ + образец декларации
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Мы с вами подробно поговорим о том, какие организации относятся к СОНКО, каким образом они поддерживаются государством, а также рассмотрим особенности участия таких организаций в закупках в рамках 44-ФЗ. Статья будет полезна в первую очередь участникам закупок, которые относятся к данным организациям.
1. СОНКО расшифровка
2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
4. Участие СОНКО в госзакупках
1. СОНКО расшифровка
СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.
Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных законом «О некоммерческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.
Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
Согласно ст. 31.2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.
В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:
1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) форма и размер предоставленной поддержки;
4) срок оказания поддержки;
5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;
8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.
Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.
Так, например, с реестром СОНКО Москвы вы можете ознакомиться , а с реестром г. Санкт-Петербурга — .
4. Участие СОНКО в госзакупках
Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.
Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:
- открытых конкурсов;
- конкурсов с ограниченным участием;
- двухэтапных конкурсов;
- электронных аукционов;
- запросов котировок;
- запросов предложений.
В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.
(docx, 13 Кб).
Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.
Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.
А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).
Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
СОНКО в контрактной системе
СМП и СОНКО: расшифровка
Прежде всего, разберемся с определениями.
СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».
Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.
Кто такие СОНО
Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):
- соцобслуживание граждан;
- соцподдержка и защита;
- помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
- мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
- охрана окружающей среды;
- защита животных.
При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.
Особенности участия в закупках по 44-ФЗ
Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.
СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам. Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:
- Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
- Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.
Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.
Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.