Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Ремесленники, кто это?

19.04.2020 by admin

Содержание

  • 5 профессий будущего для современного ремесленника
    • 3D-моделирование как навык будущего.
    • Оперативное изготовление — оператор ЧПУ
    • Хорошие работы сами найдут заказчика!
    • Если чуда не произошло.
    • Восстановление старого
  • Ремесленник
  • Профессии (ремёсла)
    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • О
    • П
  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

Объясните значение слов:

  • Ремесленник — человек, обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда.
  • Гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.
  • Плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.
  • Вождь племени — глава племени. Вожди избирались для организации защиты от врагов и возглавляли военные походы. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал соплеменникам. Статус вождя сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к его монополизации.
  • Знатные люди (знать) — наследственный, привилегированный слой общества, общины, племени. Появление знатных людей напрямую связано с такими понятиями как собственность, власть, богатство. С появлением излишков продуктов, меновой торговли, совершенствованием орудий труда и распадом первобытно-общинных отношений, появились и люди, которые стали владеть чем-то больше других, имели большую силу или влияние в племени, за счет чего происходило дальнейшее накопление богатств. Эти люди стремились передать свою собственность и богатства по наследству, а также подчеркнуть свою исключительность.
  • Рабы — люди, находящиеся в собственности у других людей. Захваченных во время военных действий пленников вожди и знатные люди делали своими рабами и эксплуатировали их труд.
  • Город — крупное поселение, окружённое земляным валом или стеной. В городах жила знать, обслуживаемая ремесленниками и рабами.
  • Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству.
  • Царь — один из титулов правителя большой территории или государства.

Проверьте себя

1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.

Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.

3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?

Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.

4. Каким имуществом владели знатные семьи?

Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.

5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населе­ния, место совершения религиозных обрядов.

Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сде­ланные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)

Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.

Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опор­ные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)

Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.

5 профессий будущего для современного ремесленника

Пока не стихли споры о том, пригодится ли в будущем умение работать руками, (пригодится, Русская Академия Ремёсел в этом уверена, поэтому в спорах не участвует), мы составили список профессий, которые не заменят ремесленника, но сделают его деятельность эффективнее, а результат более быстрым. И да, эти умения — не только про ручной труд.
В недавней статье РБК Крафт Ренессанс говорится, что в скором времени нас ждёт появление нового вида ремесла, которое, с одной стороны, закроет потребность в уникальных вещах, “хранящих тепло рук создателя”, с другой — сделает эти вещи более доступными по цене. Далеко не все готовы платить больше 50$, а, если совсем честно, то за пределами мегаполисов и эта сумма кажется запредельной.
Давайте посмотрим, какие навыки приблизят вас, как мастера, к тому самому “новому ремеслу” и помогут достичь целей?
Начнём с очевидных навыков. Именно потому что они такие банальные, они выпадают из поля зрения, замыливаются более “оригинальным” и новеньким.

3D-моделирование как навык будущего.

Умения, которые ещё вчера казались чем-то суперсложным, сейчас — само собой разумеющиеся. К примеру, навык печати вслепую. Видеомонтаж, обработка фото. Владение иностранным языком. Сортировка мусора 🙂 Ладно, последнее — пока в зачаточном состоянии. Но в принципе уже сейчас можно прогнозировать, что станет обязательным в будущем. Мы думаем, что уже в подростковом возрасте люди будут овладевать навыками моделирования на компьютере, и тогда будет возможность самому/самой спроектировать ту вещь, которую хочешь иметь у себя, выслать макет в производство и получить на выходе уникальный продукт. Полностью соответствующий твоим требованиям и представлениям о прекрасном.
Пройдя короткий курс 3D-моделирования, вы убедитесь, что это действительно не настолько сложное умение, чтобы отложить его освоение по причине “нет времени”. Получить базовые навыки — быстро и легко. А совершенствоваться дальше или обойтись базовым уровнем, каждый решит сам для себя.
Длительность обучения: 8-10 занятий
Стоимость: от 25000 руб.
Кому может пригодиться: ювелир, кузнец, керамист, витражист, столяр, реставратор.

Оперативное изготовление — оператор ЧПУ

Смоделировал предмет — тут же загрузил модель в программу станка с ЧПУ, зафиксировал материал, настроил инструмент. А станок сделал своё дело. И идти далеко не надо.
Вот, например, в мастерской наших партнёров ceramica decor стоит совсем небольшой станок и делает мастер-модель изразца. Многие модели лепить вручную гораздо сложнее и дольше, чем изготовить при помощи фрезеровального аппарата.
Такие станки уже сейчас можно купить за сравнительно небольшие деньги. А представьте, насколько доступными они станут лет через 10? С учетом развития технологий и производств, ждите появления рекламных слоганов “В каждый дом — по станку ЧПУ”! А также появления домашних мини-станков, районных центров ферезровки и гравировки и т.п.
Включайтесь в процесс сейчас, обучившись на оператора станка ЧПУ. Вы сможете изготовить детали конструкции, вспомогательные детали, изделие целиком.
Длительность обучения: от 2х недель.
Стоимость: от 40 тыс.рублей.
Кому может пригодиться: любому мастеру.

Хорошие работы сами найдут заказчика!

Может быть, оно и так. Может быть, если зарегистрироваться в инстаграм и просто выкладывать фото работ, люди к вам потянутся, и вы станете блогером миллионником. Всякое бывает, чудеса случаются! (а если не случилось, см. следующий пункт).
И всё-таки, чтобы изделия были оценены по достоинству их, как минимум, нужно качественно сфотографировать. Иногда больно смотреть на фото произведений ремесленного искусства, отснятые нечетко/при плохом освещении/со странного ракурса. Сейчас даже школьник знает, что если нажать на экран смартфона в режиме “камера”, экспозиция и фокусировка подстроится под тот предмет, который вы выделили нажатием. Что свет предпочтителен — дневной и рассеянный. Что фильтр лучше ставить не больше чем на “двадцатку”, а камеру протирать перед каждым использованием.
И не думайте, что добротные фотографии — удел профессионалов. Это давно не так. Любой современный смартфон в состоянии сделать снимки хорошего качества, не говоря уже о дорогих моделях с навороченными камерами. Нужно только знать и соблюдать элементарные правила съёмки. А так же не бояться экспериментировать.
Длительность обучения: от недели и больше.
Стоимость: от 0 до бесконечности.
Кому может пригодиться: любому мастеру.

Если чуда не произошло.

Это будет, пожалуй, самая спорная рекомендация, которая вызовет негодование не только у мастеров, но и у профессиональных таргетологов. Первым — мир таргетированной рекламы видится чем-то непонятным, а от того устрашающим. Вторым не нужны конкуренты так же как и толпы тех, кто считает, что разбирается в таком сложном деле.
И всё-таки, мы оставим этот пункт в качестве пометки “на будущее”. Потому что рекламу в газетах/на телевидении/на наружных носителях могут позволить себе единицы (да и в ней тоже понимать надо), а освоить рекламный кабинет ВК или Facebook может каждый. Вот правда — каждый. Помечтаем, что в будущем навыки создания и настройки простых объявлений будут преподаваться в школе. Или хотя бы в колледже. За непродолжительное время обучения вы тоже можете создать пару объявлений и крутить их за 2-3 тысячи в месяц, стабильно привлекая клиентов.
Рекламный кабинет ВКонтакте
Длительность обучения: от недели и больше.
Стоимость: от 1000 рублей/час.
Кому может пригодиться: любому мастеру.

Восстановление старого

Мода на старину не закончится, наверно, никогда. Кроме того, ценность старинных, старых, винтажных вещей растёт с каждым годом.
Найти мастера, который с готовностью передаст свои навыки реставрации, не так-то просто. В том числе и поэтому с каждым годом умение реставрировать, восстанавливать, реконструировать старинные предметы становится дороже и ценнее.
Курс реставрации живописи в Русской Академии Ремёсел.
Если учесть, что вы уже обладаете многими умениями работы с деревом/металлом/стеклом/глиной, то научиться восстановлению предметов из этих материалов вам будет в разы легче, чем “с нуля”. Эта дополнительная квалификация может сослужить добрую службу в будущем.
Надеемся, что хотя бы один пункт из этого списка заинтересовал вас или склонил к размышлениям о саморазвитии.
Материал подготовила Кристина Боброва специально для Русской Академии Ремёсел.

Ремесленник

Немецкие кузнецы (первая половина XIV века).Японские стрельники («Ширма всех ремесленников», XVI век).Украинский гончар (Сорочинская ярмарка, XXI век.

Реме́сленник — лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов. В средние века ремесленники составляли основу городского населения, большинство из них являлись членами цехов (см. Ремесленники (сословие)).

В переносном смысле, ремесленник (в отличие от художника, творца) — тот, кто работает без творческой инициативы, вдохновения, шаблонно. Подобное противопоставление является современным, поскольку в древности ремесло и искусство не противопоставлялись друг другу.

Профессии (ремёсла)

А

  • Аптекарь — ремесленник, собирающий лекарственные растения, производит лекарства.

Б

  • Бондарь — ремесленник, производящий бочки, бадьи, деревянные вёдра.
  • Брыляр (шляпник) — ремесленник, который шьёт шляпы.

В

  • Винокур — ремесленник, изготавливающий водку и спирт.

Г

  • Гончар — ремесленник, производящий на гончарном круге посуду и другие изделия из глины.
  • Гравёр — ремесленник, создающий гравюры.
  • Гробовщик — ремесленник, делающий гробы.

Ж

  • Жестянщик — ремесленник, производящий различные жестяные изделия или покрывающий жестью крыши (кровельщик).

З

  • Зеркальщик — ремесленник, который изготавливает зеркала.
  • Золотарь — ремесленник, вывозящий нечистоты.

И

  • Иконописец — ремесленник, пишущий иконы и святые образы.

К

  • Каменщик — ремесленник, работающий с камнем, занимающийся кладкой, возведением сооружений с камня или кирпича.
  • Кожемяка (кожевенник) — ремесленник, производящий кожаные изделия.
  • Кондитер — ремесленник, производящий кондитерские изделия.
  • Корзинщик — ремесленник, плетущий корзины.
  • Кузнец — ремесленник, обрабатывающий металл ковкой, производит кованые металлические предметы.

Л

  • Лакировщик — ремесленник, занимающийся лакировкой, покрытием изделий лаком.
  • Литейщик — ремесленник, отливающий в форму металлические изделия.
  • Лудильщик (медник) — ремесленник, замается лужением, нанесением свинцового покрытия на поверхность изделий из металла.
  • Лучник — ремесленник, изготавливает луки.

М

  • Маляр — ремесленник, рисующий вывески или занимается окраской зданий, стен помещений.
  • Мебельщик — ремесленник, который производит мебель.
  • Мельник — ремесленник, который перемалывает зёрна на муку на мельнице.
  • Мечник — ремесленник, кующий мечи.
  • Медник — ремесленник, который производит или ремонтирует медную посуду или другие медные изделия.
  • Мясник — ремесленник, который разрезает и продаёт мясо.

О

  • Оптик — ремесленник, который производит оптические линзы и приборы.
  • Оружейник — ремесленник, который производит оружие.

П

  • Парикмахер — ремесленник, который производит парики, подстригает, красит волосы, делает причёски, а также бреет мужчин.
  • Пекарь — ремесленник, который выпекает хлебобулочные изделия.
  • Переплётчик — ремесленник, переплетающий книги.
  • Печатник — ремесленник занимающийся печатным делом.
  • Перчаточник — ремесленник, который производит перчатки и рукавицы.
  • Печник — ремесленник, кладущий и обслуживающий печи.
  • Пивовар — ремесленник, который варит пиво на пивоварне.
  • Плотник — ремесленник, занимающийся грубой обработкой древесины, строительством деревянных строений, изготовлением простой деревянных мебели.
  • Повар — ремесленник, занимающийся приготовлением пищи для особых случаев (готовящий пищу на заказ).
  • Портной — ремесленник, шьющий и ремонтирующий одежду.

Р

  • Резчик — ремесленник, занимающийся резьбой.

С

  • Сапожник — ремесленник, шьющий и ремонтирующий обувь.
  • Скорняк — ремесленник, шьющий и ремонтирующий меховые изделия.
  • Скульптор — ремесленник, создающий скульптуры.
  • Слесарь — ремесленник, обрабатывающий металлы ручным или механическим инструментом, составляет, регулирует, ремонтирует машины и механизмы.
  • Солевар — ремесленник, занимающийся вывариванием соли с воды.
  • Стекольщик — ремесленник, вставляет стёкла в окнонные рамы.
  • Столяр — ремесленник, занимающийся обработкой дерева, тоньше, чем плотницкое, и изготовлением изделий из него.
  • Стрельник — ремесленник, который производит стрелы.

Т

  • Ткач — ремесленник, производящая ткани на ткацком станке.
  • Токарь — ремесленник, занимающийся обработкой металла, дерева и других материалов способом обточки на токарном станке.
  • Трубочист — ремесленник, очищающий дымоходы.

Ч

  • Часовщик — ремесленник, изготавливающий и ремонтирующий часы.

Ш

  • Шорник — ремесленник, производящий ременную и конскую сбрую.

Ю

  • Ювелир — ремесленник, создающий художественные изделия и украшения из драгоценных металлов и самоцветов, в том числе золота или покрывает изделия золотом (позолота).

Иллюстрации

  • Плотник, 1425

  • Портной, 1425

  • Изготовление кольчуги, 1425

  • Красители, 1433

  • Седляр, 1470

  • Дубление, 1473

  • Ткачество, 1524

  • Изготовление гвоздей, 1529

  • Шляпник, 1533

  • Сапожник, 1535

  • Скорняк, 1543

  • Ювелир, 1543

  • Колесник, 1545

  • Каменотёс, 1550

  • Кузнец, 1564

  • Слесарь, 1600

  • Гончарное производство, 1605

  • Кузнец, 1606

  • Бондарь, 1608

  • Ружейник, 1613

  • Изготовление тросов, 1616

См. также

  • Ремесло
  • Ремесленники (сословие)
  • Цех

написать как мини-рассказ(10-15 предложений) рассказ про ремеслинника(ремеслленикчеловек который создает всё сам,чтобы знали кто не знал)

Археолог, исследовавший городские поселения раннего средневековья в долине реки Чу: Попробуйте построить логическую цепочку, отправным звеном которой будет понятие «самосознание», а завершающим – «поиск смысла жизни» Государство усуней и кангюев. Хозяйства общественный строй и быт. ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!!!! Чому культурницька діяльність громад у 1860-70-ті рр. викликала занепокоєння царської влади Росії? (Почему культурная деятельност ь общин в 1860-70-е гг. Вызвала беспокойство царской власти России?) ( история Украины ) Какой художник Северного Возрождения более всего воспринял итальянскую манеру живописи? ​ Какие идеи лежали в основе теории английского экономиста Дж. Кейнса. Кратко, заранее спасибо) ​ Оцените эффективность и конкурентоспособность советской экономики в 1960-1980гг. По сравнению со странами рыночной системы срочно! Что такое конверсия, когда она проводилась в СССР, каковы ее итоги? Почему СССР стремился к укреплению отношений с социалистическими странами? Зачем помогал приходу к власти в ряде стран Центральной Европы коммунистов? Какие завоевания провел адмирал А. В. Колчак?​

МКОУ СОШ с.Нижняя Иреть

Ремёсла и ремесленники нашего села

Подробности Категория: Экспозиции, экскурсии.

Ремёсла и ремесленники нашего села

Экскурсия по выставке- экспозиции

«Золотые руки не знают скуки»

С мастерством люди не родятся,

но добрым мастерством гордятся.

Народная мудрость.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое. К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.

Провели анкету. Всего опрошено 50 человек. Удивило, что более 50% опрошенных вообще не знают ремёсел. А те, кто знает, назвали мастеров-ремесленников: родственники или мастера-умельцы. Но порадовало, что научиться ремеслу хотел бы каждый опрошенный.

Тема исследования актуальна, т.к. наше поколение, пользуясь новыми достижениями цивилизации, не знает многого из прошлого наших дедушек и бабушек. А ведь может случиться так, что через несколько лет не останется в селе людей, которые могли бы нам об этом поведать.

Из летописи села

1780г. — образовано село Нижняя Иреть. С 1810г. по 1906г. вокруг села стали появляться заимки.

В 1869 г. в селе была построена Иннокентьевская церковь.

На реке Большая Иреть было 33 мельницы, 12 из которых находились на территории села. Перед началом коллективизации в селе насчитывалось 214 хозяйств и более 2 тысяч жителей, действовала трехлетняя школа, среднее образование ходили получать в с. Голуметь.

В 1934 г. в селе создают две коммуны: «Ружье и удочка» и «12 Октября». Позднее они объединились в один колхоз имени Ворошилова. Постепенно колхоз разрастался: стояла большая животноводческая ферма, имелись птицеферма, свинарник, конный двор. Продолжал работать завод по производству патоки и сусла, кирпичный завод, была кузница. При председателе Попове С.Я. (1943-1957 гг.) колхоз стал миллионером.

Годы Великой Отечественной войны также не обошли село. На войну ушло около 200 мужчин, почти половина из них не вернулась.

В 1950г. открылась семилетняя школа, а в 1953г.- первый интернат для детей из дальних территорий. В 1960г. построен клуб с библиотекой. В 1975г. возле клуба поставили обелиск односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1969г. школа получила статус средней школы. В 1971 г. была построена средняя школа. В 1973г. построен животноводческий комплекс. В 1979г. построен детский сад.

Сейчас село является центром Нижне- Иретского внутримуниципального образования, в состав которого, кроме села Нижняя Иреть, входит деревня Бажей, 3 заимки: Гусева, Шестакова, Невидимова и 2 посёлка: Большебельск, Паточный.

Старинные ремёсла и мастера-ремесленники

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы.

Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает разные виды работы, по преимуществу ручной.

В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет», — говорили предки, подчёркивая значимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.

Из рассказов старожилов села, по воспоминаниям их предков мы узнали, что с самого зарождения села были распространены самые разнообразные ремесла: кузнечное и кожевенное ремесла, плетение, деревообработка, ткачество, печничество и другие.

Из воспоминаний Фёдоровой Александры Иннокентьевны:

«До революции в селе были частные магазины. В них были хорошие товары, большие рыбы. На конце деревни, на Шестакова, была гончарная мастерская, производящая глиняную посуду. Был кирпичный завод. Он был небольшой, работало всего 6 человек. Месили глину ногами в больших чанах, складывали в формы и ставили в печи.

Селянгин Андрей выделывал кожу, а Кочнёвы делали из неё одежду. В село китайцы привозили сахарин, серу на продажу.

В домах печи были с каменками, которые топили сосновыми смолёвыми дровами. Они давали свет и тепло, при свете пряли, шили, вязали.

Напротив дома Т.Е. Мухориной (ул. Советская, напротив клуба) была маслобойня. Брали 4 быка, и с их помощью делали конопляное и льняное масло, что сами выращивали, а из льна и конопли пряли одежду.»

Пивоварова С.Г. вспоминает: «Когда мы жили в Большебельске, мой дедушка, Деньгин Павел Денисович, и отец, Деньгин Григорий Павлович, имели свою кузницу. Она стояла на бугорке возле дома. Дедушка был замечательным кузнецом. Отец перенял его кузнечное дело, помимо этого, отец был хорошим подеревщиком – делал сани, телеги, кошовки, ходки для лошадей, катал валенки».

Древесина издавна и широко использовалась жителями села для собственных нужд. Из дерева строили дома, изготавливали домашнюю утварь, мебель, орудия ремесленного труда и земледелия — везде был необходим этот легкий в обработке, прочный в использовании, имеющийся всегда под рукой материал. Инструментами мастеров деревообработки были циркуль или «размер» (деревянный), топор, рубанок, бурава (большой и маленький), пилы, резак, долото, подпилки, точило.

В домах жителей села сохранилась мебель, сделанная местными мастерами. Нам показали комоды, сундуки, буфеты, круглые столы, этажерки, детские кроватки, выполненные местными мастерами. Кроме мебели, наши мастера прочно и надёжно изготавливали предметы, которые были необходимы в хозяйстве: коромысла, конные сани и телеги. Сейчас коромыслами пользуются немногие- заменила техника. А сани и телеги используют в личном хозяйстве.

Из мастеров по дереву нам назвали имя Ивана-столяра, никто не помнит его фамилию. Он ходил по домам и изготовлял мебель, делал ставни с красивым орнаментом, который до сих пор сохранился на многих окнах. На время работы жил в этом доме, хозяева кормили его. За работу много денег не брал, благодарил за хлеб-соль и шёл дальше.

Ещё один мастер- Кочнёв Иван Иннокентьевич, 1914г.р. Участвовал в Великой Отечественной войне, вернулся домой без ноги. Награждён медалью в 1946г. «За победу над Германией» и «Орденом Отечественной войны Iстепени». До войны работал шорником, делал стульчики, деревянные грабли и вилы для сенокоса. Есть в селе люди, которые до сих пор носят воду с реки на коромыслах, сделанных И. И. Кочнёвым.

Были на селе и прядильщицы. Миктубаева Тамара Михайловнав беседе с краеведами рассказала, что раньше семьи были большие, денег не хватало на производственные вещи, вот и вязали сами, но до этого предстояло еще приготовить нити для вязания. Процесс подготовки занимал достаточно много времени. Начинается все с чесания овечьей шерсти, затем шерсть стирают, сушат и с помощью самодельной прялки делают нить. Полученные нити сматывают с веретена в клубок. А только затем приступают к изготовлению вязаного изделия. Тамара Михайловна вязала не только для себя, но и для соседей, вязала носки, следы, жилетки. Сейчас больные руки не позволяют заниматься любимым делом долго. Мастерство передала внучкам: Балашовой Наталье Петровне и Зазулиной Надежде Петровне. На мастер-классе Тамара Михайловна научила прясть овечью шерсть. А работала она на старинной деревянной прялке и веретеном.

Из бесед со старожилами мы узнали, что раньше в каждом доме были самотканые половики, красивые, нарядные. Они сохранились во многих домах и в нашем музее. Оказалось, что в селе были ткацкие станки, на которых эти половики изготавливались. В те времена полы были некрашеные. Вот и закрывали половиками, чтобы не запачкался. Зимой в избе устанавливали ткацкий станок. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.За день опытная мастерица, работая не отрываясь, могла наткать до трех метров. Дома нарезались дранки из старых ненужных вещей (на дорожки, длиной 4-5 метров нужно было нарезать цветных полосок целый мешок!), покупались нитки №10- и всё это отдавали тете Фросе Селянгиной или Сизых Вере Афонасьевне, которые были мастерицами по ткачеству. К сожалению, т. Фрося умерла, а дом, где она жила, сгорел вместе с ткацким станком ещё в 80-е годы прошлого века.

В старину вышивали преимущественно девушки, потому что они не имели права ничего делать в поле. Дело в том, что землю наши предки считали проявлением женской энергии – рожавшей женщины. Наши предки учили девочек вышивать с трехлетнего возраста, тем самым они воспитывали у них старание, терпение, усидчивость.

О такой рукодельнице мы узнали из краеведческого материала, а затем встретились лично- это Анна Степановна Макарчева (Самсонова).Анна Степановнародилась в 1931г. в селе Голуметь. В начале Великой Отечественной войны училась во втором классе. По вечерам с мамой и сестрами они сидели и учились вышивать по рисункам. Вышивала она скатерти, накомодники, картины из сказок и многое другое. Заходя в дом к Анне Степановне, сразу видно, что она мастерица. В её комнате висят вышивки, на полках лежат пяльцы. К сожалению, она сейчас не вышивает, так как болят руки и «глаза не такие, как раньше» (зрение стало плохое).

До сих пор в нашем селе не привлекают чужих печников, все печи в домах сложены местными мастерами. Как правило, на печника учились, что называется, «из-под руки». Сначала ученика брали в подмастерья, затем он мог стать самостоятельным мастером. Зачастую возникали целые династии печников, где мастерство переходило от отца к сыну.В середине 20 века в нашем селе были такие мастера. Это Девятириков Василий Васильевич, 1913г.р. Научился делать русские печи у Ефима Петровича Девятирикова (родственника). На данный момент только 4 русских печки осталось в селе, выложенных руками В.В. Девятирикова, все они сложены в 70-е годы прошлого века. Мастерство своё передал сыновьям, А.В. и В.В. Девятириковым. А.А. Юркова вспоминает: «В нашем доме по улице Советской, 55 в 1969г. сложил русскую печь В.В. Девятириков. Русская печь- кирпичное сооружение в избе, которое занимает центральное место. Размеры: длина-74см., ширина- 64, высота- 44см., чело размером 35см. *30см., закрывается заслонкой (тонкий лист железа с ручкой). Под- дно русской печи. Для приготовления пищи в русскую печь укладываются сосновые или берёзовые дрова, их постоянно помешивают кочергой, чтобы дружно горели. Когда остаются красные угли, их выгребают в печку, а самые маленькие угольки заметают помелом в угол печи. Дают немного постоять с закрытой заслонкой (5-10 минут). Затем под подметают помелом и закрывают задвижкой. Можно печь хлеб, пирожки, булочки, готовить каши, топлёное молоко- всё получается очень вкусное. Нашей печке уже 49 лет!»

В нашем селе жил мастер на все руки- Жернаков Семён Устинович. Родился он в 1930году в посёлке Большебельск. Умел делать мебель из дерева, столы, табуретки. Все хозяйственные постройки около дома построил сам. Прославился он тем, что сложил много печек. Печки научился делать в армии, когда служил в Уссурийске. Его мастерство обошло полдеревни- и ни одной жалобы. Он рассказывал, что для укладки печи нужна хорошая глина: не жирная и не сухая. У нас такая глина есть в двух местах: за Мельниковыми (в конце Боготолово) и на месте бывшего кирпичного завода (з. Шестакова). Глину замачивал водой и на целые сутки оставлял, чтобы все камешки хорошо растворились и глина размокла. В основном, в селе печи трёхходовые, но есть и пятиходовые. В летних кухнях, в основном, выкладывал одноходовые- экономно (мало кирпича идёт), быстро кладётся и по размеру меньше.

Изучив историю ремёсел нашего села в 20 веке, мы пришли к выводу, что ремесла являлись неотъемлемой частью культуры народа, обеспечивали крестьянство дополнительными заработками, необходимыми орудиями труда и предметами быта. Занятия ремеслами способствовало укреплению связей между людьми разных национальностей.

Современные ремёсла и мастера нашего села

Из бесед с жителями села удалось выяснить, что в настоящее время некоторые традиции сельских умельцев забыты. Многие из бывших известных мастеров уже ушли из жизни. Истинных умельцев, получивших от предков навыки работы, мало. В основном, сейчас популярно плотницкое ремесло, большая часть мужчин умело строят дома, летние кухни, бани, сараи, сеновалы и другое. Мы решили проверить опрос и встретились с некоторыми мастерами нашего села, взяли у них интервью, познакомились с работами, сделали фотографии.

Есть, как и раньше, целые семьи, которые занимаются разными ремеслами. Это семья Гусевых. Гусева Валентина Платоновна родилась в1932 году. Она занимается вышиванием. Вышивать начала в 17 лет, и до сих пор ей это занятие очень нравится. Она вышивает салфетки, подушки, картины, ковры. Первые работы у Людмилы Платоновны сохранились до сих пор. Она говорит, что вышивает только для удовольствия, чтобы поднять настроение. Чтобы искусство вышивания продолжалось дальше, она учит вышивать своих внучек и дочь. Валентина Платоновна является членом районного клуба народных умельцев, неоднократно выставляла свои работы на дни села, дни района.

Её сын, Гусев Александр Петрович, родился в 1958 году. Вырезать и выжигать картины по дереву он начал ещё до армии. Сначала рисовал на доске, потом по контуру вырезал струной, затем выжигал выжигателем. В основном использовал сосну, кедр, осину, редко- березу. Прибыли особой не было, в основном делал для других. Работал самоучкой по трафаретам и рисункам.

Мастером по дереву является учитель технологии Конычев Андрей Вячеславович. «Любовь к дереву мне привил мой отец. Работать с деревом мне доставляет радость и удовольствие. За дело нужно браться в хорошем настроении. Лучший материал – это сосна, так как древесина у неё мягкая. Поверхность должна быть без трещин, сучков, тщательно обработанная наждачной бумагой. Орнамент или композицию я подбираю сам в журналах или самостоятельно, перевожу его на готовую древесину и при помощи лобзика и стамески начинаю вырезать. Своё умение я применяю в интерьере и благоустройстве дома, школы»,- говорит Андрей Вячеславович. На протяжении нескольких лет в школе работают кружки: «Умелые руки», «Благоустройство сельского дома». Некоторые ученики, набравшись опыта работы по дереву, выставляли свои работы на разные конкурсы, олимпиады. Кроме деревообработки, Андрей Вячеславович умеет выкладывать печи, камины.

Не перевелись в селе и свои печники, все новые печи выкладывают мастера- печники: Котов Л. И. и Юров В. А.

Особой популярностью в селе является вязание и вышивание.

Интересна история мастерства Макеевой Людмилы Геннадьевны. Родилась в 1951 году в городе Славгород Алтайского края. Вышивать она научилась ещё в детстве. Будучи маленькой, она всегда следила за работой своей матери. Мать вышивала и продавала свои изделия, а на вырученные деньги семья жила. Когда приехала в наше село в 1993г., познакомилась с соседкой, Гусевой Валентиной Платоновной. Она вышивала крестиком, и Людмиле Геннадьевне тоже захотелось. Первой работой Людмилы Геннадьевны стала вышитая думка с изображением большой розы. Очень любит цветы, поэтому много картин с цветами. Среди вышивок особое внимание вызывает серия «Времена года», куда вошли картины: «Весна», «Лето» и «Осень», «Зиму» не смогла вышить пока, подорвалось здоровье- ухудшилось зрение. Людмила Геннадьевна мечтает вышить скатерть и ковер. Сейчас не вышивает, а только вяжет кружки из пряжи, носки, варежки, даже не глядя на вязку, потому что зрение ухудшилось. Людмила Геннадьевна является членом муниципального клуба мастеров- ремесленников. Неоднократно выставляла свои работы на различные конкурсы, творческие фестивали, за что награждена грамотами и благодарностями. Считает, что умение вязать или вышивать заметно экономит семейный бюджет. Во время встречи она рассказала, что одна большая работа с вышивкой занимает где-то 1-2 месяца, картинка поменьше может выполниться за 1-2 недели.

Мы заметили, что ремёслами в нашем селе увлекаются целыми семьями. Ещё один талант рукоделия- Жукова Надежда Алексеевна, невестка Макеевой Л.Г. Родилась в 1975 г. в с. Нижняя Иреть. Увлечение рукоделием началось в школьные годы: на уроках труда (так раньше назывался предмет «технология») стала шить платья для себя на вечера и даже сама сшила платье на выпускной. А дома отец на швейной машинке шил верхонки, наволочки, пододеяльники, сарафаны, так она пыталась научиться. Потом увлеклась вязанием и вышиванием, лоскутным шитьём, изготовлением мягкой игрушки. На данный момент умеет всего помаленьку, но особо выделяет технику бисероплетения. Даже в школе вела кружок бисероплетения (шел 2 года). Надежда Алексеевна является членом районного клуба мастеров-ремесленников. Неоднократно участвовала в районных конкурсах, фестивалях творчества. Считает, что каждая девочка должна уметь вязать, шить, чтобы свой дом содержать и в порядке, и экономически выгодно.Группа краеведов посетила мастер-класс у Надежды Алексеевны. Девочки с большим удовольствием взялись за освоение навыков изготовления из старых вещей кружков для вытирания обуви. Получилось неплохо, многие научились вязать крючком.

Для мастер-класса по вязанию кружков для пола Надежда Алексеевна сама приготовила деревянные крючки из лучинок сосновых поленьев. Во время мастер-класса показала и рассказала, как правильно связать красивый кружок на пол. Оказывается, чтобы ряды вязания были ровными, надо нарезанные верёвочки- дранки-ссучить, т.е. перекрутить, чтобы полоска была ровная.

Ещё один талант- Храмцова Вера Владимировна. Родилась в 1951 г. в городе Черемхово. В село Н. Иреть приехала в 1972 году после окончания пединститута. Занимается шитьем, вязанием, вышиванием. Шить начала в 6 классе. Всему этому научилась на уроках домоводства в школе. Вышивкой начала заниматься ещё с детства. Любила, приходя с работы, сесть и вязать. Счет своему творчеству Вера Владимировна не ведет.На мастер- классе Вера Владимировна сказала, что польза вязания очевидна, и назвала причины, чтобы научиться вязать: вязание имеет огромный лечебный и успокаивающий эффект, улучшается работа головного мозга, научиться вязать легко — это древний вид рукоделия и с помощью сайтов, книг и журналов по вязанию доступен большой опыт многих поколений людей; вязание не требует больших материальных затрат на «материал» и «оборудование» — нитки и спицы доступны и не дороги.

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное означает, что предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией. Кроме традиционных ремёсел, наши талантливые односельчане активно занимаются декоративно- прикладным творчеством. Среди них- ветеран педагогического труда Нина Григорьевна Сизых. Нина Григорьевна- человек с богатым воображением, и поэтому ее поделки не похожи друг на друга. Это и картины из бисера, и пейзажи из пищевых круп, панно из тканей и сувениры из ракушек. Ее дом похож на настоящий музей. Стены украшены изумительными поделками. Диву даешься, как это можно сделать своими руками! А ещё Нина Григорьевна самая первая в селе начала украшать свой дом к Новому году снежным городком. Говорит, что снежные фигуры лучше лепить голыми руками, лучше чувствуешь детали. Часто помогала своим соседям лепить фигуры. Всё это для души и настроения.

Выводы:

Подводя итог данной работы, можно сказать, что в нашем селе были и есть настоящие мастера. Умельцы изготовляли вещи, предметы обихода из различных материалов. Первоначально они были примитивные и удобные в домашнем хозяйстве, но постепенно мастера стали украшать изделия, при этом они часто обращались к природе. Не зря сказал А.П. Чехов: «Красота – спасёт мир».

Таким образом мы пришли к выводу, что мастерство наших умельцев нужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.

Без ремесла человек как птица без крыльев. И сегодня село богато на таких людей, которые имеют увлечения.

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой маяться в безделье,

Займитесь лучше рукодельем!

1. Глоссарий:

Корчаги- большие глиняные кувшины для изготовления пива, кваса.

Под- днище русской печи.

Помело- от слова «мести». Это небольшая метла, изготовленная из еловых или сосновых лапок(веток).

Ру́сская печь— массивная печьс лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Белоруссии, на Украине.

Шорник- специалист по шорным изделиям. Шорный- относящийся к ременной упряжи и некоторым другим ремесленным изделиям из кожи.

2. Пословицы и поговорки о ремесле:

Не учи безделью, а учи рукоделью!

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Без веретена пряжки не спрядешь.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело – гуляй смело.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes