Ремесленники, кто это?
- ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
- ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
- Ремесленник — человек, обладающий определёнными навыками (ремеслом), производящий изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда.
- Гончарный круг — приспособление для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда.
- Плуг — орудие для вспашки почвы. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.
- Вождь племени — глава племени. Вожди избирались для организации защиты от врагов и возглавляли военные походы. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал соплеменникам. Статус вождя сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к его монополизации.
- Знатные люди (знать) — наследственный, привилегированный слой общества, общины, племени. Появление знатных людей напрямую связано с такими понятиями как собственность, власть, богатство. С появлением излишков продуктов, меновой торговли, совершенствованием орудий труда и распадом первобытно-общинных отношений, появились и люди, которые стали владеть чем-то больше других, имели большую силу или влияние в племени, за счет чего происходило дальнейшее накопление богатств. Эти люди стремились передать свою собственность и богатства по наследству, а также подчеркнуть свою исключительность.
- Рабы — люди, находящиеся в собственности у других людей. Захваченных во время военных действий пленников вожди и знатные люди делали своими рабами и эксплуатировали их труд.
- Город — крупное поселение, окружённое земляным валом или стеной. В городах жила знать, обслуживаемая ремесленниками и рабами.
- Святилище — священное место или алтарь, посвящённый божеству.
- Царь — один из титулов правителя большой территории или государства.
Проверьте себя
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
- Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
- Появляется социальное неравенство. С появлением излишков пищи и развитием меновой торговли запасы накапливаются в руках глав семей, старейшин и вождей и передаются по наследству.
- Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
- Формируются соседские общины (племена), в которых на одной территории проживают несколько родов.
- Общины объединяются под властью верховного вождя и совета старейшин.
- Начинают формироваться этносы (народности).
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
5 профессий будущего для современного ремесленника
Пока не стихли споры о том, пригодится ли в будущем умение работать руками, (пригодится, Русская Академия Ремёсел в этом уверена, поэтому в спорах не участвует), мы составили список профессий, которые не заменят ремесленника, но сделают его деятельность эффективнее, а результат более быстрым. И да, эти умения — не только про ручной труд.
В недавней статье РБК Крафт Ренессанс говорится, что в скором времени нас ждёт появление нового вида ремесла, которое, с одной стороны, закроет потребность в уникальных вещах, “хранящих тепло рук создателя”, с другой — сделает эти вещи более доступными по цене. Далеко не все готовы платить больше 50$, а, если совсем честно, то за пределами мегаполисов и эта сумма кажется запредельной.
Давайте посмотрим, какие навыки приблизят вас, как мастера, к тому самому “новому ремеслу” и помогут достичь целей?
Начнём с очевидных навыков. Именно потому что они такие банальные, они выпадают из поля зрения, замыливаются более “оригинальным” и новеньким.
3D-моделирование как навык будущего.
Умения, которые ещё вчера казались чем-то суперсложным, сейчас — само собой разумеющиеся. К примеру, навык печати вслепую. Видеомонтаж, обработка фото. Владение иностранным языком. Сортировка мусора 🙂 Ладно, последнее — пока в зачаточном состоянии. Но в принципе уже сейчас можно прогнозировать, что станет обязательным в будущем. Мы думаем, что уже в подростковом возрасте люди будут овладевать навыками моделирования на компьютере, и тогда будет возможность самому/самой спроектировать ту вещь, которую хочешь иметь у себя, выслать макет в производство и получить на выходе уникальный продукт. Полностью соответствующий твоим требованиям и представлениям о прекрасном.
Пройдя короткий курс 3D-моделирования, вы убедитесь, что это действительно не настолько сложное умение, чтобы отложить его освоение по причине “нет времени”. Получить базовые навыки — быстро и легко. А совершенствоваться дальше или обойтись базовым уровнем, каждый решит сам для себя.
Длительность обучения: 8-10 занятий
Стоимость: от 25000 руб.
Кому может пригодиться: ювелир, кузнец, керамист, витражист, столяр, реставратор.
Оперативное изготовление — оператор ЧПУ
Смоделировал предмет — тут же загрузил модель в программу станка с ЧПУ, зафиксировал материал, настроил инструмент. А станок сделал своё дело. И идти далеко не надо.
Вот, например, в мастерской наших партнёров ceramica decor стоит совсем небольшой станок и делает мастер-модель изразца. Многие модели лепить вручную гораздо сложнее и дольше, чем изготовить при помощи фрезеровального аппарата.
Такие станки уже сейчас можно купить за сравнительно небольшие деньги. А представьте, насколько доступными они станут лет через 10? С учетом развития технологий и производств, ждите появления рекламных слоганов “В каждый дом — по станку ЧПУ”! А также появления домашних мини-станков, районных центров ферезровки и гравировки и т.п.
Включайтесь в процесс сейчас, обучившись на оператора станка ЧПУ. Вы сможете изготовить детали конструкции, вспомогательные детали, изделие целиком.
Длительность обучения: от 2х недель.
Стоимость: от 40 тыс.рублей.
Кому может пригодиться: любому мастеру.
Хорошие работы сами найдут заказчика!
Может быть, оно и так. Может быть, если зарегистрироваться в инстаграм и просто выкладывать фото работ, люди к вам потянутся, и вы станете блогером миллионником. Всякое бывает, чудеса случаются! (а если не случилось, см. следующий пункт).
И всё-таки, чтобы изделия были оценены по достоинству их, как минимум, нужно качественно сфотографировать. Иногда больно смотреть на фото произведений ремесленного искусства, отснятые нечетко/при плохом освещении/со странного ракурса. Сейчас даже школьник знает, что если нажать на экран смартфона в режиме “камера”, экспозиция и фокусировка подстроится под тот предмет, который вы выделили нажатием. Что свет предпочтителен — дневной и рассеянный. Что фильтр лучше ставить не больше чем на “двадцатку”, а камеру протирать перед каждым использованием.
И не думайте, что добротные фотографии — удел профессионалов. Это давно не так. Любой современный смартфон в состоянии сделать снимки хорошего качества, не говоря уже о дорогих моделях с навороченными камерами. Нужно только знать и соблюдать элементарные правила съёмки. А так же не бояться экспериментировать.
Длительность обучения: от недели и больше.
Стоимость: от 0 до бесконечности.
Кому может пригодиться: любому мастеру.
Если чуда не произошло.
Это будет, пожалуй, самая спорная рекомендация, которая вызовет негодование не только у мастеров, но и у профессиональных таргетологов. Первым — мир таргетированной рекламы видится чем-то непонятным, а от того устрашающим. Вторым не нужны конкуренты так же как и толпы тех, кто считает, что разбирается в таком сложном деле.
И всё-таки, мы оставим этот пункт в качестве пометки “на будущее”. Потому что рекламу в газетах/на телевидении/на наружных носителях могут позволить себе единицы (да и в ней тоже понимать надо), а освоить рекламный кабинет ВК или Facebook может каждый. Вот правда — каждый. Помечтаем, что в будущем навыки создания и настройки простых объявлений будут преподаваться в школе. Или хотя бы в колледже. За непродолжительное время обучения вы тоже можете создать пару объявлений и крутить их за 2-3 тысячи в месяц, стабильно привлекая клиентов.
Рекламный кабинет ВКонтакте
Длительность обучения: от недели и больше.
Стоимость: от 1000 рублей/час.
Кому может пригодиться: любому мастеру.
Восстановление старого
Мода на старину не закончится, наверно, никогда. Кроме того, ценность старинных, старых, винтажных вещей растёт с каждым годом.
Найти мастера, который с готовностью передаст свои навыки реставрации, не так-то просто. В том числе и поэтому с каждым годом умение реставрировать, восстанавливать, реконструировать старинные предметы становится дороже и ценнее.
Курс реставрации живописи в Русской Академии Ремёсел.
Если учесть, что вы уже обладаете многими умениями работы с деревом/металлом/стеклом/глиной, то научиться восстановлению предметов из этих материалов вам будет в разы легче, чем “с нуля”. Эта дополнительная квалификация может сослужить добрую службу в будущем.
Надеемся, что хотя бы один пункт из этого списка заинтересовал вас или склонил к размышлениям о саморазвитии.
Материал подготовила Кристина Боброва специально для Русской Академии Ремёсел.
Ремесленник
Немецкие кузнецы (первая половина XIV века).
Японские стрельники («Ширма всех ремесленников», XVI век).
Украинский гончар (Сорочинская ярмарка, XXI век.
Реме́сленник — лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов. В средние века ремесленники составляли основу городского населения, большинство из них являлись членами цехов (см. Ремесленники (сословие)).
В переносном смысле, ремесленник (в отличие от художника, творца) — тот, кто работает без творческой инициативы, вдохновения, шаблонно. Подобное противопоставление является современным, поскольку в древности ремесло и искусство не противопоставлялись друг другу.
Профессии (ремёсла)
А
- Аптекарь — ремесленник, собирающий лекарственные растения, производит лекарства.
Б
- Бондарь — ремесленник, производящий бочки, бадьи, деревянные вёдра.
- Брыляр (шляпник) — ремесленник, который шьёт шляпы.
В
- Винокур — ремесленник, изготавливающий водку и спирт.
Г
- Гончар — ремесленник, производящий на гончарном круге посуду и другие изделия из глины.
- Гравёр — ремесленник, создающий гравюры.
- Гробовщик — ремесленник, делающий гробы.
Ж
- Жестянщик — ремесленник, производящий различные жестяные изделия или покрывающий жестью крыши (кровельщик).
З
- Зеркальщик — ремесленник, который изготавливает зеркала.
- Золотарь — ремесленник, вывозящий нечистоты.
И
- Иконописец — ремесленник, пишущий иконы и святые образы.
К
- Каменщик — ремесленник, работающий с камнем, занимающийся кладкой, возведением сооружений с камня или кирпича.
- Кожемяка (кожевенник) — ремесленник, производящий кожаные изделия.
- Кондитер — ремесленник, производящий кондитерские изделия.
- Корзинщик — ремесленник, плетущий корзины.
- Кузнец — ремесленник, обрабатывающий металл ковкой, производит кованые металлические предметы.
Л
- Лакировщик — ремесленник, занимающийся лакировкой, покрытием изделий лаком.
- Литейщик — ремесленник, отливающий в форму металлические изделия.
- Лудильщик (медник) — ремесленник, замается лужением, нанесением свинцового покрытия на поверхность изделий из металла.
- Лучник — ремесленник, изготавливает луки.
М
- Маляр — ремесленник, рисующий вывески или занимается окраской зданий, стен помещений.
- Мебельщик — ремесленник, который производит мебель.
- Мельник — ремесленник, который перемалывает зёрна на муку на мельнице.
- Мечник — ремесленник, кующий мечи.
- Медник — ремесленник, который производит или ремонтирует медную посуду или другие медные изделия.
- Мясник — ремесленник, который разрезает и продаёт мясо.
О
- Оптик — ремесленник, который производит оптические линзы и приборы.
- Оружейник — ремесленник, который производит оружие.
П
- Парикмахер — ремесленник, который производит парики, подстригает, красит волосы, делает причёски, а также бреет мужчин.
- Пекарь — ремесленник, который выпекает хлебобулочные изделия.
- Переплётчик — ремесленник, переплетающий книги.
- Печатник — ремесленник занимающийся печатным делом.
- Перчаточник — ремесленник, который производит перчатки и рукавицы.
- Печник — ремесленник, кладущий и обслуживающий печи.
- Пивовар — ремесленник, который варит пиво на пивоварне.
- Плотник — ремесленник, занимающийся грубой обработкой древесины, строительством деревянных строений, изготовлением простой деревянных мебели.
- Повар — ремесленник, занимающийся приготовлением пищи для особых случаев (готовящий пищу на заказ).
- Портной — ремесленник, шьющий и ремонтирующий одежду.
Р
- Резчик — ремесленник, занимающийся резьбой.
С
- Сапожник — ремесленник, шьющий и ремонтирующий обувь.
- Скорняк — ремесленник, шьющий и ремонтирующий меховые изделия.
- Скульптор — ремесленник, создающий скульптуры.
- Слесарь — ремесленник, обрабатывающий металлы ручным или механическим инструментом, составляет, регулирует, ремонтирует машины и механизмы.
- Солевар — ремесленник, занимающийся вывариванием соли с воды.
- Стекольщик — ремесленник, вставляет стёкла в окнонные рамы.
- Столяр — ремесленник, занимающийся обработкой дерева, тоньше, чем плотницкое, и изготовлением изделий из него.
- Стрельник — ремесленник, который производит стрелы.
Т
- Ткач — ремесленник, производящая ткани на ткацком станке.
- Токарь — ремесленник, занимающийся обработкой металла, дерева и других материалов способом обточки на токарном станке.
- Трубочист — ремесленник, очищающий дымоходы.
Ч
- Часовщик — ремесленник, изготавливающий и ремонтирующий часы.
Ш
- Шорник — ремесленник, производящий ременную и конскую сбрую.
Ю
- Ювелир — ремесленник, создающий художественные изделия и украшения из драгоценных металлов и самоцветов, в том числе золота или покрывает изделия золотом (позолота).
Иллюстрации
-
Плотник, 1425
-
Портной, 1425
-
Изготовление кольчуги, 1425
-
Красители, 1433
-
Седляр, 1470
-
Дубление, 1473
-
Ткачество, 1524
-
Изготовление гвоздей, 1529
-
Шляпник, 1533
-
Сапожник, 1535
-
Скорняк, 1543
-
Ювелир, 1543
-
Колесник, 1545
-
Каменотёс, 1550
-
Кузнец, 1564
-
Слесарь, 1600
-
Гончарное производство, 1605
-
Кузнец, 1606
-
Бондарь, 1608
-
Ружейник, 1613
-
Изготовление тросов, 1616
См. также
- Ремесло
- Ремесленники (сословие)
- Цех
написать как мини-рассказ(10-15 предложений) рассказ про ремеслинника(ремеслленикчеловек который создает всё сам,чтобы знали кто не знал)
Археолог, исследовавший городские поселения раннего средневековья в долине реки Чу: Попробуйте построить логическую цепочку, отправным звеном которой будет понятие «самосознание», а завершающим – «поиск смысла жизни» Государство усуней и кангюев. Хозяйства общественный строй и быт. ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!!!! Чому культурницька діяльність громад у 1860-70-ті рр. викликала занепокоєння царської влади Росії? (Почему культурная деятельност ь общин в 1860-70-е гг. Вызвала беспокойство царской власти России?) ( история Украины ) Какой художник Северного Возрождения более всего воспринял итальянскую манеру живописи? Какие идеи лежали в основе теории английского экономиста Дж. Кейнса. Кратко, заранее спасибо) Оцените эффективность и конкурентоспособность советской экономики в 1960-1980гг. По сравнению со странами рыночной системы срочно! Что такое конверсия, когда она проводилась в СССР, каковы ее итоги? Почему СССР стремился к укреплению отношений с социалистическими странами? Зачем помогал приходу к власти в ряде стран Центральной Европы коммунистов? Какие завоевания провел адмирал А. В. Колчак?
МКОУ СОШ с.Нижняя Иреть
Ремёсла и ремесленники нашего села
Подробности Категория: Экспозиции, экскурсии.
Ремёсла и ремесленники нашего села
Экскурсия по выставке- экспозиции
«Золотые руки не знают скуки»
С мастерством люди не родятся,
но добрым мастерством гордятся.
Народная мудрость.
У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое. К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.
Провели анкету. Всего опрошено 50 человек. Удивило, что более 50% опрошенных вообще не знают ремёсел. А те, кто знает, назвали мастеров-ремесленников: родственники или мастера-умельцы. Но порадовало, что научиться ремеслу хотел бы каждый опрошенный.
Тема исследования актуальна, т.к. наше поколение, пользуясь новыми достижениями цивилизации, не знает многого из прошлого наших дедушек и бабушек. А ведь может случиться так, что через несколько лет не останется в селе людей, которые могли бы нам об этом поведать.
Из летописи села
1780г. — образовано село Нижняя Иреть. С 1810г. по 1906г. вокруг села стали появляться заимки.
В 1869 г. в селе была построена Иннокентьевская церковь.
На реке Большая Иреть было 33 мельницы, 12 из которых находились на территории села. Перед началом коллективизации в селе насчитывалось 214 хозяйств и более 2 тысяч жителей, действовала трехлетняя школа, среднее образование ходили получать в с. Голуметь.
В 1934 г. в селе создают две коммуны: «Ружье и удочка» и «12 Октября». Позднее они объединились в один колхоз имени Ворошилова. Постепенно колхоз разрастался: стояла большая животноводческая ферма, имелись птицеферма, свинарник, конный двор. Продолжал работать завод по производству патоки и сусла, кирпичный завод, была кузница. При председателе Попове С.Я. (1943-1957 гг.) колхоз стал миллионером.
Годы Великой Отечественной войны также не обошли село. На войну ушло около 200 мужчин, почти половина из них не вернулась.
В 1950г. открылась семилетняя школа, а в 1953г.- первый интернат для детей из дальних территорий. В 1960г. построен клуб с библиотекой. В 1975г. возле клуба поставили обелиск односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В 1969г. школа получила статус средней школы. В 1971 г. была построена средняя школа. В 1973г. построен животноводческий комплекс. В 1979г. построен детский сад.
Сейчас село является центром Нижне- Иретского внутримуниципального образования, в состав которого, кроме села Нижняя Иреть, входит деревня Бажей, 3 заимки: Гусева, Шестакова, Невидимова и 2 посёлка: Большебельск, Паточный.
Старинные ремёсла и мастера-ремесленники
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы.
Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает разные виды работы, по преимуществу ручной.
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».
Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет», — говорили предки, подчёркивая значимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.
Из рассказов старожилов села, по воспоминаниям их предков мы узнали, что с самого зарождения села были распространены самые разнообразные ремесла: кузнечное и кожевенное ремесла, плетение, деревообработка, ткачество, печничество и другие.
Из воспоминаний Фёдоровой Александры Иннокентьевны:
«До революции в селе были частные магазины. В них были хорошие товары, большие рыбы. На конце деревни, на Шестакова, была гончарная мастерская, производящая глиняную посуду. Был кирпичный завод. Он был небольшой, работало всего 6 человек. Месили глину ногами в больших чанах, складывали в формы и ставили в печи.
Селянгин Андрей выделывал кожу, а Кочнёвы делали из неё одежду. В село китайцы привозили сахарин, серу на продажу.
В домах печи были с каменками, которые топили сосновыми смолёвыми дровами. Они давали свет и тепло, при свете пряли, шили, вязали.
Напротив дома Т.Е. Мухориной (ул. Советская, напротив клуба) была маслобойня. Брали 4 быка, и с их помощью делали конопляное и льняное масло, что сами выращивали, а из льна и конопли пряли одежду.»
Пивоварова С.Г. вспоминает: «Когда мы жили в Большебельске, мой дедушка, Деньгин Павел Денисович, и отец, Деньгин Григорий Павлович, имели свою кузницу. Она стояла на бугорке возле дома. Дедушка был замечательным кузнецом. Отец перенял его кузнечное дело, помимо этого, отец был хорошим подеревщиком – делал сани, телеги, кошовки, ходки для лошадей, катал валенки».
Древесина издавна и широко использовалась жителями села для собственных нужд. Из дерева строили дома, изготавливали домашнюю утварь, мебель, орудия ремесленного труда и земледелия — везде был необходим этот легкий в обработке, прочный в использовании, имеющийся всегда под рукой материал. Инструментами мастеров деревообработки были циркуль или «размер» (деревянный), топор, рубанок, бурава (большой и маленький), пилы, резак, долото, подпилки, точило.
В домах жителей села сохранилась мебель, сделанная местными мастерами. Нам показали комоды, сундуки, буфеты, круглые столы, этажерки, детские кроватки, выполненные местными мастерами. Кроме мебели, наши мастера прочно и надёжно изготавливали предметы, которые были необходимы в хозяйстве: коромысла, конные сани и телеги. Сейчас коромыслами пользуются немногие- заменила техника. А сани и телеги используют в личном хозяйстве.
Из мастеров по дереву нам назвали имя Ивана-столяра, никто не помнит его фамилию. Он ходил по домам и изготовлял мебель, делал ставни с красивым орнаментом, который до сих пор сохранился на многих окнах. На время работы жил в этом доме, хозяева кормили его. За работу много денег не брал, благодарил за хлеб-соль и шёл дальше.
Ещё один мастер- Кочнёв Иван Иннокентьевич, 1914г.р. Участвовал в Великой Отечественной войне, вернулся домой без ноги. Награждён медалью в 1946г. «За победу над Германией» и «Орденом Отечественной войны Iстепени». До войны работал шорником, делал стульчики, деревянные грабли и вилы для сенокоса. Есть в селе люди, которые до сих пор носят воду с реки на коромыслах, сделанных И. И. Кочнёвым.
Были на селе и прядильщицы. Миктубаева Тамара Михайловнав беседе с краеведами рассказала, что раньше семьи были большие, денег не хватало на производственные вещи, вот и вязали сами, но до этого предстояло еще приготовить нити для вязания. Процесс подготовки занимал достаточно много времени. Начинается все с чесания овечьей шерсти, затем шерсть стирают, сушат и с помощью самодельной прялки делают нить. Полученные нити сматывают с веретена в клубок. А только затем приступают к изготовлению вязаного изделия. Тамара Михайловна вязала не только для себя, но и для соседей, вязала носки, следы, жилетки. Сейчас больные руки не позволяют заниматься любимым делом долго. Мастерство передала внучкам: Балашовой Наталье Петровне и Зазулиной Надежде Петровне. На мастер-классе Тамара Михайловна научила прясть овечью шерсть. А работала она на старинной деревянной прялке и веретеном.
Из бесед со старожилами мы узнали, что раньше в каждом доме были самотканые половики, красивые, нарядные. Они сохранились во многих домах и в нашем музее. Оказалось, что в селе были ткацкие станки, на которых эти половики изготавливались. В те времена полы были некрашеные. Вот и закрывали половиками, чтобы не запачкался. Зимой в избе устанавливали ткацкий станок. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.За день опытная мастерица, работая не отрываясь, могла наткать до трех метров. Дома нарезались дранки из старых ненужных вещей (на дорожки, длиной 4-5 метров нужно было нарезать цветных полосок целый мешок!), покупались нитки №10- и всё это отдавали тете Фросе Селянгиной или Сизых Вере Афонасьевне, которые были мастерицами по ткачеству. К сожалению, т. Фрося умерла, а дом, где она жила, сгорел вместе с ткацким станком ещё в 80-е годы прошлого века.
В старину вышивали преимущественно девушки, потому что они не имели права ничего делать в поле. Дело в том, что землю наши предки считали проявлением женской энергии – рожавшей женщины. Наши предки учили девочек вышивать с трехлетнего возраста, тем самым они воспитывали у них старание, терпение, усидчивость.
О такой рукодельнице мы узнали из краеведческого материала, а затем встретились лично- это Анна Степановна Макарчева (Самсонова).Анна Степановнародилась в 1931г. в селе Голуметь. В начале Великой Отечественной войны училась во втором классе. По вечерам с мамой и сестрами они сидели и учились вышивать по рисункам. Вышивала она скатерти, накомодники, картины из сказок и многое другое. Заходя в дом к Анне Степановне, сразу видно, что она мастерица. В её комнате висят вышивки, на полках лежат пяльцы. К сожалению, она сейчас не вышивает, так как болят руки и «глаза не такие, как раньше» (зрение стало плохое).
До сих пор в нашем селе не привлекают чужих печников, все печи в домах сложены местными мастерами. Как правило, на печника учились, что называется, «из-под руки». Сначала ученика брали в подмастерья, затем он мог стать самостоятельным мастером. Зачастую возникали целые династии печников, где мастерство переходило от отца к сыну.В середине 20 века в нашем селе были такие мастера. Это Девятириков Василий Васильевич, 1913г.р. Научился делать русские печи у Ефима Петровича Девятирикова (родственника). На данный момент только 4 русских печки осталось в селе, выложенных руками В.В. Девятирикова, все они сложены в 70-е годы прошлого века. Мастерство своё передал сыновьям, А.В. и В.В. Девятириковым. А.А. Юркова вспоминает: «В нашем доме по улице Советской, 55 в 1969г. сложил русскую печь В.В. Девятириков. Русская печь- кирпичное сооружение в избе, которое занимает центральное место. Размеры: длина-74см., ширина- 64, высота- 44см., чело размером 35см. *30см., закрывается заслонкой (тонкий лист железа с ручкой). Под- дно русской печи. Для приготовления пищи в русскую печь укладываются сосновые или берёзовые дрова, их постоянно помешивают кочергой, чтобы дружно горели. Когда остаются красные угли, их выгребают в печку, а самые маленькие угольки заметают помелом в угол печи. Дают немного постоять с закрытой заслонкой (5-10 минут). Затем под подметают помелом и закрывают задвижкой. Можно печь хлеб, пирожки, булочки, готовить каши, топлёное молоко- всё получается очень вкусное. Нашей печке уже 49 лет!»
В нашем селе жил мастер на все руки- Жернаков Семён Устинович. Родился он в 1930году в посёлке Большебельск. Умел делать мебель из дерева, столы, табуретки. Все хозяйственные постройки около дома построил сам. Прославился он тем, что сложил много печек. Печки научился делать в армии, когда служил в Уссурийске. Его мастерство обошло полдеревни- и ни одной жалобы. Он рассказывал, что для укладки печи нужна хорошая глина: не жирная и не сухая. У нас такая глина есть в двух местах: за Мельниковыми (в конце Боготолово) и на месте бывшего кирпичного завода (з. Шестакова). Глину замачивал водой и на целые сутки оставлял, чтобы все камешки хорошо растворились и глина размокла. В основном, в селе печи трёхходовые, но есть и пятиходовые. В летних кухнях, в основном, выкладывал одноходовые- экономно (мало кирпича идёт), быстро кладётся и по размеру меньше.
Изучив историю ремёсел нашего села в 20 веке, мы пришли к выводу, что ремесла являлись неотъемлемой частью культуры народа, обеспечивали крестьянство дополнительными заработками, необходимыми орудиями труда и предметами быта. Занятия ремеслами способствовало укреплению связей между людьми разных национальностей.
Современные ремёсла и мастера нашего села
Из бесед с жителями села удалось выяснить, что в настоящее время некоторые традиции сельских умельцев забыты. Многие из бывших известных мастеров уже ушли из жизни. Истинных умельцев, получивших от предков навыки работы, мало. В основном, сейчас популярно плотницкое ремесло, большая часть мужчин умело строят дома, летние кухни, бани, сараи, сеновалы и другое. Мы решили проверить опрос и встретились с некоторыми мастерами нашего села, взяли у них интервью, познакомились с работами, сделали фотографии.
Есть, как и раньше, целые семьи, которые занимаются разными ремеслами. Это семья Гусевых. Гусева Валентина Платоновна родилась в1932 году. Она занимается вышиванием. Вышивать начала в 17 лет, и до сих пор ей это занятие очень нравится. Она вышивает салфетки, подушки, картины, ковры. Первые работы у Людмилы Платоновны сохранились до сих пор. Она говорит, что вышивает только для удовольствия, чтобы поднять настроение. Чтобы искусство вышивания продолжалось дальше, она учит вышивать своих внучек и дочь. Валентина Платоновна является членом районного клуба народных умельцев, неоднократно выставляла свои работы на дни села, дни района.
Её сын, Гусев Александр Петрович, родился в 1958 году. Вырезать и выжигать картины по дереву он начал ещё до армии. Сначала рисовал на доске, потом по контуру вырезал струной, затем выжигал выжигателем. В основном использовал сосну, кедр, осину, редко- березу. Прибыли особой не было, в основном делал для других. Работал самоучкой по трафаретам и рисункам.
Мастером по дереву является учитель технологии Конычев Андрей Вячеславович. «Любовь к дереву мне привил мой отец. Работать с деревом мне доставляет радость и удовольствие. За дело нужно браться в хорошем настроении. Лучший материал – это сосна, так как древесина у неё мягкая. Поверхность должна быть без трещин, сучков, тщательно обработанная наждачной бумагой. Орнамент или композицию я подбираю сам в журналах или самостоятельно, перевожу его на готовую древесину и при помощи лобзика и стамески начинаю вырезать. Своё умение я применяю в интерьере и благоустройстве дома, школы»,- говорит Андрей Вячеславович. На протяжении нескольких лет в школе работают кружки: «Умелые руки», «Благоустройство сельского дома». Некоторые ученики, набравшись опыта работы по дереву, выставляли свои работы на разные конкурсы, олимпиады. Кроме деревообработки, Андрей Вячеславович умеет выкладывать печи, камины.
Не перевелись в селе и свои печники, все новые печи выкладывают мастера- печники: Котов Л. И. и Юров В. А.
Особой популярностью в селе является вязание и вышивание.
Интересна история мастерства Макеевой Людмилы Геннадьевны. Родилась в 1951 году в городе Славгород Алтайского края. Вышивать она научилась ещё в детстве. Будучи маленькой, она всегда следила за работой своей матери. Мать вышивала и продавала свои изделия, а на вырученные деньги семья жила. Когда приехала в наше село в 1993г., познакомилась с соседкой, Гусевой Валентиной Платоновной. Она вышивала крестиком, и Людмиле Геннадьевне тоже захотелось. Первой работой Людмилы Геннадьевны стала вышитая думка с изображением большой розы. Очень любит цветы, поэтому много картин с цветами. Среди вышивок особое внимание вызывает серия «Времена года», куда вошли картины: «Весна», «Лето» и «Осень», «Зиму» не смогла вышить пока, подорвалось здоровье- ухудшилось зрение. Людмила Геннадьевна мечтает вышить скатерть и ковер. Сейчас не вышивает, а только вяжет кружки из пряжи, носки, варежки, даже не глядя на вязку, потому что зрение ухудшилось. Людмила Геннадьевна является членом муниципального клуба мастеров- ремесленников. Неоднократно выставляла свои работы на различные конкурсы, творческие фестивали, за что награждена грамотами и благодарностями. Считает, что умение вязать или вышивать заметно экономит семейный бюджет. Во время встречи она рассказала, что одна большая работа с вышивкой занимает где-то 1-2 месяца, картинка поменьше может выполниться за 1-2 недели.
Мы заметили, что ремёслами в нашем селе увлекаются целыми семьями. Ещё один талант рукоделия- Жукова Надежда Алексеевна, невестка Макеевой Л.Г. Родилась в 1975 г. в с. Нижняя Иреть. Увлечение рукоделием началось в школьные годы: на уроках труда (так раньше назывался предмет «технология») стала шить платья для себя на вечера и даже сама сшила платье на выпускной. А дома отец на швейной машинке шил верхонки, наволочки, пододеяльники, сарафаны, так она пыталась научиться. Потом увлеклась вязанием и вышиванием, лоскутным шитьём, изготовлением мягкой игрушки. На данный момент умеет всего помаленьку, но особо выделяет технику бисероплетения. Даже в школе вела кружок бисероплетения (шел 2 года). Надежда Алексеевна является членом районного клуба мастеров-ремесленников. Неоднократно участвовала в районных конкурсах, фестивалях творчества. Считает, что каждая девочка должна уметь вязать, шить, чтобы свой дом содержать и в порядке, и экономически выгодно.Группа краеведов посетила мастер-класс у Надежды Алексеевны. Девочки с большим удовольствием взялись за освоение навыков изготовления из старых вещей кружков для вытирания обуви. Получилось неплохо, многие научились вязать крючком.
Для мастер-класса по вязанию кружков для пола Надежда Алексеевна сама приготовила деревянные крючки из лучинок сосновых поленьев. Во время мастер-класса показала и рассказала, как правильно связать красивый кружок на пол. Оказывается, чтобы ряды вязания были ровными, надо нарезанные верёвочки- дранки-ссучить, т.е. перекрутить, чтобы полоска была ровная.
Ещё один талант- Храмцова Вера Владимировна. Родилась в 1951 г. в городе Черемхово. В село Н. Иреть приехала в 1972 году после окончания пединститута. Занимается шитьем, вязанием, вышиванием. Шить начала в 6 классе. Всему этому научилась на уроках домоводства в школе. Вышивкой начала заниматься ещё с детства. Любила, приходя с работы, сесть и вязать. Счет своему творчеству Вера Владимировна не ведет.На мастер- классе Вера Владимировна сказала, что польза вязания очевидна, и назвала причины, чтобы научиться вязать: вязание имеет огромный лечебный и успокаивающий эффект, улучшается работа головного мозга, научиться вязать легко — это древний вид рукоделия и с помощью сайтов, книг и журналов по вязанию доступен большой опыт многих поколений людей; вязание не требует больших материальных затрат на «материал» и «оборудование» — нитки и спицы доступны и не дороги.
В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство. Слово «декор» — означает «украшаю». Основа декора — узор, орнамент. Прикладное означает, что предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание — украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией. Кроме традиционных ремёсел, наши талантливые односельчане активно занимаются декоративно- прикладным творчеством. Среди них- ветеран педагогического труда Нина Григорьевна Сизых. Нина Григорьевна- человек с богатым воображением, и поэтому ее поделки не похожи друг на друга. Это и картины из бисера, и пейзажи из пищевых круп, панно из тканей и сувениры из ракушек. Ее дом похож на настоящий музей. Стены украшены изумительными поделками. Диву даешься, как это можно сделать своими руками! А ещё Нина Григорьевна самая первая в селе начала украшать свой дом к Новому году снежным городком. Говорит, что снежные фигуры лучше лепить голыми руками, лучше чувствуешь детали. Часто помогала своим соседям лепить фигуры. Всё это для души и настроения.
Выводы:
Подводя итог данной работы, можно сказать, что в нашем селе были и есть настоящие мастера. Умельцы изготовляли вещи, предметы обихода из различных материалов. Первоначально они были примитивные и удобные в домашнем хозяйстве, но постепенно мастера стали украшать изделия, при этом они часто обращались к природе. Не зря сказал А.П. Чехов: «Красота – спасёт мир».
Таким образом мы пришли к выводу, что мастерство наших умельцев нужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.
Без ремесла человек как птица без крыльев. И сегодня село богато на таких людей, которые имеют увлечения.
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
Займитесь лучше рукодельем!
1. Глоссарий:
Корчаги- большие глиняные кувшины для изготовления пива, кваса.
Под- днище русской печи.
Помело- от слова «мести». Это небольшая метла, изготовленная из еловых или сосновых лапок(веток).
Ру́сская печь— массивная печьс лежанкой (полатями), используемая для приготовления пищи и обогрева помещений, широко распространённая в России, Белоруссии, на Украине.
Шорник- специалист по шорным изделиям. Шорный- относящийся к ременной упряжи и некоторым другим ремесленным изделиям из кожи.
2. Пословицы и поговорки о ремесле:
Не учи безделью, а учи рукоделью!
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.
Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
Без веретена пряжки не спрядешь.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Каков мастер, такова и работа.
Кончил дело – гуляй смело.