Психология в детском саду
Подсказки начинающему педагогу-психологу в Центре игровой поддержки развития ребенка и других вариативных формах дошкольного образования
Не так давно на базе московских дошкольных учреждений появились вариативные формы дошкольного образования. Одним из таких структурных подразделений является Центр игровой поддержки ребенка, разработанный сотрудниками ЦПМСС “Лекотека” совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства МГППУ.
Концепция Центра игровой поддержки предполагает осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности. Кроме того, данное структурное подразделение призвано, если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких актуальных проблем в нашем социуме. Таких, как например, увеличение очередности в дошкольные образовательные учреждения, сокращение объема игровой деятельности детей в детских садах вследствие вытеснения ее учебной деятельностью, несовершенство системы по сопровождению семьи и обучение родителей игровым приемам в занятиях с детьми.
Для организации деятельности Центра, реализации его целей и основных задач в штатное расписание структурного подразделения непременно должен быть включен педагог-психолог.
Отмечено, что сегодня не хватает систематизированного теоретического и практического материала по работе педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение поднятой темы и на полное руководство по работе педагога-психолога в структурном подразделении. Наш обзор призван помочь начинающим молодым специалистам грамотно выстроить начальные этапы своей работы и наметить первые шаги на профессиональном поприще.
Подсказка первая.
“Начинать любую работу стоит со сбора информации”.
Это своего рода подготовительный этап работы, важность которого невозможно переоценить. Не стоит жалеть времени на поиски необходимых данных, – они пригодятся, вне всякого сомнения. Информация нужна разнообразная и лучше с самого начала позаботиться о том, чтобы она была четко распределена и классифицирована. В соответствии с основными направлениями профессиональной деятельности, педагог-психолог создает свою базу данных, постоянно пополняя ее новой информацией. Например, папка под названием “Нормативная документация” включает в себя нормативно-правовую базу (приказы, положения, приложения к приказу, постановление СанПиН), нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога.
Блок “Мониторинг развития” содержит диагностический инструментарий (диагностические методики Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О., Печоры К.Л., Роньжиной А.С., скрининг RCDI, тесты и опросники для работы с родителями и педагогами, стимульный материал для диагностического обследования, бланки обследования, протоколы, показатели возрастных норм развития, методические рекомендации).
Папка “Индивидуальный маршрут развития” включает в себя сетки и шаблоны планов индивидуальной работы, программы индивидуальной работы, бланки и листы индивидуальной работы, схемы внутреннего и внешнего образовательного маршрута, конспекты индивидуальных сеансов.
В папке “Развивающая и коррекционная работа” хранятся картотеки игр и упражнений, описания методов и методик развивающе-коррекционной работы, реестр технологий и пособий.
Раздел “Работа с родителями” включает конспекты консультаций для родителей, анкеты, бланки и опросники, рекомендации по результатам психологической диагностики ребенка, подборки литературы по проблемам развития, психологические тесты, информационные папки.
Раздел “Психопрофилактика и просвещение” содержит конспекты групповых консультаций, раздаточные информационные листы, презентации и стендовую информацию, повышающую психологическую компетентность участников педагогического процесса.
Блок “Организационно-методическая работа” включает график и циклограмму работы, перспективный план на год и календарные планы, программы (основная для образовательного учреждения и дополнительные для Центра), список детей на сопровождении, журнал учета проведенной работы, журнал групповой работы, аналитический, статистический отчеты, перечень используемых психологических методик, пакет документов на детей (психологическая карта ребенка, анкета, регистрационный лист, анамнез, протоколы проведенного обследования, заключения специалистов, индивидуально-ориентировочная программа), портфолию и архив.
Папка “Документация специалиста” содержит документы, которые заверяются руководителем образовательного учреждения: должностную инструкцию педагога-психолога, график и циклограмму работы, копию годового плана работы структурного подразделения, календарный план на месяц, аналитический и статистический отчет, журнал учета проведенной работы, годовой план работы педагога-психолога, списки детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения.
Часть материала может быть в распечатанном виде, а другая в электронном, но лучше, если у педагога-психолога она будет в наличии и в том и в другом варианте. Информация собирается из литературы по психологии и педагогике, из методической литературы и Интернет-ресурсов. Также существенную помощь могут оказать Интернет-сообщества, ассоциации практикующих специалистов и форумы, где можно получить краткую консультацию по вопросам содержания и организации профессиональной деятельности.
Подсказка вторая.
“Документация педагога-психолога”.
Данный вид профессиональной деятельности также относится к организационно-методической и аналитической деятельности. Он предполагает, что специалист планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи работы с участниками педагогического процесса, определяет методы, приемы и формы их достижения. А также, что педагог-психолог содержит в порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству рабочую документацию. Так, соответствующая папка “Документы педагога-психолога” включает в себя:
- должностные инструкции специалиста,
- график работы,
- циклограмму работы,
- перспективный план на год,
- план календарный (на месяц),
- программы (основная и дополнительные),
- список детей на сопровождении,
- журнал учета проведенной работы,
- журнал групповой работы,
- аналитический отчет за год,
- статистический отчет за год.
Пакет документов на детей содержит: психологическую карту ребенка, анкету, регистрационный лист и анамнез, которые заполняет родитель, протоколы проведенного обследования, выписка из медицинской карты, справка из поликлиники (хранится у медсестры), договор с родителями, заключения специалистов (особенно психоневролога, невролога), а также индивидуально-ориентировочную программу или план работы с ребенком (Приложение 1).
Подсказка третья.
“Формы работы педагога-психолога с детьми”.
Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы. План индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом цикл развивающих сеансов, имеющий свою динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Примерный алгоритм игрового сеанса представлен в приложении (Приложение 2). Индивидуальный игровой сеанс длится от 30 до 50 минут. Продолжительность зависит от возраста ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик. Длительность цикла индивидуальных игровых развивающих сеансов также может варьироваться от 6 сеансов до 12 игровых сеансов. При необходимости количество встреч увеличивается или ребенок берется на повторный цикл развивающих сеансов. Цикл сеансов сопровождается мониторингом детского развития. Кроме того, сформированные навыки и умения обязательно должны закрепляться дома, посредством специально организованных игровых сеансов самими родителями.
Групповая работа с детьми организовываемся из расчета 3–8 человек в подгруппе. Продолжительность группового сеанса составляет 1 час с обязательными перерывами между разными видами деятельности. Между разными видами деятельности обязательно делается перерывы по 5–10 мин. для отдыха и свободной игры по инициативе детей. Подробная схема группового игрового сеанса представлена в приложении (Приложение 3).
Игровые сеансы в Центре игровой поддержки ребенка проводятся в течение учебного года, то есть с сентября по май. Индивидуальные развивающие сеансы проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые 2–3 раза в неделю.
Подсказка четвертая.
“Рабочее место педагога-психолога – это кабинет”.
Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания как со стороны самого специалиста, так и со стороны администрации. За материальную сторону ответственна администрация учреждения, что оговаривается при подписании договора о приеме педагога-психолога (как и других специалистов) на работу. Тем не менее, реальная ситуация финансирования часто способствует тому, что специалистам приходится заниматься самофинансированием. Такой вариант наиболее распространен в практике дошкольных учреждений и требует, кроме всего, временных и энергетических затрат работников. В таком случае считается справедливым то, что при уходе на иное место работы или при оформлении отпуска по уходу за ребенком, специалист забирает с собой все материалы, игровые средства и пособия, приобретенные за его счет (чеки от покупок желательно сохранять).
При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей. Оптимальным вариантом является наличие небольшого помещения, специально отведенного под кабинет педагога-психолога. Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых тонах). По возможности кабинет должен располагаться в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Близость к первым двум может препятствовать приходу и возникновению боязни, близость же к спортивному или музыкальному залу повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на устойчивости внимания клиента. Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего .
Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая профессиональная зона – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги) . Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.
Подсказка пятая.
“Адаптация специалиста”.
При поступлении молодого специалиста на работу необходимо обговорить с администрацией временные рамки адаптационного периода. Обычно он составляет 2–3 месяца. Это время предназначено для первичного поверхностного “погружения” специалиста в проблематику взаимоотношений в коллективе, налаживания контактов, знакомства с детьми и родителями, анализа запросов, изучения деятельности предшественника (если таковой был).
Каждый психолог, приходя в новый коллектив, сталкивается с рядом типичных для большинства его коллег проблем:
- Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дать себе право на первые ошибки и, для начала, взяться за то, что получается лучше всего (заняться оснащением кабинета, сбором информации, провести диагностическое обследование развития детей в соответствии с планом);
- Вхождение в педагогический коллектив. Выход: первое время лучше занимать нейтрально-доброжелательную позицию, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги.
- Проблема “личностного” взросления. Выход: профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, взглядах на жизнь. Это не всегда его радует, но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть к этому готовым.
- Проблема налаживания контактов с детьми и родителями. Выход: не стоит ждать, когда родители начнут обращаться за психологической помощью, – как правило, этого не происходит, особенно если психолог молод и совсем недавно пришел в учреждение. Психолог сам должен позаботиться о своем профессиональном росте: вывесить стендовую информацию о себе, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей.
- Полное “погружение” в работу в ущерб личному времени. Выход: часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно администрации (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для специалиста перегрузками и стрессами. Важно стараться следить за нарушением баланса между работой и личной жизнью.
- Критическое отношение к возрасту (наличию опыта) психолога со стороны педагогов и родителей. Выход: свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью и неопытностью. В этом случае лучший помощник – чувство юмора, ведь на такой аргумент можно оригинально ответить: “А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!” .
Кроме того, многое зависит от того, какую позицию занимает психолог в коллективе: “При руководителе”, “Самый умный”, “Сам по себе”, “Один из нас”, “Палочка-выручалочка”. Лучший вариант – придерживаться нейтрально-доброжелательной позиции, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги и отслеживать, когда происходит соскальзывание в какую-либо из вышеперечисленных позиций. Неоценимую помощь здесь может оказать независимый коллега-психолог, имеющий опыт работы и согласившийся выполнять роль временного супервизора, а также обсуждение сложных ситуаций со знакомыми практикующими психологами.
Подсказка шестая.
“Начинаем общение с родителями детей”.
Большую часть своего практического рабочего времени педагог-психолог проводит в системе “тройственного союза” – “Мать – Дитя – Специалист”. Поэтому особого внимания заслуживает проблема самопрезентации начинающего специалиста родителям детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Конечно, наилучший вариант – это когда нового специалиста представит кто-нибудь из педагогического коллектива, если же такой возможности нет, педагог-психолог представляется сам. Самопрезентация не должна быть слишком долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно обраться за консультацией. Специалист должен сам позаботиться о своем профессиональном росте и востребованности: вывесить стендовую информацию о себе, расклеить приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема. Стендовая информация, например, может быть такого содержания: “Уважаемые родители!
В Центре игровой поддержки ребенка “Солнышко” работает педагог-психолог Иванова Елена Владимировна. Специалист проводит развивающие игровые сеансы и психологические консультации по вопросам детского развития. Обратиться к специалисту можно в приемные часы…”
Далее следует указать удобное для приема время и номер кабинета. Еще один важный момент – это общение с родителями. Педагог-психолог может и сам выступать инициатором бесед, коротких диалогов, а в последствии, приглашать уже заинтересовавшихся родителей для более обстоятельного разговора по поднятой теме.
Также можно привлечь внимания родителей к своей профессиональной деятельности проведением лекториев, семинаров или групповых консультаций. Необходимо заранее оповестить родителей и педагогов о том, что вами запланирована лекция, а также разместить объявления такого рода: “Дорогие родители! Педагог-психолог ЦИПР Иванова Елена Владимировна проводит лекции и семинары по наиболее актуальным вопросам развития детей раннего возраста. Мы будем рады видеть Вас на наших семинарах!”
Подсказка седьмая.
“Какие игрушки выбирать для игровых сеансов?”
Теперь обратим внимание на необходимый набор игровых средств для работы с детьми, и на то, какими они должны быть. По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Поэтому игровые средства должны быть хорошего качества, естественных цветов и нести в себе развивающий потенциал. Перечислим развивающие свойства, которыми должны обладать игровые средства:
- делимость – свойство, которое позволяет сформулировать на основе игрушек достаточно большое количество игровых упражнений и заданий;
- ступенчатость – свойство, которое дает возможность создать на основе этих заданий “лесенку развития”, выстраивая задания в порядке возрастания их сложности;
- интерактивность – свойство, которое препятствует неправильным действиям ребенка, показывая ему сделанные при выполнении задания ошибки;
- открытость – свойство, стимулирующее творческую активность, побуждает придумывать все новые и новые способы применения игрушки.
Вот примерный набор игровых средств, который чаще всего используются нами в работе и которые мы рекомендуем включать в домашние занятия с детьми:
Комплект материалов по изобразительной деятельности на каждого ребенка включает в себя: альбом или папку белой бумаги (формата А4); цветной картон (набор); двустороннюю цветную бумагу; клей-карандаш и клей ПВА; простой карандаш; набор гуашевой краски (основные цвета); набор мягкого или воскового пластилина (мягкость – главное требование); ватные шарики или диски; ватные палочки; тонкую кисть с мягким ворсом и толстую кисть с жестким ворсом. Кроме того, необходимо также иметь комплекты развивающих пособий для работы с детьми раннего возраста и настольно-печатные игры.
В заключение перечислим еще некоторые важные моменты, которые тоже необходимо учесть начинающему специалисту в своей работе. Чтобы избежать рутины в ведении текущей документации, лучше заполнять журналы в конце каждого рабочего дня. В конце месяца останется только проанализировать эффективность работы. Это существенно сэкономит затраты сил и времени при написании статистического и аналитического годового отчета. Педагогу-психологу, кроме того, стоит присутствовать на игровых сеансах других специалистов Центра. В начале учебного года это позволит провести следящую диагностику развития детей, протекания адаптации, а также отследить динамику развития детей в течении всего учебного года. Составление конспектов игровых сеансов позволяют составить индивидуальный план или программу развивающей работы с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Это также существенно сэкономит силы и время, а при составлении индивидуального плана останется подобрать подходящие и соответствующие целям, конспекты. Алгоритм составления такого конспекта приведен в приложении (Приложение 4).
Подводя итог, скажем еще несколько слов о личности и качествах педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Работа с детьми раннего возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям, эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.
Литература:
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, могу ли я работать психологом в детском саду (с образованием по специальности 020400 Психология). Или нужно переквалифицироваться (как и где)? Мила
Отвечает Владимир Коржов, юрист:
Добрый день! Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н требования к квалификации педагога-психолога включают:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Вопросы дополнительного обучения для получения квалификации «Педагогика и психология» регламентированы региональными нормативными актами.
То есть, для уточнения требований о порядке дополнительного обучения с целью приобретения квалификации «Педагогика и психология» Вам целесообразно обратиться в кадровое подразделение органа исполнительной власти в сфере образования Вашего региона.
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, конфиденциальность — одна из этических профессиональных норм психологов. Никаких имён. Вся информация по результатам психологической работы ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Задачи
- Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно – развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
В ДОУ функционирует 11 групп: 8 групп общеразвивающей направленности и 2 группы комбинированной направленности и 1 группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа | Что делает психолог? |
I младшая группа (2 — 3 года) |
|
II младшая группа (3 — 4 года) |
|
средняя группа (4 — 5 лет) |
|
старшая группа (5 — 6 лет) |
|
старшая группа комбинированной направленности (5 — 6 лет) |
|
подготовительная группа (6 — 7 лет) |
|
подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (6 — 7 лет) |
|
- Аттестация психолога доу
- Книги для психологов
- Документы психолога
- Законодательно-правовые акты и нормативные документы психолога ДОУ
- Специальная документация психолога ДОУ
- Организационно-методическая документация психолога ДОУ
- Работа психолога с детьми с овз
- Программы работы психолога с детьми овз
- Занятия с детьми овз
- Работа психолога с педагогами
- Консультации для воспитателей
- Тесты для педработников
- Тренинги для педагогов
- Работа психолога с родителями
- Консультации для родителей
- Родительские собрания
- Тренинги для родителей
- Работа психолога с дошкольниками
- Занятия с детьми
- Адаптация в детском саду
- Подготовка детей к школе
- Умственное развитие ребенка
- Развитие эмоциональной сферы
- Комплексное развитие старших дошкольников
- Диагностика
- Сказкотерапия
- Занятия по сказкотерапии
- Сказки для сказкотерапии
- Песочная терапия
- Занятия песочная терапия
- Коррекционно-развивающие программы для дошкольников
- Развитие познавательных процессов у детей
- Снижение агрессивности у детей
- Снижение уровня тревожности и детских страхов у дошкольников
- Социализация детей дошкольного возраста
Вопросы детскому психологу
С какими вопросами родители чаще всего приходят на приём психолога?
Обычно к детскому психологу родители обращаются по двум причинам: что-то в состоянии или поведении ребенка беспокоит их самих или же педагоги, специалисты, работающие с детьми, направили семью на консультирование, заметив неладное ребенком.
Чаще всего родители обращаются к детским психологам, когда их дети начали чего-то бояться, плохо себя вести, когда поведение детей не устраивает родителей. Например, ребенок агрессивен, пуглив, не уверен в себе, не хочет учиться, не имеет друзей, лжет, крадет, общается с плохой компанией, не слушается родителей. Или же самим родителям хочется лучше понимать своих детей и выстраивать более доверительные близкие отношения. Очень часто родители приходят к психологам, когда в семье или с ребенком случилось что-то не очень хорошее: была какая-то авария, нападение на ребенка или семья переживает утрату родного человека.
Родители приходят по направлению психологов и педагогов из образовательных учреждений, когда те жалуются на поведение ребенка или видят его сложности в отношениях со сверстниками, в образовательном процессе. Также врачи разных практик часто направляют родителей с детьми к психологу, когда видят, что проблемы со здоровьем ребенка имеют психологическую основу. Это могут быть различные психосоматические и невротические проявления: головные боли, тики и много всего другого. Или, когда ребенок по медицинским показателям здоров, а имеются боли неясного происхождения.
Каким видят дети детского психолога? Можно ли его назвать другом, наставником или своеобразным врачом? (как они его воспринимают)
Впечатление о психологе у ребенка складывается из того, что рассказывают ему родители о психологах, из того, сталкивался ли он с психологами в детском саду или в школе, что он услышал от сверстников, что видел по телевизору. Я всегда спрашиваю у маленьких клиентов на первой консультации, что они знают о психологах, чем ни занимаются, и по ходу беседы корректирую эти представления. Говорю о том, что психолог — это не врач, что у меня нет уколов, что моя задача – помочь разобраться в трудностях с чувствами и в отношениях. Если родители привели своего ребенка как свою проблему, которую нужно исправить, то необходимо некоторое время на установление доверия с малышом и особенно с подростком. Поэтому восприятие детьми психолога изначально разнится, и потом еще меняется в ходе психологической работы. Когда складывается хороший рабочий альянс с родителями и с ребенком, то психолог становится человеком, которому можно доверить свое самое сложное переживание или свою историю, например, что на самом деле уже давно-давно думаешь, что никто тебя не любит, что боишься драться, даже если ты мальчик и все тебя обижают, или что скучаешь по папе, который был плохим, и родители развелись, а теперь о нем нельзя вспоминать, или что режешь себе руки или смотришь гей-порно. Появляются отношения доверия и привязанности. Дети часто приносят свои рисунки, поделки в знак симпатии, и со временем они понимают, что психолог — это не друг, это специалист, который помогает ребенку разобраться в очень важном, но он не придет в гости или на день рождения, хотя этого некоторым ребятам очень и хотелось бы. Мы говорим об этих желаниях, находим то ценное, что есть в наших отношениях в рамках психологической работы, радуемся тому, что мы можем делать, и грустим о том, чего не можем. Это часть нашей жизни и работы – переживать ограничения.
Современный темп жизни диктует свои правила. Меняются ли требования родителей к своим детям со временем?
Да, меняются. Это одна из основных проблем невротизации современных детей, да и людей в целом. Очень сильно выросли требования к успешности детей и взрослых. Сейчас недостаточно знать алфавит перед школой, хорошо бы уметь читать, изучать 1-2 языка, заниматься хотя бы одним видом спорта профессионально. Иногда даже то, что ребенок не лучший в классе, приводит родителей в истерику, недостаточно быть отличником, нужно быть лучшим во всем. Дети в 11-12 лет серьёзно переживают о своем будущем, какую профессию выбрать, смогут ли они хорошо зарабатывать, завести семью, будут ли они востребованы… Такие тревоги в семье часто приводят к невротическим состояниям, к отказу детей заниматься чем-либо вообще в подростковом возрасте. В таких случаях мы работаем на снижение завышенных требований родителей к своим детям, на развитие отношений, контакта, эмпатии между ними, на преодоление страха неудач у ребенка. Это требует работы с идеями и установками родителей, с их представлениями о себе, с их переживанием самоценности.
Но в целом можно отметить тенденцию на огромную тревогу и страх будущего у детей и подростков: страх не смочь зарабатывать себе на жизнь, не получить образование, жить в коробках вместе с бомжами, страх не завести семью, нежелание иметь детей в будущем из-за страха не справиться с их воспитанием.
Какое влияние оказывают на жизнь ребёнка Интернет? “Взрослые” гаджеты — друзья или враги гармоничного развития?
Современные технологии и способы передачи информации, коммуникации входят в жизнь семьи так, что каждая семья самостоятельно принимает решение о том, будет ли их ребенок пользоваться мобильной связью, планшетом, ПК, смотреть телевизор. Когда гаджеты становятся целым миром ребенка, он ждет любой возможности нырнуть в игру, в сериальчик – они враги. Сейчас все больше детей уходит от напряжения реального мира, от тревоги в мир виртуальный. Постоянная занятость учебой и кружками провидит к дефициту общения, свободного взаимодействия со сверстниками, к неумению себя занять, к желанию, чтобы кто-то развлекал, а по сути к все большей изоляции, к погружению в вирутальные миры. Это грустно, когда мальчик 10 лет пытается ухаживать за девочкой, как герой дешевого сериала. Его модель отношений взята из придуманного мира. Естественно, что он переживает огромное разочарование при столкновении с реальностью и очень злится, ведь он все делал «правильно». Конечно, сложности в женско-мужских отношениях – это всегда столкновение фантазий, привычных способов и реальности, но увлечение выдуманными моделями при дефиците обычного общения приводит к еще большей травматизации.
Каким образом родители (а также педагоги) могут создать психологически безопасное пространство для детей, исключая гиперопёку и запретительную позицию?
Прежде всего безопасность появляется при наличии хороших границ возможного и невозможного поведения со стороны взрослых и детей, при уважении к физическим границам и личности каждого человека в этом пространстве. Если папа бьет маму, травму получает не только мама, но и все члены семьи за счет эмаптии и идентификации, кто с жертвой, кто с агрессором. У ребенка должны быть четкие правила, по которым он живет, а также — предсказуемость, последовательность поведения значимых взрослых. Ничто так не расшатывает психику ребенка, как отсутствие режима дня, невнятность требований взрослых, вседозволенность, распущенность, повышенная требовательность, чрезмерная строгость, отсутствие наказаний или спутанность ролей в семье/в детском коллективе, постоянные конфликты. Безопасное пространство – это четкие внешние границы и свобода внутри них. Психологическая работа – это пример модели безопасного психологического пространства: есть четкий временной промежуток длительности консультации, есть кабинет, есть психолог, есть оплата, есть то, что нельзя делать во время психологической работы, например, ломать мебель, бить психолога или других людей. При этом внутри сессии много свободы и спонтанного творчества, которое возникает во взаимодействии, основывается на договоре. Семья или детский коллектив могут быть организованы таким безопасным образом для ребенка. Чем старше ребёнок, тем больше необходимо уделять времени и внимания договору с ним, это позволяет появляться его собственному видению, способствует развитию его чувствительности к себе, его самости, которая поможет ему отделиться от родителей, искать подходящее ему место в жизни. Поэтому сопровождать ребенка в его жизни – это двигаться от безопасности к свободе. Взрослым необходимо в этом процессе быть гибкими, чувствительными к быстро меняющимся нуждам детей, не забывая о том, что они сами задают образец модели поведения и образа жизни.
Самые запретные темы в общении родителей и детей?
Самые сложные темы для родителей и детей – это то, о чем трудно говорить самим взрослым. Это чаще всего «стыдные темы» сексуальные отношения, тема половой идентичности ребенка, иногда тема денег сложна для обсуждения. Все виды зависимостей у членов семьи сопровождаются замалчиванием, искажением реальности. Темы, где родители остро ранены, хронически травмированы: конфликтные отношения с родственниками; тема горя, утраты во многих семьях табуирована, так же, как и тема практически любых болезненных переживаний (начнем ворошить, станет еще хуже) также недоступны или мало доступны для обсуждения с детьми. Это приводит к появлению больших зон умолчания, напряжения, роста фоновой тревоги и возникновению невротических проявлений у детей, нарушению сна, психосоматических проявлений, ухудшению учебы, ретраваматизации ребенка или застреванию в негативе.
Поэтому часто к детскому психологу родители приходят с желанием передать ему это трудную для них работу – говорить с ребенком о тяжелом для семьи.
Очень часто психологическая работа с трудными переживаниями детей и их родителей способствует уменьшению напряжения, травматизации членов семьи, большему контакту, свободе и легкости проявлений. Все можно пережить, если можно об этом говорить, если есть кому плакать. Как известно, детское горе и боль, в том числе душевная, для большинства людей менее выносимы, чем собственные, поэтому взрослые могут останавливать процессы горевания и переживания негативных событий детьми, что приводит к их застреванию в травме. Если работа идет не с одним ребёнком, а со всей семьей, то родители и дети получают навык экологичного обращения с чувствами, возможность переживать их самому и выдерживать чужие.
Встречались ли на практике случаи радикального неприятия родителями ребёнка?
Да, такие случаи бывали. В данных ситуациях помощь была необходима родителям, поскольку они проецировали на детей собственный опыт непринятия и отвержения.
Меняются поколения — меняются детско-родительские отношения. Можно ли сказать, что сейчас дети относятся к родителям более доверительно?
В целом в обществе есть тренд на сокращение дистанции между родителями и детьми. Взрослые стали более психологизированы, они чаще интересуются, чем живут их дети, а это вызывает у детей доверие к родителям. Этому сближению способствует и сужение круга общения детей со сверстниками, большая замкнутость в пределах квартиры, дома. Но снова хочу отметить большое разнообразие в типах семейных отношениях. Если семейная система достаточно здорова, взрослые справляются со своими родительскими задачами, внешняя среда благоприятна, окружение поддерживающее, детям безопасно доверять родителям, то эти люди к нам не обращаются.
Самый “вредный” совет для родителей, которые хотят сохранить доверительные отношения с дочкой или сыном.
Это будет не один совет, а несколько.
Во-первых, необходимо ребенка ругать за все, что он вам рассказал о себе. Объяснять ему, что он плохой, что стыдно так поступать, думать, жить. Что есть другие хорошие дети, не то, что он. Что сами родители и другие родственники такими не были. Что он сам во всем виноват и пусть справляется, как хочет.
Во-вторых, нужно рассказать всем родственникам, друзьям и учителям о, чем поделился по секрету ваш ребенок.
В-третьих, нужно говорить своим детям одно, завтра что-то другое, а делать третье; лучше забывать о своих обещаниях, обманывать их, все равно они маленькие и ничего не поймут.
Ваши дети вырастут подозрительными замкнутыми одинокими. Они не будут обращаться за помощью ни к вам, ни к другим людям, они вам не будут доверять ни при каких условиях.
Раньше педагог был непререкаемым авторитетом и для детей, и для родителей. Изменилась ли роль школы в наше время?
Как мама, и как психолог я могу сказать, что современная школа – это источник тревоги огромного стресса у многих детей и их родителей. Образовательный процесс во многих школах устроен так, что дети вынуждены запоминать огромное количество информации, чтобы воспроизвести ее на ОГЭ и ЕГЭ. Учителя вынуждены натаскивать детей на сдачу экзаменов, они загружены бумажной работой, дети находятся в хроническом предэкзаменационном стрессе, иногда начиная со 1-2 класса. Возможность научить аналитически и творчески мыслить, расшить кругозор детям, передать гуманистические ценности, – все это сейчас встречается довольно редко в нашей системе образования, к сожалению, этому слишком мало места в конвейерном обучении. И у детей мало возможности увидеть в педагогах ярких авторитетных людей, какими они, по моим воспоминаниям, были для школьников раньше.
Поэтому про авторитет учителя можно говорить, имея ввиду конкретную школу и конкретную семью. Уважение к другим людям и к учителям, в частности, ребенок усваивает в семье. Особенно важно, я всегда говорю об этом своим клиенткам, мамам детей, учащимся плохо в начальной школе, что если вы не уважаете учительницу, то ваш ребенок не сможет хорошо у нее учиться. Ваше, даже не озвучиваемое к ней пренебрежение усвоит и первоклашка. Поэтому важен хороший контакт родителей с учителями, взаимное уважение.
Ведущая роль школы в образовании детей остается прежней, но ближе к старшей школе важными становятся репетиторы. Обучение в школе все более становится механической передачей информации.
На вопросы А. Суховодовой отвечала семейный психолог Ахметсафина София