Профилактическая работа с несовершеннолетними
Отчет «Информация о профилактической работе об исполнении законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Информация.
МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М. В. Ломоносова» продолжает свою работу с целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных действий несовершеннолетними. Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с планом Управления образования, планом воспитательной работы школы, планами работы классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога.
Основой данной работы в 2018 году служили: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N «О персональных данных», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N «О полиции», Федеральный закон от 21 июня 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
А также локальные акты О О: «Программа развития школы на 2016-2018 годы», программы «Школа и семья», «Здоровье», «Детское самоуправление»; Правила внутреннего распорядка обучающихся. Положение об организации и порядке ведения внутришкольного учёта, Положение о совете профилактики, Положение о родительском патруле, Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных учащихся (воспитанников).
2. Учет обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в ПДН, КДН.
В рамках профилактической работы по защите прав детей, ведётся учет обучающихся состоящих на внутришкольном учете, ПДН ОМВД России по Холмогорскому району, а также на межведомственном профилактическом учете, как находящиеся в СОП. На каждый класс составлены социальные паспорта, где учтены многодетные семьи, малообеспеченные семьи, дети, проживающие в замещающих семьях, проживающие без законных представителей. На каждого обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, заведено личное дело, где собирается весь материал о проведенной работе с ребенком и его родителями, отчеты классных руководителей с периодичностью один раз в четверть. Списки детей, состоящих на внутришкольном учете, направляются в Управление образования согласно циклограмме предоставления отчетности, утвержденной начальником Управления образования.
3. Взаимодействие с органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Осуществляется взаимодействие с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ПДН ОМВД России по Холмогорскому району (согласован план взаимодействия), ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ», отделом опеки и попечительства администрации МО «Холмогорский муниципальный район». Совместно с классными руководителями, инспектором ПДН ОМВД России по Холмогорскому району, специалистами ООиП посещаются семьи, где родители не обеспечивают надлежащих условий для жизни и здоровья детей, уклоняются от их воспитания. Также семьи учащихся, состоящих на контроле по состоянию здоровья (дети инвалиды, и дети ОВЗ), дети, проживающие в замещающих семьях и живущие без законных представителей. Так за 2018 год посещено 111 семей, из них 9 — с ООиП и 21 — с ПДН ОМВД России по Холмогорскому району. Каждое посещение фиксируется в журнале под подпись родителей, законных предстовителей. На основе данного журнала составляется акт посещения семьи. В случае выявления ненадлежащего исполнения родительских обязанностей информация направляется в органы системы профилактики.
За 2018 год было направленно 23 информационных письма в учреждения системы профилактики: о фактах ненадлежащего исполнения родительских обязанностей — 16 писем, о фактах правонарушений несовершеннолетними – 7 писем. Проводятся индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями, в ходе которых разъясняются их права и обязанности по содержанию, обучению и воспитанию детей. Взаимодействие с ГКУ АО «Холмогорский КСЦО ХР» осуществляется в рамках информирования по ситуации.
В ходе работы по защите прав детей в декабре 2017 года у несовершеннолетнего обучающегося 8а класса мать лишена родительских прав, отец ограничен в правах в отношении несовершеннолетнего сына. Решение суда в январе 2018 года вступило в законную силу. В апреле 2018 года обучающаяся 8б класса была оформлена в Рембуевский детский дом, т.к. в семье сложились неблагоприятные условия для жизни и здоровья ребёнка по фактам жестокого обращения. В ноябре 2018 года вновь была направлена информация по факту жестокого обращения с несовершеннолетней 6А класса.
4. Формирование навыков законопослушного поведения
В рамках формирования навыков законопослушного поведения в ОО проводятся различные мероприятия, акции, направленные на безопасность и профилактику правонарушений учащимися. Так за 2018 год были проведены следующие мероприятия:
— ежедневное дежурство администрации, классных руководителей и учащихся;
— дни правовых знаний с приглашением сотрудников профилактических учреждений (12 марта, 21 мая, 24 сентября, 12 октября 2018 г.);
— КТД для 1-11 классов «Весенняя неделя добра» (23-27 апреля 2018 г.);
— акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, в рамках которых проходили беседы, просмотр видеороликов, слайд-лекция для 9-11 классов (24 сентября, 3 декабря 2018 г.);
— в рамках Всероссийской акции «Добрые уроки», встреча студентов-волонтеров из САФУ (26 сентября 2018 г.);
— КТД для 1-11 классов «День толерантности» (16 ноября 2018 г.);
— занятия с социальным педагогом: апрель «На пороге жизни»; октябрь «Преступление – взгляд со стороны»; декабрь «Последствие преступлений».
— традиционными становятся районные соревнования по футзалу для детей, стоящих на профилактических учетах в школах Холмогорского района «Дай волю эмоциям» при поддержке Холмогорского местного отделения ВПП «Единая Россия», организатором которого является наша школа. В программе данного мероприятия проходят игры по мини-футболу, психологические и правовые тренинги, дети обеспечены бесплатными обедами.
Обучающиеся школы являются активными участниками видеоуроков в режиме ВКС:
— 15.02.2018 г. «Безопасный интернет», посвященный Всемирному дню безопасного Интернета;
— 01.03.2018 г. «Независимость», посвященный Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков;
— 16.05.2018 г. «Урок защиты персональных данных».
Еженедельно проходят рубрики-вступления на школьном радио.
С сентября по декабрь 2018 года проходил цикл мероприятий, посвященный 25-летию принятия Конституции Российской Федерации (по отдельному плану).
Особое место уделяется профилактике употребления ПАВ, алкоголя, курения. С этой целью в общешкольный план работы включены различные мероприятия: спортивные соревнования, рейды, дебаты, классные часы и т. д. За 2018 год были проведены следующие мероприятия:
— ВКС (видеоурок) 05.04.2018 г. «Здоровый образ жизни — это модно!»;
— ВКС (видеоурок) 11.09.2018 г. «Трезвый я — трезвая Россия», посвященный Всероссийскому дню трезвости;
— ВКС (видеоурок) 10.10.2018 г. «Здоровое питание», посвященный Всемирному дню здорового питания;
— ВКС (видеоурок) 15.11.2018 г. «Влияние табака на умственное развитие»;
— октябрь 2018 г. круглый стол (дети, замеченные в курении и их родители) «Независимое детство». В беседе приняли участие врач психиатр-нарколог ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ» и сотрудник ОМВД России по Холмогорскому району;
— участие в акции «Сообщи, где торгуют смертью»;
— мероприятия в рамках программы «Школьная спартакиада»;
— ежегодно в апреле проходит традиционное мероприятие «Веселые старты», посвященное Всемирному дню здоровья, в котором принимают участие команды обучающихся, учителей, ОМВД России по Холмогорскому району и администрации МО «Холмогорский муниципальный район»;
— в декабре принимали участие в районном конкурсе рисунков и плакатов «Молодежь против наркотиков». Палица Виктория стала призером конкурса в номинации рисунок;
— систематические индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями по формированию ЗОЖ.
В ноябре 2018 года из 156 обучающихся школы, достигших 14 лет, 142 (91%) приняли участие в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. В январе 2019 года 34 обучающихся прошли профилактический медицинский осмотр в ГБУЗ АО «Холмогорская ЦРБ» в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и ПАВ.
В рамках программы «Школа и семья» проводятся общешкольные родительские собрания. В рамках плана работы классных руководителей — классные родительские собрания по проблеме профилактики правонарушений детьми. Так за отчетный период были проведены родительские собрания по следующим темам:
— 2Б класс 14.03.2018 г. «Поощрение и наказание»;
— 5А класс 15.02.2018 г. «Осторожно, дети в интернете!»;
— ОРС 8-х классах февраль 2018 г. «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»;
— 6В класс 19.02.2018 г. «Безопасность детей в руках взрослых»;
— 7Б класс 10.05.18 г. «Почему возникают конфликты»;
— ОРС в 5-х классах май «Безопасность детей — забота родителей»;
-10 класс 29.10.2018 г. «Об этом с тревогой говорят родители» (наркомания, курение, СПИД);
— 6А класс 04.12.2018г. «Агрессия детей: виды, профилактика»;
— 2в класс 20.12.2018 г. «Профилактика девиантного поведения»;
-ОРС 7 классы декабрь «Взаимодействие семьи и школы по профилактике правонарушений»;
— ОРС 6 классы 4 декабря 2018 г. «Кибермания или компьютерная зависимость ребёнка».
Родители также являются активными участниками областных родительских собраний в режиме ВКС:
— ВКС ОРС 18.04.2018 г. «Детство без опасности»;
— ВКС ОРС 31.10.2018 г. «Как помочь ребёнку в учении?»;
— ВКС ОРС 21.11.2018 г. «Дети!? Мы за них в ответе…» ;
— 11 октября в школе прошел семинар о правилах безопасного поведения в социальной сети Интернет с участием Леонида Алексеевича Армера, психолога, руководителя проекта «Молодёжная служба безопасности» г. С-Петербурга. В данном семинаре приняли участие члены КДН, специалисты КСЦО, ООиП, ОМВД, родители, педагоги и ученики.
Еженедельно проводится родительский патруль по улицам села. За отчетный период было проведено 36 рейдов, в которых приняли участие 80 родителей. В ходе проведенных рейдов родительского патруля в феврале 2018 год выявлено 3 факта нахождения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в позднее и ночное время без сопровождения взрослых. Информация была отправлено в ОМВД России по Холмогорскому району.
В фойе школы оформлен стенд с информацией о правах и обязанностях несовершеннолетних, также указаны телефоны учреждений, куда могут обратиться родители и дети по той или иной возникшей проблеме.
Ежемесячно проводится Совет профилактики с приглашением работников ПДН, родителей учащихся, классных руководителей. За 2018 год было проведено 9 заседаний Совета профилактики, было приглашено 37 учащихся с родителями.
5. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в ПДН, КДН. Работа с семьей, родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает в себя психологическую диагностику, психологическую профилактику, коррекционно-развивающую работу, психологическое консультирование. Работа психолога с обучающимися проводится при наличии письменного согласия законного представителя на психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Согласие на психолого-педагогическое сопровождение было у 27 из 35 обучающихся, состоящих на ВШУ и ПДН, у остальных письменный отказ. С обучающимися проводилась психологическая диагностика личностных качеств с применением проективных методик, анкетирования, индивидуальных бесед с психологом. Коррекционно-развивающие занятия с психологом посещали 27 обучающихся, состоящих на ВШУ и ПДН.
Занятия проводились по направлениям:
Формирование способности справляться с эмоциями агрессивной направленности;
Грамотное разрешение конфликтных ситуаций;
Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного взаимодействия;
Самовоспитание и саморазвитие обучающихся.
Всего за отчетный период проведено 59 занятий. Психологическое консультирование проводится по запросам педагогов, учеников, родителей. За 2018 год было проведено 13 консультаций с родителями, 3 из которых являются законными представителями обучающихся, состоящих на ВШУ и ПДН. 84 консультации с обучающимися, 45 из которых состоят на ВШУ и ПДН. Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующие направления: поведенческие, эмоциональные, проблемы воспитания, проблемы отношений с родителями, педагогами, проблемы обучения, проблемы в построении отношений со сверстниками.
Психологическая профилактика включает в себя проведение педагогом-психологом групповых занятий, а также выступления педагога-психолога на классных часах, родительских собраниях и совещаниях педагогического коллектива. Классные часы проводились по темам: «Жизнь прекрасна, не трать ее напрасно!» «Красота и культура неразлучны с человеком», «Семья и семейные ценности», «Законы дружбы» и т.д., на которых присутствовали обучающиеся, состоящие на ВШУ и ПДН. В сентябре 2018 года проведено открытое коррекционное занятие «Дружба-главное чудо на свете» в рамках межшкольного методического семинара «Школа – территория для всех», на котором присутствовали 4 обучающиеся, состоящие на ВШУ и ПДН. Проводились родительские собрания, на которых педагог-психолог выступила по темам:
— «Безопасность детей — забота родителей!» 5-е классы;
— «Подростковые суициды» 10 класс;
— «Как ребенку стать внимательным» 2-е классы;
— «Проблемы адаптации ребенка к обучению в среднем звене» 5-е классы;
— «Интернет зависимость. Опасности сети интернет» 6-е классы.
6. Служба примирения
С сентября 2018 года ведется работа по созданию школьной службы примирения. В сентябре – октябре 2018 года социальный педагог К.С.А. и педагог-психолог Ф. А.Н. прошли онлайн-курсы «Медиация в системе образования». В декабре 2018 года приняли участие в семинаре «Роль школьных служб примирения в создании безопасного образовательного пространства», организованного ГБУ АО «Надежда».
С 18 марта по 22 марта 2019 года К. С.А. прошла обучение в ГБУ АО «Надежда» по программе «Восстановительные технологии для педагогов ШСП». 3 марта 2019 г. был издан приказ директора школы о создании ШСП. 26 марта 2019 г. Положение о школьной службе примирения было принято на Совете родителей. 27 марта 2019 года информация о ШСП была доведена до педагогического коллектива. Последующая работа будет проводится согласно плану ШСП.
7. Занятость во внеурочное время
Большое внимание уделяется занятости детей во второй половине дня. В школе работают 22 различных кружка и спортивных секций, музыкальная школа. Процент занятости — 90% учащихся школы, из 35 обучающихся, состоящих на ВШК 5 обучающихся не посещают кружки и секции. С учетом внеурочной деятельности занятость детей во второй половине дня 100%.
В июне 2018 года был организован детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе школы «Солнышко», где отдохнуло 165 обучающихся, из них 18 чел., состоящих на внутришкольном учете.
В рамках профилактической работы, проведенной в 2018 году, согласно журналу посещений за 2018 год семья П. М.А. посещена 5 раз.
С. Ю.в ноябре 2018 года снят с учета ПДН ОМВД России по Холмогорскому району по исправлению.
С Г. Д. проводились следующие мероприятия: во внеурочное время Дмитрий посещает секцию «спортивные игры», принимает участие в спортивных соревнованиях. С Димой проводятся профилактические беседы по темам: подготовка домашнего задания; внешний вид (школьная форма); вирус сквернословия; страшное слово — терроризм; правила поведения на улицах и дорогах, профилактика вредных привычек. Принимает участие в классных вечерах посвященных 23 февраля и 8 марта, День труда, КТД и др. Посещает занятия с психологом. За 2018 год семья посещена 4 раза.
И. В. не посещает кружки и секции, неохотно принимает участие в мероприятиях. Родители были приглашены на Совет профилактики в октябре 2018 года. За год семья была посещена 5 раз. Был на беседе с психологом 2 раза.
Н. А.с сентября 2018 года переведен в УКП. занятия посещает регулярно, раз в месяц посещает индивидуальные занятия с психологом. Социальным педагогом проводились профилактических беседы по профилактике правонарушений. Семья посещена 3 раза.
Профилактика правонарушений в школе
Тимощенко Елена
Профилактика правонарушений в школе
Профилактика правонарушений в школе.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто не посещают школу, плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них много второгодников. Воспитанием таких детей в семье обычно не занимаются. Дети предоставлены сами себе. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают противозаконные действия.
Дети зачастую отражают образ жизни своих родителей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков,можно выделить следующие:
• отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
• незнание их интересов и потребностей;
• политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
• усиление влияния псевдокультуры;
• неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
• отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
• чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
• сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного
предпринимательства;
• потеря эмоциональных контактов с детьми.
Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Анализ работы социального педагога в 2017-2018 учебном году выявил основные задачи и направления на 2018-2019 год. Исходя из них, был составлен план на текущий учебный год.
План работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и с неблагополучными семьями
№ Мероприятие Ответственные Сроки исполнения
1. Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, планов совместной работы с ПДН, ГИБДД, КДН. Социальный педагог Сентябрь
2.. Участие в выявлении учащихся, имеющих пробелы в знании фактического учебного материала, систематически или эпизодически не посещающих школу. Работа с журналами прошлого года, постановка на ВШК. Социальный педагог Август и в течение учебного года.
3. Оформление учетных документов на учащихся, поставленных на ВШК. Классные руководители Сентябрь и по мере постановки
4..Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:
— Многодетные
— Малообеспеченные
— Социально — неблагополучные Социальный педагог Сентябрь
5.. Выявление причин непосещения учебных занятий учащимися, состоящими на ВШК, Классные руководители Ежедневно
6.. Осуществление контроля, за посещением уроков учащимися, состоящими на ВШК, контроль за поведением данных учащихся на уроках. Классные руководители Ежедневно
7. Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на ВШК, изучение домашних условий данных учащихся, проведение профилактических бесед индивидуально и на родительских собраниях. Классные руководители 1 раз в месяц и по мере необходимости
8. Индивидуальная работа с данной категорией учащихся, проведение профилактических бесед, диагностических исследований, привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика внеурочных интересов учащихся, требующих особого педагогического внимания, вовлечение в деятельность музыкально-эстетической студии, спортивных секций, креативных групп и других внеурочных занятий, осуществляющихся как в школе, так и вне школы. Классные руководители В течение года
9. Проведение бесед с учащимися 1 –11 классов на тему: «Правонарушение, преступление, ответственность». Инспектор ПДН В течение года
10. Контроль, за посещением учащимися, требующими особого педагогического внимания, выбранных ими дополнительных занятий. Классные руководители В течение учебного года
11. Проведение бесед, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений, оказание помощи классным воспитателям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике. Социальный педагог 1-е полугодие
12. Профилактические беседы о вреде табакокурения и алкоголизма с учащимися 7-11 классов. Социальный педагог, классные руководители 2-е полугодие
13.Проведение бесед с учащимися 7-11 классов: «Скажи наркотикам нет» Социальный педагог Декабрь
14. Проведение декады по профориентации. Социальный педагог
Специалисты ЦЗ Январь
16. Профилактические беседы с учащимися 7, 8,9 классов на тему: «Ответственность за уголовные и административные правонарушения» Социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, учитель обществознания Февраль
17. Беседа сотрудников ПДН ОВД с учащимися по профилактике подростковой преступности в соответствии с планом совместной работы. Социальный педагог, сотрудники ПДН 2-е полугодие
18. Информирование учащихся о их правах и обязанностях при задержании милицией. (на классных часах.) Социальный педагог, классные руководители Март
19. Плановая индивидуальная встреча с учащимися, состоящими на ВШК Социальный педагог По мере необходимости
20. Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Социальный педагог По мере необходимости
21. Участие в заседании Совета по профилактике правонарушений. Зам. директора, социальный педагог 1 раз в четверть и по мере необходимости
22. Собеседование с отделом дополнительного образования воспитывающей деятельности и социальной защиты детства о летнем отдыхе учащихся. Социальный педагог Апрель-май
24. Взаимодействие с ПДН ОВД осуществляется согласно утвержденному плану совместной работы. Социальный педагог Согласно плану
25. Анализ проделанной работы Социальный педагог В конце года
26. Сдача отчетов Социальный педагог По запросу
Работа с детьми, состоящими на учете в школе и ПДН
1.Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:
— изучение индивидуальных особенностей детей;
-изучение социально-бытовых условий;
-изучение социума по месту жительства. Сентябрь Классные руководители
2. Собеседование с учащимися, состоящими на ВШУ с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками В течение года Классные руководители, социальный педагог
3. Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций. По мере необходимости Кл. рук.
4. Информировать родителей о постановки на временный учёт их детей. Сентябрь Кл. рук
5. Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником). 1 раз в четверть Кл. рук
Завуч
6. Вести учёт правонарушений в школе. В течение года Соц. педагог
7. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций. В течение года Соц. Педагог
Администрация школы
8. Заслушивать учащихся, состоящих на учёте на:
-школьном совете профилактики,
— пед советах, совете школы В течение года Соц. педагог,
Классные руководители
Председатель Совета школы
9. Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, состоящих на учёте, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения 1 раз в четверть Работники ОВД
Комиссия ПДН
10. Оказывать материальную помощь детям
-в трудоустройстве,
-в организации свободного времени. В течение года Соц. педагог
Классные руководители
Администрация
11. Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся, поставленных на учёт. По мере необходимости Соц. педагог,
Кл. рук
12. Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков. В течение года Классные руководители
13. Постановка на учет, собеседование с классными руководителями, сбор характеристик, консультирование по итогам наблюдения за учащимися из «группы риска» В течение года Классные руководители, социальный педагог
14. Тестирование «Уровень воспитанности» октябрь Классные руководители, социальный педагог
15. Изучение психологических особенностей ноябрь Соц. педагог
16. Посещение классных часов, уроков По понедельникам Социальный педагог
17. Посещение на дому проблемных учащихся, Постоянно в течение учебного года Классные руководители,
18. Осуществление четкого контроля, за посещением школы учащимися «группы риска» и учащимися, состоящими на ВШК Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог
19. Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков 1 раза в четверть Социальный педагог
20. Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;
выяснение причин и проблем школьника По мере необходимости Классные руководители,
21. Проведение работы по организации занятости учащихся «группы риска», проведение и участие операции «Мир твоих увлечений», сотрудничество с учреждениями дополнительного образования Сентябрь-октябрь
Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог
22. Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, оказавшихся в СОП Март-июнь Классные руководители, социальный педагог
23. Вовлечение учащихся «группы риска» и состоящих на ВШУ в общешкольные дела и мероприятия и т. п. Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог
Работа с родителями
1. Внести изменения и дополнения в картотеку неблагополучных семей. сентябрь Соц. педагог
2.Проводить индивидуальные беседы с родителями:
-об обязанностях по воспитанию и содержанию детей,
-о взаимоотношениях в семье,
-о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. В течение года Классные руководители
3. Посещать квартиры неблагополучных семей. В течение года Класс. руководители.
4. Заслушивать родителей о воспитании, обучении, материальном содержании детей
-на совете профилактике,
-на административных планёрках,
-на педсоветах. В течение года Соц. педагог,
Классные руководители.
5. Оказывать помощь в организации
-летнего отдыха детей,
-бесплатного питания,
-занятие в свободное время. В течение года Соц. педагог
6. Содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детей. Апрель, май Класс. руководители, социальный педагог
7.Родительский лекторий:
— «Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка»;
— «Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка»;
— «Подросток в мире вредных привычек».
— «Профилактика суицида среди подростков. Как избежать беды?» В течение года Классные руководители
Администрация школы.
8. Участие в заседаниях комиссии ПДН По необходимости Соц. Педагог
Кл. рук
9. Приглашение родителей детей «группы риска» на заседание родительского комитета, совета профилактики школы По мере необходимости Социальный педагог. Администрация школы
10. Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков; Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог
Правовые знания для учащихся и их родителей
1. Знакомство учащихся с уставом школы, своими обязанностями и правами. Сентябрь
январь Классные руководители 1-11 классов
2. Проводить встречи с работниками правоохранительных органов. В течение года Соц. педагог
3.Проводить встречи со специалистами по различным областям знаний медицины:
-наркологом,
-гинекологом,
-венерологом,
-инфекционистом. В течение года Соц. педагог,
Завуч по УВР
4. Проводить беседы с учащимися на классных часах по теме
1.»Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»
2.»От пьянства до преступления – один шаг»
3.»Проступок, правонарушение, преступление»,
4. «Опасные игры»
5. «Безопасный интернет». По плану Соц. педагог, инспектор ПДН
5. Организовать выставку книг по теме «Знай и соблюдай закон». октябрь библиотека
6. Организовать выпуск листовки «Я и закон». В течение года Пресс-центр
Работа совместно с школьным Советом по профилактики
Цель: оказание административного и педагогического воздействия
на обучающихся, с отклоняющимся поведением; создание ситуации успеха для каждого обучающегося «группы риска».
№ п\п Содержание мероприятий Сроки Ответственные
1 Утверждение плана работы на учебный год.
Итоги трудоустройства учащихся в летний период. Сентябрь Социальный педагог
2 Утверждение индивидуальных программ профилактической работы с несовершеннолетними и семьями несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь Кл. рук
3. Предварительные итоги успеваемости и посещаемости уроков учащимися, состоящими на учете в ПДН и ВШУ. Октябрь, декабрь, март, май Кл. рук
4. Профилактические беседы с учащимися пропускающими уроки без уважительной причины. По мере необходимости Кл. рук.
5. Подведение итогов работы за I полугодие классных руководителей и учителей по предупреждению неуспеваемости и повышению посещаемости занятий проблемными учащимися. Декабрь Администрация
6. Профессионально- ориентационная диагностика выпускников 9-х классов. (дети «группы риска») Февраль Социальный педагог
7. Прогнозирование трудоустройства учащихся в летнее время (дети, относящиеся к социальной группе риска) Апрель Социальный педагог.
8. Организация досуга учащихся в летнее время, трудоустройство. Май Завуч по УВР
Социальный педагог
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
№ п\п Мероприятия Срок Ответственный
1.Заседание Мо классных руководителей:
-значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию
-роль классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и воспитание каждого школьника
-общечеловеческие ценности и их место в воспитании Ноябрь
Январь
Март Социальный педагог, психолог
Заместитель директора по воспитательной работе
2. Индивидуальное консультирование по возникшей проблеме По мере необходимости Классные руководители, социальный педагог
3. Совместная деятельность с детьми из «группы риска» и неблагополучными семьями В течение года Классные руководители, социальный педагог
4. Совместная работа по программе «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение в учебном процессе детей с девиантным поведением» В течение года Классные руководители, социальный педагог
5. Совместное посещение семей с целью изучения социально-бытовых условий жизни Октябрь, ноябрь и по мере необходимости Классные руководители, социальный педагог
Социальный педагог Тимощенко Е. Э.
« Организация работы с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» материал по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5
Доклад на тему:
» Организация работы с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Выполнила: социальный педагог
Могилина Е.Л.
2013 г.
В ходе российских реформ — государственного, политического и хозяйственного переустройства России — выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образование, труд, свободное время. Вместе с тем ясно, что Россия наряду с экономическими преобразованиями должна думать не только о путях устойчивого развития общества, но также — о ресурсах России — это люди: взрослые и дети. Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
«Алкоголь», «наркотики», «школа» — что может объединять такие несовместимые понятия? Где точки соприкосновения? Почему сегодня школа занимается вопросами наркомании и алкоголизма, и каковы задачи педагогов в этом направлении?
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни.
Какова же личность учащихся правонарушителей? К ним, прежде всего,
следует отнести:
- детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;
- трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;
- несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ;
- подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;
- осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора;
- безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Педагоги в школе работают только со второй категорией несовершеннолетних. Чтобы профилактические меры достигали поставленную цель, нужно использовать эффективную систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Сейчас в школе стоят на ВШУ 3 учащихся. Как изменялось их количество за прошедшие 3 года?
2011-2012 учебный год |
2012-2013 учебный год |
2013-2014 учебный год |
8 учащихся |
6 учащихся |
3 учащихся |
К сожалению, сокращение количества учащихся, стоящих на ВШУ, происходит за счет изменения места обучения или в связи с окончанием обучения в школе. Здесь же хочется привести данные об учениках школы, состоящих на учете в ПДН города.
2011-2012 учебный год |
2012-2013учебный год |
2013-2014 учебный год |
4 учащихся |
1 учащихся |
1 учащийся |
Чтобы количество перешло в качество, ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ОППН ОМ УВД по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних, по формированию навыков здорового образа жизни. Результаты проведенных конкретно-социологических исследований, дают основание утверждать, что преступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями. Основная тяжесть по исправлению нравственных, духовных дефектов личности ложится на общеобразовательные учреждения.
Классными руководителями, психологами, учителями-предметниками, администрацией школы систематически ведется наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков, поведением подростков. На классных часах классные руководители много внимания уделяют основам формирования здорового образа жизни. В течение 2012-2013 учебного года были организованы и проведены следующие мероприятия:
- Классный час “Подросток и наркотики” (9А класс)
- Лекция в МОУ ООШ “Наркотики и жизнь” (9Б класс)
- Классный час “Вредные привычки не для нас” (8А класс)
- Классный час “Мой досуг” (9Б класс)
- Классный час “Курить – здоровью вредить” (7А класс)
- Лекторий в детской библиотеке “Жизнь на кончике любви” (9А класс)
- Классный час “Быть здоровым – это модно!” (9Б класс) и др.
В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, с целью коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики с приглашением учащихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей. При необходимости социальный педагог, члены Совета профилактики, инспектор ПДН, классные руководители посещают семьи учащихся на дому. При дальнейшем нарушении устава школы, “Закона об образовании” решением Совета профилактики некоторые учащиеся направляются на КДН.
Весьма четко прослеживается в основе преступного поведения отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся — правонарушителей.
В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников.
Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Таких детей, попавших под влияние антиобщественных элементов, склонных к правонарушениям, относят к “группе риска”
2012-2013 учебный год |
2013-2014 учебный год |
4 учащихся |
1 учащийся |
Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании.
В порядке ранней профилактики, мы решили активизировать деятельность университетов педагогических знаний, родительских лекториев, родительских комитетов при школах. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. В работе с неблагополучными семьями и лицами, уклоняющимися от воспитания своих детей, шире применять меры общественного и правового воздействия, МОУ осуществляет тесное сотрудничество с КДН.
Исследования ученых психологов и педагогов убедительно показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть собой, правильно оценивать действия, преодолевать аффективность поведения.
Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности.
Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка к общественно полезному труду. Воспитание учащейся молодежи осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Но наряду с этим в школе проводятся внеурочные мероприятия: еженедельные классные часы, экскурсии, конкурсы и т.д.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее, учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь подростка. На базе нашей школы работают 3 детских объединения, в которых занимается 189 учащихся (40%). Жаль, что материальная база ОУ не позволяет организовать больше спортивных секций или клубов. Но ученики нашей школы занимаются также в детских объединениях в учреждениях дополнительного образования (53% учащихся).
Говоря о правонарушениях среди несовершеннолетних, мы имеем в виду в основном трудно воспитуемого подростка. Чем характеризуется линия его поведения?
Для них характерно ложное представление о таких нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь, принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например, рассматривается как круговая порука; проявить смелость — обворовать сады, прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости; быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым — значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения — недисциплинированность, не считаются положительными качествами личности и т.п. Нередко отрицательные формы поведения являются для них более приемлемыми, чем следование морально- этическим нормам.
Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу.
Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых с ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к трудновоспитуемым. Такого обращения дети абсолютно не воспринимают. Учителю надо восстановить у каждого трудновоспитуемого положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей.
Главное место в нашей школе индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к перевоспитываемому, требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и поэтому давали бы максимальный эффект. Классный руководитель проводит индивидуальную работу с семьей учащегося, посещая своих воспитанников дома (иногда по несколько раз), чтобы добиться взаимопонимания с родителями, помочь ребенку найти его жизненный путь.
Однако, довольно часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс начинает к такому ученику плохо относится. Поэтому, важное значение приобретает организация педагогом правильных взаимоотношений среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально использовать положительные качества личности. Важно дать понять учащемуся, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.
Для более успешной воспитательной работы мы пытаемся найти новые формы, наиболее эффективные методы воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что широкая социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному развитию личности. Но формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность.
С кем общаются наши дети? Куда они идут после уроков?
Именно эти 29% учащихся вызывают большое опасение. У них есть достаточно времени, чтобы попробовать спиртные напитки, наркотические вещества.
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее “карательная” профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.
Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.
Профилактическая работа с обучающимися
Профилактика преступлений
и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
— неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
— предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– скептическое;
– негативное;
– ожесточенное.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим необходимо:
— создать уклад норм школьной жизни;
— помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
— помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
— помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
— воспитать навыки правовой культуры.
«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».
Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.
Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
Основными направлениями ранней профилактики являются:
1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.
2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.
Это направление предполагает:
— применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
— изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;
— применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;
3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.
Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.
Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;
4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.
Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:
-
осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
-
выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
-
оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
-
группы риска;
-
консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
-
методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.
Следовательно можно выделить следующие направления действия:
-
диагностическое;
-
психокоррекционное;
-
оздоровительное;
-
учебно-воспитательное;
-
социально-правовое;
-
консультационное;
-
научно-методическое;
-
социально-аналитическое и просветительское.
Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.
Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.
Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.
В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».
Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
Выявление семьи и детей |
Социальный педагог, психолог, |
В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
|
Выявление детей, занимающихся |
Социальный педагог, психолог |
В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
|
Выявление учащихся, длительное |
Социальный педагог, классные руководители |
По факту пропуска занятий |
|
Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Социальный педагог |
По отдельному плану |
|
Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Заместитель директора по ВР |
По отдельному плану (не реже 2 раз в год) |
|
Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители |
В течение года (ежемесячно) |
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
1. Диагностическая деятельность
— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;
— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
— определение мотивов поведения и общения;
— учет состояния здоровья ребенка;
— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
2. Индивидуально-коррекционная работа
— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;
— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);
— вовлечение учащихся в активную общественную работу;
— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
— проведение тренингов общения;
— проведение тренингов психологической разгрузки;
— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
3. Работа с семьей
— изучение социального положения ребенка в семье;
— выступление учителей на родительских собраниях;
— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;
— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;
—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;
— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);
— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;
— сотрудничество с городским Центром детского творчества.
5. Информационная, организационно-методическая деятельность
— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;
— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
— разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;
— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;
— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;
— разработка материалов в помощь классному руководителю;
— составление психолого-педагогической характеристики класса;
— организация выставок литературы, плакатов;
— проведение социометрического исследования классов.
6. Правовое просвещение учащихся
— изучение и обсуждение Правил для учащихся;
— изучение Закона «О правах ребенка»;
— изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;
— организация встреч с работниками ОВД, ИДН;
— проведение месячника правовых знаний;
— проведение тематических кинолекториев;
— проведение диспутов, конференций.