Признаки конституции РФ
Признаки Конституции
Признаки Конституции РФ
Юридические свойства Конституции помогают раскрывать ее природу, ее статусные особенности в системе права. Рассмотрим юридические признаки Конституции.
Верховенство. Это значит, что Конституция находится на первом месте или на верхней ступени иерархии нормативно-правовых актов России. Во-первых, данный статус Конституции связывается с тем, что она — первичный акт волеизъявления народа или акт народного суверенитета. Во-вторых, Конституция является не только правовым источником, но и правовой базой существования всех властных ветвей. Она конституирует властные ветви, контролирует, устанавливает главные параметры деятельности этих ветвей. С нормами, которые установлены ей, должны сопоставлять собственную работу все политические, государственные и общественные структуры.
Высшая юридическая сила. Юридическая сила нормативно-правового акта представлена степенью его обязательности, которая находится в зависимости от местоположения органа государства, его принявшего, в иерархии государственных органов. Конституция является обязательной для всех организаций, граждан, государственных органов, потому как она является актом волеизъявления народа, отличаясь, допустим, от министерской инструкции или акта законодательства субъекта Федерации. Все иные нормативно-правовые акты не должны иметь противоречий Конституции, в обратном случае они не будут считаться действительными. Деятельность любого правоохранительного органа должна полностью соответствовать Конституции.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Признаки Конституции 430 руб.
- Реферат Признаки Конституции 280 руб.
- Контрольная работа Признаки Конституции 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Прямое действие. В принципе, множество конституционных положений получают последующую конкретизацию в иных нормативно-правовых актах, так как ими урегулированы множественные аспекты людской жизни, не отрегулированные Конституцией. И тогда, когда для разрешения какой-то ситуации невозможно найти конкретную правовую норму либо когда образуется коллизия меж законодательными нормами и Конституцией, нормы Конституции могут быть применены прямым и непосредственным образом.
Конституция является ядром системы права. Положения и принципы Конституции обладают определяющей ролью для целой системы существующего законодательства. Принятие новой Конституции дает стимул значительному изменению и обновлению всей законодательной базы. Помимо прочего Конституция занимается координацией текущего законодательства, то есть обеспечивает его единство.
Учредительный характер. Конституция является результатом реализации учредительной народной власти, который обладает правом самостоятельно выбирать для себя оптимальный вариант формы правления, устройства государства, отдавая голос на референдуме за какой-либо вариант Конституции. Учредительная сущность Конституции проявлена и в том, что ее предписания выступают в образе первоначальной основы, то есть первичны. Это значит, что для установки тех каких-либо положений Конституции не может существовать каких-либо ограничений правового характера. Какое-либо ее положение не может признаваться недействительным, потому как не соответствует какому-то правовому акту этого государства. Однако любая конституция обладает социальным «потолком»: она должна иметь соответствие социальным, историческим, международным условиям, учитывая традиционную составляющую, преемственность конституционного государственного развития и пр.
Стабильность. Стабильность Конституции имеет прямую связьи зависимость от стабильности регулируемых ей отношений в обществе. Но, с иной стороны, она и самостоятельно может выражать противостояние дестабилизации государства. Для такой цели установлен особенный усложненный порядок ее принятия и внесения изменений. Отдельные же, важнейшие ее главы 1 и 2, объявлены неприкосновенными, внесение в них изменений равносильно принятию новой Конституции.
Структура и содержание Конституции РФ
Конституция состоит из преамбулы, разделов в количестве двух, при этом первый из них разделен на 9 глав.
Содержание Конституции РФ включило в себя:
- последовательное и полное утверждение общепризнанных главных свобод и прав гражданина и человека при соответствии международным стандартам защиты человеческих прав;
- характеристику механизмов и институтов по обеспечению взаимного действия свобод и прав гражданина и человека со всеми другими конституционными институтами в области экономического и политического устройства государственности;
- правила по обеспечению реализации конституционных свобод и прав личности.
Множество глав Конституции РФ посвящаются компетенции и структуре властных органов государства: Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ. Кроме этого, Конституция закрепила структуру и принципы судебной ветви власти.
Конституция РФ закрепила все основные принципы демократии, которые выражены в выборности верховных органов государства, праве граждан на местное самоуправление и т. п.
Конституция РФ собственным содержанием закрепила еще один из главнейших принципов государства демократичного типа – принцип разделения властей, по соответствию с которым в России одновременным образом осуществляют свое действие три властные ветви: законодательная, исполнительная, судебная.
Благодаря данному принципу установлена система «сдержек и противовесов» во властной структуре, что гарантирует правильное функционирование и взаимное действие разнообразных властных органов. Данный принцип обеспечен еще и за счет разграничений в нормотворческой деятельности Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания РФ, сферы раздельной и совместной компетенции РФ, ее субъектов и органов МСУ.
Замечание 1
Принятие конституций обуславливается факторами социального, экономического и политического характера. Конституции выражают, какие формы собственности и организации деятельности экономического характера присутствуют в этом обществе, каким отношением к ним обладают граждане.
2. Понятие и правовые признаки Конституции рф, ее структура.
Конституция РФ — это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
Конституция РФ как особый закон, определяющий основы правовой действительности России, обладает следующими признаками (свойствами):
1) высшая юридическая сила. Все нормативные правовые акты на территории России не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции РФ распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» нее на территории того или иного ее субъекта;
2) особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным Собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ. При этом в гл. 1, 2 и 9 изменения вообще не вносятся, а для внесения изменений в гл. 3–8 необходимо, чтобы предложения о поправках внес хотя бы один из субъектов права законодательной инициативы, предусмотренных ст. 134 Конституции РФ; поправка считается принятой, если она одобрена большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, но вступает в силу лишь после подписания Президентом РФ, а затем – одобрения ее органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации;
3) нормотворческая база текущего законодательства. С принятием конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те, которые полностью ей противоречат);
4) прямое действие норм. Многие нормы конституции не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма конституции. По своей форме и сущности Конституция РФ – это писаная конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия. Правовая охрана конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Согласно ст. 71 Конституции РФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия конституций республик Федеральной конституции входит в предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. Особое место в защите Конституции РФ и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом конституции; обязанность соблюдать и защищать конституцию входит в содержание его присяги. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.
В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.
Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
-
Основы конституционного строя;
-
Права и свободы человека и гражданина;
-
Федеративное устройство;
-
Президент Российской Федерации;
-
Федеральное Собрание;
-
Правительство Российской Федерации;
-
Судебная власть;
-
Местное самоуправление;
-
Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Конституция: понятие, характерные признаки, исторические предпосылки, виды
Современная конституция является уникальным документом. С одной стороны, это — нормативный правовой акт (или совокупность правовых актов и иных источников права), обладающий высшей юридической силой, верховенством и являющийся базой для всей правовой национальной системы, с другой — высший политико-правовой акт, интегрирующий систему основных политических, правовых, социальных, экономических, идеологических, нравственных ценностей общества и государства. По сути, она представляет собой особое социально-правовое явление, отражающее фактическую интегрированность общества, государства и личности в процессе взаимосуществования и развития в национальном государстве.
Термин «конституция» (от лат. сожШийо — установление) в науке конституционного права имеет различное значение. Обычно выделяют конституцию в материальном и формальном смысле слова.
Конституция (в материальном смысле) — совокупность норм права, предметом регулирования которых является главным образом организация государственной власти. При этом основное значение имеет предмет регулирования, а не способ выражения этих норм (они могут быть выражены в одном акте, в нескольких, в форме прецедентов, обычаев, религиозных положений и т.д.).
Точка зрения
Как утверждает Ж.-П. Жакке, любое политическое общество обладает совокупностью правил, писаных или неписаных, предназначенных для установления условий приобретения и осуществления политической власти. Такие правила составляют конституцию.
Конституция (в формальном смысле) — закон (или совокупность законов), обладающий верховенством, высшей юридической силой, являющийся исключительным источником права в системе национального права государства.
Особая значимость конституции как базового закона любого государства проявляется в ряде основных признаков. К наиболее важным из них относятся:
- 1) предмет конституционного регулирования;
- 2) учредительный характер;
- 3) народность.
Предмет конституционного регулирования — круг общественных отношений, которые подвергаются воздействию конституционных норм.
Эти отношения отличаются:
- 1) общественно-политической значимостью. В них отражены: устои общества, организация государственной власти, основные принципы взаимоотношений государства и личности;
- 2) объемом регулирования. Они охватывают все основные сферы общественного и государственного развития — экономические, политические, социальные, идеологические, правовые, нравственные;
- 3) уникальными объектами регулирования (политическая власть и свобода личности). Только в конституционных отношениях решаются вопросы политической власти, ее принадлежности, устройства, соотношения с гражданским обществом и свободой личности.
Исключительность конституции определяется также ее учредительным характером.
Учредительный признак конституции означает, что только конституция устанавливает (учреждает) конструкцию нового общественного и государственного устройства (или важные исторические этапы развития государственного строя); новые институты власти или права; новые публично- властные полномочия; изменения в государственном устройстве страны; изменения в перечне основных прав и свобод человека и гражданина.
Ни в одном ином политическом или правовом документе страны не могут учреждаться политические или правовые институты, которые противоречат или претендуют на конкуренцию с конституционными положениями в регулировании основ государственного и общественного строя.
Зарубежный опыт
«Настоящая Конституция вверяется Турецкой нацией ее сынам и дочерям для усвоения и разделения идей, убеждений и повелений, их толкования и применения с безусловной преданностью в соответствии с буквой и духом настоящей Конституции» (преамбула Конституции Турецкой Республики).
Народность конституции означает, что современные конституции строятся на идее — народ единственный источник власти.
Точка зрения
Конституция отличается от обычного закона тем, подчеркивает Л. I Пайо, что за ней стоит согласие всего народа, что она предлагает устройство, приемлемое (на практике или теоретически) для общества.
Так, Конституция Французской Республики в ст. 3 гласит: «Национальный суверенитет принадлежит народу. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». Конституция Швеции в параграфе 1 гл. 1 устанавливает: «Вся государственная власть в Швеции исходит от народа».
В ряде современных конституций воля народа в принятии конституции предопределяется божественной волей. Например, в ст. 1 Конституции Исламской Республики Иран закрепляется, что система правления в Иране — Исламская Республика, за которую народ Ирана на основе своей давней веры в правление справедливости по Корану проголосовал большинством в 98,2% голосов. В Конституции Ирландии воля народа на суверенное право избирать собственную форму правления и развитие своей жизни (ст. 1) связывается с божественным источником, «от которого исходят все власти и к которому должны быть направлены все действия человека и Государства (преамбула).
Народность конституции выражается в том, что не только теоретически народ является источником власти, он создает объективные условия существования и развития реальных конституционных отношений в экономике, социальной сфере. Он выступает также активным участником политических отношений, например, дает оценку существующей власти на выборах, проявляет свою волю в деятельности институтов гражданского общества и даже путем массовых политических акций. В России народ вправе непосредственно участвовать в принятии новой Конституции РФ посредством всенародного референдума.
Названные выше признаки конституции можно отнести к первичным, первоосновам. Они обусловливают ряд производных признаков конституции, таких как:
- — особые юридические свойства конституции;
- — стабильность.
К юридическим признакам относятся:
- — верховенство;
- — высшая юридическая сила;
- — усложненный порядок принятия поправок и внесения изменений в конституцию;
- — особый порядок охраны конституции.
Стабильность конституции олицетворяет прочность устоев существующего государства.
Любое изменение конституции связано с пересмотром или переоценкой важнейших отношений в обществе, в организации механизма публичной власти, во всей правовой системе. Поэтому признак стабильности учитывается и обеспечивается в политико-правовой деятельности всех институтов государства и гражданского общества. Примером очень жесткого порядка пересмотра конституции является Конституция Греции. Положения греческой Конституции могут подлежать пересмотру, за исключением тех, которые определяют основу и форму государственного строя страны. Необходимость пересмотра Конституции констатируется большинством в 3/5 от общего числа депутатов двумя голосованиями с интервалом не менее одного месяца. После принятия этого решения только парламент следующего созыва на своем первом заседании принимает по содержанию пересматриваемых положений абсолютным большинством голосов общего числа его депутатов (ст. 110 Конституции Греции).
Совокупность приведенных признаков дает представление о конституции как особом правовом акте государства.
Характеристика конституции дополняется также формой закрепления конституционных положений. Конституции различаются по способу
(форме) организации и выражения конституционных норм. Большинство конституций современных государств представляют собой единый нормативный акт (конституции Азербайджана, Аргентины, Армении, Белоруссии, Болгарии, Бразилии, Грузии, Греции, Мексики, России, ФРГ и др.). Эти конституции принимаются в особом порядке, парламентом или непосредственно народом, наделяются высшей юридической силой и качеством верховенства.
В ряде стран конституции представляют собой совокупность нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституция Швеции состоит из нескольких актов: «Акт о престолонаследии» 1810 г., Конституция Швеции — «Форма правления» 1974 г., «Акт о Риксдаге» 1974 г., «Акт о свободе печати» 1974 г.
В странах неписаной конституции (Великобритания, Новая Зеландия) конституция состоит из совокупности нормативных правовых актов (актов парламента), судебных прецедентов и конституционных обычаев, которые предметом регулирования имеют организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина.
В ряде стран мусульманского права конституции как единые нормативные акты, как правило, дополняются ссылками на приоритет законов шариата. Поэтому конституция, ее содержание, толкование и применение представляется в совокупности с важнейшими религиозными правилами поведения.
Зарубежный опыт
В Конституции Исламской Республики Пакистан закреплена часть IX «Предписания ислама». В ст. 227 этой части устанавливается «Все существующие законы должны быть приведены в соответствие с изложенными в Святом Коране и Сунна предписаниями ислама, в данной части именуемыми “предписания ислама”, таким образом, чтобы не мог быть введен в силу ни один законодательный акт, противоречащий данным положениям».
С учетом приведенных характеристик можно дать следующее определение конституции.
Конституция — основополагающий закон (совокупность законов или иных нормативных правовых актов и источников права) государства и общества, который закрепляет основные наиболее важные общественные отношения, характеризующие основы государственного строя, организацию государственной власти и положение личности в обществе и государстве.
Основные черты Конституции
Основные черты Российской Конституции
Конституция — это сложный, многосторонний документ, основной закон государства и общества.
Конституцию можно рассматривать:
- как политический документ, в котором закрепляется соотношение политических сил страны в борьбе за власть;
- как идеологический документ, в котором провозглашаются основные цели, стоящие перед обществом, государством, личностью;
- как юридический документ, который обладает особыми юридическими свойствами.
В сущности Конституции Российской Федерации заложены демократические начала; так, она предполагает, что все члены общества являются полноправными гражданами, что конституция принимается с участием большинства граждан, хотя при этом не забывают и права меньшинств. Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сути является конституцией демократического правового государства, выражая волю многонационального российского народа: принята путем всенародного голосования, закрепляет основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и органов местного самоуправления.
Конституция — это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму государства и его властные органы. Конституция является основным законом государства.
Основные черты конституции:
- основополагающий характер. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства. Она обеспечивает внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами;
- реальность конституции. Данный признак предполагает ее соответствие сложившимся общественным отношениям;
- народность конституции, что предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения народа (конституция должна соответствовать желанию народа).
Важнейшим признаком конституции является ее стабильность. Этот признак предполагает повышенную устойчивость конституционных норм, что достигается особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти — квалифицированным большинством либо народом на референдуме). Конституции, отвечающие требованиям стабильности, носят «жесткий» характер.
Признаки Конституции РФ как основного нормативного акта
Юридические свойства Конституции РФ позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств относятся следующие.
Верховенство Конституции РФ. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.
Высшая юридическая сила Конституции РФ. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции.
Прямое действие Конституции РФ. В принципе многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы ее могут применяться прямо и непосредственно.
Конституция РФ — ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.
Учредительный характер Конституции РФ. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что сс предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.
Стабильность Конституции РФ. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) являются практически неприкосновенными, их изменение почти равносильно принятию новой конституции.
Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.
Конституция — это нормативный документ, обладающий особыми юридическими признаками, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.
Конституционные признаки 10 штук.
Пожалуйсто напишите 10 признаков конституции Российской Федерации. Кратко по 3-4 предложения напишите о каждом его основной смысл.
1) Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.
2) Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции.
3) Прямое действие Конституции. В принципе, многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.
4) Конституция — ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.
5) Учредительный характер Конституции. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.
6) Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) объявляются неприкосновенными, их изменение равносильно принятию новой Конституции.
7) Народ — особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается, так как конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике.
8) Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.
9) Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).
10) Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.