Принцип сбалансированности бюджета
Понятие сбалансированности бюджета
Существует три основных состояния бюджетного фонда: дефицитное, профицитное и сбалансированное.
Сбалансированность бюджета — это паритетное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Сбалансированность бюджета означает состояние, в котором все расходы бюджеты покрыты его доходами.
Именно такое состояние является нормальным для бюджетной деятельности.
Если же доходы превышают расходы, то данное явление называется профицитом бюджета или положительным сальдо. Но зачастую расходы превышают доходы. И в этом случае появляется дефицит. Бюджетный дефицит, т.е. отрицательное сальдо, существующее при превышении расходов над доходами. В том случае, если доходов бюджета недостаточно, для покрытия его расходов, то появляются проблемы бюджетного дефицита — происходит превышение расходов над доходами, которую в принципе можно решить с помощью двух стадий:
— увеличения доходов;
— уменьшения расходов.
Причинами появления дефицита могут быть разнообразными. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В том числе и, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период снижения производства правительство может принять определенные решения, направленные на увеличение уровня занятости или существенно снизить налоги. В итоге происходит увеличение расходов бюджета или снижение его доходов, возникает дефицит. При этом данный дефицит сознательно создан государством, называющийся структурным дефицитом.
В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Сбалансированность бюджета, является основным из принципов формирования и исполнения бюджета, который состоит в соотношении в количественном выражении бюджетных расходов.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь баланса между суммарной величиной бюджетных поступлений, т.е. доходов бюджета и источников покрытия дефицита, и объемом производимых расходов. Неимение бюджетного равновесия рождает несбалансированность. В том случае, если расходы превышают бюджетные поступления, то бюджет в принципе не исполним. Сбалансированность бюджета является обязательным требованием, предъявляемым к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России.
Наилучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного долга, не превышает величины доходов. В том случае если избежание дефицита бюджета невозможно, даже используя полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к различным формам заимствования.
Существуют различные методы для достижения сбалансированности.
Одни из них применяются при формировании бюджета, другие при его исполнении. К наиболее частым методам сбалансированности бюджета, можно отнести:
— лимитирование — установление ограничения расходования бюджета с учётом экономических возможностей;
— улучшение механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
-обнаружение и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
-создание надежной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
— планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
— снижение масштабов государственного сектора экономики на основе приватизации государственной собственности;
— сбережение расходов путем изъятия из их состава лишних затрат,
В процессе исполнения бюджета сбалансированность можно достичь с помощью:
— внедрения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
— соблюдение лимитов поставленные на бюджетные обязательства, которые нацелены на поступающие реальные доходы
— выявления оптимальных сроков осуществления расходов;
— использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
— мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
— последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
— оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.
Сбалансированность бюджета
Сбалансированность бюджета – один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним – несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Цели и функции
Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.
Сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.
Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Методы сбалансированности
Сбалансированность бюджета достигается разными методами, одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении.
К методам сбалансированности бюджета относятся:
- лимитирование бюджетных расходов;
- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
- построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений.
Сбалансированность бюджета – это также планирование направлений бюджетных расходов, сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения лишних затрат, а также использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
- введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
- строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
- определения оптимальных сроков осуществления расходов;
- использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета.
Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования, мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами, использования бюджетных резервов и т.д.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:
- С одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса.
- С другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ (balanced budget) — ситуация, когда государственные расходы равны поступлениям от налогообложения и других государственных доходов. Большинство государств использует несбалансированный бюджет как средство регулирования экономической активности.
Когда государство расходует больше, чем оно получает в виде налогов, имеет место бюджетный дефицит. Когда государство расходует меньше, чем оно получает в виде налогов, возникает бюджетный излишек.
МУЛЬТИПЛИКАТОР СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА (balanced budget multiplier) — изменение совокупного спроса, вызванное изменением государственных расходов, которое точно компенсируется изменением доходов от налогообложения и из других источников. Изменение государственных расходов оказывает непосредственное воздействие на спрос и вызывает такое же изменение дохода. Напротив, изменение налогообложения не изменяет совокупный доход на ту же величину, поскольку часть возросшего (сократившегося) располагаемого дохода будет возмещена изменением СБЕРЕЖЕНИЙ. Следовательно, увеличение государственных расходов и налогообложения на равную сумму приведёт к росту совокупного спроса и доходов, тогда как снижение государственных расходов и налогообложения на равную сумму — к сжатию в экономике.
Современная денежная теория (Modern Monetary Theory)
«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. (П.И.Гребенников)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ (budget (government)) — смета планируемых государственных доходов и расходов на финансовый год. Главными источниками текущих доходов, как это показано на рис. 12а, являются; налогообложение (особенно подоходный налог и налог на потребление) и государственные страховые взносы. Главные текущие государственные расходы: предоставление товаров и услуг (прежде всего зарплаты работникам медицинской, образовательной сфер, полиции и других секторов общественных услуг) и трансфертные платежи (пенсии по старости и т. д.).
Основные назначения бюджета: (а) он формирует основу для долгосрочного планирования государством своих экономических и социальных задач; (б) он служит инструментом фискальной политики при регулировании уровня (и структуры) совокупного спроса в экономике, бюджетный излишек (превышение доходов над расходами) сокращает уровень совокупного спроса. Напротив, бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами) повышает совокупный спрос. На рис. 12б показан бюджетный дефицит (и излишек) за прошедшее десятилетие.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (fiscal policy) — институт системы управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путём изменения налогообложения и государственных расходов.
Налоговые власти (в Великобритании это прежде всего министерство финансов) могут использовать ряд мер для изменения совокупного спроса или общих расходов: прямые налоги на частные лица (подоходный налог) и компании (налог на корпорации) могут быть увеличены, если необходимо сократить общие расходы, например для снижения инфляции (повышение подоходного налога уменьшает располагаемый доход людей, и аналогично повышение налога на корпорации приводит к сокращению части прибыли, идущей на выплату дивидендов и реинвестиции). Другой способ снижения расходов — повышение косвенных налогов: увеличение налога на добавленную стоимость, затрагивающее все продукты, или увеличение акцизов по отдельным продуктам (таким как бензин и сигареты), повышение их цены вызовет понижение покупательной способности потребителей. Правительство может воздействовать на общие расходы в экономике, изменяя свои собственные расходы. Так, сокращение государством текущих закупок продуктов или капиталовложений понижает общий уровень расходов в экономике. Налоговые поступления и государственные расходы связаны в государственном бюджете: общий уровень расходов в экономике можно сократить, повысив налоги и урезав расходы. В этом случае образуется излишек госбюджета. Если цель состоит в увеличении общих расходов, то правительство должно пойти на бюджетный дефицит, снижая налоги и увеличивая свои расходы. Снижение государственных расходов и рост налогов (изъятия из кругооборота национального дохода) приводят к сокращению совокупного спроса и через эффект мультипликатора ослабляют инфляционное давление при «перегреве» экономики. Напротив, повышение государственных расходов и/или понижение налогов (вливания в кругооборот национального дохода) стимулируют совокупный спрос и через эффект мультипликатора создают дополнительные рабочие места, уменьшая уровень безработицы. На рис. 133 показано увеличение совокупного спроса с AD до AD1 и национального дохода с Y до Y1 под действием повышения государственных расходов и/или снижения налогов, а также падение совокупного спроса с AD до AD2 и национального дохода с Y до Y2 в результате сокращения государственных расходов и/или повышения налогов.
Использование бюджетного дефицита в качестве средства борьбы с безработицей впервые было предложено ДЖ. КЕЙНСОМ в 1920-1930 гг. С широким принятием после 1945 г. западными странами кейнсианских идей фискальная политика стала применяться как основное средство «точной настройки» экономики с целью достижения полной занятости.
На практике использование фискальной политики в качестве инструмента краткосрочной стабилизации встречает определённые трудности, уменьшающие её эффективность. Изменение налоговых ставок (особенно ставок подоходного налога) с административной точки зрения трудно предпринять, и осуществление этого изменения займёт известное время. Точно так же значительная часть государственных расходов, например, на школы, дороги, больницы и оборону, отражает долгосрочные экономические и социальные обязательства и не может быть пересмотрена без длительного процесса лоббирования. Кроме того, изменение ставок налогообложения и расходов вызывает эффект мультипликатора (т. е. определённое исходное изменение расходов увеличивается в несколько раз и распространяется по всей экономике), масштабы которого трудно предсказать.
Более того, использование фискальной политики для поддержания совокупного спроса на высоком уровне, с тем чтобы достичь полной занятости, зачастую ведёт к инфляции спроса.
Опыт применения фискальной политики показал, что краткосрочный подход к экономическому управлению оказывается не особенно удачным при стабилизации экономики. Поэтому в последние годы большая значимость стала придаваться среднесрочному управлению экономикой.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО) (Treasury) — министерство Великобритании, ведающее управлением правительственными финансами, утверждающее планы расходов для различных правительственных министерств (здравоохранения, образования, обороны) и следящее за работой по сбору налогов налоговой службы Великобритании и управления акцизов и сборов.
БЮДЖЕТ (budget) — план доходов и расходов государства, фирмы, домашнего хозяйства на определённый срок.
См. государственный бюджет, бюджет домашнего хозяйства, бюджет фирмы, Петр Ильич Гребенников. Экономика
БЮДЖЕТ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА (budget (housenold)) — планируемые доходы и расходы домохозяйства на определённый период времени. Расходы домохозяйства зависят от его располагаемого дохода. Теория поведения потребителя пытается объяснить, как домохозяйства или индивиды распределяют свой доход, расходуя его на различные товары и услуги.
См. равновесие потребителя, уровень жизни домохозяйств РФ
БЮДЖЕТ ФИРМЫ (budget (firm)) — план доходов и расходов фирмы на определённый предстоящий период. Годовые или ежемесячные бюджеты продаж, производства, затрат и капитальных расходов позволяют фирме планировать будущую деятельность и, собирая фактические данные о продажах, производственных затратах и т. п., сравнивать их с бюджетом, чтобы более эффективно контролировать эту деятельность.
ФИНАНСОВЫЙ ГОД (fiscal year) — операционный год правительства, который продолжается в Великобритании с 6 апреля текущего года по 5 апреля следующего года. Во многих странах финансовый год часто не совпадает с календарным годом. В США конец финансового года приходится на 30 июня.
Сбалансированность
Смотреть что такое «Сбалансированность» в других словарях:
-
сбалансированность — равновесие; уравновешенность, согласованность. Ant. разбалансированность, шаткость, расшатанность Словарь русских синонимов. сбалансированность сущ., кол во синонимов: 2 • согласованность (32) … Словарь синонимов
-
сбалансированность — СБАЛАНСИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ — состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь
-
сбалансированность — и, ж. Полная согласованность, взаимообусловленность (в составе, построении, действиях и т. п.). СМ 60. Сначала надо было добиться сбалансированности рынка, затем укрепить рубль, сделать его работающим, а уже потом создавать акционерный капитал.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
сбалансированность — Уравновешенность, сведение расходов к доходам, равенство активов и пассивов, дебета и кредита счета. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
-
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ — состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу … Энциклопедический словарь экономики и права
-
сбалансированность — сбаланс ированность, и … Русский орфографический словарь
-
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ — уравновешенность, сведение расходов к доходам, равенство активов и пассивов, дебета и кредита счета … Большой бухгалтерский словарь
-
Сбалансированность — – состояние бюджета хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
-
сбалансированность — (3 ж), Р., Д., Пр. сбаланси/рованности … Орфографический словарь русского языка