Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Принцип правотворчества

07.05.2020 by admin

Содержание

  • Принципы правотворчества
  • Общая характеристика принципов правотворчества
  • Виды принципов правотворчества
    • Готовые работы на аналогичную тему
  • Сущность и принципы правотворчества
  • Понятие, принципы и виды правотворчества
  • Принципы правотворчества

Принципы правотворчества

Общая характеристика принципов правотворчества

Правотворческая деятельность, обладая очевидным государственно-властным началом, связанным с тем что именно в рамках ее осуществления происходит установление общеобязательных правил поведения, регулирующих, в конечном итоге, все сферы и отношения человеческого взаимодействия, потенциально подлежащих такому регулированию, с необходимостью, опирается на определенные начала. Такие начала или основы, от которых субъект нормотворчества отталкивается в процессе своей деятельности, получили название принципов правотворчества.

Таким образом, рассматриваемая правовая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Принципы правотворчества – основные начала осуществления уполномоченными органами правотворческих функций, отступление от которых в процессе соответствующей деятельности недопустимо.

Виды принципов правотворчества

К числу принципов правотворчества в юридической науке традиционно относят:

  • Принцип гласности: сведения о деятельности правотворческих субъектов должны быть прозрачны и открыты для ознакомления всеми заинтересованными в получении соответствующей информации лицами;
  • Публичность, как принцип правотворчества предполагает наличие взаимовыгодного диалога между субъектами правотворчества и субъектами регулируемых в процессе осуществления ими своих полномочий отношений и процессов, то есть обществом в целом или отдельными социальными группами;
  • Принцип демократизма – активное практическое участие общества в обсуждении правотворческих инициатив, в результате которого достигается решение сразу двух задач: повышается общая удовлетворенность населения деятельностью органов государственной власти и содержанием принимаемых ими нормативно-правовых актов, а также растет уровень правовой культуры и грамотности населения страны;
  • Законность, будучи основополагающим принципом всех государственно-властных процессов, применительно к правотворчеству предполагает то, что нормативно-правовые акты должны приниматься исключительно в пределах установленной соответствующими источниками правового регулирования полномочий и компетенций органов государственной власти и местного самоуправления;
  • Принцип гуманизма – деятельность уполномоченных субъектов, связанная с разработкой и принятием нормативно-правовых актов должна быть подчинена достижению целей обеспечения гражданских прав, свобод и законных интересов, развития общества, повышения роли личности в обществе и т.д.;
  • Принцип научности – деятельность властных структур по принятию юридически обязательных правил поведения в обществе должна соответствовать тем тенденциям и закономерностям, которые действительно существуют в развитии общества, экономических процессов, средствах производства и т.д., притом, что их актуальность подтверждается действенными научными методами;
  • Профессионализм – работа по разработке проектов нормативно-правовых актов и их последующему принятию всегда должна осуществлять при непосредственном участии экспертов, специалистов, обладающих значительными профессиональными познаниями и опытом в сфере, регулирование которой предполагается осуществлять путем принятия нового или совершенствования уже существующего нормативно-правового акта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы правотворчества 490 руб.
  • Реферат Принципы правотворчества 260 руб.
  • Контрольная работа Принципы правотворчества 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Таким образом, анализ содержания основных начал правотворческой деятельности позволяет сделать вывод о достаточно широком круге их проявлений, а неукоснительное следование субъектов правотворчества предписаниям разработанных в юридической науке принципов правотворческой деятельности позволит обеспечить должный уровень качества, эффективности и реализуемости ее результатов.

Сущность и принципы правотворчества

Определим сущность правотворчества, а также рассмотрим принципы правотворчества.

Правотворчество представляет собой деятельность, прежде всего, органов государственной власти, направленная на принятие, изменение и отмену юридических норм и нормативных актов.

В качестве субъектов правотворчества могут выступать:

– государственные (федеральные и региональные) органы власти;

– граждане при принятии законодательных актов на референдумах;

– негосударственные образования (органы местного самоуправления, профсоюзы), которые были наделены необходимыми полномочиями.

Сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, использование которых позволяет создать предпосылки для гармоничного общественного взаимодействия.

Правотворчество выступает одним из элементов правообразования, которое является более широким понятием. Правообразование – естественно-исторический процесс становления и развития права, в рамках которого осуществляется анализ и оценка сущности правовой действительности, разработка взглядов и теорий о прогрессивном правовом регулировании, а также выработка и издание нормативных предписаний. При этом правотворчество является завершающей стадией правообразования.

Возведение государственной воли в нормы права отражает сущность правотворчества. Нормы права принимают форму юридических предписаний, которые наделены общеобязательным характером.

Сущность правотворческой деятельности проявляется и в том, что она реализуется на основе принятых процессуальных норм и процедур, которые отражены в Конституции, законах, регламентах и т.д.

Таким образом, сущность правотворчества характеризуется тем, что:

– оно выступает главным инструментом управления делами общества, в нём находят предметное отражение стратегия развития государства и наиболее важные принципы поведения его представителей;

– оно предполагает активную и ответственную деятельность государственных служащих;

– его основным результатом выступают правовые нормы, находящие выражение преимущественно в нормативных актах (а также в правовых обычаях, юридических прецедентах, нормативных договорах);

– уровень и качество правотворчества, и соответственно качество издаваемых нормативно-правовых актов являются индикаторами развития цивилизованности и культуры общества.

Принципы правотворчества – основополагающие идеи и начала, исходные ориентиры в деятельности, которая связана с принятием, изменением или отменой юридических норм. Принципы правотворчества вступают ориентиром для субъектов, создающих право.

Правотворчество как юридическое явление характеризуется следующими основными принципами:

– принцип законности, то есть оно должна производиться в рамках и на основе Конституции и в целом законодательства;

– принцип системности, то есть результаты правотворчества (нормативные акты) должны соотноситься друг с другом в рамках единого правового механизма;

– принцип ясности, то есть содержание нормативных актов должно быть понятно всем заинтересованным адресатам;

– принцип гласности, то есть правотворческий процесс должен иметь открытый и прозрачный характер для широкой общественности;

– принцип профессионализма, то есть правотворчество надлежит поручать лишь компетентным специалистам (юристам, экономистам и т.д.);

– принцип научности, то есть в процессе подготовки нормативно-правовых актов следует учитывать объективные потребности развития общества, а также реальную социально- политическую, экономическую и стороны жизни государства;

– принцип народовластия, то есть должно обеспечиваться максимально уместное участие граждан в данном процессе как непосредственно, так и через представителей;

– принцип оперативности, то есть предполагает своевременность издания нормативных актов.

Таким образом, сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, применение которых позволяет сформировать условия для гармоничного устроения общественных отношений. Правотворчество характеризуется следующими принципами: законность, системность, ясность, гласность, профессионализм, научность, народовластие, оперативность.

Понятие, принципы и виды правотворчества

Правотворчество — это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса — правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

  1. оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

  2. основная продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

  3. это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

  4. уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов — это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);

  2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.);

  3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

  4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

  5. гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

  6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Правотворчество —деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2)правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3)правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4)правотворчество органов местного самоуправления;

5)локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6)правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на (см. схему 36):

ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

1)законотворчество — правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2)делегированное правотворчество — нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3)подзаконное правотворчество — здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.

Кроме всего прочего подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Своеобразие правотворчества субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в соответствии с ч. 4 ст. 76 представляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Особенности правотворчества субъектов РФ заключаются в следующем:

1)расширились полномочия в сфере правотворчества — регионы впервые получили право принимать законы как акты высшей юридической силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов (например, в Саратовской области — законы о государственной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

2)все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в социально-экономической и культурной сферах;

3)правотворчество субъектов РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона (например, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты — кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят

цели — учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

4)правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

5)в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и много численные негосударственные структуры — прежде всего органы местного самоуправления и т.д.

Таким образом, правотворчество — весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою природу, свое социальное назначение.

Понятие и стадии законотворчества в России

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

стадии:

1)законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его—право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2)обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3)принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: а)принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б)одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»); в)подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4)опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

Принципы правотворчества

В юриспруденции выработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить следующие.

1. Законность правотворчества.

Этот принцип включает следующие моменты: нормативные правовые акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; должен соблюдаться установленный нормативно-правовой порядок (процедура) правотворческой деятельности того или иного рода; само содержание принимаемых нормативных правовых актов должно быть законным (правовым).

2. Демократизм правотворчества.

Этот принцип предполагает участие народа в принятии нормативных правовых актов и прежде всего законов. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие законов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативных актов в СМИ. С содержательной стороны этот принцип требует, чтобы в законах и иных нормативных актах были отражены ожидания, интересы, потребности народа.

3. Научная обоснованность (научность) правотворчества.

Правотворческая деятельность должна опираться на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правотворческого процесса и всей совокупности официальных источников права.

4. Профессионализм правотворчества.

Особая социальная значимость правотворческой деятельности и ее специфика, содержательное своеобразие требуют ее осуществления на высоком профессиональном уровне. От субъектов правотворческой деятельности требуется понимание смысла и назначения правоустановительной деятельности, совершенное владение юридической техникой и т.д.

5. Системность правотворчества.

Вся правотворческая деятельность должна иметь системный и организованный характер, необходима согласованность в действиях всех субъектов правотворческой деятельности. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм.

6. Оперативность правотворчества.

Этот принцип предполагает своевременность издания юридических норм. Право не должно отставать от жизни. Напротив, законодатель должен действовать на опережение, предвидеть зарождающиеся в обществе процессы как положительного, так и отрицательного свойства, и реагировать на них путем принятия соответствующих норм. Оперативность правотворчества означает и быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших норм и т.д.

7. Связь правотворчества и практики.

Только реализация норм права на практике может дать объективную оценку результатам правотворческой деятельности. Без обратной связи со стороны практики невозможно оценить эффективность принятых нормотворческих решений. Связь субъектов правотворчества с практикой реализации юридических норм позволяет выявить пробелы в праве, ошибки, допущенные в процессе правотворчества.

Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом последовательность в совершении правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии – промежуточные, относительно завершенные, этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.

Наиболее распространенной в странах с писаным правом (к которым относится и Россия) является такая форма правотворчества, как принятие нормативных правовых актов органами государства.

Порядок принятия подзаконных нормативных правовых актов зависит от типа и компетенции соответствующего органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты коллегиальных органов исполнительной власти (например, постановления Правительства РФ) принимаются простым большинством голосов членов соответствующей коллегии. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах единоличного руководства (указы Президента РФ, приказы министра, акты глав исполнительной власти в субъектах РФ и т.д.) принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица.

Наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов). Она состоит из следующих основных стадий.

  • 1. Реализация права законодательной инициативы, т.е. права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции РФ.
  • 2. Обсуждение законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.
  • 3. Принятие законопроекта. В России – путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Детально эта процедура регулируется Конституцией РФ и регламентами деятельности высших органов государственной власти.
  • 4. Официальное опубликование закона.

Юридическая техника – это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.

В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:

  • • логическую последовательность изложения;
  • • отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;
  • • компактность нормативного материала;
  • • ясность и доступность языка закона;
  • • точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
  • • устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Уровень юридической техники свидетельствует об уровне юридической культуры. Юридическая техника прежде всего касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативных правовых актов.

Правотворческая деятельность основывается на определенных принципах. К числу наиболее важных из них отнесены: законность правотворчества, научный характер, профессионализм, демократизм, гласность, гуманизм, использование правового опыта.

Законность в сфере правотворчества предполагает следование твердо установленному порядку принятия нормативных правовых актов. Это означает, что все действия по принятию актов должны производиться в строгом соответствии с правовой регламентационной процедурой и в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа. Каждый принимаемый нормативный акт не может противоречить актам вышестоящих органов. Обязательным условием является соблюдение формы принимаемого акта (закон, указ, постановление, распоряжение и пр.).

Определенными средствами законность призвана обеспечивать соответствие текущего законодательства Конституции страны. «Конституционными» должны быть прежде всего законы, как акты высшей юридической силы. Принятие законов, противоречащих положениям Конституции, неизбежно влечет за собой нарушение устоев правового государства, начал демократизма, гуманизма, а требование о соблюдении таких законов превращается в формальность. Отстаивая принцип соответствия законов Конституции, следует, однако, учитывать, что он имеет значение только тогда, когда сама Конституция законна.

Научный характер правотворческой деятельности выражается в требовании, которое сводится главным образом к тому, чтобы проект нормативного акта готовился на основе имеющихся достижений науки, в первую очередь юридической. Использование научных выводов позволяет правовую действительность значительно приблизить к фактическим отношениям и при регулировании этих отношений учитывать назревшие потребности общественного развития, его объективные закономерности.

Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает участие в нем ученых-юристов, представителей других наук, научных коллективов. Особенно важную роль ученые играют в обосновании целесообразности регламентирования соответствующих общественных отношений, разработке концепции проекта нормативного правового акта, экспертизе проекта на этапе его подготовки и принятия.

Принцип профессионализма непосредственно направлен на повышение качества правотворческой деятельности, эффективности принятия правовых решений. Он проявляется в обязательном участии на всех стадиях правотворческого процесса высококвалифицированных специалистов, обладающих опытом и знаниями в определенной области общественной жизни и имеющих специальную профессиональную подготовку (юристы, экономисты, социологи, политологи и др.). Данный принцип к тому же предполагает, чтобы каждый из участников, задействованных в работе, связанной с правотворчеством, владел приемами этой работы и выполнял ее на достаточно высоком уровне. Прежде всего, это касается депутатов, призванных обеспечивать принятие законов. В отношении последних необходимо, чтобы все они проходили соответствующую общеправовую подготовку.

Демократизм как принцип правотворчества подразумевает учет общественного мнения и отражение его в принимаемых нормативных решениях. Он может быть выражен в непосредственном участии населения в правотворческом процессе, которое обеспечивается возможностью для граждан обращаться в правотворческий орган с предложениями по совершенствованию законодательства и правом граждан принимать нормативные правовые акты в ходе референдума. Проявлением демократизма является также привлечение широких слоев общественности к обсуждению проектов нормативных правовых актов; установление нормотворческих процедур, носящих подлинно демократический характер; выработка мер, направленных на охрану прав парламентского меньшинства и т.п.

Гласность заключается в открытости обсуждения и принятия нормативных актов, доведении до всеобщего сведения правовых решений. Внедрению принципа гласности в правотворчество во многом способствует пресса. В общественную дискуссию, проводимую на страницах печати по тому или иному проекту, вовлекаются широкие слои населения. Цель таких дискуссий состоит в выявлении многообразных мнений и принятии на этой основе оптимальных эффективных решений. Представителям прессы предоставлена возможность присутствовать на заседаниях правотворческих органов. Сами по себе заседания не являются публичными, сообщения о них в прессе обеспечивают необходимую гласность. Сложилась практика трансляции таких заседаний по радио и телевидению. Закрытые заседания предусмотрены лишь в отношении актов, принимаемых в интересах обороны, государственной безопасности, охраны государственной тайны. В определенной мере гласность позволяет осуществлять контроль граждан, их объединений, трудовых коллективов за работой государственных органов, снижая тем самым вероятность проявления с их стороны произвольных, волюнтаристских действий.

Принцип гуманизма предполагает направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Важное значение имеет то, чтобы издаваемая юридическая норма в равной степени отвечала интересам каждого человека, которого данный институт признает субъектом права и не предусматривала каких-либо дискриминационных мер в отношении той или иной части населения, порождающих произвол и бесправие личности.

У Т.В. Кашаниной мы встречаем и другие принципы правотворчества, такие как: стабильность, конкретность, полнота, своевременное обновление, минимализация нормативных актов.

Рассмотрим подробней лишь некоторые из них. Автор считает, что в правотворчестве надо исходить из принципа: регулировать с помощью законодательства лишь вопросы, которые граждане и организации не могут урегулировать самостоятельно и которые затрагивают их общие интересы. «Неоправданная правовая заурегулированность общественной жизни не только ведет к ограничению свободы личности, «гасит» энергию людей, но и вызывает инфляцию законодательства, способную вообще парализовать право как социальный регулятор. Особенно это касается внешней правовой избыточности, т.е. когда одни и те же вопросы регулируются большим количеством нормативных актов» Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник.- М.: Эксмо, 2008.- С.145.

Важное место отводится принципу стабильности. При этом по мнению Т.В. Кашаниной «стабильность отнюдь не означает неизменность законодательства, которая может сделать его косным, не соответствующим реалиям. Стабильность достигается при максимальной продуманности и обоснованности закона. Поспешность, поверхностный подход, неадекватное отражение действительности приводят к многочисленным поправкам и исправлениям в законодательстве» Там же.- С.146. .

Примером может послужить Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который повлек за собой изменение более сотни нормативных актов. Он был издан в период подготовки очередных выборов главы государства. В этот период обостряются ожидания народа, что влияет на результаты выборов. Стремясь их предвосхитить, Президент провел административную реформу. Однако не прошло и месяца, как в данный Указ уже было внесено изменение. В последующем изменения стали носить регулярный характер. Все это говорит о том, что принятие нормативных актов по конъюнктурным соображениям дорого обходится обществу и резко негативно сказывается на стабильности законодательства.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes