Правоприменения
Акт применения права, понятие, структура и виды
6 Сентября 2018 г.
Понятие и признаки
Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права — это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.
Признаками акта выступают следующие критерии:
- Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
- Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
- Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).
В теории права и государства сформулировано определение:
Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.
Отличительные черты
Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:
Вопрос | Нормативно-правовой акт | Акт применения права |
Общие черты | ||
Относится к юридическому акту? | Оба акта являются юридическими | |
Как издается? | Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой | |
Какая степень юридической силы? | Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА | |
Отличительные черты | ||
Какого характера? | Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки | Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение |
К кому обращен? | Обращен к широкому кругу лиц | Адресован лицам, участвующим в деле |
Какой имеет срок действия? | Действует до тех пор, пока его не отменят | Его действие распространяется на конкретный случай |
Как часто применяется? | Может неоднократно применяться в пределах сроков действия | Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу |
Как может влиять на норму права? | Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права | Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм |
Как соотносится с источниками права? | Выступает источником права | Не относится к источникам права, но ссылается на них |
В какой форме выражается? | Только в письменной форме | Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика) |
Классификация и виды правоприменительных актов
В зависимости от субъекта, который принимает акт, выделяют следующие акты:
- Представительных органов;
- Исполнительных органов;
- Судебных органов;
- Контрольно-надзорных органов;
- Негосударственных организаций;
- Органов местного самоуправления и др.
С точки зрения числа субъектов выделяют следующие акты:
- Единоличные (индивидуальные);
- Коллективные.
С точки зрения отрасли права и/или предмета правового регулирования различают акты:
- Гражданские;
- Трудовые;
- Финансовые;
- Конституционные;
- Административные;
- Материального права;
- Процессуального права и др.
По содержанию акты бывают:
- Регламентирующие, уточняющие права и обязанности (должностные инструкции);
- Регистрационные (удостоверение нотариусом тех или иных действий);
- Разрешительные (например, разрешение на приобретение/ношение оружия);
- Запретительные (например, отказ в разрешении приобретения оружия);
- Ограничительные (подписка о невыезде);
- Восстанавливающие право (решение суда о восстановлении в должности незаконно уволенного работника);
- О признании (решение суда о признании отцовства) и др.
В зависимости от функций права акты бывают:
- Регулятивные (исполнительные) (приказ о повышении по службе);
- Правоохранительные (например, приговор суда).
По времени действия акты бывают:
- Однократные (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа);
- Длительного действия (приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы на какой-либо срок).
По способу выражения бывают:
С точки зрения юридического значения различают акты:
- Основные — завершенное решение по делу (приговор суда);
- Вспомогательные — способствующие вынести решение по основному акту (постановление о привлечении лица).
Структура акта применения права
Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:
- Вводная часть: наименование документа и органа его издавшего, состав органа, место и время издания.
- Описательная часть включает притязания истца, возражения ответчика, пояснения других участников дела, то есть здесь излагаются обстоятельства дела.
- Мотивировочная часть отражает пояснения принятого судом решения со ссылками на нормативно-правовые акты, применяемые к рассматриваемому спору и в процессе судопроизводства. По существу, в этой части обосновывается принятое решение.
- Резолютивная часть содержит итоговый результат, окончательный вывод.
Для других актов, в частности, следственных протоколов, из структуры может быть исключена мотивировочная часть, а в разрешительных актах чаще всего встречаются только вводная и резолютивная части.
Правоприменение и правоприменительные органы
Применение права отличается сложностью, многоаспектностью.
Главное и определяющее в применении права – социально-политический аспект, характеризующий его в качестве важнейшего компонента правового регулирования . Применение права, рассматриваемое с социально-политической стороны, конкретизированно, по отношению к данному случаю дополняет властность юридических норм своей властностью, обеспечивает реализацию норм права, доведение ее до конца, активно гарантирует, продолжает и завершает в индивидуально-правовом, поднормативном порядке регулирование соответствующих отношений.
На основании социально-политической характеристики раскрывается и другая сторона применения права – его организационный, технико-юридический аспект. С этой стороны применение права выступает в виде правоприменительной деятельности.
Правоприменительная деятельность представляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательного характера, имеющих творческое, организующее содержание. По своей сути Правоприменительная деятельность состоит в разработке и фактическом осуществлении организационных мер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых норм в жизнь.
Правоприменительные органы — Гос организации которые в пределах своей компетенции имеют право налагать административную уголовную ответственность на юр. и физ лиц. Глава 23 АПК.
Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в реализации субъективных прав граждан. Как отмечает В. А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие – охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод – сфера деятельности исполнительной власти».
Необходимо отметить, что не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний.
Правоприменительный орган, распространяя юридические нормы на тот или другой конкретный жизненный случай, решает юридическое дело, принимает необходимые организационные меры по практической реализации норм права.
В соответствии с этим применение права представляет собой деятельность, осуществляемую в специальных, законом установленных формах . В условиях режима социалистической законности применение права облекается в процедурно-процессуальные
формы, которые обеспечивают достижение истины при реализации юридических норм, охрану прав заинтересованных лиц, защиту от возможных правонарушений.
Значение специально-юридического, технико-юридического аспекта применения права обусловлено тем, что здесь оно выступает в виде такой деятельности, которая относится к технике юриспруденции и потому самым непосредственным образом связана с практической работой юристов.
Рассматривая правоприменительную деятельность как часть техники юриспруденции, нельзя вместе с тем упускать главное и определяющее в применении права – его социально-политический аспект. Отсюда – качественное различие правоприменительной деятельности в эксплуататорском и социалистическом обществах.
Содержание правоприменительной деятельности так же, как и содержание права, может быть рассмотрено под углом зрения его интеллектуально-волевых характеристик.
Интеллектуальная сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в том, что в процессе ее происходит отражение фактов объективной действительности и, следовательно, их познание. Последнее включает установление фактических обстоятельств дела, а также уяснение путем толкования содержания правовых предписаний, применяемых к данным обстоятельствам.
Волевая сторона содержания правоприменительной деятельности состоит в самом государственно-властном решении юридического дела. Наиболее ярко и выпукло она выражается в решениях, направленных на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений (например, в приговорах по уголовным делам, содержащих конкретную меру наказания за совершенное преступление).
Правоприменительный акт — один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов примененияправа вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:
1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы). Этим они отличаются от НПА;
2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3) не содержат в себе правовойнормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываютсяоднократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Большинство правоприменительных актов объективируются в форме письменных документов и, как правило, имеют определенные реквизиты. Зачастую требования к оформлению правоприменительных актов закрепляются в нормативных правовых актах . По структуре такие акты могут состоять из:
• четырех частей (вводной, описательной (констатирующей), мотивировочной и резолютивной (приговор или решение суда);
• трех частей — вводной, описательной, резолютивной (характерно для административных протоколов);
• двух частей — вводной и резулютивной (акты-разрешения на совершение определенных действий).
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.
2. По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
3. По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.
4. По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
5. По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).
6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже — свойства нормативного акта.
Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.
1. Юридическая ответственность — охранительное правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, а другой стороной является правонарушитель. Сторонники этого подхода – проф. В.К. Бабаев, проф. С.А. Комаров, проф. А.В. Малько, и др.
2. Юридическая ответственность — обязанностьлица, совершившего правонарушение, претерпевать последствия своего деяния. Представитель данной позиции проф. В.И Червонюк.
3.Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения, т.е. юридическая ответственность трактуется как реализация санкциинормы права. Так, проф. О.Э. Лейст определял юридическую ответственность как применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией.
4. Юридическая ответственность — наказаниеза правонарушение. Данной позиции проф. Н.С. Малеин.
5. Юридическая ответственность — осуждающая оценкагосударства в качестве реакции на совершенное правонарушение (П.А. Варул, В.В. Луць и др.).
6. Юридическая ответственность — отчет в своих действиях, как необходимость предстать перед обществом в лице соответствующих государственных органов и отчитаться за совершенное деяние (проф. В.А. Тархов).
Применение права (стр. 2 из 3)
а) среди обстоятельств нет юридических фактов;
б) юридический состав неполон;
в) отсутствуют доказательства, подтверждающий необходимый для полноты состава юридический факт.
Ответ:
а) среди обстоятельств нет юридических фактов
Юридическим фактом называется такое жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
В данном случае, если среди обстоятельств нет юридических фактов дело, либо приостанавливается до появления юридических фактов, либо, если факты не предоставляются, дело прекращается.
б) юридический состав неполон
Неполнота и недоказанность обязательного элемента состава, исключают наличие состава и влекут прекращение возбужденного дела либо вынесение оправдательного приговора. И здесь уже не имеет значения, какой из элементов не наступил – главный или «иной», юридические последствия все равно не возникнут.
Выполнив свою временную миссию, промежуточные юридические составы далее не учитываются и «поглощаются», уступая место завершенным (полным) юридическим составам, порождающим итоговые юридические последствия.
Если при рассмотрении дела юридический состав оказывается неполон, то дело приостанавливается до возникновения нового юридического факта. При невозможности возникновения нового юридического факта, дело закрывается.
в) отсутствуют доказательства, подтверждающий необходимый для полноты состава юридический факт
При исследовании обстоятельств дела и обнаружении отсутствия доказательств, дело приостанавливается до изыскания доказательств, либо при невозможности их изыскания, дело закрывается.
№3. Определите, какие из ниже перечисленных актов относятся к нормативно-правовым, а какие к правоприменительным:
а) конституция;
б) постановление президента;
в) приговор суда;
г) приказ по институту.
Ответ:
Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и субъектах РФ. Нормативно-правовые акты издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и других. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти нормативно-правового акта издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативно-правового акта в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативно правовой акт является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы. Права нормативно-правового акта должны образовывать стройную систему, основанную на их юридической силе.
К нормативно-правовому акту относится: конституция.
Правоприменительный акт
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и так далее. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
К правоприменительным актам относятся: приговор суда, приказ по институту, постановление президента.
№4. Приведите примеры правоприменительных актов:
1) органов государственной власти;
2) органов государственного управления;
3) контрольно-надзорных органов;
4) судебных органов;
5) органов местного самоуправления.
Ответ:
1. Правоприменительный акт органов государственной власти.
Акты органов государственного управления наделены высшей юридической силой, по сравнению с другими правовыми актами. Закон — наиболее распространенная форма подобных актов. Акты органов государственной власти, как правило, нормативно — правовые акты. Но в определенных случаях они могут носить индивидуальный характер. Пример: постановление о назначении на должность либо освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации.
2. Правоприменительный акт органов государственного управления.
Форма и результат правотворческой деятельности исполнительно — распорядительных органов (органов управления). По отношению к актам органов власти являются подзаконными, а значит правоприменительным. К ним относятся постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и аналогичных российских ведомств, решения и распоряжения исполнительно — распорядительных органов субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления. Пример: Приказ об увольнении конкретного лица
3. Правоприменительный акт контрольно-надзорных органов.
Пример: положение санитарной инспекции о наложении штрафа.
4. Правоприменительные акты судебного толкования.
Акты судебного правоприменительного толкования обладают различными юридическими свойствами и практическим значением. Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет выделить наиболее важные из них:
Приговор – это решение, вынесенное судом в заседании по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и о применении или неприменении к нему наказания. Он является основным правоприменительным актом суда первой инстанции и разрешает по существу уголовное дело. Его вынесение аргументируется актами казуального правоприменительного толкования, имеющими письменную форму и обязательное значение для всех участников процесса.
Решение — это постановление суда или арбитражного суда первой инстанции, которым разрешается по существу гражданское или арбитражное дело. Сопровождающие его принятие и присутствующие в нем акты казуального правоприменительного толкования обладают государственной обязательностью и выражены в письменной форме. Они отличаются единой («развернутой») внутренней формой. В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Определение — это разновидность судебных актов, в которой концентрируется вся многообразная и сложная организационно-техническая, информационно-справочная и собственно юридическая деятельность органов правосудия.
Необходимо отметить, что определения могут выступать в качестве как основных, так и вспомогательных правоприменительных актов (подготавливать издание основного акта либо обеспечивать его исполнение), выноситься как в виде отдельного акта, так и без оформления в виде отдельного акта (объявляться устно и заноситься в протокол судебного заседания). В каждом из перечисленных видов судебных определений присутствует правовая аргументация казуального характера, имеющая письменную или устную форму, и обязательное значение для всех участников процесса.
Постановление — это разновидность судебных актов, также отличающаяся высокой степенью практической значимости. Юридические свойства и содержание судебных постановлений имеют во многом сходные с определениями судов черты. Связанные с их принятием акты правоприменительного толкования могут иметь как общее (Постановление Конституционного Суда РФ), так и казуальное значение (Постановление Президиума краевого суда), выражаются как в устной (единолично вынесенное постановление судьи по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства уголовного дела), так и в письменной форме (постановление судьи по делу об административном правонарушении), но всегда обладают государственной обязательностью.
Разъяснение процессуальных прав, обязанностей и ответственности участникам судопроизводства является специфическим видом актов устного правоприменительного толкования, имеющим обязательное значение и отличающимся казуальным действием. Оно выступает средством ознакомления граждан с нормами действующего законодательства и практикой его реализации и одним из важнейших факторов понимания правосудия людьми.
Интерпретационная деятельность суда по изложению и доведению до сведения участников процесса их прав, обязанностей или ответственности — это необходимое условие для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и, в конечном счете, для претворения в жизнь принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Данным целям, в частности, служат разъяснение права отвода при объявлении состава суда первой инстанции, арбитражного суда апелляционной инстанции, суда кассационной инстанции; разъяснение лицам, участвующим в деле, и представителям их прав и обязанностей в суде первой инстанции, в арбитражном суде апелляционной инстанции, в суде кассационной инстанции; разъяснение переводчику его обязанностей; разъяснение эксперту его прав и обязанностей; разъяснение подсудимому его прав на судебном разбирательстве и так далее. Очевидно, судебные акты праворазъяснительного значения, направленные на предупреждение свидетелей об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, являются по существу актами правоприменительного толкования, сходными с разъяснениями, ибо они доводят до этих лиц смысл и содержание соответствующих статей УК РФ.