Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Права налоговых органов

31.05.2020 by admin

Содержание

  • Права и обязанности налоговых органов: перечень
  • Права налоговых органов
    • Право № 1 – требовать предоставления документации
    • Право № 2 – проводить проверки
    • Право № 3 – производить выемку документов
    • Право № 4 – вызвать плательщика для объяснений
    • Право № 5 – налагать арест на счета и имущества неплательщика
    • Право № 6 – осматривать помещения и проводить инвентаризацию имущества
    • Право № 7 – определять величину налогов, требуемых к уплате в бюджет страны
    • Право № 8 – требовать устранения нарушений закона
    • Право № 9 – взыскивать задолженности
    • Право № 10 – требовать банковскую документацию
    • Право № 11 – привлечение специалистов
    • Право № 12 – вызывать свидетелей
    • Право № 13 – ходатайствовать о приостановлении лицензии
    • Право № 14 – предъявление исков
    • Видео – Налоговая тайна
  • Обязанности налоговых органов
    • Обязанность № 1 – соблюдение законодательства в области налогообложения
    • Обязанность № 2 — осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства

Права и обязанности налоговых органов: перечень

Налоговые органы – единая структура, в обязанности которой входит сбор и учет выплат, поступающих в государственную казну от граждан нашей страны, а также функционирующих на ее территории организаций. Чтобы обеспечить выполнение возложенных на данную структуру задач, закон определяет права и обязанности налоговых органов. Обе эти категории представлены внушительными перечнями, которые мы предлагаем рассмотреть далее в статье.

Перечень прав и обязанностей налоговых органов — интересная тема, с которой следует ознакомиться не только сотрудникам данной структуры, но и обычным людям, ради лучшего понимания способа функционирования этой структуры

О том, как оплатить пени по налогам, можете прочитать в нашей статье —.

Права налоговых органов

Под понятием права закон подразумевает свободу действий того или иного субъекта в определенном отношении, охраняемую на государственном уровне. Говоря о налоговых органах, нужно отметить наличие большого количества таких свобод. Далее изучим их перечень.

НК РФ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

Право № 1 – требовать предоставления документации

Первым законным правом налоговых органов является предъявление требований относительно предоставления определенного рода документации к:

  • налогоплательщиков;
  • налоговых агентов.

Бумаги, о которых идет речь, как и их форма, регламентированы нормативно-правовыми документами государственных структур и местных властей регионов. Рассмотрим, какие данные они содержат.

Таблица 1. Содержание документации, которую имеет право требовать налоговый орган или его представитель

Разновидность документа Описание
Бумаги для уплаты налогов В этом случае речь идет о документах, которые являются законным основанием для следующих действий:
· удержания налога или сбора в пользу государственной казны;
· дальнейшего перечисления данного налога.
Бумаги, подтверждающие верное проведение процедуры уплаты Эта категория документов представлена формами, содержащими подтверждение того, насколько правильно и своевременно был начислен тот или иной сбор и впоследствии уплачен в бюджет.

Данные органы регулируют все процессы, проходящие в рамках расчета и отчисления налоговых сборов в пользу государственного бюджета

Право № 2 – проводить проверки

Если в процессе рассмотрения дела, касающегося уплаты налогов, возникают определенные сложности, рассматриваемые структуры имеют право произвести налоговую проверку. При этом, специалисты, ее проводящие, должны убедиться, что действуют согласно порядку, установленному Налоговым кодексом нашей страны.

Право № 3 – производить выемку документов

При условии, когда сотрудники налоговой службы имеют основания полагать, что плательщик сборов собирается уничтожить, как-либо изменить или сокрыть документы, необходимые для установления верной величины налога, они имеют право осуществить выемку этих бумаг.

Если сотрудники налоговой имеют достаточно оснований полагать, что документы того или иного лица, нужные для уплаты налогов, будут утаены или уничтожены, они могут произвести их выемку

Право № 4 – вызвать плательщика для объяснений

Также наделены обсуждаемые структуры правом на вызов путем отправки письменного уведомления налогового агента или плательщика сборов ради дачи им каких-либо пояснений, связанных с уплатой или удержанием средств в пользу государственной казны.

Это же право дается рассматриваемому органу при условии, что возникли спорные ситуации во время проведения налоговой проверки, или в прочих случаях, определенных законодательными актами нашей страны.

Право № 5 – налагать арест на счета и имущества неплательщика

Если гражданин или организация пропустили один или несколько платежей по налоговым и прочим сборам, обозначенные в статье структуры могут на совершенно законных основаниях:

  • налагать арест на имущественные объекты, принадлежащие упомянутым лицам;
  • приостанавливать все денежные операции, проводимые по счетам неплательщиков.

Приостановление операций по счету налогоплательщика — одна из наиболее действенных мер воздействия, особенно на учреждения, которые несут за время заморозки большие экономические потери

Разморозить счета и вернуть имущество налоговые органы принимают решение лишь для того, чтобы лицо все же могло с ними рассчитаться. Приостановление операций по счетам довольно часто применяется лишь на сумму долга, но в некоторых случаях приостанавливаются все возможности взаимодействия с лежащими на них средствами.

Право № 6 – осматривать помещения и проводить инвентаризацию имущества

Налоговый кодекс определяет не только это право налогоплательщиков, но и порядок проведения осмотра и инвентаризации. К слову, данные процедуры проводятся к имущественным объектам и территориям, используемым налогоплательщиком или налоговым агентом для получения прибыли. Речь идет о:

  • производственных пространствах;
  • складских помещениях;
  • торговых точках;
  • а также прочих материальных благах.

Право № 7 – определять величину налогов, требуемых к уплате в бюджет страны

За налоговыми органами также закрепляется право по определению величин налоговых сборов, подлежащих к перечислению в бюджетную систему нашей страны.

Определение величины производится в индивидуальном порядке расчетным способом, на основании данных, накопленных структурой о:

  • налогоплательщике, для которого производится расчет;
  • иных аналогичных плательщиках.

Самостоятельное определение налоговых величин органами рассматриваемой категории возможно лишь при отсутствии иных способов установления размера сбора

Разумеется, подобный способ расчета применим лишь в ситуациях, когда представители службы ранее получили от обязанного платить налоги лица запрет на производство принадлежащих ему помещений торгового, складского или иного типа, которые используются им для получения дохода. Либо тогда, когда по объектам, подлежащим налогообложению, плательщик не предоставлял документацию, соответственно, наблюдается явный дефицит сведений, нужных для начисления налогов.

Право № 8 – требовать устранения нарушений закона

Работники рассматриваемой структур могут предъявлять лицам, с которых взимаются налоги и прочие сборы, а также учреждениям, их перечисляющим, требования, направленные на устранение выявленных ранее нарушений положений нормативно-правовых актов в области налогообложения.

Право № 9 – взыскивать задолженности

Также налоговые структуры наделены правом на взыскание недоимок, штрафных санкций или пеней согласно порядку, определенному Налоговым кодексом России.

Право № 10 – требовать банковскую документацию

Банки обязуются предоставлять потребовавшим того налоговым органам бумаги, которые подтверждают факты списания со счета плательщика или налогового агента сумм, положенных государству, представленных:

  • непосредственно сборами;
  • штрафами;
  • пеней.

Право требовать искомую документацию также принадлежит списку гарантированных свобод действия налоговых органов.

Банки обязаны по первому запросу передать в обозначенные органы все требуемые документы

Право № 11 – привлечение специалистов

Представители обозначенной государственной организации могут для проведения контрольных процедур в области налогообложения привлекать лиц, имеющих высокую квалификацию в том или ином вопросе. К ним относятся, например:

  • переводчики;
  • члены юридических практик и т.д.

Право № 12 – вызывать свидетелей

Иногда, чтобы добиться решения какого-либо вопроса, связанного с налоговым контролем, одноименные службы имеют право на вызов свидетелей, обладающих сведениями по важным для дела обстоятельствам.

Право № 13 – ходатайствовать о приостановлении лицензии

Лицензии, выдаваемые государством предпринимателям и учреждениям – документация, определяющая право описанных субъектов на ведение разного рода деятельности. При наличии достаточных оснований, представители обсуждаемой структуры имеют право на ходатайство о:

  • аннулировании лицензии;
  • приостановление лицензии.

ФНС может подать ходатайство об отзыве лицензии или ее приостановлении

Право № 14 – предъявление исков

Наделена изучаемая инстанция также и правом предъявлять исковые заявления в суды:

  • арбитражные;
  • имеющие общую юрисдикцию.

Право на подачу иска также относится к перечню компетенций структуры

При этом, заявленные в исках требования могут иметь различную тематику. Какую, рассмотрим далее в таблице.

Таблица 2. Содержание исковых заявлений, подающихся в суд от имени налоговых органов

Направленность иска Описание
Взыскание выплаты В данном случае речь идет о взыскании накопленных какими-либо лицами долгов перед налоговыми органами, представленных назначенными за совершение правонарушений:
· недоимками;
· штрафными санкциями.
Возмещение ущерба Могут направляться также и иски с целью добиться возмещения ущерба, который был причинен банком:
· государству;
· конкретной населенной территории.
При этом, речь идет об ущербе, который повлекли за собой неправомерные действия кредитной организации в виде списания денежных средств со счетов плательщика уже после того, как они были арестованы рассматриваемой структурой. Ущерб выражен тем, что налоговому органу не удалось удержать задолженность с лица в порядке, установленном Налоговым Кодексом России.
Досрочное расторжение договора Также может подаваться иск, целью которого является расторжение договора, заключенного ранее на получение инвестиционного налогового кредита.

Также возможна подача исковых заявлений в прочих случаях, предусмотренных законодательством России, регулирующим область налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Видео – Налоговая тайна

Обязанности налоговых органов

Помимо свобод на совершение тех или иных действий в рамках закона РФ, данные структуры имеют и обязательства перед государством и населяющими его людьми. Давайте рассмотрим их далее.

Помимо прав налоговые органы имеют также множественные обязанности самой разнообразной направленности

Обязанность № 1 – соблюдение законодательства в области налогообложения

Первоочередная обязанность данного органа заключается в соблюдении законодательства, на котором построена вся его деятельность. Речь идет, разумеется, о нормативно-правовых актах в области налогов и сборов, взимаемых в пользу государственной казны.

Обязанность № 2 — осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства

Представленные структуры обязаны не только следовать нормам, обозначенным нами в предыдущем пункте, но также и осуществлять надзор за соблюдением оных прочими субъектами.

Обязанность № 3 – ведение налогового учета

Еще одна обязанность этих органов состоит во ведении налогового учета в установленном законом порядке, касающегося:

  • различных организаций;
  • физических лиц, в категорию которых входят, как обычные граждане, так и индивидуальные предприниматели.

Обязанность № 4 – бесплатное информирование налогоплательщиков и налоговых агентов

Также берут представители интересующей нас структуры на себя обязательства по безвозмездному информированию, как в устной, так и в письменной форме граждан и налоговых агентов относительно актуальных на конкретный период времени:

  • налогах и сборах;
  • законодательных актах;
  • порядках расчета и уплаты средств в пользу бюджета;
  • полномочиях налоговых органов и официально представляющих их должностных лиц;
  • формах деклараций, подающихся на рассмотрение в качестве отчетности и т.д.

Отвечают представители службы и за бесплатное информирование населения

Обязанность № 5 — использовать письменные разъяснения Минфина в качестве руководства

Обязуются налоговые структуры также следовать составленным Минфином руководствам, действующим в области нюансов использования на практике законодательных актов, регулирующих их деятельность.

Обязанность № 6 – сообщать о постановке на учет в Федеральной налоговой службе

Имеют налоговые органы обязательства и по оповещению аудитории относительно постановки конкретных ее представителей на учет, и предоставлению ей реквизитов по счетам Федерального казначейства. Кроме того, в дальнейшем они должны будут также доводить до сведения плательщиков данные об изменениях по данным счетам.

Обязанность № 7 – принимать решение о возврате сбора

Должны искомые органы осуществлять и принятие решений относительно возврата плательщикам налогов и налоговым агентам денежных величин, уплаченных в казну излишне. В эту категорию могут входить как основные выплаты в бюджет, так и назначенные при просрочке пени, штрафы и т.д.

Вернуть ли плательщику средства в том или ином случае, тоже решают представители этих органов

Обязанность № 8 – соблюдение налоговой тайны

Налоговую тайну составляют такие сведения о плательщике или агенте по выплате налогов, разглашение которых может нанести владельцу непоправимый ущерб. При этом, сведения необходимы налоговой для расчета величины платежей и учета, поэтому, все допущенные к ним сотрудники обязуются соблюдать налоговую тайну, и не допускать к ней посторонних.

Обязанность № 9 –направлять копии акта проверки и решения органа

Представленная структура обязуется отправлять плательщикам налогов копии:

  • актов по проверкам;
  • и решений, вынесенных по упомянутым проверкам.

Кроме того, отсылке подлежат налоговые уведомления или официальные требования по уплате сборов.

Обязанность № 10 – осуществлять совместную проверку

Еще одно обязательство структуры заключается в проведении совместных сверок с плательщиками относительно величин перечисленных выплат и т.д.

Обязанность № 11 – выдавать копии решений

Обязуется налоговая служба и выдавать копии принятых ей решений требующим искомый документ субъектам.

Задача по выдаче копий важных документов лежит в перечне обязанностей структуры

Заключение

Чем больше у кого-либо прав, тем больше и обязанностей. Мы можем наглядно наблюдать справедливость этого изречения на примере налоговых органов и их обширных перечней, представляющих, как все возможности свободно действовать, так и случаи, в которых необходимо ориентироваться на некоторые правила и ограничения. Изучите список подробно, чтобы лучше понимать способ функционирования этой структуры. Таким образом, вы яснее поймете и собственные права.

Основные обязанности налоговых органов

Наряду с предоставленными налоговым органам широкими правами и полномочиями на них возложены также и обязанности. Основная обязанность налоговых органов и их должностных лиц вытекает из главной задачи и состоит в осуществлении контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.

Проводя эту работу, налоговые органы и их должностные лица должны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, действовать в полном соответствии с НК РФ и другими федеральными законами. Должностные лица налоговых органов, как эго прямо записано в НК РФ, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинства.

При наличии у налогоплательщиков неисполненных обязанностей по уплате какого-либо налога налоговый орган обязан направить им требование об уплате налога – извещение о неуплаченной сумме налога, сбора, пени или штрафа, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок. Это требование должно быть направлено налогоплательщику вне зависимости от того, будет он привлечен к ответственности за нарушение налогового законодательства или нет.

В требовании об уплате налога, сбора, пеней и штрафов налоговый орган обязан указать:

  • – сумму задолженности по налогу или сбору;
  • – размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • – срок исполнения требования;
  • – меры обеспечения, которые применяются в случае неисполнения налогоплательщиком данного требования.

Требование, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, требование должно содержать подробное обоснование взимания налога, сбора, пеней, штрафов или процентов, а также ссылку на положения закона о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.

Требование об уплате налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ направляется налогоплательщику таможенным органом. Если требование об уплате налога и пеней выставляется налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам проверки, то оно должно быть направлено в 8-дневный срок с даты вынесения налоговым органом соответствующего решения.

Право налоговых органов проводить контрольные мероприятия, а также предоставленные им широкие права и полномочия налагают на должностных лиц налоговых органов важнейшую обязанность соблюдения налоговой тайны.

Налоговая тайна представляет собой практически любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Поэтому законодательство установило перечень не относящихся к налоговой тайне сведений:

  • – являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика;
  • – об идентификационном номере налогоплательщика;
  • – о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • – предоставляемые налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми, таможенными и правоохранительными органами.

В соответствии с определением понятия «разглашение налоговой тайны», которое дает налоговое законодательство, к нему относится использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Налоговые органы обязаны принимать решение о возврате или зачете налогоплательщикам излишне уплаченных ими или излишне взысканных с них сумм налогов, сборов пеней и штрафов. Согласно НК РФ налоговые органы обязаны сообщать указанным лицам о каждом ставшем известным им факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих налоговых платежей осуществляется налоговыми органами на основании письменного заявления соответствующего лица. При этом налогоплательщик имеет право заявить о направлении сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по другим налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам. При отсутствии такого заявления НК РФ предоставлено право налоговым органам самостоятельно проводить зачет излишне уплаченной суммы в том случае, если имеется недоимка по другим налогам, сборам, пеням и штрафам.

Для возврата сумм излишне уплаченного или излишне взысканного налога налогоплательщик также должен написать в налоговый орган заявление. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности но пеням и штрафам возврат излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки и задолженности. Суммы излишне уплаченного налога должны быть возвращены налоговым органом в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления о возврате. При нарушении указанного срока на эту сумму начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на день такого нарушения.

Вышестоящие налоговые органы и вышестоящие должностные лица обязаны рассматривать жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов, а также на действия (бездействие) их должностных лиц и принимать но итогам их рассмотрения следующие решения:

  • – оставить жалобу без удовлетворения;
  • – отменить акт налогового органа;
  • – отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • – изменить решение нижестоящего налогового органа или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) обязан принять решение по существу вопроса в течение одного месяца со дня ее получения.

Налоговые органы согласно требованиям НК РФ обязаны вести учет организаций и физических лиц, обеспечивать их формами установленной отчетности по налогам и разъяснять порядок их заполнения. В обязанность налоговых органов входит также направление налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов копии актов налоговой проверки и решений налогового органа по результатам проверки.

Российским налоговым законодательством налоговым органам вменено в обязанность предоставление (в том числе в письменном виде) налогоплательщикам по месту их налогового учета следующей бесплатной информации:

  • – о действующих налогах и сборах;
  • – о налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • – о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • – о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Кроме того, налоговые органы обязаны письменно разъяснять вопросы применения законодательства о налогах и сборах и порядок исчисления и уплаты налогов, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения. При проведении контрольной работы налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы обязаны также сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов федерального казначейства. Они должны также доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и другие данные, необходимые для перечисления в бюджетную систему налогов, сборов, пеней и штрафов.

Налоговое законодательство возложило на налоговые органы обязанность предоставлять налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по их запросам справки: о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам; об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам должна быть направлена указанным лицам в течение пяти дней, а справка об исполнении обязанности по их уплате – 10 дней со дня поступления запроса.

Кроме того, по заявлениям соответствующих лиц налоговые органы должны осуществлять совместную сверку уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять им акт указанной сверки в течение следующего дня после его составления. На налоговые органы возложена также обязанность выдавать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам копии решений, принятых налоговым органом в их отношении.

Согласно НК РФ в отдельных случаях на налоговые органы возложена обязанность но исчислению суммы налога. Это относится, в частности, к исчислению таких налогов, как транспортный, налог на землю, налог на имущество физических лиц. В этом случае налоговый орган не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа по данному налогу должен направить налогоплательщику налоговое уведомление. В нем должны содержаться следующие данные: размер налога, подлежащего уплате; расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается ФНС России.

В определенных налоговым законодательством случаях налоговые органы обязаны направлять в уполномоченные следственные органы соответствующие материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такая обязанность возникает, в частности, если налогоплательщик в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования налогового органа об уплате налога, направленного ему на основании решения о привлечении данного налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, не исполнил данное требование. Но при этом сумма неуплаченной недоимки, содержащаяся в данном требовании, должна позволять предположить факт нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления. После направления материалов в органы налоговый орган обязан не позднее следующего дня приостановить свое решение о взыскании с данного налогоплательщика указанных в требовании сумм налога, а также штрафов и пеней.

Проводя контрольные мероприятия, налоговые органы не должны причинять неправомерный вред как самому налогоплательщику, так и находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении имуществу.

Законодательством о налогах и сборах предусмотрена ответственность налоговых, таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) как самих указанных органов, так и их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Возмещение осуществляется за счет средств федерального бюджета. Если же убытки были причинены налогоплательщику в результате правомерных действий должностных лиц налоговых органов, то они не подлежат возмещению из бюджета.

В связи с образованием с 2012 г. в российской налоговой системе нового вида налогоплательщика – консолидированная группа налогоплательщиков, на налоговые органы возложены дополнительные обязанности. Они, в частности, обязаны представлять ответственному участнику консолидированной группы в пределах предоставленных ему полномочий справки о состоянии расчетов этой группы и ее участников по налогу на прибыль. По заявлению ответственного участника консолидированной группы налоговые органы обязаны выдавать копии принятых ими решений в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов является Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), которая входит в состав Министерства Российской Федерации. Ей подчиняются налоговые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии с НК РФ налоговые органы имеют следующие права:

1) требовать документы по установленным формам, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки;

3) при проведении налоговых проверок производить выемку документов в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой налогов (сборов) либо в связи с налоговой проверкой, а также в других случаях, связанных с исполнением налогового законодательства;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика и налагать арест на его имущество;

6) осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки;

7) определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых или иных помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения дохода, либо в случаях непредставления налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых документов для расчета налогов или отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка;

8) требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать эти требования;

9) взыскивать недоимки, пени, штрафы;

10) требовать от банков документы, которые подтверждают факт списания со счетов налогоплательщиков и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11) для проведения налогового контроля привлекать специалистов, экспертов, переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании недоимки, пеней, штрафов;

о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства;

3) вести учет в установленном порядке организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения налогового законодательства;

6) сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и об их изменении, а также иные сведения, которые необходимы для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней, штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения принятых решений и осуществлять зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в соответствии с НК РФ;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать её сохранение;

9) направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и(или) требование об уплате налога и сбора;

10) предоставлять по запросу налогоплательщика справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса налогоплательщика;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов;

12) по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента;

13) направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не погасил полностью недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления. Материалы направляются в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств.

Налоговые органы несут и другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.

Контрольные вопросы

1. Что такое налоговая система?

2. Основные этапы развития российской налоговой системы.

3. Характеристика налоговой системы, действующей в Российской Федерации.

4. Что такое классификация налогов?

5. По каким признакам осуществляется общая классификация налогов?

6. Какова классификация налогов Российской Федерации по принадлежности к уровню власти?

7. Какие налоги являются важнейшими с позиции формирования доходов российской бюджетной системы?

8. Как характеризуется российская налоговая система с точки зрения соотношения косвенного и прямого налогообложения?

9. Из каких нормативных документов состоит налоговое законодательство Российской Федерации?

10. Сроки введения в действие законов о налогах и сборах.

11. Понятие налоговой политики.

12. Цели налоговой политики.

13. Формы налоговой политики.

14. Субъекты налоговой политики.

15. Инструменты регулирования налоговой политики.

16. Состав налоговых органов России.

17. Права налоговых органов России.

18. Обязанности налоговых органов России.

Обязанности налоговых органов

«…1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы по налогу на прибыль организаций;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков.

(пп. 13 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами…»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

    • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
    • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

    Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

    Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

      Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

      • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
      • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
      • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
      • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
      • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
      • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
      • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
      • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
      • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
      • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
      • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
      • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

      Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

      • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
      • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
      • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
      • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
      • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
      • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

      Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

      Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

      Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

      Добавить комментарий Отменить ответ

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Свежие записи

      • Бизнес задача
      • HR бренд работодателя
      • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
      • Фракция в партии
      • Форель разведение в пруду

      Архивы

      • Июнь 2020
      • Май 2020
      • Апрель 2020
      • Март 2020

      Мета

      • Войти
      • Лента записей
      • Лента комментариев
      • WordPress.org
      © 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes