Понятие и виды государственных расходов
Понятие государственных и муниципальных расходов и их классификация
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5
Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.
Выражение государственные (и муниципальные) расходы можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.
Вместе с тем данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.
В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней и другими отраслями права — гражданским, административным и др.
В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделений им государственных или муниципальных средств.
Государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.
Анализируя содержание правовых институтов государственных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.
Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.
Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.
Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группысоответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня (муниципальные).
В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создания резервов.
Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации является ст.21 Бюджетного кодекса РФ.
Так, в составе расходов можно выделить направления расходов на:
а) отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;
б) социально-культурную сферу и науку;
в) охрану окружающей природной среды;
г) оборону;
д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
е) международную деятельность;
ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;
з) создание запасов и резервов;
и) прочие расходы.
Понятиям государственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общих характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные) и местные (муниципальные) или более обобщенно — на государственные и местные (муниципальные).
49 Программно-целевой метод планирования расходов бюджета
Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути – способы – средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов .
Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.
По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления .
Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.
1.Разработка общих целей.
2.Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени.
3.Определение путей и средств их достижения.
4.Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими .
На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.
Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.
Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).
Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы .
Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать вывод, программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.
50 Финансовое обеспечение бюджетных учреждений
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда. По условиям и порядку финансирования бюджетное учреждение признаются также правоохранительные органы, органиции и учреждения, созданные для обеспечения функций национальной обороны, другие организации, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного пр-тия. Бюджетные учреждения функционируют как государственные и муниципальные предприятия; все они подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. На финансирование бюджетного учреждения, кроме бюджетных ассигнований из федерального, регионального или местного бюджетов и средств внебюджетных фондов, могут использоваться и др. источники. К примеру, школы покрывают часть своих расходов за счет средств, вырученных от продажи ученических поделок, изготовленных в производственных мастерских; вузы — за счет средств от продажи научных разработок. Если бюджетное учреждение в соответствии с его учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в распоряжение бюджетного учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Бюджетные учреждения вправе распределять доходы от платной деятельности между ее участниками, а также направлять их на достижение уставных целей, предусмотренных учредительными документами. Бюджетное учреждение располагает имуществом, закрепленным за ним собственником, и имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств, выделенных по смете. Это имущество используется бюджетным учреждением в соответствии с законом, уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества. Однако по своим обязательствам бюджетное учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами, а не закрепленным за ним имуществом; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несет собственник соответствующего имущества. Бюджетное учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать свой финансовый план, который составляется в форме сметы доходов и расходов. В этой смете в отличие от прежнего порядка, когда составлялась отдельно смета специальных средств, отражаются поступления как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления платной деятельности (оказания платных услуг по уставной деятельности; использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления; и т.д.). В ходе бюджетного планирования бюджетное учреждение на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных (муниципальных) услуг и установленных норм и нормативов финансовых затрат на их осуществление и с учетом исполнения сметы текущего года составляет и представляет бюджетную заявку на предстоящий финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю бюджетных средств. По утвержденной смете бюджетные учреждения получает бюджетные средства и расходует их в объеме, устанавливаемом бюджетной росписью с учетом сокращения и индексации. Более обоснованному обеспечению средствами бюджетного учреждения должно содействовать внедрение в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных стандартов и разрабатываемых на их основе бюджетных норм. Бюджетное учреждение вправе расходовать бюджетные средства в соответствии с правовыми актами и законами только на: оплату труда; перечисление единого социального налога (взноса) в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсации выплаты работникам; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключению государственным или муниципальным контрактам, в случае же их отсутствия — по утвержденным сметам. Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается. Что касается средств, полученных за счет внебюджетных источников, то бюджетного учреждения, согласно статье 161 п. 6 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельны в их расходовании при исполнении сметы доходов и расходов. При исполнении сметы Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителем бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов, финансируемых из бюджета, между предметными статьями и видами расходов. Если бюджетное учреждение в установленном порядке уменьшается размер средств, выделяемых целевым образом для финансирования заключенных договоров, то учреждение и его партнеры по договору должны согласовать новые сроки финансирования, а при необходимости -и другие условия договора. Партнеры по договору вправе требовать от бюджетного учреждения возмещения ущерба, понесенного в результате неполного или несвоевременного финансирования, но только в размере реального ущерба, причин, изменением условий договора. Само бюджетное учреждение в случае недофинансирования имеет право на компенсацию в объеме недофинансирования. Бюджетное учреждение подведомственные федеральным органам исполнительной власти, обязаны использовать бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ. Все бюджетные учреждения должны своевременно представлять отчеты и другие сведения об использовании бюджетных средств.
⇐ Предыдущая12345
Социальные расходы государства: понятие, источники, структура, динамика
Понятие «социальные расходы» и источники их формирования.
Функционирование социальной сферы, производство социально значимых благ и услуг (медицинских, образовательных, социальных, услуг ЖКХ) предполагает затраты соответствующих ресурсов: финансовых, материальных, организационных, информационных. Обеспеченность финансовыми ресурсами является важнейшим условием эффективности социальной политики государства и развития социальной сферы.
Практика экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что финансирование социальной сферы, реализация мер социальной политики могут осуществляться за счет как государственных (бюджетных и внебюджетных) ресурсов, так и средств компаний и организаций, а также личных средств граждан.
Важно запомнить
Социальные расходы — это затраты финансовых средств, осуществляемые субъектами социальной политики в целях ее реализации, обеспечения функционирования социальной сферы и производства социально значимых благ и социальных услуг. Совокупные социальные расходы — суммарные социальные расходы всех заинтересованных сторон, включая личные средства граждан (домохозяйств), общественных организаций и фондов.
Следует обратить внимание на то, что в последние годы наряду с понятием социальных расходов все более широко используется понятие «социальные инвестиции». И если в отношении социальных затрат государства экономисты, статистики, финансисты традиционно продолжают использовать понятие «социальные расходы», то на корпоративном уровне — уровне бизнес-организаций — используется термин «социальные инвестиции». Подтверждением этого являются доклады о социальных инвестициях российских компаний, подготовленные Ассоциацией менеджеров России (АМР) по итогам исследований, проведенных в 2003—2004, 2007—2008, 2012—2014 гг.
Введение этого термина не случайно. Понятие «инвестиции», в отличие от понятия «расходы», которое ассоциируется с безвозвратными потерями, отражает долгосрочные вложения средств с целью получения определенного положительного эффекта. Как правило, при упоминании об инвестициях имеются в виду долгосрочные вложения в тс или иные проекты (производственные, инфраструктурные, строительные) и активы, прежде всего в основной капитал (оборудование, транспортные средства, производственные здания и сооружения). Признание человеческого капитала важнейшим активом как отдельной компании, гак и общества в целом, определяющим возможности повышения конкурентоспособности, экономического роста, устойчивого развития, позволяет рассматривать вложения в человеческий капитал (здоровье, образование, профессиональную подготовку, условия жизнедеятельности) в качестве инвестиций. Вместе с тем в нормативноправовых и финансовых документах, отражающих расходы финансовых средств государства на социальные цели (бюджеты различных уровней и социальных фондов), используется понятие «социальные расходы».
Важно запомнить
Для подавляющего большинства экономически развитых стран мира характерен смешанный принцип финансирования социальной сферы, предполагающий формиро1
вание соответствующих финансовых ресурсов из нескольких источников: государственных, корпоративных, общественных, средств домохозяйств. Различия могут касаться доли того или иного источника финансирования в совокупных социальных расходах и свидетельствовать об особенностях экономической модели и социальной политики государства, характерных для той или иной страны. Россия не является исключением.
Основными источниками формирования совокупных социальных расходов в РФ являются следующие:
- 1. Государственные (федеральные и региональные) и муниципальные ресурсы:
- — консолидированный бюджет РФ, охватывающий бюджет центрального правительства (федеральный), бюджеты отдельных территориально- административных единиц (региональные), бюджеты местных органов самоуправления (муниципальные);
- — целевые бюджетные фонды;
- — государственные социальные внебюджетные фонды (социального, пенсионного и медицинского страхования).
- 2. Негосударственные финансовые ресурсы:
- — бизнес-организаций;
- — некоммерческих организаций социальной направленности;
- — благотворительных организаций и фондов;
- — домохозяйств.
Основным элементом совокупных социальных расходов являются государственные социальные расходы.
Государственные расходы — это общие суммарные расходы правительства, региональных и местных органов власти, связанные с выполнением государством своих функций и обязательств. Фактически речь идет о средствах, которые государство аккумулирует в бюджетах различного уровня и внебюджетных фондах (путем взимания налогов) и использует для финансирования государственных расходов (оборона, инвестиции в экономику, образование, здравоохранение, фундаментальная наука, культура, обслуживание государственного долга и т.д.).
Важно запомнить
Социальные расходы государства — это затраты финансовых средств, осуществляемые государством в целях реализации его социальных функций, достижения целей социальной политики. В социальные расходы государства включают затраты по таким разделам бюджетной классификации, как «Образование», «Социальная политика», «Здравоохранение, физкультура и спорт», «Культура, кинематография и СМИ».
стве развитых стран государство несет основную ответственность за финансирование социальной сферы, а государственные социальные трансферты охватывают от 50 до 90% населения этих стран.
Государственные средства – это средства, которые принадлежат государству; шире – публичные средства.
Государственными средствами официально считаются средства:
- Государственный бюджет,
- местные бюджеты,
- Национального банка,
- Государственных целевых фондов,
- Пенсионного фонда,
- общеобязательного государственного социального страхования,
- общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы,
- общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением,
- предусмотренные Законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности»
- учреждений или организаций, образованных в установленном порядке органами государственной власти, местными государственными администрациями или органами местного самоуправления,
- государственных и местных фондов,
- государственного оборонного заказа,
- государственного заказа для удовлетворения приоритетных государственных нужд,
- государственного материального резерва,
- Аграрного фонда,
- Фонд социальной защиты инвалидов,
- предоставляемых заказчикам под гарантии Кабинета Министров и органов местного самоуправления по кредитам, займам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями или на условиях софинансирования вместе с иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями.
Статьи государственного бюджета
Особенности государственного бюджета России
Определение 1
Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов, запланированная и обязательная к исполнению на очередной календарный год.
Бюджетный процесс включает в себя этапы анализа бюджета прошедшего года, прогнозирования, разработки нового бюджетного плана, его утверждения, исполнения и завершающего контроля. Процесс обслуживается уполномоченными органами государственной власти. В России разработкой бюджета занимается Правительство РФ утверждение проводится силами Федерального собрания в нескольких чтениях. В случае возникновения разногласий относительно отдельных пунктов бюджета, формируется специальная комиссия, чьей основной задачей является достижение компромисса.
За исполнение бюджета отвечает Федеральное казначейства страны. Оно может выполнять кассовые операции, открывать и закрывать счета, присваивать им определённые режимы. Федеральное казначейства выполняет контрольную функцию относительно органов власти, распоряжающихся бюджетными средствами, а также лиц, уполномоченных управлять ими.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Статьи государственного бюджета 440 руб.
- Реферат Статьи государственного бюджета 240 руб.
- Контрольная работа Статьи государственного бюджета 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Бюджет России состоит из трех уровней:
- федерального;
- местного;
- регионального.
Межбюджетные отношения регламентируются Бюджетным Кодексом РФ. Существует так же понятие консолидированного бюджета. Это все финансовые средства страны, находящиеся в государственном ведении и управлении. Госбюджет является основой финансовой системы страны. С его помощью государство обеспечивает свою деятельность, а также обороноспособность государственных границ. Часть средств идет на экономическое и социальное развитие общества. Стоит отметить, что госбюджет является инструментом государственного воздействия на экономику. Через него органы власти могут влиять на хозяйственные процессы, стимулировать отдельные отрасли народного хозяйства.
Статьи доходов бюджета государства
Доход государственного бюджета представляет собой всю совокупность денежных средств, поступающих государству в виде налоговых и неналоговых отчислений, а также денег с предназначенных для внебюджетных организаций.
Около 84% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Налоги являются обязательными платежами, проводимыми субъектами хозяйствования в пользу государства, путём отчуждения части их имущества на безвозвратной основе. Это могут быть налоги на прибыль организаций, косвенные налоги, связанные с реализацией продукции и услуг. Некоторые налоги и платежи поступают только в федеральный бюджет, другие частично направляются в местные и региональные бюджеты.
Местные бюджеты, как правило, пополняются за счет земельного налога, а также налогов на рекламу, на действия дарения или вступления в наследство и лицензионных сборов. На региональном уровне аккумулируются налоги на дорожную часть домашних хозяйств, акцизы за добычу алмазов, подоходный налог, уплачиваемый иностранными гражданами в пользу бюджета.
Неналоговые поступления включают в себя деньги от эксплуатации имущества государства и муниципалитетов. На счета бюджета могут поступать прибыль санитарных и государственных предприятий, доходы от услуг, оказываемых бюджетными организациями, проценты по кредитам, выданным иностранным государствам и международным организациям. Так же неналоговые доходы могут складываться из иностранных займов, прибыли от размещения государственных ценных бумаг и других коммерческих доходов.
Особняком стоят доходы внебюджетных фондов, так как юридически они считаются независимыми от государственного бюджета. Однако, их связь с бюджетом очевидна. Средства внебюджетных фондов используются строго для определённых целей. Расходование средств идет на обеспечение социальных и экономических программ государства.
Статьи расходов бюджета государства
Под расходами государственного бюджета понимается распределение средств, находящихся в нем, согласно бюджетном проекту страны. Все расходы бюджета делят на текущие и капитальные расходы. Текущие направлены на оказание поддержки субъектами государственной власти, а также для формирования субсидий и субвенций в рамках меж бюджетных отношений. Капитальные расходы идут на инвестиционную деятельность, инновации.
В зависимости от выполняемых целей все расходы бюджета делят на:
- Военные расходы. Они идут на обеспечение национальной обороны, безопасности населения.
- Содержание государственного аппарата управления. Государство не может осуществлять коммерческую деятельность и получать доход. Обеспечение функционирования государства осуществляется за счет бюджетных средств. С помощью денег бюджета работает Президент, Правительство РФ, органы судебной и исполнительной власти, правоохранительным система, организации бюджетной сферы.
- Социальные расходы в виде компенсаций государственным организациям, обеспечивающим выплаты страхового характера. Средства, направленные на содержание учреждений государственной и муниципальной сферы деятельности и другое.
- Экономические расходы. Могут быть представлены в виде субсидий отдельным отраслям народного хозяйства. Средства бюджета используются для поддержания отраслей, не способных приносить существенные коммерческие доходы. Экономическое применение бюджетных средств предполагает погашение государственного долга, пополнение госбюджета драгметаллами, резервной валютой.
- Внешнеполитические расходы. Сюда относят расходы на организацию политической деятельности государства за его пределами, расходы в области международного сотрудничества и другое.
Расходы бюджета планируются так же, как и доходы. Их объёмы должны быть сбалансированными. На практике часто возникает профицит или дефицит бюджета. В случае превышения доходов над расходами, часть свободных средств направляется на укрепление золотовалютного фонда, инвестиции в экономику, науку. Если расходы превышают объем доходов, то государство стремится к уменьшению текущих и будущих расходов.
Политика государственных расходов
Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам.
Под государственными, или правительственными, расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда государства по различным направлениям. Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Экономическая сущность расходов бюджета прежде всего проявляется во множественности их видов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и тому подобное. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета — функциональный.
При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп:
- v финансирование промышленного и сельскохозяйственного производства;
- v финансирование социально-культурных мероприятий;
- v финансирование науки;
- v финансирование обороны;
- v содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
- v расходы по внешнеэкономической деятельности;
- v создание резервных фондов;
- v расходы по обслуживанию государственного долга;
- v прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля над использованием бюджетных ассигнований.
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета и расходы местных бюджетов.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
- Ш сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- Ш снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- Ш развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- Ш повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на перспективных научно-исследовательских работах в сфере ВПК;
- Ш снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
- Ш усилить контроль над использованием бюджетных средств;
- Ш обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния государства на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.