Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Получает ли священник зарплату?

08.06.2020 by admin

Содержание

  • В РПЦ назвали зарплаты священников
  • Личный счётНа что живут священники
    • Священник
    • 20 000–200 000 рублей
  • Духовное образование
  • Как стать священником
  • Церковная карьера
  • На что живет приход
  • Расходы
  • Отчисления
  • Доход священника
  • Светские траты
  • Сколько зарабатывает церковь
  • Из ученого в священники
  • Церковные специальности
  • Переезд в Россию
  • Регулярные расходы церкви
  • Разовые расходы: иконы и паникадило
  • На чём зарабатывает церковь
  • Пожертвования деньгами и детским питанием
  • В церковь тоже приходят с проверками

В РПЦ назвали зарплаты священников

— Священник, как и любой другой человек, получающий зарплату, платит налоги, — сказал он в эфире программы «Церковь и мир». — Законодательство у нас одно для всех, оно в полной мере распространяется и на священников, и на храмы, и на зарплаты, которые выплачиваются — каждый из нас платит налоги в полном объеме.

По его словам, наиболее обеспеченными в материальном плане оказываются многочисленные церковные приходы — с большим количеством прихожан. И они, как правило, складываются в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге. Влияет на доходы храма и его место расположения в городе, и то, новое ли здание у церкви или старый исторический памятник.

По словам митрополита Илариона, чем дальше в глубинку, тем, как правило, приходы менее состоятельные. В деревне священники могут жить не только скромно, но и бедно.

Приходы за пределами России, особенно в дальнем зарубежье, обычно являются «очень бедными», так что во многих приходах священники вообще не имеют зарплаты, получая лишь символическое пособие. Им приходится трудиться на светской работе, а в храме служить в свободное время.

Кроме зарплаты, священник может получать пожертвования за совершение так называемых треб. Но они не регулярны, и не предполагают назначение цены. Митрополит Иларион подчеркнул, что сейчас в Церкви введена практика отсутствия ценников: «Мы всегда говорим, что могут быть только рекомендуемые суммы пожертвования». При этом в Церкви «никому не могут отказать в крещении, отпевании или венчании, если он не может заплатить», отметил он.

Личный счётНа что живут священники

The Village продолжает рассказывать, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске — священник. В России церковь живет на пожертвования, зарплата священникам выплачивается из тех денег, которые собирает его же храм. Бюджеты небольшого деревенского храма с простыми прихожанами не сравним с доходом крупного столичного прихода, у которого есть ктиторы (крупные благотворители). И доходы, которые получают священники, могут отличаться в десятки раз. Приходской священник анонимно рассказал The Village, как получить место в богатом храме, на что живет приход, какова наценка на свечки и куда идут пожертвования.

Профессия

Священник

Доход

20 000–200 000 рублей

в среднем 70 000–120 000 рублей

Траты

4 000–5 000 рублей

оплата коммунальных услуг

15 000–20 000 рублей

продукты и кафе

20 000 рублей

бензин и обслуживание автомобиля

15 000–20 000 рублей

одежда

3 000 рублей

тренажерный зал

10 000–15 000 рублей

хобби

20 000–40 000 рублей

накопления

Духовное образование

Священниками становятся только те, кто получил духовное образование и окончил семинарию. Раньше было проще: обычный человек мог стать священником, если имел желание и долго прислуживал в церкви. Несколько лет назад семинарии приравняли к государственным вузам, но сделано это было только на бумаге, потому что на самом деле духовное образование сильно отличается от светского.

Вступительные экзамены в семинарию проводятся по Закону Божьему. Когда принимают ребенка в школу, требуют, чтобы он умел считать и писать. Здесь точно так же. Все то же самое ему будут преподавать в течение четырех лет, только углубленно. Основные предметы — Новый Завет, Ветхий Завет, библеистика, история церкви, история русской церкви. Чтобы диплом был приравнен к диплому бакалавра, добавили общеобразовательные предметы: русский язык, русскую литературу, иностранный. Полный список предметов зависит от места, где находится семинария.

Престижными считаются Московская духовная академия и семинария и Санкт-Петербургская семинария. Это давно существующие школы. В новообразованных или переделанных из училищ семинариях не дают как такового образования, обучение там основано на заповедях Русской православной церкви, а именно на послушании. Послушание — это, например, работа под началом своего собрата, чистка снега, уборка листьев, мытье полов и туалетов. Фактически это превращается в систему унижений, потому что провинившиеся делают такую работу чаще, чем понравившиеся начальству.

В семинарии есть должность помощника проректора по воспитательной работе. Он занимается распределением послушаний. Это такая психологическая «давилка» на более-менее свободолюбивых ребят, чтобы заставить их смирить свой пыл. Многие не выдерживают и уходят. Дежурные помощники так и говорят: «Ты пришел смиряться, отдать все и положить свою жизнь церкви». Здесь срабатывает эффект позвоночника: кто гибкий, тот освобождается от работы и потом получает лучшие места. Некоторых освобождают от грязной работы вовсе, если те приближаются к священнику и начинают заниматься церковной службой. Так выстраивается иерархия.

Здесь срабатывает эффект позвоночника: кто гибкий, тот освобождается от работы и потом получает лучшие места.

В моей семинарии воспитательную работу возглавлял очень мягкий человек. Сначала мне было удивительно, как он может быть лоялен к слабостям семинаристов, которым разрешается пить или курить. Потом я понял, что так определялись слабости человека, а потом его брали на крючок. Такие люди оставались как бы в кулаке и после окончания семинарии.

Сейчас почти в каждой епархии и митрополии большого областного центра есть семинария. Хотя это абсолютно не нужно: слишком много священников выпустили в последнее время. Если все «выйдут в поля», то не смогут себя прокормить. Поэтому кто-то ушел на светскую работу, а кто-то живет в деревне подсобным хозяйством. Чем дальше от центра, тем уровень семинарий ниже, несмотря на то, что диплом везде один.

Во время обучения бывают дежурства в храме и череды, когда студент помогает на клиросе, прислуживает на церковном богослужении, участвует в общей молитве. В каждом городе есть духовный глава — епископ, митрополит или архиепископ. Для его службы нужно большое количество церковных служителей. На эту роль берут ребят из семинарий. Те, кто более-менее способен к пению, долгим стояниям на службе и отличается представительским видом, становятся иподиаконами. Они помогают в богослужении — подают митрополиту свечу, снимают с него шапку, держат книгу и делают еще сто малозначимых мелочей.

Как стать священником

Человеку, который окончил семинарию, очень сложно устроиться на нормальную, «светскую», работу, поэтому он находится как бы в крепостническом положении и согласен выполнять то, на что обычный человек не согласится. У того, кто оканчивает семинарию, стоит выбор: либо он оканчивает ее неженатым и постригается в монашество (но редко кто выбирает такое — это сложно), либо ему срочно нужно жениться. От этого зависит, получит ли он место, рукоположение (посвящение в духовный сан. — Прим. ред.) и должность. Есть условный клуб православных девушек, которые общаются с учащимися семинарии и выбирают себе мужа.

Если семинарист очень удачливый, то он женится на дочери попа, и его определяют в тот же храм, где служит священником ее отец. В Петербурге были целые священнические семьи, кланы, династии, когда места в лучших центральных храмах передавались по наследству — от отца к сыну или к мужу дочери.

После женитьбы выпускник семинарии пишет на имя епископа прошение определить его в священники. Либо просит пострига в монашество, и уже после определения в монастырь может стать священником. После этого менять семейное положение или уходить из монастыря уже нельзя.

Все стараются выбить себе место через каких-то друзей, знакомых, покровителей. Могут договориться о практике — пойти в храм в качестве чтеца. Там уже священник смотрит, нужен ли ему такой потенциальный «коллега» или нет, сможет ли он с ним сработаться или нет. Обычно быстро берут глупеньких, которые не будут совать нос в дела, управление и финансы.

Церковная карьера

В церковной иерархии есть церковнослужители и священнослужители (вторые прошли рукоположение и могут совершать таинства и обряды). Промежуточное между ними звено — иподиаконы. Церковнослужители не допущены к совершению таинств, они лишь помогают в ведении служб. Священнослужители — это диаконы, потом иереи, то есть священники, которые могут совершать богослужения, выполнять любые требы и управлять приходом. Следом — архиереи, епископы, архиепископы, митрополиты и патриарх.

То, сколько времени у семинариста займет путь в священники, зависит от способностей конкретного человека. Можно пройти посвящение из иподиакона в дьяконы, а на следующий день стать иереем. Я знаю случаи, когда в 17 лет человек уже был священником. Вообще, после окончания семинарии в 21 год человек может стать священнослужителем. Если к этому времени он нашел себе место, то для посвящения нет никаких препятствий.

Обычные люди относятся к священнику с благоволением. Как правило, он не делает никакой грязной работы. Если это приход с большим количеством прихожан, нанимаются уборщицы, привратники, свечницы, а священник приходит только на службу. Если приход в деревне, то там доход небольшой и ему с матушкой приходится делать все самим.

Судьба священника зависит от симпатий начальства. Если человек очень способный, но неуживчивый, то у него не будет никакой карьеры. Способность к послушанию стоит на первом месте. Если у человека есть связи в миру, то его не будут продвигать, потому что это означает слишком большую самостоятельность. Как правило, карьеру делают напористые, не очень далекие и крайне лояльные к руководству люди. Такие мальчики могут в 22 года стать ректором гимназии или правой рукой епископа. Но обычно они остаются там ненадолго, потому что работа нервная и даже опасная. У человека сразу образуется множество завистников. А в юном возрасте сложно понять баланс сил, расстановки в городе или области, тем более, если мальчишка приехал из деревни. Где-то он перегибает палку, где-то срабатывает жадность.

В приходах своя история. Есть глава прихода. Это либо давно назначенный священник, либо молодой, который только что получил приход. Внутри прихода между священниками тоже постоянно идет борьба за влияние, власть и деньги. Новый человек начинает переманивать часть паствы, прихожан на свою сторону, старается им угодить, показать, что он гораздо лучше, чем предстоятель, чтобы со временем его заменили. Он перетягивает на свою сторону и влиятельных пожертвователей прихода, и самых активных бабушек, которые могут усложнить жизнь его начальству.

В первые века христианства было хорошо: священника избирали люди из своего состава там, где он проживал. Там до своей смерти он и оставался. Теперь в России перевод священников — дело очень частое. Сами священники уходят редко: если разочаровываются в христианстве вообще. Бывает, что священник разочаровался в религии, но остается служить все равно. Таких случаев больше, потому что человек, не имея профессии, не может никуда уйти.

Провинившегося могут сначала отправить в деревенский приход, потом в неоплачиваемый отпуск, а потом и вовсе уволить.

Увольняют за проступки, которые повлекли за собой публичный ущерб церкви. Провинившегося могут сначала отправить в деревенский приход, потом в неоплачиваемый отпуск, а потом и вовсе уволить. Не терпят пьянства. Но часто дела заминаются, если это удается. Если все попадает в газеты, как история про священника на большой машине, который сбил человека, его карьера заканчивается. В целом в личную жизнь никто не лезет, главное, чтобы никакие порочащие церковь действия не вышли в публичное пространство.

Каждый сам осознает, где он может остановиться. Чем выше по карьерной лестнице, тем выше конкуренция. Только очень хитрые и пронырливые люди могут балансировать между силой главы церкви, архиереем и теми, кто хочет их сместить. Это очень шаткое положение, и если раз его потерять, то сложно завоевать заново. Репутация в церкви очень важна.

На что живет приход

Приход живет только на пожертвования прихожан и захожан. Тех, кто приносит денежки, покупает свечи, иконки, крестики, записки, заказывает требы (священнодействия, которые совершает священник по просьбе отдельных людей — крещение, венчание, освящение и так далее. — Прим. ред.). Тут месяц на месяц не приходится. Летом люди разъезжаются по дачам, и доход сразу падает. Самый большой доход приходится на Пасху, а также на рождественские и крещенские службы. Еще все зависит от места, где находится приход. Я знаю, что есть приходы, где и 10 тысяч рублей не наберется в месяц. Потому что там придут бабульки, принесут банку варенья, десяток яиц, конфеты, положат на канон и говорят: «Помяни моего дедушку». Большие храмы в областных городах могут иметь 1–2 миллиона рублей в месяц. Если храм в Москве, то доход может исчисляться миллионами. Этими деньгами распоряжается настоятель. Настоятель — глава юридического лица, местной православной религиозной организации. Храм не может считаться храмом, если на бумаге у государства не зарегистрирован.

Деньги, которые проходят через расчетный счет и отражаются в бухгалтерских документах, нельзя использовать нецелевым образом. Цели прописаны в уставе религиозной организации. Все такие поступления действительно идут на уставную деятельность. Неофициальные доходы у прихода возникают потому, что настоятель не хочет фиксировать большое количество денег. По разным причинам. Я знаю, что одного священника вызывали наверх, потому что на счету у прихода скопилась большая сумма, а он никуда не тратил. Его из-за этого сняли: надо уметь тратить любые суммы.

Самая большая наценка на свечи — в десятки раз. Это деньги из воздуха.

Не все пожертвования и деньги от продаж иконок проходят через бухгалтерию. Кстати, вы только думаете, что покупаете крестик в церкви, а на самом деле вы жертвуете рекомендуемую сумму, а взамен получаете крестик. Чисто юридически вы его потом не сможете вернуть, потому что получили его как бы бесплатно. В основном речь как раз об обычных пожертвованиях, когда дядечки и тетечки приносят деньги за свечечки. Если кто-то отстегнул миллиончик на новую колокольню, это большая редкость. В общем, основной доход — торговля православными сувенирами. Какую наценку делать на товары в церковной лавке, решает настоятель. Самая большая наценка на свечи — в десятки раз. Это деньги из воздуха.

Церковные предприятия вроде свечного заводика — это скорее исключение. В ручном труде задействовано много людей. Они должны где-то жить, их нужно кормить, заказывать производные для товаров. Это сложная схема, но без перспективы получения каких-то сногсшибательных доходов. Производство —затратное, а потому редкое явление. Если оно и есть, то это скорее социальная деятельность — занять людей или приютить бомжей.

Священники в России выполняют роль недопсихологов. С ними люди не лукавят, стараются рассказать самое сокровенное, легко идут на контакт. Если священника пригласили освящать квартиру, то стараются ему всячески угодить — таким образом завязываются отношения. Священник начинает поздравлять семью с праздниками, те в ответ приглашать его на семейные торжества. Более состоятельным людям священник, конечно, уделяет больше внимания, потому что они пожертвуют больше, чем какая-нибудь старушка. Бывает, священник, видит, что человек работает на заводе, и делится с ним, что вот, мол, строим колокольню, нужна сетка-рабица. И человек от чистого сердца сетку-рабицу несет. Бывает, приходят священники к директору организации и в лоб говорят: «У меня вот храм в вашем районе, нам нужна машина щебня». Но, как правило, это все же свободная воля. Или появился в области новый завод — приходит батюшка его освящать, а потом мельком говорит о проблемах прихода. Некоторые могут даже задружиться с директорами.

Крупные поступления редко бывают денежными — их часто дают строительными материалами, оплатой счетов за электричество, но не напрямую. Но некоторые конторы заинтересованы в выводе капитала через благотворительность, потому что очень сложно посчитать, сколько денег ушло на строительство храма. Бывает, что смета завышается в два раза.

Расходы

Самые крупные расходы — это содержание штата. На зарплаты и обязательные налоговые отчисления тратится около 40 % всей прибыли. Есть штатное расписание, где указаны все сотрудники: настоятель, священник, диаконы, свечницы, уборщицы, звонари. Если я глава прихода, могу нанять не свечницу, а владычицу морскую. Унифицированных окладов нет. Стараются делать не ниже прожиточного минимума, чтобы не было проблем с налоговой. Если человеку нужен стаж, оформляют его на полставки. Зарплата свечницы, допустим, 9 тысяч рублей. У священника чуть больше, чтобы как-то отличаться. Но там может быть что угодно написано — в основном по минимуму, чтобы платить поменьше налогов.

Другая официальная статья расходов — крупные закупки товаров. Здесь действуют вполне рыночные отношения, и настоятель старается найти, где подешевле. В течение года ему звонят разные поставщики, привозят образцы, присылают предложения на электронную почту. Если в ходу определенные серебряные крестики, их заказывают с запасом. Сейчас все просто: компании доставляют все что угодно. В РПЦ есть «Софрино» — это крупное предприятие, которое производит всю церковную утварь, иконы, сосуды для богослужений, иконостасы, свечи, облачения. Несмотря на то что это необязательный поставщик, каждая епархия должна оформить там заказ, чтобы загрузить производственные мощности. Обычно епархиям нужно закупиться в «Софрино» на несколько миллионов в год, чтобы не получить проблем с руководством.

Если приход очень богатый, то самое дорогое, что могут заказать, — иконостас. Заменить его или сделать новый стоит от 1,5 до 10 миллионов рублей. Хотя такие покупки редки даже в богатых храмах. В церквях на окраине иконостас часто печатают на фотобумаге, чтобы издалека не было понятно, икона это или репродукция. Кадила, литургические наборы, другие предметы богослужения могут стоить десятки и сотни тысяч рублей. Иногда такие подарки делает какой-нибудь богатей, который выбирает себе храмик и считается его покровителем.

Крупные расходы в приходе бывают, когда готовятся к приезду высокого чина. Некоторые священники в маленьких храмиках даже берут кредиты, чтобы накупить цветов. Так демонстрируют лояльность. Если архиерей один раз сказал священнику, что тут нужен забор, а там надо украсить дорожку, в следующий его приезд священник просто обязан поставить забор и постелить дорожку, даже если она пригодится всего один раз. Самодурство епископов не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Это проверка послушания.

Отчисления

Нельзя занимать хорошее место, если не отстегиваешь наверх. Без этого священник не продержится и месяца. Каждый большой праздник глава епархии старается служить в крупных храмах. Там происходит передача денег, не только ему, но и всем, кто с ним служит, — каждому по конверту. Настоятель может отдавать больше половины (иногда доходит даже до 80 %) прибыли, которая вчерную идет мимо кассы, нигде не проходя по бумагам. Дальше все идет по цепочкам выше и выше. Одна цепочка очень короткая: в епархии, где мало священников, все отдают напрямую епископу. Если это большая разросшаяся бюрократическая машина, как в Московской области, то все идет через благочинных. Все это, помимо церковного налога (около 20%), который платится официально.

Церковная верхушка аккумулирует эти средства. Когда человек приходит на первый курс семинарии, он уже видит эту цель. Плох тот семинарист, который не хочет стать архиереем. Почему? Именно из-за благ, которые можно получать.

Через год после назначения епископ может купить дом где-нибудь в Италии.

Через год после назначения епископ может купить дом где-нибудь в Италии. Хранить деньги на счетах — дурной тон. Как правило, люди покупают себе дорогие украшения, кресты с драгоценными камнями, улучшают быт настолько, насколько это вообще возможно: обустраивают дом как барскую усадьбу, не отказываются от дорогих кушаний. Один человек при должности в Петербурге просил приносить ему устриц, чтобы они «аж пищали». Он ее кушает, а она пищит.

Доход священника

Рабочий день священника зависит от расписания богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7–8 утра, а заканчивается в 11 часов. Потом садятся за трапезу прямо в храме или берут еду из дома, потому что утреннее богослужение совершается натощак. Священнику нельзя есть после полуночи, нельзя есть и пить до причащения во время богослужения. После этого священник устраивает себе небольшой отдых или у него назначены требы.

Требы — это частные богослужения, которые люди заказывают для себя: венчание, освящение, отпевание, беседы перед крещением. Всем этим занимается батюшка. Доход рядового священника складывается из оклада и денег, полученных от треб.

Рекомендованная сумма пожертвований за требы ограничивается только фантазией настоятеля. Иногда все четко прописано в объявлении на притворе храма. Иногда, когда спрашивают, сколько должны, священники отвечают «Ну, обычно дают 3 тысячи» или «Сколько можете подать». Человек переживает, что мало, и дает больше. Некоторые священники могут упасть в ноги и начать плакаться, говорить, что дети в обносках ходят, а матушка болеет. Но это крайность, конечно.

Если человек заказал требу в храме — пришел в церковную лавку и попросил освятить квартиру, — то доход пойдет на нужды храма. Если священник «получает заказ» по своим каналам, то деньги кладет себе в карман. Одна треба стоит от 500 рублей до 30 тысяч рублей. Знают историю, когда за освящение вертолета дали именно 30 тысяч. Но в среднем освящение дома стоит 3 тысячи рублей.

В областном городе у рядового священника, не настоятеля, в месяц выходит от 20 до 200 тысяч рублей. Начинающий священник априори не может много зарабатывать: 20 тысяч на требах и 15 тысяч зарплата — всего 35 тысяч. Но для выпускника вуза в областном городе это нормально. Я не говорю о Москве. Москва — другая страна. Священники тут могут 200 тысяч в среднем получать. Настоятель центрального храма — от миллиона рублей.

Светские траты

Очень редкий священник вне церкви ведет жизнь, отличную от светского человека. Деньги уходят на аренду квартиры или покрытие ипотеки, на еду, бензин, ремонт машины, отдых. Что-то откладывается на крупные покупки. Все как у обычного человека. Если у священника есть несколько детей, конечно, основные траты будут на питание, школу и детские сады, одежду, лекарства.

Специальные служебные квартиры имеют редкие богатые храмы. Это скорее исключение. Священник должен сам оплачивать жилье. Деревенские храмы, как правило, находятся рядом со священническим домиком. Но домики эти пребывают в жалком состоянии, и туалет там на улице. При некоторых монастырях бывают гостиницы, но все это временные варианты на переночевать. Жилье священник ищет сам. Снимает комнату или квартиру, а со временем продает жилье в своем городе, переезжает и перевозит семью. Мой доход колеблется от 70 до 120 тысяч рублей. У меня есть своя квартира, на оплату коммунальных услуг уходит 4–5 тысяч рублей.

На еду можно потратить 15–20 тысяч рублей. На это уходит не так много, потому что в России есть традиция приносить продукты за поминовение усопших. Так что хлеб, крупы, растительное масло, кагор, конфеты мы вообще не покупаем. Священник может спокойно уносить домой этот «сухой паек» — это обыденные вещи, но в питании вполне пригодные. Часто приносят что-то с огорода — лук, яблоки. В основном ем дома, но могу зайти в кафе или перекусить в фастфуде несколько раз в неделю. Это никак не возбраняется ни начальством, ни обществом. Конечно, люди оглядываются на человека в рясе, но большинство священников выходят в город в нормальной одежде.

На бензин и обслуживание машины расход большой, потому что на требы приходится выезжать на автомобиле: нужно везти с собой облачение и специальные предметы. Доходит до 20 тысяч рублей в месяц.

На одежду много не трачу. Какие-то расходные предметы гардероба могу обновить за 15–20 тысяч рублей. А подрясник и ряса настолько медленно изнашиваются, что покупается раз в пять-десять лет. Ряса стоит 15 тысяч рублей, подрясник еще 10 тысяч.

Ряд священников в крупных городах открывают мелкий бизнес — кафешки или магазины. Мечта каждого священника — чуть-чуть подкопить и получить свободу от духовного руководства. Потому что прессинг достаточно высокий, а хочется быть спокойным за свое будущее.

Священники редко берут кредиты, потому что есть постоянный приток денег. Чаще образуются накопления, которые переводят в недвижимость. У меня, например, есть вторая квартира, и я ее сдаю. Ряд священников в крупных городах открывают мелкий бизнес — кафешки или магазины. Мечта каждого священника — чуть-чуть подкопить и получить свободу от духовного руководства. Потому что прессинг достаточно высокий, а хочется быть спокойным за свое будущее.

Почти все священники стараются посещать спортзал, чтобы себя не запустить, потому что богослужения,длящиеся часами, требуют физических сил. Ведь от долгого стояния со временем начинает болеть поясница. В месяц на это уходит около 3 тысяч рублей.

Все специфические траты идут за счет прихода. Например, облачение священника — это расходы церкви. Священник пользуется одним и те же облачением чуть ли не в течение всей жизни. Конечно, какое-то облачение может находиться в его собственности, но в основном все храмовое. Если человек хочет, то может дополнительно покупать для треб масло, свечи и иконки. Но это настолько малая сумма, что вряд ли отражается на его бюджете.

По законодательству священнику предоставляется отпуск — 28 дней. Нужно подгадать, чтобы он не совпал с отпуском другого священника. Как и где отдыхать, священники вольны выбирать. Редкий священник едет в отпуск в церковной одежде. Хотя в облачении священников часто пропускают без очереди или продают что-то подешевле. Я людей, которые этим пользуются, считаю позерами. В остальном священника в очереди на вылет на юг России не так просто отличить: мода на бороды отняла последний шанс.

Один-два раза в год священники выезжают за границу в паломнические поездки. Если победнее, то на русский юг. Стараются хоть раз в жизни побывать в святых местах — в Иерусалиме или на Афоне. Но, откровенно говоря, священники избегают таких поездок. Они относятся к этому как к работе: в таких местах их будет ждать куча прихожан. Соглашаются, если их зовут бесплатно сопроводить группу паломников и поработать гидом. В свой отпуск священник редко ездит по святыням. Предпочитает море, чтобы позагорать.

Каждый третий гражданин России, Украины и Беларуси периодически посещает церковь.
Люди ищут успокоение, молятся за здравие, оставляют пожертвования и просят священников отпустить все грехи. Именно священники проводят большую часть обрядов, являясь проводниками между Богом и прихожанами.

Библия гласит, что трудовая деятельность священников должна быть безвозмездной и выполняться по зову сердца, однако на самом деле представители церкви хорошо наживаются на обычных гражданах.
Зарплата священников может составлять от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей.
Особенно высокий доход имеют настоятели московских храмов.

Какая зарплата у священников в России?

Многие служители православной церкви в России ездят на дорогих автомобилях, покупают красивые загородные дома и пользуются современной техникой, которая для большинства граждан кажется непозволительной роскошью. Все потому, что представитель церкви, которую посещает большое количество прихожан, может ежемесячно получать 100 000, 500 000 и даже 1 500 000 рублей. Рядовой батюшка, работающий в крупном городе РФ, имеет доход от 70 000 до 200 000 рублей, а зарплата священников провинциальных городов – от 35 000 до 100 000 рублей.
Наиболее высокооплачиваемым регионом считается Приморский край. Далее следует Москва и Санкт-Петербург. Размер заработной платы священника зависит от общего дохода храма. Официальная статистика гласит, что среднестатистическому представителю православной церкви ежемесячно выдают на руки 57 000 рублей, однако реальные цифры отличаются от государственных подсчетов.
Интересно отметить, что некоторые священники зарабатывают гораздо больше российских чиновников. Львиная доля государственных служащих имеет доход от 50 000 до 70 000 рублей, лишь единицы получают до 90 000 рублей. А если сопоставить зарплату наиболее почитаемых священников и депутатов Госдумы, можно смело сказать, что представители церкви уверенно выигрывают.
Как зарабатывают представители православной церкви?

Представители церкви живут за счет «спонсорской помощи». Например, прихожане покупают свечи, иконы, книги, цепочки, кресты и другую христианскую атрибутику, делают щедрые пожертвования, финансово благодарят за проведение церемонии крещения, венчания и другие оказанные услуги. Формируется некоторая сумма, из которой настоятель храма отдает 20 % епархии, оплачивает коммунальные услуги, а остаток средств распределяет между всеми сотрудниками храма, исходя из стажа, должности, профессиональных обязанностей и личностных качеств.
Необходимо отметить, что современные священники имеют трудовую книжку и медицинскую страховку. Обязательно платят все взносы и отчисления, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Рабочий день священника православной церкви в России ненормированный и составляет от 6 до 14 часов. Ежегодный отпуск – 28 календарных дней, предоставляются некоторые льготы.
Сколько денег получают священники в мире

Работники церкви из стран СНГ зарабатывают на уровне коллег из России. Что касается Украины, тут средняя зарплата священника составляет 30 000 рублей и тоже зависит от региона. Максимальный доход имеют батюшки и настоятели храмов из Киева (до 433 000 рублей). Достаточно высоким доходом хвастаются недобропорядочные служители церкви, которые берут взятки и скрывают пожертвования, полученные при предоставлении частных услуг.
Зарплата священников в разных странах мира:
Беларусь – 24 000 рублей;
Италия – 700 евро;
Испания – 800 евро;
Франция – 950 евро;
Бельгия – от 1800 до 6 000 евро.
Целесообразно отметить, что заработок священника православной церкви в России и во всем мире отличается нестабильностью. Например, когда храм получил многомиллионное пожертвование, доход священнослужителей стремительно возрастает. Если практически нет никаких взносов от прихожан – зарплата священников становится достаточно скромной.

Православная Церковь в отличие от Католической не только допускает, но и поощряет брачное Священство. Безбрачие остается достоянием священнослужителей, принявших на себя иноческие обеты, или овдовевших священников и диаконов. Намеренный отказ от Брака без принятия монашества (целибат) вызывал к себе очень осторожное отношение на протяжении многих веков истории Православной Церкви.

Брак православного духовенства регламентирован особыми каноническими постановлениями, основное из которых требует совершения таинства Брака над кандидатом в священнослужители непременно до совершения над ним таинства Хиротонии.

Ранняя Христианская Церковь в вопросе о Браке священнослужителей не высказала окончательного решения, предоставив каждому кандидату в пастыри решать этот вопрос лично. Так, 51-е правило святых апостолов не объявляет целибат обязательным условием посвящения. В эпоху I Вселенского Собора (325) Церковь в лице аскета Пафнутия (который, казалось бы должен был отстаивать безбрачие) встала на защиту женатого Священства, зная и предвидя искушения и трудности Священства целибатного.

«Правила святых апостолов» не допускают в клир второбрачных, в тома числе и тех, кто, овдовев, женился во второй раз: «Кто после святого Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного чина» (Ап. 17). В правиле сказано «после Крещения». Это значит, что требование его распространяется на тех, кто уже является христианином. В толковании на 17 Апостольское правило Иоанн Зонара уточнял: «Мы веруем, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быти произведенным в священство. Но кто после крещения совершит блуд или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства». Впрочем, надо иметь в виду, что если кто-нибудь был крещен, будучи женат и продолжал жить с женой после крещения, то это и есть его первый брак. Но в целом следует сказать, что не усматривается препятствия к священству у того, кто вступил во второй раз в брак ввиду вдовства до принятия крещения. Правило упоминает еще как препятствие для принятия священства, если кто «наложницу имел». Это означает, что не может стать священником лицо, состоявшее в незаконном, внебрачном сожительстве с женщиной, также и в так называемом гражданском браке.

Но в христианском обществе слышались и другие голоса, отрицающие женатое Священство. Струя известного ригоризма всегда была сильна в церковной среде; и представители этого направления выдвигали требования, несовместимые с благостью и любвеобилием евангельской морали, а также с мудростью и предосторожностью церковного опыта. Постановления Гангрского Собора (между 340—370) явно свидетельствуют о церковных прещениях, направленных против аскетических ригористов в вопросе Брака священнослужителей. Так, например, 10-е правило этого Собора угрожает отлучением тому, кто превозносится своим девством над сочетавшимися Браком. Прещением же угрожает 4-е правило тем, кто считает «недостойным для себя причащаться у женатого священника».

13-м правилом Собор утверждает, что Бракосочетание не должно быть препятствием к рукоположению, ибо брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4), и соединен ли ты с женой? не ищи развода (I Кор, 7, 27). «Если же диакон или пресвитер под видом благочестия изгоняет жену, да будет анафема».

В 1076 году, при папе ГригорииVII, в Западной Церкви был узаконен целибат как обязательное условие для священнослужителей всех степеней. Восточные Церкви отнеслись к этому нововведенному канону скептически (если не отрицательно), предлагая неженатому или вдовому кандидату в священнослужители принять монашеские обеты перед Рукоположением.

В России законом, изданным в 1869 году, Хиротония целибатов была официально разрешена лишь по достижении кандидатом 40 лет. Знаменательным событием в церковной жизни было рукоположение митрополитом Московским Филаретом (1782—1867) профессора МДА А. В. Горского, не связанного ни узами супружества, ни обетами иночества. Предвосхищая возможные нарекания со стороны Святейшего Синода, митрополит Филарет поручил сначала А. В. Горскому составить историческую справку об отношении Церкви на протяжении се многовековой истории к целибатному Священству, Когда эта в высшей степени исторически документированная справка была составлена, профессору был предложен священный сан, а по прошествии недолгого времени он был возведен в протоиереи и назначен ректором МДА.

После Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 годов Рукоположения целибатов участились. Однако нормой для кандидата в священный сан, не принявшего монашеских обетов, по-прежнему остается возможность вступить до Рукоположения в освященный Церковью канонический Брак.

Рукоположение представляется православному сознанию неким рубежом, отделяющим мирское поприще от церковного. После прохождения через царские врата и обхождения святого престола священнослужитель уже не может возвращаться в гущу мирской суеты. С этого момента он — служитель Христов и должен шаг за шагом освобождаться от приражений мира сего. Любовные переживания, сватовство, жениховство, свадебные торжества и радости медового месяца, как таковые ни в коей мере не осуждаемые Церковью, представляются несовместимыми с духовным подвигом пастыря, отдавшего себя на служение Богу и своим духовным чадам. Не лишая диакона или иерея радостей семейного очага, уюта и ласки родных и близких ему людей. Церковь ограждает их священный сан от обмирщения и поругания.

Для воспитанника духовной школы, готовящегося принять священный сан, непременно встает проблема устроения своей личной жизни. Очень многих еще неженатых кандидатов эта проблема смущает и даже заставляет откладывать Рукоположение или, наоборот, толкает на необдуманный брак со случайной избранницей, впоследствии оказывающейся неспособной нести особые тяготы жены священника или просто нецерковной, Не найдя себе по сердцу спутницу жизни, которая решилась бы связать с ним свою судьбу и понести крест «матушки» такой кандидат готов, отчаявшись, решиться на целибатное Священство, не представляя всех искушений и тягот этого пути. Поэтому так важно заблаговременно начать поиски верующей, церковной и самоотверженной девушки, готовой на всю жизнь связать себя с будущим диаконом или священником, разделить с ним все испытания его служения, не дать ему почувствовать одиночества ни в собственном доме, ни в приходской среде, быть посредницей, смягчающей или принимающей на себя все острые моменты современного домашнего и приходского быта, избавлять по возможности священника от множества забот мира сего, дабы он как можно полнее отдавал себя служению Богу и пастырству.

Жена священника должна быть подготовлена к материнству, к духовному и нравственному воспитанию своих детей в любви ко Христу и Его Церкви, а также к ближнему, в духе кротости и стойкости, веры и мудрости, в духе надежды и молитвенного дерзновения.

Кандидат в священники должен кроме того помнить о канонических требованиях, предъявляемых церковной дисциплиной к его будущей жене. Священник не может жениться на иноверной (IV Вселенский собор, 14 пр.), все члены его семьи должны быть православно верующими (Карфагенский собор, 45 пр.); его дети не должны сочетаться браком с нецерковными людьми (Лаодикийский собор, 10 пр.; Карфагенский собор. 30 пр.); невеста будущего священника, равно как и он сам, должны сохранить целомудрие до брака, а потому она не может быть вдовой, разведенной или находиться в блудном сожительстве (Апостольское правило 18; VI Вселенский собор, 3 пр.). Ищущий священного сана должен помнить, что в будущем из-за неблаговидного поведения его жены он может быть подвержен прещениям вплоть до лишения сана.

В положении жены священника есть, однако, помимо традиционных ограничений, налагаемых церковной дисциплиной и общественным мнением в приходской среде, еще и особые психологические трудности, вытекающие из специфики пастырского служения ее мужа, и требующие от нее особого такта и терпения. Между священником и его женой, которые в идеальной семье привыкают ничего друг от друга не скрывать, неизбежно возникает и расширяется сфера сокровенного, доступная лишь священнику и его духовным чадам, но полностью закрытая для матушки. Это тайна пастырства, тайна исповеди, тайна чужой жизни. Священник в весьма значительной мере душевно и духовно не принадлежит своей жене, но зато глубоко связан в этом плане с множеством своих исповедников, интересами, страданиями и радостями которых он живет, как своими собственными. С ними он составляет «покаянную семью», жизнь которой в большой мере умаляет его участие в жизни своей собственной естественной семьи. Паства постепенно становится между священником и его женой, и это является главным испытанием чуткости, душевного такта, духовной высоты матушки, пробным камнем ее любви, ее крестом.

Однако в этом вопросе не следует впадать и в противоположную крайность. Разумеется, пастырская деятельность не освобождает священника от обязанностей главы семьи, ее благоустроения, от забот по воспитанию детей, от бытовых проблем, решаемых его отеческой волей и мудростью в согласии с женой. Но законные притязания матушки не должны вступать в конфликт с пастырским подвигом духовного руководства, преображения душ светом истины, их воспитания и таинственным окормлением.

Здесь и речи быть не может ни о банальном чувстве ревности со стороны матушки к духовным детям несмотря на то, что, как правило, большинство среди них женщины, ни о греховном любопытстве. Лишь в исключительных ситуациях возможно тактичное вмешательство. Речь идет о тех случаях, когда вокруг священника, помимо его воли, образуется окружение экзальтированных женщин-почитательниц («мироносиц», как называют их в церковном просторечии); бесцеремонно вторгаясь под видом удовлетворения духовных нужд или особой «заботливости» в домашнюю жизнь священника, они создают средостение в его отношениях с женой, которое может послужить причиной острого семейного конфликта и соблазном для других верующих. В этом случае только личная интуиция, внутренняя гармония и правильное понимание матушкой своей задачи способны разрядить сгустившуюся, духовно нездоровую атмосферу вокруг священника, которая может иметь для него и его семьи трагические последствия,

«Незаметно незаменимая» — вот, пожалуй, кратчайшее наименование роли «матушки» в ее сотрудничестве с мужем в современной приходской жизни. Это сотрудничество достигает своей полноты, когда матушка деятельно участвует и в литургической жизни своего прихода, подвизаясь в качестве регента, псаломщицы, чтицы или певицы. Именно жена священника призвана явить во всей полноте образ женского служения Церкви.

Однако участие матушки в приходской и богослужебной жизни нельзя считать обязательным. Лишь в том случае, когда у нее есть к тому особые дарования, соответствующая подготовка и опыт (музыкальный слух, певческий голос, умение руководить церковным хором, по большей части состоящим из непрофессиональных певцов), а также если сам священник найдет это участие полезным, нужным и не нарушающим мира и согласия в приходе, — лишь тогда сотрудничество матушки будет плодотворным. Всегда надо помнить, что в первую очередь матушка должна заботиться о своем доме, хозяйстве и семье, быть для мужа нежной и преданной женой, а для детей — любящей матерью. Излишние претензии на роль «помощницы в трудах своего мужа» могут вызвать неверное понимание, а то и соблазн в среде верующих, что лишь повредит положению священника.

БРАК И СВЯЩЕНСТВО.

Христианский Брак и христианское Священство учреждены Господом и совершаются в Его Церкви таинственной благодатью Святого Духа при участии священнослужителей и молитвенно сослужащих им мирян. В таинстве Хиротонии освящается полное единение рукополагаемого с Церковью Христовой и даруется благодать тайносовершения и пастырства в среде Народа Божия.В таинстве Брака освящается единение мужчины и женщины во взаимной любви как необходимая ступень к единству в любви всех верующих и каждого из них с Богом; благодатно освящается деторождение. На земле это единство людей совершается силою Духа Святого в единстве Христа и Его Церкви.

Итак, брачный союз, семья —это образ взаимной любви Христа и Церкви, поэтому полное единство жизни мужа и жены — первый шаг ко всеобщему единству всех в Боге. Семья — это клетка в богочеловеческом организме Церкви, поэтому семью и называют «малой Церковью». Отцы Церкви видели таинство Брака в самом соединении мужа и жены, освященном Церковью в одно сверхличное существо путем согласия и любви. Поэтому святой Иоанн Златоуст называет взаимную любовь супругов таинством.

Что же касается деторождения, то появление детей — это особое, несомненно желанное благословение Божие супружеской чете, зависящее от таинственного произволения Божия. Нельзя утверждать, что женщина создана единственно как помощница мужчины для деторождения, ведь есть немало бездетных Браков, которые тем не менее нельзя назвать безблагодатными.

В книге Бытия таинственно говорится, что Всеблагий Бог создал из праха земного человека как мужчину и женщину, и, одарив его вечным дыханием жизни, поставил над земным творением. Из второго сказания мы узнаем, что сначала был создан мужчина — Адам, а потом по всеблагому замыслу Своему Господь создал из ребра Адама жену его — Еву, сопроводив это тайнодейственными словами: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему (Быт. 2, 18), В этом втором сказании ясно показано некоторое первенство мужчины, которое, как мы видим из дальнейшего свидетельства книги Бытия, есть первенство в ответственности. Кроме того, первозданной человеческой чете еще в раю была дана заповедь плодиться и размножаться.

В раю не было необходимости для людей в приготовлении еды, одежд, крова, так что Еву нельзя было рассматривать как помощницу в хозяйстве. В чем же женщина могла и может быть помощницей мужчине помимо деторождения? Православная Церковь предлагает свой ответ на этот вопрос. Ева — женщина должна была стать помощницей мужу — Адаму в великом деле, которое поручил ему Бог. Господь сотворил Адама как Своего наместника на земле, как вселенского царя и священника. Бог поручил Адаму совершенствовать Эдем, уже и без того прекрасный сад. Сотворив мир, Бог возрадовался. Хорошо весьма, — говорит Он, завершая каждое звено творения. Но Создатель хотел еще большего совершенства; будучи Совершенен, Он поручил дальнейшее бесконечное совершенствование творения человеку, созданному по образу и подобию Божию и потому могущего быть соучастником Божественного созидания. Дело человека — творчество. По учению Православной Церкви, образ Божий в человеке следует понимать динамически, это есть постоянное стремление к совершенству во всем, устремленность к Самому Всевышнему во исполнение заповеди Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48). В этом бесконечном устремлении к Богу человек должен был увлечь за собой и всё Творение Божие, Но тварь противостоит Богу—Творцу. Всякое творческое устремление человека требует вдохновения, а высшее вдохновение, порыв к святости — это ответ на веяние Духа Святого.

Для усиления этого творческого вдохновения мужчины Бог и создал ему помощницу—женщину. Она должна быть как бы передатчицей вдохновения Святого Духа и для этого быть чистой и светлой приемницей Его даров.

У многих отцов Церкви брачное торжество в Кане Галилейской есть прообраз литургического собрания, а чудо претворения воды в вино — прообраз еще большего чуда — евхаристического Пресуществления вина в Кровь Христову.

Таинство Брака и Евхаристия тесно связаны. В древности таинство Брака сводилось лишь к благословению епископа и предбрачному совместному Причащению жениха и невесты. Позже развившийся чин Браковенчания совершался во время Божественной литургии в присутствии всей общины.

Таинство Брака, как и евхаристическое общение, длится всю жизнь, поэтому общецерковное и брачное единение пожизненно связаны. На Браке в Кане Галилейской присутствуют, как и всегда в Церкви, как и в любой христианской семье, Сам Господь и Его Пречистая Матерь, В этом собрании явлена церковная полнота, подобно тому, как она устрояется на дискосе во время Проскомидии.

Сколько зарабатывает церковь

Из ученого в священники

Мой муж — священник, но так было не всегда.

Тридцать пять лет назад мы познакомились в Москве в университете. Поженились, родилась дочь, мы крестили ее в деревенском храме. Обстановка так впечатлила мужа, что он решил креститься и сам, а потом захотел и обвенчаться.

Муж шел на красный диплом в МГУ, ему приходили приглашения в аспирантуру от иностранных вузов. Но он стал ходить в храм, подружился с батюшкой, помогал ему и всё больше приобщался к церкви. Через десять месяцев после окончания университета его рукоположили.

Церковные специальности

Чтобы лучше понимать, как устроена работа церкви, я расскажу, кто в ней вообще служит.

  • Настоятель храма — главный по всем вопросам и управляющий. Он решает, на что потратить деньги, выдает зарплату, управляет закупками и персоналом.
  • Священники выполняют ежедневные обязанности: ведут службы, проводят требы — крестят, венчают, отпевают и освящают.
  • Диаконы помогают на службах и требах в храме.
  • Младший персонал — алтарники и пономари — разжигают кадила, готовят храм к службе, следят за одеяниями.

Еще есть свечницы, уборщицы, охранники, бухгалтер, чтецы, певцы — всё как в обычной компании, только работа проходит в храме.

В церкви есть община — несколько активных прихожан-волонтеров. Одного из них назначают старостой, и он получает зарплату. Староста — как завхоз. Он ищет спонсоров, договаривается с подрядчиками, распределяет благотворительную помощь среди прихожан и бедных.

В нашем храме служит один священник — мой муж, диакона нет. В алтаре помогают прихожане или наши сыновья.

Основная часть сотрудников получает фиксированную зарплату. Все трудоустроены официально: есть запись в трудовой книжке, страховые и пенсионные взносы. В маленьком храме нет диаконов и рядовых священников — всю работу делает настоятель.

По сути выходных нет, как и отпуска. Всю жизнь священник обязан служить по воскресеньям. Если куда-то уезжаешь, нужно найти там храм и договориться о службе.

Выходных нет, как и отпуска. Всю жизнь священник обязан служить по воскресеньям

Пенсии в том смысле, что можно перестать работать в определенном возрасте, у священников нет: служить нужно до самой смерти или пока позволяет здоровье. Знаю батюшек, которые уже не могли ходить, но по воскресеньям служили: их приводили в храм под руки, а на службе они не выходили из алтаря и работали сидя. Единственная причина не работать — тяжелая болезнь, когда нет возможности встать с кровати. Однажды мужа забрали в больницу с аппендицитом сразу после воскресной службы, а уже в следующее воскресенье он служил снова.

Пенсию платит государство. Поскольку официальная зарплата священника — минимальный оклад, то и пенсию получают минимальную.

Уйти по своему желанию в другую церковь или переехать нельзя: священники подчиняются епископу и работают там, где он скажет.

Переезд в Россию

Первый наш приход был в райцентре в Украине. Храм находился в заброшенном кинотеатре. Помещение было разрушено: с потолка падали балки, штукатурка осыпалась. Служить приходилось в небольшом вестибюле. В городке не было отопления, свет давали по расписанию. Чтобы провести службу, зимой приходилось включать обогреватели. А если не было света, кадило примерзало к рукам.

Если не было света, кадило примерзало к рукам

Муж прослужил там десять лет, служба не приносила денег, а детей у нас уже было четверо. Поэтому приняли решение переезжать.

Муж поехал в Троице-Сергиеву лавру к старцу за советом. Тот велел ехать «на север от Москвы». Так и вышло: муж нашел приход в областном центре, снял крошечную квартиру и прошел испытательный срок. Через полгода я взяла детей и иконы и переехала к нему.

В храме был купол, крест и входные двери. Внутри — ничего похожего на церковь. В советское время в помещении была птицефабрика и лесопилка, здание перешло в собственность РПЦ незадолго до нашего переезда. Не было иконостаса, пол разного уровня, внутренние помещения без отделки.

В самом храме лежали ненужные вещи до потолка, штук десять советских сервантов, кресел. Было ощущение, что люди несли ненужное в храм, чтобы не отвозить на свалку. Возможно, они делали это из добрых побуждений, но вещи и мебель стояли посреди церкви никому не нужные.

В советское время храм разделили на два этажа, нам пришлось срезать балки, которые держали второй уровень. В одном из приделов был туалет и душевые комнаты. Вокруг плесень и сырость, старинные фрески на стенах не сохранились.

Мы до сих пор, уже десять лет, приводим церковь в порядок. Первым делом вызвали два трактора с прицепом для хлама, потом поменяли пол: в нем были щели толщиной в палец. Всё это делаем на пожертвования.

Территорию вокруг храма раньше использовали как свалку для строительного мусора со всего города. Там были стекла, окна, песок, цемент, железобетонные блоки. Отвоевываем землю по кусочкам: вывозим мусор, сажаем цветы и деревья. Глубоко копать не получается, потому что внизу строительный мусор и бетон.

На территории храма стояло недостроенное помещение, которое мы приспособили под дом. Мы называем его своим, но юридически он принадлежит епархии. Если мужа переведут в другое место, дом мы потеряем.

Регулярные расходы церкви

Разумеется, считать церковь бизнесом нельзя. Но если бы она была бизнесом, то наша церковь была бы очень убыточным бизнесом.

В нашем храме работают настоятель, две свечницы по очереди, уборщик, дворник, староста и хор. В будни в хоре поют два человека, в выходные и на праздники — четыре или больше. Хор получает оплату за выход, все остальные на ставке. Еще есть повар: по воскресеньям мы кормим прихожан обедом. Раньше были охранники, сейчас на них нет денег. Отдельно платим преподавателю воскресной школы.

Всех сотрудников оформляем официально, платим зарплату по закону и отчисляем страховые взносы. Вот сколько уходит на зарплаты:

Должность
Зарплата в месяц

Две свечницы

15 000 * 2 = 30 000 ₽

Староста

5000 ₽

Повар на выходные и праздники

5000 ₽

Дворник

15 000 ₽

Уборщик

15 000 ₽

Хор

от 20 000 ₽ до 50 000 ₽

Всё вместе

120 000 ₽

На налоги уходит еще около 10 000 ₽, я точно не знаю. Бухгалтерию бесплатно ведет прихожанка.

Кроме зарплат, есть другие регулярные расходы:

Расход
Сумма в месяц

Коммунальные услуги

летом 7000 ₽, зимой 30 000 ₽

Вино и просфоры для служб, ладан

12 000 ₽

Еще на выходных и в праздники мы готовим обед для всех желающих. Вызываем повара, который готовит простые блюда: суп, второе, компот. Обеды на выходные делаем скромные, а на Пасху и Рождество тратим 2000-3000. Ещё кормим всех прихожан на престольный праздник.

170 000 ₽ в месяц нужно на содержание храма

В среднем таких расходов набегает на 170 000 рублей в месяц. Но есть еще налоги. Первое время платили только пенсионные и страховые взносы за сотрудников. Лет пять назад ввели отчисления на епархию — 32 тысячи рублей.

Разовые расходы: иконы и паникадило

200 000 ₽ стоит икона для храма

В храме почти не было икон. Заказываем по одной-две, как появляются деньги. Самая дорогая икона стоила 200 000 рублей.

Процесс написания иконы. Иконописец сделал рисунок и расписывает его маслом

Сейчас делаем иконостас, тоже частями. Там дорогая работа: резьба по дереву, ручная роспись. Материал закупили, резчик работает постоянно, а платим ему как получится.

Храм требует постоянных вложений денег и труда. То замок сломался, то ворота не закрываются, то нужно облачения постирать-погладить. Раньше стирала я, но из-за болезни оставила. Теперь приходится платить, чтобы всё привели в порядок.

Все приборы освещения в храм купили мы: паникадило, светильники настенные и в боковых приделах. Купили подсвечники, мебель для воскресной школы, постепенно поменяли все окна. На это ушло восемь лет.

Поставили детскую площадку. На территории для прихожан оборудовали теплый туалет с водой и канализацией — раньше была деревянная постройка с выгребной ямой.

Три года назад проверяющие обнаружили, что бойлерная не по нормативам обустроена, пришлось вызвать специалистов. Установили манометры, счетчики и еще что-то: тысяч на 20 потянул ремонт.

На чём зарабатывает церковь

Церковь зарабатывает на торговле и на выполнении треб. Но если церковь как наша, денег будет мало, потому что мало прихожан.

Когда муж стал настоятелем, сбылась его мечта: не брать деньги за требы. Требы — это венчание, крещение, панихида, отпевание, освящение квартиры, машины, магазина, молебен: всё, что делают по требованию, а не в общем порядке. Нет прайс-листа, услуга стоит столько, сколько люди готовы пожертвовать в кружку для сбора денег. Из-за этого бывают инциденты.

Перед крестинами муж проводит беседу с родителями и крестными. Рассказывает, что нужно делать, зачем обряд, как должны себя вести крестные родители. Беседа длится несколько часов, для этого у нас отведено время каждую неделю. Однажды будущий крестный отец вспылил, что его заставляют слушать «всякую ерунду за его же деньги». Оказалось, свечница при записи сказала, что крестины стоят тысячу рублей. Она переживала, что в храме мало пожертвований, и хотела помочь. Муж ее чуть не уволил, но помирились.

Бывает, что приходят венчаться люди, которых мы до этого не видели на службе. Иногда записываются на крещение с другого конца города. Когда спрашиваешь, почему выбрали именно наш храм и будут ли потом водить ребенка, в ответ слышишь: «Ну просто у вас бесплатно». Крестить и венчать не отказываем, а объясняем, чтобы всё делали в том храме, куда будут постоянно ходить. Крестим даже приезжих, но при условии, что родители и крестные исповедуются и причастятся. После беседы многие делают это впервые.

Иногда записываются на крещение с другого конца города. Когда спрашиваешь, почему выбрали именно наш храм и будут ли потом водить ребенка, в ответ слышишь: «Ну просто у вас бесплатно»

В кассе денег по-разному бывает. В будний день может быть выручка 100 рублей, в воскресенье и праздники — 3000-5000 рублей. В среднем месячная выручка в кассе 20-40 тысяч.

В храме продаем иконы, свечи и утварь. Товар закупаем на епархиальном складе и делаем минимальную наценку. В других местах делать закупки нельзя.

На территории храма есть подсобные помещения, мы их сдаем в аренду под производство. В месяц выходит 12 000 рублей.

В итоге наша церковь зарабатывает в месяц 32 000-52 000 рублей, а тратит 200 000 рублей, это без расходов на ремонт и зарплату батюшки.

Пожертвования деньгами и детским питанием

Еще один источник дохода — это пожертвования. У нас есть расчетный счет и кружка для сбора в храме. Люди помогают деньгами, материалами и продуктами.

Однажды пришел мужчина и сказал, что хочет оплатить установку креста на купол. Оказалось, его дед был среди людей, которые скинули этот крест в советское время, а внук решил так исправить содеянное.

Когда мы только переехали в Россию, приехала в гости прихожанка из Украины и дала на дом три с половиной тысячи долларов. На эти деньги провели канализацию и воду, сделали электрику, отделали стены вагонкой. Дело шло к зиме, а денег на окна не было. Мы боялись, что вагонку покоробит за зиму, и хотели закрыть оконные проемы клеенкой. Одна прихожанка услышала наш разговор и поставила окна за свой счет. У другого прихожанина свое производство акриловых ванн, он привез нам сантехнику. Кто-то отдал старый диван и два кресла-кровати.

Наш дом стоит немного на отшибе, до транспорта и магазинов идти минут 15-20 пешком. Друг подарил нам первую машину — жигули-четверку. Муж так и не получил права, а я вожу всех в школу, в садик, по делам. Машина всё время ломалась, а однажды в ней отказали тормоза, когда в салоне было четверо детей. Тогда одна прихожанка подошла и сказала: «Давайте я куплю вам новую машину, а то вы разобьетесь, и я всю жизнь буду чувствовать себя виноватой». И купила нам новый Рено Логан.

«Давайте я куплю вам новую машину, а то вы разобьетесь, и я всю жизнь буду чувствовать себя виноватой»

Староста храма пишет письма на предприятия, муж обзванивает знакомых: просим целевую помощь на ремонт и зарплаты. Кто-то дает деньгами, кто-то продуктами и материалами.

Помощь приходит с разных сторон. Каждую субботу хлебозавод привозит несколько поддонов хлеба. Мы берем на неделю себе, раздаем сотрудникам и прихожанам. Есть поставщики, которые привозят партиями йогурты и детское питание. Обычно это продукты, у которых скоро истекает срок годности, но для нас и прихожан с детьми это хорошая помощь.

Муж организовал воскресную школу, ездит в тюрьмы, приюты, в больницы к умирающим. В такой работе вокруг священника собирается община. Кто-то дает машину, чтобы батюшка мог поехать за город в тюрьму, кто-то помогает деньгами на организацию часовни в больнице, кто-то делает сбор вещей и игрушек для детского дома.

В церковь тоже приходят с проверками

В жизни всё как в бизнесе: проблемы с деньгами, клиентами, проверками.

Когда мы жили в Украине, денег совсем не хватало. Чтобы как-то прожить, пришлось продавать вещи из дома. Сначала продали пианино, на котором играла старшая дочка, потом швейную машинку, затем в расход пошли кольца и серьги, которые достались от родителей. Сейчас уже получше, но на дом мы еще не заработали.

Проверки к нам приходят регулярно. Пожарные проверяют выходы и наличие огнетушителей, особенно перед праздниками. Энергонадзор перед отопительным сезоном проверяет исправность оборудования, пишут акт, что исправить. Тепло подключают после устранения всех неполадок.

В храме постоянно общаешься с людьми. Встречаются персонажи со странностями, а бывают настоящие сумасшедшие. Один всё время пишет жалобы епископу, президенту, в прокуратуру. Обвинял мужа в пособничестве терроризму. Нас даже вызывали в полицию писать объяснительную.

Нет гарантий, что окружающие будут жить по заповедям или скажут спасибо. Муж иногда пускает бездомных пожить в подсобном помещении, там есть вода и отопление. Дает работу: траву покосить или снег убрать, за это отдельно платим. Пока из такого сотрудничества ничего хорошего не вышло: один жилец не хотел работать, а хотел, чтобы бесплатно кормили. Обиделся и сжег сарай, в котором мы хранили детские велосипеды и санки. Его нашли потом, судили.

Иногда бывает ситуации, что выхода не видно. Но решение приходит откуда не ждали. Как бы ни было трудно, спасает вера.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes