Политическая партия это структура
Политическая партия: понятие, структура, функции
Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Политические партии выступают в своем государстве творцами текущей политики, они преследуют определенные цели, добиваясь государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В нормально организованной политической системе действуют несколько партий, каждая из которых отражает интересы своего класса или большой группы людей, не связанных классовыми признаками. Деятельность партий связана с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики.
Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других институтов общества, которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются на защиту социально-экономических интересов их членов, политические партии нацелены на завоевание и осуществление власти. Для этой цели они создавались, за нее и ведут борьбу.
Политическая партия хотя и выражает устремления определенного класса или слоя общества, в то же время представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
Среди функций политических партий выделяют:
1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;
2) активизацию и интеграцию определенной части людей;
3) борьбу за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки;
4) подготовку и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение своих сторонников, организацию контроля за парламентской деятельностью;
5) разработку партийной идеологии, создание и реализацию политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;
6) политическое воспитание общества в целом или его части;
7) подготовку и выдвижение кадров.
Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.
Сущность политической партии – это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.
В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя – конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.
Основными признаками партии являются: идеология, система общих ценностей и норм поведения добровольное, организованное объединение людей; нацеленность на осуществление политической власти; выражение и защита политических интересов определенных социальных групп; наличие определенной программы деятельности партии; особый социальный статус, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в проведении выборных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с частями государственного механизма, участие в их формировании и функционировании; особый правовой режим, т. е. конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование ее деятельности; общественная база партии.
Структура политической партии состоит из трех уровней:
• блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;
• официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;
• партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.
Виды политических партий
Политические партии выражают интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, поэтому их много и они имеют разные программы и цели.
Принято классифицировать политические партии по следующим критериям:
1) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;
2) по идейным основаниям деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего, на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;
7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами: демократические и антидемократические;
8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);
9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.
27. Типология политических партий
Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.
В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; для либеральной традиции главной считается классификация с точки зрения характера идеологической связи; марксисты основную роль при классификации отводят классовому критерию.
Не все типологии однако имеют одинаковое познавательное значение, но они отражают разные стороны политической действительности и помогают определить характер, место и роль в политической жизни общества конкретных партий. Исходя из этого, все многообразие классификаций политических партий можно представить в следующем схематичном виде:
Основания | виды |
Основания виды Организационная структура | — Кадровые — Массовые -Оформленные (с фиксированным членством) — Неоформленные (со свободным членством) — Централизованные — Децентрализованные |
Среда деятельности | — Моносредные — Всеобщие — Промежуточные |
Идеологическая направленность | — «Левые» — «Центристские» — «Правые» — Революционные (радикальные) — Реформистские (умеренные) — Консервативные — Реакционные |
Роль в политической системе | — Правящие — Оппозиционные — Парламентские — «Авангардные» |
Влияние в парламенте | — Мажоритарные (большинство) — С мажоритарным призванием — Доминирующие — Миноритарные (меньшинство) |
Представительство интересов | — Классовые — Социальных групп, слоев — Надклассовые — С неопределенным социальным обликом |
Тип партийного руководства | — Коллегиального руководства — Вождистские |
По данной таблице, подробнее раскроем наиболее важные классификации:
В политологии общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация политических партий Мориса Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.
В курсовой работе мы уже касались структуры партий, рассматривая её основные уровни, и здесь остается только добавить, что структура представляет собой своеобразный синтетический компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.). В то же время именно она способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе.
Среди структурных характеристик Дюверже выделил: общее организационное строение, систему членства, органы руководства, а также типы связей, соединяющих граждан с партией. На основе этих переменных он предложил подразделить партии на два основных типа — «кадровые» и «массовые».
Кадровые партии — представляют собой объединение так называемых «нотаблей», то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных кампаний. Их цель – подготовить выборы, провести их и сохранять контакт с кандидатами. Прежде всего, это нотабли влиятельные, чьи имена и престиж служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические, владеющие искусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию; наконец, это нотабли финансовые – составляющие главный двигатель, мотор борьбы. По существу, кадровые партии – это партии активистов или функционеров с малым числом рядовых членов, аморфной организованной структурой. Вследствие чего само вступление в них имеет смысл своеобразного глубоко индивидуального акта, обусловленного способностями или особым положением человека, его строго детерминированными личностными качествами. Это акт, доступный избранным; он основан на жестком и закрытом внутреннем отборе. Если считать членом партии того, кто подписывает заявление о приеме в партию и в дальнейшем регулярно уплачивает взносы, то кадровые партии членов не имеют. Правда здесь стоит оговориться, поскольку кадровые партии в подражание массовым иногда открывают доступ обычным приверженцам. Явление довольно частое – в чистом виде кадровые партии встречаются достаточно редко. Другие партии близки к подобной практике, однако их внешняя форма способна ввести в заблуждение. Но главное – не ограничиваться ни официальными пунктами уставов, ни декларациями руководителей. Достаточно верным критерием здесь выступает отсутствие системы регистрации или регулярного взимания взносов.
Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Они создаются по территориальному принципу, и их численность, как правило, невелика. Комитеты имеют постоянный состав сплоченных активистов, обладающих навыками работы среди населения. На их плечи и ложиться организация предвыборных кампаний. Члены комитетов подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, интересы и симпатии избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании программы. Нужно отметить, что идеологические вопросы волнуют активистов постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам. Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: она концентрируется и активизируется вокруг кандидата на выборный пост, в преддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания.
В качестве примера кадровых партий можно привести Европейские либеральные и консервативные партии, а также Республиканскую и Демократическую партию США.
Массовые партии – характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной организационной структурой. Для того чтобы до конца понять сущность массовых партий возьмем, к примеру, Французскую социалистическую партию. Рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу, как с политической, так и с финансовой точки зрения, поскольку она, прежде всего, стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из его среды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А это означает, что ее члены составляют саму материю партии, субстанцию ее деятельности – без них она напоминала бы учителя без учеников. С точки зрения финансовой, Французская социалистическая партия также существенно зависит от взносов своих членов. С их помощью она собирает средства, необходимые для политического просвещения и повседневной работы, за счет них же финансирует выборы. Здесь к аспекту финансовому присоединяется и аспект политический. Этот последний аспект проблемы – основной, поскольку любая избирательная кампания требует больших расходов. Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования выборов демократическим. Вместо того чтобы обращаться к нескольким частным пожертвователям, с целью покрыть расходы на избирательную кампанию, массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится небольшая сумма. Таким образом, то, чего кадровые партии добиваются «качеством», массовые достигают «количеством».
Первичные организации массовых партий строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, они заинтересованы в пополнении своих рядов.
Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная внутренняя, иерархическая структура, подчинения первичных организаций, и громоздкая система управления.
М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистические, коммунистические и фашистские.
Социалистические партии
Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.
Коммунистические партии
Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет им контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.
Фашистские партии.
Они имеют много схожего с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жёсткая структура и т.д. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине и философии. Возникая из полувоенных формирований, они в конечном итоге культивируют жестокость и насилие, основанные на превосходстве одной нации над другой. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.
Такая классификация партий на кадровые и массовые, предложенная французским политологом М. Дюверже, в определенной степени сегодня устарела, поскольку она не допускает существования партий промежуточного типа. В 60-е годы XX века появились партии, которые не вписывались в данную типологию и одновременно объединяли в себе черты как кадровых так и массовых партий. Тогда авторитетные политологи -ЛаПаломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий — «партии избирателей». Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название «универсальных». В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе.
Кроме данной классификации, традиционной в политологии также является деление политических партий, в зависимости от их места и роли в политической системе. Здесь выделяют следующие типы партий: правящие,оппозиционны,парламентские, и»авангардные».
Правящимисчитаются партии, которые победили на выборах и (главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал им возможности сформировать правительство России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность самостоятельного формирования правительства.
Оппозиционнымипартиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативных проектов развития страны.
Парламентские партии – это партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, путем получения большинства в государственных структурах, через победу на выборах. В партиях данного типа существует два организационных центра: председатель партии и ее лидер. Председатель фактически является менеджером, руководителем партийной машины: он координирует деятельность региональных отделений, организует избирательные кампании, ведет партийную документацию. Лидер – олицетворение политического образа партии, он избирается на ежегодных партийных конференциях. В некоторых партиях эти два центра могут быть совмещены. Партийная дисциплина парламентских партий существенно отличается от дисциплин партий других типов: отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству, то есть у организационного центра фактически нет рычагов обеспечения единомыслия в партии. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии.
«Авангардные» партии – их отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Причем эти черты присущи авангардным партиям не только в период борьбы за власть, но и в том случае, когда власть находится в их руках. Такого рода партии при определенных условиях перерождаются в тоталитарные партии. Члены тоталитарных партий подчиняются одной идее, которая со временем, как правило, персонифицируется, то есть лидер партии, как главный носитель идеи, становится высшим авторитетом партии. Такие партии всегда революционны. Классическим примером авангардной партии может считаться Социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), позднее превратившаяся в Коммунистическую партию Советского Союза.
Значительное место в политологической литературе занимает классификация партий по критерию среды деятельности. С точки зрения этого критерия различают три вида партий:
Моносредные– т.е. ограничивающиеся деятельностью в одной социальной среде, той, интересы которой они представляют (в сфере политики).
Всеобщие– ориентированные на общесоциальную либо общенародную среду и не ограничивающиеся стремлением получить влияние в какой-либо одной среде (класс, социальная группа и т.д.)
Промежуточные– концентрирующие свою деятельность прежде всего в одной среде, но не отказывающиеся от поиска поддержки и влияния в других общностях.
При многопартийной системе каждая партия представляет более или менее четко очерченные идейно-политические или идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне «правых» до крайне «левых». Остальные партии занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами. В связи с этим сегодня широко используется классификация политических партий, основанная на их идеологической направленности. Как правило, в многопартийных парламентах места располагаются в форме некоторого полукруга, где, следуя традиции французской революции, представители консервативных и правых партий рассаживаются на правой стороне от председательствующего, дальше влево — близкие им по духу партии, в центре — умеренные и дальше в самом конце — представители леворадикальных партий. Согласно классической терминологии, так называемые «левые» партии, по преимуществу, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и соответственно радикально-революционные методы их достижения. «Правые», напротив, в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и революционных методов переустройства общества. «Центристы» же, весьма обширные и разнообразные по своему составу, представляют собой умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния членов общества. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.
Такая группировка политических партий по линии «правые» — «центристы» — «левые», основанная на позициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам, сопряжена со значительной долей упрощения реального положения вещей в обществе. Поэтому в дополнение к ней по идейному (идеологическому) признаку принято различать также революционные, реформистские, консервативные и реакционные типы партий.
Революционные– стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни.
Реформистские– ориентированы на существенные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры.
Консервативные– стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности.
Реакционные– основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно-экономической формации.
Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод о том, что правильно оценить политические партии их деятельность и место в политической системе можно лишь с объединительных позиций, поскольку никакая типология или застывшая схема, взятая в отдельности, никогда не исчерпает всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке.
Организационная структура политических партий
В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.
Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые – классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций – комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США – демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в период распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде – некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
Организационная структура политических партий
От 250 руб
-
Контрольная работа
Организационная структура политических партий
От 250 руб
-
Курсовая работа
Организационная структура политических партий
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Структура политических партий
Политическая партия как часть политической системы
Определение 1
Политическая партия – это организация, объединяющая единомышленников и представляющая интересы отдельных классов, социальных групп и граждан, целью которой является реализация данных интересов путем прихода к государственной власти и участия в ее осуществлении.
Политические партии в современном обществе являются обязательной составляющей любой политической системы. Партии представляют собой общественные организации, которые стремятся принимать участие в осуществлении власти и непосредственно ее представлять.
Взаимодействие государства и общества осуществляется специфическим способом – через политику. Именно общественно-политические движения и политические партии выступают связующим звеном между государством и обществом. Партии, выступая структурным элементом гражданского общества, позволяют эффективно влиять на политику государства.
От общественно-политических организаций политические партии отличаются по ряду признаков: нацеленность на овладение властью; четкая организационная структура; претензии на выражение интересов широких масс населения; конкретная система идеологических ориентаций; групповая стратегия и тактика действий.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Структура политических партий 450 руб.
- Реферат Структура политических партий 280 руб.
- Контрольная работа Структура политических партий 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сущность политических партий можно представить разными способами, когда партия выступает, как: группа индивидов, которая придерживается общей идеологической доктрины; выразитель интересов отдельных классов; организация, функционирующая в системе государства; как носитель определенной идеологии и др.
Все представления о сущности политических партий можно представить кратко тремя группами:
- Классовый подход. Становление партий происходит в связи с формированием больших социальных групп — классов, партии являются наиболее активной и организованной частью определенного класса, выражает интересы этого класса. В современном мире наблюдается размывание классов, поэтому данный подход встречает все больше критики.
- Идеологический подход. Становление партий происходит в связи с выделением групп людей, объединенных едиными идеологическими взглядами (а не социально-экономическим положением). Партия – это группа людей, поддерживающих одну политическую доктрину.
- Функционально-прагматический подход. Создание партий связано с целью завоевания власти, а сами партии представляют группы людей, стремящихся прийти к власти.
Замечание 1
В современной политике доминирующее положение занимает функционально-прагматический подход.
Структура политических партий
Структура политических партий – это достаточно сложный механизм, включающий ряд компонентов:
- штаб и политический лидер — выполняют руководящую роль, а именно, принимают наиболее важные решения, манипулируют поведением и сознанием партийных масс, концентрируют все данные и всю информацию о деятельности партии в своих руках;
- бюрократический аппарат – осуществляет связи между нижестоящими и вышестоящими партийными структурами, исполняет приказы и указания руководства (в отдельных случаях бюрократический аппарат способен брать партийное руководство в свои руки и/или обосабливаться от других партийных звеньев);
- активные члены партии – участвуют в жизни партии, способствуют реализации программы партии, в бюрократический аппарат не входят;
- пассивные члены партии – входят в состав политической партии, но в ее жизни практически не участвуют и не помогают реализовать политическую программу партии;
- электорат партии, или социальная база партии – отдельные слои населения, на которые ориентирована программа партии; данные слои поддерживают программу партии, голосуют за эту программу на выборах.
Процессы появления внутрипартийной иерархии, зарождение отношений вертикальной зависимости нашли закрепление в нормах уставов партий. Политические партии свободны в определении своей внутренней организации (исключение составляют позиции, которые отнесены в соответствии с законодательством к сфере публично-правового регулирования).
Внутрипартийные правила по своему содержанию неодинаковы. Одни из них относятся исключительно к сфере собственно партийной жизни, другие – тем или иным образом связаны с созданием и деятельностью различных государственных институтов. Являясь по форме исключительно партийными, данные нормы и правила по своей роли и содержанию выходят за рамки только партийных установлений, оказывают воздействие (иногда довольно значительное) на функционирование отдельных звеньев государственного механизма.
В отдельных случаях структура организации не зависит в полной мере от выбора самой партии. Как правило, схему политической игры определяет государство, которое законодательно может регулировать моменты, относящиеся к функционированию и внутреннему устройству партий, принуждая соответствовать определенным требованиям по численности, структуре, территориальному масштабу деятельности партии. Когда государство стремится к стабильности политической системы, оно воздействует на правила определения партийного построения.
Замечание 2
Партийное строительство представляет собой совокупность разных мер, реализуемых органами партийного управления по вопросам организации и поддержания функционирования партии в политическом пространстве.
Проблемы правового регулирования внутренней организации партий лежат сфере поиска необходимого баланса между уровнем правовой регламентации каких-либо общественных отношений и мерой их внутренней саморегуляции.
Внутреннюю структуру политических партий можно оценить по ряду качественных параметров:
- централизация власти;
- степень соответствия между общими установками политической партии и поведением ее отдельных членов, единство парламентариев при голосовании в представительных органах, то есть согласованность действий;
- наличие/ отсутствие внутрипартийных организаций;
- степень структурной автономии политической партии от других организаций и институтов;
- степень вовлеченности в партию ее членов.
Организационная структура политических партий
Организационная структура политических партий современности очень разнообразна и зависит от множества факторов, среди которых первостепенное значение имеют исторические особенности партии, ее специфика и национальные традиции.
В политической партии институт членства представляет собой совокупность политических и организационных прав и обязанностей, связей, которые вытекают из принадлежности индивида к той или иной политической партии. Политико-организационные связи регулируются главным образом закрепляемыми в уставах партии корпоративными нормами, но отдельные правовые требования, которым должны соответствовать уставные положения, могут найти отображение и в национальном законодательстве. Это дает возможность утверждать в правовом отношении о членстве в партии.
Организационную структуру современных политических партий можно представить двумя основными типами:
- Организационно оформленные политические партии. Члены партии платят взносы и получают партийные билеты.
- Организационно неоформленные политические партии. Нет официально установленного членства в партии. Для того, чтобы стать членом данной партии, необходимо согласие комитета партии.
Оба типа партий имеют партийный аппарат — организованную группу людей, партийная политическая деятельность которых является их профессиональной деятельностью.
В партиях выделяют отдельные фракции – группы людей, которые выдвигают свои собственные политические программы, имеющие некоторые отличия от основной, общей программы политической партии. Наличие в партии нескольких фракций позволяет сохранить влияние среди разных групп избирателей и делает политику партии более гибкой, соблюдающей разные интересы.
Политика партии создается и вырабатывается в процессе политической внутрипартийной борьбы между разными течениями и фракциями. Руководящие органы во многих партиях формируются, основываясь на представительстве от разных фракций. Как правило, в программах партии подчеркивается намерение служить интересам большинства граждан всей страны.
Замечание 3
На практике политические партии стараются учесть интересы всех категорий избирателей для того, чтобы одержать победу на демократических выборах.
В уставах современных политических партий прописаны варианты порядка приема новых членов в партию:
- вопрос решается в первичной партийной организации;
- вопрос решается в первичной партийной организации с утверждением вышестоящим партийным органом;
- вопрос решается в местной или региональной партийной организации.
В некоторых партия (КПРФ) для вступления необходимо заявление и рекомендации двух членов, которые уже имеют партийный стаж не менее одного года.
В Законе «О политических партиях» предусмотрено, что членство в любой политической партии не может быть ограничено признаками национальной, расовой, социальной, профессиональной или религиозной принадлежностями, происхождением, полом, местом жительства или имущественным положением. Для отдельных категорий граждан (судей, военнослужащих, работников прокуратуры) устанавливаются ограничения на вступление в политическую партию, обязанность приостановления членства после назначения на должность.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
наличие народной поддержки, добровольность членства;
наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;
создание возможностей для политической социализации личности;
подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
организация избирательных кампаний и участие в них;
борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Предложено несколько типологий политических партий:
поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;
потерриториальному признаку — федеральные, региональные и т.д.;
посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
по отношению ксоциальным преобразованиям — радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
поучастию во власти — правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.
Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
19. «Группы интересов»: сущность, признаки, типы, формы деятельности.
Группами интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Многообразие интересов в современном обществе обусловливает деятельность многочисленных разнообразных и разноплановых общественных объединений. Они представляют интересы социальных, национальных, конфессиональных, региональных и других человеческих общностей, служат формой их коллективного действия. Вместе с тем для индивида участие в группах интересов – это и способ самореализации и самовыражения в общественной и политической практики, форма гражданской активности. Для политической системы наличие многообразных групп интересов – это укрепление прямых и обратных связей с гражданским обществом, эффективная система представительства социальных интересов.
Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.
Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов.
Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) – постоянный.
Основные функции политических партий
Замечание 1
Политическая партия – это полифункциональная организация, через функции которой раскрывается ее социальное значение, а также ее роль и место в политической системе общества.
Существуют различные классификации функций партий: внешние и внутренние, правительственные и общественно-политические и др.
Основные функции политических партий:
- формулирование и артикуляция (общественное выражение) общественных интересов, установление между ними субординации, соотнесение с возможностями их реализации и выдвижение на базе этого конкретных политических требований (агрегация);
- опосредование отношений между государством и обществом, что может проявляться в разных формах: в период выборов партии, ведущие избирательную кампанию, акцентируют внимание на различных проблемах, которые стоят перед органами государства и предлагают пути их решения; после выборов – правящая или оппозиционная партия выявляют общественно-значимые проблемы, для их разрешения добиваются поддержки властных структур, выступают за смену государственного руководства, сигнализируя о непопулярных решениях;
- разработка политических доктрин, программ, являющихся основой деятельности партий, определяющих основные направления и принципиальное содержание деятельности органов государства, в случае прихода политической партии к власти;
- формирование кадрового состава системы государственного управления, политической элиты из активистов партии, партийных лидеров, лиц, которым партия доверяет;
- политическая социализация и политическое просвещение граждан, формирование общественного мнения, что отображено в осознании актуальных проблем общественных отношений, доведения через непосредственные контакты результатов и выводов до граждан, негосударственные и государственные средства массовой информации, разные методы и формы своей деятельности (демонстрации, петиции, митинги, мероприятия пропагандистского характера);
- участие в выборах за счет проведения агитационной кампании, выдвижения кандидатов, представительства в избирательных комиссиях.
- Курсовая работа Функции политических партий 450 руб.
- Реферат Функции политических партий 240 руб.
- Контрольная работа Функции политических партий 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Отдельно выделяют такие функции политических партий, как: организаторская, реализационная (управляющая, властвующая), интеграционная, сигнализирующая, контрольная (если партия находится в оппозиции).
Внешние и внутренние функции политических партий
Политическая партия является звеном вертикальной связи общества и государства, поэтому охватывает все фазы политического процесса, выполняя соответствующие функции.
Функции партии в политических процессах:
- внутренние функции – формирование партийного бюджета, поддержание взаимосвязи и отношений бюрократического аппарата партии и рядовых членов, выборы руководящих органов партии;
- внешние функции – борьба за власть и ее использование в интересах поддерживающей партию группы населения, изменение высшей политической власти.
Политические партии заявляют претензии на изменение высшей политической власти (в центре и на местах), выдвигая свои программы решения внешне- и внутриполитических проблем. Чаще всего такой характер политических требований сопровождается мирным перераспределением властных полномочий между разными общественными силами. Политические партии выступают механизмом агрегирования интересов групп граждан, позволяющий избежать при изменении баланса политических сил, общественных потрясений.
Политические партии, выдвигая определенный набор властных притязаний, обеспечивают взаимосвязь государственных структур и населения, институциализацию участия граждан в политических процессах. Партии заменяют различные внезапные проявления общественно-политической активности граждан формализованными способами, которые подвержены контролю со стороны лидеров.
Партии являются одними из самых эффективных инструментов борьбы с политической апатией населения, а также с неправовыми и неконституционными методами воздействия на власть.
Функции партий в предвыборной и избирательной кампании
Рекрутирование политических элит и лидеров для разных уровней политической системы является одной из важнейших функций политических партий. Это происходит чаще всего путем выдвижения собственных кандидатов на выборах.
Публичный характер деятельности кандидатов, поддержание отношений между разными политическими институтами и ветвями власти, использование партийных аналитиков и экспертов на разных уровнях системы государственного управления предоставляют возможность продвигать партиям наиболее авторитетных и видных своих представителей на государственные посты. Без выборов партии могут частично брать под контроль определенные сферы в управлении делами государства и общества.
Важная функция политических партий – политическая социализация граждан, включающая формирование у них навыков участия во властных отношениях. Партии, ведя борьбу за избирателя, интерпретируют важные политические конфликты, пути их преодоления, создают определенную политическую ситуацию в обществе. Основным средством решения этой задачи является формулирование разногласий по основным вопросам социального развития с другими политическими силами. Ключевым инструментом в борьбе за власть является формулирование разногласий, поэтому партия, которая смогла конкретно обозначить собственные позиции для общественного мнения, может стать правящей партией.
Характерные способы решения политических задач:
- выдвижение партиями своих кандидатов на выборах;
- предоставление партийных программ гражданам для завоевания своих сторонников;
- изменение состава правящего класса в результате введения во власть своих представителей.
Наиболее выраженно политические партии проявляют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Партии, выдвигая кандидатов в законодательные органы, предпринимают активные действия, которые направлены на поддержку своих представителей, на распространение своих идей, внедрение их в сознание масс.