Невербальный знак
Вербальные и невербальные средства общения
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.
Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание — восприятие содержания звучащей речи;
- письмо — фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.
C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.
Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.
Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.
Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).
К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.
Жестика
Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.
Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
- Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
- Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
- Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.
Мимика
Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.
По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.
Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.
Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.
Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.
Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.
Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.
Обмен рукопожатием — многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.
Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.
Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.
Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.
Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.
Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.
Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение — сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.
Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
- Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..
В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению.
Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.
Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.
Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.
Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.
Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.
Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.
Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.
Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.
Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.
Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
Как пиктограммы помогают людям общаться 
Фантасты прошлого воображали, что уже в XXI веке люди будут общаться с помощью видеосвязи. Теперь у нас есть все технологии для этого, но, кажется, эволюция свернула с прямого пути. Миллионы людей всерьез озабочены тем, насколько уместно отправить смайлик в сообщении начальнику и каким остроумным стикером ответить приятелю.
Мессенджеры стабильно входят в десятку самых популярных приложений по количеству скачиваний. Большинство из них поддерживает не только текстовые сообщения, но также видео— и голосовые звонки. Люди охотно пользуются этими функциями, когда нужно сэкономить на международных переговорах или пообщаться с близкими людьми, но подавляющая часть наших коммуникаций проходит «по старинке» — в письменном виде.
Тут возникает проблема. Текст «съедает» важные для человеческого общения сигналы, такие как выражение лица, тон голоса, жесты. Мы ведь больше не пишем пространных писем с многословными благодарностями или вычурными оскорблениями. Это может показаться неважным, но вспомните дискуссии по поводу того, что означает точка в конце сообщения в мессенджере.
Невинный знак препинания, призванный разделять предложения, в повседневной онлайн-коммуникации воспринимается как грубый и агрессивный.
На помощь приходят смайлики и эмодзи — стилизованные рисунки, изображающие человеческие эмоции, животных или предметы. Они уточняют, подкрепляют, а то и заменяют наши слова, а кроме того — понятны всем вне зависимости от возраста и владения иностранными языками. Эти пиктограммы стали стандартом цифровой коммуникации и, можно сказать, азбукой международного общения.
Новые дикари
Казалось бы, картинки для общения — это возвращение к архаике. Во всем мире становление письменного языка шло по одной схеме: от рисунков — к пиктограммам (упрощенным, схематичным изображениям), от пиктограмм — к идеограммам (символам, обозначающим понятия или идеи), затем — к иероглифам и фонетической письменности (алфавиту).
Шумерское письмо, известные образцы которого относятся к 4–3-му тысячелетиям до нашей эры, как раз пример такой эволюции. Рисунки на глиняных табличках, изображавшие людей, горы, коров, птиц, со временем становились все более схематичными и условными, чтобы упростить запись. Чем проще графические знаки, тем сложнее система письменности и многообразнее смыслы, которые можно передать с ее помощью. Скажем, совмещение пиктограмм «рот» и «вода» давало значение «пить», а пиктограммой «звезда» стали обозначать небо или бога.
Довольно удобная система, если учесть, что для чтения такой записи не нужно специально учиться грамоте. Но даже совмещая рисунки и создавая новые символы (число которых неизбежно ограниченно), можно передать только практическую информацию. Шумерские таблички и были в основном счетами, долговыми записками, деловой корреспонденцией.
Пиктограмма означает предмет или действие, но не имеет точного фонетического аналога, ее нельзя прочитать вслух — можно только понять.
Пишущий и адресат могут говорить на разных языках, но понимать друг друга с помощью пиктограмм. Правда, если дело касается абстрактных идей, толкование изображений — ненадежный метод перевода. Невозможно записать рисунками литературное произведение или историю героического завоевания.
Развитие письменности привело к появлению фонетических графических систем, где знаки соответствуют звукам речи конкретного языка. В частности, шумерское письмо в Междуречье эволюционировало в клинопись, которая позволила записать «Эпос о Гильгамеше». Правда, эти письмена не предназначались для глаз и понимания широких масс, а на их дешифровку в XIX веке ушло несколько десятилетий.
Пиктографическое и идеографическое письмо существовало в Древнем Египте и Древнем Китае, пока не преобразовалось в сложные иероглифические системы, в цивилизации ацтеков. Рисуночная письменность сохранялась у некоторых племен американских индейцев и коренных народов Севера вплоть до XX века, пока миссионеры и чиновники окончательно их не «цивилизовали».
В широком смысле пиктограммами можно считать наскальные рисунки и петроглифы. Их авторы вряд ли преследовали цель таким образом передать информацию другим людям — разрозненные общины охотников и собирателей едва ли видели в этом смысл. Однако современные исследователи могут получить представление о древней фауне, способах охоты, верованиях с помощью рисунков на камне.
Утопия для неграмотных
Знаки фонетического письма невозможно понять интуитивно, как пиктограммы, в каждом языке они свои, а значит, для того чтобы узнать смысл послания, требуется владеть языком и уметь читать на нем. На протяжении тысячелетий грамотность была уделом высших слоев общества: аристократии, духовенства, а также чиновников и торговцев.
«Темное» Средневековье породило феномен уличной вывески. Любой горожанин, не умевший читать, мог сказать, где находится мастерская сапожника или винная лавка: возле первой висел сапог, возле второй — бочонок. Появились универсальные символы, например ключ у слесарей, три шара у ростовщиков. Очень похоже на современные указатели!
Джонатан Свифт в «Путешествиях Гулливера» описывает радикальный проект языка, понятного всем, — на основе даже не рисунков, а реальных предметов.
Таким образом жители страны Лапуты предлагали экономить силы и общаться с иностранцами: «Автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний. <…> Единственным его неудобством является то обстоятельство, что, в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы, собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с вещами. <…> Великим преимуществом этого изобретения является то, что им можно пользоваться как всемирным языком, понятным для всех цивилизованных наций».
Возможно, этот эпизод — ироническая отсылка к идее создания универсального языка, захватившей лучшие умы эпохи Просвещения. Декарт в 1629 году изложил основы «философского языка», который, по его мнению, должен быть более пригоден для получения знания, чем естественный, полный логических ошибок и неточностей. Лейбниц занимался разработкой пазиграфии — универсальной письменности «для всех народов на земле, на каких бы разных языках они ни говорили». В XIX веке появились, пожалуй, самые известные искусственные языки, призванные объединить человечество: волапюк Иоганна Шлейера и эсперанто Людвика Заменгофа.
Все проекты искусственного языка для международного общения, успешные и не очень, имеют один существенный минус: этот язык нужно выучить так же, как любой другой иностранный, то есть освоить грамматику и запомнить тысячи слов. И вот мы возвращаемся к пиктограммам.
Эпоха картинок
В XX веке распространение грамотности, расцвет средств массовой информации и рекламы, появление новых медиумов позволили одновременно поставлять одинаковую информацию миллионам людей. В то же время значительная часть человечества оказалась в чуждой языковой среде в результате войн и революций. А во второй половине столетия туристический бум, массовые спортивные и культурные мероприятия довершили формирование интернационального мира.
Стало очевидно, что письменность — это, безусловно, полезное изобретение, но, если нужно передать информацию максимально быстро, привлечь внимание или воздействовать на базовые чувства, нет ничего лучше картинок.
Воплощением этой идеи стали пиктограммы, которые для нас уже настолько привычны, что их значение мы считываем автоматически. Они превратились в поистине международный язык, хотя его и нельзя назвать полноценным средством общения — только вспомогательным инструментом. Среди примеров — указатели, знаки дорожного движения, иконки операционных систем. Скажем, красный крест означает больницу, идущий человек в красном треугольнике — «переход запрещен», силуэты мужчины и женщины — туалет, значок дискеты — «сохранить», шестеренка — настройки. Да, последние две предмета, например, видели не все из ныне живущих пользователей смартфонов, но они способны опознать соответствующие иконки и понять, что эти изображения обозначают.
Создаются и целые системы письменности на базе пиктограмм. В начале XX века эстонский ученый Якоб Линцбах придумал так называемую трансцендентную алгебру. Голландский журналист Карел Янсон и немецкий профессор Андре Экарт в 1956 году создали систему «пикто».
Улыбающееся лицо
Жители Лапуты у Свифта, как помните, были вынуждены носить с собой кучу предметов, чтобы общаться друг с другом. У нас есть смартфоны, и на их экранах мы можем показать любую вещь. Почему бы не использовать такую возможность? Однако изображение предметов — древнейший этап развития письменности, который человечество давно прошло. В цифровую эпоху более актуальной оказалась передача эмоций.
«Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку», — сказал как-то раз Владимир Набоков.
Даже он принимал во внимание частичную потерю смысла в письменном тексте по сравнению с живой речью. Компенсировать этот недостаток призваны эмотиконы — пиктограммы, составленные из типографских знаков и передающие эмоции. Впервые использовал эмотикон преподаватель Университета Карнеги Меллон Скотт Фальман в 1982 году. Он предложил обозначать в электронных сообщениях символами 🙂 и 🙁 шутку и серьезные вещи соответственно.
Человек распознает физиономию и эмоцию даже в таком схематичном виде. Грудной ребенок уже способен идентифицировать лицо — глаза, нос, рот — и подражать мимике. То есть наши смайлики и эмотиконы обусловлены самыми базовыми психологическими закономерностями и пусть не в полной мере, но удовлетворяют потребность человека видеть собеседника и понимать, что он чувствует.
Следующий шаг в эволюции интернет-общения связан с развитием мобильных технологий. В конце 1990-х в Японии придумали эмодзи — набор смайликов и пиктограмм, предназначенных для обмена сообщениями в сетях мобильных операторов. В 2010 году некоторые эмодзи были включены в Юникод, то есть фактически признаны символами письменного языка, как буквы или иероглифы. Теперь их используют все популярные ОС, значки можно вводить с клавиатуры смартфона или с помощью специальных приложений. В 2015 году Оксфордский словарь выбрал эмодзи «лицо со слезами радости» Словом года — впервые это почетное звание получила пиктограмма.
Эмодзи-наци
Раз уж эмодзи стали привычным языком общения, нужен словарь, где записаны все общеупотребительные пиктограммы и их значения — и он появился. «Языковой комитет» интернета — это «Консорциум Юникода», некоммерческая организация, которая решает, какие символы достойны того, чтобы войти в одноименный перечень и появиться на мониторах всего мира.
Дженнифер Ли, основатель организации Emojination, рассказала сюрреалистическую историю о том, как она потратила два года, чтобы добавить в Юникод эмодзи в виде пельменя. «Консорциум» разработал процедуру регистрации новых пиктограмм, она занимает от 18 до 24 месяцев.
Рассматривает заявки специальный комитет по эмодзи, который состоит из 11 членов — технологических корпораций и государства Оман. Дженнифер Ли удалось зарегистрировать пельмень, но она находит странным, что судьба развивающегося всемирного языка зависит от бюрократов.
Одобренные «Консорциумом Юникода» пиктограммы кодируются для всех ОС и приложений так, чтобы при разнице в «начертании» оставаться узнаваемыми. Пользователи вечно спорят, чьи эмодзи самые правильные, понятные и красивые. К примеру, серьезные разногласия вызвал вопрос, как должен выглядеть чизбургер.
Даже в мире эмодзи есть языковой барьер: некоторые пиктограммы за пределами Японии непонятны. Скажем, то, что пользователи принимают за раскаленную сковородку или чашку кофе, на самом деле означает горячие источники. Среди других специфичных для Страны восходящего солнца эмодзи — кланяющийся человек или белый цветок, которым учителя в японских школах отмечают хорошую работу.
Интересно, что, помимо основной функции — передачи чувств, эмодзи иллюстрируют ценности современного общества. В ответ на запросы пользователей появились пиктограммы, изображающие людей с разным цветом кожи, ЛГБТ-пары, работающих женщин. Так что эмодзи — это еще и богатый материал для будущих исследователей.
Пиктограммы прошли путь от наскальных рисунков и шумерских табличек до международных вспомогательных языков, кодифицированных и стандартизированных, и продолжают развиваться. При этом они сохраняют архаические черты и задействуют базовые психологические структуры. Эмодзи позволяют поделиться чувствами и внести больше человечности в повседневную коммуникацию на расстоянии. Недавно археологи в Турции обнаружили керамический сосуд, которому около 4000 лет, с нарисованным смайликом. Так что делиться хорошим настроением — одно из древнейших человеческих стремлений.
ТОП-16 знаков невербальной коммуникации
невербальная коммуникация Каждый человек хоть раз, но мечтал о шапке невидимке, волшебной палочке и о других сказочных вещах, например, чтение мыслей другого человека.
Психологи утверждают, что лицо человека никогда не обманет, а по движению рук, ног, осанке, микродвижениям можно увидеть настоящие намерения человека и название этому – кинесика. Поведение человека изучается с незапамятных времен и до сегодняшнего дня сущность человека до конца не изучена. Человек еще не научился скрывать свою мимику, даже когда это ему очень нужно.
Появляется шанс воспользоваться этим, дабы не быть обманутым, нужно лишь немного теории и много практики.
Глаза – зеркало души или маска?
Далеко не все знают такие факты, что, к примеру, хрусталик человеческого глаза реагирует гораздо быстрее любого, даже самого дорогого, фотообъектива, или человек моргает больше 1000 раз в час и самое главное, что человек видит с помощью мозга, а не глаз. Глаз всего лишь собирает визуальную информацию вокруг человека и передает её через оптический нерв к мозгу, который в свою очередь анализирует информацию в зрительной коре и представляет её в завершенном виде. Из этого можно сделать вывод, что глаза являются средством обратной связи. Глазами управляет головной мозг, который обрабатывает огромнейший объем информации и, таким образом, выдает искренние чувства человека.
Человеческий глаз в действии, на примере правшей
Глаза смотрят влево – вверх
Человек, таким образом, получает доступ к визуальной памяти.
Пример:
— Какого цвета твоя любимая кружка на работе?
— ( *)( *) Зеленая.
Вывод: если человек отвечает на вопрос с такой реакцией, то, скорее всего он говорит правду, т.е. вспоминает реальную картину.
Вправо – вверх
Человек что-то представляет или фантазирует. Здесь уже уместно насторожиться, особенно если такая реакция на подобные вопросы проявляется все чаще.
Пример:
— Ты почему опоздал на работу?
— (* )(* ) В пробке простоял 2 часа!
Влево в бок или вправо в бок
Человек вспоминает, что когда-то слышал или слушал. Возникает аудильный образ.
Пример: Вспомни, что тебе сказали или говорили. ( >)( >)/()/()/(
Вправо в бок
Подбирает слова, формулирует предложения, пытается сконструировать ответ.
Влево вниз
Что-то обсуждает сам с собой. Думает, планирует, рассуждает, оценивает. Пример:
— Что ты будешь делать дома?
— ( .)( .) Нуу… наверное, приготовлю ужин и позову друзей.
Пример:
— Что ты думаешь об этом автомобиле?
— ( .)( .) Хм… наверное, неплохой аппарат за такие деньги.
Вправо вниз
Человек вспоминает свои ощущения или переживания.
Пример:
— Дружище расскажи, как отдохнул этим летом?
— (. )(. ) Ооо… это было великолепно!
Любая информация требует проверки, для этого можно задать один и тот же вопрос в нескольких вариантах и в разное время.
Страх
Страх – естественная реакция человека на нестандартное изменение ситуации. Называют бесстрашным человека бывалого, т.е. человека прошедшего «огонь и воду». Все сводится к одному верному утверждению, отсутствие информации вызывает страх.
Пример: человек впервые занимается поиском работы, впереди уйма собеседований. Что вызывает у него страх?
Рассмотрим страх как совокупность вопросов:
Во-первых, стереотипная боязнь не найти выгодную работу, во-вторых, страх того, ЧТО будут спрашивать на собеседовании, как себя вести, как показать себя с лучшей стороны и, в-третьих, отсутствие опыта, стажа, т.е. той козырной карты, которой можно играть на собеседовании.
На всех последующих собеседованиях, к примеру, смена места работы на более выгодную – у человека нет того страха, т.к. он уже пережил подобную ситуацию.
Необходимо отметить, что когда человек выдает свой страх, он показывает себя не с самой лучшей стороны.
Признаки тревоги, страха и волнения:
- Резко похолодели руки – страх.
- Торопливо говорит – признак тревоги.
- Брови подняты и сведены – страх.
- Поправление волос с поджатыми губами – волнение.
Злость
Не приходится говорить, что негатив – это предвестник конфликта будь-то морального или физического. Правильно остановленный негатив поможет предотвратить конфликт:
- Трогать лицо средним пальцем правой руки – чувство враждебности.
- Брови сведены к переносице, веки приподняты, мышцы под глазами напряжены – скорее всего, человек готовится на кого-то напасть.
- Сжатие руки в кулак – гнев, злость.
Ложь
Ложь, блеф, лесть – утверждения противоположные истине, это скрытие чувств, поступков, истинных фактов. Распознавание лжи одно из самых востребованных качеств современного успешного человека.
- Если выражение лица человека не асимметрично, то, скорее всего он изображает, а не испытывает эмоцию.
- Неуверенность в голосе, повторы – человеку трудно дается что-либо сказать – это значит, что он лжет, но, возможно, просто очень взволнован.
- Смотрит в глаза — проверяет, верят ли в его ложь.
- Нос чешется без причины — хочется что-то скрыть, при этом ладонь слегка прикрывает рот.
- Улыбается притворно, не щурится.
- Сильно подняты брови — знает ответ на свой вопрос.
- Легкий утвердительный кивок, до того как сказали «нет» – ложь.
- Шагнул назад, значит, не поверил в то, что сказал.
- Поджимает губы – не верит собственным словам.
- Шею трогают, когда лгут.
- Глаза опущены вниз, средним пальцем поглаживание брови, при этом закрытие глаз ладонью – стыд.
- Вытянутый указательный палец упирается в висок – критическая оценка.
- Если при ответе на вопрос слегка приподнимается одно плечо – ложь.
- «Каменная поза» монотонный взгляд + почесывание уха, свидетельствует о том, что человеку надоело Вас слушать.
- Оживленный взгляд, прикусывание губы + почесывание уха, свидетельствует о том, что человек не знает ответа.
- Нервное поглаживание руки – жест самоутешения.
ИТОГ
Слушайте то, что говорят, но верьте тому, что показывают. К примеру, демонстрация открытых ладоней – попытка вызвать доверие.
Очень расширенный зрачок глаза – огромное желание, а если человек начинает протирать очки, душку от очков – знак того, что человек не сильно то и доверяет Вашим словам.
Постукивание пальцами по столу означает нервозность, потеря интереса к диалогу и желание сменить тему разговора. Хотите что-то разузнать, никогда не наклоняйтесь к человеку, таким образом, вы входите в его интимную зону, отклонитесь немного назад.
Знание подобных вещей значительно облегчит вам жизнь. Следите за собеседниками и в тоже время контролируйте себя. Лучшая учеба это практика.
Барболина Элеонора · 12 сен, 2015
Понимание значимости невербального общения становится особенно актуально при необходимости распознания лжи. Рецептов моментального распознавания обмана не существует. В настоящее время установленным является тот факт, что конкретные признаки искажения информации специфичны для каждого человека — ни один показатель искажения информации не является достоверным для всех людей. Однако распознать обман все-таки можно.
Когда человек идет на обман, его поведение, помимо воли меняется. При чем меняется оно не только на внешнем уровне, но и на внутреннем физиологическом, что и позволяет оценить широко используемый на Западе Детектор лжи.
Можно выделить основные каналы, по которым происходит утечка информации об обмане.
1. Голосовые признаки обмана
Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми.
Колебание перед началом реплики, особенно при ответе на вопрос, должно вызвать подозрение, так же, как и короткие паузы в речи, если они повторяются. Необходимость обдумывать каждое слово, прежде чем его произнести, — взвешивать альтернативы, подыскивать слова или мысли, проявляется в паузах. При ответах на неожиданные вопросы очень важна реакция человека: если он не владеет истинной информацией, то, как правило, делает паузу, собираясь с мыслями и выбирая наиболее удачный ответ. Такая пауза сама по себе является сигналом удвоить бдительность. Также следует обратить внимание на: слишком быстрые ответы на вопросы, непроизвольное изменение интонации, темпа и тембра речи, появление дрожи в голосе.
2. Мимика
2.1. Основные признаки обмана по мимике
Признаки, которые позволяют предположить, что данное выражении лица притворно:
1. Ассиметрия. На обеих сторонах лица выражаются одни и те же чувства, но на одной стороне сильнее, чем на другой. Имеется ввиду синхронность работы лицевых мускулов. Рассогласование — верная примета, что человек, на самом деле, не переживает чувство, а лишь демонстрирует его.
2. Временные характеристики. Выражения, длящиеся более десяти секунд, несомненно, а около пяти секунд — с большей долей вероятности, являются фальшивыми. Большинство искренних выражений сменяются значительно быстрее. За исключением наивысшего накала страстей, таких, как экстаз, буйная ярость или глубокая депрессия, подлинные чувства большей частью кратковременны, и их проявления длится не более нескольких секунд. Долгое удерживаемое выражение лица является, скорее всего, эмблемой или насмешкой.
3. Локализация относительно речи. Если выражение эмоции после слов запаздывает, то велика вероятность того, что она фальшива. Искренность непроизвольно проявляется в гармоничном единстве жеста и интонации голоса, который кинорежиссер С. Эйзенштейн называл «звуковым жестом».
2.2. Улыбка
Существуют две причины, по которым улыбка может проявляться при обмане. Первая — снятие напряжения. Улыбка является универсальным механизмом снятия напряжения нервной системы. Именно этим и обуславливается ее наличие у новорожденных младенцев, чему искренне радуются молодые мамы и папы, считая это за начало коммуникации, за первое приветствие. Механизм снятия напряжения при помощи улыбки, сохраняется и во взрослом состоянии. Примером этому могут служить такие проявления, как «глупая улыбка» человека во время сообщения трагических новостей. Поскольку обман — это ситуация, повышающая уровень напряжения, то здесь может появляться улыбка. Вторая причина, по которой улыбка может проявляться в ситуации лжи — это стремление таким образом прикрыть, спрятать свои истинные эмоции, заменив их наиболее социально приемлемой — радости.
Однако, установлено, что, обманывая и говоря правду, люди улыбаются одинаково часто. Но люди улыбаются по-разному. Специалисты выделяют более 50 видов улыбки. При распознании обмана важны следующие виды. Продолговатая улыбка собеседника (губы слегка оттянуты назад от верхних и нижних зубов, образуя продолговатую линию губ, а сама улыбка не кажется глубокой) указывает на внешние приятие, официальную вежливость другого человека, но не на искреннее участие в общении и готовность к оказанию помощи.
2.3. Глаза
При нормальном контакте, когда люди говорят друг другу правду, взгляды встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника менее 1/3 всего времени взаимодействия. При этом он будет стараться отвести взгляд в сторону, смотреть в потолок, вниз и пр. В случае вопросов, относящихся к скрываемой или искусственно сконструированной им информации, первое же беспокойное выражение или отвод глаз могут свидетельствовать об определенной растерянности, стремлении лжеца быстрой найти любой правдоподобный ответ.
3. Вывод
Общаясь с потенциальным обманщиком не нужно полагаться только на один признак обмана, их обязательно должно быть несколько. Выражения лица должны сопровождаться соответствующими интонациями, словами и жестами. Даже если рассматривать только лицо, не стоит судить по отдельным проявлениям, если они не повторяются или, еще лучше, не подтверждаются другими выражениями.
Отсутствие признаков обмана в невербальном поведении еще не является доказательством правды. Некоторые лжецы вообще не допускают никаких промахов. Но и наличие признаков обмана еще не свидетельствует о лжи; некоторые люди чувствуют себя не в своей тарелке или виноватыми, даже когда говорят чистую правду. Смотрите за изменениями в поведении человека. Помните о присущих каждому индивидуальных особенностях поведения.
>Помните, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Вам задают вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убежденно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы.
М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Важность невербального общения и способы его прочтения
Если вербальное общение — это способ коммуницирования между индивидуумами посредством речи, и главным инструментом является слово, то невербальное общение — такой способ информационного обмена, при котором в качестве инструмента для передачи данных используется тело человека.
Средства невербального общения
В качестве главного средства при таком общении используется тело, которое способно передавать информацию посредством мимики, жестов, пантомимы, смены положения в пространстве и мизансцены общения.
За счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.
Проверить это очень легко: достаточно попробовать посмотреть какой-либо кинофильм на иностранном языке, которым вы не владеете, то вы с удивлением отметите, что поняли, если не саму суть разговоров героев, то посыл, эмоции, которые они вкладывали в беседу, и даже главную идею и сюжет.
Это происходит из-за того, что в условиях смыслового дефицита, возникающего из-за незнания языка, мы подсознательно более внимательно, чем обычно следим за мимикой, микрожестами, читаем сюжетную и эмоциональную составляющую по движениям и тону голоса героев.
Язык
Говоря о том, что мы владеем одним языком, например, русским, мы мало задумываемся о том, что на самом деле знаем два языка: не только язык как средство вербальной коммуникации, но и язык тела — универсальный комплекс поз и движений, с помощью которого могут общаться представители разных национальностей, культур и рас.
В отличие от языка словарного, для овладения которым нужно изучать алфавит, фонетику, грамматику и прочие составляющие, язык жестов уникален: используя очевидные мыслеобразы и понятия, мы можем наладить общение как с амазонскими индейцами, так и с эскимосами.
Безусловно, общение это будет простым, на уровне базовых понятий, однако без использования средств невербального общения, с помощью одного только использования слов мы не добьемся вообще ничего — наш язык будет непонятен собеседникам, тогда как показывание пальцем на предмет интереса универсально и поможет наладить первичный контакт.
Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации
Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:
- люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
- люди не обладают физической возможностью произносить звуки.
Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.
Для людей с ограниченными возможностями речевого аппарата, с потерями слуха язык жестов — единственный язык, который они могут использовать, и пальцы становятся их голосовыми связками, а жесты — словами.
В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).
История возникновения невербальных средств общения
Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.
Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.
В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.
Сознательное и бессознательное применение сигналов тела
Невербальные средства общения можно разделить по признаку сознательности использования на два типа:
- невербальное общение, которое применяется нами осознанно — это те мимические и жестовые средства, которые мы применяем обдуманно, то есть инструментарий, используемый нами для явного донесения конкретной информации до адресата;
- непроизвольное невербальное поведение — это те позы, жесты и смены положения тела, а также микрожесты, которые мы используем неосознанно, неконтролируемо. Специалисту, умеющему читать признаки непроизвольного невербального поведения, могут сказать больше, чем те слова, которые мы при этом говорим.
Сознательно применяемые такие средства коммуникации дают большой пласт жестовых, пластических и мимических возможностей. Наиболее ярко демонстрируют этот тип невербальных инструментов общения актеры: играя роль, они используют для доведения образа до совершенства и придания достоверности игре подкрепление текста роли жестами и мимикой. Инструментарий хороших актеров очень богат, они способны запоминать и применять сотни различных мелких позировок, взглядов, поворотов головы, придающих вариабельность используемым ими словами роли.
Микровыражения и непроизвольные невербальные сигналы
Непроизвольное невербальное поведение — те сокращения мышц тела и лица, которые человек не способен контролировать.
Сознательно произнося ложь, пытаясь спрятать чувства, человек тем не менее не способен проконтролировать так называемые микровыражения, мелькающие на лице. Это инструменты невербального поведения, которые специалисту-психологу или просто очень наблюдательному собеседнику помогают распознать обман, попытку скрыть информацию или эмоции, так как сознательно удержать мышцы от сокращения таких мышц невозможно.
Представителей отдельных профессий, для которых очень важна способность распознавать обман, обучают этой способности, либо подыскивают людей, изначально предрасположенных к чтению микровыражений. Так, умение вычислить ложь крайне важно для работников таможенных служб, служб безопасности, следователей.
Для правильного распознавания микровыражений лица важно помнить, что мимика выражает не мысли субъекта, а чувства, и если на лице на мгновение мелькает отвращение, это вовсе не означает, что его вызывает предмет разговора — возможно, у человека просто возникла неприятная ассоциация.
Сознательное чтение невербальных сигналов
Как и применение средств невербального поведения, умение правильно читать и распознавать невербальные сигналы, подаваемые собеседником, бывает сознательным и бессознательным.
Сознательное чтение невербального поведения позволяет нам, наблюдая за собеседником, по выражению его лица, позе, походке и даже развороту плеч понять, какие чувства он испытывает и какой оттенок имеет его речь.
Например, фразу: «Я тебя ненавижу!», написанную на бумаге, невозможно прочесть однозначно без описания мимических выражений произносящего. В жизни же невербальное поведение говорящего очень много скажет о подтексте:
- если ее произносят экспрессивно, нахмурив брови, сжав губы и опустив их уголки, с напряженными кулаками, собеседник поймет посыл — его действительно ненавидят, так как вся поза и лицо говорящего выражают гнев;
- произнесенная веселым тоном, подкрепленная улыбкой и небрежным взмахом руки при расслабленном корпусе, та же фраза становится игривой дружеской шуткой.
Именно в такие моменты невербальные средства общения незаменимы, не зря авторы художественной литературы вместо сухого «сказал» часто используют эпитеты «пробурчал», «выкрикнул», «прошипел», придавая безликим словам очевидный эмоциональный оттенок.
Бессознательное чтение невербальных сигналов
Так же как тело выдает нашу ложь, транслируя непроизвольные невербальные сигналы в виде мгновенных микровыражений и жестов, наше подсознание способно читать такие виды невербального общения.
К примеру, вы общаетесь с собеседником, который вроде бы говорит что-то приятное, положительное, дает обещания и убеждает в своей лояльности, но что-то внутри вас свербит: «Он лжет, лебезит, пытается скрыть информацию, ему нельзя доверять!».
Кто-то называет это интуицией, кто-то — предчувствием, но с точки зрения науки о невербальном общении это не что иное как бессознательное чтение микровыражений собеседника, их сравнение со словами и подсознательная оценка соответствия. При нахождении несоответствия между вербальными и невербальными сигналами мозг всеми доступными способами пытается вам сообщить: человек что-то скрывает, жесты не соответствуют словам, нужно быть настороже!
Бессознательное невербальное поведение невозможно контролировать, и специалисты, способные прочитать такие микровыражения, учатся превращать неосознанное распознавание жестов невербального общения в сознательное путем длительных тренировок.
Основные характеристики невербальных сигналов
В качестве инструментов, позволяющих применять и читать такие сигналы, используются различные части тела, но также важна и осанка, походка, пластика.
Невербальное поведение субъекта открытого, уверенного в себе характеризуется следующими особенностями:
- прямая спина, развернутые плечи, хорошая осанка, свободная походка;
- приподнятая голова, уверенный взгляд прямо на собеседника;
- «открытые» жесты — расслабленные руки, не сомкнутые на груди или в «замок», ноги не перекрещены;
- отсутствие суетливых мелких жестов, попыток прикрыть ладонью рот или нос.
Невербальные средства общения, демонстрирующие, что человек пытается что-то скрыть:
- опущенный подбородок, напряженные плечи, легкая сгорбленность;
- взгляд, постоянно перемещающийся с лица собеседника на пол или бегающий по предметам за его спиной;
- «закрытые» жесты — руки, скрещенные на груди, поза «нога на ногу», непроизвольные касания пальцами носа и губ, руки «домиком» на уровне подбородка.
Такие признаки невербального общения позволяют оценить степень откровенности собеседника, помогают трезво подойти к тому, что он говорит, и принять решение, стоит ли доверять человеку.
Деловое общение
Невербальные средства общения на переговорах и в работе имеют огромное значение: несмотря на формальный негласный запрет на чрезмерно выраженную эмоциональную составляющую в бизнес-коммуникации, успешный продавец способен как провалить презентацию продукта, так и спасти ее с помощью правильно построенного невербального общения со слушателями.
Если представляющий продукт или технологию специалист подает его, монотонно декламируя текст, не используя смену интонаций, не дополняя слова жестами, мимикой, если он сутулится и нервно потирает руки, слушатели бессознательно считывают все эти признаки неуверенности и проникаются недоверием к продукту через недоверие к представляющему его человеку.
Если же презентация сопровождается грамотной поставленной речью, интонационно богатой, подкрепленной открытыми жестами, улыбкой, хорошей осанкой и открытым взглядом, бессознательное невербальное общение сигнализирует: ваш собеседник достоин доверия, значит, и продукт тоже.
Невербальные сигналы при личном общении
Невербальное общение в личных отношениях — основа коммуникации.
На одних словах без эмоционального подкрепления, без прикосновений и мелких, но бессознательно считываемых сигналов в семейной жизни далеко не уедешь.
Супруги могут общаться мало, измученные бытом, детьми и работой, но если во сне они придвигаются друг к другу, если в редкие часы совместного нахождения в доме, даже занятые каждый своим делом, они находят секунду, чтобы прикоснуться друг к другу, улыбнуться — такая семья крепка.
Напротив, пары, которые публично обнимаются, целуются и всячески выражают положительные эмоции на уровне сознательных невербальных сигналов, но не испытывают друг к другу теплых чувств, выдают себя отсутствием мелких жестов — сиюминутных прикосновений, взглядов, легких улыбок, и окружающие часто бессознательно считывают эту информацию и раньше самих супругов начинают догадываться, что в семье что-то неладно.
Для сохранения отношений очень важно помнить про невербальные средства общения, не недооценивать важность прикосновений и выражения эмоций не только с помощью слов.
Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы
Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.
Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.
Невербальная коммуникация и ошибки
Невербальное общение — важная составляющая общения людей, и умение разобраться в сигналах очень помогает в жизни, но не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение теорией микровыражений и бессознательных жестов может подвести, если не помнить о возможности ошибок.
Следует всегда помнить об условиях, в которых ведется диалог: в душном помещении с сухим воздухом, например, облизывание губ может символизировать не столько попытку обмануть, сколько увлажнить пересушенную кожу, а сложенные на груди руки призваны иногда не закрыться от собеседника, а прикрыть неудачно посаженное на одежду пятно.
Невербальное общение — огромный пласт информации, которой надо уметь пользоваться для того, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки и научиться избегать манипуляций со стороны.