Международные отношения, это что?
Международные политические отношения
Maxvel 7-07-2011, 18:38
Международные политические отношения
1. международные политические отношения: сущность, виды, функции
2. глобальные проблемы современности
3. геополитика
4. внешняя политики РБ
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера
1.Политическая деятельность государства определяется как в системе внутренних отношений, так и за их пределами, т.е. существуют внешняя и внутренняя политика государства. Они направлены на решение одной и той же задачи: сохранение и упрочнение существующей политической системы, обеспечение стабильности и развитие общества.
В политическом процессе мирового масштаба различают 3 понятия:
1) мировая политика
2) международные отношения
3) внешняя политика государства
До середины 20в. политика в области международных отношений сводилась до взаимоотношений между конкретными государствами и определялось понятие внешняя политика. Со 2-ой половины 20в. утвердилось понятие «международные отношения». В к.20в. наряду с понятием «международные отношения» утвердилось понятие «мировая политика». Каждое из этих понятий имеет свою специфику. Под мировой политикой понимаются отношения между государствами и союзами государства, процесс выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих интересы всего мирового сообщества.
Мировая политика является ядром международных отношений. Международные отношения – отношения между государствами. Эти отношения могут быть:
1) экономические
2) культурные
3) правовые
4) дипломатические
5) военные
6) идеологические
7) научно-технические
8) политические
Если международные отношения выступают как совокупность связей международной политики, мирового политического права, то мировая политика – их совместная деятельность в сфере регулирования международного права. В настоящее время большинство политологов считает, что эта деятельность связана с борьбой за осуществление власти в глобальном масштабе.
Международные политические отношения имеют свои субъекты: национальные государства и международные организации. На первом месте – национальное государство. Только национальное государство может выступать в политических и международных отношениях от имени народа, государство обладает суверенитетом и представляет, защищает и реализует национальные интересы на мировой арене.
Международные организации делятся на 3 группы:
1) межгосударственные (межправительственные)
2) международные негосударственные
3) международные организации смешанного типа
К межгосударственным и межправительственным относятся такие организации как: ООН, АСЕАН, НАТО, ОАЕ, ЛАГ, ОАГ, ОБСЕ, СНГ, ЕС
Наряду с государствами существуют двусторонние коалиции и военные блоки, корпоративные структуры (транснациональные компании).
Международные отношения основываются на определенных принципах:
1) признание суверенного равенства всех государств и право на участии в решении всех проблем
2) нерушимость установленных правил
3) территориальная целостность государства
4) неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях
5) мирное разрешение всех споров
6) невмешательство во внутренние дела государств
7) уважение, соблюдение прав и свобод человека
8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
9) развитие сотрудничества между государствами
10) добросовестное выполнение обязательств перед мировым сообществом
В отличие от международных отношений и мировой политики внешняя политика – это разновидность политики, регулирующая отношения государства с другими государствами и народами, которые обеспечивают реализацию его потребностей и интересов на международной арене.
Внешняя политика выполняет ряд функций:
1) охранительная – обеспечивает сохранность политической системы от посягательств
2) презентативная – обеспечивает изучение внешнеполитических процессов
3) идеологическая
4) организаторская – необходимость искать рынки сбыта продукции, использование рыночно сырья
5) координирующая – координация участия РБ в глобальных проблемах
Виды внешней политики:
Внешняя политика государств отличается большим разнообразием. Она может быть
· пассивной (характерна для слаборазвитых государств, которая вынуждает приспосабливаться к существующим международным отношениям)
· агрессивной – характерна для государств, которые стремятся приспособить или принудить другие государства к изменениям во внутренней и внешней политике
· активной – характерна для тех стран, которые ищут равновесия между внутренней и внешней политикой
· консервативной – отличается активной охраной достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой
2.Глобальные проблемы современности – это комплекс политических, экологических, социальных проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человечества.
Существует 3 группы глобальных проблем:
1) глобальные проблемы политического характера:
· мирные разрешения межгосударственных, межнациональных, региональных проблем
· борьба с международным терроризмом
· предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений
· установление нового мирового порядка и обеспечение международной безопасности
· обеспечение реализации прав и свобод личности
· установление в мировом масштабе системы, основанной на принципах правового государства и гражданского общества
2) глобальные проблемы социально-экономического характера:
· преодоление экономической отсталости, ликвидация голода и нищеты
· обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта
· предотвращение и искоренение преступности
· оптимизация (регулирование) демографических проблем
· освоение на благо человечества космического пространства и мирового океана
3) экологического характера:
· рациональное использование природных ресурсов
· поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризиса
· охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности производства
· предотвращение вредного воздействия от военного производства
Основная политическая предпосылка: решение глобальных проблем человечества – создание нового, более справедливого мирового порядка и перестройка международных отношений на более демократических и гуманистических принципах.
Для решения глобальных проблем в первую очередь необходимо провести реформу системы международных отношений, которая включает в себя:
1) демилитаризация современного мира
2) демократизация международных отношений
3) обеспечение социальной справедливости в мировом сообществе
4) обеспечение всеобщей международной безопасности
Для решения глобальных проблем современности необходимо проведение определенной научно-технической политики. В области научно-технической политики следует провести:
· модернизацию традиционных технологий
· создание принципиально новых технологий
· развитие информационных технологий
· революция в области конструктивных материалов
· и т.д.
3.Геополитика – это одно из ключевых понятий политологии. Под геополитикой имеется в виду область научного знания, раскрывающая зависимость геополитики государства от его географического положения.
Современная геополитика имеет ряд основных черт:
1) старые механизмы обеспечения баланса сил разрушены, а новые еще не созданы. Новый мировой порядок сегодня рассматривается как идеал, создание которого будет происходить в будущем
2) США сегодня не отказались от господства и доминирования в мире. США и НАТО стремятся всеми путями доминировать в мире и установить однополярный мир
3) Эти геополитические планы США и НАТО противоречат интересам России, Китая и Индии, которые стремятся проводить свою геополитическую деятельность по созданию многополярного мира.
Современные международные отношения. Система международных отношений
С древних времён международные отношения представляли собой одну из важных сторон жизни любой страны, общества и даже отдельной личности. Становление и развитие отдельных государств, появление границ, формирование различных сфер жизнедеятельности человека привело к возникновению многочисленных взаимодействий, которые реализуются как между странами, так и с межгосударственными союзами и другими организациями.
В современных условиях глобализации, когда практически все государства оказываются вовлечёнными в сеть таких взаимодействий, влияющих не только на экономику, производство, потребление, но и на культуру, ценности и идеалы, роль международных отношений переоценивается и становится все более значимой. Возникает необходимость в рассмотрении вопроса о том, что представляют собой эти международные отношения, как происходит их развитие, какую роль в этих процессах играет государство.
Истоки понятия
Появление термина «международные отношения» связывают со становлением государства как суверенного образования. Формирование в конце XVIII века в Европе системы независимых держав привело к снижению авторитета царствующих монархий и династий. На мировой арене появляется новый субъект отношений – национальное государство. Концептуальной основой создания последнего является категория суверенитета, сформированная Жаном Боденом в середине XVI века. Мыслитель видел будущее государства в отделении его от притязаний церкви и предоставлял монарху всю полноту и неделимость власти на территории страны, а также её независимость от других держав. В середине XVII столетия был подписан Вестфальский мирный договор, который закрепил сложившуюся доктрину суверенных держав.
К концу XVIII века западная часть Европы представляет собой сложившуюся систему наций-государств. Взаимодействия между ними как между народами-нациями получили соответствующее название – международные отношения. Эту категорию в научный оборот впервые ввёл английский учёный Дж. Бентам. Его видение мирового устройства намного опередило время. Ещё тогда теория, развиваемая философом, предполагала отказ от колоний, создание международных судейских органов и армии.
Возникновение и развитие теории
Исследователи отмечают, что теория международных отношений противоречива: она, с одной стороны, очень старая, а с другой – молодая. Объясняется это тем, что истоки появления исследований международных отношений связаны с возникновением государств, народов. Уже в древние времена мыслители рассматривали проблемы войн и обеспечения порядка, мирных отношений между странами. Вместе с тем, как отдельная систематизированная отрасль знания, теория международных отношений оформилась сравнительно недавно – в середине прошлого столетия. В послевоенные годы происходит переоценка мирового правопорядка, делаются попытки создать условия для мирного взаимодействия между странами, формируются международные организации и союзы государств.
Развитие новых видов взаимодействий, появление на международной арене новых субъектов привело к необходимости выделения предмета науки, изучающей международные отношения, освободившись от влияния таких смежных дисциплин, как право и социология. Отраслевая разновидность последней формируется и по сей день, изучая отдельные аспекты международных взаимодействий.
Основные парадигмы
Говоря о теории международных отношений, необходимо обратиться к трудам исследователей, которые посвящали свои работы рассмотрению отношений между державами, пытаясь найти основания мирового порядка. Поскольку теория международных отношений оформилась в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, следует отметить, что её теоретические положения развивались в русле философии, политической науки, социологии, права и других наук.
Российские учёные выделяют в классической теории международных отношений три основные парадигмы.
- Традиционная, или классическая, родоначальником которой считается древнегреческий мыслитель Фукидид. Историк, рассматривая причины войн, приходит к тому, что основным регулятором отношений между странами является фактор силы. Государства, будучи независимыми, не связаны никакими конкретными обязательствами и могут использовать силовое преимущество для достижения своих целей. Это направление развивали в своих трудах и другие учёные, среди которых Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Э. де Ваттель и другие.
- Идеалистическая, положения которой представлены в трудах И. Канта, Г. Гроция, Ф. де Виттория и других. Возникновению этого направления предшествовало развитие в Европе христианства и стоицизма. Идеалистическое видение международных отношений основывается на идее единства всего человеческого рода и неотчуждаемых прав личности. Права человека, по мнению мыслителей, являются приоритетными по отношению к государству, а единство человечества приводит к вторичности самой идеи суверенной державы, которая в этих условиях теряет свой первоначальный смысл.
- Марксистская трактовка отношений между странами исходила из идеи эксплуатации пролетариата буржуазией и борьбы между этими классами, которая приведёт к объединению внутри каждого и становлению всемирного общества. В этих условиях концепция суверенного государства также становится вторичной, поскольку национальная обособленность будет постепенно исчезать с развитием всемирного рынка, свободной торговли и других факторов.
В современной теории международных отношений появились и другие концепции, которые развивают положения представленных парадигм.
История международных отношений
Её начало учёные связывают с появлением первых признаков государственности. Первыми международными отношениями считают те, которые складывались между древнейшими государствами и племенами. В истории можно найти немало таких примеров: Византия и славянские племена, Римская империя и немецкие общности.
В средние века особенностью международных отношений было то, что они складывались не между государствами, как это происходит сегодня. Их инициаторами становились, как правило, влиятельные особы тогдашних держав: императоры, князья, представители различных династий. Они заключали договора, брали на себя обязательства, развязывали военные конфликты, подменяя интересы страны собственными, отождествляя себя с государством как таковым.
По мере развития общества менялись и особенности взаимодействий. Поворотным моментом история международных отношений считает появление концепции суверенитета и развитие национального государства в конце XVIII — начале XIX столетия. В этот период сформировался качественно иной тип отношений между странами, который сохранился до наших дней.
Понятие
Современное определение того, что представляют собой международные отношения, осложняется множеством связей и сфер взаимодействий, в которых они реализуются. Дополнительным препятствием является зыбкость разделения отношений на внутригосударственные и международные. Достаточно распространённым является подход, который в основе определения содержит субъектов, реализующих международные взаимодействия. Учебники определяют международные отношения как некую совокупность различных связей-взаимоотношений как между государствами, так и между другими субъектами, действующими на мировой арене. Сегодня в их число, кроме государств, стали входить организации, объединения, общественные движения, социальные группы и т. д.
Наиболее перспективным подходом к определению видится выделение критериев, позволяющих отграничить этот вид отношений от каких-либо других.
Особенности международных отношений
Разобраться, что являют собой международные отношения, понять их природу позволит рассмотрение характерных черт этих взаимодействий.
- Сложность этого рода отношений определяется их стихийным характером. Число участников этих связей постоянно растёт, включаются новые субъекты, из-за чего сложно прогнозировать изменения.
- В последнее время усилились позиции субъективного фактора, что нашло своё отражение в возрастающей роли политической составляющей.
- Включение в отношения различных сфер жизнедеятельности, а также расширение круга политических участников: от отдельных лидеров до организаций и движений.
- Отсутствие единого центра влияния по причине множества независимых и равноправных участников отношений.
Все разнообразие международных отношений принято классифицировать на основе различных критериев, среди которых:
- сферы: экономика, культура, политика, идеология и т. д.;
- уровень интенсивности: высокий или низкий;
- с позиций напряжённости: стабильные/нестабильные;
- геополитический критерий их реализации: глобальный, региональный, субрегиональный.
На основе приведённых критериев рассматриваемое понятие можно обозначить как особый вид общественных отношений, который выходит за рамки какого-либо территориального образования или сложившихся на нём внутриобщественных взаимодействий. Такая постановка вопроса требует выяснения того, как соотносятся международная политика и международные отношения.
Взаимосвязь политики и международных отношений
Прежде чем определиться с соотношением этих понятий, отметим, что термин «международная политика» также сложен в определении и представляет собой некую абстрактную категорию, которая позволяет выделить в отношениях их политическую составляющую.
Говоря о взаимодействии стран на международной арене, люди часто используют понятие «мировая политика». Она представляет собой активную составляющую, позволяющую влиять на международные отношения. Если сопоставить мировую и международную политику, то первая гораздо шире по охвату и характеризуется присутствием участников различного уровня: от государства до международных организаций, союзов и отдельных влиятельных субъектов. В то время как взаимодействие между государствами точнее раскрывается при помощи таких категорий, как международная политика и международные отношения.
Формирование системы международных отношений
На разных этапах развития мирового сообщества между его участниками складываются определённые взаимодействия. Основными субъектами этих отношений выступают несколько держав-лидеров и международных организаций, способных оказывать влияние на других участников. Организованная форма таких взаимодействий – система международных отношений. В её цели входит:
- обеспечение стабильности в мире;
- сотрудничество в решении мировых проблем в разных сферах деятельности;
- создание условий для развития других участников отношений, обеспечение их безопасности и сохранение целостности.
Первая система международных отношений сложилась ещё в середине XVII столетия (Вестфальская), ее появление обусловлено развитием доктрины суверенитета и появлением наций-государств. Она просуществовала три с половиной столетия. Весь этот период главным субъектом отношений на международной арене является государство.
В эпоху расцвета Вестфальской системы взаимодействия между странами складываются на основе соперничества, борьбы за расширение сфер влияния и увеличения мощи. Регулирование международных отношений реализуется на основе международного права.
Особенностью двадцатого века стало бурное развитие суверенных государств и изменение системы международных отношений, которая трижды подверглась коренной перестройке. Следует отметить, что ни одно из предыдущих столетий не может похвастаться такими радикальными переменами.
Прошлый век принёс две мировые войны. Первая привела к созданию Версальской системы, которая, разрушив равновесие в Европе, чётко обозначила два антагонистических лагеря: Советский Союз и капиталистический мир.
Вторая привела к формированию новой системы, получившей название Ялтинско-Потсдамской. В этот период усиливается раскол между империализмом и социализмом, обозначаются противостоящие центры: СССР и США, которые делят мир на два противоборствующих лагеря. Период существования этой системы также ознаменовался распадом колоний и возникновением так называемых государств «третьего мира».
Роль государства в новой системе отношений
Современный период развития мирового устройства характеризуется тем, что происходит формирование новой системы, предшественница которой потерпела крах в конце ХХ столетия в результате распада СССР и серии восточноевропейских бархатных революций.
По мнению учёных, формирование третьей системы и развитие международных отношений ещё не закончилось. Об этом свидетельствует не только то, что сегодня соотношение сил в мире не определено, но и то, что не выработаны новые принципы взаимодействий между странами. Появление новых политических сил в виде организаций и движений, объединения держав, международные конфликты и войны позволяют сделать вывод о том, что сейчас происходит сложный и болезненный процесс формирования норм и принципов, в соответствии с которыми будет строиться новая система международных отношений.
Особое внимание исследователей привлекает такой вопрос, как государство в международных отношениях. Учёные подчёркивают, что сегодня доктрина суверенитета подвергается серьёзным испытаниям, поскольку государство во многом утратило свою независимость. Усиливает эти угрозы процесс глобализации, который делает границы все более прозрачными, а экономику и производство все более зависимыми.
Но вместе с тем современные международные отношения выдвигают к государствам ряд требований, которые под силу только этому социальному институту. В таких условиях происходит смещение от традиционных функций к новым, которые выходят за рамки привычных.
Роль экономики
Особую роль сегодня выполняют международные экономические отношения, поскольку именно этот вид взаимодействия стал одной из движущих сил глобализации. Складывающееся сегодня мировое хозяйство можно представить в виде глобальной экономики, объединяющей различные отрасли специализации национальных экономических систем. Все они включены в единый механизм, элементы которого взаимодействуют и являются зависимыми друг от друга.
Международные экономические отношения существовали до появления мирового хозяйства и связывали между собой отрасли в пределах континентов или региональных объединений. Основными субъектами таких отношений являются государства. Кроме них, в группу участников включены гигантские корпорации, международные организации и объединения. Регулирующим институтом этих взаимодействий является право международных отношений.
Развитие и расширение международных связей в Санкт-Петербурге на примере Фрунзенского района
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ДИПЛОМ
Развитие и расширение международных связей
в Санкт-Петербурге на примере Фрунзенского района
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
- 1.1 История развития и основные понятия мЕЖДУнародных связей
- 1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
- ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
- 2.1 Развитие международных связей в Санкт-Петербурге
- 2.2 основная характеристика и анализ деятельности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга
- 2.3 международные отношения Фрунзенского района Санкт-Петербурга
- ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
- 3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
- 3.2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ВО ФРУНЗЕНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть, каким образом строятся и развиваются международные отношения между Санкт-Петербургом, в частности Фрунзенским районом Санкт-Петербурга, и его городами-партнерами.
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
1.1 История развития и основные понятия мЕЖДУнародных связей
В 18 веке Россия пережила ряд серьезных изменений, связанных с приходом к власти Петра 1 и его преобразовательной деятельностью. Именно в этот период начинают налаживаться постоянные дипломатические связи с другими государствами.
Вместе с тем, иностранные граждане привозили с собой свою культуру, быт и традиции.
Активизация отношений со странами Западной Европы способствовала изменению подхода к светскому воспитанию. Постепенно входит в обычай в русском обществе обучать детей иностранным языкам, танцам, манерам.
Развитие контактов между Россией и Западом не было ровным на протяжении 18 века. Его интенсивность зависела как от международной обстановки в Европе, так и от внутриполитической ситуации в странах.
Так что развитие культурных связей будет и далее оставаться фактором углубления международных отношений, позитивно влиять на их общую атмосферу.
В ХХ в. начался активный урбанистический взрыв, что привело к формированию крупнейших мегаполисов и конгломератов городов.
Во-вторых, международные связи могут соответствовать политическим интересам тех или иных партий, что является отражением на местном уровне межпартийной борьбы по вопросам внешней политики.
В-четвертых, международные связи становятся результатом гуманитарных акций.
Зачастую города пытаются найти партнера со сходными экономическими, культурными и иными характеристиками. Например, многие города-партнеры Санкт-Петербурга являются вторыми по значению городами своей страны и городами-портами.
Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
С понятием дипломатия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.
Международные отношения обязательно должны быть закреплены договором. На рис.1 можно увидеть основные принципы договорных отношений.
1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ
Сегодня уже очевидно, что международные связи субъектов Российской Федерации реально влияют на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны, способствуют укреплению демократических основ российского федерализма.
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах:
· чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами.
1) достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений;
3) долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с международными организациями и должниками России;
· включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
Основным законом, регулирующим международную деятельность является Федеральный закон РФ № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов российской федерации» от 04 января 1999г.
· Административный регламент Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере международного делового сотрудничества;
В процессе непосредственной деятельности Правительством города Москвы даются более конкретные распоряжения, например:
· Распоряжение Правительства Москвы от 12.11.2007 № 2501-рп «О проведении в городе Днепропетровске международной конференции международной ассамблеи столиц и крупных городов»;
· Распоряжение правительства РФ от 03.11.2007 № 1558-р «Об участии Российской Федерации в деятельности общеевропейской межправительственной организации «европейская аудиовизуальная обсерватория»;
Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1 Развитие международных связей в Санкт-Петербурге
В целом, можно говорить о том, что Санкт-Петербург с самых первых дней своего основания являлся портом, и значение его для России царь Петр видел именно в том, чтобы быть портовым городом.
Морские города и Санкт-Петербург, крупнейшие порта мирового значения, на современном этапе связаны узами побратимства. Эта дружба стала одним из проявлений сотрудничества.
Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приняли активное участие в XVIII Парламентской конференции Балтийского моря и заседаниях ее постоянного комитета, в форуме «Европейские города против наркотиков», в мероприятиях по линии Северного Совета, в XI Балтийском форуме развития и в работе XIV Санкт-Петербургского экономического форума.
Проведено более 120 встреч Председателя и депутатов Законодательно Собрания с делегациями иностранных государств и сотрудниками дипломатических представительств, в том числе 12 встреч руководителей консульских учреждений с Председателем Собрания В.А. Тюльпановым. Депутаты Законодательно Собрания вошли в состав ряда официальных делегаций Санкт-Петербурга, направляемых за рубеж.
Санкт-Петербург с официальными визитами посетили делегации Городского Совета Кракова, Городского Собрания города Таллина и Рижской городской Думы во главе с их председателями. По итогам последнего визита стороны заявили о готовности подписать соглашение о сотрудничестве.
В декабре 2009 года делегация Законодательного Собрания Санкт-Петербурга посетила с очередным официальным визитом Краков.
Кроме того, в Мариинском дворце состоялись встреча групп дружбы Совета Федерации РФ и Бундестага ФРГ на тему «Парламентское измерение новой архитектуры европейской безопасности», пятый ежегодный российско-финский семинар «Россия — Финляндия: бизнес-диалог» и научно-практическая конференция в связи с 85-летием образования Нахичеванской автономной республики.
Что касается городов-партнеров Фрунзенского района Санкт-Петербурга, то одни только названия улиц в честь названий европейских городов, уже хорошая основа. Например: улица Пражская, улица Бухарестская, улица Будапештская, улица Турку и.т.д.
Если говорить о международных связях, то одной из наиболее существенных черт является идеологическая составляющая, характерная для периода Холодной войны, когда весь мир был разделен на два блока, и противостояние осуществлялось на различных уровнях. Вместе с тем, по существу взаимодействие, главным образом, осуществляется в сфере культуры, что при этом не говорит об отсутствии, например, экономических контактов. Вместе с тем, основной акцент был сделан именно на сферу культуры.
Вместе с тем, события 90-х гг. многое изменили в специфике и характере взаимоотношений между городами. Прежде всего, идеологическая составляющая исчезла из отношений, что сделало их более прозрачными и адекватными современным реалиям. Культурные контакты остались важной и одной из основополагающих составляющих взаимодействия, но при этом экономическая сторона также имеет существенное значение.
В Санкт-Петербурге представлены следующие международные организации:
· Межпарламентская Ассамблея СНГ;
· Информационное бюро Совета министров Северных стран;
· представительства международных фондов и союзов, организаций ООН.
В городе работают отделения международных культурных институтов:
· Немецкий культурный центр им. Гете;
· Французский институт;
· Институт Финляндии;
· Голландский институт;
· Датский институт культуры;
· Израильский культурный центр;
· Итальянский институт культуры.
В Петербурге имеют свои представительства Стокгольм и Хельсинки. Расширению экономического сотрудничества содействуют представленные в городе торгово-промышленные палаты и бизнес-центры зарубежных стран.
Одним из эффективных направлений развития международных и внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга является участие его представителей в работе международных региональных организаций. Санкт-Петербург является членом Союза Балтийских городов, Конференции важнейших городов Балтийского моря «Балтийские метрополии», Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря, Комиссии по туризму стран Балтийского моря. Город сотрудничает с межправительственными организациями: Советом Государств Балтийского моря и Советом Министров Северных стран, а также с Форумом регионов морского побережья Европы, Балтийским Форумом развития, Ассоциацией Торгово-промышленных Палат Балтийского региона. С 1998 года Санкт-Петербург является ассоциированным членом Ассоциации европейских городов «Евроситиз», а также членом Международной ассоциации конгрессов и конференций.
Программы технического содействия обрели новый формат — теперь Санкт-Петербург равноправно участвует в разработке программ и в расстановке приоритетов. В рамках программы ТАСИС Европейского Союза осуществлялась деятельность по 58 проектам. С 2008 года начнут действовать новые программы соседства, в которых мы выступим как полноправные участники с соответствующим паритетным финансированием и возможностями для управления.
Работа по укреплению, расширению международных отношений проводится постоянно. Например, комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга была разработана программа «Толерантность» до конца 2010 года.
Программа «Толерантность» разработана в целях укрепления в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, принципов соблюдения прав и свобод человека, утверждения межнационального мира и согласия. Программа предусматривает организацию ряда мероприятий по укреплению толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, воспитанию культуры мира, профилактике проявлений ксенофобии и экстремизма в Санкт-Петербурге.
Автором представлен план выполнения данной программы на сентябрь 2010 года (см. Приложение 7).
23 сентября 2010 года на заседании Правительства Санкт-Петербурга была рассмотрена и принята Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы.
Новая Программа стала логичным продолжением действующей Программы «Толерантность», однако по многим направлениям существенно ее дополнила.
Цель принятой Программы — совершенствование усилий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и гражданского общества Санкт-Петербурга в деле формирования и укрепления в Санкт-Петербурге толерантной городской среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов.
Достижение поставленной цели осуществляется путем реализации следующих семи направлений:
1) Воспитание культуры толерантности через систему образования;
2) Межконфессиональное взаимодействие и толерантность в Санкт-Петербурге;
3) Содействие межкультурному взаимодействию в петербургском сообществе;
4) Укрепление ценностей толерантности через взаимодействие с медиасообществом Санкт-Петербурга;
5) Создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в сообщество Санкт-Петербурга. Содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге;
6) Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии;
7) Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.
В практическом выражении мероприятия Новой Программы охватывают многие сферы, в том числе: воспитание культуры толерантности современными образовательными средствами и методиками; противодействие распространению идей ксенофобии в сети Интернет; разработка современных медийных продуктов; реализация детских культурно-образовательных программ по изучению истории и культуры города; языковые курсы для мигрантов; издание современных учебных пособий и мультимедийных тренажеров; подготовка социальных рекламных кампаний; организация и проведение кинофорума антифашистских фильмов и многое другое.
Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга разработан план мероприятия на 2011 год (Табл. 1).
Табл.1
Мероприятия 2011 года
Дата мероприятия |
Название мероприятия |
|
апрель |
VIII Международный кинофестиваль «Море зовет» |
|
10-15 мая |
58-я Генеральная Ассамблея Международного совета по охоте и охране животного мира (CIC) |
|
12-13 мая |
XI Международные Лихачевские научные чтения под эгидой ЮНЕСКО |
|
Июнь — июль |
Фестиваль вина Федеральной земли Рейнланд-Пфальц ФРГ |
|
июнь |
XII Всемирный конгресс международного общества дерматологов (ISD) |
Что касается планов на 2011 год, то также в Санкт-Петербурге 23 — 24 марта 2011 года будет проходить V международная научно-практическая конференция «Проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений. Продвижение НАТО и Евросоюза на Восток. Проблемы безопасности стран СНГ, Европы и Азии».
На этой Конференции по геополитике, геоэкономике и международным отношениям, впервые в истории России и человечества, простым гражданам, представится уникальная возможность публично и гласно обсудить, разработать и принять научно обоснованные методы и планы решения проблем безопасности, стабильного и устойчивого развития и независимости государства, проблемы защиты прав человека и государства, проблемы строительства демократического и равноправного международного миропорядка 21 века.
Структура и система международных отношений
Участники международных отношений
Современная политическая наука рассматривает в качестве основных участников (акторов) международных отношений суверенные государства, межгосударственные объединения и международные (правительственные и неправительственные) организации. Важнейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.
Следует различать понятия государственного и национального суверенитета. Национальный суверенитет — совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, свою национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для осуществления национального суверенитета не обязательно образовывать национальное государство. Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное государственное устройство.
Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие также различные коалиции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении могут возникать специальные механизмы для координации внешнеполитического поведения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешнеполитической идеологии, политики и стратегии на международной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.
В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После Второй мировой войны возникли различные военно-политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые др. Большинство этих союзов распалось еще в ходе «холодной войны», а Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания.
Сохранилась Организация Североатлантического договора — НАТО. Сегодня внутри этой организации идут сложные процессы.
С одной стороны, военно-политический блок, созданный для противостояния СССР и его союзникам, после того как СССР прекратил существование пытается выработать стратегию, отражающую новые реалии международных отношений. С другой стороны, произошло расширение НАТО за счет бывших социалистических стран Восточной Европы и государств Балтии. Но в Североатлантическом альянсе по-прежнему на повестке дня стоят задачи дальнейшего расширения, что вызывает озабоченность во многих странах мира и особенно в России.
Сегодня появляются межгосударственные объединения принципиально нового характера. К их числу в первую очередь следует отнести ЕС. Если раньше он представлял собой интеграционное объединение экономического характера, то сегодня ЕС ставит перед собой задачи формирования общей внешней политики и общей политики в сфере обеспечения безопасности. И хотя на пути решения данной задачи стоят серьезные трудности, в итоге ее реализация может вызвать радикальные изменения в европейской и мировой политике.
Близким, но не тождественным к понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация».
Международные организации во второй половине XX в. стали важным фактором международных отношений.
Основными признаками международной организации могут быть названы следующие: объединение государств на основе организационно-правового единства его членов; объединение, образованное в силу межгосударственного соглашения (учредительного акта) для достижения провозглашенных целей; объединение, осуществляющее в соответствии с учредительным актом и другими правилами организации установленные функции и полномочия в международном общении через посредство своих органов и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, с государствами-нечленами и другими субъектами международного общения от своего имени. Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать международную организацию от наднациональной организации.
Каждая международная организация — это форум государств-участников межгосударственных отношений, где проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопросов между ними, устанавливаются и развиваются их отношения. Международная организация играет относительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в тоже время представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями.
Подобная организация межгосударственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права, международная организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовыгодных отношений между государствами, в решении спорных вопросов, в поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования. Международные организации играют стабилизирующую роль, способствуя усилиям миролюбивых сил в сохранении и развитии позитивных тенденций в международных отношениях.
Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуществование государств, международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации, в свою очередь, оказывают влияние на реализацию этих закономерностей, создавая для этого более или менее благоприятные условия.
Вместе с тем международные организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным законам. К числу, в частности, можно отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.
В научной литературе предлагается несколько принципов классификации международных организаций. При этом наиболее существенным является их деление на межгосударственные и неправительственные (т.е. на основе характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют как правительства или государственные ведомства, так и общественные организации и индивидуальные члены.
Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организации Объединенных Наций.
Созданная в 1945 г., ООН замышлялась как универсальный инструмент поддержания всеобщего мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорвали эффективность деятельности этой организации в целом. В новых условиях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.
С деятельностью ООН связаны сегодня и надежды на решение ряда проблем, обострившихся в последние десятилетия. Это относится прежде всего к одной из наиболее значимых и перспективных областей деятельности ООН — проблемам состояния мирового хозяйства и многостороннего экономического взаимодействия.
ООН, безусловно, не может подменить собой сеть многосторонних организаций и институтов, осуществляющих регулирование международных валютно-финансовых отношений, но через ООН можно было бы приступить к устранению возрастающих диспропорций в глобальной экономике и к ликвидации бедности и нищеты в различных районах мира. В последнее время выдвигается множество предложений об улучшении структуры самой ООН, повышении эффективности отдельных ее органов и пересмотре Устава ООН.
Ставится вопрос о расширении Совета Безопасности, причем речь идет не только об увеличении числа его непостоянных членов, но и о введении в состав Совета Безопасности новых постоянных членов. Предлагается реформировать и деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, сократить общее число принимаемых резолюций, делать упор на реально выполнимых, исходить при этом из критериев приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру Генеральной Ассамблеи за счет активизации уже существующих в ее рамках вспомогательных органов и, возможно, создания ряда новых в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем.
Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные организации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона. По данным Центра исследований международных организаций в Брюсселе, количество региональных организаций составляет примерно 80% от всех межправительственных организаций.
Таким образом, система международных организаций прочно вошла в структуру системы межгосударственных отношений как важный элемент, без которого функционирование этой системы практически невозможно, особенно сегодня, когда совместных усилий требует решение глобальных проблем, когда существует объективная необходимость коллективной безопасности. Роль данного элемента системы международных отношений будет, очевидно, возрастать.
По своему характеру международные отношения подразделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди этих отношений на первом месте, несомненно, стоят международные политические отношения. Политические отношения определяются в принципе тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной политики, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления этой политики, приобретает политический характер, воплощается в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воздействуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю политику, через процесс формирования и реализации внешней политики государств.
Любые внутриобщественные явления становятся объектом межгосударственных политических отношений лишь тогда и постольку, когда и поскольку они опосредованно становятся объектом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.
Различные виды отношений не только в субъективном плане, через политику государств, в которой они, как в тигле, переплавляются в политические, но и объективно являются политическими. В силу свойств самой системы межгосударственных отношений она концентрированно выражает различные отношения государств как в их политическом содержании, так и в специфической политической форме. Отделить собственно политические отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем — в отличие, например, от экономических, научно-технических, культурных и т.д. — весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.