Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Методы денежно кредитной политики

08.05.2020 by admin

Денежно-кредитная политика ЦБ и методы денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на решение следующих задач:

• регулирование экономического роста;

• сдерживание инфляции;

• обеспечение занятости населения страны;

• выравнивание платёжного баланса.

Денежно-кредитная политика, направленная на увеличение де­нежной массы в экономике,называется экспансионистской, на сокращение денежной, массы — рестрикционной.

В соответствии с выбранной стратегией Банк России проводит следующие виды политики:

• денежную;

• учетную;

• депозитную;

• валютную.

Каждое направление политики Центробанка время от времени (в зависимости от ситуации в экономике) является приоритетным.

Денежная политика — выпуск (эмиссия) денег и регулирование денежного обращения в стране.

Учетная политика Центрального банки основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. Цен­тральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учет­ный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране. При его повышении проводится жесткая политика «до­рогих денег», при понижении — политика «дешевых денег».

Дополнением учетной политики служит ломбардная или зало­говая политика, основанная на предоставлении Центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение вексе­лей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств.

Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных ин­ститутов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке ка­питалов.

Учетная и ломбардная политика Центрального банка — это ме­ханизм непосредственного его воздействия на ликвидность кредитных учреждений косвенного воздействия на экономику в целом.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Центральным банком, тем самым оказывая влияние на состояние резервов кредитных институтов.


При проведении экспансивной депозитной политики денеж­ные средства государственного сектора экономики, размещен­ные в Центральном банке, уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы коммерческих банков. Однако при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что приводит к снижению процентных ставок и инфляции. При проведении контрактивной депозит­ной политики достигается обратный результат — уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политики — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений. На­ правление и формы валютной политики, проводимой Цен­тральным банком, зависят от внутриэкономического положе­ния данной страны.
В различные периоды применяются разные формы и методы валютной политики: валютные ограничения, изменение пари­тетов (девальвация и ревальвация), регулирование степени кон­вертируемости валюты, режима валютного курса, дисконтная и девизная политика. Одним из средств реализации валютной по­литики является валютное регулирование, направленное на регламентацию международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Центральный банк проводит также девизную политику. Это метод воздействия на курс национальной валюты путем кущи-продажи иностранной валюты:

• в целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает иностранную валюту;

• а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Девизная политика проводится главным образом в форме валют­ной интервенции, т. е. вмешательства Центрального банка в опе­рации на валютном рынке с целью воздействия на курс нацио­нальной валюты. Особенностью валютной интервенций являет­ся относительно крупные масштабы и короткий период времени.

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ яв­ляются:

1. административные методы — к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как:

• квотирование отдельных видов активных и пассивных опе­раций;

• введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

• ограничения на открытие различных филиалов и отделений;

• лимитирование процентных ставок, тарифов и т. д,;

2. экономические методы — к ним относят использование меро­приятий, не предполагающих установления прямых запретов, на­пример таких, как:

• налоговые меры;

• нормативные меры (отчисления в фонд регулирования кре­дитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточно­сти банковского капитала, а также другие виды отчислений).

Основными инструментами денежно-кредитной политики Бан­ка России являются:

• процентные ставки по операциям Банка России;

• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Рос­сии (резервные требования);.

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование кредитных организаций;

• валютные интервенции;

• установление ориентиров роста денежной массы;

• прямые количественные ограничения;

• эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки по операциям. Банк России может устанав­ливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фик­сации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой мини­мальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным банком норм обяза­тельных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хра­нятся на беспроцентном счете в Центральном банке. Как инструмент денежной политики минимальные резервы вы­полняют двоякую роль: служат текущему регулированию лик­видности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческим банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифферен­цированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на 5 пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк Рос­сии имеет право списать в бесспорном порядке с корреспон­дентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кре­дитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

Операции на открытом рынке — купля-продажа Банком Рос­сии казначейских векселей, государственных облигаций, про-> чих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные, операций с указанными ценными бума­гами с совершением позднее обратной сделки. Воздействие Центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на от­крытом рынке, Банк создает выгодные условия кредитным ин­ститутам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на откры­том рынке — это наиболее гибкий метод регулирования лик­видности и кредитных возможностей банков путем размеще­ний государственного долга.

Рефинансирование кредитных организаций — кредитование Бан­ком России кредитных организаций. В современных условиях рефинансирование используется как инструмент оказания фи­нансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им
свести до минимума запас ликвидных средств.
Валютные интервенции — купля-продажа Банком России ино­странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Банк России вправе применять количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в ис­ключительных случаях в целях проведения единой государст­венной денежно-кредитной политики только после консульта­ций с Правительством РФ.

Установление ориентиров роста денежной массы — Банк России может устанавливать ориентиры роста одного иди нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направле­ний единой государственной денежно-кредитной политики.

Эмиссия облигаций от своего имени — Банк России вправе осуще­ствлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стои­мости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения Советом директоров об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между мак­симально возможной суммой обязательных резервов кредит­ных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего нормати­ва обязательных резервов.

Центральный банк РФ

Центральный банк (Банк России) является основным проводни­ком денежно-кредитной политики, направленной на стабилиза­цию денежного обращения.

Роль ЦБ РФ в экономике заключается: в защите и обеспечении устойчивость рубля; регулировании совокупной денежной массы в экономике; развитии и укреплении банковской системы; воздействии на активность коммерческих банков; установлении единых правил банковской деятельности разъ­яснении отдельных вопросов банковской практики; содействии бесперебойному функционированию системы расчётов.

По мере развития экономики роль ЦБ усиливается и возраста­ет, поскольку именно через денежно-кредитный механизм обес­печивается основа развития денежной системы страны,

Банк России — главное звено современной банковской системы России. Его отличительные особенности:

  • уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью;
  • Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;
  • Банк не регистрируется в налоговых органах;
  • Банк России является юридическим лицом;
  • государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;
  • полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России без его согласия не допускаются.

Для ЦБ РФ характерен принцип независимости — ключевой элемент статуса Банка Рос­сии — проявляется прежде всего в том, что он не входит в струк­туру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом:

— денежной эмиссии;

— организации денежного обращения.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает и освобождает от должности:

• Председателя Банка России;

• членов Совета директоров Банка России;

• аудитора Банка России.

Также Государственная Дума утверждает годовой отчет Центрального банка РФ и аудиторское заключение.

Центральный банк выполняет следующие основные функции:

1. функцию эмиссионного центра — заключается в том, что ЦБ обладает монопольным правом на выпуск банкнот. Объемы эмиссии наличных денег регулируются Банком с расчетом общих затрат его денежно-кредитной политики. Сам выпуск наличных денег осуществляется путем продажи банкнот и монет коммерческим банкам в обмен на их резерв в Центральном банке.

Значение функции эмиссионного центра несколько снижен так как банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран. Однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле. Чем выше доля обращения в стране, тем выше значение банковской эмиссии;

2. функцию «банка банков». Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, Что главными его клиентами являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Коммерческие банки выступают посредниками между экономикой и Центральным банком.

Обслуживание коммерческих банков по пассивным операциям заключается в том, что для обеспечения своей ликвидности банки хранят в Центральном банке часть своих денежных в виде кассовых резервов. В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Цен­тральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк является для коммер­ческих банков кредитором последней инстанции. Он осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг;

3. функцию банка правительства. Независимоот принадлежности капитала Центральный банк тесно связан с государством. Цен­тральный банк выступает главным банкиром государства и совет­ником правительства по финансовым и монетарным проблемам.

Казначейство хранит свои свободные средства на текущих счетах в Центральном банке, которые оно использует для своих рас­ходов. При этом казначейство расплачивается со своими по­ставщиками чеками на Центральный банк. Вместе с тем Цен­тральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денеж­ными средствами казначейства выполняет бесплатно для не­го операции по исполнению бюджета. Так, по поручению ка­значейства Центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляют на его текущий счет. В условиях дефицита государственного бюджета усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Управле­ние государственным долгом осуществляется с помощью опера­ций Центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним.

Центральный банк использу­ет следующие методы управления государственным долгом:

  • покупает или продаёт государственные обязательства с це­лью воздействия на их курсы и доходность;
  • изменяет условия продажи государственных обязательств;
  • различными способами повышает привлекательность госу­дарственных обязательств для частных инвесторов.

4. функцию валютного центра. Исторически сложилось; что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени пра­вительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золото­валютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путём учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в Международных и региональ­ных валютно-финансовых, учреждениях.

5. функцию денежно-кредитного регулирования, котораяна совре­менном этапе является важнейшей функцией Центрального банка. Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного ре­гулирования экономики, являющегося составной частью эконо­мической политики правительства. Главными целями денежно-кредитной политики являются: достижения стабильного эконо­мического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнива­ние платежного баланса.

6. функцию выпуска государственных ценных бумаг. Центральный банк определяет условия их выпуска и место размещения.

Опе­рации с государственными ценными бумагами позволяют:

• обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита;

• способствовать проведению более эффективной денежной политики;

• обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все про­чие элементы рынка капитала.

Для реализации своих функций в процессе своей деятельности Цен­тральный банк России выполняет следующие задачи:

— проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денеги органи­зует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правша осуществления расчетовв Российской Федерации;

устанавливает единые для всей страну правилапроведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы российской Федерации,если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполни­тельной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и испол­нение бюджетов; .

— осуществляет эффективное управление золотовалютными ре­зервамиБанка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных
организаций,выдает кредитным организациям лицензии на осу­ществление банковских операций, приостанавливает их дейст­вие и отзывает их;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организацийи банковских групп;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организация­мив соответствии с федеральными законами;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительст­ва РФ все виды банковских операцийи иных сделок, необходи­мых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контрольв соответствии с законодательством РФ;

-определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами,а также с юри­дическими и физическими лицами;

— устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской
системы РФ;

-устанавливает и публикует официальные курсы иностранныхва­лют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
РФ и организует составление платежного ба­ланса РФ;

— выполняет иные задачи.

Операции ЦБ

1. Пассивные операции Банка России отличаются тем, что источ­ником образования их ресурсов служат преимущественно не соб­ственные капиталы и привлеченные вклады, а. эмиссия банкнот.

К основным пассивным операциям Центробанка относятся:

• эмиссия банкнот;

• прием вкладов коммерческих) банков и казначейства.

Главным Источником ресурсов центральных банков в большин­стве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот не обеспечен золотом. Повсеместно отменено официальное золотое содержание де­нежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан:

• на кредитовании коммерческих банков, государства;

• увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот при кредитовании банкой обеспечена вексе­лями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства — государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранных валют -золотом и иностранной валютой. Отсюда следует, что обеспечением банк­нотной эмиссии служат активы Центрального банка. Размеры эмиссии банкнот зависят от активных операций Центрального банка.

Однако не все ссуды Центрального банка кредитной, или государству связаны с новым выпуском банкнот. Кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейст­ва, открытые в Центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия Центрального банка. Источником ресурсов центральных банков также служат вклады казначейства и коммерческих банков. Часть средств коммерче­ские банки обязаны хранить в виде кассовых резервов. Кор­респондентский счет коммерческого банка в Центральном равно­значен по своей ликвидности денежной наличности. Как прави­ло, коммерческие банки имеют определенный остаток на своем корреспондентском счете в Центральном банке, который ста­новится сосредоточением денежных резервов коммерческих банков. Центральный банк не уплачивает процентов по депо­зитам, однако бесплатно осуществляет расчетные операции.

Наряду с банковскими вкладами большое место в пассивах эмис­сионных банков занимают вклады государства. На долю собствен­ного капитала обычно приходится не более 4% пассива ЦБ.

2. Активными операциями называются операции по размещению банковских ресурсов. К основным активным операциям банка относятся:

1. учетно-ссудные операции

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами операций:

— учетными операциями;

— краткосрочными ссудами государству и банкам.

Главными заемщиками центрального банка выступают КБ и государство. К ссудам центральных банковкоммерческие банки прибегают для целевого кредитования своих клиентов, а также в период на­пряженного положения на денежном рынке. Такие ссуды принимают следующие формы:

— переучет и перезалог векселей;

— перезалог ценных бумаг;

— целевые ссуды Центрального банка на инвестиционные цели.

Переучет и перезалог векселей заключается в том, что ЦБ переучитывает векселя, предоставляемые коммерческими банками. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленных стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства. Перезалог векселей — это кратко­срочные ссуды под векселя, предъявленные коммерческим банкам.

Перезалог ценных бумаг— выдача, банковских ссуд под государ­ственные ценные бумаги, однако в некоторых странах допус­кается также выдача ссуд под другие виды ценных бумаг. Методом покрытия кассовых резервов могут быть прямые бан­ковские ссуды правительству сроком не более одного года. Крат­косрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

2. вложения в государственные ценные бумаги осуществ­ляться банком с различными целями. Покупка центральными банками государственных облигаций служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покры­тия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства практически отсутствует или ограничено законом,

вышеуказанных мер.

3.операции с золотом и иностранной валютой практикуются, как правило, в условиях крайней необходимости для государства и применяются реже вышеуказанных мер.

45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.

Инструменты:1) Операции на открытом рынке. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком ценных бумаг. Продажа поведет за собой сокращение денежной массы. Считается самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Используют 2 вида операций: прямые сделки (т.е. с немедленной поставкой) и сделки репо (означают покупку ценных бумаг с обязательством выкупить их обратно через определенный срок). По типам операции открытого рынка делятся на динамические (направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы) и защитные (направлены на поддержание стабильности финансовой системы в случае неожиданного отклонения).

2) Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиять на объем рефинансирования двумя способами: – воздействуя на величину процентной ставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объем заимствований);

– воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования. Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования путем выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей. Условий и сроков кредитования.

Рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительных резервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу

3) Резервные требования. ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу (и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.

4) Депозитные операции– привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся 2 способами: на фиксированных условиях или на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы.

5) Прямые количественные ограничения– установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Административные методы денежно-кредитного регулирования

В ходе реализации денежно-кредитной политики центральный банк может использовать прямые (административные) инструменты. В условиях переходной экономики административные меры могут занимать одно из ведущих мест в системе методов и инструментов денежно-кредитного регулирования. Используя прямые инструменты, центральный банк задает или ограничивает значение ценовой или количественной переменной.

Инструменты административного регулированияне учитывают интересы банков и предполагают прямой контроль центрального банка над деятельностью кредитно-финансовых институтов. К прямым инструментам относятся контроль за процентными ставками, кредитный потолок и прямые, или целевые кредиты. Эти инструменты реализуются в форме директив, инструкций, распоряжений центрального банка и предполагают ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Используя административные методы, центральный банк сохраняет за собой возможность централизованного перераспределения кредитных ресурсов.

К административным методам денежно-кредитного регулирования относят:

— квотирование отдельных видов пассивных и активных операций, используемое для целей воздействия на способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать вклады и кредиты;

— введение лимитов на выдачу различных видов кредитов и на привлечение кредитных ресурсов, направленых на регулирование отдельных видов кредитов (например, кредитов на потребительские нужны населения) или кредитование различных отраслей хозяйства (жилищного строительства, сельского хозяйства, экспортно-импортной торговли).

— лимитирование процентных ставок (предполагает ограничение по процентным ставкам или ограничение банковской маржи);

— селективная кредитная политика (административный контроль ЦБ за направлением использования ресурсов);

— установление индикативных параметров деятельности коммерческих банков;

— ограничение на открытие филиалов и отдельных подразделений коммерческих банков;

— лицензирование определенных видов банковских операций, в том числе перечня банков, допущенных к отдельным видам банковских операций;

— определение видов обеспечения кредита;

— регулирование условий выпуска ценных бумаг;

— портфельные ограничения коммерческих банков (обязательное направление части привлечённых ресурсов банков на приобретение государственных ценных бумаг с целью безэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета).

Чаще всего в практике денежно-кредитного регулирования применяются количественные кредитные ограничения: контроль за процентными ставками (уровнем маржи) или за объемом кредитов банков экономике.

Жесткое регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам позволяет обеспечить доступность кредитных ресурсов для приоритетных отраслей экономики. Однако заниженные ставки по депозитам и завышенные по кредитам могут стать причиной размещения свободных финансовых ресурсов не в банках и не в форме кредита, а в других видах финансовых активов (недвижимость, иностранная валюта). Это, в свою очередь, может привести к ослаблению национальной валюты и нарушению макроэкономического равновесия.

Регулирование объема кредитов предполагает установление кредитных потолков или лимитов кредитования. Данный метод может применяться как для отдельных кредитных институтов, так по конкретным видам кредита. Если количественные ограничения используются наряду с определенными преференциями в денежно-кредитной сфере, то говорят о селективном административном регулировании. Селективные методы денежно-кредитного регулирования предназначены для регулирования приоритетных видов кредита или кредитования особо значимых отраслей, субъектов хозяйствования. Как правило, они носят директивный характер.

Применение селективных методов может быть связано с решением таких задач, как ограничение выдачи кредитов некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов кредита, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков, обслуживающих приоритетные государственные программы и т.д. Среди селективных методов выделяют установление для банков количественных параметров по кредитам, направляемым в приоритетные отрасли экономики; наличие льгот для кредитно-финансовых институтов, которые кредитуют данные отрасли сверх установленных нормативов; передачу части депозитов отдельным коммерческим банкам для поддержания их ликвидности и др.

Еще один метод прямого регулирования – портфельные ограничения для банков, что предполагает обязательное инвестирование части привлеченных ресурсов в государственные ценные бумаги.

До 1970-х гг. большинство центральных банков промышленно развитых стран достаточно широко использовали прямые инструменты, однако с начала 1980-х гг. основой денежно-кредитного регулирования стали косвенные инструменты.

Переход на косвенные инструменты объясняется двумя причинами. Во-первых, он отражает увеличение роли ожиданий участников финансового рынка и ценовых сигналов в экономике. Во-вторых, либерализация движения капитала и открытие национальных финансовых систем для иностранной конкуренции сделало прямые инструменты малоэффективными. Сегодня в условиях рыночной экономики использование центральным банком административного воздействия по отношению к коммерческим банкам не носит систематического характера, и применяется в порядке исключительных, вынужденных мер.

Тем не менее, во многих развивающихся и переходных странах прямые инструменты денежно0-кредитного регулирования все еще входят в арсенал центрального банка. Их использование может оставаться актуальным по нескольким причинам. В слабо развитой финансовой системе прямые инструменты позволяют управлять кредитной активностью, распределением ссуд и издержками заимствований. Прямые инструменты легко применять и анализировать результаты их использования. По сравнению с косвенными инструментами затраты на них гораздо меньше. В странах с недостаточно развитой финансовой системой прямые инструменты в силу институциональных ограничений часто выступают единственно возможными инструментами центрального банка.

Таким образом, административное регулирование эффективно в следующих случаях:

— в условиях кризиса финансовой системы (когда административные инструменты являются единственным способом контроля со стороны центрального банка);

— на стадии циклического спада экономики;

— при резком нарушении пропорций воспроизводства,;

— в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или отсутствия технической способности центрального банка эффективно осуществлять косвенный монетарный контроль.

В то же время прямые инструменты всегда были и останутся грубым средством регулирования экономики. Они навязывают финансовой системе издержки неэффективного распределения кредитных ресурсов. Кредитные потолки ведут к ужесточению условий кредитования, ограничению конкуренции в банковском секторе и затруднению выхода на рынок новых банков. Кроме того, использование прямых инструментов, в конечном счете, стимулирует поиск обходных путей, позволяющих избежать административных ограничений. Это, в свою очередь, ведет к усложнению бюрократических процедур, способствует накапливанию избыточной ликвидности, подвергает банки финансовым рискам и сокращает их активность как финансовых посредников. Кредитные ресурсы банковского сектора либо перераспределяются в пользу приоритетных (субсидируемых) отраслей, либо уходят в нерегулируемый финансовый сектор экономики. По мере разрастания деформаций в финансовой системе прямые инструменты неизбежно теряют свою эффективность.

В целом административное регулирование в условиях отсутствия развитых финансовых рынков на непродолжительных временных интервалах может сыграть положительную роль в достижении целей денежно-кредитной политики. Однако сдерживание конкуренции банков и другие вышеотмеченные негативные последствия использования этих инструментов диктуют необходимость постепенного отказа от их использования в пользу экономических методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие Вы знаете классификации методов денежно-кредитного регулирования?

2. В чем сущность процентной политики центрального банка?

3. Какие инструменты процентной политики Вы знаете?

4. Что такое фонд обязательных резервов, его функции?

5. В чем сущность регулирования обменного курса национальной валюты?

6. В чем значимость управления золотовалютными резервами государства на современном этапе?

7. В чем заключается роль пруденциального регулирования в обеспечении стабильности банковской системы?

8. Назовите виды пруденциального регулирования.

9. Назовите основные административные методы денежно-кредитного регулирования.

10. Какие условия использования административных методов денежно-кредитного регулирования?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes