Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Механизм правового регулирования стадии

15.05.2020 by admin

Содержание

  • Стадии правового регулирования
  • Правовое регулирование
  • Предмет и пределы регулирования
  • Характеристика
    • Способы
    • Методы
    • Типы
  • Классификация
  • Стадии и механизм регулирования
    • Стадии
    • Механизм
  • См. также
  • Примечания
  • Литература
  • Ссылки
  • Стадии механизма правового регулирования

Правовое регулирование представляет собой длящийся процесс. Поэтому в процессе действия механизма правового регулирования можновыделить несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга. На каждой из стадий находят применение и доминируют различные юридические средства, в совокупности составляющие сложную систему – механизм правового регулирования.

Правовое регулирование включает в себя следующие стадии:

1 стадия – нормативная регламентация общественных отношений.

Особенности функционирования механизма правового регулирования на первой стадии:путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов создаются исходные государственные регуляторы общественных отношений – нормы права. Нормы права находят закрепление в формально-юридических источниках права, важнейшим из которых, в частности в российском праве, является нормативный правовой акт. Совокупность всех нормативных правовых актов подразделяется на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Придание высшей юридической силы законам определяет необходимость их высокого качества, во многом обусловливающего эффективность механизма правового регулирования. Необходимо, чтобы в процессе правотворчества компетентные органы учитывали потребности общества в правовом регулировании тех или иных социальных отношений и осуществляли правотворчество с учетом материальных и иных условий жизни общества. Правотворческая деятельность должна осуществляться на основе принципов законности, демократизма и научности, с использованием основных правил юридической техники, при наличии у законодателей высокого уровня правовой культуры.

Используемый инструментарий: норма права, нормативный правовой акт, юридические договоры и другие формы права, технические средства, с помощью которых создаются правовые нормы, формулируются тексты нормативных правовых актов, систематизируется законодательство (правотворческая техника и законодательные технологии).

2 стадия – возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей.

Особенности функционирования механизма правового регулирования на второй стадии: общие предписания норм права реализуются в поведении конкретных лиц, происходит конкретизация норм права, устанавливается их связь с конкретной жизненной ситуацией. Средством, с помощью которого осуществляется правовое регулирование на этой стадии, является правоотношение как возникающая на основе норм права правовая связь, участники которой наделены взаимными субъективными правами и субъективными обязанностями. Для возникновения правоотношений, помимо норм права, необходимы юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Используемый инструментарий: правовые нормы, содержание которых трансформируется, переходит в реальную жизнь; определение субъектов права, которые становятся обладателями смоделированных в юридических нормах правомочий; возникновение у субъектов на основе юридических фактов субъективных прав и юридических обязанностей.

3 стадия – реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в фактическом поведении участников общественных отношений.

Особенности функционирования механизма правового регулирования на третьей стадии: происходит фактическое использование субъектами права своих субъективных прав, исполнение ими своих юридических обязанностей и соблюдение правовых запретов, осуществляется правомерное поведение. Акты реализации права в виде соблюдения, исполнения и использования субъектами регулируемых отношений требований правовых норм могут совершаться по различным мотивам. Но для общества предпочтительнее соблюдение субъектами права требований правовых норм добровольное и сознательное, а не вызванное страхом быть привлеченным к юридической ответственности. Однако необходимо учитывать, что добровольность и сознательность реализации права сопряжены с наличием у субъектов определенного уровня правовой культуры.

На третьей стадии процесс правового регулирования может завершиться, так как при воплощении требований правовых норм в жизнь достигается непосредственный результат действия всего механизма правового регулирования – устанавливается правопорядок.

Непосредственная реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей не предполагает каких-либо дополнительных юридических действий со стороны государства, органов местного самоуправления, других компетентных структур. Например, совершая покупку в магазине, покупатель после оплаты покупки автоматически становится ее собственником; пассажир городского электротранспорта, входя в вагон трамвая, оплачивает свой проезд и осуществляет поездку до нужной ему остановки. Субъективное право реализовано, юридические последствия наступили (купивший стал собственником, перевозка пассажира осуществлена) – значит, механизм правового регулирования сработал, правовое регулирование завершено.

Процесс реализации права может осуществляться разными методами, представляющими собой совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. В частности, выделяют императивный метод правового регулирования (централизованное регулирование «сверху донизу», основанное на принципах субординации и подчинения и властно-императивных началах (широко применяется в административном, уголовном, уголовно-исполнительном праве и т. п.)) и диспозитивный метод правового регулирования (децентрализованное регулирование, основанное на принципах координации и равноправия, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны (широко применяется в гражданском и семейном праве).

Используемый инструментарий: соблюдение, исполнение и использование юридических предписаний.

4 стадия – применение права.

Особенности функционирования механизма правового регулирования на четвертой стадии, котораяво многих случаях носит необязательный характер: если реализация субъективных прав и обязанностей по каким-либо причинам не происходит и совершается правонарушение, то в процесс правового регулирования на уровне конкретных отношений включается государство.

Властноевмешательство компетентных государственных, муниципальных и иных органов в процесс наступления соответствующих юридических последствий требуется не всегда. Опосредованная реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей осуществляется в ходе правоприменения, когда имеет место индивидуальное правовое регулирование, разрешение на основе норм права конкретных юридических дел.

Особая форма реализации права, которая состоит в разрешении компетентными органами юридического дела и вынесении конкретного решения, используется:

1) в случаях, когда соответствующие юридические отношения без вмешательства государства не могут возникнуть (основой правоотношений, например, являются приказ начальника Санкт-Петербургского университета МВД России о зачислении курсантов на первый курс; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии; регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния);

2) в случаях, когда возникает спор о праве (например, о праве на собственность) и лицо обращается в суд (в данном случае с иском о признании права собственности); завершающей стадией правового регулирования будет являться правоприменительная деятельность и ее результат – правоприменительный акт (решение суда (в нашем случае о признании права собственности), приговор суда; решение государственных, муниципальных органов и т. п.);

3) в случаях правонарушения и привлечения субъектов права к юридической ответственности (применение юридической ответственности к конкретному правонарушителю невозможно без решения компетентного органа (суда, инспектора ГИБДД и т. д.)). Законность деятельности правоохранительных органов государства, принимающих решения о юридической ответственности, высокий уровень правосознания работников этих органов, их правовая культура – необходимые условия эффективности механизма правового регулирования на данной стадии.

Используемый инструментарий: правоприменительная деятельность и правоприменительные акты.

Все стадии правового регулирования должны соответствовать нормам права, закрепленным в действующем законодательстве. Результатом осуществления процесса правового регулирования является правовой порядок.

С некоторыми оговорками можно утверждать, что каждой стадии правового регулирования соответствует элемент механизма правового регулирования.

Соотношение стадий правового регулирования и элементов механизма правового регулирования
стадии правового регулирования элементы механизма правового регулирования
нормативная регламентация общественных отношений норма права
возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. правоотношение
реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в фактическом поведении участников общественных отношений акты реализации прав и обязанностей
применение права акты применения права

Стадии правового регулирования

  • Структура и стадии механизма правового регулирования

    Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее элемента: 1) нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права, — дозволения, запреты, связывания; 2) способы реализации, которые проявляются в фактическом…
    (Теория государства и права)

  • Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии. Правовое воздействие

    Изучение механизма правового регулирования ведется теоретиками государства и права уже давно. Наиболее интересные суждения на этот счет высказал С. С. Алексеев. Он, в частности, предложил понимать под этим механизмом «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается…
    (Теория государства и права)

  • Общая характеристика стадий и элементов механизма правового регулирования

    Идею механизма воздействия права на общественную жизнь выдвинул Н. Г. Александров. В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на условия общественной жизни и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма. Специфическими чертами, формами…
    (ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

  • ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И СРЕДСТВА ИХ РЕШЕНИЯ

    Процессуальные и организационно-правовые основы приема, регистрации и проверки заявлений, сообщений о преступлениях Одним из условий формирования современной концепции досудебного производства является повышение эффективности уголовно-процессуальной деятельности на начальном этапе досудебного…
    (ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ.)

  • Теоретические аспекты правового регулирования социального обслуживания в системе права социального обеспечения

    Право на социальное обеспечение — одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено в таких основополагающих международных документах, как Декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Российская Федерация — социальное…
    (Правовое обеспечение социальной работы)

  • Правовое регулирование и государственный контроль за деятельностью общественных формирований

    Общественные формирования — это добровольные объединения граждан, которые создаются ими в соответствии с действующим законодательством для удовлетворения разнообразных (политических, духовных, физических и т.д.) потребностей и интересов человека. К их числу можно отнести церковь, политические…
    (Теория государства и права)

  • Правовое регулирование межнациональных отношений

    В современных условиях проблема правового регулирования межнациональных отношений приобретает все большее значение, становится предметом пристального внимания международных организаций, парламентов и правительств, политических и государственных деятелей, ученых и общественности. Национальные отношения…
    (Теория государства и права)

  • Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

    Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует…
    (Теория государства и права)

  • МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию права и государства. Отсюда значение механизма, с помощью которого достигаются цепи права и государства, т.е. механизма правового регулирования (МПР). МПР включает следующие…
    (Теория государства и права)

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Сфера и пределы правового регулирования

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства.

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений:

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный — субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности; осуществление гражданского и предпринимательского оборота.
  • Разрешительный — субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования — Дозволительно-обязывающего. Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов, их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное — распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
  • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм регулирования

Стадии

правотворчество
(создание нормы права)
→
юридический
факт
→
возникновение правоотношения
→
реализация права
↘
применение права
(факультативная стадия)
↗

Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • норма права;
  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;
  • правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

  • нормативный правовой акт;
  • акты толкования права;
  • юридические факты;
  • правосознание;
  • правовая культура.

См. также

  • Общественные отношения
  • Регуляторы общественных отношений
  • Право

Примечания

  1. Корельский, Перевалов, 1997, с. 258
  2. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 259-260
  3. Черданцев, 2002, с. 345

Литература

Ссылки

  • Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм». Сибирский Юридический Вестник. — 2003. — № 1. Проверено 12 декабря 2012.

Теория государства и права

Теория государства

Теория права

Регуляторы общественных отношений • Право • Сущность права • Правопонимание • Функции права • Принципы права • Источники права • Правовое регулирование • Система права • Норма права • Правотворчество • Юридическая техника • Нормативно-правовой акт • Систематизация нормативных актов • Юридические документы • Правоотношение • Юридические факты • Презумпции • Фикции • Реализация права • Юридическая коллизия • Толкование права • Правомерное поведение • Правонарушение • Юридическая ответственность • Законность • Правопорядок • Правосознание • Правовая культура • Правовой нигилизм • Правовой идеализм

Межотраслевые институты

Правовые семьи

Стадии механизма правового регулирования

Использование в определенном порядке тех или иных элементов механизма характеризует процесс правового регулирования. Он может быть простым и сложным.

Простой процесс правового регулирования предполагает использование только одного государственно-властного акта — нормативно-правового. Индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложный процесс правового регулирования предполагает наличие двух актов государственно-властного характера, один из которых — нормативно-правовой, а другой — акт применения норм права (индивидуальный акт). Его стадии зависят от правового поведения субъекта — правомерного или неправомерного.

Рассмотрим сложный процесс правового регулирования.

1. Первая стадия механизма правового регулирования — стадия общего действия правовых норм. На этой стадии происходит определение содержания и формулирование границ поведения субъекта, условий возникновения прав, обязанностей, полномочий, ответственности и т. д. (Вступает в действие механизм правотворчества).

Например, действие механизма по пенсионным делам возможно только при наличии нормы права, объективированной в законе о пенсиях. Однако, как общее правило, данная норма не решает вопроса о том, кому именно будет начислена пенсия. Для этого решения нужны дополнительные юридические действия, осуществляемые на второй стадии.

2. Вторая стадия механизма правового регулирования связана с возникновением конкретных субъективных прав и обязанностей, т.е. с возникновением правоотношения. Необходимым условием этой стадии выступает юридический факт (система фактов), с которым нормы права связывают наступление юридических последствий. (Вступает в действие механизм реализации норм права).

Действие механизма по пенсионным делам начинается после обращения гражданина С. в учреждение социального обеспечения и вынесения решения о назначении ему пенсии на основе общей юридической нормы.

Вынесение индивидуального предписания о назначении пенсии означает индивидуализацию общих правил применительно к конкретному лицу. При помощи индивидуально-правового акта за участниками регулируемых отношений закрепляется соответствующее субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

С принятием решения о назначении пенсии гражданину С. (индивидуально-правовой акт) он становится носителем субъективного права на получение пенсии, а орган социального обеспечения приобретает субъективную обязанность начислить и выплачивать ему пенсию (правоотношение). Из приведенного примера следует, что реализацией субъективного права гражданина на пенсию является её получение, а реализацией субъективной юридической обязанности органа социального обеспечения является выдача пенсии.

При правомерном поведении субъектов правовое регулирование исчерпывает себя механизмом реализации норм права.

3. Третья стадия механизма правового регулирования — применение санкций правовой нормы — возникает в случаях неправомерного поведения субъекта. Правовым основанием этой стадии является правонарушение, а также нормы права, устанавливающие санкции за совершенные правонарушения и определяющие порядок применения ответственности. Государственные органы и должностные лица реализуют свою компетенцию путём расследования обстоятельств совершения правонарушения, установления и наказания виновных, а другая сторона — правонарушители — претерпевает лишения государственно-властного характера за совершенные правонарушения. (Вступает в действие механизм возложения юридической ответственности).

Представим основное из сказанного в виде схемы трех стадий механизма правового регулирования:

1. Механизм правотворчества

Основным элементом этой стадии является норма права, которая выступает как «регламентатор» общественных отношений. Регулятивные (дозволяющие, обязывающие, запрещающие), охранительные и специализированные нормы — составные элементы нормативной основы правового регулирования.

— это стадия существования права вне правоотношений, стадия разработки юридических норм, установления модели поведения, правового статуса лиц, учреждений, органов государства.

2. Механизм реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей

Основными элементами этой стадии являются правоотношение, акт непосредственной реализации прав и обязанностей (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав), акт опосредованной реализации прав и обязанностей (применение права). Правоотношение выступает как «конкретизатор» общих требований юридических норм применительно к конкретным субъектам, а акт реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей — как «реализатор» конкретных предписаний правовых норм применительно к конкретным субъектам.

— это стадия перехода от общих дозволений правовых норм к конкретной модели поведения конкретных субъектов. Выражается в совершении дозволяемых действий и в воздержании от запрещенных действий (активный и пассивный варианты правомерного поведения). Это активная сторона правового регулирования, при которой возможны два процесса реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей: 1) вступление в правоотношение по желанию и воле их участников (заключение договора) — простой; 2) вступление в правоотношение на основе правоприменительного акта, нередко помимо воли и желания участников (решение суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей) — сложный.

3. Механизм возложения юридической ответственности (или государственного принуждения)

Основными элементами этой стадии являются акты применения норм права, устанавливающие юридическую ответственность конкретного лица за конкретное правонарушение. Это охранительные правоприменительные акты. Реализатором принуждения применительно к конкретным субъектам на основании санкций правовых норм выступает государство в лице уполномоченных органов.

— это стадия реализации конкретных мер юридической ответственности, применяемых в случае совершения противоправного поведения. Она наступает на следующих правовых основаниях: фактическое основание (правонарушение), нормативное основание (норма права, устанавливающая санкцию за совершенное правонарушение), процессуальное основание (возложение юридической ответственности, ее вид и мера).

Стадии механизма правового регулирования (вариант правомерного поведения) можно представить в большем количестве, разбив вторую стадию в предложенной схеме на следующие:

• возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

• непосредственная реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

• применение права (как факультативная — возможная, но не обязательная стадия).

В качестве элементов, обеспечивающих динамическую сущность механизма правового регулирования, определяющих движение реальных правоотношений, выступают юридические факты.

Режим благоприятствования механизму правового регулирования обеспечивается законностью, государственной дисциплиной, которые, вместе с правосознанием и правовой культурой, обязательны на протяжении всего его действия.

§ 4. Стадии правового регулирования

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятивной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права – первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е. осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права.

В научной литературе стадии правового регулирования могут быть выделены и по иным, чем у нас, основаниям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes