Кто такой безработный?
Занятый, незанятый, безработный: что отличает эти понятия
Что различает понятия “занятый”, “незанятый”, “безработный”? Что государство гарантирует безработным и какую социальную поддержку оказывает? На эти и другие вопросы ответим в статье.
Определение понятий
Разберемся, что отличает понятия “занятый”, “незанятый”, “безработный”. Краткие определения можно дать такие:
- Занятым называется гражданин, который официально трудоустроен. Он выполняет работу по трудовому или гражданско-правовому договору и получает заработную плату. Также к занятым относятся лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и самозанятые.
- Незанятым считается гражданин, который не может работать по какой-либо причине (состояние здоровья, возраст) или не желает работать по собственной инициативе.
- Безработными признаются граждане, которые не имеют работы, но желающие ее найти, вставшие на учет в Центр занятости населения.
Чем различаются эти понятия? Трудится и получает зарплату только занятый, причем неважно, сколько часов и дней в неделю человек работает.
Понятие безработицы и отсутствие занятости легко спутать. В обиходе чаще встречается первый термин: про домохозяйку или уволенного сотрудника скажут “безработный”, хотя не во всех случаях определение будет верным. Если человек стоит на учете биржи труда — он безработный, во всех остальных случаях — просто незанятый. Теперь разберемся с каждым понятием более подробно.
Занятость
Определение этого термина приведено в первой статье ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации”. Документ отвечает за правовое регулирование занятости и трудоустройства с 1991 года.
В отличие от времен СССР, когда с мая 1961 года начал действовать указ о борьбе с тунеядством. Сейчас никакого штрафа или уголовной ответственности за отсутствие работы не предусмотрено. Гражданин может сам выбирать работать ему или нет.
Историческая справка: в советские времена, если человек не работал более 4 месяцев в году, он привлекался к ответственности по статье Уголовного кодекса РСФСР: «Тунеядство». Послабления давались только замужним женщинам с детьми. Все остальные граждане должны были трудиться в обязательном порядке. Отмена пропаганды борьбы с безработными произошла в 1991 году с принятием ФЗ «О занятости населения в РФ».
По сообщениям некоторых СМИ в 2017 году в правительстве РФ обсуждали возобновление налога на тунеядство. Министр труда предложил взимать с неработающих граждан порядка 25 тысяч рублей ежегодно, чтобы покрывать государственные расходы на медицинские услуги, оказываемые гражданину, и будущие пенсионные выплаты. Предложение не было продвинуто, и пока никакого налога в России на отсутствие работы нет.
Кто относится к категориям занятых и безработных
Занятыми являются:
- граждане, работающие по трудовому договору (полный или неполный рабочий день, сезонная, а также временная работа);
- ИП, нотариусы, адвокаты;
- самозанятые;
- лица, работающие по гражданско-правовым или авторским договорам;
- лица, занятые в подсобных промыслах, участники фермерских хозяйств;
- военные, сотрудники МВД и органов уголовно-исполнительной системы, пожарные.
Так гласит закон о занятости населения. Все, кто не относится к вышеперечисленным пунктам и обратился на биржу труда, являются временно безработными.
Виды занятости
Существуют следующие формы занятости:
- Полная занятость — это форма трудоустройства с рабочим графиком, по которому сотрудник выполняет свои производственные обязанности в течение 5 дней в неделю с условием 8-часового рабочего дня.
- Сменный график — условия могут быть разные, например, 2/2 (2 дня через 2), но режим работы с 9 до 21 или с 10 до 20. В зависимости от количества рабочих часов в неделю будет определяться полная (если сотрудник в неделю работает 40 и более часов) или частичная занятость (если менее 40 часов). На практике многие работодатели «не заморачиваются» и пишут в трудовом договоре полную занятость.
- Частичная — общий объем рабочих часов в неделю сокращен до 15-20.
- Вахта — сотрудник работает вдали от дома на территории работодателя в течение определенного периода (1-2 недели, месяц, полгода), который регулярно повторяется.
- Удаленная работа — сотрудник выполняет работу вне офиса компании (у себя дома, в командировке).
- Стажировка — временная работа с целью приобретения опыта и возможностью постоянного трудоустройства.
Незанятые
По закону человек имеет право не работать, никакие штрафы за это не предусмотрены. Причины могут быть разные:
- женщина решила заняться воспитанием детей и домашним хозяйством, т.к. зарплаты мужа хватает на всю семью;
- бывший студент перед первым трудоустройством решил несколько месяцев посвятить путешествиям по миру;
- мужчина ушел с работы, ищет новое место самостоятельно, но на биржу труда не вставал.
Все эти люди будут незанятыми. За них не отчисляются пенсионные и страховые взносы в государственные фонды, не идет трудовой стаж. Какие-либо пособия и льготы им не положены — для этого нужно зарегистрироваться в ЦЗН и получить статус безработного.
Рынок труда и безработица
По данным Федеральной службы государственной статистики в первом квартале 2020 года уровень безработицы в России был на уровне 4,6-4,7%. В расчет берутся работоспособные граждане старше 15 лет.
В связи с распространением коронавирусной инфекции с начала апреля многие занятые граждане стали терять работу — случился наплыв на биржи труда. Председатель Счетной палаты А. Кудрин в интервью для РБК заявил, что к концу года ожидается увеличение количества безработных в России до 8 миллионов человек.
Ситуация очень неблагоприятная: из-за пандемии коронавируса малый и средний бизнес несет убытки, что влечет снижение дохода или полную потерю работы для сотрудников. С каждым днем количество граждан, обратившихся в Центры занятости, растет.
В этой связи у людей, оставшихся без работы в “коронавирусный” период, возникают вопросы: что полагается безработным, какие предусмотрены гарантии социальной поддержки и льготы, права и обязанности нетрудоустроенных граждан и главное — какая оказывается помощь безработным в России.
Условия признания граждан безработными
В законе №1032-I от 1991 года говорится и о безработных гражданах. Определение понятию дается следующее:
Граждане, которые не могут быть признаны безработными, перечислены в третьем пункте статьи III ФЗ “О занятости” — это лица, соответствующие хотя бы одному из пунктов:
- младше 16 лет;
- получающие пенсию (страховую, накопительную, по старости);
- отказавшиеся от двух предложений работы от ЦЗН в течение 10 дней с момента регистрации;
- не обратившиеся в службу занятости в течение 10 дней с момента регистрации с целью поиска работы;
- предоставившие недостоверные документы и сведения в ЦЗН (за это имеется административная, гражданская и уголовная ответственность безработного);
- приговоренные решением суда к лишению свободы или исправительным работам.
Получить признание безработным можно в течение 11 дней с момента обращения в службу занятости при условии предъявления необходимых документов.
Человек не считается безработным, если он:
- работает по найму, но работодатель задерживает выплату зарплаты;
- официально является самозанятым или индивидуальным предпринимателем, но не получает доход от своей деятельности.
Важно! В период пандемии коронавируса все центры занятости работают дистанционно. Документы принимаются онлайн по упрощенной схеме: достаточно заполнить заявление, никакие справки прикладывать не нужно. Сведения о среднем заработке ЦЗН запрашивает в Пенсионном фонде.
По закону так, но реальные отзывы в сети от обычных граждан, которые остались без работы, говорят о другом. Некоторые пишут, что на портале “Работа в России” просят дополнительно прислать документы по электронной почте.
Гарантии и компенсации безработным гражданам
Какая предусмотрена государственная поддержка безработных граждан? Все лица, которые зарегистрировались на бирже по безработице имеют право на получение пособия. Размер компенсации зависит от стажа работы, средней зарплаты, причины увольнения, а также региона проживания гражданина. Обратиться в службу занятости могут граждане, которые были уволены или никогда прежде не работали.
Важно! Обращаться в ЦЗН нужно строго по месту жительства.
Согласно Постановлению Правительства от 27 марта в 2020 году пособие по безработице составит от 1500 до 12130 рублей. Для справки: до принятия специальных мер максимальная компенсация была 8000 рублей.
Некоторые регионы делают свои надбавки, например, москвичи, оставшиеся без работы из-за коронавируса, будут получать 19500 рублей, а жители Московской области — 15000.
Также имеются районные коэффициенты для северных и дальневосточных регионов. Например, в Якутии коэффициент 1,7-2 (в зависимости от района) — назначенное пособие умножается на этот показатель.
Правила выплаты пособия обозначены во временных правилах к постановлению правительства от 08.04.2020 г.
Выплаты пособия предусмотрены в течение полугода: 1, 2 и 3 месяц в размере 75% от средней заработной платы, 4, 5 и 6 месяц — по 60%.
По новым правилам, действующим в период коронавируса, гражданин имеет право на максимальное пособие в течение первых трех месяцев (с 1 апреля по 30 июня 2020 года), независимо от предыдущей зарплаты, если встал на учет в центр занятости после 1 марта 2020 года.
Понятно, что безработным гражданам гарантируется материальная помощь, но какая еще предусмотрена социальная защита?
Право на защиту от безработицы указано в статье 37 Конституции РФ.
Помимо пособия гражданин получает помощь в поиске работы от службы занятости: ему могут предложить имеющиеся вакансии, соответствующие его специализации, либо пройти обучение с целью профессиональной переподготовки. В период обучения человек получает стипендию от ЦЗН.
Что еще положено безработным? В некоторых случаях по окончании выплат пособия от биржи труда может быть назначена материальная помощь. Если пособие меньше МРОТ, можно получать субсидию на оплату услуг ЖКХ. Жители Москвы получают компенсацию на оплату проезда в общественном транспорте.
Граждане предпенсионного возраста, оставшиеся без работы, могут выйти на пенсию досрочно, но с соблюдением условий: осталось не больше двух лет до официального выхода на пенсию, накоплен трудовой стаж более 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, работник попал под сокращение или организация работодателя была ликвидирована.
Выводы и сравнение с пособиями за границей
Финансовый кризис в 2020 году, вызванный пандемией коронавируса, ощутили на себе практически все россияне. Многие работающие граждане стали получать меньше или вовсе отправились в вынужденный отпуск. Волна безработных хлынула на биржи труда.
По новостям каждый день жители страны слышат о выплате максимальных пособий с минимумом бумажной волокиты. Но на деле все не так просто: кому-то не хватило нужного количества рабочих дней в 2020 году, кого-то попросили уйти “по собственному желанию” до 1 марта. И все, на что можно рассчитывать, это скромные 1,5 тысячи рублей в месяц.
Вести “из-за бугра” о выплатах в 1200$ на человека в качестве единовременной помощи и по 450-900$ в неделю в качестве постоянного пособия, только нагнетают и без того непростую ситуацию. Время покажет к чему приведет новый кризис и как вырастет уровень безработицы в России.
Сейчас безработным остается только принять ту помощь от государства, которая им предлагается, искать новую работу и, возможно, рассмотреть новые способы получения дохода, например, в качестве самозанятого.
Безработные граждане
Безработные граждане
(англ. unemployed, citizens out of work) — по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»**). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Всеобщая декларация прав человека (ст. 1) и вслед за ней Конституция РФ* (ч. 3 ст. 37), конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ устанавливают право каждого человека на защиту от безработицы. Механизм реализации этого права в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом др. нормативных актов. Порядок регистрации Б.г. определяется Правительством РФ. Напр., постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 утвержден Порядок регистрации безработных граждан**, устанавливающий последовательность регистрации и снятия с регистрационного учета Б.г.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»**. В этой сфере принимаются и ведомственные акты.
Не могут быть признаны Б.г. следующие категории граждан: а) не достигшие 16-летнего возраста; б) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае 2-х отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; в) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; г) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, др. недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, Б.г. по истечении 6-месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, установлены ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Государство гарантирует Б.г.: выплату пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в т.ч. в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в др. местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в др. местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением гос-ных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
Все виды пособий и др. выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»**. См. также Занятые граждане; Материальная помощь безработным.
Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.
Развитие рыночной экономики происходит неравномерно: периоды оживления деловой активности чередуются со спадами. Это не может не отразиться на изменении численности занятого в экономике населения. Однако и в периоды подъемов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных.
Даже в 1944 г. в США, когда шестая часть трудоспособного населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, а рабочая неделя составляла 6 или 7 дней вследствие острой нехватки рабочих рук, 1,2% желающих трудиться не могли найти работу.
В чем причины подобных явлений? Может ли быть достигнута 100%-ная занятость? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо более внимательно рассмотреть структуру населения страны. Прежде всего отметим, что следует различать трудоспособное и нетрудоспособное население. Не все население является трудоспособным, и, значит, не все люди могут участвовать в 85 производстве товаров и услуг. К нетрудоспособному населению статистика России относит людей моложе 16 лет и лиц, достигших пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет). Законодательство России и большинства других стран запрещает использовать на производстве труд детей.
Однако не все трудоспособные люди намерены участвовать в производстве. Например, домашние хозяйки не склонны трудиться за пределами своего домашнего хозяйства. Не участвуют в производстве и трудоспособные лица, отбывающие срок заключения или находящиеся в спецлечебницах. Эти люди относятся к так называемому институциональному населению. Поэтому из состава трудоспособного населения следует выделить экономически активную часть населения, или рабочую силу. Эту часть населения иногда называют самодеятельным населением.
Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, или совокупная рабочая сила, — это все те лица, которые могут и намерены работать. В 2011 г. экономически активное население России составляло 75 575 тыс. человек, или 52,9% общей численности населения страны. Но не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на государственной службе, на предприятиях и в организациях или заняты частным бизнесом. Какая-то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых и безработных.
ЗАНЯТЫЕ — та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. Это отражено и в российском законодательстве. Согласно действующим в России законам занятыми считаются граждане:
- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;
- отсутствующие на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т. д.;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
- проходящие службу в Вооруженных силах и органах внутренних дел;
- обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях.
БЕЗРАБОТНЫЕ — относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине. Российское законодательство признает безработными граждан, которые:
- не имеют работы и заработка;
- зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
- готовы приступить к работе. Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесен к категории безработных.
Безработными являются лишь те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировавшись в службе занятости, периодически (в России — не реже двух раз в месяц) проходит перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях.
Источник: Экономика. Основы экономической теории : учебник для 10–11 кл. для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень : в 2 кн. Кн. 2 // Под редакцией: Иванов С. И., Линьков А. Я. Издательство: Вита-Пресс, 2018 Основные виды безработицы В зависимости от того, какая причина порождает безработицу, различают и ее формы, или типы. Меры миграционной политики Непроизводительный труд в России: рост доли занятых в сфере контроля и перераспределения Сколько рабочих в России: численность и структура Экономическая активность мужчин в пенсионном возрасте Экономическая активность женщин в пенсионном возрасте Безработица и профсоюзы: причины безработицы по неоклассикам Как рассчитывается уровень безработицы Масштабы безработицы определяются, во-первых, показателем, который называется абсолютным числом безработных, а во-вторых, уровнем безработицы. Социально-экономические последствия безработицы Что плохого в безработице?
Tags: безработица занятость
Контрольная работа
по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности»
на тему : Правовой статус безработного
Институт лесного бизнеса и инноватики |
|
Факультет «Экономика» | |
Специальность № 38.03.01 | |
Выполнил: студент 3 курса з/о | |
Лекомцева Ульяна Дмитриевна | |
Зачетная книжка № 57026 | |
Проверил: Козлов Евгений Александрович |
Санкт-Петербург
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью для России, как социального государства, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ 1993 г. обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития человека; предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своих граждан, в том числе и при наступлении безработицы. Право на защиту от безработицы, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ, считается важнейшим элементом всей системы прав и свобод человека и гражданина. Безработица как социально-экономическое явление наносит обществу (государству) в целом, и каждому человеку, в частности, значительный ущерб как экономический, так и социальный, следовательно, исследование теоретических проблем безработицы, совершенствование законодательства и практики его применения являются необходимыми условиями социально — экономической и политической стабильности страны.
Объектом исследования являются общественные отношения. возникающие в связи с получением гражданина статуса «безработный».
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих общественные отношения, по трудоустройству с участием безработного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного.
Общее понятие безработного
В определениях понятия «безработный» имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда и российским законодательством.
Так, по методологии Международной организации труда, безработный — это застрахованный (добровольное, обязательное или сочетание обоих способов страхования); ранее работавший, но потерявший заработок в результате безработицы; работающий при сокращенной нормальной или установленной законом продолжительности рабочего времени (частично безработный); работающий неполный рабочий день; работающий, но временно не получающий заработную плату; способный к систематической работе по какой-то либо профессии; способный и готовый работать; ищущий подходящую работу.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Итак, во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным. Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности.
Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет.
Так же следует отметить, что трудоспособность оценивается и по состоянию здоровья, так, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха.
Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. При этом, занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе и с неполным рабочим временем, временные и сезонные работники; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; члены производственных кооперативов ; работающие по договорам подряда, поручения и другим гражданско-правовым договорам; избранные, назначенные или утвержденные на оплаченную должность; проходящие воинскую службу и службу в органах МВД, ВС, учащиеся очных учебных образовательных учреждений всех видов.
В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. N 847н «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».
Процедура существенно не изменилась. Как и прежде, она проводится государственными учреждениями службы занятости населения.
Сначала гражданин регистрируется в целях поиска подходящей работы.
Если в течение 10 дней с даты указанной регистрации не предложено мест для трудоустройства, физлицо признается безработным. Соответствующее решение должно быть принято не позднее 11 дней с момента предъявления им ряда документов.
Так, нужно представить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, и справку о среднем заработке за предыдущие 3 месяца по последнему месту работы. Впервые ищущие работу, у которых нет профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.
Безработные обязаны проходить перерегистрацию в установленные службой сроки, но не чаще 2 раз в месяц.
В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.
Главный признак подходящей работы — ее соответствие профессиональной пригодности работника, при этом учитываются уровень профессиональной подготовки, прежняя работа, состояние здоровья, транспортная доступность рабочего места.
Требования подходящей работы не могут быть едиными для всех категорий граждан. Так, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для лиц, отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию после длительного (трехгодичного) перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, эти требования понижаются. Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует или не требует она предварительной подготовки. По смыслу Закона, предлагаемая работа признается подходящей, если безработный гражданин с учетом его возраста, состояния здоровья и других особенностей способен ее выполнить, и поэтому он не должен отказываться от предложения. При возникновении спора вопрос может быть решен как в вышестоящем органе службы занятости, так и в судебном порядке.
Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда и проч.
В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным.
Так, безработными не могут быть признаны, в частности, осужденные к исправительным работам или лишению свободы, лица до 16 лет, граждане, которым назначена пенсия по старости либо за выслугу лет. Еще одно основание — представлены заведомо ложные сведения. Кроме того, поводом может стать двойной отказ физлица от предложенной подходящей работы или от получения профподготовки.
Гражданин не получит статус безработного, если он в течения 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не явился в службу занятости без уважительных причин.
Через месяц со дня получения отказа можно повторно обратиться в службу.
В отличие от понятия безработного, закрепленного на международном уровне, российское законодательство в качестве безработных не рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее время; работающих, но временно не получающих заработную плату, вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные гарантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство — член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда и занятости, защиты от безработицы.
Поэтому можно предложить соответствующее международным стандартам определение понятия безработного для применения его в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не имеющие работы и заработка), неполностью занятые (работающие неполное рабочее время по инициативе работодателя), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2 и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.
Таким образом, на сегодняшний день, безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе.
2 Общее понятие правого статуса безработного
Термин «правовой статус» — сложная, собирательная юридическая категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.
Прежде сем определить понятие правого статуса безработного обратимся вцелом к пониманию трудоправового статуса гражданина.
Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере труда. Правовой статус граждан в трудовом праве определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами трудового права ответственностью, а так же гарантиями. Так же традиционно в правовой статус включают категорию правосубъектность (в свою очередь включающую правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта).
Так, основным правом, которым наделен безработный – это право на труд. Согласно Конституции РФ 1993 года, труд свободен. Свобода труда при этом подразумевает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Развивая положения Конституции РФ, законодатель определяет равные возможности каждого для реализации своих трудовых прав. Свобода труда должна отвечать и принципу свободы вступления в трудовые отношения. Никто не может принуждать к работе.
Ограничения конституционных прав могут быть установлены лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения государственных (публичных) интересов – в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому законодатель ограничивает возраст вступления в трудовые отношения.
Согласно трудовому законодательству Российской Федерации, по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, что согласуется с требованиями ст. 2 Конвенции МОТ № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.), согласно которому возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Однако существуют исключения, и допускается снижение возраста, с которого лицо вправе выступать в качестве стороны трудового договора. Лишь в исключительных случаях по согласованию с с органом опеки и попечительства могут приниматься на работу 15-летние. Допускается прием 14-летних, но с согласия одного из родителей и только для работы в свободное от учебы время.
Невыполнение обязанностей, возложенных на работника трудовым законодательством, локальными нормативными актами и трудовым договором, может повлечь за собой соответствующую ответственность.
Следовательно по аналогии, к элементам правого статуса безработного можно, на наш взгляд, можно отнести:
1) основные права и обязанности;
2) их правосубъектность, т.е. правоспособность и дееспособность;
3) гарантии основных прав и свобод граждан;
4) ответственность за нарушение обязанностей.
Следует отметить, что правовой статус безработного можно понимать в узком и широком смыслах:
Правовой статус безработного в широком смысле — это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, отраслевой (трудоправовой) и родовой статус безработного.
Правовой статус безработного в узком смысле — это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, межотраслевой (трудоправовой и права социального обеспечения), родовой и специальный статус. Так в чем разница? Тем более во втором случае он шире?
В рамках специального статуса безработного выделяется статус безработного на федеральном уровне и статус безработного на региональном уровне, а так же правовые статусы отдельных категорий безработных. Например, несовершеннолетних, инвалидов и др.
Таким образом, правовой статус безработного можно понимать в двух смыслах: правовой статус фактического безработного (безработного в широком смысле) и правовой статус зарегистрированного безработного (безработного в узком смысле). В целом же основными элементами правового статуса безработного выступают его права и обязанности, социальные гарантии. Для целей исследования рассмотрим содержание правового статуса безработного в узком смысле.
3 Основные права и обязанности безработного
Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:
— консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;
— самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
— обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ);
— заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;
— оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);
— выплату пособия по безработице;
— выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Безработному немало важно знать, что если он как безработный утратил право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если безработный проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости ему может оказываться материальная помощь.
Подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если безработный :
— не имеет профессии (специальности);
— не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;
— ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;
— он больше не может работать по прежней профессии.
Профессиональная консультация предполагает, что безработному окажут помощь в профессиональном самоопределении – то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.
Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:
— профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;
— переподготовка для приобретения новых профессий;
— обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;
— повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;
— повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;
— стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.
Помимо прав безработный наделен так же рядом обязанностей, так он обязан: безработный гражданин правовой социальный
— активно искать работу, быть готовым принять предложение о трудоустройстве или обучении, а также совершенствовать свои профессиональные навыки так, как это согласовано с бюро занятости;
— прибыть по приглашению бюро занятости на собеседование по поиску работы;
— совместно с бюро занятости разработать план трудоустройства, в котором согласуются способы поиска работы и совершенствования профессиональных навыков для дальнейшего обеспечения занятости;
— действовать согласно совместно разработанному плану трудоустройства и информировать бюро занятости о выполнении плана;
— участвовать в мероприятиях по содействию занятости, организованным бюро занятости, например, принять приглашение для прохождения стажировки;
— информировать бюро занятости об изменении своих контактных данных или данных о поиске работы.
Так же важной обязанностью является предоставление о себе достоверных сведений как при постановке на учет в качестве безработного и после.
Кроме того согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 г. N 847н, граждане, не явившиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями (листок нетрудоспособности; повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления, и других чрезвычайных обстоятельств, противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; иные документы, обосновывающие причины неявки гражданина).
Если же этого не происходит, то лицу теряет статус безработного.
Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается государственным учреждением службы занятости населения в следующих случаях:
— отказа граждан в течение 10 дней со дня их регистрации в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
— неявки граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в государственных учреждениях службы занятости населения для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных;
— представления гражданами, документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представления других недостоверных данных для признания их безработными.
Решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Сведения об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным вносятся в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц с использованием программно-технических комплексов.
Таким образом, безработный имеет множество прав, наиболее значимыми из которых на наш взгляд являются: право получать информацию о свободных рабочих местах, о возможностях переквалификации и по иным, связанным с трудоустройством вопросам; получать услуги, связанные с профессиональной ориентацией; участвовать во всех мероприятиях по занятости, проводимых в центре занятости. Помимо прав безработный наделен так же и обязанностями: так, он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, а так же обязан предоставлять о себе достоверные сведения. Не выполнение данных обязанностей влечет потерю статуса безработного.
Кого можно считать безработным. Или почему это слово устарело.
Если человек работал наёмным работником и его услуги стали больше не нужны, он считается безработным.
Если у человека был свой бизнес, но услуги его бизнеса больше не нужны обществу, он тоже считается безработным.
Если у человека и не было никогда работы, но его услуги никому не нужны – он тоже безработный.
Т.е. безработный – это человек, знания и умения которого обществу больше не требуются.
Но это не безработные – это люди, которым нужно обучение. Как жить в новом мире. В прошлом, когда сельское хозяйство стало отходить от ручного труда, появилось много «безработных» крестьян. Когда промышленность стала модернизироваться — появилось много «безработных» рабочих.
Что общество делало, чтобы люди не голодали и не поднили бунты?
1. Оно их обучало жизни в новом мире. Сейчас нам кажется нормальным, что для того, чтобы найти работу, надо сначала поучиться: в институте или еще где. И люди учащиеся не считаются бездельниками. Детям в школе постоянно говорят: «Это ваша работа – учиться.» А ведь когда-то человек учащийся или стремящийся к знанию выглядел бездельником, нахлебником на плечах общества. Похоже те, кто так говорил ошибались. Согласны?
2. Еще общество создавало ненужные рабочие места для ставших ненужными обществу людей. Т.е. общество тратило средства и силы не на то, чтобы эти люди полезными стали, а так и оставляли их ненужными. При этом только множились проблемы. Создание и поддержание рабочего места больших денег стоит. И еще ресурсы природы на производство ненужного тратятся. И свалки растут.
Может в это русло нужно усилия экологов направить? А не внушать людям, что нужно покупать новые холодильники, т.к. старые озоновый слой разрушают. Или убивать животных жестоко – носите искусственные меха и кожи. Этим экологи только создают дополнительный спрос, рабочие места. Но не решают проблемы природы и животных, т.к. на производство новых холодильников и искусственных материалов тоже нужны природные ресурсы. Да и старые куда-то утилизировать надо.
Так решалась проблема занятости людей в СССР . Помните (или мама рассказывала) сколько производилось товаров, которые никто не хотел покупать. Сейчас увеличивается штат работников государственных предприятий – чиновников например. И нечего удивляться, что такой чиновничий аппарат у нас многочисленный. А куда скажите пойдут работать люди, если все процедуры бюрократические оптимизировать?
Мне больше нравится первый вариант – обучение людей, как более продуктивный.
Потому появляющихся и продолжающих появляться людей, неправильно было бы называть безработными. А людьми, которых нужно обучить как жить в новом мире, где не нужно работать весь день. Первое время, наверное, таких людей будут считать бездельниками, которые получают деньги за учёбу, а не за 8 часов работы. Но это уже проходили, с теми же крестьянами и рабочими в прошлом. И бесплатная учёба или учёба с выплатой стипендии не является чем-то необычным сейчас.