Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

Коррупция причины

11.05.2020 by admin

Содержание

  • Противодействие коррупции
  • Вопрос № 1. Понятие и виды коррупции
  • ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»
  • Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Противодействие коррупции

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году в системе органов прокуратуры Российской Федерации созданы специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК).

В частности, в Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные СППК созданы в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.

В целях гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрены особая процедура назначения на должность и освобождения от должности, а также специальный порядок привлечения к ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии.

Работники СППК как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее – управление), а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Тем самым в России в системе органов прокуратуры создана независимая, вертикально интегрированная структура, призванная обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивая к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

Деятельность СППК направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций), охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупционным проявлениям.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции включает в себя:

  • предупреждение коррупции и последующее устранение ее причин (профилактика коррупции);
  • борьба с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
  • минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.

В этих целях СППК выполняются задачи по обеспечению:

  • своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий;
  • прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
  • привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений;
  • защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных правонарушений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве в пределах полномочий, предоставленных законодательством; возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

В соответствии с поставленными задачами СППК осуществляют следующие функции:

  • надзор за исполнением требований законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных корпорациях и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и федеральными государственными органами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законодательства о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;
  • антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;
  • надзор за уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов и оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений правоохранительных органов (за исключением органов федеральной службы безопасности) при выявлении преступлений коррупционной направленности и расследовании уголовных дел этой категории;
  • поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, участие в рассмотрении таких уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • обеспечение реализации полномочий прокурора в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц;
  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции, выработка предложений по его совершенствованию;
  • участие в международном сотрудничестве в области борьбы с коррупцией с международными организациями и антикоррупционными структурами других государств;
  • деятельность по возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений;
  • работа по защите прав граждан, государства и организаций посредством возмещения ущерба, причиненного актами коррупции;
  • работа по антикоррупционному просвещению, правовому воспитанию и формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Вопрос № 1. Понятие и виды коррупции

⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 41

На фоне многочисленных социально-негативных явлений последних десятилетий, связанных с обострением кризисных процессов в экономике, расширением криминального влияния в различных сферах государственной и общественной жизни, углубляющимися противоречиями в социальной структуре современного общества, ярким, зачастую всепоглощающим по своему антиобщественному накалу явлением выступает коррупция.

И в мире, и в России она приобретает сегодня все более угрожающий характер, довольно широко проникает во все слои общества, практически во все ветви государственной власти и управления; разрушает систему позитивного взаимодействия государства и общества; усиливает и без того серьезную проблему социальной напряженности. В свою очередь, такая напряженность является источником новых правонарушений и преступлений, с которыми приходится иметь дело правоохранительным органам и, прежде всего, полиции, призванной защищать население от криминальных угроз. Потому проявление коррупции в полицейских рядах признается еще более омерзительным, подрывает веру людей в справедливость, лишает их надежды на защиту от преступных посягательств, сводит на нет все усилия органов внутренних дел по обеспечению надлежащего общественного порядка и надежной общественной безопасности, разрушительно сказывается в целом на авторитете полиции.

Многие проблемы российского общества объясняются коррупцией. Коррупция это не только отдельный вид преступлений или правонарушений, это неэтичное поведение, которое вырастает в специфичный характер взаимоотношений между представителями власти и гражданами.

Опасность коррупции заключается, прежде всего, в утрате доверия населения к государственным службам, решениям должностных лиц и политике государства в целом.

Следует признать, что высокий уровень коррупции на всех уровнях государственной власти и управления сдерживает развитие нашей страны, препятствует развитию экономики, представляет угрозу национальной безопасности. Как показывают многие социологические, экономические и правовые исследования, а также экспертные оценки, в настоящее время в России на оплату услуг чиновников коммерсанты затрачивают от 20 до 50 % своей прибыли. Более половины западных бизнесменов отмечают, что в странах Восточной Европы взятка — обычная практика, более 80 % из них сказали, что полученные за взятки бюрократические услуги целиком окупили их затраты.

Данные об уровне коррупции в российском обществе, в частности, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе социологического исследования в ноябре 2012 года, показывают, что степень коррумпированности общества остается высокой. Такого мнения придерживаются на протяжении последних шести лет около 75% россиян. При этом наиболее коррумпированной сферой в современной России признаются местные власти (36% против 31% в 2006 году), полиция в целом (26% против 22% в 2006 году) и федеральная власть, причем ее упоминают значительно чаще, чем прежде (с 12% в 2007 году до 26% в 2012 году).

Следует отметить, что сотрудники правоохранительных органов уровень коррупции считают еще более высоким. Так, в ходе проведенного авторами в 2013 — 2014 годах анкетирования сотрудников оперативных и кадровых подразделений органов внутренних дел 91% опрошенных оценили уровень коррупции в стране как высокий, 7% — как средний, 2% — как низкий.

Масштабы коррупции, ее системный характер на всех уровнях — федеральном, субъектов Федерации, местном — стали основанием для принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, в которой проблема коррупции признана в качестве «одной из системных угроз безопасности Российской Федерации».

Общее представление о коррупции, которое характерно для общественного сознания, наиболее четко отражено в соответствующих словарных статьях, где коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей»; «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц»; «предосудительное и обычно незаконное поведение, цель которого состоит в обеспечении выгоды для себя или другого лица». В последнем источнике отмечается, что формы коррупции включают в себя взяточничество, вымогательство и злоупотребление внутренней информацией, а коррупция имеет место в ситуациях безразличного отношения общества или отсутствия стратегий правоприменения. Там же отмечается, что в обществах, культурные традиции которых предполагают ритуал подношения подарков, зачастую бывает сложно провести грань между приемлемыми и неприемлемыми подарками.

В ст. 1 Закона о противодействии коррупции политико-правовой смысл коррупции представлен как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, российское законодательство определяет коррупцию как не предусмотренное законом принятие (лично или через посредников) имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Источники международного права дают более широкое определение коррупции и соответственно описывают расширенный круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией. Например, в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Таким образом, коррупция — понятие не только уголовно-правовое, но и собирательное, охватывающее правонарушения самого различного вида. В первую очередь, это должностные преступления — взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, незаконный протекционизм, служебный подлог и др. Коррупция в самом общем виде выражает отношения, складывающиеся между отдельными членами общества и должностными лицами по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (физических и юридических лиц, общества, государства).

Коррупционная преступность сотрудников правоохранительной системы в общем числе преступлений крайне мала, однако неэтичное поведение сотрудников становится резонансом в обществе. СМИ акцентируют внимание на подобных фактах, вследствие чего у граждан формируется негативное отношение к деятельности сотрудников правоохранительной системы. Особо пристальное внимание граждане обращают на факты коррупции обновленной полиции, поскольку одна из задач проводимого реформирования состоит в коренном пересмотре кадровой политики и чистке кадров от непорядочных сотрудников. Исходя из вышеизложенных аргументов, представляется важной задача проведения целенаправленной и постоянной работы по предупреждению коррупционного поведения сотрудников ОВД. Ключевая роль в этом направлении принадлежит сотрудникам кадровых служб и подразделений, руководителям различного уровня, преподавателям образовательных учреждений МВД России, которые в силу своих должностных обязанностей могут влиять на коллектив, проводить воспитательную и коррекционную работу с личным составом.

Противодействие коррупции и обеспечение собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации является одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Именно поэтому руководством МВД России вопросам борьбы с коррупцией в собственных рядах уделяется особое внимание. В основу противодействия коррупции заложено повышение адресности ведомственного реагирования на любые факты неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел, а также индивидуальный подход к любому сообщению о таких фактах. Стоит отметить, что в настоящее время в МВД России функционирует целостная система предупреждения, выявления, пресечения фактов коррупции и предательства интересов службы. К числу приоритетных относятся, в первую очередь, адресные меры профилактического характера, применяемые к нарушителям законности, в том числе путем их привлечения к дисциплинарной ответственности на ранней стадии противоправного поведения. Вместе с тем усилена работа в отношении сотрудников, предавших интересы службы. Принятые меры, на фоне незначительного роста количества сотрудников, совершивших преступления, позволили значительно повысить эффективность работы по выявлению уголовно — наказуемых деяний. В первом полугодии 2014 года поставлено на учет в ФКУ «ГИАЦ МВД России» 1656 (+4%) сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления (из них общеуголовные – 747 (+1,6%), должностные и против правосудия — 1010 (+5,4%)) совершивших 2670 (+11%), преступлений (из них общеуголовных – 886 (-8,1%), должностных и против правосудия – 1784 (+23,8%)). В отношении 270 (+23,9%) руководителей возбуждены уголовные дела, в т.ч. 169 (+32%) – за совершение должностных преступлений. Оценивая результативность борьбы со взяточничеством, необходимо отметить, что в первом полугодии 2014 года более чем на 35% возросло количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество (314). При этом, рост числа взяточников зафиксирован в 38 (46,3%) органах МВД России на региональном уровне, а также в трех подразделениях транспортной полиции. Судами различных инстанций осуждено 912 (+33,5%) сотрудников органов внутренних дел, из них 550 (+36,8%) – за совершение должностных преступлений, в том числе 228 (+34,9%) – за превышение должностных полномочий, 159 (+11,2%) – за взяточничество, 121 (+146,9%) – за злоупотребление должностными полномочиями и 77 (+22,2%) — за служебный подлог. Непосредственно подразделениями собственной безопасности в первом полугодии 2014 года выявлено 1110 сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления, из них 720 – должностных и против правосудия, в том числе 242 — взяточничество. Доля участия подразделений собственной безопасности в выявлениисотрудников ОВД, совершивших преступления, составила 67% , из них по должностным и против правосудия – 71,3%. В первом полугодии 2014 года подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел в установленном порядке осуществлялись проверки жалоб, заявлений и иной информации о коррупционных правонарушениях, к которым причастны сотрудники и работники системы МВД России. ГУСБ МВД России и подразделениями собственной безопасности территориальных органов внутренних дел рассмотрено 13788 обращений о противоправных действиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. По результатам проверок возбуждено 394 уголовных дела. ГУСБ МВД России на постоянной основе осуществляется мониторинг и анализ состояния антикоррупционной защищенности органов внутренних дел. Полученные результаты используются при выработке предложений по повышению уровня ведомственного контроля, эффективности обеспечения собственной безопасности в системе органов внутренних дел Российской Федерации, которые докладываются руководству Министерства и направляются в территориальные органы МВД России для реализации. В рамках повышения уровня коррупционной устойчивости органов правопорядка Главное управление собственной безопасности призывает граждан к сотрудничеству и предлагает незамедлительно обращаться в подразделения собственной безопасности по территориальности. Необходимые контактные телефоны и адреса соответствующих территориальных подразделений, информацию о порядке обращения можно узнать по телефону +7(495)667-07-30 либо в дежурной части любого органа внутренних дел, а также сети Интернет на официальном сайте МВД России. Помимо этого, по телефону +7(495)667-74-47 функционирует «горячая линия» для обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов граждан сотрудниками органов внутренних дел, а также для сотрудников органов внутренних дел для обращения с информацией о фактах склонения их к действиям коррупционного характера и иным правонарушениям, связанным с процессом исполнения должностных обязанностей.

Коррупция как социальное явление присуща всем странам и государствам, независимо от их экономического развития, и различается лишь своими масштабами. Подменяя собой верховенство закона, она подрывает эффективность государственного управления. Нарушая принципы равенства и социальной справедливости, коррупция ведет к искажению условий конкуренции и затрудняет экономическое развитие. Порождаемые коррупцией проблемы угрожают стабильности, безопасности и моральным устоям общества. Для ее предупреждения и искоренения необходима продуманная государственная политика, проводимая при участии институтов гражданского общества.

Согласно различным исследованиям, россияне считают коррупцию одной из острейших проблем общества. На вопрос о том, в чем заключаются ваши основные претензии к действующему правительству, 29 % россиян ответили, что они недовольны тем, что правительство не может справиться с коррупцией. Статистические данные и опросы общественного мнения свидетельствуют, что ситуация с коррупцией в Российской Федерации в целом, в том числе и органах внутренних дел, остается весьма сложной.

Коррупция в органах внутренних дел несет в себе повышенную опасность, поскольку способствует укреплению организованной преступности, ее сращиванию с коррумпированными группами чиновников и

предпринимателей, проецирует принципы противоправного поведения, дестабилизирует нормальное функционирование всех органов власти. Для того, чтобы повысить эффективность борьбы с коррупцией необходимо исследовать данный феномен, который имеет не столько правую природу, но в большей мере социально обусловлен и зависим.

Слово «коррупция» происходит от латинского corruptio, что означает портить, развращать, подкупать, деятельность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, направленная на противоправное получение материальных благ, услуг и т.п.

Считается, что коррупция в своей основе имеет две составляющие – биологическую и социальную. Суть первой в том, что большинство живых организмов пытаются максимально реализовать свои возможности для улучшения жизни. Второй – в том, что личные интересы человек ставит выше общественных. Тем самым нарушается важнейший принцип: общество должно заботиться о человеке, а человек – об обществе, так как жить вне общества человек не может. Поэтому можно говорить лишь о минимизации коррупции, как социального явления.

Под коррупцией часто понимают любое злоупотребление властными возможностями, включая и те, где не просматривается прямая корыстная заинтересованность конкретного должностного лица. Коррупция многообразна в своих проявлениях и должна рассматриваться как социальное явление, имеющее свои причинно-следственные связи.

Признаки коррупции были предложены восьмым Конгрессом ООН (Гавана, 1990 г.), это:

а) противозаконный характер использования своего служебного положения субъектом коррупционного правонарушения;

б) многоотраслевой характер коррупционных правонарушений (дисциплинарные, административные и уголовные правонарушения);

в) ограничение круга субъектов коррупционных преступлений государственными должностными лицами;

г) деление наиболее опасных проявлений коррупции на два вида:

– коррупционные хищения государственного или общественного имущества;

– злоупотребление государственными служащими своим служебным положением в целях незаконного получения каких-либо преимуществ при отсутствии признаков хищения.

Если обратиться к отдельным юридическим документам, то, очевидно, что имеется многообразие в определении коррупции. Так, Генеральная Ассамблея ООН (1979 г.) и межрегиональный семинар по проблемам коррупции (Гавана, 1990 г.) предложили следующее определение: коррупция – это злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. Как видно, речь идет не только о материальной выгоде, что характерно только для взяточничества.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.) Совета Европы понимает под коррупцией активный или пассивный подкуп членов национальных и иностранных публичных собраний, судей, должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, злоупотребление влиянием в корыстных целях, подкуп в частном секторе.

Междисциплинарная группа Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 1995 г.) выработала свое определение: коррупция – это «подкуп» (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из статуса должностного лица, а также лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющего целью получения каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц.

Как видно из приведенного определения, происходит расширение понятия коррупции. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года также поддержала понятие коррупции в широком смысле слова.

Очень часто в среде профессиональных криминологов коррупцию ассоциируют со взяточничеством. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом- продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей». В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог Н.Ф. Кузнецова.

Эта точка зрения согласована с восприятием коррупции в общественном сознании (так, например, по данным ВЦИОМ, 45 % россиян понимают под коррупцией взяточничество чиновников), однако такой подход представляется «зауженным» и не позволяет охватить все многообразие форм коррупции, которые мы имеем в действительности.

Существуют в научном дискурсе точки зрения, в рамках которых коррупция оценивается неоднозначно отрицательно. Одним из ведущих специалистов в области исследования коррупции считается Сюзан Роуз Аккерман. Свои исследования она проводит в рамках экономического подхода, коррупцию рассматривает как форму социального обмена, а коррупционные платежи – как часть трансакционных издержек; в данном случае коррупция связывается с чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. В то же время, как известно, в некоторых странах с довольно высоким участием государства в экономике коррупция невысока (например, в Дании).

Существуют определения, в которых суть коррупции передается через образы, так например Г.Н. Борзенков, считает, что коррупция – это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях. Или, например, подход А.В. Кирпичникова, который считает, что «коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости».

Ученые дают свои определения, спорят о содержании феномена, подчеркивая отдельные аспекты. Многие споры должен был разрешить принятый недавно закон «О противодействии коррупции», но при ближайшем рассмотрении этого законодательного документа возникает вопросов больше, чем ответов.

В российском законодательстве коррупция определена как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В качестве основных недостатков этого определения, которое должно выступать инструментом идентификации коррупционных явлений исследователи отмечают сужение понятия коррупции; коррупционная деятельность в соответствии с определением может быть произведена только физическим лицом. Также законодательное определение отсылает нас к нормам, закрепленным в УК РФ, в то время как феномен коррупции намного более сложен, включает в себя также и коррупционные правонарушения, проступки и неэтичное поведение.

Для того чтобы определить, что такое коррупция в ОВД, необходимо обратиться к понятию ОВД, тем более что в связи с реформированием милиции, в структуре ОВД произошли некоторые изменения.

Обычно под органами внутренних дел понимают государственные органы исполнительной власти, часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями.

Следует отметить, что термины «органы внутренних дел» и «полиция» не являются синонимичными понятиями. В полицию не входят органы следствия, внутренние войска, тыл и др.

Однако вычленение из ОВД собственно служб, относящихся к полиции

весьма проблематично, потому что даже в тех подразделениях, которые непосредственно выполняют функции полиции, например, охрану общественного порядка, могут быть сотрудники, которые по функциональной принадлежности относятся к внутренней службе – бухгалтерия, сотрудники тыловых подразделений, которые, безусловно, обладают коррупционными возможностями. Поэтому актуальна тематика борьбы с коррупцией в ОВД в целом, а не только в подразделениях российской полиции.

В положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 сказано, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, а также территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

Возвращаясь к вопросу об определении понятия коррупции в ОВД, считаю целесообразным обратиться к исследованию А.А. Тирских, который предлагает под коррупцией в ОВД понимать негативное социальное явление, заключающееся в деформациях деятельности системы органов правопорядка, вследствие использования сотрудниками своих служебных полномочий, авторитета и статуса службы в интересах физических и юридических лиц для получения выгод материального или нематериального характера для себя лично либо в корпоративных интересах. В этом определении автор подчеркивает, что коррупция – один из видов профессиональной деформации, объясняя феномен коррупции в большей мере психологическими факторами.

Более точно, на мой взгляд, определение А.А. Макарова, который считает, что коррупция в ОВД – подкуп (получение, обещание, предложение, дача, или вымогательство взятки), любое другое противоправное использование сотрудниками ОВД своего статуса для незаконного получения каких-либо преимущества (имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного характера) для себя либо незаконное предоставление преимуществ любым другим лицам вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства.

Что касается видов коррупции, то следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция расширения видов преступлений и административных правонарушений, которые относят к коррупционным.

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года, коррупционное правонарушение определяется как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность. Исходя из этого, по степени общественной опасности коррупционные правонарушения подразделяются на четыре вида:

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 343 DOI: 10.22394/2074-7306-2019-1-4-148-153

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Гринько кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры

Сергей уголовного процесса и криминалистики,

Аннотация

В статье рассматриваются опасность коррупции в правоохранительных органах для национальной безопасности страны и ее отличие от коррупции в иных сферах. Анализируются виды противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов коррупционной направленности и тенденции привлечения к уголовной ответственности. Установлены причины, порождающие коррупцию, и условия, способствующие ее появлению и распространению, предлагаются меры противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, преступная деятельность, причины, условия, распространение, угрозы, предупреждение, противодействие, меры борьбы.

Несмотря на принимаемые антикоррупционные меры, коррупция приобрела системный характер и стала одной из угроз национальной безопасности России. В результате коррупция влияет на эффективность деятельности всех органов власти, приводит к их дезорганизации и замедляет развитие страны .

Коррупция в правоохранительной сфере, особенно в уголовном судопроизводстве — крайне опасное для государства и общества явление, которое ведет к совершению преступлений, в том числе и тяжких, оказывает отрицательное влияние на судопроизводство и объективность принимаемых судебных решений. Под вопросом может оказаться конституционная безопасность государства, дееспособность федеральных и региональных органов исполнительной власти, а в конечном итоге — управляемость страной .

Криминализация деятельности правоохранительных органов зависит от уровня их коррупционности. Получение взяток сотрудниками правоохранительных органов влияет на уровень раскрываемости преступлений, прекращение уголовных дел и вынесение других процессуальных решений, связанных с освобождением от уголовной ответственности виновных, а также на категории мер пресечения (задержание, содержание под стражей или не связанных с ограничением свободы), фальсификацию материалов уголовных дел или доследственных проверок, вынесение незаконных решений и др. .

В последние годы статистическая картина динамики коррупционной преступности меняется: отмечается стабилизация, и даже некоторое сокращение такой преступности, например, числа регистрируемого взяточничества, однако, это подвергается сомнению учеными, практическими работниками и результатами социологических опросов населения. Это говорит лишь об эффективности правоохранительной деятельности по выявлению и пресечению коррупционных проявлений .

Коррумпированность правоохранительных органов отличается от коррумпированности иных сфер жизнедеятельности тем, что лица, призванные ей противостоять, влияют на эффективность такого противодействия и могут свести его к нулю или определенному минимуму, а также повлиять на выявление иной преступности. Неисполнение прин-

ципа неотвратимости наказания за противоправное деяние создает условия для совершения новых преступлений и правонарушений, способствует росту их количества.

Отличительной особенностью коррупции в правоохранительных органах является ее большая общественная опасность, чем коррупции в других сферах, что способствует и латентности преступлений, которые совершаются сотрудниками этих органов (от 60 % до 90 %).

Коррупционными преступлениями является и участие сотрудников правоохранительных органов в преступлениях организованных групп и преступных сообществ, в том числе и в самой распространенной сфере — незаконном обороте наркотиков. Неоднократно на эту повышенную опасность коррупции обращали внимание российские криминологи и Международный комитет по контролю за оборотом наркотиками ООН.

В среднем за пятилетний период за совершение коррупционных преступлений привлекается к уголовной ответственности ежегодно — 1295 сотрудников правоохранительных ведомств, основную часть которых составляют сотрудники МВД (68 %), второе место занимают судебные приставы (14,8 %), а третье — сотрудники ФСИН России (8,3 %) .

В то же время считать МВД самым коррумпированным правоохранительным ведомством было бы неправильным, так как статистика может свидетельствовать лишь о меньшей латентности коррупции в этом ведомстве. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что именно МВД является самым многочисленными правоохранительным ведомством, так как численность его сотрудников в 16 раз больше численности сотрудников прокуратуры, а Федеральной службы судебных приставов в 18 раз. Поэтому и число совершаемых ими преступлений больше количества преступлений, совершаемых в других правоохранительных органах. Кроме этого, необходимо учитывать и то, что сотрудники МВД находятся на переднем крае борьбы с преступностью и чаще других общаются с представителями преступного мира и имеют обратное на них влияние .

Основными секторами коррупционного рынка остаются: распределение бюджетов; управление различными формами государственной, региональной и муниципальной собственности; распределение природных ресурсов; осуществление правоохранительных функций; государственные заказы .

Третья часть совершаемых сотрудниками правоохранительных органов преступлений, имеющих коррупционную направленность, это превышение должностных полномочий (27 %), непосредственно получение взятки — 24 %, 13 % преступлений являются служебным подлогом и 13 % — злоупотреблением должностными полномочиями, 10 % связаны с мошенничеством, а 3 % — это растрата либо присвоение, около 2 % — регистрируется в сфере незаконного оборота наркотиков, 8 % преступлений совершается с использованием должностного положения .

Анализ ситуации позволил выделить следующие виды противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов коррупционной направленности:

— предательство интересов службы путем раскрытия объектам разработки содержания полученной оперативным путем информации об их преступной деятельности;

— совершение сотрудниками должностных преступлений из корыстной и иной личной заинтересованности;

— организация и проведение «заказных» проверок и уголовных преследований в отношении конкретных лиц и предприятий;

— покровительство на возмездной основе отдельным предпринимателям и коммерческим структурам («крышевание»);

— сращивание сотрудников правоохранительных органов с различного рода криминальными группировками с целью участия в их подпольном бизнесе (организация проституции, торговля оружием и боеприпасами, незаконный оборот наркотических средств);

— мошеннические действия, когда за вознаграждение сотрудники правоохранительных органов имитируют решения каких-либо вопросов (не привлечение к уголовной и административной ответственности, изменение меры пресечения и т. п.) .

В целях противодействия коррупционной преступности необходимо определение факторов, причин и условий, способствующих ее распространению. К ним относятся организационно-управленческие, социально-экономические, психологические и правовые факторы.

Правовые связаны с отсутствием законодательного понятия коррупционных преступлений, полного перечня этих преступлений и пробелы формирования правовых норм, а также несовершенство подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок противодействия коррупции.

Криминологические исследования свидетельствуют о том, что практические работники правоохранительных ведомств именно такие факторы называют играющими главную роль в распространении коррупционной преступности, препятствующими эффективной борьбе с ней.

Социально-экономические факторы распространения коррупции связывают со средними и низкими заработными платами сотрудников правоохранительных ведомств. Указание на такие факторы является не вполне обоснованным, так как без правового и нравственного воспитания лишь только повышение заработной платы не может решить задачу противодействия коррупции в этих ведомствах. Необходимо также учитывать, что наше государство не может конкурировать с представителями организованной преступности, которые могут предложить большую сумму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К организационно-управленческим факторам относят неудовлетворительную деятельность управлений собственной безопасности правоохранительных органов, их малочисленность, непрофессионализм сотрудников, их коррупционные проявления, неудовлетворительный прокурорский надзор и ведомственный контроль, а также недостатки обучения, подбора и воспитания кадров.

К факторам психологического характера противодействия коррупционной преступности в правоохранительных ведомствах относят недостатки правовой культуры сотрудников правоохранительных органов как одного из срезов общества с его недостатками .

По мнению экспертов, одной из причин сохранения высокого уровня коррупции в стране является отсутствие системности в работе правоохранительных структур в борьбе с коррупционными проявлениями, значимых результатов в борьбе с мздоимством в верхних эшелонах органов государственной власти и управления. Не в последнюю очередь неудовлетворительная работа правоохранителей в этом направлении связана с коррумпированностью самих органов суда, прокуратуры, юстиции и внутренних дел .

Сохраняющийся высокий уровень коррупции в правоохранительной сфере связан и с особым правовым статусом лиц, являющихся сотрудниками органов следствия, суда и прокуратуры.

Конституционное положение статьи 122 о неприкосновенности судей распространяется в равной степени на судей Конституционного Суда Российской Федерации, общей юрисдикции, арбитражных и военных судов. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» разрешается проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи только после возбуждения уголовного дела.

На практике судьями при рассмотрении уголовных дел в отношении своих коллег в суде положение ст. 16 трактуется как безусловный запрет на проведение всех без исключения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и применение аппаратуры записи лицом при посещении служебного помещения или жилища судьи с его согласия.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре в Российской Федерации» любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Таким образом, полученные оперативным путем сведения о противоправных действиях прокурора должны представляться вышестоящему прокурору, который в целях их проверки может поручить проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, что также делает прокуроров неприкосновенными при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Аналогично ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 года «О следственном комитете Российской Федерации» трактует неприкосновенность от проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников Следственного комитета.

Законодательно закрепленный запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных категорий сотрудников по сути является исключением принципа равенства всех граждан перед законом и создает условия для их коррупционного поведения.

Ограничения в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении работников органов суда, прокуратуры и Следственного комитета, существенно затрудняют выявление и расследование преступлений коррупционной направленности. Преступления указанной категории имеют высокий латентный характер и с ними можно успешно бороться только оперативным путем.

Коррупционные преступления, совершаемые судьями, прокурорами и следователями СК РФ, с использованием должностного положения, несут огромную общественную опасность, поэтому в целях успешной борьбы с ними необходимо снять законодательные ограничения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных категорий государственных служащих. Это поможет существенно оздоровить ситуацию в этих органах, повысить их авторитет в глазах граждан и укрепит правопорядок в стране.

Способствуют росту коррупционных проявлений в правоохранительной сфере и ослабление контроля за работой следователей. Как известно, прокуроры были лишены ряда надзорных полномочий, что привело к очевидному дисбалансу правозащитного механизма.

Это стало приводить к многочисленным случаям возбуждения уголовных дел в отношении не виновных лиц, нарушениям квалификации противоправных деяний, незаконным заключениям под стражу обвиняемых и подозреваемых.

Прокурорами вносятся представления об устранении выявленных ими правонарушений, но исполнение таких требований законодательно не закреплено, поэтому руководители следственных подразделений заявляют о несогласии с ними. Прокуроры часто неоднократно вносят представления об устранении тех же самых нарушений закона, что отражается на правах участников судопроизводства.

Кроме того, не выполняются и требования прокуроров о предоставлении материалов доследственных проверок и уголовных дел, что приводит к фактам не принятия следователями решений по уголовным делам годами. Прокуроры неоднократно отменяют одни и те же необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, но они следователями выносятся вновь, что является новой формой освобождения от уголовной ответственности виновных лиц и укрывательством преступлений. На это обращал внимание Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка в выступлении в Государственной Думе на тему: «Уголовная политика в Российской Федерации: проблемы и решения».

Эти недостатки прокурорского надзора за органами предварительного следствия необходимо устранить, так как они слишком дорого обходятся нашему государству и обществу. Надо законодательно наделить прокуроров всеми необходимыми надзорными полномочиями .

В качестве совершенствования противодействия коррупции в правоохранительной сфере необходимо:

1. Пункт «о» ст. 63 УК РФ, устанавливающий в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел изложить как «совершение умышленного преступления сотрудником правоохранительного органа».

2. Отменить применение условного осуждения по коррупционным преступлениям в

отношении сотрудников правоохранительных органов .

3. Восстановить в УК РФ конфискацию имущества в связи с неэффективностью штрафов.

Такого же мнения придерживаются многие криминологи и ученые по уголовному праву . Результаты криминологических и социологических исследований показывают, что такой же точки зрения придерживаются большинство опрошенных граждан (53 %) и сотрудников правоохранительных органов (78 %) .

4. Обеспечение открытости перед населением фактов коррупционных преступлений

и результатов расследований, освещений в средствах массовой информации, проведения личных приемов граждан с заявлениями о коррупции.

5. Взаимодействовать с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам

противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

6. Грамотное построение кадровой политики, путем качественного отбора кандида-

тов на службу, повышения уровня престижа правоохранительных органов в обществе, увеличения конкурса на должности и введения системы ротации.

7. Увеличение материальной обеспеченности и социальной защищенности работни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ков правоохранительных ведомств и их семей . Указанные меры будут способствовать активизации и повышению эффективности противодействия коррупции в правоохранительных органах.

Литература

1. Александрова Л.И. Проблемы противодействия коррупции в таможенных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 155 — 161.

2. Мохов Е.А. Коррупция в правоохранительной сфере и меры по ее ограничению // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 189 — 194.

3. КоролеваМ.В. Роль коррупции и криминализация правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 32 — 36.

5. Илий С.К., Павловская Н.В. Состояние и основные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 179 — 189.

7. Османова Н.В. Состояние и меры противодействия коррупции в правоохранительных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 194 — 199.

8. Бибик О.Н. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях // Современное право. 2010. № 3. С. 115 — 117.

9. Гаврилов В.В. Совершенствование уголовно-правового противодействия коррупции // Мир юридической науки. 2014. № 4. С. 56 — 62.

PROBLEMS OF CORRUPTION COUNTERACTION IN LAW ENFORCEMENT BODIES

Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

•толерантность населения к проявлениям коррупции;

•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

•получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

•получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

•получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

•вымогательство взятки;

•получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

•проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

•уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества — норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

•в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

•не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

•в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

•никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

•в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

•настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) — об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

•внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

•постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

•не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

•незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур — подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства — жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации — это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлять по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. (495) 987-56-56

В Следственном комитете Российской Федерации работает телефон горячей линии. Любой гражданин, обладающий ин­формацией о совершенном или готовящемся преступлении может сообщить об этом непосредственно в главное следственное ведомство. Также по этому номеру принимаются звонки о незаконных действиях либо бездействии самих следователей Следственного комитета. Телефон горячей линии: (495) 640-20-52

Письменные обращения в Департамент собственной безопасности МВД России направлять по адресу: 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, дом 6/8.

Телефон дежурной части ДСБ МВД России: (495) 667-07-30 Телефон доверия МВД России: (495) 250-98-10, 200-90-81

ДОКУМЕНТЫ

•Конституция Российской Федерации

•Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

•Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

•Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

•Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

•Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

•Уголовный кодекс Российской Федерации

•Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

•Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes