Как открыть маршрут?
Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках
* В расчетах используются средние данные по России от 650 000 ₽
Стартовые вложения
100 000 — 250 000 ₽
Выручка
60 000 — 150 000 ₽
Чистая прибыль
11 мес.
Срок окупаемости
Маршрутные такси — это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.
В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.
Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.
Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.
После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.
Какие виды маршрутного такси есть в России
Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:
-
Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.
-
Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.
Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.
Что нужно для открытия своего маршрутного такси
В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.
Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.
Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.
Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).
В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:
-
свидетельство о регистрации юридического лица;
-
заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;
-
документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;
-
копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;
-
копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.
И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:
-
копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);
-
декларация о наличии собственной стоянки;
-
документы на техническое оборудование в помещении;
-
сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.
В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.
Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям — 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.
Как поставить микроавтобус на маршрут
Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.
Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.
Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.
Какой автомобиль выбрать для маршрутного такси
И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.
Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) — это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.
Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*
*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018
Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси — это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг — это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.
Какие требования предъявлять к водителям маршрутки
Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.
Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.
Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.
Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие — пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.
Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.
Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке — дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.
Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток
Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.
Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.
Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.
Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси
Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.
Сколько зарабатывают маршрутные такси
Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.
Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.
Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.
Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках
В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.
Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка — это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток — это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.
Более того, с точки зрения финансов маршрутки — это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.
В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки — это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.
Как открыть маршрутное такси
Прежде чем вложить средства
Бизнес на маршрутках – довольно легок с точки зрения его организации. Важнейшими составляющими его успеха являются грамотная работа создаваемой диспетчерской службы и рекламная деятельность.
Как показывает анализ отечественного рынка транспортных пассажирских услуг, если создать только один свой маршрут в городе, то это может стать источником неплохой прибыли. Кроме того, такой бизнес быстро окупается и имеет высокую рентабельность.
Открытие дела и подсчет средств, которые можно заработать на перевозках пассажиров на маршрутке, всегда связаны с решением вопроса о необходимости приобретения транспортного средства. На начальном этапе реализации данная бизнес-идея может потребовать значительных вложений в связи с самой покупкой автомобиля, расходами на получение лицензии, оплатой страховки.
Однако, как говорят сами маршрутчики, работа на себя гораздо приятнее и всегда выгоднее, именно поэтому даже солидные затраты на стартовом этапе не останавливают желающих открыть свой собственный малый бизнес и заняться пассажирскими перевозками.
Основная деятельность
Организация перевозки пассажиров – это основной вид деятельности, которым придется заниматься учредителю предприятия. По мнению экспертов и аналитиков рынка, в России маршрутное такси работает в условиях высокой конкуренции, но довольно прибыльно. Открыть небольшое предприятие можно, даже не имея в своем распоряжении автопарка и дорого оборудования для обслуживания транспортных средств.
Решая, с чего начать, нужно внимательно проанализировать рынок услуг региона, где вы собираетесь заниматься перевозками. От этого во многом зависит не только стартовый отрезок реализации проекта, но успешность всей бизнес-идеи. В некоторых регионах маршрутки запрещены или на их деятельность наложены ограничения.
Когда станет многое известно о конкурентах, следует заняться решением вопроса о правовом статусе и структуре предприятия. Здесь многое зависит от того, каким образом вы собираетесь работать:
- С автопарком или без него.
- Заниматься только перевозкой пассажиров или оказывать и другие услуги.
- Использовать арендные отношения применительно к основным средствам или приобретать их в собственность.
Как правило, начинают такой бизнес с одного или нескольких маршрутных такси, для чего используются бюджетные бусы. При открытии небольшого предприятия вполне можно обойтись без покупки данных авто, а привлечь к перевозкам водителей со своими автомобилями. Вашей заботой в таком случае станет только диспетчерская работа: подбор персонала для нее, оснащение рабочих мест. Помещение для нее лучше всего арендовать, это не повлечет больших расходов, потому что много места для работы диспетчеров не требуется.
Выбор транспортных средств и маршрута
Подбор автомобилей, которые будут использоваться в качестве маршрутных такси, следует делать в соответствии с тем маршрутом, на котором они будут работать. Поэтому решать эти задачи необходимо в тесной взаимосвязи друг с другом.
Если речь идет исключительно о городских перевозках, то вполне подойдет б/у-шный бусик в хорошем техническом состоянии. Он еще сможет достаточно долго бегать по городским дорогам и приносить доход. При таком сценарии главной проблемой станет высокая конкуренция.
Если перевозки планируется осуществлять на дальние направления, где немного конкурентов, а дороги не самого лучшего качества, основное внимание необходимо обратить на техсостояние транспортного средства. Кроме того, при подсчете расходов необходимо учитывать более высокие затраты на приобретение топлива.
Помимо вышеуказанных факторов, маршрут выбирать необходимо не только по направлению перевозки, но и по часам движения. Очевидно, что «катать воздух» в «неходовые» часы никому не интересно.
Если же маршрут выбирается в сторону сельских поселений, то лучшим решением будет использование надежных бусиков, таких как Ford или «ГАЗель». Эти машины неприхотливы в обслуживании, редко ломаются и долго выдерживают не самое почтительное отношение к себе со стороны пассажиров.
Финансовая составляющая
Чтобы с самого начала обеспечить бизнес-идее перспективу, необходимо тщательно продумать финансовую и маркетинговую политику, которых будет придерживаться учредитель на начальной стадии функционирования предприятия.
Для дальних маршрутов большим преимуществом станет использование машин с большей вместимостью и возможность установления более высоких цен на проезд. Однако в этом направлении не следует перегибать палку перевозкой в часы «пик» пассажиров в стоячем положении (если транспорт не подразумевает нескольких стоячих мест). Это делать категорически запрещается и может повлечь большие неприятности.
Что же касается городских перевозок, то в этом случае плата за перевозку будет определяться действующими тарифами. Поэтому повысить доходность бизнеса можно будет только путем приобретения еще одной машины.
Также надо ответить на вопрос, собираетесь ли вы покупать маршрут или брать его в аренду. Как показывает практика, приобретение целиком маршрута выйдет достаточно затратным, но в течение одного года эти расходы окупаются. Если же нет достаточных средств и желания/возможности обратиться в банк за кредитом, лучшим решением будет аренда маршрута.
Что учесть в бизнес-плане
При составлении бизнес-плана необходимо учитывать основные статьи расходов, которыми станут:
- Приобретение транспортного средства (аренда или покупка маршрута).
- Расходы на приобретение топлива и выполнение техобслуживания автомобилей.
- Оплата страховки и налогов.
Если заниматься организацией бизнеса исключительно самостоятельно, то расходы на открытие предприятия существенно сократятся. Однако такой путь сулит значительные бюрократические издержки, связанные с необходимостью получения нужной водительской категории и последующей регистрацией предприятия. Тем не менее, на начальном этапе лучше пройти этот путь, не привлекать водителей со стороны и самому зарегистрировать предприятие в статусе индивидуального предпринимателя.
В таком случае пошаговая инструкция организации бизнеса может выглядеть следующим образом:
- Оформление и подготовка документов. Действующее законодательство не предусматривает обязательного лицензирования данного вида деятельности (при условии ее ведения без регистрации ИП). Однако следует учесть, что лицу, которое будет привлекаться к работе в качестве диспетчера, придется оформить разрешение и статус предпринимателя. Документы, которые потребуются для регистрации бизнеса: лицензия индивидуального предпринимателя, арендный договор, трудовые договоры с привлекаемыми сотрудниками.
- Подбор помещения для диспетчерской службы. Его можно оборудовать практически в любом здании, независимо от расположения, где сдается в аренду неиспользуемая площадь (18-20 кв. м).
- Техническое оснащение диспетчерской службы. Оборудование, которое понадобится для обеспечения работы диспетчеров, недорогое и компактное. На начальном этапе реализации бизнес-идеи вам потребуется только специальная техническая аппаратура для контроля над работой водителей (и то только в том случае, если их будет несколько). В некоторых случаях можно обойтись вообще без диспетчерской службы, а привлечь к работе в качестве диспетчеров взрослых членов семьи. Для обеспечения их деятельности достаточно будет купить только многоканальный телефон и зарегистрировать его.
- Подбор персонала. Лучшим решением при открытии бизнеса с нуля является привлечение сотрудников со своими машинами. В этом случае вам придется заниматься только диспетчерской деятельностью. К подбору кандидатов на должность водителей отнеситесь особо серьезно и ответственно, лучше всего обратитесь с предложением работы к своим хорошо знакомым водителям или автолюбителям. Прибыль от таких привлеченных водителей вы будете получать в виде части их дохода (процента стоимости выполненных заказов). В случае дальнейшего развития предприятия штат может увеличиться за счет механика, бухгалтера, технического работника.
- Осуществление маркетинговой деятельности. Для продвижения своих услуг учредитель предприятия по пассажирским перевозкам может использовать давно известные и проверенные временем способы: организовать рекламу предприятия через социальные сети, заказать видеоролик для трансляции по телевидению, издать и распространить объявления, листовки и буклеты, рассказывающие об услугах маршрутного такси, использовать рекламу на автомобилях.
Учитывая незначительную начальную стоимость открытия бизнеса, перспективы по его расширению, все плюсы и минусы по финансовой составляющей и рискам, можно с достаточной уверенностью утверждать, что перевозки на маршрутном такси – это выгодное вложение средств с высокой доходностью.
Выгодно ли маршрутное такси и как открыть этот бизнес
Маршрутное такси есть практически во всех городах нашей страны; именно маршрутки берут на себя значительную часть пассажиропотока. Среди владельцев этого бизнеса довольно жесткая конкуренция, а влиться в эту нишу в больших городах достаточно сложно: популярные маршруты забиты пассажирами.
Это привлекает многих начинающих предпринимателей: спрос есть, а значит, при правильном выборе маршрута и грамотной стратегии можно выйти на стабильный доход и быстро отбить вложения. Но здесь не все так просто: прежде чем открыть свой маршрутный бизнес, нужно просчитать много факторов. О том, как заработать на маршрутке, поговорим в статье.
Нюансы бизнеса на перевозках пассажиров микроавтобусами
Прежде чем приступать к закупке машин и регистрации бизнеса, нужно учесть несколько важных моментов.
Согласно законодательству, в России не существует такого вида транспорта, как маршрутка. То, что обычно подразумевается под этим словом, на самом деле классифицируется как микроавтобус. Начиная с 2013 года такие микроавтобусы считаются общественным транспортом и должны осуществлять перевозку пассажиров по регулярным маршрутам с определенным графиком. Они могут быть двух типов:
- те, которые останавливаются только на определенных остановках;
- те, которые останавливаются в любых не запрещенных для этого местах.
Также принято разделять микроавтобусы по дальности пассажирских перевозок:
- маршрутки, которые двигаются по регулярному маршруту в черте города;
- маршрутки, которые осуществляют перевозки в пригородные районы (до 50 км от города);
- маршрутки, которые курсируют между городами (больше 50 км от города);
- маршрутки, которые осуществляют перевозки по международному маршруту с пересечением территории другой страны
От других видов общественного транспорта маршрутка отличается тем, что это частный вид транспорта, который финансируется исключительно от своей прибыли. Чтобы получить больше дохода при минимуме затрат, владельцы бизнеса часто экономят на техобслуживании и других необходимых затратах на бизнес. Это может отразиться на безопасности пассажиров и водителей.
Регистрация такого бизнеса предполагает получение лицензии, разрешений от уполномоченных органов и соблюдение ряда требований по безопасности и найме работников.
Конкуренция здесь очень высокая. Большинство прибыльных маршрутов уже заняты, и поставить свою маршрутку на них практически невозможно. Чтобы влиться в эту нишу, помимо оплаты всех расходов на открытие и закупку машин может понадобиться заплатить немалую сумму за то, чтобы вам разрешили встать на маршрут.
Как можно поставить маршрутку на маршрут
Придумать собственный маршрут и просто запустить на него свою маршрутку нельзя. Чтобы встать на уже открытый маршрут, нужно обратиться в департамент транспорта или то транспортное предприятие, которое занимается обслуживанием маршруток. В случае, если в выбранном регионе парк микроавтобусов уже устарел и нуждается в замене, а вы можете предложить новые безопасные автобусы, вам, скорее всего, разрешат это сделать. Но сначала потребуется заключить договор для запуска своих микроавтобусов на маршрут.
Учтите, что в большом городе у вас вряд ли получится. Эта ниша там давно занята, поэтому стоит обратить внимание на небольшие и маленькие города. В каждом регионе ситуация может быть разной, поэтому стоит заранее провести мониторинг в выбранном регионе.
Если же вы хотите запустить свой маршрут, будьте готовы столкнуться с некоторыми сложностями:
- Новые маршруты утверждают и разрабатывают местные органы самоуправления и региональное Министерство транспорта. Чтобы они утвердили маршрут, необходимо собрать много бумаг. К этому списку относятся раздел по организации, экономические и технологические расчеты, а также другие документы.
- Процесс выбора той компании, которая будет перевозчиком на разработанном маршруте, происходит с помощью тендеров. Их проводят местные административные органы. Так как желающих получить место может быть много, возможно, что законно получить маршрут не получится.
Что иметь представление, как обстоят дела на самом деле и на что стоит рассчитывать, стоит пообщаться с владельцами маршруток и теми, кто работает в этой сфере в вашем регионе. Это поможет лучше понять, стоит ли открывать здесь бизнес и какими будут дополнительные расходы.
Какие документы и разрешения необходимы
Чтобы запустить бизнес, понадобится немало документов. Стоит заранее запастись терпением и достаточным количеством времени.
Работа микроавтобусов регулируется уставами (городской наземный и автомобильный транспорт) а также Федеральным законом (№ 220-ФЗ).
Согласно этим законам, к маршруткам выдвигается ряд требований:
- Наличие специальной парковки для стоянки транспортных средств.
- Наличие лицензии на перевозку пассажиров (больше 8 человек).
- Наличие карты с вашим маршрутом.
- Свидетельство на право осуществлять перевозки пассажиров. Оно выдается уполномоченными органами власти (областная, муниципальная или краевая).
Зарегистрировать бизнес можно и как ИП, и через ООО. Если вы планируете работать совместно с другими партнерами, то стоит открывать ООО. Читайте, как это сделать. При этом можно получать дополнительное финансирование. Через ИП сделать это не получится, но процесс регистрации будет проще и дешевле. При выборе системы уплаты налогов стоит отдать предпочтение ЕНВД, но если она не работает в выбранном регионе, то подойдет УСН.
Лицензия – самый главный необходимый документ для начала работы. Она свидетельствует, что транспортные средства и персонал соответствуют требованиям и безопасны для пассажиров.
Для получения лицензии понадобится:
- Заполненные заявление (по форме) на получение лицензии.
- Аттестат на право заниматься этой деятельностью.
- Свидетельства о регистрации микроавтобусов (копии).
- Лицензия на прохождение медицинских осмотров персоналом.
- Копия договора с медучреждением (где проводятся осмотры персонала).
- Наличие во владении или аренде транспортных средств, на которых будут осуществляться перевозки пассажиров, с документами о регулярных техосмотрах.
- Документы о постановке на учет в налоговую.
- Свидетельство о праве владения (аренды) гаражным помещением.
- Копии документации, которая подтверждает стаж работы и квалификацию водителей, прохождение ими медосмотров.
Весь пакет необходимой документации на получение лицензии нужно отнести на рассмотрение в Ространснадзор. Учитывайте, что на каждый вид перевозки (городские, международные и т.д.) нужна разная лицензия.
За работу без лицензии вас ожидает штраф (для ООО – 400 000 руб., для ИП – 100 000 руб.). Если такая ситуация повторится – транспортные средства конфискуют.
От подачи заявки до получения лицензии нужно ждать 1-1,5 месяца, а перед её подачей уплатить пошлину (7500 руб.). В соответствии с действующим законом она бессрочная.
Чтобы не возникло проблем в процессе подачи документов, обязательно проверьте актуальную информацию. Сделать это можно на сайте Федеральной службы по надзору.
Сколько стоят маршрутки и как много их нужно на старте
Транспортные средства – самая внушительная статья расходов. От того, какие автомобили вы будете закупать и в каком количестве, зависит количество денег, которое понадобится вложить.
Самый распространённый вид маршруток на старте бизнеса – «Газель». Такая популярность обоснована относительной дешевизной и недорогим техобслуживанием. Для начала будет достаточно от 5 до 10 автомобилей. Стоимость 1 такой машины составит примерно 450-500 тыс. рублей. Читайте, как купить залоговое авто у банка.
Закупка «Газелей» позволит сэкономить на старте бизнеса и сократить срок окупаемости. Но здесь есть и минусы – они быстро выходят из строя и обычно служат не больше 4-5 лет.
Можно выбрать и более качественные зарубежные марки. Например, Фольксваген, Форд или Мерседес. Они прослужат дольше (около 6-7 лет), но стоить будут значительно дороже.
Затраты на автомобили – не меньше 4-4,5 млн. рублей.
Гаражное помещение
Для размещения машин в нерабочее время обязательно должно быть место под стоянку. Даже не рассматривайте вариант оставлять их под открытым небом.
Чтобы затраты на гараж не оказались слишком большими, выбирайте помещение на окраине. В интернете часто сдают в аренду гаражи, поэтому найти подходящий вариант не займет много времени. В среднем, стоимость за месяц аренды составит 20-25 тыс. рублей.
Выбор персонала
Для нормальной работы, помимо водителей, вам также понадобятся механики (5 человек), диспетчеры (2 человека) и бухгалтер. Такое количество рабочих достаточно для парка из 5 машин. Количество водителей, которые будут посменно работать – 10. Также вам потребуется бухгалтер.
Найти квалифицированных водителей с необходимым стажем работы – достаточно сложно. Каждый водитель должен иметь права категории Д и минимальный опыт работы – 3 года. Из-за недостатка квалифицированного персонала владельцы маршруток часто не соблюдают правила и нанимают неквалифицированных работников.
Некоторые из них работали водителями общественного транспорта, но за определенные проступки их уволили, а некоторые не имеют достаточного опыта вождения.
Чтобы не навлечь проблем со стороны органов надзора и не испортить свою репутацию как перевозчика, не рискуйте, нанимая неквалифицированных работников. Лучше потратить больше времени на поиски, чем решать последствия возникших проблем.
О чем ещё нужно позаботиться
Кроме транспортных средств, найма рабочих и выбора помещения также стоит учитывать и ряд других расходов.
Техобслуживание и автосервис. На техобслуживание понадобится около 200-250 тыс. рублей (на 5 автомобилей). Также учитывайте затраты на мойку, сервисное и техобслуживание. В месяц на это уходит около 100 тыс. рублей.
Бензин. Эта статья расходов будет зависеть от количества авто и маршрутов. Для небольшого города на месяц она может составлять примерно 200-230 тыс. рублей.
Сколько денег нужно на старте
Составим примерный перечень расходов, который понадобится на открытие бизнеса
Статья расходов |
Сумма в рублях |
Закупка автомобилей |
4 200 000 |
Аренда гаража |
25 000 |
Страховка, автосервис и техобслуживание |
320 000 (220 000 + 100 000) |
Оплата труда персонала (18 человек) |
590 000 |
Затраты на бензин |
220 000 |
В итоге |
5 355 000 |
Сумма расходов на старте получилась 5 355 000 рублей. Такое вложение может быть слишком внушительным для 1 человека, поэтому при возможности стоит найти партнеров для совместной работы.
Сколько можно зарабатывать на маршрутках и когда окупятся расходы
Для начала узнаем, сколько примерно зарабатывает 1 маршрутка в день.
Исходные данные:
Количество посадочных мест в машине – 14
Количество микроавтобусов в автопарке – 5
Количество рейсов в день – 12
Цена проезда – 45 руб.
При полной заполненности на каждом маршруте прибыль за 1 день составит: 14х5х12х45 = 37 800 руб., а за месяц – 1 134 000 руб.
Рассчитаем, какую чистую прибыль получим за месяц (с учетом ежемесячных
расходов) 1 134 000 – 25 000 – 100 000 – 590 000 – 220 000 = 199 000 руб.
Бизнес окупится через:
5 365 000 / 199 000 = 26 месяцев. Это возможно при условии, что маршрутки будут полностью заполнены каждый день и будут исправно работать. Но в реальности срок окупаемости обычно увеличивается, и вам может потребоваться около 3 лет.
Показатели могут отличаться в зависимости от региона, удачности маршрута, количества машин и других факторов. Нужно просчитывать все возможные варианты и учесть форс-мажоры, прежде чем приступать к закупке машин.
Маршрутное такси: стоит ли заниматься и какие отзывы на этот бизнес
Такой бизнес может приносить стабильный хорошую прибыль. Не стоит ожидать огромных доходов, но при правильном выборе маршрута и марок авто возможно получать достаточно денег вне зависимости от сезонности. Отзывы об этом бизнесе разные: как положительные, так и не очень. Но если не спешить и правильно все рассчитать, то существенных трудностей возникнуть не должно.
Ждать сразу больших доходов от маршрута не стоит. Ведь люди поначалу могут воспринимать нового перевозчика и новый маршрут с опаской. Но уже спустя некоторое время процесс наладится.
Маршрутки – стабильный бизнес, который приносит хорошую, хоть и не заоблачную прибыль. При правильном выборе маршрута, автомобилей, персонала и контроле за всеми рабочими процессами через 2-3 года можно окупить все вложения и выйти в плюс.
Читайте о стратегиях успешного инвестирования в автомобили.
Маршрутное такси – это не только стандартные «Газельки», соперничающие с автобусами в черте города. Сегодня бизнес расширился до средних и малых населенных пунктов, практически полностью вытеснив автобусное сообщение. Объяснение простое – микроавтобус дешевле, комфортнее и быстрее. Несмотря на высокую конкуренцию, грамотный бизнес-план маршрутного такси поможет начать зарабатывать, если предприниматель собирается освоить это дело.
Общее описание проекта
Описание – предоставление услуг в сфере пассажирских перевозок.
Цель – быстрая окупаемость и выход на доход выше 100 тысяч рублей в месяц.
Реализация – приобретение транспорта, регистрация деятельности и постановка автомобилей на маршрут.
Наиболее востребованной нишей является именно перевозка людей в условиях среднего и крупного города. Несмотря на большое количество маршрутных такси, в утренние и вечерние часы каждый наблюдал ситуацию, что машины проезжают мимо остановок не останавливаясь. Это означает, что салон переполнен и мест для новых пассажиров нет.
Для начинающего предпринимателя это означает также то, что актуальность и востребованность услуги на высоком уровне, а конкуренция хоть и присутствует, но необходимость для населения в дополнительном транспорте также имеется.
Анализ отрасли
Потенциал потребителей услуг такси и иных пассажирских перевозок в России
Анализ будущего вида деятельности – важная составляющая бизнес-плана, которая даст объективное представление о перспективах.
Предприниматель должен выбрать район маршрута, изучив весь план города с передвижением городского транспорта. Нужно определить, где имеется избыток автобусов и маршруток, а где дефицит. Стоит также обратить внимание, почему именно по конкретному маршруту работает малое количество перевозчиков. Возможно, что актуальность бизнеса в данном районе низкая, поэтому не имеет смысла работать в этом направлении.
Имея на руках объективные данные, будет ясно, какой маршрут наиболее выгодный в плане передвижения. Одни предприниматели делают упор на утреннее и вечернее время, зарабатывая за несколько часов дневную выручку. Другие акцентируют внимание на средней проходимости пассажиров, осуществляя перевозки в течение всего рабочего дня.
Оценка уровня конкуренции
Оценивая конкурентов, следует узнать количество машин в автопарке, а также на каких маршрутах работает бизнесмен. Нередко в городе действует монополия, когда более 60% всех маршрутных такси принадлежит одной фирме. Запустить собственный бизнес в таком случае будет несколько сложнее.
Также следует обращать внимание на марки транспорта – отечественные «Газели» стали реже использоваться в качестве маршруток, потому что перевозчики переходят на импортного производителя. В этом плюс и для пассажиров (комфорт передвижения), и для предпринимателей (более качественный транспорт).
Анализ рисков
Основные риски при организации бизнеса маршрутного такси:
- Высокая конкуренция – организационные действия необходимо провести таким образом, чтобы войти в сферу перевозок с минимальными потерями. К примеру, выбор оптимального времени передвижения по городу с учетом следующих впереди маршруток.
- Транспорт – касается приобретения б/у машин. Следует уточнить у продавца и по возможности проверить самостоятельно, каким образом использовался автомобиль, какие были повреждения и степень износа деталей. Если транспорт эксплуатировался в условиях маршрутного такси, то риск скорейшего выхода из строя основных узлов приближен к 100%.
- Водители – отдельное внимание стоит уделить набору персонала. У водителей должен иметься необходимый стаж работы и желательно опыт в данной сфере, иначе в условиях городских пробок неопытный шофер спровоцирует ДТП или попросту не будет укладываться во временные рамки передвижения между остановками.
Справка: не меньший риск представляет неверно выбранный маршрут перевозок. Отсутствие спроса негативно скажется на затратах на ГСМ и заработной плате водителя.
Как организовать маршрутное такси: бизнес-план
Организационные мероприятия следует продумать на максимальном уровне. Это касается как вида предпринимательской деятельности, так и пошаговых действий с покупкой техники, поиском помещения для гаража и офиса, а также финансовых расчетов бизнеса.
Регистрация деятельности, документы
В качестве статуса предпринимателя можно выбрать ИП или ООО. Существенной разницы нет, включая ведение документации и бухгалтерскую деятельность.
Но есть отличия в оформлении и стоимости. Затраты на регистрацию ИП – 800 рублей госпошлина. Для учреждения юридического лица – 4 000. Кроме этого, потребуется уставной капитал компании не менее 10 000 рублей, непосредственно устав и решение о создании общества.
Совет: если автопарк не превышает 5 машин, то ООО не требуется. Если насчитывается большее количество техники, то плюсы юридического лица заключаются в ведении отчетности, подаче налоговых деклараций, а также в статусе предпринимателя перед банками – финансовые структуры охотнее выдают кредит ООО, чем ИП.
Документы на бизнес:
- лицензия на предпринимательскую деятельность в направлении пассажирских перевозок;
- страховка на весь транспорт;
- пройденное ТО всех машин;
- документация на открытие расчетного счета в банке;
- договор аренды помещений;
- заключение пожарной инспекции о соответствии гаража требованиям безопасности;
- трудовые книжки на каждого сотрудника.
Аренда офиса
В качестве офиса можно снять любое нежилое помещение в черте города площадью 10–15 кв. м. Оно нужно для ведения отчетности, а также для урегулирования рабочих и конфликтных ситуаций. На входе здания следует расположить табличку с наименованием фирмы, юридическим адресом и режимом работы.
Аренда гаража
Гаражное помещение под автопарк выбирается с условием нахождения в черте города и близостью расположения с маршрутом, иначе невыгодно ежедневно оплачивать топливо, которое расходуется впустую. С другой стороны – это можно компенсировать низкой арендной платой помещения в промышленной зоне города. Выбор остается за предпринимателем.
Технические требования к гаражу:
- площадь – необходимая для размещения всего количества транспорта с запасом места на 3–4 машины;
- наличие смотровой ямы для ремонта (идеальный вариант – установка подъемника);
- отсутствие влажности;
- наличие водопровода и канализации;
- возможность оборудования места для мойки транспорта;
- температурный режим – наличие отопления, иначе в зимний период маршрутка может попросту не завестись, что негативно скажется на заработке;
- подсобные помещения для отдыха и приема пищи водителей;
- охранная система – иногда достаточно надежного замка, но нередко бизнесмены не брезгуют установкой сигнализации на гараж;
- хорошее дорожное покрытие от гаража до маршрута.
Закупка оборудования
Для организации маршрутного такси потребуется несколько видов оборудования. В первую очередь это касается офисной техники для предпринимателя:
- мебель;
- компьютер/ноутбук;
- принтер;
- факс;
- телефон;
- принадлежности для подсобного помещения.
Минимальное оборудование для гаража включает в себя:
- набор инструментов;
- устройство для мойки;
- расходные материалы;
- устройство для балансировки колес;
- инвентарь для подсобного помещения.
С развитием бизнеса потребуется множество другого оборудования, которое докупается в процессе работы.
Формирование автопарка
Создавать автопарк рекомендуется на базе одной марки автомобиля. Плюсы в этом следующие:
- Скидки при приобретении машин.
- Затраты на запчасти одного ценового сегмента.
- Возможность водителей пересаживаться на другую машину без привыкания к особенностям управления.
- Собственный стиль всего бизнеса.
Предпочтение отдается зарубежному автопрому, поскольку он надежнее, долговечнее и комфортнее.
Поиск опытных водителей
К водителю маршрутного такси предъявляются следующие требования:
- открытая категория D для управления транспортным средством по типу маршрутки;
- стаж вождения от 5 лет (на усмотрение предпринимателя);
- отсутствие серьезных ДТП за последний год;
- справка из наркологического диспансера об отсутствии состояния на учете;
- сдержанный характер;
- воспитанность;
- приятная внешность.
Разработка маршрута
Существует 2 варианта – работа по существующему маршруту или разработка собственного.
Работать по действующему маршруту намного проще. Единственное, что нужно учесть – конкуренция и востребованность услуги. К примеру, если путь следования предусматривает высокое количество общественного транспорта, но визуально видно, что его все равно не хватает, то конкуренция практически не скажется на «новичке» в пассажирских перевозках.
С другой стороны – действующий маршрут может не иметь сильной конкуренции, но при этом востребованность в таком направлении минимальна.
Разработка собственного маршрута требует согласования в городском министерстве транспорта. Если предприниматель считает, что это удачный путь следования, и он утверждается чиновниками, а затем оправдывается на практике, то такой маршрут можно назвать «золотой жилой». Пока он обрастет другими перевозчиками, действующая компания способна окупиться в кратчайшие сроки.
Финансовый план
Расчет расходов и доходов – неотъемлемая часть организации маршрутного такси. Чтобы посчитать чистую прибыль и срок окупаемости, необходимо учитывать расходы на обслуживание транспорта и другие затраты.
Инвестиции в проект на старте
Начальные вложения (в рублях):
- стоимость автомобилей – 7 500 000 (из расчета – 5 машин в автопарке);
- аренда помещения – 50 000;
- покупка оборудования – 200 000;
- дополнительные расходы – 40 000.
Итог: 7 790 000 рублей.
Текущие расходы
Ежемесячные траты (в рублях):
- обслуживание авто и ГСМ – 225 000;
- заработная плата – 250 000;
- расходные материалы – 50 000.
Итог: 525 000 рублей.
Доходы
Валовая прибыль зависит от покупательской способности и конкретно выбранного маршрута. В среднем одна машина в день зарабатывает 5 000 рублей. В месяц – 150 000.
Таким образом, автопарк из 5 автомобилей принесет 750 000 рублей.
Прибыль
Для подсчета чистой прибыли необходимо из валового дохода отнять ежемесячные траты.
750 000 – 525 000 = 225 000 рублей.
Основное преимущество маршрутного такси – отсутствие необходимости в раскрутке бизнеса. Достаточно запустить проект и выйти на маршрут. Граждане не обращают внимание, новый ли перевозчик или старый, поэтому при необходимом количестве пассажиров бизнес начнет приносить прибыль практически сразу же. Стоит акцентировать внимание на высоких вложениях для покупки авто. Но даже если взять кредит, то при имеющемся доходе его можно погасить в 2 раза быстрее или взять ориентир на расширение автопарка.
Не сесть мне никак за комп, чтобы запилить данный пост. Поэтому буду краток и за форматирование тапки не кидайте.
Итак маленькая предистория. Пользоваться бла бла начал в прошлом году. Вначале как пассажир, потом уже и как водитель. Поездил более менее и так и сяк. Сами поездки были разными. С пассажирами более менее всегда везло,а вот как пассажиру не очень. Но по порядку.
Как уехать не пустым.
Все мы знаем,что бла бла кар используют, как я их называю, маршрутчики. Т.е. люди на микриках, бусах, называйте как хотите, используют бла бла в целях заработка. Всё бы ничего. Но вот мы, как водители которые действительно куда-то едем, им мешаем набить их бусы. Что надо сделать, чтобы к ним народ шёл, а не к нам? Вначале снизить цену. Ибо они берут количеством народ. Второе — чтобы нас не было в списке. И вот тут они с левых аккаунтов берут и бронируют места в наших авто, а незадолго до поездки отменяют бронь. И ведь мы не можем ничего с ними сделать. Отзыв о несостоявшейся поездке не оставишь. А если и заблокируют им аккаунт — новый сделать не проблема. Т.е. надо отсеять в самом начале. Как это сделать? Я езжу по направлению Санкт-Петербург Брест через Минск. И так получается,что на этом направлении сплошные «бусы». Поэтому у меня арифметика простая.
1. Цену я ставлю выше. Против средней 1200 до Минска у меня стоит 1500. Уже не каждый бус будет на меня точить зуб.
2. Самое главное. Пассажир, который хочет поехать с Вами — непременно с вами захочет связаться сразу после бронирования. Если в профиле указан телефон другой страны или ещё что — всё одно будет пытаться выйти на связь. Вайбер, вацап… но человек, которому надо ехать — будет с вами пытаться связаться. Маршрутчики нет. И только голосовая связь. Не можешь говорить — не хочешь ехать. Отменяем бронь.
Как итог — ни разу не ездил пустой. Всегда 3 пассажира. Не все до Бреста, не очень много народу туда едет, но 1-2 до Минска и 2-1 до Бреста всегда.
И чтобы пассажиры шли к вам, а не в маршрутки — пишите правду в объявлении, что вы не бус, какой на самом деле у вас авто, фото машины…
В принципе это основные два фактора. С телефона писать устал. Потом если будет интересно продолжу как хорошо поехать пассажиром и что нибудь ещё.