Форма статистического наблюдения
Добавлено в закладки: 0
Что такое объект статистического наблюдения? Описание и определение понятия.
Объект статистического наблюдения – это определенная статистическая совокупность или некоторая совокупность явлений и предметов, которые является предметом исследования. В роли объекта наблюдения может выступать совокупность физлиц (к примеру: население отдельно взятого региона или государства; граждане, работающие на предприятиях конкретной отрасли), а также физические единицы (сюда можно отнести станки, машины, строения, жилого и нежилого назначения), юридические лица (представленные различного рода организациями, фермерскими хозяйствами, коммерческими банками и учебными заведениями).
Для четкого определения объекта статистического наблюдения, следует установить границы или пределы изучаемой совокупности. Таким образом, необходимо конкретно указать главные признаки, которые отличают его от иных похожих объектов. Например, перед тем, как начать процесс обследование рентабельности предприятий промышленного характера, нужно определить форму собственности, организационно-правовую форму организации, а также промышленную отрасль и регионы, которые подлежат наблюдению.
Любой объект статистического наблюдения включает в себя различного рода отдельные элементы, называемые единицами наблюдения.
Рассмотрим более детально, что значит объект статистического наблюдения.
Объект гражданско-правовой статистики
В процессе рассмотрения гражданских дел благодаря показателям работы судов I-ой инстанции можно дать следующую характеристику:
- общее количество принятых гражданских дел, тенденция их увеличения или снижения;
- структурирование по различным категориям гражданских дел (к примеру, иски против обанкротившихся коммерческих структур, иски семейного характера (о расторжении брака), иски о жилищных спорах, дел общеисковой категории, дел из категории административно-правовых отношений и прочие);
- практика разрешения споров (например: показатель удовлетворенных исков, жалоб или заявлений, общее количество сумм, которые присуждены к взысканию судами I-ой инстанции и прочее);
- показатели законности судовых постановлений, а также их обоснованности (включая общее количество отмененных или измененных постановлений в кассационном и надзорном порядке, как в целом, так и по отдельно взятым категориям различных гражданских дел);
- показатели, свидетельствующие об оперативности работы (сюда входит и общее число нарушений судопроизводственных процессуальных сроков).
Статистические данные по исполнению судебных решений:
- общее количество поступивших документов к исполнению, а также отдельно выделенное число документов с взысканиями материальных взысканий, которые требуют принятия серьезных мер по розыску имущества должников и точного установления источников их доходов;
- общее число взысканий материального характера с учетом выделения возмещения ущерба из-за преступлений на стадии исполнения судебных постановлений, а также штрафных судебных взысканий;
- скорость исполнения судебных постановлений, например, срок их исполнения, остаток неисполненных документов. Однако, учитывая такое обстоятельство как то, что правовая статистика способна исследовать не только лишь количественно-качественные аспекты правонарушений (речь идет о состоянии, уровне, динамике и структуре), но также и детерминирующие их факторы. Не стоит забывать, что объектом гражданско-правовых данных выступает количественный показатель гражданских правоотношений, которые рассматриваются судом, арбитражем, нотариатом, и в итоге вынесенных ими постановлений;
- объект административно-правовой статистики – это количественная сторона правонарушений административного характера, а также мер государственно-социального контроля над ними, другими словами, мер административного воздействия.
Таким образом, конкретными объектами статистики гражданско-правового направления являются:
- в гражданском деле – спор о гражданском праве;
- в гражданском процессе сторонами выступают – истец и ответчик;
- судебное решение.
Среди показателей гражданско-правовой статистики находят свое отражение базовые элементы гражданского правоотношения, среди которых: право, субъект права, обязанность и объект.
При помощи данной статистики учитываются виды правоотношений, которые рассматриваются судом и арбитражем, и определяются как: брачно-семейные, трудовые, договорные, жилищные и ряд других, соответствующих самым значимым институтам гражданского права. Наиболее важным численным показателем гражданско-правовой статистики анализируются субъекты прав и обязанностей сторон в процессе и еще объект гражданского правоотношения (то есть то, куда направлены права и обязанности субъектов правоотношения). Среди постоянных объектов ее статистического наблюдения можно упомянуть о финансовых поступлениях в бюджет, которые получены благодаря деятельности судов и иных учреждений юстиции (не беря во внимание возмещения ущерба, причиненного преступлением), однако включая, суммы, которые получены в результате конфискации имущества или удержаний из заработной платы приговоренных только к исправительным работам и не лишенных свободы, а также судебные штрафные взыскания, госпошлина и различные судебные издержки.
К объекту гражданско-правовой статистики, без учета споров о гражданском праве, причисляются гражданские правоотношения, которые удостоверены в нотариальном или судебном порядке производства (к примеру: совершение протестов векселей, доказательство факта нахождения определенного лица в живых или в конкретном месте, а также завещаний, сделок купли-продажи зданий и строений и другое). Стоит отметить, что подобного рода споры являются предметом определенного спора, а также не выступают в форме правонарушения.
Как объект административно-правовой статистики выделяют:
- админправонарушения или проступки, которые посягают на нарушение государственного или общественного порядка, на любые формы собственности, на права и свободу граждан или на установленный управленческий порядок; также сюда относится противоправное или виновное действие или бездействие, будь то умышленное или неосторожное, за которые действующее законодательство предусматривает административную ответственность;
- граждане, которые совершили административные правонарушения и которые на момент его совершения достигли возраста шестнадцати лет, в том случае, если таковые были вменяемы, а их действия не были вызваны состоянием крайней необходимости или же жизненно-необходимой обороны;
- админвзыскания, которые применяются в результате совершения административных правонарушений. Другими словами – это меры административной ответственности.
Наиболее значимые разновидности административных взысканий – это предупреждения, штрафы или присуждение исправительных работ на период до двух календарных месяцев. Административный арест на период до пятнадцати суток применяется только в крайне исключительных случаях за определенные виды правонарушений. Подобная мера, как и в случае с исправительными работами, может назначаться исключительно районным или городским судом или судьей. Иски о правонарушениях административного характера рассматриваются достаточно широким кругом органов и должностных лиц. Их перечень устанавливается действующим федеральным законодательством. Среди различных правоохранительных органов, иски об административных правонарушениях вправе рассматривать районные или городские суды или судьи, также органы внутренних дел, включая налоговую полицию и таможенную службу.
Любой объект статистического наблюдения заключает в себе различные отдельные элементы. Наиболее подробное представление о таком объекте можно получить, задействуя следующие понятия статистики: совокупности или единицы наблюдения, отчетные единицы и единицы измерения.
Составляющие элементы объекта статистического наблюдения
Единицей наблюдения называется первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признаков, которые подлежат регистрации. Благодаря указаниям наиболее важных признаков дает возможность установить пределы исследуемой совокупности. Например, в случае если нужно дать характеристику рентабельности полиграфических организаций, тогда следует определить формы собственности данных компаний, организационно-правовые формы, общее число работников организации, общий объем продукции к реализации, другими словами то, что определяет государственные или негосударственные организации, а также малые и крупные компании. И только в таком случае будет получена достоверная статистическая информация.
Существует большая разница между единицей наблюдения и отчетной единицей. Отчетной единицей именуется субъект, который передает определенные данные о единице наблюдения. Таким образом, при проведении статистического наблюдения в сфере капитального строительства, информация может исходить как от проектных или же подрядных предприятий, так и от организаций-застройщиков.
Итоговое значение отчетной единицы может, как совпадать, так и отличатся от единицы наблюдения. К примеру, если необходимо определить общий объем освоенных на протяжении года капитальных вложений, тогда организация-застройщик будет единовременно как единицей наблюдения, так и отчитывающейся компанией. Однако при исследовании процесса концентрации капитальных инвестиций отчетной единицей будет по-прежнему выступать именно застройщик, а единица наблюдения, в свою очередь, представлена стройкой и объектом, строительство которых ведет указанная организация-застройщик.
Существует также такое понятие, как программа наблюдения. Это своего рода перечень вопросов, подлежащих регистрации в момент проведения наблюдения. Программа статистического наблюдения предполагает изложение обоснованных целей, выбора единиц наблюдения и отчетных единиц, отбора существенных признаков, временной период выполнения статистического наблюдения и конечно формы отчетности.
С точки зрения статистики, единицей наблюдения (иностранный термин «элементарная единица») именуется составной элемент объекта, который является носителем признаков и который подлежит регистрации. Из этого следует, что, к примеру, при проведении демографических обследований единицей наблюдения может считаться или гражданин, или отдельная семья, а при проведении бюджетных обследованиях единицей наблюдения может считаться отдельная семья либо же домашнее хозяйство.
4 Статистическое наблюдение: виды и формы
Содержание курса лекций «Статистика»
Статистическое наблюдение. Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.
Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.
Например, при переписи населения по каждому без исключения жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.
Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.
Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.
Формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.
Отчетность – способ получения статистической информации от юридических лиц.
Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.
В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора статистической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения.
Специально организованное статистическое наблюдение – проводится для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах.
Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.
Перепись – это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору необходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом. Так, например, переписи населения, которые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой информации о населении страны. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жилого фонда, незавершенного строительства и пр.
Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в частности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.
Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевременной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые списки жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и экономического характера.
Классификация видов статистического наблюдения (подробнее
Планомерность является основой статистического наблюдения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.
План статистического наблюдения
План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает программно-методологические вопросы, а вторая организационные вопросы. Образец и перечень вопросов смотрите по
Тема 2. Статистическое наблюдение
1. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения.
2. Подготовка стат. наблюдения
3. Формы статистического наблюдения, виды и способы.
4. Ошибки статистических наблюдений
Статистическое наблюдение — это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
— подготовка наблюдения;
— проведение массового сбора данных;
— подготовка данных к автоматизированной обработке;
— разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Подготовка статистического наблюдения — процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.
Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.
Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.
Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.
2. Подготовка статистического наблюдения
Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения. На этой стадии работы определяются:
Цель наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью переписи населения России в 2002 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.
Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.
Единица наблюдения – это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях — семья или домашнее хозяйство.
Объектом наблюдения некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).
Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. Для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз – значение признака (признаков), позволяющее отделить единицы наблюдения от других объектов.
Программа статистического наблюдения.
Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.
Программа наблюдения — это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.
Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.
К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:
— программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.
— вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.
— при разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.
— в программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.
— для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.
Статистический формуляр — это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.
Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.
Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.
Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный — о нескольких единицах.
Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.
Место наблюдения.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.
Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:
— установление критического момента (даты) или интервала времени;
— определение срока (периода) наблюдения.
Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Федерации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных.
Срок (период) наблюдения — это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы, численности персонала, занятого сбором информации.
Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.
Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т. д.
Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих. При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение персонала.
Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся к организационным вопросам наблюдения.
Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.
3. Формы статистического наблюдения, виды и способы.
На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.
Рисунок 3.1 — Формы, виды и способы статистического наблюдения
Формы статистического наблюдения. В статистике используют 3 организационные формы статистического наблюдения.
1. Статистическая отчетность.
Отчетность — это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность -это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.
Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Предоставление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный характер (т. е. все предприятия, учреждения, организации должны предоставлять ее в указанные сроки) и юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации), а также документальную обоснованность, так как все данные базируются на документах первичного учета.
По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.
По способу представления сведений отчетность делится на телеграфную, телетайпную, почтовую.
2. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись.
Перепись — это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.
Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследованием; единство программы-наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, приемы и способы получения данных по возможности должны оставаться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость собираемой информации и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокупности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.
Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные обследования, которые характеризуют структуру потребительских расходов и доходов семей.
3. Регистровая форма наблюдения.
Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.
Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:
— Когда заносить в регистр и исключать из него единицы совокупности?
— Какая информация должна храниться?
— Из каких источников следует брать данные?
— Как часто обновлять и дополнять информацию?
В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.
Регистр населения — поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими, как пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значений которых документально оформлено.
Информация в регистр заносится на каждого родившегося и прибывшего из-за границы. Если человек умер или выехал на постоянное место жительства из страны, то сведения о нем изымаются из регистра. Регистры населения ведутся по отдельным регионам страны. При перемене места жительства сведения по единице наблюдения передаются в регистр соответствующей территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма наблюдения практикуется в государствах с небольшой численностью (в основном это европейские страны).
Ведение регистра предполагает проведение специально организованных обследований, в том числе и переписей населения.
Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот показатель отражает размер предприятия) и др.
Способы статистического наблюдения. Статистическая информация может быть получена различными способами, важнейшими из которых являются:
Непосредственное — такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формуляре наблюдения.
Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.
Опрос — это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента.
В статистике применяются следующие виды опросов:
— устный опрос.
— саморегистрация .
— корреспондентский способ (штат добровольных корреспондентов)
— анкетный
— явочный (представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т. д.)
При выборе вида того или иного опроса необходимо учитывать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического применения того или иного способа; финансовые возможности.
Виды статистического наблюдения. Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:
— времени регистрации фактов;
— охвату единиц совокупности.
По времени регистрации фактов бывает непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. При текущем наблюдении изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления, например при регистрации рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.
Данные, отражающие изменение объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими. К такому виду наблюдений относятся переписи населения, которые проводятся через каждые 10 лет.
Единовременное обследование дает сведения о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное.
Задачей сплошного наблюдения является получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.
Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.
Существует несколько видов несплошного наблюдения. Одно’ из них — выборочное наблюдение.
Статистическое наблюдение
2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Статистическое наблюдение представляет собой научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность.
Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:
- проведение мероприятий по подготовке наблюдения;
- непосредственно сбор первичных данных;
- контроль собранной информации.
Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.
Программно-методологические вопросы охватывают:
- постановку цели и задач конкретного наблюдения;
- определение объекта наблюдения;
- указание единицы наблюдения и отчетной единицы;
- отбор исследуемых признаков и разработку программы наблюдения;
- выбор методов проведения наблюдения.
Проведение статистического наблюдения начинается с формулировки цели обследования.
Цель обследования — характеристика той информации, которую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных.
Продемонстрируем, как правильно формулировать цель и задачи наблюдения на примере выдержки из Методологических положений по статистике Госкомстата России:
Цель обследования — определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.
Задачи обследования:
- изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
- изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
- изучение мнения населения о рынках товаров и услуг и сбережений;
- расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
- исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
- анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения».
Объект наблюдения — это исследуемая статистическая совокупность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом.
В приведенном примере объектом обследования является население России в возрасте от 16 лет и старше (сказать просто «население» было бы неверно, следует точно указать границы совокупности, в данном случае: территория — Россия, возраст — 16 лет и старше).
Помимо совокупности физических лиц объект наблюдения может состоять и из совокупности юридических лиц или общественных образований.
В некоторых случаях определение объекта наблюдения сопровождается значительными трудностями. Так, не всегда совокупность, из которой проводится отбор единиц, соответствует изучаемой совокупности. Например, если опрос проводится по телефону, данные о респондентах (опрашиваемых), не имеющих телефона, не будут получены. Другой пример: при обследованиях домашних хозяйств объектом наблюдения являются все домашние хозяйства России, но органам статистики не удается обследовать самые богатые домохозяйства (богатые слои общества, относящиеся к правящей и криминальной элите) и лиц без определенного места жительства (домохозяйства бездомных).
С определением объекта наблюдения тесно связано определение единицы наблюдения, принимая за нее единичный элемент, как непосредственный носитель информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования. Например, если объект наблюдения — совокупность товарных бирж России, то единицей наблюдения будет товарная биржа, имеющая официальную регистрацию на ее территории.
Отчетная единица — это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других — нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей — лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этого домашнего хозяйства.
Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения. Она представляет собой перечень признаков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статистический формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюдения предназначен отдельный бланк (или анкета).
При подготовке программы наблюдения руководствуются следующими принципами:
- программа должна содержать оптимальное количество вопросов, позволяющих достичь цели и решить задачи наблюдения;
- формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, точными, недвусмысленными, иначе неизбежно появляются неверные ответы, снижающие качество обследования. Вопросы программы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Например, вопрос: «В какой организации вы оформляли договор страхования?» — является открытым, опрашиваемый отвечает на него по своему усмотрению в той форме, которая кажется ему предпочтительной. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предлагается только отметить нужный вариант. Например, к вопросу: «Пользуетесь ли вы услугами какого-либо коммерческого банка?» — предлагаются варианты ответа «Да» и «Нет»; к вопросу: «В какой валюте вам кажется лучше в настоящее время хранить личные сбережения?» — предлагаются следующие варианты ответа: «В рублях», «В долларах», «В евро», «В иной валюте», «Затрудняюсь ответить». Отметим, что чем больше в анкете будет закрытых вопросов, тем легче обрабатывать собранный статистический материал;
- существуют определенные правила построения вопросов. Во-первых, нельзя включать в анкету вопросы, которые могут быть использованы против опрашиваемых. Во-вторых, в анкету не включаются вопросы, затрагивающие коммерческую тайну. Вопросы не обязательно ставить в прямой форме, например, «Существует ли на вашем предприятии практика оплаты работы сотрудников в конвертах?» или: «Удавалось ли вам успешно «уходить» от налогообложения?» Нужного результата можно достигнуть целым рядом наводящих вопросов, анализ ответов на которые позволит оценить ситуацию, например: «Известны ли вам случаи уклонения от уплаты налогов?», «Как часто производятся такие операции?» и т.д. Но в любом случае обследование должно носить конфиденциальный характер;
- порядок следования вопросов в анкете должен иметь логическую обоснованность, в идеале они «перетекают» один в другой;
- в анкету желательно включать дополнительные вопросы, позволяющие получить избыточную информацию, необходимую для логической обработки «проблемных» вопросов, на которые часто даются неверные ответы;
- наличие инструкции, разъясняющей респонденту содержание «трудных» вопросов, позволяет значительно снизить процент получения неверных ответов.
Формы статистического наблюдения
Основными формами статистического наблюдения являются:
1. отчетность
2. специально организованное статистическое наблюдение ( в основном перепись).
Отчетность – предусмотренная действующим законодательством форма организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, при котором органы государственной статистики получают информацию в виде установленных отчетных документов (форм отчетности), утвержденных Министерством финансов и Госкомстатом.
Источником сведений для заполнения форм отчетности являются первичные учетные документы. Данные первичного учета на предприятиях подытоживаются, их итоги заносятся в формы статистической отчетности. Эту отчетность в установленные сроки предприятия представляют в органы государственной статистики и свои вышестоящие организации.
Отчетность предприятий, учреждений и организаций является пока что основным источником информации. В отчетности указываются показатели, расчет которых твердо регламентирован.
Среди специально организованных наблюдений центральное место занимает перепись. Перепись- это специально организованное статистическое наблюдение, которое проводится периодически или единовременно и дает полную характеристику массового явления по состоянию на какую-то дату или конкретный момент времени (последняя перепись была проведена в 2000 году).
Виды статистического наблюдения
И способы его проведения
Перейдем к классификации статистических наблюдений по видам. Деление на виды происходит по двум направлениям:
ü по полноте охвата явления;
ü по времени наблюдения.
По полноте охвата явления в зависимости от того, все или не все единицы обследуются, выделяют сплошные и несплошные наблюдения.
Сплошным называется такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности явлений (объекта наблюдения)
Несплошным называется такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только часть их.
Несплошное наблюдение имеет следующие разновидности:
ü Анкетное.
Высылаются или раздаются определенному кругу лиц анкеты, которые заполняются на добровольной основе. Недостаток в том, что по ряду причин респондент может не дать правдивого ответа, или, будучи не заинтересованным в результатах анкетирования, отказаться от заполнения. В результате обработки данные получатся необъективными.
ü Монографическое.
Необходимость именно в монографическом способе возникает, когда необходимо более углубленно изучить представляющие особый интерес отдельные единицы совокупности. (Монографическое описание высших учебных заведений Украины с преподаванием экономических дисциплин на иностранном языке; монографическое описание организации труда на предприятиях быстрого обслуживания типа «МакДональдс»)
ü Наблюдение основного массива.
Обследованию подвергаются наиболее существенные, обычно наиболее крупные, единицы изучаемой совокупности. Для расчета средней цены на определенный товар нет необходимости регистрировать цены по всем без исключения торговым точкам, достаточно исследовать наиболее крупные, составляющие в общем объеме реализации, к примеру, 70-80%.
ü Выборочное наблюдение.
Выборочное наблюдение основано на принципе случайного отбора единиц совокупности. Так, чтобы узнать долю бракованных изделий в общем их количестве из массы изделий, например в 10000 единиц, обследуют 100. Результаты анализа распространяют на всю совокупность.
По времени наблюдения различают такие виды наблюдений:
текущее- наблюдению подвергаются все факты без исключения по мере их наступления;
прерывное — производится через какой-либо промежуток времени. Если этот промежуток одинаков, то наблюдение называют периодическим;
единовременное — осуществляется в определенный момент в связи с возникшей потребностью.
Существует три способа проведения статистического наблюдения:
ü Непосредственный учет фактов.
Регистраторы путем подсчета, измерения, взвешивания, устанавливают факт. Результаты заносят в формуляры наблюдений.
ü Документальный учет фактов.
Запись ответов на вопросы формуляра производится на основании документов. Так, например, о состоянии основных фондов и основных средств можно узнать из формы бухгалтерской отчетности – баланса.
ü Опрос респондентов.
Ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого.
Контрольные вопросы к теме
1. Дайте определение статистического наблюдения. В чем его сущность?
2. Какие вопросы входят в план наблюдения?
3. Что такое программа наблюдения?
4. Перечислите программно-методологические вопросы.
5. Каковы основные требования к статистической информации?
6. Что такое объект наблюдения и как он определяется?
7. Каковы основные формы статистического наблюдения?
8. На какие виды подразделяется статистическое наблюдение?
9. В чем особенность сплошного наблюдения?
10. Перечислите разновидности сплошного наблюдения.
11. Какими способами осуществляется статистическое наблюдение?
Тесты
1. Виды наблюдения по охвату единиц изучаемой совокупности:
a) монографическое и выборочное;
b) текущее и единовременное;
c) сплошное и несплошное;
d) прерывное и периодическое.
2. Наблюдение основного массива является:
a) сплошным наблюдением;
b) несплошным;
c) текущим;
d) прерывным.
3. Перепись – это какая форма статистического наблюдения:
a) специально организованное;
b) статистическая отчетность;
c) выборочное ;
d) монографическое.
4. Анкетное наблюдение – разновидность
a) Несплошного наблюдения.
b) Выборочного наблюдения.
c) Сплошного наблюдения.
d) Текущего.
5. Наблюдение, которое производится через определенные промежутки времени:
a) текущее;
b) прерывное;
c) единовременное;
d) 1 и 2 вариант.
Опорный конспект
Статистическое наблюдение должно быть
массовым;
систематическим;
проводиться по заранее
разработанному плану и программе.