Авиастроение в России
Список авиационных заводов России
Смотреть что такое «Список авиационных заводов России» в других словарях:
-
Список авиастроителей — … Википедия
-
Список похороненных на Новодевичьем кладбище — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия
-
Машиностроение России — Динамика индекса производства машин и оборудования в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
-
Сокол (авиастроительный завод) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сокол (значения). ОАО «НАЗ «Сокол» Тип … Википедия
-
Авиакор — Тип открытое акционерное общество Год основания 1930 Расположение … Википедия
-
Улан-Удэнский авиационный завод — Координаты: 51°51′13″ с. ш. 107°44′19″ в. д. / 51.853611° с. ш. 107.738611° в. д. … Википедия
-
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева — ОАО «Таганрогский авиационный научно технический комплекс имени Г. М. Бериева» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1934 Расположение … Википедия
-
Роствертол — ОАО «Роствертол» Тип Открытое акционерное общество Листинг на бирже РТС: RTVL Деятельность … Википедия
-
Завод № 31 — ОАО «Таганрогский авиационный научно технический комплекс имени Г. М. Бериева» Год основания 1934 Ключевые фигуры Виктор Кобзев (генеральный директор) Тип Открытое акционерное общество Расположение … Википедия
-
ОКБ-49 — ОАО «Таганрогский авиационный научно технический комплекс имени Г. М. Бериева» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1934 Расположение … Википедия
Авиационная промышленность
Авиационная промышленность является одной из ведущих и важнейших отраслей отечественного машиностроения. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны, а также частично удовлетворяют спрос на продукцию гражданского назначения.
Компании авиационной промышленности ежегодно производят в среднем около 100 самолетов военного назначения, 250 вертолетов и 30 пассажирских авиалайнеров. Значительная часть продукции военного авиастроения и вертолетов различного назначения поставляется на экспорт. По объемам производства военных самолетов Россия занимает второе место в мире (после США).
Организационно большинство предприятий авиапрома входят в состав государственных компаний «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Ростех». Они включают в себя как промышленные предприятия, так и конструкторские бюро и научно-исследовательские институты авиационного профиля.
Исторический экскурс
Авиапромышленность в Российской империи зародилась в начале XX века. В 1908 году в стране началось производство дирижаблей, а в период с 1909 по 1917 гг. было построено около15 небольших заводов и мастерских по сборке аэропланов зарубежной разработки. К числу достижений дореволюционной России в области авиастроения следует отнести производство многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» разработки конструктора Игоря Сикорского.
Эпоха индустриализации, последовавшая вслед за Октябрьской революцией, дала мощный импульс развитию отечественного авиастроения. В стране были построены новые крупные авиазаводы, развернули деятельность конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева, Сухого, Микояна, Лавочкина.
В годы Великой Отечественной войны вся авиационная промышленность СССР была переведена на военные рельсы. Предприятия, многие из которых были перебазированы из центральных областей страны на восток, в ускоренном темпе осваивали производство новых, передовых для своего времени истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, что позволило свести на нет тотальное преимущество в воздухе немецко-фашистской авиации, имевшее место в первые годы войны.
Послевоенный период, особенно 60-70 годы, стал эпохой расцвета советской авиационной промышленности. В сегментах военной и гражданской авиатехники было разработано и запущено в серийное производство множество моделей, способных на равных конкурировать с техникой зарубежного производства. Вехами развития советской авиации стали такие модели пассажирских авиалайнеров: Ту-104, Ту-114 сверхзвуковой, Ту-144, Ту-154, Ил-18, Ил-62, первый советский широкофюзеляжный самолет Ил-86, транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ил-76, истребители Су и МиГ разных поколений, стратегические бомбардировщики Ту-95 и сверхзвуковой Ту-160, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-24, Ми-26.
Российская авиационная промышленность на фоне кризиса 90-х годов
На рубеже 80-90 годов в СССР были разработаны модели пассажирских самолетов нового поколения, призванные заменить устаревающую авиатехнику. Планировалось, что авиапромышленность в ближайшее десятилетие освоит серийный выпуск новых самолетов Ту-204, Ту-334, Ил-114 и Ил-96, которые станут основой гражданской авиации СССР.
Однако развал Советского Союза и последовавший вслед за этим системный кризис коренным образом изменили существующие планы. Отказ от планового хозяйства в пользу рыночной экономики, разрыв налаженных годами связей между предприятиями, находящихся в различных республиках СССР, нарушение действующих логистических коммуникаций, отсутствие финансирования – все это не могло не отразиться на деятельности предприятий авиапрома и конструкторских бюро.
В сложившихся условиях массовое освоение новой техники, требовавшей доводки и проведения большого количества испытаний, откладывалось на неопределенный срок. Многие предприятия авиационного комплекса перешли на мелкосерийное производство, что не позволяло получать достаточную прибыль для проведения технического обновления и совершенствования производственного цикла. Отсутствие господдержки привело в упадок деятельность конструкторских бюро и научных институтов, обеспечивающих разработку и сопровождение проектов.
Серьезным препятствием для развития авиапрома стал и массовый переход вновь образующихся авиакомпаний на эксплуатацию авиатехники западного производства, приобретаемую на достаточно выгодных условиях на вторичном рынке.
Несколько иной в 90-е годы оказалась ситуация в сегменте военного авиа- и вертолетостроения. Благодаря наличию экспортных заказов некоторые предприятия, специализирующиеся на производстве военной авиатехники и вертолетов, сумели относительно безболезненно преодолеть кризисный период и приспособиться к новым условиям.
В целом, кризис 90-х имел катастрофические последствия для российского авиапрома. За пределами России оказались такие важнейшие предприятия отрасли, как киевский «Авиант», Харьковский авиазавод, конструкторское бюро Антонова, Ташкентское производственное объединение имени Чкалова, Запорожский завод авиадвигателей. В свою очередь, многие производственные площадки, действующие на территории России, в условиях отсутствия заказов и недофинансирования пришли в упадок и оказались на грани ликвидации.
Попытки преодоления кризиса в гражданском авиастроении. Проект SSJ-100
К началу нулевых ситуация в экономике России начала изменяться в лучшую сторону, чему способствовала благоприятная обстановка на рынке сырьевых ресурсов. На этом фоне правительство страны стало уделять больше внимания восстановлению некогда мощного гражданского авиастроения. Дальнейшая стагнация в этом сегменте грозила привести к полной утере компетенций в сфере разработки и производства пассажирских авиалайнеров, что не входило в планы государства.
В 2001 году была анонсирована госпрограмма по поддержке гражданского авиапрома, предусматривающая финансирование проекта создания нового пассажирского авиалайнера.
В 2000 году конструкторским бюро имени Сухого началась разработка нового регионального авиалайнера SSJ-100, создаваемого в тесной кооперации с ведущими западными авиапроизводителями. Проект наряду с разработками конструкторских бюро Ильюшина и Мясищева был представлен на рассмотрение экспертного совета Росавиакосмоса и стал победителем конкурса.
Реализацию осуществляла компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). К началу 2005 года в Комсомольске-на Амуре была создана новая сборочная площадка для производства разрабатываемого лайнера. Завод был оснащен современными линиями сборки, позволяющими впервые в России освоить технологию бесстапельного производства воздушных судов.
Первый полет авиалайнера, рассчитанного на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4600 км, состоялся в мае 2008 года, а первый серийный «Суперджет» был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года.
На мощностях авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) собрано около 200 самолетов SSJ-100. На сегодняшний день это единственный пассажирский авиалайнер, серийное производство которого осуществляется в России.
Несмотря на неоднозначное восприятие проекта, который подвергается критике по ряду параметров, SSJ-100 стал первым самолетом, разработанным и запущенным в серийное производство после развала СССР. Реализация проекта позволила освоить новые цифровые методы проектирования и передовые технологии производства, став тем самым отправной точкой для дальнейшего развития гражданского авиапрома страны.
Текущее состояние отрасли
Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.
Среднемагистральный авиалайнер МС-21
В секторе гражданского авиастроения первоочередное внимание уделяется реализации проекта среднемагистрального самолета МС-21, разработанного конструкторским бюро имени А. С. Яковлева. Самолет, серийное производство которого планируется осуществлять на площадях иркутского авиазавода «Иркут», отличают инновационные решения. Главным из них является так называемое «черное» крыло, создаваемое из композитных материалов. Широкое применение композитов позволяет снизить массу лайнера, тем самым увеличив полезную нагрузку и топливную эффективность.
На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2021 год.
Региональный самолет Ил-114
Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.
В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.
В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2021 году.
Транспортный самолет Ил-476
Военно-транспортный Ил-476 является глубоко модернизированной версией советского транспортника Ил-76, производившегося на ташкентском авиазаводе. Обновленная машина получила усовершенствованное крыло, новые двигатели и «стеклянную» кабину. Производство самолета налажено на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП».
Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.
Среди перспективных проектов – производство тяжелых транспортных самолетов Ил-276 и местных авиалиний «Байкал», широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, разрабатываемого совместно с КНР.
Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.
Проблемы промышленности
Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в российской авиапромышленности в последнее десятилетие, отрасль, особенно ее гражданский сегмент, до сих пор не сумела полностью преодолеть последствия кризиса 90-х.
В числе проблем авиационной промышленности стоит отметить нехватку квалифицированных кадров, низкую эффективность менеджмента предприятий, технологическое отставание в ряде ключевых подотраслей (авионика, авиадвигатели), зависимость от поставок комплектующих изделий западных производителей, недостатки в организации послепродажного обслуживания продукции.
Еще одной серьезной проблемой, тормозящей развитие российского авиапрома, стало санкционное давление, оказываемое на страну. Запрет на поставку российским предприятиям продукции двойного назначения оказывает негативное влияние на темпы обновления производственных линий, станочного парка и внедрения прогрессивных технологий.
Перечень ведущих предприятий
- Иркутский авиационный завод (ПАО «НПК «ИРКУТ»);
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (филиал ПАО АХК «СУХОЙ»);
- АО «Авиастар-СП», город Ульяновск;
- Новосибирский авиазавод имени В. П. Чкалова;
- ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО);
- Казанский авиазавод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»);
- Казанский вертолетный завод (АО «Вертолеты России»);
- АО «Улан-Удэнский авиазавод»;
- Ростовский вертолётный производственный комплекс «ПАО «Роствертол», город Ростов-на-Дону;
- ПАО «Арсеньевская авиастроительная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина».
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.
Современный мир сложно представить без самолетов. В частности, это касается России, которая, по данным 2010 года, занимает второе место в мире по объему производимой продукции военного самолетостроения. А ведь российской авиационной промышленности всего немного больше ста лет.
Первые шаги в самолетостроении (до 1917 года)
Датой начала становления российской авиапромышленности можно считать 1908 год. В это время был построен первый дирижабль. Развитие же шло с переменным успехом. Так, к 1913 году на всю страну приходилось всего 4 завода. Зато к 1914 году министерством было заказано почти 300 самолетов. В целом же ощущалась нехватка отечественной замены привозимым из-за рубежа компонентам. Например, практически не производились моторы для самолетов. Главная причина этого – низкий уровень развития машиностроения в целом.
Так продолжалось до октября 1917. В этот начальный период развития было построено приблизительно 5600 самолетов.
Самолетостроение периода СССР (до начала войны 1941 года)
Эпоха СССР коренным образом изменила ситуацию. Среди основных достижений – система производства авиационных двигателей, новые разработки в области материаловедения. Таким образом, к 1930 году авиационная промышленность перестала зависеть от поставок комплектации из других государств. Были решены и другие проблемы, связанные с флаттером и штопором. Применение более прочных материалов, модернизация форм крыла и так далее сыграли в этом важную роль.
Авиационная промышленность периода войны 1941-1945 годов
Во время Великой Отечественной Войны история авиационной промышленности России и СССР складывалась в соответствии с нуждами армии. Многие заводы были эвакуированы, однако даже в таких условиях авиапром СССР было выпущено большое количество самолетов для ВВС Красной Армии:
- 33930 штурмовиков;
- 11903 бомбардировщика;
- 50687 истребителей.
Для достижения такого результата государству пришлось пройти через множество проблем. Особенно тяжело было в первые годы войны. Например, вследствие снижения качества авиатехники в начале 1943 года пришлось сократить количество выпускаемой продукции. Не хватало и рабочей силы. Для улучшения ситуации была запрещена мобилизация на сельскохозяйственные работы лиц, задействованных в работе авиапрома.
Период 1980-1990 годов
Во второй половине 1980-х годов советский авиапром начал отставать от своего американского конкурента. В предыдущую декаду было налажено серийное массовое производство как гражданских самолетов, так и военных. Впрочем, военной авиации уделялось больше внимания. Ближе к распаду СССР наступил экономический кризис, который привел к сокращению объемов производства.
Был и положительный опыт. Так, к середине 1990-х годов Россия стала поставлять авиатехнику за рубеж. Один из наиболее значительных примеров – заключение в 1996 году контракта с Индией.
В целом же, в этот период наблюдался спад производства. Максимальные значения объема производства самолетов и вертолетов пришлись на 1992 год. К 1994 году темпы пошли на спад.
Современное положение дел
В начале нового тысячелетия Россия столкнулась с проблемой устаревания авиапарка. Кроме того, заводы и другие предприятия находились в состоянии упадка и не были способны производить достаточное количество современных самолетов надлежащего качества. В этом положении более или менее приемлемым выходом стала закупка техники за рубежом. К началу 2010 года самолеты иностранного производства стали занимать большую часть авиапарка отечественных компаний.
Таким образом, авиационная промышленность в истории России играет значительную роль. Особенно это заметно было во время Великой Отечественной Войны. Российский и советский авиапром известен серийным производством реактивных самолетов. Также на его счету немалое количество самолетов гражданской авиации.
Сейчас Россия находится в процессе восстановления после кризиса 90-х. Еще тогда началось создание совместных предприятий. С 2000-х годов начался рост экономики и, следовательно, авиационной промышленность. Были созданы отраслевые корпорации на основе разрозненных предприятий. Все это остановило деградацию отрасли и открыло ряд перспектив развития.
Авиапромышленность является одной из главных отраслей, она подразделяется на промышленную и гражданскую — они тесно связаны. История авиации на своём зачаточном уровне восходит к первым успехам США: именно там поднялся в небо первый самолёт. Затем крупные государства стали создавать промышленные базы и авиационные предприятия. В России первые самолёты стали появляться в 1910 году. Первые летательные аппараты создавались в абсолютно непредназначенных для этого условиях. Обострение ситуации в связи с Первой мировой войной дало толчок не только для создания военного самолетостроения, но и гражданского.
Создание крупной авиационной техники напрямую зависит от развития экономической системы в стране. В СССР авиастроение началось в 20-х годах. Было 15 маленьких заводов с минимальным количеством работников. В 1939-1945 гг. на авиационной промышленности пришлось сконцентрироваться, и по сей день министерство авиационной промышленности Россииведёт активную работу по развитию отечественного производства летательных аппаратов.
Авиационная промышленность в СССР
Довоенные пятилетки породили авиапромышленность. Оригинальные конструкции создавались выдающимися советскими конструкторами: Поликарповым, Туполевым, Ильюшиным, Лавочкиным — это далеко не весь список. По своим техническим особенностям и характеристикам они создавали мощную конкуренцию зарубежным аналогам. В Великую Отечественную войну было развёрнуто массовое производство, и к 1945 г. численность техники достигала 40 000 единиц.
После войны в СССР стали появляться реактивные самолёты, РЛС, затем стали активно производить вертолёты. В послевоенное время стала развиваться реактивная авиация. Параллельно технологии стали применяться и в гражданской авиации, появились и были поставлены на поток турбовинтовые, реактивные самолёты для пассажирских перевозок.
В 1970-1980 гг. Количество авиа- и моторостроительных предприятий увеличилось до нескольких десятков. Появились сотни заводов, которые поставляли комплектующие. Проектирование осуществлялось в московском конструкторском бюро, а самолёты-амфибии проектируются и изготавливаются в Таганроге.
После распада СССР из-под влияния Российской Федерации ушли крупнейшие заводы в Киеве, Харькове, Ташкенте, Тбилиси. Россия лишилась возможностей создания военно-транспортной авиации, т. к. конструкторская база осталась на Украине. Компенсировать потери было крайне затруднительно. Отделение Белоруссии — единственный пример, когда отношения в области самолётостроения не были проблемными, Украина и Таджикистан — наиболее проблемные государства в отношении строительства самолётов. Рост начал наблюдаться только в 1998 году, когда военная продукция стала производиться активнее. По гражданскому авиастроению был ещё больший удар.
Существенные преобразования начались в 2000-х годах. Гражданские самолёты стали производиться активнее, в 2009 году количество единиц техники достигло числа 124.
Ситуация стала улучшаться, когда была принята государственная программа — проект из трёх этапов. Первый этап проведён до 2013 года, на нём усилилась интеграция второстепенных отраслей. Также определены позиции, сформирован и утверждён перечень заказов. Второй этап (2013-2018 гг.) предполагает повышение рентабельности в отрасли авиастроения. На третьем этапе предполагается усиление позиций при экспорте новейшей продукции за рубеж. Нам остаётся следить за состоянием авиапрома и довольствоваться последними разработками крупных заводов.
В РФ существует специальный Департамент, занимающийся вопросами развития авиации. Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России в 2018 г. — Равиль Хакимов. Основные задачи связаны с разработкой стратегий, и проектов, реализация мер, связанных с государственной поддержкой авиапромышленности. Работа тесно связана с правительством РФ, куда направляются предложения, в т. ч. связанные с непосредственной деятельностью самого Департамента.
Предприятия
Предлагаю рассмотреть наиболее крупные предприятия авиационной промышленности России. Среди них выделяются:
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Основан в 1934 году, сейчас развёрнуто производство самолётов марки «Су» (Су-30, многофункциональный истребитель Су-35). Также здесь выпускаются Т-50, Sukhoi Superjet 100.
- Иркутский авиационный завод. Здесь выпускаются самолёты военного назначения (Су-30, Як-130, учебно-тренировочные машины (Як-152). Также предприятие выпускает гражданские самолёты МС-21.
- Новосибирский авиационный завод. Производится современная продукция: бомбардировщик Су-34, также предприятие участвует в создании боевого авиакомплекса 5-го поколения. Отсюда поставляются элементы фюзеляжа для региональных самолётов.
- Авиастар-СП. Организован выпуск Ил-76 и Ту-204, также компания занимается обслуживанием транспортных и пассажирских самолётов.
- Казанский авиационный завод. Выпускает до 3 самолётов в год (Ту-214). Отдельно изготавливаются Ту-160, их выпуск восстановлен недавно.
- Воронежское акционерное самолётостроительное общество. Изготавливает машины Ан-148, Ил-96.
- Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. Здесь производятся самолёты-амфибии Бе-200.
- Нижегородский завод «Сокол». В основном создаются истребители МиГ и Як. Также возобновлён выпуск Ил-114, производятся легкие пассажирские самолёты (Гжель), детали для Airbus.
Итак, города центры авиационной промышленности России— Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж и Казань.
Следующие предприятия занимаются выпуском вертолётов:
- Роствертол;
- Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
- Казанский вертолётный завод;
- Улан-Удэнский авиазавод;
- Кумертауское авиационное производственное предприятие.
Выпускаемые самолеты
Перечень основных машин российского авиапрома я представлял выше, разберём ключевые позиции подробнее. Весь мир знает следующие имена: «Сухой», «Миль», «Туполев», «Ильюшин», «Камов», «Яковлев». Авиационная промышленность России в 2017 году развивалась, на сегодняшний день новейшими разработками являются:
- «Сухой Суперджет 100» — это ближнемагистральный самолёт;
- «Иркут-21» — новый лайнер, серийный выпуск которого был в планах на 2017 год.
Также нужно отдать должное гражданским (пассажирским) самолётам, проверенным в действии:
- Ил-96 — рассчитан на средние/большие авиалинии.
- Ту-204, Ту-214 — предназначен для авиалиний средней протяжённости.
Министр авиационной промышленности России и его подчинённые регулярно следят за исполнением программы по стратегическому развитию авиапромышленности. Если ранее средств совсем не хватало, в производство могло завершиться просто из-за невозможности возместить затраты — ситуация сегодня улучшилась.
Также интересно:
Авиационные предприятия России
Полный список авиационных заводов России. Представлены контактные данные организаций и официальный сайт каждого предприятия.
Значение выпускаемой продукции авиационными заводами огромно. Так, авиация — это транспорт обеспечивающий перевозку пассажиров и грузов по воздуху. Отличительной особенностью авиации является высокая скорость, способность преодолевать большие расстояния прямо.
Авиационные предприятия является одной из ключевых отраслей нашего государства. Выпускаемые самолеты часто стимулирует повышение экономического роста, в том или ином регионе обеспечивая его связь с центральными районами.
Главную роль продукция авиационных предприятий играет для отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока. Так, воздушное сообщение и речной транспортом часто является единственным средством сообщения в сезоны непогоды.
Список действующих организаций
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина (гор. Арсеньев)
Арамильский авиационный ремонтный завод (гор. Арамиль)
218 Авиационный ремонтный завод (гор. Гатчина)
Воронежское акционерное самолётостроительное общество (гор. Воронеж)
Иркутский авиационный завод (гор. Иркутск)
Кумертауское авиационное производственное предприятие (гор. Кумертау)
Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова (гор. Казань)
Казанский вертолётный завод (гор. Казань)
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина (гор. Комсомольск-на-Амуре)
Московский вертолётный завод им. М.Л.Миля (гор. Томилино)
Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (гор. Новосибирск)
Нижегородский авиастроительный завод (гор. Нижний Новгород)
Производственное объединение Полет — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (гор. Омск)
Ростовский производственный вертолетный комплекс Росвертол (гор. Ростов-на-Дону)
Российская самолетостроительная корпорация МиГ (гор. Москва)
Смоленский авиационный завод (гор. Смоленск)
Самарский авиационный завод (гор. Самара)
Ульяновский авиационный завод (гор. Ульяновск)
Улан-Удэнский авиационный завод (гор. Улан-Удэ)