Административные комиссии
4 способа повысить эффективность работы административной комиссии муниципального образования
Есть четыре типичные проблемы, которые возникают в работе административных комиссий муниципальных образований.
1. Недостаточное финансирование и связанная с ним нехватка кадров.
2. Невозможно установить личность нарушителя.
3. Невозможно взыскать административный штраф.
4. Комиссия выходит за рамки своих полномочий.
Рассмотрим эти проблемы и предложим решения.
Проблема 1. Недостаточное финансирование или неполный состав административной комиссии
Организуйте взаимодействие с уличными и домовыми комитетами. Они помогут административной комиссии в ее работе
Недостаточное финансирование ведет к отсутствию материальной заинтересованности ее членов и, как следствие, к неэффективной работе. В крупных муниципалитетах бывает сложно выявить все совершаемые на территории муниципального образования правонарушения. Проблема становится особенно острой, если комиссия работает в неполном составе.
Решение. Организуйте взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления (уличными, домовыми комитетами). Они помогут выявлять правонарушения и возьмут на себя общественный контроль за исполнением постановлений административной комиссии. Закрепите в муниципальном акте порядок такого взаимодействия. В местном бюджете предусмотрите финансирование для членов комиссии и органов ТОС.
На заметку: Когда создают административную комиссию
К административной ответственности нарушителей привлекают органы государственной власти. Но многие регионы в рамках передачи отдельных государственных полномочий делегируют органам местного самоуправления право составлять протоколы об административных правонарушениях. Порядок передачи полномочий установлен статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Кроме того, субъект РФ может передать местным властям полномочие рассматривать дела об административных правонарушениях и создавать административные комиссии для привлечения к административной ответственности (ч. 2, 5, 6 ст. 1.3.1 КоАП).
Административная комиссия — коллегиальный орган, который действует на постоянной основе. Он готовит к рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных на территории муниципального образования, рассматривает эти дела и выносит по ним решения.
Проблема 2. Невозможно установить личность нарушителя
Многие нарушители не идут на контакт с должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы. Иногда они ведут себя агрессивно, оскорбляют члена комиссии и даже применяют к нему физическое насилие. В результате без сотрудника полиции невозможно установить личность нарушителя и внести данные о нем в протокол. Кроме того, должностное лицо комиссии не имеет права задерживать лицо, совершившее административное правонарушение.
На заметку: Муниципальную милицию можно создать решением представительного органа МСУ как подразделение местной администрации либо орган МСУ с правами юрлица
Решение. Определите порядок взаимодействия комиссии с органами внутренних дел. Заключите соглашение с территориальным отделом МВД. Организуйте совместные рейды по профилактике административных правонарушений. Сотрудники полиции будут задерживать нарушителей, устанавливать их личность, а члены комиссии — составлять протоколы. Если в связи с большой нагрузкой полиция не сможет выделить сотрудника для проведения совместных рейдов, создайте муниципальную милицию.
Проблема 3. Невозможно взыскать административный штраф
Зачастую орган местного самоуправления не может взыскать с нарушителя штраф. Причин обычно две:
1) недостаточное взаимодействие с территориальными подразделениями службы судебных приставов;
2) у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание.
Решение. Определите порядок взаимодействия административной комиссии и судебных приставов. Заключите соглашение о взаимодействии с территориальным подразделением службы судебных приставов. Предложите ежеквартально проводить координационные совещания по проблемам работы комиссии, круглые столы по вопросам привлечения к административной ответственности.
Проблема 4. Комиссия выходит за рамки своих полномочий
Если комиссия составит протокол в связи с нарушением, за которое она не вправе привлечь к ответственности, суд отменит ее решение.
Решение. ОМСУ вправе составлять протоколы при осуществлении муниципального контроля. Фиксируйте в протоколе случаи, когда проверяемый:
— не повинуется законному распоряжению муниципальных контролеров (ч. 1 ст. 19.4 КоАП);
— препятствует законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП);
— не выполняет предписание муниципальных контролеров (ч. 1 ст. 19.5 КоАП);
— не выполняет законное требование представить контролерам сведения или подает их в неполном либо искаженном виде (ст. 19.7 КоАП).
Регионы устанавливают своими законами составы правонарушений, за которые ОМСУ также вправе привлекать к ответственности. В большинстве регионов местные органы власти могут составлять протоколы на лиц, которые:
— нарушают муниципальные правила благоустройства;
— не соблюдают правила торговли;
— нарушают тишину в ночное время;
— оставляют транспортные средства в неустановленных местах.
Рекомендуем опираться на судебную практику. Рассмотрим, в каких случаях суд признает решение ОМСУ о привлечении к ответственности законным, а когда отменит его.
На заметку: Как создать муниципальную административную комиссию
Порядок создания административных комиссий в муниципальных образованиях утверждают орган власти региона и ОМСУ. В большинстве случаев такие комиссии создают решением представительного органа по представлению главы муниципального образования. Вместе с решением о создании комиссии ОМСУ утверждает положение об административной комиссии и ее состав. В комиссию, как правило, включают руководителей и специалистов подразделений ЖКХ и благоустройства местных администраций. Предусмотрите в составе комиссии должности председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря.
Нарушение правил благоустройства
Верховный суд: администра тивные комиссии могут выписывать штрафы за нарушение правил благоустройства
Органы местного самоуправления утверждают правила благоустройства на территории муниципального образования. Как правило, суды подтверждают право должностных лиц ОМСУ составлять протоколы на тех, кто эти правила нарушает.
ПРИМЕР 1. Административная комиссия городского округа Тольятти наказала юридическое лицо штрафом на сумму 400 тыс. руб. Санкция была предусмотрена статьей 2.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях…». В этой норме установлена ответственность за самовольное нанесение надписей, рисунков на стены зданий, строений, сооружений, элементы благоустройства, в подъездах домов, общественном транспорте, иных общественных местах. Статью можно применять в случаях, когда ответственность за данные действия не предусмотрена федеральным законодательством.
Верховный суд подтвердил наличие у комиссии полномочий выписывать штрафы. Также он закрепил практику составления протоколов об административных правонарушениях по схожим правонарушениям в целях сохранения объектов благоустройства в надлежащем состоянии и защиты их от вандализма (определение Верховного суда от 22.10.2018 по делу № 301-АД18-15974).
Суды признают законными действия административных комиссий по составлению протоколов и в других случаях нарушения правил благоустройства.
ПРИМЕР2. Прокуратура обратилась в районную административную комиссию. Прокуроры сообщили, что ребенок упал на детской площадке и получил травму. Позднее в комиссию обратился и родитель пострадавшего ребенка. Оказалось, что у структурных подразделений органов власти нет сведений о собственнике детской площадки. Комиссия нашла владельца площадки, назначила ему административное наказание и вынесла предписание устранить недостатки, которые стали причиной нарушения.
Постановление административной комиссии помогло и семье пострадавшего ребенка. На основании этого документа законный представитель ребенка обратился в суд общей юрисдикции и потребовал, чтобы владелец площадки возместил причиненный вред и компенсировал затраты на лечение (решение Автозаводского районного суда города Тольятти от 03.05.2017 по делу № 2–2106/2017).
Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время
Во многих регионах административные комиссии муниципальных образований привлекают к ответственности тех, кто нарушает тишину и покой граждан в ночное время. Проблемы создают жители многоквартирных домов и участники публичных музыкальных мероприятий.
Документ:Требования к уровню шума предусмотрены в СанПиН 2.1.2.2645–10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
ПРИМЕР 3. Местные жители были недовольны шумом и громкой музыкой в баре после 23:00. Административная комиссия составила протокол по статье 2.1 части 2 Закона Самарской области № 115-ГД. Поскольку нарушителя ранее уже наказывали за шум, комиссия выписала штраф 20 тыс. руб. Компания попыталась оспорить постановление в суде.
Суд указал, что протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП. Виновность компании подтверждает заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. В нем сказано, что в ночное время уровень шума при включенном музыкальном оборудовании бара превышает санитарные нормы (решение Автозаводского районного суда города Тольятти от 04.05.2017 по делу № 12–384/2017).
Парковка транспортных средств на газонах
У сотрудников правоохранительных органов нет полномочий привлекать к административной ответственности лиц, которые оставляют автомобили на озелененных территориях. Поэтому жалобы жителей рассматривают местные администрации.
Когда возникают споры, суды не всегда встают на сторону муниципалитета.
ПРИМЕР 4. В Тольятти предусмотрена административная ответственность «за размещение транспортных средств на озелененной территории» (ч. 2.1 ст. 4.18 Закона Самарской области № 115-ГД). Нарушители, которым выписывали штраф, не раз пытались добиться признания нормы закона противоречащей действующему законодательству. Однако все попытки оказались безуспешными. Пример — решение Самарского областного суда от 16.05.2018 по делу № 3А-988/2018.
В Белгородской области местные власти также пытались штрафовать за парковку на газоне. Но в 2016 году Верховный суд признал штраф, который выписала административная комиссия, незаконным и отменил его (апелляционное определение Верховного суда от 21.12.2016 по делу № 57-АПГ16-7).
Суды пока не пришли к однозначному выводу по вопросу законности штрафов за парковку на озелененной территории. Если административная комиссия вашего муниципального образования выписывает штрафы за подобные нарушения, будьте готовы к судебным разбирательствам.
Выводы и рекомендации для органов местного самоуправления
1. Составляйте протоколы об административных нарушениях, если регион закрепил за ОМСУ такое полномочие.
2. Привлекайте к ответственности только по составам правонарушений, предусмотренным в КоАП и законах вашего региона.
На заметку: ОМСУ имеют право самостоятельно выступать с законодательными инициативами для урегулирования спорных вопросов
3. По вопросам привлечения к ответственности взаимодействуйте с территориальными ОВД, судебными приставами и органами ТОС.
4. Взаимодействуйте с органами власти региона по проблемам в работе административных комиссий. Некоторые субъекты РФ ежеквартально проводят семинары с участием членов административных комиссий.
Результаты обсуждений рекомендуем направлять в региональный законодательный орган. Он может внести изменения в законодательные акты, чтобы урегулировать спорные вопросы.
Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (с изменениями на 4 марта 2020 года)
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 2 июня 2010 года N 583-ЗО
Об административных комиссиях и о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 27 мая 2010 г. N 2299
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок создания и деятельности административных комиссий в Челябинской области (далее — административные комиссии), а также в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
Статья 1. Наделение органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Челябинской области государственными полномочиями
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее — органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов) на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области (далее — государственные полномочия).
2. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений Челябинской области (далее — органы местного самоуправления городских и сельских поселений) на неограниченный срок наделяются государственным полномочием по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области.
3. Органы местного самоуправления муниципальных районов Челябинской области (далее — органы местного самоуправления муниципальных районов) на неограниченный срок наделяются полномочиями органов государственной власти Челябинской области по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских и сельских поселений на осуществление государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области (далее — полномочия по расчету и предоставлению субвенций).
Статья 2. Порядок создания административных комиссий
1. Административные комиссии являются коллегиальными органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции.
2. Административные комиссии создаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
3. Административные комиссии действуют на основании положений об административных комиссиях, утверждаемых органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
Статья 3. Состав административных комиссий
1. Административные комиссии образуются в следующем составе:
1) председатель административной комиссии;
2) заместитель председателя административной комиссии;
3) ответственный секретарь административной комиссии;
4) иные члены административной комиссии.
2. Членами административных комиссий могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста.
3. Численный состав административных комиссий определяется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, но не может быть менее пяти человек.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
4. Члены административных комиссий, как правило, работают на общественных началах. Ответственные секретари административных комиссий могут исполнять свои обязанности на постоянной основе.
Статья 4. Полномочия административных комиссий
1. Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законодательством Челябинской области.
2. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством Челябинской области, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Административные комиссии могут устанавливать и применять к лицам, совершившим административные правонарушения, следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф.
Статья 5. Порядок работы административных комиссий
Дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями на заседаниях, которые проводятся с периодичностью, обеспечивающей соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Статья 6. Полномочия членов административной комиссии
1. Председатель административной комиссии руководит деятельностью административной комиссии, председательствует на заседаниях и организует работу административной комиссии.
2. Заместитель председателя административной комиссии организует предварительную подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению на заседании административной комиссии, выполняет поручения председателя административной комиссии, а также исполняет обязанности председателя административной комиссии в его отсутствие.
3. Ответственный секретарь административной комиссии принимает меры по организационному обеспечению деятельности административной комиссии, ведет подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях, осуществляет техническое обслуживание работы административной комиссии, ведет делопроизводство.
4. Члены административной комиссии участвуют в ее работе на равных правах. Члены административной комиссии могут участвовать в подготовке заседаний административной комиссии, вносить предложения по обсуждаемым вопросам, а также участвуют а обсуждении дел, рассматриваемых административной комиссией.
Статья 7. Права и обязанности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и должностные лица местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий вправе:
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1) организовывать работу административных комиссий в соответствии с законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации и Челябинской области;
2) определять число административных комиссий в соответствующем муниципальном образовании в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Челябинской области;
3) формировать персональный состав административных комиссий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Челябинской области;
4) получать разъяснения уполномоченных органов государственной власти Челябинской области (далее — уполномоченные государственные органы) по вопросам осуществления государственных полномочий;
5) получать финансовые средства из областного бюджета, предназначенные для осуществления государственных полномочий;
(в ред. Закона Челябинской области от 29.08.2013 N 530-ЗО)
6) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
7) принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3, 10, 11, 13-1, 13-2, 13-3, 15, 17 и 18 (в отношении символики муниципальных образований), статьей 19 (в отношении требований депутата представительного органа муниципального образования), статьями 20, 21, 24, 24-1, 27-2 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области»;
8) издавать иные муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий;
9) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных государственных органов об устранении нарушений настоящего Закона;
10) осуществлять иные права, необходимые для реализации государственных полномочий.
2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и должностные лица местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий обязаны:
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
2) обеспечивать использование по целевому назначению финансовых средств, предназначенных для осуществления государственных полномочий;
3) исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий;
4) представлять в порядке и сроки, установленные уполномоченными государственными органами, отчеты об осуществлении государственных полномочий и целевом использовании финансовых средств, предоставленных в виде субвенций из областного бюджета;
(в ред. Законов Челябинской области от 29.08.2013 N 530-ЗО, от 28.12.2016 N 495-ЗО)
5) представлять уполномоченным государственным органам документы, а также другую информацию об осуществлении государственных полномочий;
6) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения уполномоченными государственными органами проверок выполнения государственных полномочий и ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования финансовых средств, выделенных для осуществления государственных полномочий;
7) устранять нарушения, выявленные уполномоченными государственными органами при проведении контроля за осуществлением государственных полномочий, либо принимать меры по их предупреждению;
8) исполнять иные обязанности, необходимые для осуществления государственных полномочий.
(введена Законом Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений и должностные лица местного самоуправления при осуществлении ими государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области (далее в настоящей статье — государственное полномочие), вправе:
1) получать разъяснения уполномоченных государственных органов по вопросам осуществления государственного полномочия;
2) получать финансовые средства из бюджетов муниципальных районов, предназначенные для осуществления государственного полномочия;
3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственного полномочия в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
4) принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3, 10, 11, 13-1, 13-2, 13-3, 15, 20, 21 и 24 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области»;
(в ред. Законов Челябинской области от 03.07.2018 N 744-ЗО, от 08.05.2019 N 896-ЗО, от 03.02.2020 N 94-ЗО, от 04.03.2020 N 108-ЗО)
5) издавать иные муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственного полномочия;
6) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных государственных органов об устранении нарушений настоящего Закона;
7) осуществлять иные права, необходимые для реализации государственного полномочия.
2. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений и должностные лица местного самоуправления при осуществлении ими государственного полномочия обязаны:
1) осуществлять государственное полномочие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
2) обеспечивать использование по целевому назначению финансовых средств, предназначенных для осуществления государственного полномочия;
3) исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственного полномочия;
4) представлять в порядке и сроки, установленные уполномоченными государственными органами, отчеты об осуществлении государственного полномочия и целевом использовании финансовых средств, предоставленных в виде субвенций из бюджетов муниципальных районов на осуществление государственного полномочия;
5) представлять уполномоченным государственным органам документы, а также другую информацию об осуществлении государственного полномочия;
6) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения уполномоченными государственными органами проверок выполнения государственного полномочия и ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений в части расходования финансовых средств, выделенных для осуществления государственного полномочия;
7) устранять нарушения, выявленные уполномоченными государственными органами при проведении контроля за осуществлением государственного полномочия, либо принимать меры по их предупреждению;
8) исполнять иные обязанности, необходимые для осуществления государственного полномочия.
Статья 7-2. Права и обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по расчету и предоставлению субвенций
(введена Законом Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Органы местного самоуправления муниципальных районов и должностные лица местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по расчету и предоставлению субвенций вправе:
1) получать финансовые средства из областного бюджета, предназначенные для осуществления полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
2) получать разъяснения уполномоченных государственных органов по вопросам осуществления полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
3) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных государственных органов об устранении нарушений настоящего Закона.
2. Органы местного самоуправления муниципальных районов и должностные лица местного самоуправления при осуществлении ими полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны;
1) осуществлять полномочия по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
2) обеспечивать использование по целевому назначению финансовых средств, предназначенных для осуществления полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
3) исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений, допущенных при осуществлении полномочий по расчету и предоставлению субвенций;
4) представлять в порядке и сроки, установленные уполномоченными государственными органами, отчеты об осуществлении полномочий по расчету и предоставлению субвенций и целевом использовании финансовых средств, предоставленных в виде субвенций из областного бюджета;
5) представлять уполномоченным государственным органам документы, а также другую информацию об осуществлении полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
Уполномоченные государственные органы при осуществлении органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Челябинской области (далее — органы местного самоуправления) переданных в соответствии со статьей 1 настоящего Закона государственных полномочий имеют следующие права и обязанности:
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1) содействовать органам местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий путем:
а) координации и методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
б) изучения, обобщения и распространения опыта работы органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий, обеспечения единообразного его применения на территории Челябинской области;
в) внесения предложений в органы местного самоуправления по вопросам эффективного осуществления ими государственных полномочий;
г) предоставления органам местного самоуправления по их запросам необходимых материалов и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий;
2) контролировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, а также целевое использование финансовых средств, предоставленных на эти цели;
3) осуществлять финансовое обеспечение государственных полномочий;
4) осуществлять иные права и исполнять иные обязанности, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственных полномочий, органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по расчету и предоставлению субвенций обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
(в ред. Законов Челябинской области от 29.08.2013 N 530-ЗО, от 28.12.2016 N 495-ЗО)
2. Размер субвенций определяется на основании методики расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственных полномочий, а также на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по расчету и предоставлению субвенций (приложение 1).
(часть 2 в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
3. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета, утверждается законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному району, городскому округу.
(в ред. Законов Челябинской области от 26.05.2011 N 139-ЗО, от 29.08.2013 N 530-ЗО)
(введена Законом Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам городских и сельских поселений из бюджетов муниципальных районов, определяется на основании методики расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций, предоставляемых бюджетам городских и сельских поселений из бюджетов муниципальных районов на осуществление государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области (приложение 2).
2. Распределение субвенций, предоставляемых бюджетам городских и сельских поселений из бюджета муниципального района, между бюджетами городских и сельских поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.
Статья 10. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Уполномоченные государственные органы производят контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных в соответствии со статьей 1 настоящего Закона государственных полномочий, а также за целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
2. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции производят контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в следующих формах:
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1) проведение комплексных и тематических проверок, принятие необходимых мер по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок, либо их предупреждению;
2) проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в части расходования финансовых средств, выделенных для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
3) заслушивание отчетов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления о результатах осуществления государственных полномочий;
4) истребование от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления устных и письменных объяснений по поводу нарушения либо неисполнения настоящего Закона, а также другой информации для проведения проверок и ревизий;
5) выдача письменных предписаний по устранению выявленных нарушений настоящего Закона, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
6) отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, в случае их противоречия законодательству Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 11. Порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Прекращение осуществления органами местного самоуправления переданных в соответствии со статьей 1 настоящего Закона государственных полномочий осуществляется законом Челябинской области.
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
2. Основаниями для принятия закона Челябинской области о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий являются:
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1) изменение действующего законодательства, послужившего основанием для наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями;
2) ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий;
3) выявление фактов нарушений органами местного самоуправления требований настоящего Закона, в том числе нецелевого расходования финансовых средств, предоставленных из областного бюджета;
(в ред. Закона Челябинской области от 29.08.2013 N 530-ЗО)
4) принятие решения об осуществлении государственных полномочий органами государственной власти Челябинской области самостоятельно.
3. При прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий оставшиеся неиспользованными финансовые средства возвращаются в областной бюджет на основании закона Челябинской области о прекращении осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
(в ред. Законов Челябинской области от 29.08.2013 N 530-ЗО, от 28.12.2016 N 495-ЗО)
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2010 года.
Губернатор
Челябинской области
М.В.ЮРЕВИЧ
02.06.2010
г. Челябинск
N 583-ЗО от 27 мая 2010 года
Приложение N 1
к Закону
Челябинской области
«Об административных комиссиях
и о наделении органов
местного самоуправления
государственными полномочиями
по созданию административных комиссий
и определению перечня должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы
об административных правонарушениях»
Методика расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственных полномочий, а также на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по расчету и предоставлению субвенций
(в ред. Закона Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
1. Размер субвенции (Si), предоставляемой бюджету i-го городского округа (муниципального района) из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления городского округа (муниципального района) государственных полномочий, определяется по формуле:
Si = Рiфот + Hi, где:
Рiфот — годовой фонд оплаты труда, включая начисления на заработную плату. Расчет годового фонда оплаты труда производится исходя из норматива численности ответственных секретарей органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (по ставке инспектора, обеспечивающего работу по государственным полномочиям):
в городских округах и муниципальных районах — 0,5 должности (за исключением Магнитогорского и Челябинского городских округов);
в Магнитогорском городском округе — 1,5 должности;
в Челябинском городском округе — 3,5 должности.
Годовой фонд оплаты труда определяется исходя из нормативной численности и условий оплаты труда, установленных муниципальными нормативными правовыми актами по оплате труда соответствующей должности, по следующей формуле:
Рiфот = (Ki x должностной оклад + надбавки и доплаты в соответствии с муниципальными правовыми актами по оплате труда) x начисления на заработную плату, где:
Ki — норматив численности ответственных секретарей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
Hi — расходы на материально-технические затраты (в том числе расходы на услуги связи, коммунальные услуги, командировочные расходы, расходы на приобретение канцелярских товаров, почтовые услуги и прочие расходы), связанные с осуществлением государственных полномочий, которые определяются по следующей формуле:
Hi = Hiтек x К, где:
Hiтек — расходы на материально-техническое обеспечение, связанное с осуществлением государственных полномочий, в текущем финансовом году;
К — коэффициент изменения расходов на материально-техническое обеспечение, связанное с осуществлением государственных полномочий, установленный Министерством финансов Челябинской области на очередной финансовый год и плановый период.
2. Размер субвенции (Yi), предоставляемой бюджету i-го муниципального района из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определяется по формуле:
m — количество городских и сельских поселений в муниципальном районе;
Pj — численность населения j-го городского (сельского) поселения;
М — норматив финансовых затрат на канцелярские расходы, связанные с осуществлением государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области, равный 190 рублям;
Q — норматив финансовых затрат на осуществление органами местного самоуправления i-го муниципального района полномочий по расчету и предоставлению субвенций, равный 10 рублям.
3. Общий объем субвенций (V), предоставляемых для осуществления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственных полномочий, а также для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по расчету и предоставлению субвенций, рассчитывается по формуле:
n — количество городских округов и муниципальных районов;
K — количество муниципальных районов.
Приложение N 2
к Закону
Челябинской области
«Об административных комиссиях
и о наделении органов
местного самоуправления
государственными полномочиями
по созданию административных комиссий
и определению перечня должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы
об административных правонарушениях»
Методика расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций, предоставляемых бюджетам городских и сельских поселений из бюджетов муниципальных районов на осуществление государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области
(введена Законом Челябинской области от 28.12.2016 N 495-ЗО)
Размер субвенции (Rj), предоставляемой бюджету j-го городского (сельского) поселения из бюджета муниципального района на осуществление государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области, определяется по формуле:
Rj = (Pj x M) / 1000, где:
Pj — численность населения j-го городского (сельского) поселения;
M — норматив финансовых затрат на канцелярские расходы, связанные с осуществлением государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Челябинской области, равный 190 рублям.
Работа административной комиссии — научить людей жить в чистом районе.
Работа административной комиссии — научить людей жить в чистом районе.
Формулировка «Казнить нельзя помиловать» вбирает в себя и презумпцию не виновности и неизбежность наказания. Вопрос в том, где будет поставлена запятая. Казалось бы, есть буква закона и ее надо строго соблюдать — без перестановки запятых. Если бы в человеческих отношениях, даже с позиций административного воздействия, все решалось только по прописи.
При осуществлении своей деятельности административная комиссия при администрации Тенькинского городского округа Магаданской области руководствуется: Конституцией Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Законом Магаданской области от 15.03.2005 № 583-ОЗ «Об административных правонарушениях в Магаданской области», постановлениями и распоряжениями администрации Тенькинского городского округа Магаданской области.
06.09.2016 года Собранием представителей Тенькинского городского округа утверждены «Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Тенькинский городской округ», в которых говорится о соблюдении правил и о привлечении к административной ответственности за несоблюдения правил. Незнание некоторыми гражданами «Правил благоустройства» не освобождает от ответственности за их не соблюдение. Ведь для благополучия наших жителей и приняты «Правила благоустройства».
Все вроде бы предельно понятно: виновен — накажут. Метод работы административной комиссии сложился в следующей последовательности — говорить, убеждать, а потом уже наказывать.
Работа, проведённая административной комиссией при администрации Тенькинского городского округа Магаданской области в 2016 году показала, что недостаточно хорошо организована работа жителями нашего городского округа которые являются собственниками (арендаторами) частных домов, зданий (гаражей), имеются много нарушений по содержанию и уборке прилегающих территорий. Острой проблемой также является и безнадзорный выгул домашних животных, и оставление их без присмотра в общественных местах, кроме этого есть и такие нарушения административного характера как:
— стоянки автомобилей в неположенном месте;
— хранение разукомплектованных транспортных средств;
— расклеивание объявлений в неустановленных для этих целей мест.
В 2016 году административной комиссией при администрации Тенькинского городского округа Магаданской области рассмотрено 18 протоколов об административных правонарушениях за нарушение «Правил благоустройства» а именно:
— 3 протокола за хранение разукомплектованных транспортных средств;
— 10 протоколов за безнадзорный выгул домашних животных и оставление их без присмотра в общественных местах;
— 1 протокол за расклеивание объявлений в неустановленных для этих целей мест;
— 4 протокола за ненадлежащее содержание зданий, сооружений и уборку прилегающих территорий.
Острой актуальной проблемой в Тенькинского городском округе является безнадзорный выгул домашних животных. Выгул собак на детских, спортивных площадках, а также беспривязное содержание собак и их выгул без намордника и поводка в общественных местах. И хотя информирование населения по вопросу приносит свои плоды, все больше владельцев четвероногих питомцев не имеют представление о действующих нормах, в ряде случаев не все и не всегда следуют установленным правилам. Немалое количество правонарушений совершают жители нашего района в результате полного игнорирования «Правил благоустройства» в части оставление домашних животных без присмотра в общественных местах. За данное нарушение можно обойтись на первый раз предупреждением. Хотелось бы отметить особое внимание, что если в результате нарушения общественного порядка и общественной безопасности при содержании собак (ст. 3.10 Закона Магаданской области № 583-ОЗ «Об административных правонарушениях в Магаданской области»), была угроза причинению ущерба здоровью или имуществу граждан, то ответственность за указанное деяние гораздо строже – наложение штрафа от 4 000 до 5 000 тысяч рублей без предупреждения. Так что гораздо спокойнее и безопаснее для себя и окружающих держать своих животных под присмотром и осуществлять постоянный контроль за ними.
Административной комиссией рассмотрено 3 протокола об административном правонарушении по ст. 3.10 Закона Магаданской области № 583-ОЗ «Об административных правонарушениях в Магаданской области», за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при содержании собак. За данные административные правонарушения гражданам назначен штраф: два штрафа в размере по 5 000 тысяч рублей; один штраф в размере 4 000 тысячи рублей.
В наш век развитых технологий доказать факт нарушения поможет фото с любого носителя, которое также может послужить поводом для визита по вашему адресу специалиста администрации, чтобы призвать гражданина или организацию к порядку. «Наказать, нельзя помиловать» — эффективно ли руководствоваться лишь одними жесткими мерами? До того как дело об административном правонарушении попадет в административную комиссию используют и другие методы воздействия, принимаются во внимание как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства. Кто-то в поле зрения административной комиссии попал первый раз и устранил недостатки сразу же, после первого предупреждения, другого наказывают уже неоднократно, но попытки призвать к совести, тщетны, и здесь уговоры и убеждения бесполезны. Конечно же, административная комиссия смотрит на социальный статус человека, ставшего объектом административного разбирательства. Частым нарушением является: выгул домашних собак и оставление их без присмотра в общественных местах и ненадлежащее содержание частных домов, зданий (сооружений) и прилегающих территории находящихся в собственности (аренде).
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории Тенькинского городского округа запрещается:
- — сорить на всей территории Тенькинского городского округа;
- — складировать и размещать твердые и жидкие бытовые отходы, крупногабаритный мусор, мусор (в том числе образовавшийся в период проведения строительных работ), тару и иные отходы, а также снег вне специально отведенных для этого мест;
- — сжигать мусор, листву, деревья, ветки, траву, бытовые и промышленные отходы, разводить костры на придомовых территориях, в сквера, парках;
- — мыть транспортные средства во дворах и иных местах, не предназначенных для этих целей;
- — оставлять разукомплектованные транспортные средства вне установленных для этих целей мест;
- — производить на придомовых и прилегающих территориях работы по ремонту транспортных средств, механизмов, сопряженных с шумом, выделением и сбросом вредных веществ, превышающих установленные нормы (отработанные газы, горюче-смазочные материалы);
- — размещать транспортные средства, объекты строительного или производственного оборудования на газонах, цветниках, детских, спортивных площадках, в арках зданий, на тротуарах, контейнерных площадках для сбора и временного хранения ТБО;
- Ломать, уничтожать объекты и элементы благоустройства, малые архитектурные формы;
- — размещать афиши, объявления, рекламные плакаты, листовки, указатели в неустановленных местах;
- — самовольно наносить надписи, рисунки, расклеивать и развешивать объявления и другие информационные сообщения на остановочных пунктах, стенах, столбах, заборах (ограждениях) и иных не предусмотренных для этих целей объектах;
- — загрязнение домашними животными квартир, лестничных клеток, подвалов и других мест общего пользования в жилых дома, а также дворов, тротуаров и улиц;
- — нахождение домашних животных на детских площадках, в магазинах и других подобных местах общего пользования;
- — содержать домашних животных в местах общего пользования многоквартирных домов жилых домов (лестничных клетках, чердаках, подвалах, коридорах);
- — безнадзорный выгул, оставление собак без присмотра в общественных местах.
Административная комиссия обращается ко всем жителям Тенькинского городского округа, пожалуйста, поддерживайте чистоту, и порядок на территории где Вы проживаете. При соблюдении простых правил, к Вам не придет специалист администрации и не составит в отношении Вас административный протокол, тем самым, Вы не потеряете из семейного бюджета определенную часть денежных средств.
Уважаемые жители Тенькинского городского округа, если Вы, Ваши родные и близкие, стали потерпевшими или свидетелями административного правонарушения, перечисленные выше, просим Вас сообщить о данном правонарушении по телефонам администрации Тенькинского городского округа: 8(41344)3-04-20; 8(41344)3-04-15.
Понятие административных комиссий и содержание их правового статуса
КоАП РФ не закрепляет понятия административной комиссии, вследствие чего нечеткость правового регулирования деятельности административных комиссий на федеральном уровне приводит к разнообразию нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность административных комиссий на региональном уровне, и содержанию их правового статуса.
В большинстве субъектов Российской Федерации понятие административных комиссий по-разному закрепляется в специальных законах об административных комиссиях . Определения административных комиссий, закрепленные в законах субъектов РФ, условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся определения, в которых находит отражение коллегиальный характер данных органов и определяется сфера их деятельности . Во вторую группу входят определения, в которых уточняется характер подведомственности дел, рассматриваемых административными комиссиями, и уровень их правового регулирования . Например, закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 322 «Об административных комиссиях в Тюменской области» в ст. 1 следующим образом трактует понятие административных комиссий, понимая под ними постоянно действующие коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции законами Тюменской области.
Нередки случаи, когда определения административных комиссий даются в законах субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий , а также в региональных законах об административных правонарушениях .
Что касается исследования теоретических аспектов представленного в работе института, то достаточно большое внимание его понятийному аппарату уделялось в период функционирования советской государственности. В связи с этим следует констатировать, значительное количество ученых советского периода выделяли следующие определения административных комиссий.
Ф. С. Разаренов, Л. М. Розин указывали на два основных направления деятельности административных комиссий: «административные комиссии призваны рассматривать дела о нарушениях и налагать взыскания на граждан.» . В то же время наложение взыскания представляет собой заключительную часть стадии рассмотрения дела.
А. П. Клюшниченко, А. П. Шергин понимали под административными комиссиями «специальные юрисдикционные органы коллегиального рассмотрения дел об административных проступках, образуемые при исполнительных комитетах местных Советов депутатов трудящихся» . И. Н. Гоголев, А. П. Клюшниченко характеризовали административные комиссии как «специальные государственно-общественные юрисдикционные органы коллегиального рассмотрения дел об административных проступках, организуемые и состоящие при исполнительных комитетах местных Советов депутатов трудящихся» .
В. Д. Сорокин указывал, что «административные комиссии выступают в качестве основных органов, на которые возложено применение административных взысканий за нарушение правил, установленных нормативными актами Союза ССР и союзных республик» .
При этом, несмотря на то, что с момента опубликования указанных суждений прошло более 40, а то и более лет, они и в настоящее время не теряют своей актуальности. Этому подтверждение мы находим в многочисленных исследованиях посвященных института административных комиссий, в которых авторы вновь и вновь предпринимают попытки интерпретировать каждый по своему понятие административной комиссии.
Так, А. А. Макарцев, И. А. Нестеренко условно разделяют определения административных комиссий, закрепленных в законах субъектов Российской Федерации, на несколько групп: определения, в которых находит отражение коллегиальный характер данных органов и определяется сфера их деятельности; определения, в которых определяется также характер подведомственности дел, рассматриваемых административными комиссиями, и уровень их правового регулирования .
О. А. Лакаев определяет понятие «коллегиальных органов административной юрисдикции как предусмотренных нормами административно-деликтного права органов, в которых дела об административных правонарушениях рассматриваются и разрешаются коллегиально, на заседаниях членов этих органов посредством голосования с принятием соответствующих процессуальных актов большинством голосов» . Представляется спорным включение в определение двух тождественных понятий: «рассмотрение» и «разрешение», что порождает необходимость уточнения содержания деятельности административных комиссий.
К. А. Пономарев под административной комиссией муниципального образования понимает постоянно действующий коллегиальный орган административной юрисдикции, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных на территории муниципального образования, в соответствии со своей подведомственностью, определяемой в законодательстве субъекта Российской Федерации . На наш, взгляд, не совсем корректным представляется закрепление К. А. Пономарев полномочий административных комиссий на территории определенного муниципального образования. Действующим законодательством не исключается возможность существования административных комиссий, чьи юрисдикционные функции распространяются на территории нескольких муниципальных образований, либо, напротив, функционирования на территории одного муниципального образования нескольких административных комиссий.
Завершая исследование подходов к понятию административных комиссий, необходимо констатировать, что практически, сущность и содержание данного понятия на протяжении длительного периода времени деятельности указанных органов административной юрисдикции, практически не изменилась.
В связи с чем, на наш взгляд, считаем необходимым понимать под административными комиссиями постоянно действующие специальные органы административной юрисдикции, уполномоченные в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции, определяемой законодательством субъекта Российской Федерации.
Соглашаясь с позицией исследователей теоретических аспектов института административных комиссий, на наш взгляд, сформулированное выше нами понятие административных комиссий, необходимо закрепить в КоАП РФ, чтобы исключить различное трактование рассматриваемого понятия в законах субъектах Российской Федерации и соответственно возложение на них функций, не свойственных органам административной юрисдикции. В связи с этим по аналогии со ст. 5 УПК РФ , где закреплены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, необходимо дополнить главу 1 КоАП РФ ст. 1.9. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, которая бы не только раскрывала сформулированное нами понятие административных комиссий, но и ряд других, толкование которых вызывает неоднозначное понимание как в теории административного права и административной деятельности, так и в правоприменительной практике органов административной юрисдикции.
Переходя к исследованию особенностей правового статуса административных комиссий, следует в первую очередь отметить, что до последнего времени в отечественном праве вопрос о статусе административных комиссий оставался неясным, что порождало немало сложностей в ходе применения регионального законодательства об административных правонарушениях .
В КоАП РФ административные комиссии упоминаются лишь в ст.ст. 1.3.1 и 22.1, согласно которых они являются одним из коллегиальных органов административной юрисдикции. При этом они не включены в перечень органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, и могут разрешать только дела о правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Законодательное регулирование деятельности административных комиссий в полном объеме отнесено к компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации. Данное положение не противоречит ст. 72 Конституции РФ, которая закрепляет административное и административно-процессуальное законодательство в совместном ведении Федерации и ее субъектов.
В развитие данного конституционного положения в п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» вопросы установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта.
Некоторые исследователи констатируют, что федеральное законодательство ограничивается определением лишь места административных комиссий в системе органов административной юрисдикции . Уточнение их полномочий и организационной структуры происходит на региональном уровне. К сожалению, в настоящее время ни федеральное законодательство, ни законы субъектов РФ четко не определяют природу административных комиссий. Как отмечает Д. Н. Лукоянов, «…предоставление субъектам РФ возможности самостоятельно определять правовой статус административных комиссий влечет отсутствие единого подхода в данном вопросе…» .
Анализ правовой природы административных комиссий показывает, что в ее основе лежит правоохранительная функция государства, реализуемая путем осуществления государственных полномочий . Следовательно, полномочия, связанные с созданием административных комиссий, являются по своей сути государственными полномочиями, а сами комиссии — это государственные органы субъектов РФ. В связи с этим тезис о двойственной природе административных комиссий и возможности передачи государственных полномочий по формированию и регулированию деятельности административных комиссий на уровень муниципалитетов, высказываемый рядом авторов, не является верным.
Таким образом, правовая природа действующих административных комиссий муниципальных образований основывается на законодательных положениях о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а административная юрисдикция является прерогативой федеральных и региональных органов государственной власти (ст. 12, 72 Конституции России, соответствующие положения КоАП РФ и других законов), и поэтому административные комиссии муниципальных образований выполняют государственную юрисдикционную функцию на основе делегирования соответствующих полномочий от органов государственной власти субъектов РФ — в этом и заключается суть ее правовой природы, определяющей правовой статус данных юрисдикционных органов.
Этот вывод находит подтверждение и в указанном нами ранее Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» . В пп. «е» абзаца четвертого п. 18 данного Постановления отмечается, что субъекты РФ не вправе передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности.
Только недавно в региональное административное законодательство стали вноситься изменения, конкретизирующие статус административных комиссий как государственных органов субъектов РФ. Так, в начале 2008 г. из Закона Новосибирской области «Об административных комиссиях в Новосибирской области» было исключено положение, касающееся полномочия глав муниципальных образований по принятию положений об административных комиссиях соответствующего вида. В настоящее время они утверждаются губернатором Новосибирской области. Такой законодательный подход субъектов РФ, по мнению некоторых исследователей, уменьшил возможность влияния органов местного самоуправления на деятельность административных комиссий, и конкретизировало их статус как государственных органов субъекта Федерации .
Литература:
1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ: по сост. на 04 ноября 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 24 ноября 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (часть I). — Ст. 4921.
3. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48: по сост. на 09 февраля 2012 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2008. — № 1.
4. Об административных комиссиях Республики Адыгея: закон Республики Адыгея от 9 января 2007 г. № 54 // . — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 05.11.2014).
5. Об административных комиссиях: закон Чувашской Республики от 30 мая 2003 г. № 17 // . — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 05.11.2014).
7. Об административных комиссиях: закон Владимирской области от 30 декабря 2002 г. № 141-ОЗ: по сост. на 09 ноября 2011 г. // Владимирские ведомости. — 2003. — № 5
8. Об административных комиссиях в Новосибирской области: закон Новосибирской области от 17 марта 2003 года № 102-ОЗ: по сост. 03 мая 2012 г. // . — Документ опубликован не был. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 05.11.2014).
9. Об административных комиссиях в Тюменской области: закон Тюменской области от 28 декабря 2004 г. № 322: по сост. на 11 октября 2013 г. // Вестник Тюменской областной Думы. — 2004. — № 15. — Ч. 1.
10. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Татарстан по образованию и организации деятельности административных комиссий: закон Республики Татарстан от 30 декабря 2005 г. № 144-РТ: по сост. на 16 октября 2014 г. // Ведомости Государственного Совета Татарстана. — 2005. — № 12 (IV часть). — Ст. 1080.
11. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях: закон Алтайского края от 10 марта 2009 г. № 12-ЗС: по сост. на 19 июня 2014 г. // Сборник законодательства Алтайского края. — 2009. — № 155. — Ч. 1. — С. 28.
12. Об административных правонарушениях на территории Воронежской области: закон Воронежской области от 31 декабря 2003 г. № 74-ОЗ: по сост. на 30 октября 2014 г. // Коммуна. — 2004. — № 4.
13. О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об административных комиссиях в Новосибирской области: закон Новосибирской области от 28 марта 2008 г. // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 2008. — № 64.
16. Кузнецов Д. О. Административные комиссии в системе органов административной юрисдикции / Д. О. Кузнецов // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Воронеж, 1–2 июля 2011 г.). — Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2011. — Ч. 1. — С. 148–154.
18. Лакаев О. А. Региональное нормативно-правовое регулирование организации и компетенции административных комиссий / О. А. Лакаев // Актуальные проблемы нормотворчества: Сборник статей (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Института законотворчества ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», Саратов, 6 октября 2009 г.). — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. — С. 173–176.
19. Лукоянов Д. Н. Правовой статус административных комиссий как органов административной юрисдикции / Д. Н. Лукоянов // Модернизация функций права и государства: традиции, установки, тенденции, перспективы: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции (10–11 декабря 2011 года): в 3 т. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. — Т. 3. — С. 140–145.
25. Суменков Г. Н., Якунин Е. И. О некоторых проблемах правового регулирования вопросов создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных образованиях. (Начало) / Г. Н. Суменков, Е. И. Якунин // Государственная власть и местное самоуправление. — М.: Юрист, 2005 — № 4. — С. 11–14