Skip to content

Бизнес Юнион

  • Карта сайта

4 подсистемы политической системы

03.05.2020 by admin

Содержание

  • Нормативная политическая система
    • Готовые работы на аналогичную тему
  • Акты нормативной основы политической системы общества
  • Составные части нормативной основы политической системы
  • Подсистемы политической системы
  • 4.3 Политическая система
    • Введение
    • 1 Структура
    • 2 Функции

Нормативная политическая система

Политическая система общества, опираясь на собственные экономические и политические, социальные и идеологические, а также нормативные основы, создает свой собственный базис, при помощи которого происходит ее развитие. Остановимся более подробно на нормативной основе политической системе, ответив на следующие вопросы:

  • что представляет собой нормативная основа?
  • каковы ее составляющие и назначение?

В первую очередь отметим, что она служит формой регулирования политических отношений, обеспечивая необходимый уровень организации, стабильности и устойчивости всей системы.

Замечание 1

Стоит также обратить внимание на тот факт, что в виду многообразия социальных норм, разные авторы выделяют разные составляющие нормативной основы.

С точки зрения одних, ее слагаемыми следует считать право, нормы общественных организаций, нормы «государственной и общественно-политической жизни». Другие также относят нормы морали, права, общественных организаций, партийные решения, традиции политики, определенные обычаи. Однако приведенные примеры также свидетельствуют о том, что неотъемлемым атрибутом нормативной основы всегда выступают социальные нормы, под влиянием которых и происходит название рассматриваемой основы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нормативная политическая система 400 руб.
  • Реферат Нормативная политическая система 260 руб.
  • Контрольная работа Нормативная политическая система 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 2

При этом важно сделать замечание, что далеко не все нормы будут образовывать основу нормативной системы. К числу необходимых норм следует относить только те из них, которые оказывают непосредственное регулирующее воздействие на отношения по осуществлению власти.

Таким образом нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:

  • нормы и принципы, наделенные политическим содержанием;
  • нормы и принципы актов партийных органов и общественных организаций;
  • традиции и обычаи политики;
  • нормы и принципы морали/нравственности.

Рисунок 1. Нормативная подсистема политической системы общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Акты нормативной основы политической системы общества

Самыми важными из их числа являются конституции. Своим содержанием он отражают духовный и политический, а также социальный и экономический строй. Поэтому конституции следует рассматривать не только с точки зрения правового или материального аспекта, но и в рамках других аспектов, которые способны отразить все стороны разных сфер общества.

Не стоит забывать, что довольно важную роль в данном случае имеет два аспекта: политико-идеологический и юридический. В связи с этим конституции можно разделить на две группы:

  • старые или традиционные, принимавшиеся в периоды правотворчества на Западе;
  • новые, появившиеся после Второй мировой войны.

Отдельно рассмотрим каждую из групп. Для большей наглядности приведем для начала ряд примеров. К первой группе относятся конституции: США, Бельгии, Норвегии, Люксембурга, Швейцарии и многие другие. Ко второй: Италии, ФРГ, Японии и Греции и другие.

Первая группа конституций была призвана отражать и защищать послефеодальную эволюцию на следующих этапах. Однако на отдельной «ступени» располагаются конституции Англии и Австрии, Ирландии и некоторых других государств.

Вторая группа была призвана отражать и закреплять лишь отношения, такие как общественные, институты или учреждения, которые, как было отмечено выше, складывались в период после Второй мировой войны.

Нормы права, составляющие конституции хоть и являются важной составляющей, но не исчерпывающей частью нормативной политической системы общества. В связи с этим отдельно остановимся на других составных частях нормативной политической системы.

Составные части нормативной основы политической системы

Как отмечалось выше, нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:

  • нормы и принципы, наделенные политическим содержанием;
  • нормы и принципы актов партийных органов и общественных организаций;
  • традиции и обычаи политики;
  • нормы и принципы морали/нравственности.

Важно отметить, что большое значение играют политические нормы, отражающиеся в уставах, нормативных актах. Они образуются целостность и единство организаций, фиксируя единство власти – «превращение авторитета идей в авторитет власти». Говоря о политических традициях и обычаях, следует понимать, что характерными для них чертами являются повторяемость, относительная устойчивость, преемственность, эмоциональность.

Примечателен также тот факт, что в современных политических отношениях применяется немалое количество обычаев и традиций, в качестве примера которых можно назвать:

  • функционирование политической оппозиции;
  • многопартийность;
  • существование принципа разделения властей и многое другое.

Особенностью таких традиций и обычаев является тот факт, что они очень тесным образом связаны с государством и его политической жизнью. В ряде случаев такая связь и сочетание приобретает санкционированный характер, в ряде случаев с законодательным закреплением. Таким примером может служить Акт о министрах короны 1937 г, в котором законодательно закрепляется оппозиция. Из данного Акта следует, кого можно рассматривать лидером оппозиции, каким образом решается вопрос оппозиционной партии. Вместе с тем, влияние политических обычаев и традиций не ограничивается какой-либо одной сферой жизни, а функционируют во всех возможных направлениях, конкретизируя определенные нормы поведения.

Однако такую же важную роль как традиции и обычаи играет и моральная основа политической системы, устанавливая к участникам отношений требования и обязанности шире, нежели возлагают другие нормы. Нормы морали служат не только отражением общественных обязанностей, но и показывают процесс осознания личностью своего значения на уровне общества. Одной из отличительных черт норм морали можно отметить тот факт, что благодаря своей гибкости принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно, не пересекаясь с другими принципами и нормами.

Отметим, что особенно важным для нормативной основы является тот факт, чтобы политические нормы опирались на нормы и принципы морали человечества, давай ей возможность пронизывать их и определять черты.

Подсистемы политической системы

Политическая система состоит из подсистем и элементов. Каждая подсистема обладает собственной целью, но это не означает, что она может существовать самостоятельно от главной системы. По функциональному признаку можно выделить следующие подсистемы: институциональная, регулятивная, идеологическая, коммуникативная.

Институциональная подсистема, состоящая из различных социально-политических институтов и учреждений, включает государство, политические партии и движения, группы лоббирования, средства массовой информации. Центральным, или осевым, элементом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство.

Среди других политических институтов особое место занимают партии. В отличие от других организаций (профсоюзов, предпринимательских союзов, крестьянских объединений и т.п.), которые ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за руководство государством, за удовлетворение интересов, которые они представляют.

К опосредующей субсистеме относятся средства массовой информации — печать, радио и телевидение, которые традиционно обозначают термином «четвертая власть». При этом имеются в виду независимость средств массовой информации и их роль в формировании общественного мнения.

Регулятивная подсистема выступает как совокупность политикоправовых норм и нравственных принципов, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества (конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.). Ряд социально- политических норм непосредственно создается органами государства (правовые нормы), другие — общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от конкретной культуры.

Идеологическая подсистема образует теоретический уровень (политические идеологии: принципы, идеи, лозунги, идеалы, концепции) и эмпирический уровень (политическая психология: чувства, настроения, предрассудки, эмоции, мнения).

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между социально-этническими общностями, классами, социальными группами и отдельными индивидами по поводу их участия в организации политической власти.

Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных — высшего или верхнего (мегоуровень), среднего, или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального — нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (т.е. приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции. На этом же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.

Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. В политическом пространстве они располагаются между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции — инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок и т.д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества — важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем располагаются, в принципе, все общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разделяют их по разным уровням.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы — к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

4.3 Политическая система

База знаний ЕГЭ Обществознание 11-08-2017, 08:05

Видеоурок:

    Лекция:

    Политика и политическая система

    Политика – это не только деятельность, направленная на завоевание, утверждение и использование власти, но также деятельность по управлению обществом и государством и принятию политических решений. Как известно, политическими акторами (субъектами политики) являются индивиды, политическая элита, политические партии, институты гражданского общества, государство, то есть все те, кто осуществляет политическую власть или воздействует на неё. Взаимодействие политических акторов называется политическими отношениями. Существует множество направлений политики и политических отношений, среди которых:

    • Внутренняя – внутригосударственная деятельность, например, поддержание порядка в обществе и государстве, улучшение благосостояния граждан.
    • Внешняя – межгосударственная деятельность, например, участие в деятельности ООН, Совета Европы.
    • Военная – организация и применение средств вооруженного насилия для решения определённых политических задач.
    • Национальная – решение задач, связанных с сосуществованием разных наций на одной территории.
    • Демографическая – регулирование репродуктивного поведения граждан, укрепление семьи.
    • Экономическая – деятельность государства по развитию экономики страны, отечественного производства и др.

    Деятельность политических акторов и составляет политическую систему, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения. Функционирование политической системы наглядно демонстрирует схема амер. политолога Дейвида Истона:

    Согласно данной модели, политическая система имеет вход и выход, через которые осуществляется обратная связь с индивидами, группами, обществом. Окружающая среда реагирует на политическую систему двумя способами: соглашается с принятыми властными решениями и исполняет их либо не соглашается и требует перемен. Итак, на входе в политическую систему поступают требования или поддержка социума. Например, требования: о повышении зарплат, улучшении образования, обеспечении общественного порядка и многое другое. Поддержка: выплата налогов, участие на выборах несение воинской службы, то есть соблюдение законов и политических решений. Реакция социума в форме требований или поддержки перевариваются системой, то есть политические акторы должны подумать, как и чем ответить. На выходе принимаются решения и предпринимаются действия. Пример: в министерство труда поступило требование профсоюза работников образования об индексации заработной платы учителей (вход, требование). Данное требование было рассмотрено на коллегии министерства труда и обсуждено депутатами профильного комитета Госдумы (обработка требования политической системой). В результате было принято решение об индексации зарплат на 1,2%, которое было опубликовано в газете «Профсоюз образования» (выход, решение и действие).

    Подсистемы политической системы

    Политическая система включает в себя следующие подсистемы:

    • Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых выполняет значимые для общества функции. К данной подсистеме относятся государство, партии, профсоюзы, трудовые коллективы, религиозные организации, СМИ и другие.
    • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические и моральные нормы, регулирующие поведение субъектов политики.
    • Культурно – идеологическая подсистема состоит из политической идеологии (взгляды, идеи, ценности) и политической психологии (чувства, эмоции, настроение). Общими словами данная подсистема имеет прямое отношение к политическому сознанию граждан.
    • Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения субъектов политики.
    • Функциональная подсистема состоит из форм, методов и направлений политической деятельности и имеет отношение к политической практике.

    Функции и виды политической системы

    Политическая система реализует целый ряд значимых для общества и государства функций. Она:

    • Определяет цели, задачи и пути развития общества и государства.
    • Объединяет общество и государство для достижения поставленных целей и реализации задач.
    • Согласует интересы различных индивидов и групп.
    • Разрабатывает нормы, регулирующие поведение граждан и политических институтов.
    • Формирует политическое сознание граждан.
    • Обеспечивает связи и взаимодействия между субъектами политики.
    • Контролирует и оценивает выполнение гражданами и политическим институтами правил и законов, пресечение нарушений.

    В современном мире выделяются два вида политических систем:

    • Либерально-демократическая – «открытое общество», характеризующееся обеспечением прав и свобод граждан, рыночной экономикой и свободой предпринимательства, завоеванием власти путём выборов.
    • Тоталитарная – «закрытое общество», характеризующееся господством одной партии, цензурой, культом вождя, поддержанием стабильности в обществе путём применения насилия.

    Введение

    Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

    Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

    1 Структура

    Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

    Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

    Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

    В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

    Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

    Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

    Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

    Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

    Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

    Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения, в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

    2 Функции

    Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции:

    1) определение целей развития общества;

    2) властно-политическая интеграция;

    3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

    4) легитимация политического режима;

    5) обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;

    6) разрешение конфликтов;

    7) мобилизация ресурсов и др.

    Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).

    Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие».

    «Входящие» функции:

    1) политическая социализация и вовлечение в политику;

    2) артикуляция (выражение) интересов;

    3) агрегирование (интеграция) интересов;

    4) политическая коммуникация.

    «Исходящие» функции:

    1) нормотворчество;

    2) использование правил и норм;

    3) контроль за соблюдением правил и норм

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Бизнес задача
  • HR бренд работодателя
  • Комплекс мероприятий направленных на восстановление продуктивности
  • Фракция в партии
  • Форель разведение в пруду

Архивы

  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020

Мета

  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org
© 2020 Бизнес Юнион | WordPress Theme by Superb Themes